Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Форма государстваТеория государства и права
Форма государства - это устройство всеохватывающей политической организации господствующего класса (всего общества), призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Из определения следует, что назначение государства и назначение его формы - вещи разные. Или, выражаясь философским языком, можно сказать, что "роль частей в организации вещи и роль самой вещи в более широкой организации различны".
Форма государства складывается из трех компонентов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ,
ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ
Форма правления - это способ организации высших органов государства.
Разнообразные формы правления, сложившиеся в истории человечества, сводятся к двум основным видам - монархии и республике. Под монархической формой правления понимается такая форма политической организации, при которой в той или иной мере в осуществлении государственной власти участвует лицо, занимающее высший пост в государстве в порядке престолонаследия (монарх). К республикам относятся государства, в которых высшие органы государственной власти формируются выборным путем.
Когда речь идет о формах правления, основанных на последовательном проведении в жизнь указанных организационных начал, различие между монархией и республикой выступает отчетливо. На двух крайних полюсах форм правления оказывается абсолютная, или неограниченная, монархия и парламентарная республика.
Неограниченная монархия - это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти находится в руках единоличного , никому не подотчетного органа - монарха. И только он наделяет отдельными властными полномочиями иные, но всецело от него зависимые органы.
При этой форме правления монархом становится лицо в порядке престолонаследия. При наследовании престола к новому монарху переходит вся полнота власти, которой обладал предшествующий глава государства. Причем поскольку государственная власть едина и неделима, то при престолонаследии она вверяется только одному лицу (единонаследие), а не распределяется между несколькими лицами.
В абсолютной монархии правом на престол обладает лицо, находящееся в родственной связи с последним царствующим монархом. Он должен быть рожден в законном браке, заключенном с согласия предшествующего монарха и при этом с лицом, принадлежащим к царствующему или знатному роду. Разумеется, претендент на престол должен исповедовать господствующую религию .
Порядок замещения престола строго регламентирован. Сначала наследовал "перворожденный" и все его потомство, затем следующий сын монарха и все его семейство. Только при отсутствии потомков старшей линии призывались представители младших линий. При отсутствии наследников-мужчин престол занимает ближайшее женское поколение последнего царствовавшего монарха, а при его отсутствии власть переходит к женскому поколению старшего сына умершего монарха.
Это типичная схема престолонаследия , свойственная абсолютной монархии. Разумеется, история знает и иной порядок престолонаследия, который определялся особенностями развития той или иной страны.
Абсолютная монархия - это форма правления, свойственная феодализму. История человечества является наглядным тому подтверждением. Не углубляясь в проблему, охарактеризуем абсолютную монархию на примере французской монархии XVIII века, которая являлась типичной (адекватной) формой правления феодального общества.
"Неограниченная монархия французских королей, ее громадный бюрократический аппарат, при помощи которого короли управляли Францией, аппарат, представлявший мощную машину для выдавливания соков из большинства населения, - писал С.Моносов, - служили интересам высших господствующих групп - придворного дворянства и кучки ростовщической и торговой буржуазии" (Моносов С. История революционных движений. М., 1930. С. 24).
Король обладал неограниченной властью. В стране господствовал произвол. Основное население было лишено всяких политических и юридических прав. Любой дворянин обладал исключительными привилегиями и творил беззаконие.
Открытое насилие и полицейский произвол - характерные черты французского абсолютизма. "О полицейском произволе дают представление так называемые "письма об арестах", которые раздавались королем уже подписанными и в которых любое лицо, получившее это письмо, могло вставить фамилию неугодного ему человека" (там же. С. 35)).
Абсолютная Монархия во Франции, как, впрочем, и в любой стране с аналогичной формой правления, характеризовалась паразитическим способом существования господствующих классов, наличием огромного количества придворных должностей.
Другой разновидностью монархической формы правления является ограниченная монархия. При ней полномочия короля уже не являются безграничными. Она представляет собой переходную форму к республиканскому правлению и своими корнями уходит в абсолютизм. Ее появление на исторической сцене связано со стремлением так называемого "третьего сословия", т.е. формирующегося класса буржуазии, ограничить произвол монархической власти. Такое ограничение достигается с помощью парламента, олицетворяющего интересы буржуа. Это нашло свое закрепление в конституциях, в которых было провозглашено, что монарх не имеет других полномочий, кроме тех, которые принадлежат ему согласно конституции; она же определяет и предел прав парламента.
