Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Страхование здоровья - это иная государственная политикаСтрахование
Думаю, никто сегодня не станет оспаривать, что в значительной мере благодаря созданию системы обязательного медицинского страхования (ОМС), ставшей для лечебных учреждений дополнительным источником финансирования, до сих пор выполняется 41-я статья Конституции, гарантирующая населению бесплатное медицинское обслуживание. В условиях продолжающегося экономического кризиса, когда закрылись многие фабрики, заводы и научно-исследовательские институты, двери поликлиник и больниц по-прежнему открыты для всех нуждающихся в медицинской помощи, причем бесплатной.
Тем не менее существующую систему обязательного медицинского страхования ожидают большие перемены. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. С января 2001 года введен единый социальный налог. Сбор взносов на ОМС теперь осуществляют не территориальные фонды, а налоговые органы. В то же время рассматривается проект закона «О медико-социальном страховании граждан Российской Федерации». А что по этому поводу думают специалисты?
Предлагаем вашему вниманию мнение члена-корреспондента РАМН, доктора медицинских наук, профессора, исполнительного директора Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС) Андрея РЕШЕТНИКОВА:
- Надо признать, что закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» на момент его принятия в 1991 году был весьма прогрессивным. В условиях резкого перехода к рыночным методам хозяйствования лечебным учреждениям катастрофически не хватало бюджетных средств. По закону был установлен взнос на обязательное медицинское страхование граждан в размере 3, 6% от фонда оплаты труда, начисляемого по всем основаниям. За работающее население средства вносились юридическими лицами всех форм собственности, а за неработающих - органами исполнительной власти. Причем эти государственные средства, аккумулируемые в территориальных фондах ОМС, никто не вправе был изымать и использовать не по назначению. Средства ОМС могли быть направлены только на оплату медицинской помощи, оказанной населению лечебными учреждениями, Благодаря наличию целевого источника финансирования выжили в условиях рынка поликлиники и больницы, работающие в системе ОМС.
В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» определен механизм финансирования лечебных учреждений в условиях зарождавшейся тогда рыночной экономики. Территориальные фонды ОМС перечисляют средства страховым медицинским организациям, которые на основе счетов, выставленных лечебными учреждениями, оплачивают фактически оказанные медицинские услуги. Но при одном непременном условии - страховщики обязаны осуществлять контроль объемов и качества медицинской помощи. Если при плановом хозяйстве финансирование рассчитывалось на число коек и объем выделяемых средств не зависел от количества и качества медицинской помощи, то в системе ОМС поликлиники и больницы свои средства получают в прямой зависимости от количества и качества медицинских услуг, разумеется, чем больше выполнен объем работы при соблюдении качества, тем больше средств перечислит страховая организация.
Несмотря на то, что в законе определен механизм финансирования лечебных учреждений, в регионах сформировались совершенно разные модели ОМС. В ряде территорий, включая Москву, модель обязательного медицинского страхования максимально приближена к закону. Это, как правило, высокоурбанизированные территории, отличающиеся наличием большого количества промышленных и других предприятий. Скажем, в Москве усилиями территориального фонда обязательного медицинского страхования хорошо налажена работа по сбору взносов на ОМС, благодаря чему в городской системе ОМС всегда имелся достаточный объем денежных средств, что позволяло регулярно выплачивать заработную плату столичным медикам и планомерно повышать тарифы на медицинские услуги, что в свою очередь постоянно увеличивало поступление средств в ЛПУ.
С января 2001 года сбор взносов на ОМС осуществляют не территориальные фонды, а налоговые органы. Из-за перерегистрации плательщиков, некоторого ослабления контроля и увеличения времени прохождения денег до фонда в начале первого квартала взносы на ОМС поступали не всегда ритмично, что в отдельные периоды способствовало возникновению дефицита средств. Тем не менее МГФОМС удалось, благодаря использованию средств страховых резервов, своевременно профинансировать лечебные учреждения, В конце первого квартала ситуация по сбору взносов несколько улучшилась.
Закон 1991 года прогрессивен и по отношению к пациентам. Страховой медицинской организации вменено в обязанность защищать права больного человека на качественную медицинскую помощь. При возникновении жалобы на плохое лечение страховщик обязан провести независимую медицинскую экспертизу. Если жалоба признается обоснованной, к лечебному учреждению применяются штрафные санкции, а пациенту предлагается лечение в другой поликлинике или больнице.
