Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Понятие и виды финансового контроляРевизия и контроль
1. Понятие и виды финансового контроля.
Финансы выполняют три функции; в том числе и контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются объектом и субъектом контроля.
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.
В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.
Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовой деятельности: мобилизации, распределения и использования государственных денежных средств.
Основными задачами финансового контроля являются:
1. Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством
2. Законности распределения финансовых ресурсов
3. Целевого характера и эффективного использования государственных средств
4. Правильности совершения финансовых операций
5. Соблюдение государственной финансовой дисциплины
Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что объектом являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от формы собственности, часть населения, которая является участниками финансовых отношений. Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что несмотря на специфику всех объектов финансового контроля последний использует практически одни и те же приемы и способы.
Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, другие макроэкономические показатели выражаются сегодня в миллиардах рублей. Показатели экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.
Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет, кроме чисто контрольного значения, большое аналитическое. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяет делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы.
Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в законодательном порядке относительно функционирования финансового механизма государства и обязанность соблюдать их формируют финансово-правовую категорию - финансовую дисциплину.
Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансово-плановые акты, как правило, действуют в течение года.
Финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключается в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Система финансового контроля в РБ включает:
1. Общегосударственный (вневедомственный).
2. Ведомственный.
3. Внутрихозяйственный.
4. Независимый (аудит).
5. Общественный.
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянная комиссия Парламента также в процессе своей деятельности анализирует и проверяет финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в состав министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерии. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотреблений а финансовой сфере.
2. Формы и методы финансового контроля.
Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходование денежных средств и материальных ценностей. Цель этой формы контроля заключается в том, что она позволяет предупредить нарушение Законов, неправильное, нецелесообразное расходование средств, устранить излишества, выявить резервы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансировании по бюджету.
Текущий контроль осуществляется в процессе совершения финансово-хозяйственной операции. Он позволяет оперативно > отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Любой руководитель, прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедиться в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.
Последующий контроль проводится после совершения операции, т.е. после того, как выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Он дает возможность убедиться в законности совершенных операций, фактическом выполнении планов, в сохранности денежных средств, использовании их по прямому назначению, вскрывать недостатки и принимать меры к их исправлению, наказанию виновных и предотвращению возможных нарушений в будущем. Последующий контроль проводится путем анализа отчетов и балансов, а также путем проверок и ревизий непосредственно на месте.
Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые принято обозначать понятием >. К ним относятся обследование, анализ, заслушивание отчетов, рассмотрение проектов финансовых планов, проверки и ревизии.
Поверки и ревизии самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.
Различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.
Формальная проверка заключается в контроле за правильностью самого документа. При этой проверке выясняется:
1. Соблюдена ли установленная форма документа;
2. Написан он на надлежащем бланке;
3. Имеется ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая проверка имеет большое значение. При проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут проводиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.
Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она проводится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.
Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах.
Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявлять неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы - фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств.
Проверки также могут быть тематическими и комплексными. В этом отношении они не отличаются от ревизий.
Практика показывает, что самым действенным методом финансового контроля является ревизия, при которой проводится наиболее глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.
Ревизия проводится непосредственно на подконтрольных объектах. В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия предполагает проверку всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения. При частичной ревизии проводится проверка отдельных сторон или участников финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная ревизия включает все участки и широкий круг вопросов. Она позволяет более глубоко проверить деятельность ревизуемого объекта. Такие ревизии производятся, как правило, группой ревизоров с привлечением специалистов по отдельным вопросам. Во время такой ревизии обязательно производится инвентаризация материальных ценностей и денежных средств.
Ревизии могут проводиться сплошным и выборочным методом. Сплошной метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.
Ревизии могут быть плановые и неплановые. Плановые ревизии проводятся в соответствие с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:
1. В случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к ее улучшению;
2. По указанию правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц;
3. В порядке контроля за выполнением ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.
Органы государственного финансового контроля строят свою работу на основании годовых и квартальных планов согласно установленным срокам. Внутриведомственные документальные ревизии проводятся один раз в год; документальные ревизии бюджетных учреждений один раз в два года.
В целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший контрольный орган государства.
Планы проведения проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной работы указывается:
1. объект ревизии;
2. вид ревизии;
3. тема ревизии;
4. срок начала и окончания ревизии;
5. место проведения;
6. исполнители (ревизоры).
