Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Модели налогообложения

Налоги и налогообложение

Введение.

В настоящее время в России ведется оживленная дискуссия по поводу целесообразности снижения налоговых ставок и принятия второй части Налогового кодекса. Также, в средствах массовой информации ведущие экономисты страны часто ругают себя или правительство за недостатки в налоговой системе. Они приводят следующие аргументы:

Сильно завышенные ставки налогов.

Дифференциация налогов в законе проведена по формальным признакам и не соответствует отраслевой структуре экономики.

Недостаточное государственное регулирование в кризисных отраслях.

Не смотря на высокие ставки налогов (налоговое бремя на прибыль в России 56. 4%), такой показатель как отношение суммарных налоговых поступлений в консолидированный бюджет к объему ВВП в России относительно мал. Это говорит о низком уровне собираемости налогов, который зависит от общего налогового климата в стране.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть налоговую систему, ее основные элементы и с помощью математического моделирования определить их влияние на основные макроэкономические показатели.

В частности, в главе первой будут рассмотрены специфика российской налоговой системы, основные, на мой взгляд, налоги, влияющие на экономику страны в целом (налог на добавленную стоимость и налог на прибыль), а также новые налоги, вступившие в силу в 1999 г.

Во второй главе с помощью моделей будет рассмотрено влияние налогов на относительные цены, в частности налог с оборота изменяет относительные цены на продукцию отклоняя их от общественно-необходимых затрат, повышая их на более материалоемкую (капиталоемкую) продукцию. Также будут приведены модель налогообложения при фискальной политике с точки зрения теории Кейнса и модель по расчету эффективной ставки налогообложения (в Приложении 4).

Глава 1. Теория налогообложения

Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством.

Налоговая система любой страны выполняет две основные функции.

Фискальная функция, связанная с формированием доходной части государственного бюджета. Именно фискальная функция налоговой системы обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления.

Регулирующая функция, с помощью которой государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Исходя из этих функций, можно выделить большую группу регулирующих налогов. Но нельзя согласиться с мнением ряда юристов, что регулирующие налоги имеют тенденцию к самоуничтожению на том основании, что путем экономического воздействия на деятельность налогоплательщика они якобы побуждают его отказаться от нее и, следовательно, сокращают число плательщиков и снижают доходы бюджета. Из чего некоторые исследователи делают вывод о том, что раз регулирующие налоги не имеют финансовой цели, то они вообще не являются налогами в строгом смысле этого слова. В этих рассуждениях отсутствует экономический смысл, ведь капитал в первую очередь устремляется не в те виды деятельности, для которых низки ставки налогов, а туда, где высока норма прибыли. И только при равных уровнях доходности разных видов деятельности будет рассматриваться вопрос возможного снижения налогообложения. На основании того, что существующая ставка налога на доходы от казино и игорного бизнеса 90%, тем не менее, не наблюдается «самоуничтожение» этого бизнеса.

Налоги имеют два свойства:

обязательность, т. е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса;

безэквивалентность, т. е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств.

Вообще, под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор - это всегда целевой платеж, который является платой государству за оказанные услуги налогоплательщику (лицензионный сбор, регистрационный сбор, сбор за использование государственной или местной символики и т.д.).

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %).

Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По методу установления налоги подразделяют на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество - это налоги с объектов, владение и пользование которыми служит основанием для обложения. Эти налоги платит сам налогоплательщик из своей прибыли (дохода) независимо от статуса его лица.

Косвенные налоги - это налоги, которые вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций - это налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами. Эти налоги платит потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и услуг.

В целях налогообложения товаром считается:

продукция (предмет, изделие), в том числе производственно-технического назначения;

здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества;

электро- и теплоэнергия, газ, вода.

Выполненной работой считаются:

объемы выполненных строительно-монтажных работ;

ремонтных работ;

научно-исследовательских работ;

технологических работ;

проектно-изыскательских работ;

реставрационных работ;

других работ.

Оказанными услугами считаются:

услуги пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуги по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

услуги по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу;

услуги связи, бытовые жилищно-коммунальные услуги;

услуги физической культуры и спорта;

услуги по выполнению заказов предприятиями торговли;

рекламные услуги;

инновационные услуги, услуги по обработке данных и информационному обеспечению;

другие платные услуги, кроме сдачи в аренду земли.

Юридическое или физическое лицо, уплачивающее налоги, - налогоплательщик - подлежит обязательной постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ; при этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документов о постановке на учет в налоговом органе. Это нужно для того, чтобы затем в пятидневный срок банк мог сообщить налоговой инспекции расчетный счет клиента и тем самым поставить под налоговый контроль все операции по расчетному счету для учета его будущих доходов и расходов.

В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют:

налогоплательщика (субъект налога);

объект и источник налога;

единицу налогообложения (в каких единицах измерения он исчисляется и взимается);

налоговую ставку (норму налогообложения);

сроки уплаты налога;

бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог.

Объектами налогообложения являются:

доходы (прибыль) от экономической деятельности;

стоимость определенных товаров;

отдельные виды деятельности налогоплательщиков;

операции с ценными бумагами;

пользование природными ресурсами;

имущество (движимое и недвижимое) юридических и физических лиц;

передача имущества;

добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.

Важно: один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы:

необлагаемый минимум объекта налогообложения (т. е. до определенной суммы указанный налог не взимается: например, подоходный налог с физических лиц не взимается с суммы, не превышающей минимальную заработную плату на момент взимания налога);

изъятие из налогооблагаемой базы элементов объекта налогообложения (определенная часть или твердая сумма вычитается из общей суммы, подлежащей налогообложению);

освобождение от уплаты этого вида налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;

снижение налоговых ставок;

вычет из налогового платежа за расчетный период;

отсрочка взимания налогов (налоговый кредит);

прочие налоговые льготы.

Финансово-бюджетная сфера охватывает отношения по поводу формирования использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.

Платежи осуществляют основные участники производства ВВП:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных активов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: НДС, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. (При косвенном налогообложении ЮЛ или ФЛ, которое уплачивает такого рода налог, и лицо которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акциз на алкогольную продукцию уплачивается производителем, хотя после реализации изделий акциз возмещается ему потребителем, который фактически и становится плательщиком.

В части первой налогового кодекса РФ, действующей с января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сборов. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов:

К федеральным налогам и сборам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся:

Налог на добавленную стоимость.

Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

Налог на прибыль (доход) организаций.

Налог на доходы от капитала.

Подоходный налог с физических лиц.

Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

Таможенная пошлина и таможенные сборы.

Государственная пошлина.

Налог на пользование недрами.

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.

Сбор за пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Лесной налог.

Водный налог.

Экологический налог.