Благодаря введению ОМС пациент в случае неудовлетворенности лечением получил возможность обращаться к независимому арбитру - страховой медицинской организации, чего не было ранее.
- Вы считаете, что закон о медицинском страховании, принятый в России в 1991 году, совершенен?
- Несмотря на то, что в период возвращения к рыночной экономике закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» помог выжить лечебным учреждениям, сегодня он нуждается в изменении. Существующая система ОМС пока не достигла вершины своего развития. Ее можно и нужно совершенствовать.
Хотя в системе ОМС был хорошо отлажен механизм сбора взносов на ОМС и оплаты медицинской помощи, оказываемой населению, хотя врачи прикладывали и прикладывают большие усилия, показатели здоровья россиян оставляют желать лучшего. Почему? Потому что система здравоохранения лишь на 10-12% может оказать влияние на состояние здоровья населения, а остальные 90% обусловлены другими факторами: социально-экономическими, биологическими, климатическими и другими. Но в самой системе медицинского страхования до настоящего времени отсутствуют два важнейших звена: профилактика заболеваний и реабилитация после перенесенного заболевания. Если реабилитация после инсульта или инфаркта проводится, то почему бы не реабилитировать людей, перенесших пневмонию или тяжелые эмоциональные потрясения.
Здравоохранение - достаточно затратная сфера. Дешевле заниматься профилактикой, не допускать болезни, а также проводить реабилитацию, отодвигая тем самым формирование хронических процессов или устойчивой утраты трудоспособности (инвалидности).
Необходимо вести разговор о переходе от медицинского страхования к страхованию здоровья. Это иная государственная политика в области обязательного страхования, учитывающая профилактику заболеваний и реабилитацию. Для ее реализации должен быть осуществлен комплекс мероприятий как медицинского, так и немедицинского характера. Например, кроме медицинской профилактики, в него должны входить пропаганда и организация здорового образа жизни. Профилактика, лечение и реабилитация должны быть единым непрерывным технологическим процессом.
Переход к страхованию здоровья потребует перераспределения финансовых потоков. Если сегодня на медицинскую профилактику расходуется всего 6-7% средств ОМС, на реабилитацию - 0%, а на лечение больных людей направляется 94% (!) средств ОМС, то при страховании здоровья (согласно мировой практике) на лечение заболеваний необходимо будет направлять только 50% средств, но при этом на профилактику потребуется 30% финансовых ресурсов, а на реабилитацию - 20% средств.
Требуется ли при таком подходе участие страховых компаний? При проведении профилактики заболеваний и реабилитации пациентов после перенесенных недугов можно обойтись и без страховых компаний. Когда же речь идет о лечении пациентов, присутствие страховых компаний желательно, потому что здесь они выполняют роль арбитра, защищающего права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Страховщик проводит экспертизу качества предоставляемой медицинской помощи, проверяет - в достаточном ли объеме проведена диагностика, И если права граждан нарушаются, страховщик вправе рублем наказать проштрафившееся лечебное учреждение.
Для перехода от медицинского страхования к страхованию здоровья, кроме перераспределения финансовых потоков, необходимо, во-первых, принятие решения на государственном уровне, во-вторых, введение дифференциации страховых взносов (чем ниже показатель заболеваемости в трудовом коллективе, тем меньше размер страхового взноса платит предприятие, а оставшиеся средства от базового тарифа остаются в распоряжении работодателя и направляются на оздоровление трудового коллектива), в-третьих, экономическое стимулирование работодателей и застрахованных граждан. Всем известна аксиома: если каждому человеку будет выгодно вести здоровый образ жизни, население в целом будет осуществлять индивидуальные меры профилактики для того, чтобы меньше болеть. Тем самым удастся достичь одной из главных целей страхования здоровья - снижения заболеваемости и укрепления здоровья застрахованных.
К сожалению, при введении единого социального налога предложена прямо противоположная схема. Вводится регрессивная шкала, по которой чем выше доход у предприятия, тем ниже ставка взносов на ОМС, что никоим образом не связано с заболеваемостью на предприятии. Отсутствует и экономическое стимулирование самих работников поддерживать собственное здоровье. Если такая схема страхования будет узаконена, следует прогнозировать не доходы, а убытки в системе ОМС.
