Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Международный валютный фондМеждународные экономические отношения
Важным элементом международных валютно-кредитных отношений является их институциональная структура, включающая международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации - государственно-монополистические институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических отношений.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
МВФ - межправительственная валютно-кредитная организация, предназначенная для регулирования валютных отношений между государствами-членами и предоставления им кратко- и среднесрочных кредитов при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.
Фонд был создан на основе соглашения, принятого представителями 44 стран на Международной валютно-финансовой конференции Объединенных Наций в июле 1944г. в Бреттон-Вудсе (США) и вступившего в силу с 27 декабря 1945г. С 1 марта 1947г. МВФ начал практическую деятельность как специализированный орган ООН.
В соответствии с его первоначальным Уставом и принятыми в последующие годы сериями поправок фонд осуществляет следующие функции:
координация валютной политики стран-участниц, согласование и разработка «правил» международных валютных отношений;
краткосрочное и среднесрочное урегулирование дефицитов платежных балансов посредством предоставления нуждающимся странам по относительно льготным (по сравнению с рыночными) процентным ставкам конвертируемой валюты;
функции исследовательского и информационного органа, а также центра по разработке основных направлений международной валютной реформы.
Ресурсы Фонда формируются из основного капитала и накоплений. Капитал образуется из квот - взносов стран-членов. Квота имеет троякое значение, определяя: 1) размер взноса в уставный капитал; 2) число голосов страны при решении вопросов в органах управления; 3) лимит использования ресурсов МВФ.
Критериями размера квоты являются экономический потенциал и место страны в мировой экономике. От размера квоты зависит число голосов, которыми страна-член может располагать при принятии Фондом решений.
По Уставу Фонда страны-члены могут получить средства в иностранной валюте для покрытия временного дефицита платежных балансов. Кредиты выдаются на 3-5 лет в форме продажи необходимой иностранной валюты на национальную. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Операции проводятся следующим образом: если страна, например, получает кредит в долларах США, то эквивалент в национальной валюте заносится на счет МВФ в ее центральном банке; по истечении срока кредита страна-дебитор выкупает национальную валюту, внося Фонду соответствующую сумму кредита в конвертируемой иностранной валюте.
Страны-члены могут получить средства также и по другим источникам. В их числе: 1) кредиты «стэнд-бай», предоставляемые с 1952г. для целей, согласованных с МВФ; 2) компенсационное финансирование (с 1963г.) - специальные кратко- и среднесрочные кредиты для покрытия дефицитов платежных балансов, связанных с падением цен на сырьевые товары, со структурными сдвигами в экономике; 3) система финансирования «буферных» запасов (с 1969г.) - специальные кредиты в целях стабилизации цен на сырьевые товары; 4) система расширенного кредитования (с 1974г.) - специальные кредиты странам, испытывающим серьезные нарушения платежных балансов; 5) кредиты из различных специальных фондов.
В целях расширения своих кредитных возможностей Фонд привлекает заемные средства. С этой целью в 1962г. подписано Генеральное соглашение о займах, а в середине 70-х гг. создан ряд специальных фондов: нефтяной, доверительный, фонд Виттевена и др. В обоих случаях роль МВФ сводится к посредничеству при получении нуждающимися странами средств от других промышленных и нефтедобывающих государств и установлению контроля над валютно-финансовой политикой страны-заемщика.
Кредиты МВФ предназначены для выравнивания платежных балансов. Однако, во-первых, в большинстве случаев получение кратко- и среднесрочных кредитов, особенно развивающимися странами, не способствует устранению хронических дефицитов их платежных балансов. Во-вторых, ресурсы Фонда не соответствуют масштабам потребностей стран-членов в средствах, особенно в период значительной неуравновешенности международных платежей. В-третьих, расширение объемов кредитов МВФ осуществляется в первую очередь за счет повышения квот, которое распределяется, в основном, в пользу промышленно развитых стран.
Возрастание роли МВФ в регулировании международной валютной системы происходит не столько за счет его кредитной деятельности, сколько в результате выполнения им функции координатора международного кредитования, осуществляемого частными банками промышленно развитых стран, и гаранта прибылей банковских монополий
2. Группа международного банка реконструкции и развития
2. 1МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
МБРР - первый межгосударственный инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в соответствии с решением Международной валютно-финансовой конференции Объединенных Наций в июле 1944г. в Бреттон-Вудсе (США).