Федеральные лицензионные вносы.

К региональным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество организаций.

Налог на недвижимость.

Дорожный налог.

Транспортный налог.

Налог с продаж.

Налог на игорный бизнес.

Региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

Налог на имущество физических лиц.

Земельный налог.

Налог на наследование и дарение.

Налог на рекламу.

Местные лицензионные сборы.

Введение в действие налогов и сборов данного перечня привязано к дате вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ, которая пока не принята.

Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик.

Налог на добавленную стоимость.

С 1992 года в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Он занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (примерно 45%), что составляет более 36% всех его доходов.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения

Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Все законодательные особенности начисления, льготирования и взимания НДС зафиксированы в Законе РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 06. 12. 1991 г. «1991-1 с изменениями и дополнениями от 17. 03. 97 г. № 54-ФЗ.

Плательщики налога. Плательщиками налога являются:

организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы и услуги);

международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Таким образом, налог уплачивают предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налогооблагаемый оборот. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из:

свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них НДС;

государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС;

государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ и услуг), в том числе сумы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги).

К налогооблагаемым оборотам относятся также:

обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги);

обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия;

обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогового обязательства.

Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья является стоимость их обработки.

У предприятий розничной торговли и организаций общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. Также определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов, а по импортируемым товарам - таможенная стоимость, таможенная пошлина.

Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщиками за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Такая база обложения довольно стабильна.

Из вышеуказанного видно, что НДС является косвенным налогом на потребление. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания налога удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Льготы по НДС. От налога освобождены:

экспортируемые товары;

услуги пассажирского транспорта (кроме такси);

квартплата;

некоторые финансовые операции;

услуги в сфере образования;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета;

услуги учреждений культуры;

платные медицинские услуги;

продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда;

товары (за исключением некоторых), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников;

изделия народного и художественного промыслов;

некоторые виды товаров, ввозимые на территорию РФ;

лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

прочее.

Ставка налога. Ставка налога с момента введения в 1992 г. претерпевала изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Но в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалось довольно высокой.

В 1995 г. установлен размер ставки 20%, а по продовольственным товарам и основным изделиям детского ассортимента -10%.

Снижение ставки НДС в России повлекло осложнения в торговых отношениях с другими странами СНГ. Ранее ставка налога была единой (28%), и вот возникла возможность пользоваться разницей ставок, что ставило российских предпринимателей в невыгодные условия. Поэтому последовало очередное изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ. При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где она выше.

Налог на добавленную стоимость предполагалось полностью направлять в федеральный бюджет. Однако пришлось принять решение о его частичной передаче регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20% и, наконец, 25% общей суммы поступлений. К тому же мировой опыт говорит о том, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего является региональным налогом. У нас он фактически превратился в регулирующий источник доходов (Доля налогов в федеральном бюджете в Приложении 1).

Налог, впервые разработанный в середине 50-х годов во Франции, довольно прочно укрепился в мире. На сегодняшний день его используют более 40 стран. Одними из последних ввели у себя НДС Российская Федерация и Швейцария. В проекте Налогового кодекса РФ он оставлен в числе главных федеральных налогов.

Подоходные налоги.

Практика подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы.

Таким образом,

Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Таким образом, кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью, приобретает следующий вид:

Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.

В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

Налог на прибыль.

Налог на прибыль занимает второе - после НДС место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (около 20%) и составляет около 16% всех его доходов.

В отличие от НДС данный налог является прямым, т. е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата и платит его тот, кто получил прибыль. Налог имеет регулирующее значение, так как система льгот по нему стимулирует предпринимательскую активность.

Вопрос о налогообложении предприятия следует начинать с ответа на вопрос о том, какие средства, полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-вещественной форме, следует считать доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль.

Для этих целей предприятия делятся на две основные группы:

осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода);

не преследующие цели получения дохода.

К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.

Ко второй группе предприятий относят бюджетные организации, т. е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности, полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней. А также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых, согласно условиям, определенных в их уставах, финансируется главным образом учредителями.

В состав доходов предприятий, относящихся ко второй группе, не включаются средства, полученные как в денежной, так и в материально-вещественной форме в результате целевых отчислений на содержание таких предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих предприятий.

К этой же группе средств относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями, предоставляемые для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Плательщики налога. Таковыми являются предприятия и организации, их филиалы и другие подобные подразделения, если они заняты хоть какой-то коммерческой деятельностью.

В 1994 году был отменен налог на доходы банков и страховых компаний, которые также стали вносить в бюджет налог на прибыль.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая должна быть уменьшена (или увеличена) в соответствии с положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму доходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Перечень этих затрат установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Данное Положение утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года с последующими изменениями и дополнениями.

Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализованных операций включаются:

доходы от долевого участия в деятельности других организаций,

доходы от сдачи имущества в аренду,

дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам,

суммы средств, полученные от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь).

Льготы по налогу на прибыль. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы:

направленные на финансирование капитальных вложений (только по предприятиям производственной сферы) и жилищное строительство;

в размере 30% капитальных вложений на природоохранные предприятия;

затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных заведений и лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в содержании данных объектов. Следует иметь в виду, что затраты принимаются по фактическим расходам, а в пределах нормативов, утвержденных местными органами;

взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой налогом прибыли;

направленные государственными предприятиями на погашение государственного целевого кредита.

Кроме того, льготируется основная деятельность государственных предприятий связи и образовательных учреждений.

Ставка налога уменьшается в 2 раза, если на предприятии занято не менее 70% пенсионеров и инвалидов от среднесписочной численности.

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» значительные льготы предоставляются малому бизнесу.

С 1996 г. освобождается от налога прибыль средства массовой информации, за исключением прибыли, полученной от публикации рекламы и эротической продукции.

Ставка налога. Ставка налога в последние годы претерпевает существенные изменения. В 1993 г. она была единой - 32%. В 1994 г. ставка и механизм взимания налога подверглись изменению. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональные власти могут установить налог в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом, для предприятия указанный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35-38% в 1994 г.

В 1995 г. внесены новые уточнения. Теперь законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливать ставку налога не выше 22%. Практически везде в РФ общая ставка налога была 35% (13+22). Более высокие ставки применялись к банкам, биржам, брокерским конторам и посредникам. Для них ставка регионального налога может быть установлена до 30%, а общая ставка, таким образом, - до 43%.

В настоящее время произошло снижение ставки до 30% (11+19). Указанная ставка едина для всех предприятий всех видов деятельности, кроме малых предприятий, для которых устанавливается пониженная ставка (11+18).

