Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Политические проблемы экономических реформ во ФранцииПолитэкономия
1. Введение
Безработица не является новым явлением во Франции. В период президентства Жискар де'Стена безработица росла и достигла 6, 3% в 1980 году. Пришедшее к власти в 1981 году социалистическое правительство пообещало быстрый экономический рост и снижение безработицы. Вместо этого, результатом его деятельности стал медленный рост и увеличение безработицы. В сентябре 1997 года ее уровень составил 12, 5%. Можно найти несколько объяснений этому факту. Однако то, что Франция переживает высокую безработицу (независимо от того, кто находится у власти), является очевидным признаком ошибок в проводившейся политике.
Несомненно, что французская статистика безработицы является наиболее точной, а поэтому на один или два процентных пункта данные о безработице могут быть скорректированы в сторону понижения для сравнения с другими странами. Также несомненно, что состояние французского безработного не похоже на состояние американского безработного. Французские безработные вполне прилично обеспечены по сравнению со своими коллегами из других стран. Однако система их социальной поддержки дорога, неэффективна и имеет свои недостатки. Социальные пособия по безработице выплачиваются ограниченное время и затем заменяются пособием, которое равняется прожиточному минимуму, что равносильно исключению из общества. Последний опрос UNEDIC показывает, что 40% зарегистрированных безработных не получали вообще никаких социальных пособий. Это говорит о том, что хотя и лучше быть безработным во Франции, чем в какой-либо другой стране, но все же их положение не завидно.
Этот доклад не претендует на исчерпывающий анализ. В нем будут затронуты только центральные вопросы, лежащие в основе проблемы высокой безработицы во Франции.
2. Французский путь: статизм против рыночных сил
Во Франции был свой опыт экономического планирования. В августе 1945 года французский предприниматель и дипломат Жан Моне, говоря с Шарлем де Голлем, подчеркнул: «Вы говорите о изобилии, однако французам сейчас совсем не до этого. Изобилие наступит только тогда, когда французы добьются статуса, который оправдывает его... Производство должно увеличиваться, должна расти производительность труда; мы должны изменить страну с материальной точки зрения». Генерал не нуждался в убеждениях. Он верил, что государство испытывало «страстное желание» заняться экономическим планированием.
Одним из первых действий Моне стало заявление о том, что нельзя добиться модернизации, пока рабочий день французов остается таким коротким. Сорокапятичасовая рабочая неделя являлась необходимым минимумом. Французские рабочие отрабатывали в среднем 46 часов в неделю в начале 60-х годов. Затем рабочее время начало неуклонно снижаться до отметки, когда требования 32-часовой рабочей недели становились причиной забастовки.
Первый французский план был направлен на возрождение шести основных промышленных секторов - угольный, металлургический, транспортный, электроэнергетический, цементный и сельскохозяйственное машиностроение. Однако в последующем планы расширились и включали уже практически весь общественный и частный сектора. Это никогда не приобретало размеров Советского Госплана, хотя некоторое время разрабатывались пятилетние планы, наполненные количественными показателями.
Усилия Моне по перестройке Франции посредством мобилизации предпринимательства, профсоюзов и правительственных чиновников всех уровней переродились в Великий Организационный Миф - идею того, что технократы могут лучше распределять ресурсы, чем это делает рынок. Французское централизованное планирование явилось попыткой проложить новый путь между коммунистической централизацией и корпоратизмом правительства Виши. Спустя пять десятилетий государственные колеса все еще продолжают вращаться по этому туманному среднему пути.
Французское государство, включая региональный уровень, сегодня нанимает приблизительно пять миллионов человек, что составляет около одной четверти работоспособного населения. Зарплаты и пенсии этих функционеров (или служащих государственного сектора) составляют 600 миллиардов французских франков или 40% национального бюджета. Тенденция увеличения занятых в государственном секторе совсем не похожа на тенденции, наблюдаемые в других секторах. Например, в то время как число французских фермеров постоянно снижалось на протяжении трех десятилетий, число работающих бюрократов в министерстве сельского хозяйства удвоилось.