Формально являющийся специализированным финансовым учреждением ООН, МБРР начал свою деятельность с 25 июня 1946 г.
Созданный по инициативе финансового капитала США, МБРР в начале своей деятельности был призван с помощью аккумулированной им части бюджетных средств государств и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западноевропейских странах, хозяйство которых было подорвано второй мировой войной.
Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. МБРР выступает в роли крупнейшего заемщика на мировом рынке ссудных капиталов, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в общей сумме выпускаемых ими облигационных займов.
При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует самой широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, она лишается возможности его получить. МБРР часто отказывает в предоставлении кредитов и по политическим соображениям.
МБРР кредитует государственные предприятия в развивающихся странах лишь при наличии гарантии их правительств и только после того, как его руководство убедится. Что необходимый для выполнения рассматриваемого проекта частный капитал отсутствует или не заинтересован в его осуществлении, а участие правительства не нанесет ущерба расширению частной инициативы и предпринимательства в данной стране. Более того, кредиты МБРР на развитие энергетики, транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры должны отвечать далеко идущим целям: способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для деятельности частного капитала - национального и иностранного.
2. 2МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ
МАР создана руководством МБРР при поддержке США в 1960г. и имеет общие с МБРР органы управления во главе с президентом Банка. Являясь филиалом МБРР, МАР призвана дополнять деятельность Банка и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на 50 лет (с них взимается лишь комиссия в размере 0, 75% годовых).
МАР не может выдавать средства всем желающим. Поэтому ею кредитуются в первую очередь страны с ВНП на душу населения не выше 790 долл. в год или с доходом на душу населения не выше 390 долл. в год. Однако, чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
Финансовые ресурсы МАР формируются в основном за счет государственных взносов стран-членов, прежде всего США. Кредиты МАР направляются в основном на развитие инфраструктуры, причем не только экономической, но и социальной, однако в последнее время в ее кредитной политике все больший приоритет отдается сельскому хозяйству.
2. 3МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ
Цель этой организации, созданной в 1956г. по инициативе США, - стимулирование частных инвестиций в промышленность молодых государств, создание и расширение там частного сектора. МФК финансирует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых странах. Это обусловлено, в частности, значительной стоимостью ее займов, которая выше среднегодовых ставок на мировом рынке ссудных капиталов. Сроки по этим займам не превышают, как правило, 15 лет.
Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в странах-членах не требуется правительственных гарантий, которые необходимы при получении кредитов МБРР и МАР предприятиями или организациями стран-членов. Другим существенным отличием МФК является особое право (с 1961г.) не только предоставлять займы, но и непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам.
3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ
Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки относится к 60-м годам. Общим для всех трех региональных банков является их связь с ООН через ее соответствующие региональные экономические комиссии, что призвано поддерживать эти банки авторитетом крупнейшей международной организации.
Среди трех банков первым по размеру капитала, как и по времени образования (1959г.) является Межамериканский банк развития (МаБР). Привлечение значительных заемных средств с рынков ссудных капиталов делает этот региональный банк похожим на МБРР. МаБР и МБРР совместно с Азиатским банком развития (АзБР), созданным в 1965г., поощряют экспорт капитала из развитых стран в развивающиеся, гарантируя возврат основного долга и высокий доход частным инвесторам по выпущенным облигациям.
Африканский банк развития (АфБР), созданный в 1963г., не допускал в течение 20 лет в состав подписчиков на свой капитал развитые капиталистические страны, что отрицательно сказывалось на его кредитоспособности. Слабая финансовая база, обусловленная чисто африканским составом участников, не позволяла Банку до середины 70-х гг. получать заемные средства на рынках ссудных капиталов. Это вынудило руководство Банка в целях расширения его финансовой базы согласиться на прием в состав членов АфБР развитых государств из других регионов, за счет которых после 1982г. и происходит основной рост его уставного капитала.
Образование специальных фондов стало общим явлением для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Преобладающая часть этих фондов формируется за счет государственных взносов развитых стран, которые через них пытаются стимулировать свой товарных экспорт на новые рынки в развивающихся странах.
4. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель).
БМР был создан в 1930г. на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Фактически он был организован центральными банками этих стран. В 1931-1932гг. к нему присоединились 19 центральных банков стран Европы. Сейчас в БМР входят центральные банки тридцати стран.
Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно квалифицировать как международный банк центральных банков. БМР организован в форме акционерного общества. По Уставу на него возложены две основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.
В рамках своих операций БМР осуществляет межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных отношений в целях их стабилизации.
Литература
Валютная политика капиталистических стран. - М.: Наука, 1990.
Гилберт М. В поисках единой валютной системы. - М.: Прогресс, 1984.
Королёв И. С. Валютные отношения капитализма: экономика и политика. - М.: Наука, 1986.
Международные валютно-кредитные финансовые отношения. - М.: Финансы, 1994.
Международные валютные и кредитные отношения капиталистических стран. - М.: Финансы и статистика, 1986.
Описание предмета: «Международные экономические отношения»В предмет международных экономических отношений входит изучение двух важнейших составляющих: собственно
международные экономические отношения и механизм их реализации
Международные экономические отношения включают многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными
странами, их региональными объединениями, а также отдельными предприятиями (транснациональными,
многонациональными корпорациями) в системе мирового хозяйства. Международные экономические отношения как наука
изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические
отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. Механизм
международных экономических отношений включает в себя правовые нормы и инструменты по их реализации
(международные экономические договоры, соглашения, «кодексы», хартии и т. д.), соответствующую деятельность
международных экономических организаций, направленную на реализацию целей по развитию международных
экономических отношений
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб.
пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 196 с.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999
Литература - С.И. Шиловцев. Макроэкономическое равновесие и бифуркации: Россия 90-х годов. – М.: Институт Востоковедения РАН, 2002. – 168 с.
- Н.В. Самодурова. Всемирный банк: кредитование экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 144 с.
- Россия приходит в себя. – М.: Весь Мир, 2004. – 232 с.
- Модернизация экономики и выращивание институтов (комплект из 2 книг). – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 856 с.
- И.Н. Платонова, А.Г. Наговицин, В.М. Коротченя. Перестройка мировой валютной системы и позиция России. – М.: Либроком, 2009. – 240 с.
- А.В. Кузнецов-Эрреро. Русско-испанский и испанско-русский словарь терминов банков, Международного валютного фонда и Парижского клуба / Diccionario espanol-ruso y ruso-espanol de terminos de la banca, del fondo monetario internacional y del club de Paris. – М.: Красанд, 2010. – 560 с.
- Н.Г. Вовченко, К.В. Кочмола. Финансовые системы зарубежных государств. – М.: Мини Тайп, 2010. – 592 с.
- С.Н. Лобанцова. Аналитические тетради ИЛА РАН. Выпуск 17. Новое в современной финансовой политике и практике межамериканского банка развития. – М.: Институт Латинской Америки РАН, 2005. – 88 с.
- К.Т. Трофимов. Банковское право. – М.: Контракт, 2010. – 320 с.
- В.С. Кузнецов. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 432 с.
- Саймон Джонсон, Джеймс Квак. 13 банков, которые правят миром. – М.: Карьера Пресс, 2013. – 384 с.
- Л.Н. Лыкова, И.С. Букина. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 432 с.
- Н.И. Сенченко. Финансовое порабощение мира, или "Долларовый лохотрон". – М.: Осознание, Самотека, 2014. – 368 с.
- И.И.Трифонов. Трансформация международной валютной системы путем реформирования МВФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с.
- Сильвестров С.Н. - отв. ред. Международные экономические организации. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 246 с.
- А.В. Кузнецов-Эрреро. Русско-испанский и испанско-русский словарь терминов банков, Международного валютного фонда и Парижского клуба (с комментариями) // Diccionario espanol-ruso y ruso-espanol de terminos de la banca, del Fondo Monetario Internacional y del Club de Paris. – М.: Красанд, 2018. – 560 с.
- Кудряшов В.В. Международные финансовые стандарты в зарубежной доктрине международного финансового права. – М.: Инфра-М, 2018. – 250 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|