Как видно, законом определены льготы, стимулирующие развитие малых предприятий, определенных отраслей промышленности, использование труда инвалидов. Одной из подобного рода льгот является «Закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Кроме того, Закон стимулирует направление средств предприятия в развитие производства, а не на потребление. Такие же ставки налога действуют при превышении определенного законом норматива на оплату труда (6 минимальных зарплат на одного работающего).

Действующая ставка налога на прибыль в основном немного ниже общемирового уровня. Ставки налога на корпорации в США -34%, Великобритании - 33%, Японии - 37, 5%, Австрии - 34%, Испании 35%, Италии - 36%, Финляндии - 33%.

Страна

Ставка налога (в %) на уровне центрального правительства

Аргентина

33

Бразилия

35

Великобритания

33 (для малых компаний - 25)

Греция

40 (по торговым корпорациям - 46)

Нидерланды

42

Египет

40

Ирландия

50 (для малых компаний - 40)

Португалия

30 - 35

Франция

42

ЮАР

50 (в пром - ти по добыче алмазов - 56)

Япония

35 - 40

Подоходный налог с физических лиц.

Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом. Порядок налогообложения населения регулируется Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Подоходный налог с граждан дает возможность обеспечить госбюджет устойчивым и возрастающим источником дохода. В этом Законе видится и одно из средств достижения социальной справедливости именно в связи с заложенным в него принципом прогрессии в налогообложении.

В США также действует система прогрессивного личного налогообложения. Законом о налоговой реформе 1986 года предусмотрены две налоговые ставки (15 % и 28 %) вместо четырнадцати существовавших ранее. Ставка 15% применяется ко всем налогоплательщикам, имеющим доход ниже 29750 долларов в год, любой, превышающий этот уровень доход облагается в основном налогом 28%. Кроме того, личный подоходный налог в США индексируется по отношению к темпам инфляции, то есть к её уровню корректируются не только размеры стандартных скидок и льгот, но и налоговые группы (с целью предотвратить переход налогоплательщиков в группу с более высоким уровнем налогообложения только из-за роста цен).

Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.

Линия А отображает неравенство в распределении доходов до уплаты налогов. Линия Б показывает, что прогрессивные налоги приводят к более равномерному распределению доходов, остающихся после уплаты налогов. Влияние их представлено на рисунке, естественно, в преувеличенном виде, чтобы лучше выявить суть вопроса.

Новые налоги.

В 1999 г. субъекты РФ получили право на введение двух новых налогов, - это единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог с продаж. Во втором квартале 1999 г. налог с продаж действовал в 62 субъектах РФ, налог на вмененный доход - в 57.

Налог с продаж касается всех. Налог на вмененный доход относится главным образом к малому бизнесу.

Налог с продаж.

Плательщики налога являются ЮЛ и ФЛ, реализующие товары, работы или услуги на территории РФ.

Объект налогообложения - стоимость товаров реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Ставка налога устанавливается представительными органами субъектов РФ, но она не может превышать 5%. Сумма налога включается в цену товара.

По федеральному законодательству налог имеет ряд льгот. Например, им не облагается стоимость:

лекарств

хлеба, молока

зданий, сооружений, ценных бумаг

некоторых услуг и т.д.

Законодательные органы субъектов РФ могут расширять перечень льготируемых товаров и услуг.

При определении налоговой базы стоимость товаров включает НДС и акцизы для подакцизных товаров.

С момента введения налога с продаж исчезает сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с ЮЛ.

Единый налог на вмененный доход

Вмененный доход - это потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых или иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Плательщиками единого налога выступают ЮЛ и ФЛ, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих отраслях:

оказание ремонтно-строительных услуг;

оказание бытовых услуг ФЛ;

оказание парикмахерских услуг;

розничная торговля (численность до 30 человек) и т.д.

Объектом обложения служит вмененный доход на календарный месяц. Ставка единого налога - 20% вмененного налога.

Уплата производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы налога. Можно рассчитаться заранее, за 3, 6, 9, 12 месяцев, тогда сумма, подлежащая уплате, соответственно уменьшается на 2, 5, 8 и 11%.

Зачисление суммы единого налога, уплачиваемые организациями:

федеральный бюджет - 25%

в государственные внебюджетные фонды - 25%

в бюджеты субъектов РФ и местные - 50%

Зачисление суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями:

75% в бюджеты субъектов РФ и местные

25% во внебюджетные фонды.

Глава 2. Модели налогообложения

Модели межотраслевого баланса в исследовании влияния налогов на относительные цены

Цены - это самый главный экономический регулятор не только в рыночной, но и в плановой экономике. В основном от цен на продукцию и потребляемые в процессе производства ресурсы зависит эффективность производства, особенно если при расширительной трактовке включить в эти ресурсы и основной капитал, и рабочую силу.

В экономической теории применительно к рыночной экономике существует два бесспорных закона ценообразования. Первый - цены устанавливаются на уровне, обеспечивающем равенство спроса и предложения. Даже если бы этот закон всегда выполнялся буквально (а на практике это далеко не так), он не мог бы стать конструктивной основой прогнозирования будущих цен или объяснения нынешних. Второй - цены определяются общественно-необходимыми затратами, издержками производства. Именно этот закон объясняет долгосрочные изменения ценовых пропорций. Открытым, правда, остается вопрос о том, что считать общественно-необходимыми затратами - это зависит и от типа воспроизводства, и от социально-экономической формации и даже от многих принятых в конкретном обществе критериев оценки ценности используемых в производстве невоспроизводимых ресурсов.

Поскольку будет рассматриваться упрощенная модель экономики, в которой единственным невоспроизводимым ресурсом являются трудовые, то логично считать общественно-необходимыми полные затраты труда на единицу конечного потребления.

Рассмотрим влияние системы налогообложения на структуру цен.

Запишем теперь общий вид модели, позволяющий определять относительные цены при любой величине дохода на авансированный капитал.

Пример общей постановки для трехотраслевой экономики. Неизвестными являются три искомых относительных цены и величина дохода работников (s). Задаваемый параметр q- величина дохода в долях от авансированного капитала.

Первое уравнение: (p1 + p2 + p3) /3 = 1.

Второе уравнение определяет распределение выручки от реализации. p1 - выручка от реализации единицы первого продукта, из которой на покрытие материальных затрат потребуется a11p1 + a21p2 + a31p3, на зарплату работникам - s, вместе это авансированный капитал, доход на авансированный капитал должен составить q (a11p1 + a21p2 + a31p3 + s). Все эти три составляющие в сумме и образуют цену на первый продукт:

p1 = (1+q) (a11p1 + a21p2 + a31p3 + s);

Аналогичным образом формируются уравнения и для остальных двух продуктов:

p2 = (1+q) (a12p1 + a22p2 + a32p3 + s);

p3 = (1+q) (a13p1 + a23p2 + a33p3 + s);

Решение этой системы для разных значений n позволяет определить функциональные зависимости относительных цен от аппетита капиталистов - величины дохода на авансированный капитал. Естественно, чем выше n, тем выше при прочих равных условиях относительная цена на продукцию с высоким уровнем материалоемкости. (Приложение 2)

Рассмотрим воздействие на цены основных налогов, взимаемых со всех субъектов экономической деятельности, ценоизменяющее воздействие которых далеко не очевидно.