Ограниченная монархия в свою очередь подразделяется на дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, а именно: когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией.
В дуалистической монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного, таможенного регулирования.
Исполнительная же власть сосредоточена в руках монарха. Монарх и парламент являются двумя самостоятельными, различными ветвями власти. Отсюда и название - дуалистическая монархия.
В дуалистической монархии действует двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из феодалов, назначаемых в нее монархом. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
В дуалистической монархии существенно отличается от всех иных органов власти монарх - своей неподотчетностью, которая делает его формально юридически недосягаемым. Все другие органы государства формируются из должностных лиц, так или иначе ответственных за свою деятельность. Даже депутаты парламента ответственны за свои действия, по крайней мере перед своим парламентом. А парламент в свою очередь политически зависим от избирательного корпуса. Но монарх занимающий свой пост в порядке престолонаследия, не несет ни перед каким-либо государственным органом ответственность. Советники монарха, его министры могут быть привлечены к юридической ответственности и даже переданы суду. А он нет. Благодаря такому статусу монарх не только в абсолютной монархии, но и в дуалистической (как бы ни были ограничены его полномочия) - всецело безответственное лицо.
Поскольку дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох и представляет собой выражение и воплощение политического компромисса между феодалами и буржуазией, то в качестве примера целесообразно привести Германскую империю последней четверти XIX века, которая и являлась таковой.
Дуалистическая монархия в Германской империи была юридически оформлена Конституцией 1871 года. Само же государство представляло собой федерацию, состоявшую из 22 государств и трех вольных городов.
Высшими органами Германской империи являлись: Император, Союзный Совет и Рейхстаг.
Германский Император (он же прусский король) олицетворял интересы крупных землевладельцев. Он обладал следующими полномочиями: 1) назначал и смещал членов правительства, включая канцлера; 2) распускал Союзный Совет; 3) созывал Рейхстаг; 4) издавал указы, контрассигнованные (скрепленные подписью) канцлером; 5) представлял Германскую империю в международных отношениях; 6) являлся главнокомандующим вооруженными силами государства; 7) в случае необходимости объявлял военное положение; 8) налагал вето на законопроекты, касающиеся военных и морских дел, установления налогов.
Союзный Совет и Рейхстаг были наделены законодательными полномочиями. Союзный Совет состоял из представителей правительств государств, входивших в состав Германской империи. Председательствовал на его заседаниях канцлер. Рейхстаг формировался путем всеобщих прямых выборов при тайном голосовании.
Различия между указанными органами сводились к следующему, Союзному Совету, помимо законодательных функций, принадлежали и исполнительные. В частности, он принимал следующие постановления по обеспечению проведения в жизнь имперских законов. Причем ответственность за осуществление Союзным Советом исполнительных полномочий возлагалась на канцлера. Союзному Совету даже предоставлялось право роспуска Рейхстага, являвшегося нижней палатой парламента.
В свою очередь Рейхстаг был наделен правом ратификации международных договоров и обращения с петициями к Императору.
Обеим палатам парламента принадлежало право законодательной инициативы. Для принятия законов требовалось их общее согласие.
Как видим, и в дуалистической монархии центральной фигурой во властных структурах остается монарх.
Обычно при характеристике правового положения монарха указывают еще на наследственность и пожизненность его полномочий. Однако следует иметь в виду, что это лишь производные признаки, порожденные безответственностью монарха. Исторический опыт показал, что выборность и ограниченный срок осуществления полномочий совершенно не совместимы с безответственностью их носителя. Поэтому и не утвердилась выборная монархия, при которой выборы монарха, порождая его фактическую зависимость от избирателей, устраняют само основание его безответственности. порядок передачи короны от одного лица к другому в зависимости от случайности рождения, несомненно, порочен. Но ведь и вся монархическая форма правления в условиях цивилизованного государства не выдерживает критики, ибо не вытекает из господствующих в обществе отношений, покоящихся на всеобщем равенстве всех его членов. Поэтому в таком государстве типичной формой правления является республика, в основе которой лежит воля общества, представленная в высших органах государства. Отсюда и ограниченность срока пребывания на своих должностях высших должностных лиц государства, их ответственность за свою деятельность.
Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, является чисто буржуазной формой правления. Ее существование обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиции, особенности политического противоборства различных сил, приверженность общества к старым обычаям и т.п.).
Образцом парламентарной монархии буржуазного типа служит Великобритания. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха. Монарх формально наделен обширными полномочиями по управлению страной и является источником законодательной, исполнительной и судебной властей. Фактически же он не играет значительной роли в проведении внутренней и внешней политики государства. Он "царствует, но не правит".
Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: палаты общин и палаты лордов.
Палата общин насчитывает 650 депутатов, избираемых на 5 лет путем тайного голосования на основе всеобщего избирательного права британскими гражданами, достигшими 18 лет и имеющими постоянное место жительства в избирательном округе ко дню "закрытия" списка избирателей. Право быть избранным в палату общин имеет каждый британский гражданин , достигший 21 года, при условии, что он психически нормален и не является банкротом. Законопроекты (билли) могут вноситься в любую палату, но, согласно сложившейся традиции, все важнейшие законопроекты сначала рассматриваются нижней палатой, а затем уже верхней. Право законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов на рассмотрение палат, принадлежит только членам парламента.
Вторая (верхняя) палата парламента, палата лордов, не избирается. Она состоит из наследственных пэров, т.е. лиц, обладающих наследственным дворянским титулом не ниже барона. Лица, получающие этот титул по наследству, становятся членами верхней палаты парламента. В ней также представлены пожизненные пэры, т.е. подданные короны, которым дворянский титул барона или баронессы был пожалован за особые заслуги. но без права передачи его по наследству. В палату лордов , помимо указанных лиц, входят 26 "духовных лордов" (два архиепископа: Кентерберийский и Йоркский; епископы Лондонский, Даремский и Уинчестерский и 21 старейший епископ англиканской церкви), которые считаются членами парламента до тех пор, пока занимают свои церковные должности. И наконец в ней заседают еще 20 лордов по апелляциям, назначаемых королевским актом пожизненно.
Вообще численный состав палаты лордов юридически не установлен. Монарх вправе жаловать титулы пэров неограниченному числу лиц и тем самым пополнять состав верхней палаты.
Палата лордов принимает участие в законотворческом процессе, наделена властными полномочиями в бюджетно-финасовой и судебной областях, в области контроля за деятельностью правительства. Она также является высшей апелляционной инстанцией.
Правительство формирует лидер партии, победившей на парламентских выборах. Он занимает пост премьер-министра. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламента. Парламент может объявить или вынести вотум недоверия правительству. Тогда оно должно уйти в отставку.
Государства с республиканской формой правления не допускают существования такого безответственного органа , как монарх-равно и в парламентарной и в президентской республиках. Как бы ни была организована в них государственная власть, должностные лица, несмотря на свои полномочия, политическое влияние, остаются подотчетными лицами, несущими ответственность за свою деятельность.
Теперь о разновидностях республик.
Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Путем вынесения вотума недоверия парламент может отправить правительство или его члена в отставку.
Примером парламентарной республики может служить Италия. "Итальянский парламент обладает развитыми и многочисленными формами контроля за деятельностью правительства и администрации. Кроме вынесения вотума недоверия, принятия резолюций порицания и др., - палаты имеют право заслушивать на заседаниях или в комиссиях руководителей государственной администрации, требовать от министров информацию и документы" (Современные зарубежные конституции. М., 1992. С. 105).
Парламентарная республика может иметь как двухпалатный, так и однопалатный парламент.
Осуществляя общее руководство политикой правительства, председатель совета министров несет ответственность перед парламентом.
Президентская республика характеризуется тем, что в ней президент имеет право действовать по своему усмотрению, т.е. обладает дискреционной властью.
Президент - глава исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или выборщиками. Правительство в президентской республике несет ответственность перед президентом. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Он имеет право налагать вето на законы, принимаемые парламентом. В качестве главы государства он представляет страну на международной арене, вправе подписывать международные соглашения с последующей их ратификацией парламентом. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства.
Соединенные Штаты Америки - классическая президентская республика.