К ревизорам предъявляют исключительно высокие требования, поскольку от их моральных и профессиональных качеств зависит успех ревизии. Поэтому кадры для контрольно-ревизионной работы подбираются из высококвалифицированных специалистов финансовых органов.
Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним относится право: требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов, применять все методы документального контроля, запрашивать данные у банков, требовать предоставление первичных документов, получать у работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения, изымать необходимые подлинники документов, производить инвентаризацию, опечатать кассы и склады, ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц, передавать материалы следственным органам, требовать возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем ревизор обязан: хорошо знать законодательные, нормативные акты, действующие инструкции и указания, в совершенстве владеть методами и правилами контроля, знать бухгалтерский учет, объективно и принципиально излагать все факты выявленных нарушений в акте ревизии, проявлять твердость и решительность при реализации материалов ревизии.
В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно допричисляется в бюджет миллиарды рублей, пресекаются незаконное и неэффективное использование государственных средств на значительные суммы, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.
3.Органы (организации), осуществляющие финансовый контроль.
Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольная функция в области финансов не является основным и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля.
К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в Законе о Кабинете Министров последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда Республики Беларусь и их расходования.
В РБ придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1997 г. создан Комитет государственного контроля, в 1994 г. - Служба контроля администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и управления в пределах свей компетенции.
Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Конституция РБ указывает на то, что этот орган осуществляет финансовый контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
В функции комитета входит осуществление контроля за:
1. Исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые, налоговые отношения;
2. Сохранностью и использования государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально-экономических программ;
3. Инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов;
4. Использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов;
5. Движением валютных средств на территории РБ, а также сроками и полнотой поступления от экспорта товаров и услуг;
6. Состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.
Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет контроль за:
1. Соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции РБ в мировое хозяйство;
2. Выполнением требований прямых финансовых законов;
3. Исполнением республиканского бюджета;
4. Своевременных поступлений доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов;
5. Состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.
Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.
В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются:
1. Осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства;
2. Целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций;
3. Проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета;
4. Проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных органов;
5. Анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных материальных денежных ресурсов.
К специализированным органам государственного финансового контроля относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Министров РБ. Его главной задачей является осуществление в пределах компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей.
Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. Касается это главным образом, контроля за деятельностью коммерческих банков и небанковских финансовых организации, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Все органы уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности, руководствуются едиными требованиями, изложенными в Положении о порядке организации и проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений (постановление Кабинета Министров РБ от 1.12.95 г.).
В современных условиях вызывают необходимость одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность - независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу их финансово-хозяйственной деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законом об аудиторской деятельности (от 8.11.94 г. N 3373-XII).
Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит - форма внутрихозяйственного финансового контроля. Внутренний аудит не заменяет внешнего. Аудит может быть обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством, инициативная - по решению субъектов хозяйствования или собственников.
Регулирование аудиторской деятельности возложено в РБ на Аудиторскую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей комиссии лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.
Правовой статус Аудиторской палаты РБ вызывает определенные проблемы. С одной стороны, это орган государственного управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е. субъектов, относительно которых она выполняет контрольные функции. Это находится в противоречии с основным принципом государственного контроля: его независимость от контролируемых, проверяемых субъектов.
4. Основания, порядок проведения обязательного аудиторского контроля финансово-хозяйственной деятельности субъекта.
Аудиторская деятельность (аудит) - независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.
Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией).
Затраты на проведение аудита относятся на себестоимость продукции, товаров, работ, услуг и приравниваются к материальным затратам.
Аудиторская деятельность осуществляется на основании Закона РБ об аудиторской деятельности от 8.11.94 г. N 3373-XII и других законодательных актов Республики Беларусь, а также в соответствии с международными и республиканскими стандартами аудиторской деятельности.
Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении аудиторской деятельности руководствуются Законом РБ об аудиторской деятельности, другими актами законодательства, стандартами аудиторской деятельности, нормативными документами по бухгалтерскому учету и контролю. Никакие государственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудитора и аудиторской организации.
Аудиторская палата по заявлению заинтересованного субъекта и за счет его средств может назначить проверку (экспертизу) качества аудиторского заключения.
Независимость аудиторов и аудиторских организаций обеспечивается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Организация аудиторской деятельности, порядок аттестации специалистов и выдача им лицензий на право занятия аудиторской деятельностью, лицензирование аудиторских организаций, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и другие вопросы аудита определяются Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Отношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками строятся на основе договора.