Пусть формула ценообразования некапиталистическая, т. е. цены определяются исходя лишь из принципа обеспечения равного дохода работникам равной квалификации и необходимости покрытия материальных затрат. Предположим теперь, что часть конечного продукта потребляется и распределяется правительством, для финансового обеспечения чего вводится один из наиболее простых налогов - налог с оборота (он может иметь и другое название, так, в последний период горбачевской перестройки был введен пятипроцентный налог с продаж - розничные цены на многие промышленные товары были увеличены на 5%, и этот дополнительный сбор направлялся в государственный бюджет. Напротив, бывший советский «налог с оборота» являлся таковым далеко не всегда, по своей сути и форме это был скорее акциз). Налог с оборота - часть выручки, изымаемая у реализующего свою продукцию.

Пусть экономика отображается следующей моделью балансового типа:

x1 - 0. 2x2 = b1;

x2 - 0. 5x3 = b2;

x3 = b3;

Пусть правительство ввело налог с оборота - 25%, и теперь каждая отрасль четверть валовой выручки должна отдавать правительству. Введение такого налога не изменяет остальных гипотез, используемых в нашей модели - цены должны обеспечивать покрытие материальных затрат и обеспечивать равный доход работникам. Поскольку нас интересуют лишь относительные цены (абсолютные при введении или увеличении каких-либо налогов возрастают), можно одну из трех цен задать равной 1. Пусть это будет цена первого продукта. Если правительство забирает 25% (0. 25), то работникам остается 0. 75. Занятые во второй отрасли тоже должны получить 0. 75. Какой должна быть цена второго продукта, чтобы работникам осталось 0. 75 и были покрыты материальные затраты, а четверть валовой выручки досталась правительству? Ответ найти нетрудно - производителям остается лишь 75% от цены реализации, из чего и должны быть покрыты материальные затраты и обеспечен доход работникам. 0. 75p2 = 0. 2*1 + 0. 75 = 0. 95, откуда p2 = 1. 27. Таким же образом можно рассчитать цену и третьего продукта: 0. 75p3 = 0. 5p2 + 0. 75, откуда p3 = 1. 84.

Итак, единая для всех система налогообложения способна изменить относительные цены. В частности, налог с оборота увеличивает относительные цены более материалоемкой продукции, в которой доля затрат труда в общих издержках меньше.

Для более точной оценки изменения относительных цен здесь тоже можно сделать нормировку - обеспечить средний уровень цен равным единице. Для этого все полученные цены (1; 1. 27; 1. 84) необходимо разделить на (4. 11/3) = 1. 37. В результате обнаружим, что после введения налога с оборота 25% относительные цены на 1-й и 2-й продукты упали, на 3-й - выросли.

Но не только материалоемкость производства является причиной изменения относительных цен на продукцию при введении (изменении величины) налога с оборота. Общей закономерностью является (при равной материалоемкости производства) то, что при повышении (введении) налога с оборота повышаются относительные цены на готовую продукцию и снижаются относительные цены на первычные продукты (сырье).

Изменим наш условный числовой пример. Пусть матрица (E-A) имеет следующий вид:

1 -0. 2 0

0 1 -1/6

0 0 1

В условиях отсутствия налога с оборота расчет относительных цен дает следующий результат: p1 = 1; p2 = 1. 2; p3 = 1. 2. Материалоемкость производства во второй и третьей отраслях здесь одинакова - цены равны, равны и затраты на закупку сырья. После введения налога с оборота относительные цены изменяются, причем в наибольшей степени возрастает цена на третий продукт, хотя материалоемкость у него такая же, как и у второго. Третий продукт - это готовая продукция, вся она идет в конечное потребление, второй продукт отчасти является сырьем для производства третьего.

Если ввести налог в модель с q - процентным доходом на авансированный капитал, получим тот же самый эффект, что и в модели без дохода на авансированный капитал - налог с оборота изменяет относительные цены на продукцию (отклоняет их от общественно-необходимых затрат), повышая их на более материалоемкую (капиталоемкую) продукцию (Приложение 3).

Итак, налог с оборота отклоняет реальные цены от таких, которые пропорциональны издержкам производства (при этом не имеет значения, включается ли в общественно-необходимые затраты доход на авансированный капитал или нет). Отклонение цен от общественно-необходимых затрат может изменить поведение субъектов экономической деятельности таким образом, что оно становится неоптимальным с позиций народнохозяйственного критерия, в результате совокупный результат оказывается меньше потенциально возможного. Это происходит прежде всего потому, что и предприниматели и просто физические лица оценивают свои издержки прежде всего исходя из наличных цен, а не реальных затрат на производство той продукции и тех услуг, которые они оплачивают. Предположим, Вы занимаетесь индивидуальной трудовой деятельностью, и у вас есть потребность промывать или протирать какие-то детали, для чего удобнее всего пользоваться этиловым спиртом. Но закон, например, запрещает продавать частным лицам спирт по ценам, в состав которых не включен акциз, даже если он им нужен не для внутреннего употребления. Поэтому для Вас дешевле будет использование какой-либо другой жидкости, например, ацетона. В результате суммарные материальные издержки, которые несет общество в целом на изготовление Вашей продукции возрастают по сравнению с минимально возможными.

Формально в России сейчас нет налога с оборота (да и тот налог, который в СССР назывался налогом с оборота, являлся больше акцизом, причем он не был прямо пропорционален объемам реализации), но аналогичные функции по воздействию на цены выполняют спецналог и, прежде всего, налог на добавленную стоимость - способы расчета и изъятия последнего делают его ближе к налогу с оборота, чем действительно к налогу на добавленную (вновь созданную) стоимость. Это деформирует структуру российских цен, занижая относительные цены на сырьевые товары, сельхозпродукцию и повышая их на продукцию конечных переделов. И чем длиннее технологическая цепочка, тем выше будет относительная цена на продукт, получаемый в конце этой цепочки. В этой связи можно утверждать, что НДС снижает конкурентоспособность российских товаров высокого технологического уровня.

