Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Институциональные аспекты становления маркетинговой структуры предприятийМаркетинг
При рассмотрении различий маркетинговой политики отдельных
предприятий, их успеха в сегодняшних экономических условиях необхо-
димо соотносить историю появления отделов маркетинга на предпри-
ятиях с общим ходом экономических преобразований последних лет. В
зависимости от стабильности положения отдельных предприятий на
рынке, а это означает, прежде всего, стабильное поступление от сбыта
товаров, которое является косвенным критерием результативности ра-
боты отдела маркетинга, все предприятия можно условно классифици-
ровать следующим образом:
· фактические банкроты, которые так и не смогли найти
свою платежеспособную нишу на рынке (большинство предприятий
ВПК, машиностроения, спрос на продукцию которых является про-
межуточным или производным);
· достаточно устойчивые предприятия (с одной стороны, это
предприятия ТЭК, с другой, - работающие на конечный потреби-
тельский спрос . например, в пищевая промышленности);
· быстрорастущие фирмы в сфере торговли, обслуживания,
сборочных производств.
Сегодняшнее состояние этих предприятий обусловлено в боль-
шей степени объективными факторами. Например, факторами, состав-
ляющими успех адаптации предприятия к рыночным условиям, кроме
отраслевой принадлежности, является год создания: чем более моло-
дым является предприятие, тем быстрее оно находит своё место на
рынке. С одной стороны, это объясняется более современной техниче-
ской оснащённостью, а, с другой, - менее закостенелой организацион-
ной структурой и более гибким менеджментом. Если мы взглянем на
список фирм-лидеров отечественной индустрии, исключив предприятия
ТЭК, то многие из них были созданы в конце 80-х . начале 90-х годов:
АО .Пивзавод .Балтика., тольяттинское АО .Азот. и т.д. В Ульяновске к
таким предприятиям относятся АО .Волга-Днепр., АО .Витязь.. Как же
организационно развивались отделы маркетинга на этих предприятиях?
Первоначально отделы маркетинга отождествлялись или входили в со-
став структур сбытовых подразделений, т.е. они являлись пассивными
проводниками производственной политики и главной их задачей было
найти покупателей на уже имеющуюся произведённую гамму изделий.
Итогом такой политики и стала сегодняшняя неутешительная ситуация
в машиностроительном комплексе. В условиях высокой монополизации
и регионализации рынков такая политика позволяла выживать предпри-
ятиям, работающим на конечный спрос, прежде всего в пищевой про-
мышленности. Но с развитием рыночных отношений, появлением кон-
куренции, прежде всего со стороны иностранных товаров функции оп-
ределения объёмов выпуска и качественных параметров производимых
изделий стали переходить от производственников в отдел маркетинга.
С появлением бюджетов на маркетинг стали проводиться изучение по-
купательского спроса и конкурентов, рекламные и PR-кампании. Отли-
чием отдела маркетинга вновь созданных после 1991 года предприятий,
что данные функции изначально были им делегированы, наряду с оп-
ределением ценовой политики. Руководит таким отделом, как правило,
вице-президент, непосредственно участвующий в принятии ключевых
решений.
Описание предмета: «Маркетинг»МАРКЕТИНГ (англ. marketing) — 1) комплексная научная система организации и управления производственной,
коммерческой и сбытовой деятельностью предприятия, ориентированной на выявление неизвестных и неудовлетворенных
запросов потребителей; 2) один из важнейших способов активизации конкурентных начал рыночной экономики; 3)
качественно новая философия производства и сбыта продукции и услуг в условиях развитой рыночной экономики.