В законопроекте не предусмотрена взаимосвязь между выплатами пособий и профилактикой заболеваний, лечением и реабилитацией застрахованных граждан. Продекларированное 10 лет назад право населения на выбор врача и лечебного учреждения в условиях предлагаемого медико-социального страхования останется нереализованным.
Кроме того, планируется перераспределение средств ОМС внутри федеральных округов, что приведет к снижению заинтересованности регионов в дополнительном сборе средств на ОМС. В рамках медико-социального страхования устанавливается некий норматив финансирования территорий. Если учесть, что сегодня взносы на ОМС, собираемые в Москве, составляют 54% всех средств, поступающих в Центральный федеральный округ, то становится ясно, что при усредненном финансировании город лишится изрядной суммы. Расчеты показали, что на выполнение территориальной программы ОМС Москва недосчитается 20-30% средств.
Из текста законопроекта неясно, каким образом будет решаться вопрос повышения управляемости ранее действовавших систем ОМС и социального страхования и улучшения уровня их финансовой обеспеченности. Создание общего фонда принципиально не может решить проблемы повышения эффективности управления финансовыми ресурсами, так как централизация управления в масштабах всей страны, как показывает опыт СССР, не дает положительных результатов, тем более это будет неэффективным в условиях рыночной экономики.
Для успешного достижения поставленных целей по эффективному управлению ресурсами в области медико-социального обеспечения необходимо решить задачу широкомасштабного внедрения автоматизированных информационных технологий, основанных на персонифицированном учете страховых взносов и затрат на страховые случаи.
Основой для таких технологий должны стать единый социальный номер гражданина и единый реестр населения России. Для их создания и внедрения необходимо разработать и принять соответствующие федеральные законы.
Использование автоматизированных информационных технологий, как показывает опыт работы в системе ОМС, позволит обеспечить действенный контроль за исполнением организациями и учреждениями программ социальных государственных гарантий, рациональным использованием материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.
Создание персонифицированных баз данных по учету страховых взносов и затрат на страховые случаи даст возможность осуществлять анализ медицинской и социальной помощи каждому конкретному гражданину или группе населения.
Полученная информация обеспечит проведение демографического, миграционного или медико-социального мониторинга населения, что позволит государству проводить адресную социальную политику.
- Вы предлагаете изменить идеологию страхования. А в практическом плане существующая система ОМС нуждается в каких-либо изменениях?
- Думаю, полезно было бы ввести некоторые принципиальные изменения внутри лечебных учреждений. Поликлиники и больницы уже давно работают в условиях рынка, а медицинские работники по-прежнему не везде заинтересованы в интенсификации своего труда, во внедрении новейших медицинских технологий, которые не только повышают качество лечения, но и сокращают время пребывания пациента на койке. Без материального стимулирования с этой проблемой не справиться. Система оплаты труда медицинских работников должна быть дифференцированной и зависеть от количества и качества труда, то есть необходимо уйти от единой тарифной сетки, смелее переходить на контрактные формы оплаты труда, но такое решение может быть принято только на уровне федерального законодательства.
В законе 1991 года слабо отражено участие медицинских ассоциаций, думаю, в условиях рыночной экономики их роль должна быть значительно выше.
- На протяжении 10 лет, что существует обязательное медицинское страхование, оппоненты постоянно обсуждают целесообразность участия страховых компаний в системе ОМС. В проекте закона «О медико-социальном страховании граждан Российской федерации» предлагается пересмотреть роль и функции страховщиков. Что вы думаете по этому поводу?
- Раньше из соображений экономии государственных средств некоторые депутаты настаивали на исключении из системы ОМС страховых компаний. Дешевле, к сожалению, не получилось бы.
На мой взгляд, исполнительная власть каждого субъекта Российской Федерации должна сама определять, нужно ли аккредитовывать на своей территории для работы в системе ОМС страховые медицинские организации или нет, потому что в регионах разный уровень социально-экономического развития, состояния системы здравоохранения, существуют и другие факторы, которые не видны из центра. Существуют и другие факторы, которые не видны из центра.
В Москве, например, такая аккредитация проводится ежегодно, а ее результаты (после решения комиссии) утверждаются распоряжением мэра. Для справки: в 1993-1994 годах в Москве работало около 30 СМО, а в настоящее время - только 9 страховых компаний.