Согласно отделу 1 ст.1 Конституции 1787 года законодательная власть принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат - Сената и Палаты Представителей. Последняя представляет все население США. Члены ее избираются по штатам пропорционально численности населения. Сенаторы являются представителями не всего народа, а отдельных штатов. Всякий законопроект, принятый Конгрессом, направляется президенту на подпись. Если президент решил воспользоваться правом вето, то он должен в течение 10 дней вернуть законопроект в парламент со своими возражениями. Если Конгресс сочтет, что возражения главы государства необоснованны, то он может преодолеть президентское вето, если в пользу ранее принятого законопроекта будет подано две третьих голосов обеих палат.
Полномочия президента США многочисленны и довольно обширны. Он пользуется правом суспенсивного(отлагательного) вето, созывает палаты на чрезвычайные сессии и, в случае разногласий между палатами относительно срока перерыва сессии, может определять этот срок по своему усмотрению. Он осуществляет контроль за исполнением законов. Ему принадлежит право помилования осужденных. Он является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами государства.
В случае отстранения Президента США от должности, его смерти, выхода в отставку или неспособности осуществлять свои полномочия, его обязанности исполняет вице-президент. Президент и вице-президент могут быть отрешены от должности в порядке так называемого импичмента, т.е. если будут признанными виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях.
Говоря о Соединенных Штатах Америки как классической стране президентской республики, основанной на принципе разделения властей, необходимо отметить, что сбалансирование властей в ней, механизм их взаимодействия не являются столь уж идеальными. Это признают и американские юристы. Так, выступая на международном парламентском семинаре "Процедурные вопросы парламентской деятельности", проходившем в г. Санкт-Петербурге 3-5 марта 1994 года, профессор Миннесотского университета С. Смит отметил, что перед американскими законодателями постоянно стоит вопрос: "Как найти согласие с президентом". При этом он подчеркнул, что "в США ни одна власть не доверяет другой. Разделение властей по-американски часто рассматривается лишь как разделение между законодательной и исполнительной властями". А "...между тем важна и судебная власть, которая юридически в США более самостоятельна, чем другие".
Это прежде всего выражается в том, что "власть судебного надзора ставит Суд в положение финального судьи по вопросам законности действий других двух властей" (Уильям К. Брайсон. Американская судебная система. В кн.: Верховенство права. М.: Прогресс, 1992. С. 123).
Так, например, если Верховный Суд вынесет решение о несоответствии определенного закона Конституции, то он становится недействительным. Аналогичным образом дело обстоит и с актами исполнительной власти.
ФОРМЫ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА ПРИСУЩИЕ ГОСУДАРСТВУ
Прежде всего дадим определение форме государственного устройства.
Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти.
Понятие "форма государственного устройства" применяется к странам с однонациональным составом населения.
Понятие "форма национально-государственного устройства" используется в случаях, когда речь идет о многонациональном обществе.
Форма национально-государственного устройства - это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз и основанном на многонациональном составе населения.
Федерация - это форма государственного или национально-государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности.
Юридическая природа федеративного государства выражается в его специфических признаках.
Во-первых, организация государственной власти и система органов в нем определяются федеральным законодательством.
Во-вторых, на федеральном уровне функционируют общие для всей федерации властные структуры, предписания которых обязательны для всех субъектов федерации.
В-третьих, субъекты федерации обладают собственным законодательством, которое должно согласовываться с федеральным и в то же время отражать специфику соответствующих регионов.
В-четвертых, система органов субъектов федерации учреждается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.
В-пятых, в федеративном государстве функционирование органов государственной власти федерации и ее субъектов осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
В-шестых, в федеральных органах государственной власти представлены субъекты федерации.
Федеративное государство основывается на единстве государственной власти в пределах его территории.
Это выражается в наличии федеральных властных структур, едином гражданстве, целостности и неприкосновенности его территории.
Сегодня в мире 21 федеративное государство: 6 - в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, Швейцария), 4 - в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан), 3 - в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания), 6 - В Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), 2 - в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея).
Возникновение федераций связано с определенными историческими условиями развития государства, которые приняли эту форму государственного устройства. Поэтому ставить вопрос о закономерностях ее возникновения вряд ли оправдано. В одних случаях (Индия) ее появление связано с международными отношениями. В других случаях федеративная форма государственного устройства обязана своим происхождением различиям региональных интересов, специфике местностей, противоборству различных политических сил и т.п.
Так, например, федерализм в США, по словам американского профессора А.Е. Дик Ховарда, "с самого начала был настолько же продуктом случая, как и обдуманного философского плана" (Верховенство права. М.: Прогресс, 1992. С. 80).