Негативную роль налога с оборота (и близких к нему по сути) можно хорошо проиллюстрировать на следующем примере. Пусть есть две страны с абсолютно одинаковыми технологиями производства, набором отраслей, структурами конечного потребления. В этом случае в рамках гипотез линейных моделей торговля между ними не целесообразна - напротив, могут лишь быть потери от дополнительных транспортных затрат. Но если в одной стране есть налог с оборота, а в другой нет, относительные цены будут различаться, и у частных лиц и торговых фирм появится желание и возможность осуществлять внешнеторговый обмен с целью максимизации своих доходов. Общим совокупным результатом станет, однако, снижение уровня конечного потребления из-за появившихся издержек на осуществление этого обмена.

Еще одним следствием налога с оборота может быть снижение уровня специализации производства. Поскольку налог берется лишь с товарной продукции, то может быть так, что выгоднее становится собственная переработка сырья, несмотря на худшую технологическую базу и более высокие издержки переработки. Для сельхозпредприятия молоко, направленное на производство масла или сыра, будет дешевым (внутрихозяйственный оборот налогом не облагается), городской молкомбинат должен будет еще и оплатить налог с оборота на закупаемое молоко. И даже если на селе реальные материальные издержки производства будут повыше, из-за меньшего числа раз взимания налога цена производимого здесь масла и сыра может оказаться ниже.

Изменить относительные цены могут и другие налоги. При прочих равных условиях больше отклоняют цены от общественно-необходимых затрат налоги прогрессивные (по сравнению с пропорциональными), налоги, взимаемые с производственных факторов (по сравнению с налогами, взимаемыми с элементов чистой продукции).

Налогообложение и фискальная политика в кейнсианской теории

Основная задача государства - это стабилизация экономики. Такая стабилизация осуществляется средствами фискальной политики.

Фискальная политика предполагает использование возможность правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета не только на закупку товаров и услуг, но и для регулирования устойчивого функционирования рыночной экономики и решения различных социальных задач. Такие расходы способствуют увеличению либо сокращению объема национального производства (ЧНП) в периоды его спада или подъема. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

На первый взгляд кажется, что высокие налоги, способствуя увеличению государственного дохода, будут работать на общество и бюджет страны. Но при более подробном рассмотрении обнаруживается протитвоположное: ни предприятию, ни рабочему при чрезмерно высоких ставках налога работать оказывается не выгодным. Однако, низкие ставки налогов значительно подорвут государственный бюджет.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

В экономике кейнсианцы ориентируются на спрос, считая, что спрос создает свое собственное предложение. Поэтому они традиционно считают, что сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, т. е. ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной и автоматической фискальной политики. Под дескриционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость инфляцию и экономический рост.

Примем некоторые допущения, упрощающие анализ влияния фискальной политики на совокупный спрос:

государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции.

первоначально чистый экспорт равен нулю.

размер капиталовложений и чистого экспорта не связан с величиной ЧНП.

предположим, что чистые налоговые доходы правительства целиком формируются за счет сбора индивидуальных налогов.

изначально будем считать, что не зависимо от величины ЧНП правительство получает фиксированную сумму налогов.

так же допускаем, что изначально уровень цен постоянен. Это означает, что изменения в совокупных инвестициях или в совокупном спросе оказывают полное воздействие на реальное производство и занятость, а не распространяется по частям или целиком на изменение уровня цен.

и на конец предположим, что фискальная политика государства оказывает воздействие лишь на факторы спроса в макроэкономике, а преднамеренное или случайное влияние фискальной политики на совокупное предложение отсутствует.

Эти предпосылки позволят получить простое и систематизированное представление о том, как изменение правительственных расходов и налогов влияют на экономику.

Налоговый мультипликатор и равновесный объем ЧНП

Рассмотрим влияние налогов на национальное производство, на величину ЧНП.

Для упрощения анализа предположим, что государство вводит единовременно выплачиваемый налог, сумма которого не меняется при любом уровне ЧНП (налог постоянной величины). Введение этого налога приведет к уменьшению располагаемого дохода (дохода после уплаты налога) налогоплательщиков (населения), следовательно, сократятся и потребительские расходы. Это, в свою очередь, отразится на всей сумме совокупных расходов: она уменьшится.

Пример: Допустим, что величина этого налога составляет 20 млрд. дол., так что правительство получает 20 млрд. дол. налоговых поступлений при каждой и любой величине ЧНП. Теперь посмотрим каково воздействие роста государственных налоговых сборов с нуля до 20 млрд. дол. при каждой величине ЧНП. Для этого рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1.

ЧНП=NI=PI

T

DI

Сa

Sa

In

G

Ca+In+G

370

20

350

360

-10

20

20

400

390

20

370

375

-5

20

20

415

410

20

390

390

0

20

20

430

430

20

410

405

5

20

20

445

450

20

430

420

10

20

20

460

470

20

450

435

15

20

20

475

490

20

470

450

20

20

20

490

510

20

490

465

25

20

20

505

530

20

510

480

30

20

20

520

550

20

530

495

35

20

20

535

Вводится налог (T), и по данным колонки DI, видно, что величина располагаемого (после уплаты налога) дохода DI отличается от ЧНП на величину налога (на 20 млрд. дол.) для каждого уровня ЧНП. Поскольку DI состоит из потребительских расходов и сбережений, мы можем ожидать, что снижение располагаемого дохода вызовет снижение потребления и сбережения. Но каким будет это снижение? На этот вопрос могут ответить мультипликаторы личного потребления и личного сбережения (MPC и MPS). MPC показывает, какая часть падения дохода после уплаты налогов (DI) произойдет за счет потребления, а MPS показывает, какая часть падения DI будет приходиться на падение сбережения. Считая, что MPC=3/4 (15/20) и MPS=1/4 (5/20) можно сделать вывод: если правительство собирает 20 млрд. дол. налогов при любом размере ЧНП, то размер ожидаемого потребления будет при каждом значении ЧНП сокращаться на 15 млрд. дол. (3/4 от 20 млрд. дол.), а размер сбережений при каждом ЧНП будет сокращаться на 5 млрд. дол.

Подведем итог: налогообложение вызывает сокращение дохода после уплаты налога относительно ЧНП на величину налога. Это сокращение DI, в свою очередь, вызывает снижение объемов потребления и сбережения при каждом уровне ЧНП. Размер сокращения C и S определяется величиной налога и величинами MPC и MPS.

При постоянных In и G график совокупных расходов сдвинется вниз и вызовет сокращение объема ЧНП. Точка макроэкономического равновесия переместится вниз по линии в 45 градусов.