Аудиторские организации (аудиторы) ведут регистрацию заключенных договоров.
Предприятие (заказчик) имеет право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию (аудитора) для заключения договора на проведение аудита, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Аудиторские организации (аудиторы), осуществляющие аудиторскую проверку банков, должны иметь лицензию Национального банка Республики Беларусь на право занятия аудиторской деятельностью в банковской системе.
Аудиторская проверка не может проводиться:
а) аудиторами:
- являющимися учредителями, собственниками, акционерами проверяемых субъектов хозяйствования;
- состоящими с заказчиками в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
б) аудиторскими организациями:
- в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские организации являются учредителями, собственниками, акционерами;
- в отношении субъектов хозяйствования, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских организаций;
в) аудиторами и аудиторскими организациями, оказывающими данному субъекту хозяйствования услуги по постановке и восстановлению бухгалтерского учета.
Аудит может быть обязательным и инициативным.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, инициативная
- по решению субъектов хозяйствования или собственника.
Согласно Постановления Кабинета Министров РБ от 17.06.96 г. N 398 о юридических лицах негосударственной формы собственности, подлежащих обязательной аудиторской проверке (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.11.98 г.) ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат следующие юридические лица негосударственной формы собственности, соответствующие хотя бы одному из перечисленных критериев классификации юридических лиц:
1. предприятия с иностранными инвестициями;
2. товарные и фондовые биржи;
3. банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам, деятельность инвестиционного фонда, депозитария;
4. открытые и закрытые акционерные общества.
Данные юридические лица представляют в налоговые органы бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты по налогам или декларацию о доходах только после аудиторской проверки и в течение года, следующего за отчетным, обязаны предъявить в налоговый орган документ, подтверждающий факт проверки. К юридическим лицам, не предъявившим этот документ, применяются меры ответственности, установленные законодательством.
Открытые и закрытые акционерные общества с государственной долей собственности, входящие в состав министерств, других республиканских органов государственного управления и объединений, создаваемых по решению Правительства Республики Беларусь, могут представлять в налоговые органы вместо документа, подтверждающего факт аудиторской проверки, акт ревизии, произведенной ведомственной контрольно-ревизионной службой.
5. Задача.
Между коммерческими фирмами > (поставщик) и > (получатель) был заключен договор на поставку строительных материалов.
Расчеты согласно договору должны были производиться посредством платежных поручений по факту исполнения своих обязательств поставщиком.
Поставщик отгрузил продукцию в полном объеме в установленный договором срок, о чем незамедлительно уведомил получателя, предоставил документы, подтверждающие надлежащее исполнение своих обязательств стороной. Однако средств на счете фирмы > на этот момент оказалось недостаточно для оплаты отгруженной продукции и получатель (плательщик) по согласованию с поставщиком (кредитором) оформил задолженность векселем.
Вексель был выписан плательщиком на 30-й день с момента оговоренного в договоре срока платежа, связанного с фактическим выполнением своих обязанностей кредитором.
Полученный вексель кредитор передал на в обслуживающий его банк на инкассо, который по истечении 10-ти дней переслал принятый на инкассо вексель в банк плательщика.
На день платежа по векселю средств на расчетном счете плательщика не оказалось. Кроме того, банк отказал последнему в предоставлении кредита на оплату векселя. Учитывая указанные обстоятельства, банк плательщика через 5-ть дней после наступления срока платежа передал неоплаченный вексель с извещением о неоплате в банк кредитора, который и проинформировал последнего о факте неоплаты векселя.
Кредитор, узнав об этом обстоятельстве, предъявил претензии обслуживающему его банка на предмет неплатежа.
1.вопрос: имели ли место в рассматриваемой ситуации нарушения действующего законодательства и если да, то какие?
Банки кредитора и плательщика должны были в день принятия векселя на инкассо и после составления извещения о неакцепте (неплатеже) направить вексель адресату (в первом случае в банк плательщика, во втором в банк кредитора).
2.вопрос: к какому виду векселей относится, выписанный плательщиком?
Простой товарный вексель.
3.вопрос: что понимается под инкассированием векселя?