Начиная с Эр Франс и пораженной долгами государственной железнодорожной компании СНСФ, истории с банком Кредит Лионез, государственные предприятия высасывали деньги налогоплательщиков. В 1997-1998 годах правительство предоставит дополнительную финансовую помощь таким банкам, как Кредит Лионез и таким страховым компаниям, как ГАН. Вышедшие из элиты государственных служащих менеджеры продемонстрировали плохие навыки руководства и несут только часть ответственности. Государственные субсидии и поручительства позволили французским предприятиям почувствовать мягкое бюджетное ограничение, так знакомое их постсоветским коллегам.
3. Реальное французское изобилие:
экспортный сектор
Позитивная часть доклада состоит в рассказе о впечатляющей работе, проделанной частным сектором. Положения европейского общего рынка вынудили французские компании конкурировать на европейском и мировых рынках без помощи в виде традиционных протекционистских мер и государственных субсидий. Лучшие французские компании сокращали издержки, повышая производительность труда и расширяя производство за границей. Косметический гигант Лореаль, Данон, Мишлен и Клуб Медитеранео представляют собой те сверхконкурентные компании, которые являются скорее международными, чем французскими. Они представлены и в России. Их достижения отражаются в экспортной силе французской экономики.
Таблица 1
Внешнеторговые показатели Франции,
годовые темпы прироста, %
1995
1996
1997
1998
Объем экспортной продукции*
7. 9
4. 9
8
8
Объем импортной продукции*
5. 8
2. 2
5. 9
6. 8
Экспортные показатели**
0
-0. 5
1. 2
0. 5
Отношение индексов импортных цен к индексам экспортных цен
-0. 8
-1. 2
0. 7
-0. 2
*Данные таможни
**Прирост доли экспорта во всем объеме выпущенной продукции
Источник: ОЭСР, с. 62
Промышленный рост происходит главным образом за счет экспортной продукции. Однако планируемый промышленный рост на уровне 2, 5% в 1997 году и около 3% в 1998 году недостаточен, чтобы существенно улучшить ситуацию на рынке труда, при равенстве остальных показателей. В таблице 2 приводятся данные устойчивого роста, хотя они и не являются впечатляющими.
Таблица 2
Спрос и производство
(темпы прироста, в % к предыдущему периоду, цены 1980 г.)
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
Личное потребление
1. 4
0. 2
1. 4
1. 7
2. 1
1. 2
2. 4
Общественное потребление
3. 4
3. 3
1
0
1. 3
1. 2
1
Долгосрочные капиталовложения
-3. 1
-5. 8
1. 3
2. 5
-0. 5
2. 5
3. 5
Общий внутренний спрос
0. 4
-2. 3
3
1. 8
0. 8
1. 8
2. 5
Экспорт
4. 9
-0. 4
6
6. 3
1. 7
7. 4
7. 3
Импорт
1. 1
-3. 4
6. 7
5. 1
2. 5
5. 4
6. 3
Внешнеторговое сальдо
1
0. 8
-0. 2
0. 3
0. 6
0. 6
0. 4
ВВП
1. 4
-1. 5
2. 8
2. 1
1. 5
2. 5
2. 8
Источник: ОЭСР
Таким образом, рассматривая во взаимосвязи рост безработицы и экономический рост, возникают два вопроса:
негативные тенденции на рынке труда сохраняются потому, что промышленный рост является слишком медленным?
или промышленный рост не может увеличиться по причине того, что рынок труда так искажен?
Ясно, что требуется кардинальный пересмотр политики.