Рассмотрим теперь результаты анализа потоков утечки инъекции. Анализ здесь немногим более сложен, поскольку введение налога в 20 млрд. дол. имеет двусторонний эффект. Во-первых, налоги ведут к сокращению дохода после уплаты налога на 20 млрд. дол., и при MPS, равном 1/4, вызывают снижение сбережений на 5 млрд. дол. при любом уровне ЧНП. Во-вторых, 20 млрд. дол. налогов появляются как 20 млрд. дол. дополнительной утечки из системы при каждом объеме ЧНП, которые должны быть добавлены к Sa, давая нам Sa+T. равновесие достигается теперь при величине ЧНП в 490 млрд. дол., когда общая сумма, которую сберегают потребители, плюс сумма которую правительство собирается собрать в виде налогов, равны общей сумме, которую предприниматели планируют инвестировать, плюс величина государственных закупок. Условие равновесия для подхода утечки-инъекции выглядит следующим образом: Sa+T=In+G. Графически точка равновесия ЧНП представляет собой точку взаимопересечения графиков Sa+T и In+G.

Снижение существующих налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных расходов в результате сдвига графика потребления. Сокращение налогов вызывает снижение уровня графика Sa+T. Результатом в любом случае будет кратный рост величины равновесного ЧНП.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, поскольку, например, при сокращении налогов потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережения), тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ЧНП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на MPC: MPt=MPg*MPC.

Учитывая вышеизложенное, можно спрогнозировать дескреционную фискальную политику государства в различные периоды экономического цикла.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из: 1) увеличение государственных расходов; 2) снижение налогов; 3) сочетание роста государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов).

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: 1) уменьшение государственных расходов; 2) увеличение налогов; 3) сочетание сокращения государственных расходов с растущим налогообложением (с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликационный эффект роста налогов).

Конечно, это абстрактная схема поведения правительства, и механизм дискреционной фискальной политики далеко не так прост, поскольку в реальной экономике действуют параллельные и разнонаправленные факторы.

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному хочется отметить следующие моменты. На сегодняшний день российское налоговое законодательство не без изъянов. Это:

отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность нормативных документов, несоответствие законов и директивных документов, принимаемых на их основе;

правовые пробелы, отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений;

большое число всех федеральных, региональных и местных налогов (около 150);

сложный механизм исчисления и уплаты налогов, большое число льгот, что открывает «лазейки» для сокрытия объектов налогообложения и неуплаты налогов;

недостаточная правовая информированность налогоплательщиков.

К числу недостатков нашей системы можно отнести также то, что она плохо связана с развитием экономики вообще и деятельностью предприятий в частности. Складывается впечатление, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, ощущая ее чрезмерное давление, сами по себе. Большинство субъектов экономики стоят на грани убыточности и банкротства. И в связи с этим они заинтересованы в получении минимальной прибыли, дабы избежать высокого налогообложения. В данном положении экономика становится как никогда затратной, чему также способствует отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Нужно сделать так, чтобы налоги стимулировали деятельность предприятий, а не наоборот.

По международным стандартам оптимальной долей изъятий из прибыли считается 1/3. А изъятия, составляющие более 50% прибыли, разрушают всевозможные производственные стимулы. В России же они составляют по оценкам предпринимателей - 80-90% (по более умеренным оценкам - 64%). Такая доля изъятий привела к тому, что предприятия стали отчислять на капитальные вложения около 10-15% прибыли (до 1992 г. направляли не менее 70%). В результате такой налоговой политики требуются большие инвестиции в производство.

Как показывает опыт других стран, налоги, достигнув определенной точки роста, должны снижаться, иначе у налогоплательщиков пропадает стимул к производственной деятельности и возникает желание скрыть свои доходы.

По этому поводу, сторонники нелиберальных концепций считают, что надо отказаться от кейнсианских рецептов антициклического регулирования, ведущих к резким колебаниям денежной массы, и перейти на строгое регулирование денег в обращении независимо от конъюнктуры. Денежная масса должна увеличиваться лишь в соответствии с долгосрочным темпом роста национального дохода. Выступая против роста доходов государства, они считают, что лучшее, что может сделать государство, это сократить собственные доходы и расходы и снизить налоги.

В заключение надо сказать, что реформы налоговой системы, которые можно применить в развивающихся странах, нельзя тупо копировать на российскую действительность. За последние 10 лет был накоплен богатый опыт промахов и неудач в этой области, и сейчас, «сильные мира сего» начинают всерьез задумываться о развитии страны на следующее десятилетие. Надеюсь, они будут использовать такой важный и эффективный фактор воздействия на экономику, как налогообложение, на благо страны.

Приложение 1

Структура доходов федерального бюджета. Целевые показатели и параметры использования (в % к суммарным доходам).

Статья

1998

1999

2000

план

факт

план

факт

Налоговые доходы

85, 4

91, 5

84, 3

90, 2

в том числе

Налог на прибыль

13, 4

13, 5

7, 6

6, 7

Подоходный налог с физических лиц

0, 0

0, 0

5, 3

4, 7

НДС

39, 3

40, 6

30, 3

34, 3

Акцизы

21, 9

20, 4

18, 4

20, 1

Налоги на внешнеэкономическую деятельность

7, 5

14, 2

19, 3

21, 1

Другие налоги

3, 3

2, 8

3, 4

3, 3

Целевые бюджетные фонды

8, 9

9, 2

8, 8

1, 6

Другие доходы

4, 3

4, 6

6, 7

8, 2

Всего

367, 5

302, 4

473, 8

797, 2

Приложение 2

Модель простого социалистического воспроизводства (или простого товарного производства).

Пусть экономика отображается следующей моделью балансового типа:

x1 - 0. 2x2 = b1;

x2 - 0. 5x3 = b2;

x3 = b3;

Существует всего три отрасли (три продукта). Третья производит только потребительские товары, первая и вторая - и сырье для других отраслей.

Предположим для простоты, что во всех отраслях занято одинаковое количество рабочей силы (условно - по единице), объемы валового выпуска во всех отраслях равны одной натуральной единице. Тогда b1 = 0. 8; b2 = 0. 5; b3 = 1. Это объемы конечного потребления каждого из трех продуктов.

Пусть весь конечный продукт идет на потребление работников, квалификация работников и условия труда одинаковы во всех трех отраслях. Тогда занятые в каждой отрасли должны получать равный доход (при социализме - исходя из его законов распределения, при простом товарном производстве - в силу действия механизма совершенной конкуренции).

Вопрос - при каких соотношениях цен на продукцию трех отраслей это возможно, если все отрасли работают в условиях полного самофинансирования?

Поскольку речь идет лишь о соотношениях цен, то цену на один из продуктов можно задать равной единице. Пусть это будет цена продукции первой отрасли. Так как первая отрасль не потребляет при производстве продукции других отраслей, весь доход от реализации образует доход занятых в ней. При цене, равной 1, доход занятых также составляет 1.