Надо отметить, что ОМС не приносит прибыли. Если бы страховые медицинские организации исключили из системы ОМС, они стали бы заниматься только коммерческим страхованием, то есть ДМС. Потеряла бы от этого система ОМС, потому что пришлось бы срочно изыскивать немалые стартовые средства на создание подразделений для выполнения функций, которые сейчас возложены на страховые компании. И еще потеряло бы население, ведь оно лишилось бы независимого арбитра, который до сих пор защищает его права на качественную медицинскую помощь.
Новый законопроект таит в себе и другие подводные камни, например, по сути осуществляется дальнейшая децентрализация управления отраслью, так как предлагается страховым компаниям впредь согласовывать операционные планы по предоставлению государственными лечебными учреждениями объемов медицинской помощи с... Федеральным фондом медико-социального страхования, а вовсе не с органами управления здравоохранения.
Позиция специалистов, работающих в городе в системах ОМС и социального страхования, по Законопроекту о медико-социальном страховании полностью совпадает с позицией правительства Москвы, Подробная пояснительная записка за подписью первого заместителя премьера правительства Москвы Людмилы Ивановны Швецовой отправлена разработчикам в Минэкономики. Посмотрим, как будут развиваться события.
Описание предмета: «Страхование»СТРАХОВАНИЕ — один из видов экономических отношений. Страхование - система мероприятий по созданию денежного
(страхового) фонда, из средств которого осуществляются возмещение ущерба и выплата денежных сумм в результате
стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий. Страхование предполагает наличие двух
сторон. Одной из них является специальная организация, которая создает и использует денежный фонд.
Другая сторона — страхователь, являющийся юридическим или физическим лицом и вносящий в данный фонд
установленные платежи. Отношения между страховщиком и страхователем складываются на основе договора (полиса).
Страхование бывает двух видов: добровольное и обязательное. Первый вид страхования инициируется самим
страхователем, второй — предписывается существующим в стране законодательством. Различают страхование
имущества, коммерческих рисков, жизни людей. Коммерческие страховые компании (организации) ставят своей целью
получение прибыли от страховых операций.
Страхование является важнейшим сектором экономики, обеспечивающим материальную защиту предпринимательской
деятельности и поддержание материального благосостояния населения. Содержание дисциплины «страхование» включает
в себя разделы о сущности и функциях страхования, об основах построения страховых тарифов, об особенностях
личного и имущественного страхования, о страховании ответственности и перестраховании, о финансовой
деятельности страховых компаний и организации страхового дела.
Литература - Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. – М.: Научный эксперт, 2009. – 305 с.
- C. С.Сулакшин. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект). – М.: Научный эксперт, 2009. – 219 с.
- С.С. Сулакшин. Финансовые рынки и экономическая политика России. – М.: Научный эксперт, 2008. – 139 с.
- Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмернтости в России. – М.: Ленанд, 2010. – 376 с.
- На "краю" советского общества. Социальные маргиналы как объект государственной политики. 1945-1960-е гг. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 816 с.
- Государственная политика. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 544 с.
- История государственной политики СССР и России в отношении религиозных организаций в 1985–1999 гг. – М.: Олма Медиа Групп, Фонд современной истории, 2010. – 288 с.
- Людмила Пулькина. Общественный контроль и государственная политика. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 204 с.
- Елена Акимова. Эволюция концепций государственной политики экономического роста. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 372 с.
- Галина Алжейкина. Государственная политика в области музыкальной культуры Чувашии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 296 с.
- Наталья Кухарская. Государственная политика повышения капитализации регионов Украины. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 64 с.
- Валерий Долгинцев. Государственная политика здравоохранения и руководящих кадров. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 72 с.
- Государственная политика и управление. Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 480 с.
- Т.Н. Суминова. Арт-менеджмент. Реализация государственной политики в сфере культуры и искусства. – М.: Академический проект, 2017. – 168 с.
- А.В. Карпов, Ю.А. Карпова. Развитие инновационных механизмов программно-целевого планирования государственной политики в сфере образования. – М.: Дашков и К, 2017. – 248 с.
- Государственная политика и управление. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2 частях. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт. – М.: Юрайт, 2018. – 484 с.
- В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. Государственная политика и управление. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2018. – 441 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|