4. Заключение
Французский частный сектор со всем своим динамизмом не может быть конкурентоспособным, пока он несет на своих плечах бремя государственного сектора. Многие государственные и полугосударственные предприятия выживают только потому, что они пропитаны государственными субсидиями, в то время как их управление находится в плохом состоянии. Бремя, которое несет частный сектор, выражается в огромной доле национального дохода (51%), которую государство собирает с него в виде налогов. Большая часть налоговых доходов уходит на выплату пособий по безработице. Дополнительным препятствием являются юридические барьеры, препятствующие сокращению персонала (в более широком плане отсутствие эластичности труда). В то время как к частному сектору применяются жесткие бюджетные ограничения, государственный сектор свободен от них. Единственным исключением является сельскохозяйственный сектор, где расходы французского правительства идут на структурные цели, такие как: сокращение налогообложения, помощь молодым начинающим фермерам, программы помощи в модернизации ферм, включая предоставление грантов и дешевых субсидий, выплаты компенсаций за ущерб, нанесенный в результате стихийный бедствий и предоставление маркетинговой помощи, поддержание цен на продукты питания выше их уровня в других странах.
* * *
Богатая французская республика ассоциируется с конфликтом интересов. Например, премьер-министры считают нормальным оставаться мэрами городов. Жак Ширак оставался мэром Парижа, будучи премьер-министром; Рокар оставался мэром города Конфлан, а Береговуа - мэром города Невера. Чиновники, ответственные за регулирование отраслей промышленности, такие как авиационная или здравоохранение, назначаются в советы директоров национализированных компаний в этих отраслях, и когда они увольняются с государственной службы, то занимают теплые места в компаниях, регулированием которых до этого занимались. Бухгалтерские фирмы, ответственные за аудиторские проверки компаний, используют такую систему, чтобы продавать юридические, налоговые и консалтинговые услуги тем же компаниям. Государственным служащим не запрещается участвовать в политике. На самом деле большинство членов Национальной Ассамблеи происходят из государственного сектора. Таким образом, стираются границы между исполнительной и законодательной ветвями власти, вопреки учению Монтескье. И приведенный список еще не полон.
* * *
До сих пор я старалась объяснить взаимосвязь и взаимовлияние хронической безработицы и структурные проблемы французской экономики, то теперь хочу перейти к более сложному вопросу, связанному с центральной темой нашей конференции: почему Франция испытывает такие трудности в проведении очевидных реформ, которые могли бы разрешить или, по крайней мере, ослабить эти проблемы?
Правительство Ширака-Юппе, только что избранное после четырнадцати лет все более непопулярного социалистического правления, предприняло самые робкие реформы, которые студенты экономических вузов из стран с переходной экономикой назвали бы «постепенными». Однако они (реформы) вызвали всеобщее социальное недовольство и паралич воли.
Первое объяснение надо искать в глубоких культурных и исторических корнях.
Франция имеет двойное наследство - монархию и церковь. Король или епископ решали, что верно. Никто никогда не ожидал от них, или их современных преемниках, честности: их поведение основывается на принципах выживания. Никто не ожидал, что они будут следовать обычным этическим стандартам, как, например, оплата своей собственной квартиры. Существует противоречие между этим объективным историческим наследием и сверхценностями, которые ассоциируются с Французской Республикой. Эти республиканские ценности на поверхности противоречат наследию, доставшемуся от прошлого; в действительности, однако, они еще больше осложняют возможность современной Франции обращаться к своей истории.
Второе, более непосредственное объяснение вытекает из парадокса силы французской экономики. Как подчеркнул г-н Дорнбуш, положение дел должно принять достаточно плохой оборот, чтобы реформы стали [политически] возможными. Другими словами, те самые условия, которые делают реформы политически возможными, также делают их очень трудными, зачастую исключая оптимальные эволюционные решения. Не существует лучшей иллюстрации, чем ситуация, которую получил в наследство Председатель нашей конференции, когда он встал во главе Российского правительства в декабре 1991 года. Во Франции, однако, первое условие не выполнено: то есть, ситуация не достаточно плоха, чтобы сделать реформы возможными. На самом деле, высокий уровень жизни и особенно высокие социальные ожидания превращают в политических самоубийц любую партию или лидера, предлагающего даже краткосрочные жертвы, ради серьезных реформ. Сила французского частного сектора и крепость французской индустриальный базы создали материальные основы для государства всеобщего благосостояния, в прямом смысле паразитирующего и ослабляющего своего хозяина (частный сектор), но не убивая его. Например, уровень безработицы среди наименее квалифицированных рабочих указывает на несоответствие между ценой рабочей силы и предельной производительностью. Уровень минимальной заработной платы по отношению к средней заработной плате является самым высоким в странах ОЭСР после Нидерландов, хотя в последней имеется значительное, в зависимости от возраста, снижение минимальной заработной платы. Французские власти не пытались снизить уровень минимальной заработной платы, которая рассматривается как вклад в социальное согласие.