Маркетинг возник в 20-е годы XX в. в США, широкое распространение (в практике ведущих компаний) получил в
50—60-х годах в связи с обострением проблем сбыта и усиливающейся монополизации рынка[3]. Главные цели
маркетинга - извлечение максимальной прибыли; исследование и прогнозирование емкости рынка, индекса цен,
товарной конъюнктуры, определение потенциальных потребителей и производителей; изучение внутренней и внешней
среды его развития, разработка, производство и сбыт товаров и услуг, пользующихся спросом; формирование спроса
у потребителей на новые товары, услуги и изделия. Основными функциями маркетинга являются: выявление
существующего и потенциального спроса покупателя на товары и услуги посредством комплексного исследования
состояния рынка и перспектив его развития; организация научно-исследовательской деятельности по созданию новых
образцов продукции, а также улучшению прежних моделей в соответствии с запросами потребителей; координация и
планирование производства соответствующих товаров, инвестиционной и финансовой политики; определение наиболее
эффективных форм и методов сбыта продукции; регулирование всей экономической деятельности, включая руководство
производством, транспортировкой, упаковкой, сбытом, рекламой, техническим обслуживанием и другими услугами и
мероприятиями по расширению сбыта и контроль за реализацией намеченных программ; формирование и реализация
ценовой политики, информационное обеспечение маркетинга. В процессе своего развития маркетинг проходит ряд
этапов. На первом этапе осуществляются рыночные исследования: определяется потенциальный спрос отдельных групп
населения, предприятий, организаций и других потребителей, которым предназначается создаваемая новая продукция.
В настоящее время до 90% компаний промышленности, торговли и сферы услуг развитых стран Запада используют
рыночные исследования. На втором этапе осуществляется подготовка плана маркетинга, в котором конкретно
устанавливается: кто, что, когда, где и каким образом должен сделать. На основании плана определяются объемы и
график выпуска продукции, срок для создания определенных товарных запасов, программа рекламных и других
мероприятий по стимулированию сбыта. На третьем этапе осуществляется реализация разработанного плана
посредством координации и интеграции работ по распределению, продаже, рекламе и стимулированию сбыта.
Управление маркетингом осуществляют специальные службы внутри компаний. Их структура самая разнообразная:
функциональные, по видам продукции, по районам и др.
В нашей стране многие годы в связи с недооценкой товарно-денежных отношений рыночные структуры почти не
развивались. В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, использование предприятиями и
фирмами маркетинга приобретает весьма важное значение, ибо он представляет собой универсальный эффективный
инструмент реализации проблем внутреннего рынка в стране.
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и
развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и
предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур
предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос их
динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения
по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом
факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в
разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой
деятельности.
Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно -
правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних
возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного
природопользования.
Литература - П.А. Левчаев, С.М. Имяреков. Становление, эволюция и перспективы финансово-стоимостных отношений хозяйствующих субъектов России. – М.: Академический Проект, 2006. – 608 с.
- А.В. Лукина. Маркетинг. – М.: Форум, 2010. – 240 с.
- И.Н. Иванов. Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М, 2011. – 396 с.
- Политическая наука, №2, 2011. Государственная состоятельность в политической науке и политической практике. – М.: ИНИОН РАН, 2011. – 288 с.
- О.Клепцова. Бюджетирование в "1С:Предприятии 8". Информационные технологии бюджетного управления. – М.: 1С-Паблишинг, Питер, 2007. – 240 с.
- А.В. Лукина. Маркетинг. – М.: Форум, Инфра-М, 2013. – 240 с.
- Н.А. Горохова, Л.С. Кирина. Налоговый менеджмент в организациях. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
- Экономика инновационных изменений и ее организационно-институциональная поддержка. – М.: Издательство СПбГУ, 2013. – 456 с.
- М.А. Марусенко. Языковая политика Европейского союза. Институциональный, образовательный и экономический аспекты. – М.: Издательство СПбГУ, 2014. – 288 с.
- Александр Михайлов und Елена Карова. Институциональные аспекты реализации экономических интересов. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 100 с.
- Михаил Барышников. Фирмы, институциональные ограничения и эффективность хозяйствования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 284 с.
- Юлия Тучина. Система управления маркетингом на предприятии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 72 с.
- Елена Воробьева und Владимир Воробьев. Институциональная трансформация системы здравоохранения в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 176 с.
- Сергей Тюрин. Сущность конституционализма. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 76 с.
- Кристина Викторовна Чепелева. Основы маркетинговой деятельности:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 208 с.
- Вера Накарякова. Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 104 с.
- Д.В. Капулин, А.С. Кузнецов, Е.Е. Носкова. Информационная структура предприятия. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2018. – 186 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|