По условию задачи, таким же должен быть доход и занятых во второй и третьей отраслях. Тогда цена продукции второй отрасли должна быть равной 1. 2, из которых 1 - это доход работников, а 0. 2 расходуется на оплату потребляемой в качестве сырья продукции первой отрасли. Цена продукции третьей отрасли составит 1. 6, из которых также 1 образует доход работников, а 0. 6 расходуется на оплату потребленной в качестве сырья продукции второй отрасли (0. 6 = 0. 5?1. 2).

Любые иные соотношения цен в рамках тех предпосылок, которые были заданы, потребовали бы межотраслевого перераспределения доходов.

Перейдем в рамках той же технологической системы к другой экономической модели, с частнокапиталистической формой собственности.

Пусть имеет место простое воспроизводство с теми же технологиями и пропорциями производства, но организованное на капиталистических принципах - в каждой отрасли есть хозяин, и доходы хозяев должны быть прямо пропорциональны авансированному капиталу (один из основных постулатов экономической теории). Размеры авансированного капитала будем считать равными затратам на заработную плату и материалы. Доходы работников пусть определяются изложенными выше условиями - они должны быть одинаковыми (при равной квалификации и при одинаковых условиях труда такая предпосылка не противоречит и капитализму).

Пусть доход на авансированный капитал составляет 25%. Пусть цена на первый продукт по-прежнему составляет 1. Тогда от единицы реализованного продукта работники получают 0. 8, капиталист - 0. 2. Работники второй отрасли также должны получить 0. 8. Но размер авансированного капитала здесь больше и равен 0. 8 + 0. 2?1 = 1. Капиталист должен получить 0. 25?1 = 0. 25. Следовательно, цена продукции второй отрасли составит 1. 25. Работники третьей отрасли также получают 0. 8. Размер авансированного капитала здесь 0. 8 + 0. 5?1. 25 = 1. 425. Капиталист должен иметь доход 1. 425?0. 25 = 0. 35625. Следовательно, цена третьего продукта составит 0. 8 + 0. 625 + 0. 35625 = 1. 78125.

Итак, при одной и той же технологической базе структура цен оказывается различной в зависимости от принципов распределения чистой продукции. Чем выше «капиталоемкость» производства, т. е. чем больше размеры капитала, требующиеся для организации производства, тем выше относительная цена на производимый продукт.

Сопоставление двух вышерассмотренных моделей еще не дает ответа на вопрос, какие относительные цены возросли, какие упали или остались неизменными. Технология расчетов предполагала в обоих случаях цену продукции первой отрасли равной 1. Очевидно, что относительная цена на первый продукт упала при переходе к капиталистической модели, на третий продукт возросла, но насколько? И как изменилась относительная цена на второй продукт? Для точного ответа необходима нормировка цен, т. е. задание дополнительного условия о том, что среднеарифметическая цена должна быть равна 1, т. е. (p1 + p2 + p3) /3 = 1.

Тогда в первой модели пронормированные таким образом цены определяются из уравнения (1n + 1. 2n + 1. 6n) /3 = 1, откуда n ? 0. 7895. Отсюда p1 = 0. 7895; p2 = 0. 9474; p3 = 1. 2632.

Во второй модели пронормированные цены определятся из уравнения (1n + 1. 25n + 1. 78125n) /3 = 1, откуда n = 1. 34375. Отсюда p1=1/1. 34375=0. 7442, p2 = 1. 25/1. 34375= 0. 9302, p3 = 1. 78125/1. 34375=1. 3256, т. е. относительные цены 1-го и 2-го продуктов снизились, 3-го - повысились.

Приложение 3

В модели с 25-процентным доходом на авансированный капитал были получены следующие относительные цены - 1, 1. 25, 1. 78125. Введем в эту модель налог с оборота в размере 25%. Пусть цена первого продукта по-прежнему равна 1. 0. 25 из этой единицы забирает правительство, из оставшихся 0. 75 80% должно пойти работникам, 20% составит доход на авансированный капитал (соответственно 0. 6 и 0. 15). Столько же должны получить работники 2-й отрасли, кроме того, 0. 2х1 необходимо истратить на сырье, в итоге размер авансированного капитала составит 0. 8. 25%, т. е. 0. 2 - доход на авансированный капитал. В сумме получаем 1. 0, что должно составить 75% цены на второй продукт, т. е. p2 = 1/0. 75 = 1. 333. Издержки производства в третьей отрасли: 0. 6 + 0. 5x1. 333 = 1. 267, вместе с доходом на авансированный капитал 1. 267 + 0. 25х1. 267 = 1. 584. p3 = 1. 584/0. 75 = 2. 112.

Приложение 4.

Модель оценки эффективной ставки налогообложения

Сравнение ставок отдельных налогов и платежей дает представления о тяжести налогового бремени и не позволяет оценить влияние системы налогов и платежей на налоговую активность населения. Для этой цели введем понятие эффективной налоговой ставки как отношение общей суммы налогов и платежей, внесенных предприятием, работниками и акционерами, к добавленной стоимости в процессе производства и реализации товаров и услуг. Эффективная ставка показывает, какая часть добавленной стоимости изымается. Для наиболее общей оценки налогового бремени целесообразно определить эффективную ставку для средних условий производства без учета льгот.

Составляется модель без учета различных частностей (нет нарушений, льгот, повышенных ставок, внешнеэкономической деятельности, распределение всей прибыли в виде дивидендов, что означает простое воспроизводство, отсутствие задолженности, равномерное распределение заработка между работниками и т.д.)

Итоговые показатели модели характеризуют налоговое бремя и чистый доход работников, предприятия, и соответственно собственников: эффективная ставка налогообложения, доля налогов в валовой выручке, т. е. выручке с учетом НДС, доля чистой з\п в добавленной стоимости, доля амортизации в добавленной стоимости.

Эффективная ставка налогов в разных странах

Эффективная ставка (ЭС) налогов и платежей характеризует общее налоговое бремя. Однозначного ответа, какое ее значение является слишком высоким - нет. Зарубежные исследования показывают, что изъятие у производителей более 35- 40 % добавленной стоимости делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Такую ситуацию назовем налоговой ловушкой.

Чтобы упростить описание расчетов, используем далее название страны для обозначения типа налоговой системы. Самой низкой ЭС оказались в Гонконге - 20. 5%. По странам ЭС выше 34% Невысокие ЭС в Сингапуре, США, Дании, Нидерландах, превышающие уровень налоговой ловушки- в Италии, Греции, Германии, Финляндии, Польше. По средним ставкам для западной Европы ЭС - равна 42. 7%.

