Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Политическая мысль Нового времениПолитология
Политическая мысль Нового времени.
Томас Гоббс.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель и философ-материалист, творчество которого относится к периоду английской революции середины XVII в. В своих произведениях «О гражданке» и «Левиафан» Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.
В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, «Левиафан» оказался спроецированным прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.
Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровополитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.
Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко егоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г. Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния «войны всех против всех». Как следствие этого создается «общая власть», которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.
Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.
Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом, - политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты». Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения, т. е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется «политическое тело».
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на «рационально-бюрократических» принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских. Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Это - одна из ведущих теорем его политической геометрии.
Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса - аксиома о прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.
Безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии пародоксально оборачивается высшей несвободой, поскольку любой человек имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в «войну всех против всех». Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена под углом зрения совместной мирной жизни людей. Отсюда - естественные законы, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает равноправие людей, их равенство как субъектов права. Привелегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам. Фактическое, прежде всего имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юридически привелегию или создаваться на основе такой привелегии. Иначе будет невозможно само гражданское общество.
Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного («гражданского») законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.
Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.
Зорькин В. Д. «Политическое и правовое учение Томаса Гоббса»
«Советское государство и право», 1989 г., № 6.
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - И.Ю. Козлихин. История политических и правовых учений. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. – 352 с.
- История политических и правовых учений. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 352 с.
- М.М. Рассолов. История политических и правовых учений. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 432 с.
- История политических и правовых учений. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 472 с.
- Самосознание европейской культуры XX века. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – 366 с.
- Дмитрий Булин. Большие выборы. Хроника политической мысли России. 2006-2008. – СПб.: Алетейя, 2008. – 168 с.
- А.Ю. Серегина. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI - начала XVII вв. – СПб.: Алетейя, 2006. – 296 с.
- А.Н. Медушевский. Диалог со временем. Российские конституционалисты конца XIX - начала XX вв. – М.: Новый хронограф, 2010. – 488 с.
- Артемий Магун. Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени. – М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 544 с.
- Гаэтано Моска. История политических доктрин. – М.: Мысль, 2012. – 336 с.
- В.В. Суховерхов. Г. М. де Ховельянос. Философско-теологические и социально-политические воззрения. – М.: Мысль, 2012. – 440 с.
- Дарья Авакян. Проблема урбанизации в социально-политической мысли Нового времени. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 64 с.
- Ирина Эрлихсон. В поисках идеала. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 480 с.
- Ю.В. Иванова, П.В. Соколов. Кроме Макиавелли. Проблема метода в политических науках раннего Нового времени. – М.: Квадрига, 2014. – 320 с.
- Искусство и культура Европы эпохи Возрождения и раннего Нового времени. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. – 440 с.
- Скиннер К. Истоки современной политической мысли. В 2 томах. Том 1. Эпоха Ренессанса. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018. – 464 с.
- Р.Т. Мухаев. История политических и правовых учений нового и новейшего времени. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 398 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|