Но несмотря на различие причин возникновения федерации, все они характеризуются определенной государственно-правовой общностью. Прежде всего ее субъекты представляют собой соответствующие политические образования, пользующиеся определенной сферой самостоятельности. Они имеют свою обособленную систему государственных органов, вправе издавать соответствующие законодательные и иные правовые акты, имеют представительство в федеральных органах государственной власти, располагают своей системой доходов и расходов (бюджетом) и т.д. Вместе с тем следует отметить, что далеко не во всех федеральных государствах его субъекты обладают одинаковым государственно-правовым статусом. Так, в Индии право иметь собственную конституцию имеет только один штат - Джамма и Кашмир, в Танзании - Занзибар.
В силу особого геополитического положения некоторых субъектов ряда федеративных государств выявляется их стремление получить дополнительные полномочия от центра (например, штаты Аляска, Гавайи - в США).
В рамках федерации все ее субъекты участвуют в решении обще-федеральных вопросов. Формы такого участия оговариваются в конституциях федеративных государств.
Унитарное государство - это форма национально-государственного или государственного устройства, основанная на административно-территориальных единицах.
Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.
Многонациональными унитарными государствами являются Китай (КНР), Афганистан, Казахстан и др.
Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Гаити, Египет и др.
Конфедерация - это союз государств, исключающий политическую централизацию. Для нее характерно отсутствие единой конституции, единых органов власти и управления. Она создается в военных, политических и экономических целях и, как правило, носит временный характер.
Правовое различие между федерацией и конфедерацией хорошо поясняет немецкий профессор Рудольф Бернхардт. "В общей теории государства в целом и в германской конституционной доктрине в частности, - пишет он, - проводится разграничение между государственным союзом и союзным государством, соответственно между конфедерацией и федерацией". И далее: "В рамках государственного союза, или конфедерации, суверенные государства объединяются на международно-правовой основе, государства-участники создают союзные (федеральные) органы и берут на себя определенные "партнерские" обязательства. Однако они вместе с тем сохраняют свою самостоятельность и международную правосубъектность. В отличие от этого союзное государство, или федерация, носит государственный характер, а его субъекты подчиняются нормам союзной (федеральной) конституции и обладают международной правосубъектностью (если таковой обладают вообще) лишь в той степени, в какой это допускается союзной конституцией" (Рудольф Бернхардт. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ. В кн.: Современный немецкий конституционализм. М., 1994. С. 43)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
РОССИИ И ЕГО СПЕЦИФИКА
Принципом национально-государственного устройства Российской Федерации является совмещение национальной и территориальной основ его структурной организации. Это выражается прежде всего в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования (республика, автономная область, автономный округ), но и соответствующие административно-территориальные единицы (область, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург).
Такая конституция федеративного устройства России не имеет аналогов в мире.
Дело в том, что всякая федерация как форма национально-государственного устройства является выражением и воплощением определенных общественных отношений. Так, в Индии, Швейцарии, Канаде, Нигерии она - государственно-правовое воплощение межнациональных взаимоотношений. Напротив, в США, Бразилии, ФРГ, Мексике, Венесуэле федерация основывается исключительно на территориальном принципе разграничения своих субъектов.
Совмещение же сугубо территориального и национального принципов построения федерации ставит теорию и практику ее существования и функционирования в сложное положение.
Обратимся к текстуальному содержанию Конституции РФ 1993 года, статья 5 которой провозглашает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Спрашивается: как могут быть равноправны между собой республика и обычная область? Ведь равноправие - это равенство прав. Очевидно, что если республика обладает конституцией, своим законодательным органом, правительством, министерствами, то подобные атрибуты не свойственны области. Стало быть, в их статусе нет равноправия. Точно так же о каком равноправии может идти речь между краем и автономным округом, который входит в его территориальную организацию?
Но главное даже не в этом. Главное в том, что при нынешнем федеративном устройстве России возникает неразрешимое противоречие о представительстве субъектов федерации в Совете Федерации Федерального Собрания. В самом деле, если депутаты от национально-государственных образований представляют волю своих народов, то волю кого выражают в Совете Федерации депутаты от краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга? Очевидно, что не волю народов, а лишь населения, проживающего в их территориальных границах. Но тогда это не согласуется со статьей 5 Конституции, провозгласившей равноправие народов, ибо получается, что русский народ представлен в верхней палате парламента 114 депутатами, а все другие народы - только двумя.