Инкассо представляет собой поручение клиента (приказодателя) банку (банку- ремитенту) произвести передачу плательщику документов (векселей, чеков, платежных требований и др.), сопровождаемых коммерческими документами (документарное инкассо) либо не сопровождаемых коммерческими документами (чистое инкассо), с целью взыскания платежа. Ст. 275 Банковского кодекса Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 106, 2/219)
Инкассо векселя - операция, при которой банк по поручению своего клиента совершает действия, связанные с доставкой плательщику векселя для получения акцепта или платежа по нему с зачислением суммы векселя на текущий счет клиента. Правила проведения банками операций с использованием векселей на территории Республики Беларусь, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.05.2000 № 11.8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 56, 8/3569)
Инкассово-банковская операция представляет собой операцию, по которой банк по поручению своего клиента получает причитающуюся ему денежную сумму от других хозяйствующих субъектов на основании расчетных документов (в данном случае вексель) и зачисляет в установленном порядке на счет получателя средств.
4.вопрос: при каких условиях банк может принять вексель на инкассо?
Банк может принять вексель на инкассо на основании договора, где могут оговариваться обязанности банка по простому товарному векселю в случае его неоплаты или неакцепта.
5.вопрос: обоснованны ли претензии кредитора к обслуживающему банку по поводу неоплаты векселя?
Нет. При инкассовых операциях банк осуществляет лишь посреднические функции и не несет ответственность за неакцепт или неоплату плательщиком инкассируемых векселей.
6.вопрос: опишите, как должен действовать кредитор, получив неоплаченный вексель?
Получив неоплаченный вексель у своего банка кредитор направить его государственному нотариусу для опротестования. В последствии направить иск в суд против векселедателя или др. обязанных по векселю лиц.
7.вопрос: какую форму расчетов для гарантии платежа за надлежащее исполнение мог бы избрать кредитор при систематических нарушениях плательщиком расчетной дисциплины кроме предоплаты?
Кредитор мог избрать такую форму расчетов, как аккредитив - это такая форма расчетов, при которой банк плательщика принимает на себя обязательство произвести по его поручению платежи поставщику или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи на условиях, указанных плательщиком.
Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента (приказодателя) об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), должен провести платежи получателю денежных средств (бенефициару) либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) провести платежи получателю денежных средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводный вексель Ст. 261 Банковского кодекса Республики Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000 г. № 106, 2/219)
Также могут применяться такие меры обеспечения исполнения обязательств как залог, поручительство, гарантия, неустойка.
Описание предмета: «Ревизия и контроль»Ревизия - это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных
проверяемой организацией за определенный период.
При ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов
и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан
проверяемый объект финансовыми или другими отношениями.
В современных условиях ревизия как контрольное мероприятие в финансовой сфере востребована очень широко, что
закреплено во многих законодательных и нормативно-правовых документах.
Финансовые ревизии и проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные
методы финансового контроля.
Литература - А.П. Виткалова, Д.П. Миллер. Бюджетирование и контроль затрат в организации. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 128 с.
- Л.К. Никандрова, И.В. Гулина. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Логос, 2007. – 0 с.
- В.А. Мальцев. Финансовое право. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
- В.А. Мальцев. Финансовое право. – М.: Академия, 2010. – 256 с.
- В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь. Ревизия и аудит. – М.: БГЭУ, 2011. – 480 с.
- А.А. Савин, И.А. Савин, Д.А. Савин. Аудит для магистров. Теория аудита. – М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2012. – 272 с.
- О.В. Болтинова. Бюджетное право. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 288 с.
- Л.К. Никандрова, И.В. Гулина. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Логос, Университетская книга, 2007. – 184 с.
- В.А. Мальцев. Финансовое право. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
- А.Г. Годнев, Е.И. Зоря, Д.А. Несговоров, Н.В. Давыдов. Коммерческий учет товарных потоков нефтепродуктов автоматизированными системами. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 432 с.
- О.В. Болтинова. Бюджетное право. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 320 с.
- В.А. Мальцев. Финансовое право. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 242 с.
- А.Н. Миронов. Нотариат. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Форум, 2015. – 224 с.
- В.А. Мальцев. Финансовое право. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 238 с.
- А.Г.Гузнов, Т.Э.Рождественская. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 438 с.
- О.В. Болтинова. Бюджетное право. Учебное пособие. – М.: Норма,Инфра-М, 2018. – 256 с.
- Мальцев В.А. Финансовое право (СПО). – М.: КноРус, 2018. – 240 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|