Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Уроки выборов в россииПолитология
Статья посвящена анализу политических процессов и изменений в
общественно-политической жизни за 15 лет, прошедших с начала перестройки.
Анализируются макроэкономические, внутренние и внешнеполитические факторы,
которые привели к необходимости реформирования политической и
экономической систем СССР. Приводится анализ изменений в политической
системе, показаны отличия политической системы современной России от стран
развитой демократии. На опыте нескольких избирательных кампаний
рассмотрена эволюция избирательных кампаний с 1989 по 2000 год.. Для
описания этих процессов авторы используют понятие «ресурс». Под ресурсами
понимаются источники, реальные средства и скрытые возможности, имеющиеся у
социальных и политических участников для совершения различного рода
действий, способствующих укреплению их положения либо совершению подобных
метаморфоз, - перехода из одного качества в другое, более удобное для них,
соответствующее их представлениям о своей роли, а именно: воля
политической элиты, или административный ресурс «партии власти», который и
определяет фактический политический курс в стране; духовные ресурсы -
новые идеи; институциональный ресурс в виде новых партий и движений;
финансовый ресурс - деньги; информационный ресурс - наличие альтернативных
средств массовой информации.
Судя по тем ресурсам, которые были использованы на выборах в период
«детства» российской демократии в 1989, 1990 и 1991 гг., эту модель
выборов можно назвать полуадминистративно-командной,
определенно-личностной и слабо структурированной.
Главным ресурсом на тех выборах была личность самих кандидатов. А главная
тема политического выбора, предложенного ими: либо более эффективное и
более демократическое развитие социалистических начал на пути к
коммунизму, либо некоммунистический путь развития.
Выборы 1993 г. в Государственную Думу первого созыва с участием
народившихся партий уже больше напоминали структурированную,
организационно-партийную модель, потому что впервые был официально
задействован партийно-политический ресурс наряду с укрепляющимся
административно-властным.
В думскую избирательную кампанию 1995 г. помимо партийно-политического
явственно вмешался денежный ресурс финансовых и предпринимательских
структур.
Модель этих выборов напоминала рыночную. Новые социальные институты
впервые с помощью больших денежных вливаний в кандидатов пытались прочно
представить свои интересы в нижней палате Федерального собрания.
Модель президентских выборов 1996 года можно точно назвать смешанной: и
административно-командной, и рыночной. В этих выборах-сражениях были
задействованы все ресурсы государственной власти и крупнейших
финансово-промышленных групп
Победить на выборах1996 и 1999 гг. многим нынешним участникам помогли «три
кита»: властные, финансовые и информационные ресурсы. Последние выборы в
очередной раз показали, что контроль над информационным пространством
поделен на всех уровнях, включая местный.
Оформились политизированные медиа-холдинги и группировки; проявилось их
умение консолидироваться вокруг одного центра силы (президентские выборы
1996 г., 2000 г.), а также трансформироваться к поддержке различных
кандидатур и блоков на думских выборах. Финансовые группы и их
медиа-холдинги стали благоразумно вкладывать свои средства сразу в
несколько наиболее «проходимых» кандидатов, блоки, объединения.
Благодаря использованию информационных технологий опрокинуты все
предыдущие представления о тех сроках, за которые можно «раскрутить»
совершенно новое избирательное объединение. «Единство» за три месяца,
благодаря национальным каналам телевидения, стало одним из самых
популярных блоков, фактически оставаясь «котом в мешке» для многих
избирателей, опубликовав свое предвыборное заявление практически перед
началом выборов. Именно СМИ способствовали столь резкой динамике изменений
политических представлений электората.
При всех несомненных издержках прошедших пяти федеральных избирательных
кампаний (1993, 1995, 1996, 1999, 2000 гг.) и нескольких десятков местных
избирательных кампаний можно отметить ряд позитивных моментов:
институт выборов закрепился как важнейшая демократическая процедура
в обществе, с помощью которой происходит институализация народного
представительства, легитимация политической власти, смена элит,
разрешение накопившихся в обществе противоречий мирным путем;
во многом исчезла возможность возврата к социалистическому прошлому,
но есть надежда на социал-демократическое будущее, если системная
партия России - КПРФ сможет на деле заявить об этом.
Участие в выборах способствовало повышению политической культуры не только
претендентов на посты, но и СМИ, власти, всего общества. Накоплен большой опыт,
который теперь обобщается. Совершенствуются законодательная база, технологии,
способы ведения предвыборной борьбы. В целом это положительный процесс, ибо с
каждой избирательной кампанией общество взрослеет, становится более
демократичным, а избиратели - все более требовательными. В частности, выборы
показали, что не выдержал проверки временем радикалистский путь стремительного
реформирования экономики на рыночных основаниях, и стало ясно, что для
проведения экономических реформ необходима широкая поддержка различных слоев
общества и заметная роль государства.
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - Д.С. Мухортов. Political English: An Advanced Mass Media Course / Учебное пособие по английскому языку в области политики и международных отношений. – М.: Либроком, 2011. – 232 с.
- Николай Козин. Постижение России. Опыт историософского анализа. – М.: Алгоритм, 2002. – 656 с.
- А.А. Яник. История современной России. Истоки и уроки последней российской модернизации (1985-1999). – М.: Фонд современной истории, Издательство МГУ, 2012. – 760 с.
- М.С. Ельчанинов. Социальная синергетика и катастрофы России в эпоху модерна. – М.: КомКнига, 2005. – 240 с.
- Николай Козин. Постижение России. Опыт историософского анализа. – М.: Алгоритм, 2002. – 656 с.
- Р.С. Гринберг. Свобода и справедливость. Российские соблазны ложного выбора. – М.: Магистр, Инфра-М, 2012. – 416 с.
- О.А. Мартьянова. История России. 7 класс. Интерактивные дидактические материалы (+ CD-ROM). – М.: Планета, 2015. – 496 с.
- Денис Моторин. Структура интеллекта и политический прогноз. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 176 с.
- Дональд Трамп. Трамп никогда не сдается. – М.: Эксмо, 2016. – 240 с.
- Э.М. Галимов. Замыслы и просчеты. Фундаментальные космические исследования в России последнего двадцатилетия. Двадцать лет бесплодных усилий. – М.: Либроком,Едиториал УРСС, 2017. – 376 с.
- В.А. Аватков. Турецкий язык. Учебное пособие по военно-политическому переводу. – М.: МГИМО-Университет, 2016. – 220 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|