В целом в европейских странах, кроме Великобритании и Испании, налоговое бремя довольно высокое, больше чем в Гонконге, США и Сингапуре. Следует отметить, что в 1993 году в Финляндии вместо налога с оборота введен НДС и изменены ставки основных налогов без существенных изменений в процедуре их оценки и уплаты. В результате такой налоговой реформы ЭС снизилась сразу на 13. 6 пунктов и составила 39. 1%, что уже немного ниже уровня налоговой ловушки. На этом примере наглядно видно, что можно значительно уменьшить налоговый пресс, не проводя радикальных изменений, а только изменить ставки налогов.

Самой высокой ЭС оказалась в России (1994 год) - 58. 9% (при ставке налога на прибыль 35%) и 60. 3% (при ставке налога на прибыль 38%), т. е. более чем на 15 пунктов выше уровня налоговой ловушки. Снижение в 1995 году ставки спецналога на добавленную стоимость с 3 до 1. 5% снизило ЭС до 58. 4%, что не изменило ситуации. Максимальная льгота при инвестировании составляет 50%. Как показывают расчеты, это уменьшает ЭС до50. 4% и не позволяет избежать налоговой ловушки.

На народнохозяйственном уровне понятие добавленной стоимости приблизительно соответствует понятию ВВП. Сравнения данных за 1993 г. показывают, что рассчитанные значения по разным вариантам для большинства стран отклоняются от соотношения налоговых поступлений и ВВП на 1-6 пунктов. Наибольшее отклонение имеют место для стран, где много налоговых льгот: США, Греция, Германия, Италия, а наименьшее (1-4 пунктов) в Дании, Швеции, Норвегии, Франции, Австрии, а также в западной Европе в среднем. Еще одной из причин небольшого отклонения может быть временной разрыв в 3 года между вычислениями ЭС и статистическими данными. За этот период в некоторых странах были снижены на 1-5 пунктов ставки налога на прибыль корпораций. Но, несмотря на это, модель расчета ЭС оказались приближенной к реальности. По-видимому, налоговые льготы с одних компенсируются повышением налогов с других.

Факторный анализ позволяет выявить, какие составляющие добавленной стоимости облагаются в меньшей степени или большей, а также оценить, как изменится ЭС при изменении соотношения факторов. ЭС по факторам «фиксированные налоги» и «материальные затраты» всегда равна нулю, если от них не зависят налоги и платежи, или в противном случае 100%, т. к. вся добавленная стоимость по этим факторам формируется только за счет налогов.

Среди остальных факторов меньше всего облагается амортизация - от 0 до 19. 7%, чаще - около 16%, а в России - 21%. Увеличение амортизации любым методом будет способствовать заметному снижению ЭС. Это может быть достигнуто применением метода регрессивного баланса или ускоренной амортизации. В России этим же целям служит переоценка основных фондов.

ЭС по фактору «заработная плата» обычно ниже, чем по прибыли, и ниже общей ЭС, т. е. увеличение доли з\п ведет к уменьшению ЭС. Исключение составляют три страны - Сингапур, Италия и Россия. Однако если в Сингапуре это следствие относительно низкого налога на прибыль, то в Италии и Росси - 25 -и- высоких начислений на з\п. Самое низкое налогообложение з\п в Великобритании (18. 8%) и в Дании (19. 7%), где очень низкие взносы на социальное страхование. Невысокое налоговое бремя на заработную плату в США (30-33%), средние (33, 5-42%) - в Испании, Австрии, Португалии, высокие- в Италии, Польше, России (более 50%).

ЭС по фактору «прибыль», как правило, выше, чем по амортизации и з\п, что, с моей точки зрения, оправдано, поскольку два последних фактора представляют расходы, а не доходы предприятия. Поэтому ЭС с увеличением рентабельности, как правило, увеличивается. Самое низкое налоговое бремя на прибыль в Гонконге (17. 5%), а самое высокое в Польше (60. 7%) и в России (56. 4%).

Таким образом, бремя налогов в России значительно тяжелее, чем в зарубежных странах, и намного выше уровня налоговой ловушки. Степень налогообложения различных факторов также выше, чем в этих странах.


Описание предмета: «Налоги и налогообложение»

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.

Литература

  1. О.С. Черемных, С.В. Черемных. Стратегический корпоративный реинжиниринг: процессно-стоимостной подход к управлению бизнесом. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 736 с.
  2. В.С. Занадворов, М.Г. Колосницына. Экономическая теория государственных финансов. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 392 с.
  3. И.Ф. Цисарь, В.Г. Нейман. Компьютерное моделирование экономики. – М.: Диалог-МИФИ, 2008. – 384 с.
  4. В.Я. Кожинов. Налоговый учет в торговле (+ CD-ROM). – М.: Деловой двор, 2009. – 424 с.
  5. И.Ф. Цисарь. Моделирование экономики в iThink_STELLA. Кризисы, налоги, инфляция, банки. – М.: Диалог-МИФИ, 2009. – 224 с.
  6. Джеймс Р.Хитчнер. Справедливая стоимость. Оценка бизнеса, споры акционеров, бракоразводные процессы, налогообложение. – М.: Маросейка, 2009. – 208 с.
  7. Л.Н. Лыкова. Налоговая система России. Общее и особенное. – М.: Наука, 2006. – 448 с.
  8. Е.С. Вылкова. Налоговое планирование. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.
  9. В.И. Кошкин. Рыночная экономика России. Путь к демократии. – М.: Экономика, 2013. –  с.
  10. А.А. Кугаенко, М.П. Белянин. Теория налогообложения (+ CD). – М.: Вузовская книга, 2014. – 288 с.
  11. Динар Сихимбаева. Модель рентной экономики в недропользовании. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 156 с.
  12. Анатолий Севостьянов. Массовая оценка недвижимости в целях налогообложения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 68 с.
  13. Борис Колосов und Михаил Богданов. Функциональная надежность управления в системе налогообложения. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 104 с.
  14. Владимир Родин und . Вячеслав Малыхин. Математические модели налогообложения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 196 с.
  15. А.Е. Суглобов, Е.В. Смирнова. Сетевая модель формирования российской национальной инновационной системы. – М.: РИОР, Инфра-М, 2015. – 138 с.
  16. А.С. Москаленко. Оптимизация налогообложения на примере рыбной отрасли. Учебное пособие. – М.: Моркнига, 2013. – 85 с.
  17. А.Е. Суглобов, Е.В. Смирнова. Сетевая модель российской национальной инновационной системы. Формирование и развитие. – М.: РИОР, 2018. – 145 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Основы налогообложения предприятий
Налогообложение
Курсовая работа
29 стр.
Налоговый механизм и проблема оценки эффективности его действия
Налогообложение
Диплом
113 стр.
Налоги в деятельности предприятия
Налогообложение
Диплом
111 стр.
Налоговый механизм и проблема оценки эффективности его действия
Налогообложение
Диплом
110 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Дмитрий
Спасибо за оперативность.