Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Виды политики

Политология

Виды политики

ПОЛИТИКА происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин Политика получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика». Вплоть до кон. XIX в. Политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т. е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований. В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики:

1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами (В. И. Ленин), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т. е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К. Шмитта и Ж. Френда.

2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства политики -та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т. п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми их общими делами).

3) Объяснение через функции (функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т. д. и т. п. Перечисление функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе П. не может иметь их, поскольку решение политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т. е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное. Всем этим толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику и т. п.; многие определения не просто и не только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция политики; отпадают, далее, самые слабые определения - через средства, цели и др. Решение проблемы наметил уже К. Шмитт, ее усовершенствовали современные исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной абстрактной сущности -ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее сущность, и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления (много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т. д. и т. п.), относительно которых возможны соответствующие частные определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам политики.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. В. п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности В. п. деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В. п. целей.

Формой традиционного осуществления В. п. является установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств В. п. деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий В. п. обстановки и т. д.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т. д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей В. п. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т. д. фундаментом В. п. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития.

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и специально созданных ими институтов власти, направленная на подготовку и использование (преднамеренное или вынужденное, военное или невоенное) средств вооруженного насилия для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей; для ведения войны или противодействия. В относительно самостоятельную отрасль деятельности В. п. выделилась на рубеже XVIII - XIX вв. В настоящее время в международной практике установился взгляд на В. п. как на одну из специфических частей (или направлений) в системе общей политики государства. В. п. нельзя отнести только к внешней или только к внутренней политике. Она имеет двойное вхождение. Внутренняя сторона этой политики связана с созданием средств вооруженного насилия и их возможным использованием в разрешении внутригосударственных конфликтов. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях. В. п., как ни одна другая, тесно взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями политики. В условиях войны это взаимодействие носит характер глубокой и всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В. п. взаимодействует с экономической, социальной, научно-технической, а также с политикой в области духовной жизни общества. Поэтому В. п. следует отнести к разряду комплексных, синтезированных разновидностей политики.

ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных понятий теории международных отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Исторически становление Г. связано с исследованием роли географического фактора в жизни общества, прежде всего с концепциями географического детерминизма.

Основные пространственно-географические особенности государств преломляются в концепциях пропорционального развития сухопутных, надводных и подводных военно-морских сил (а также транспортного флота большого и малого каботажа), морских и воздушных сил береговой охраны, военно-воздушного, транспортно-воздушного и авианосного флотов с соответствующим техническим и иным обеспечением. Программы военного ракетостроения и военные аспекты космических программ планируются с учетом географического положения, состояния и пропорции вооружений потенциального противника и обычно учитывают геополитический профиль тех или иных видов противостоящих им вооружений.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Экология долгое время была предметом изучения естественных наук, первоначально - биологических, затем географических. В настоящее время она становится сферой повышенного интереса политики. Возрастает значение антропогенных (от греч. anthropos - человек и genes -рождающий) факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом. Основная задача экологии человека - определение места человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Ареал человеческой деятельности постоянно расширяется, включая в последнее время глубины океанов и космическое пространство. Взаимодействия природы и общества в их диалектическом единстве и борьбе - предмет исследования социальной экологии. В ходе научно-технической революции неизмеримо усиливается влияние производственной деятельности на экономику: состав атмосферы мирового океана, водоемов суши, тепловой режим планеты, фон радиоактивности и т. п. Это нередко приводит к нарушениям экологического равновесия. Отрицательные последствия антропогенных воздействий на экономику в глобальном масштабе столь внушительны, что они приводят к возникновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями являются изменения, угрожающие естественной основе жизни человека и негативно воздействующие на развитие общества: опасность изменения генетического фонда, недостаточная энергетическая, минерально-сырьевая и продовольственная обеспеченность развития, демографический дисбаланс, загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др. В связи с этими глобальными негативными явлениями, их масштабом, нарастанием динамизма и остроты, комплексным характером возникает опасность перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу, ведущую к гибели нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, обеспечения экологической безопасности. Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в т. ч. социально-экономических и политических, составляет суть экологизации политики.


Описание предмета: «Политология»

Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.

Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996] Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.

Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права.

Литература

  1. Налоговая политика России: проблемы и перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288 с.
  2. Горизонты транспорта. Эффективная транспортная политика. – М.: Социум, 2004. – 678 с.
  3. Э.Н. Ожиганов. Политика инновационного развития. Глобальная конкуренция и стратегическая перспектива России. – М.: Либроком, 2012. – 176 с.
  4. Кармен Рейнхарт, Кеннет Рогофф. На этот раз все будет иначе. – М.: Карьера Пресс, 2012. – 472 с.
  5. В.Ю. Медведев. МСФО. Переводы на человеческий. IAS 8. Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки. Выпуск 1. – М.: ДМК Пресс, 2012. – 38 с.
  6. Тесты. Бухгалтерский и налоговый учет. Учетная политика организации. – М.: Экзамен, 2005. – 80 с.
  7. Россия и "санитарный кордон". – М.: Европа, 2005. – 216 с.
  8. Г.П. Журавлева, В.В. Смагина. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 640 с.
  9. И.М. Алиев, Н.А. Горелов. Политика доходов и заработной платы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 384 с.
  10. В.В. Симонов, С.С. Сулакшин, И.В. Подпорина, М.Ю. Погорелко. Бюджет и налоги в экономической политике России. – М.: Научный эксперт, 2008. – 240 с.
  11. Проблемы модернизации экономики и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации. Материалы Российского научного экономического собрания (Москва, 19–20 октября 2007 г.) [текст + электронный ресурс]. – М.: Научный эксперт, 2008. – 1082 с.
  12. С.С. Сулакшин. Финансовые рынки и экономическая политика России. – М.: Научный эксперт, 2008. – 139 с.
  13. Правоведение. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. – 256 с.
  14. А.А. Кокошин. Политика как общественный феномен. Формы и виды политики, ее акторы, взаимоотношения с идеологией, военной стратегией и разведкой. – М.: Либроком, 2010. – 224 с.
  15. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, №3, 2000. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 352 с.
  16. Право в средневековом мире. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с.
  17. Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, №5, 2001. Специальный выпуск: Историческая биография и персональная история. – М.: Едиториал УРСС, 2001. – 400 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Финансовая политика государства
Экономика
Курсовая работа
36 стр.
Безработица как вид социального риска в современной России
Экономика
Диплом
60 стр.
Виды монополий их влияние на рыночные процессы
Экономическая теория
Курсовая работа
27 стр.
Виды монополий их влияние на рыночные процессы: позитивный опыт использования антимонопольного законодательства
Экономическая теория
Курсовая работа
25 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Kate, 14.06
Марин, спасибо Вам огромное за Вашу работу! Защитилась на 5!)