Для Франции вопрос стоит так: какую форму будет иметь кризис, из-за того что так долго откладывались реформы. Таким образом, мы приходим к банальному, хотя и распространенному выводу: во Франции реформы невозможны, только - революции, перемежающиеся длительными периодами стагнации.
При настоящем положении вещей, как это и происходило в прошлом, может последовать социальный взрыв и могут полететь головы. Как убеждает политическая элита - выход может быть в единой Европе. Однако единая Европа не решит проблему высокой безработицы и при худшем сценарии ситуация может принять оборот, предсказанный Джорджем Соросом: «Люди направят весь свой гнев и возмущение против единой валюты. Мы вполне можем увидеть народный протест, особенно во Франции, стране с традициями таких восстаний. И такой протест может принять популистскую антиевропейскую окраску».
Французское правительство полно решимости разрешить проблему безработицы по-французски, т. е. сократив рабочую неделю. Однако может наступить время, когда Франция перенимет опыт у других стран и освободит свои предприятия, чтобы они создавали рабочие места.
Описание предмета: «Политэкономия»Политэкономия - составная часть экономической теории. Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением
капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые
представители этой школы - физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником
богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного
воспроизводства.
Литература - Россия и Куба в контексте экономической глобализации. – М.:
, 2005. – 552 с.
- В.А. Виноградов. Экономические преобразования во Франции на рубеже веков. – М.: Наука, 2006. – 216 с.
- Е.Т. Гайдар. Е. Т. Гайдар. Собрание сочинений. В 15 томах. Том 2. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2012. – 600 с.
- А.А. Кокошин. Вопросы долгосрочного развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте глобальной политической и экономической динамики. – М.: Ленанд, 2012. – 48 с.
- И.В. Лучицкий. Состояние земледельческих классов во Франции накануне революции и аграрная реформа 1789--1793 гг. – М.: Либроком, 2012. – 168 с.
- Политическая и экономическая этика. Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 368 с.
- К.Маркс. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. – М.: Печатный Двор, Полиграфкнига, Государственное издательство политической литературы, 1948. – 152 с.
- Анри Мишель. Идея государства. Критический очерк истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. – М.: Территория будущего, 2008. – 536 с.
- Екатерина Деминцева. Быть "арабом" во Франции. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 192 с.
- Анри Мишель. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции. – М.: Территория будущего, 2008. – 536 с.
- Французский ежегодник 2009. Левые во Франции. – М.: Либроком, 2009. – 392 с.
- В.А. Мау. В. А. Мау. Сочинения в 6 томах. Том 2. Государство и экономика. Опыт посткоммунистической трансформации. – М.: Дело АНХ, 2010. – 408 с.
- Р.Л. Урицкая. Они любили свою страну... Судьба русской эмиграции во Франции с 1933 по 1948 г. – М.: Дмитрий Буланин, 2010. – 304 с.
- Финансирование политических партий во Франции. – М.: ИНИОН РАН, 2010. – 148 с.
- Проблемы политической и экономической истории России. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. – 352 с.
- Пролетариат во Франции. – М.: Типография Н. Неклюдова, 1872. – 494 с.
- Долгов Б.В. Арабо-мусульманское сообщество во Франции: Исламская идентификация и светская демократия. – М.: Ленанд, 2017. – 160 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|