Придав краям и областям статус субъектов федерации, Конституция РФ инициировала стремление их властных структур поднять статус этих административно-территориальных единиц до уровня национальных республик. Сравнительно недавно Россия пережила политический шок, когда руководство Уральской области провозгласило свою республику и даже приняло Конституцию. При этом в Основном Законе Уральской области был сконструирован некий новый "этнический" феномен - "народ Уральской Республики" . А в статье 1 Конституции Уральской Республики было провозглашено, что "единственным источником государственной власти в Уральской Республике является народ". Так с легкой руки творцов Уральской Республики могут появиться омский, новосибирский, воронежский, курский, калужский, рязанский и иные народы. Собственно, источник этого заложен в Конституции РФ.
Все это позволяет сделать вывод о том, что совмещение национального и территориального принципов построения Российской Федерации, доведения статуса областей и городов федерального значения до статуса субъектов федерации, являющихся государственными образованиями, ставит российское общество в сложное и противоречивое положение.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ,
ЕГО ВИДЫ
Политический режим - это совокупность методов осуществления государственной власти.
Виды политического режима:
1) демократический;
2) террористический.
Террористический режим в свою очередь подразделяется на :
а) авторитарный;
б) тоталитарный;
в) фашистский.
Политический режим является показателем степени демократичности или реакционности того или иного государства. Он наполняет специфическим содержанием все структурные образования государства. Поэтому при тождественности, скажем, форм правления государств могут быть глубочайшие различия в их содержательных характеристиках. Так, в условиях террористического режима, господствующего в Ираке, президентская форма правления в этой стране имеет явно диктаторский характер. Напротив, в США президентская форма правления встроена в демократическую модель осуществления государственной власти.
Отсюда становится понятным, почему без анализа политического режима вряд ли возможно определить реальную значимость властных структур государства.
Демократический режим характеризуется следующими признаками:
а) свободно действуют различные партии, объединения, движения, за исключением тех, которые преследуют цель насильственного изменения основ конституционного строя, подрыва безопасности государства;
б) не допускается господствования какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной;
в) органы власти формируются выборным путем и без всякой фальсификации;
г) права и свободы граждан реально гарантированы.
Что же касается признаков террористического режима, то они сводятся к следующему:
а) не допускается деятельности оппозиционных партий и объединений;
б) в качестве государственной устанавливается одна идеология;
в) в стране господствует беззаконие и террор;
г) как правило, отсутствуют органы власти, формируемые выборным путем; а если есть, они сформированы недемократическим путем;
д) в государстве нет демократических прав и свобод.
Разновидности террористического режима: фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Фашистский режим представляет наибольшую опасность для демократических сил, ибо он широко использует демагогию с целью введения в заблуждение масс. Благодаря ей фашисты приходят к власти.
Весьма показательным в этом отношении является итальянский фашизм. На первой конференции фашистов в марте 1919 года были выдвинуты такие демагогические требования, как созыв Учредительного Собрания, принятие закона о 8-часовом дне, установление минимума оплаты (прожиточный минимум); внедрение рабочего контроля над производством, передача рабочим объединениям, морально и технически достойным, общественных функций, улучшение социального законодательства и т.д. (см. Антонов Д.А. Очерки фашизма в Италии. М., 1923. С. 25).
Даже политические противники фашизма, введенные в заблуждение подобными лозунгами-требованиями, стали с уважением относиться к нему. Поэтому не удивительно, что в 1921 г. рабочие, крестьяне, батраки, матросы торгового флота составляли более 40 процентов членов фашистской партии (там же. С. 23).
В основе фашистского государства лежат два краеугольных камня: Нация (непременно с большой буквы!) и согласование классовых интересов путем провозглашения отмены классовой борьбы.
Вот, например, как итальянские фашисты эксплуатировали категорию "Нация" в так называемой "конституции", принятой вторым съездом Союзов Борьбы в мае 1920 г. "Строй, - было записано в ней, - подчиняется моральным и материальным интересам Нации, рассматриваемой в ее реальности и исторической перспективе" (там же. С. 26.).
Говоря о фашистском режиме, важно также подчеркнуть, что при нем наблюдается бешеный рост расистской, националистической, шовинистической пропаганды и агитации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
НАСИЛИЯ В ФАШИСТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Образец или эталон такого насилия являла собой нацистская Германия в 30-40-е годы, в которой фашистский режим материализовался в широко разветвленном и хорошо отлаженном репрессивном аппарате. Государственные мероприятия в этом направлении ознаменовались прежде всего тем, что в соответствии с законом от 7 апреля 1933 года во все земли стали назначаться, как правило из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. Ландтаги земель сначала были отстранены от формирования земельных правительств, а 30 января 1934 года были законодательным путем ликвидированы. Представительства земель были подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министра внутренних дел. Законом о ликвидации рейхсрата от 14 февраля 1934 года был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте - рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса членов федерации. В 1935 году были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов.
Превращение Рейхстага в бесправное, марионеточное учреждение, ликвидация органов местного самоуправления были тесно связаны с общей бюрократизацией государственного аппарата. Проводились чистки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начинал работать в аппарате после 1918 года, от лиц "неарийского происхождения", запрещались браки чиновников с "неарийками" и пр.
Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться до прихода их к власти. Еще в 1920 году возникли первые вооруженные отряды - "службы порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 году "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда. Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 году в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1933 года количество штурмовиков превысило 4 млн.человек. По мере усиления рейсхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1934 года военная подготовка населения.
Из наиболее проверенных отъявленных головорезов были сформированы ударные отряды личной охраны Гитлера, будущие войска СС. В состав СС входили общие отряды, включающие руководство нацистской партии, представителей монополистов, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также специальные отряды, созданные для выполнения особых задач фюрера, основой которых был полк личных телохранителей Гитлера и подразделение "Мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима, в том числе охрану концлагерей. Всего гитлеровцами были созданы 23 концлагеря с 2 тыс. филиалов. С 1936 по 1945 годы в них было брошено 18 млн.человек. В одном Освенциме, построенном в 1939 году, было истреблено около 4 млн.человек из многих стран.
В апреле 1933 года в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 году была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности. Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гимлера.
В 1939 году было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру как рейхсфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 года Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении бесполезных для военных целей душевнобольных, калек, престарелых в Германии. Во исполнение его создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс.человек.
Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс.человек (35 дивизий), проведено вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.
Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене следовало за любой вид оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов, в каждом судебном округе еще в 1933 году были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 году сложилась еще одна форма исключительного суда - так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например, в 1944 году военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали их родственников.
Итак, на примере нацистской Германии отчетливо просматривается крайняя степень бюрократизации и милитаризации государственного аппарата в условиях фашистского режима, его драконовская сущность. Причем репрессивная деятельность фашистского режима обставлялась всевозможными законами, легализовавшими разнузданный произвол и беззаконие в государстве.
ОСОБЕННОСТИ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА
Прежде всего отметим, что он во многом напоминает фашистский режим. Ему также свойственна разнузданная социальная демагогия. Особенно этим славился сталинский режим. Вот типичный пример демагогии, практиковавшийся в ту эпоху: "Ни одна из прежних общественно-исторических формаций не может идти ни в какое сравнение с социалистическим строем по тем колоссальным возможностям, которыми он обладает для развития производительных сил, а следовательно, и для зависящего от них развития науки". И далее: "Интеллигенция на собственном опыте убедилась в великих преимуществах социалистического строя перед капиталистическим. Интеллигенция убедилась, что правда, прогресс - все будущее человечества - стоит на стороне советской власти и только у нас, в Советском Союзе, интеллигенция имеет все необходимое для своего материального и духовного процветания (Под знаменем марксизма. М., 1939. № 2. С. 113 - 114). И подобное утверждалось тогда, когда интеллигенция в стране подвергалась массовому уничтожению.
Как и в фашистском государстве, в тоталитарном насаждается вождизм, культ личности.
Тоталитарный режим предполагает господство одной идеологии и одной партии. Происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна превращается в гигантскую казарму с жестким режимом и унифицированной формой поведения граждан.
Авторитарный режим несколько "мягче" фашистского и тоталитарного. Он представлен в лице диктатора или своеобразной хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства.
Для авторитарного режима не присуща социальная демагогия. Как правило, он не насаждает государственную идеологию и не закрепляет господство одной партии. Это исключает возможность сращивания государственного и партийного аппарата.
Но авторитарный режим не допускает формирование и функционирование властных структур государства на демократической основе. Он прибегает к массовым внесудебным и административным репрессиям против оппозиционных сил.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО
РЕЖИМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Несомненно, в нынешних условиях России он является демократическим. Как указывается в статье 1 Основного Закона РФ, Россия есть демократическое правовое государство. Демократический режим Российской Федерации находит свое выражение в том, что в ней человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (статья 2 Конституции). Причем Конституция провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Демократический характер Российского государства закрепляется и в статье 3 Конституции, согласно которой многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в республике. Важное значение для стабильного существования демократического режима в Российской Федерации имеет принцип разделения властей. Поэтому в статье 10 Конституции РФ было записано, что государственная власть в республике осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причем в ней специально было оговорено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Прежде всего отметим, что в учебной литературе проблема содержания государства осталась вне поля зрения авторов. Не говоря уже об анализе соотношения формы государства с его содержанием. А ведь содержание и форма - это парные категории, каждая из которых обуславливает друг друга лишь в соотношении между собой, подобно тому, как Южный полюс реален лишь в соотношении с северным, правая сторона - с левой и т.п.
Восполняя указанный пробел, дадим вначале определение содержания государства.
Под содержанием государства следует понимать его разностороннюю деятельность, направленную на реализацию стоящих перед ним задач.
Описание предмета: «Теория государства и права»Теория государств и права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и
права, об их сущности, назначении и развитии в обществе.
Признаки науки теории государства и права:
- это общественная наука, предмет которой право и государство;
- это политико - юридическая наука, изучающая общественные явления, относящиеся к области политики, властной
деятельности государства;
- общественная наука, изучающая явления государства и права в целом;
- наука философского характера;
- творческая наука.
Предмет теории государства и права составляют основные закономерности государства и права, их сущность
назначение и развитие в обществе
Характерные направления, входящие в изучение предмета.
Теория государства и права концентрирует внимание на объективных закономерностях государства и права.
Закономерности - это реальные устойчивые связи, которые выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое
главное в явлениях, их глубины и тайны. Именно поэтому в теории изучают происхождение и сущность государства и
права, их связи с экономикой и другими общественными явлениями.
Предмет теории составляют основные закономерности государства и права вне зависимости от их принадлежности к
истори-ческим типам и эпохам.
Главное в теории это-
- государство и право, их основные и общие закономерности, сущность, назначение и развитие;
- теория рассматривает государство и право как части надстройки над экономическим базисом;
- теория изучает государство и право в их единстве и взаимодействии;
- в центре теории стоит индивид, конкретный человек.
http://distance.ru/index.shtml?uch_mat/umk
Литература - Д.М. Петрушевский. Очерки из истории средневекового общества и государства. – М.: Гуманитарная Академия, 2003. – 448 с.
- Основы государства и права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 704 с.
- Людвиг Гумплович. Общее учение о государстве. – М.: Издание юридического книжного магазина Н. К. Мартынова, 1910. – 516 с.
- Основы государства и права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 640 с.
- Р.Т. Мухаев. История государства и права зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
- Р.Т. Мухаев. Теория государства и права. – М.: Юрайт, 2014. – 586 с.
- Платон. Государство. – М.: Ленанд, 2014. – 536 с.
- История отечественного государства и права. Учебник. – М.: Юрайт, ЛКИ, 2015. – 522 с.
- Иван Андреевич Иванников. В поисках идеала государственной формы России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 392 с.
- В.Н. Шевченко, Р.И. Соколова, В.И. Спиридонова. Современные проблемы Российского государства. – М.: Прогресс-Традиция, 2015. – 464 с.
- Андрей Серёгин. Юридическая теория формы государственного правления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 600 с.
- Рыбаков О.Ю. под ред. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юстиция, 2016. – 472 с.
- История отечественного государства и права. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 522 с.
- Протасов В.Н. Теория государства и права. Учебник и практикум для СПО. – М.: , 2016. – 496 с.
- Вардан Багдасарян,М.Вилисов,Маргарита Нетесова,Елена Пономарева,Екатерина Сазонова,Валерия Спиридонова,Степан Сулакшин. Нравственное государство. От теории к проекту. – М.: Наука и политика, 2015. – 424 с.
- Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 585 с.
- Гомола А.И. Теория государства и права (для СПО). – М.: Юстиция, 2019. – 208 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|