Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
О мерах правительства и центрального банка российской федерации по стабилизации социально-экономического положения в странеМакроэкономика
О мерах правительства и центрального банка российской федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране
ВВЕДЕНИЕ
Оценка ситуации
В последние годы экономика России находится в глубоком системном кризисе. Он вызван не только ошибками экономической политики, в результате которых накапливались структурные диспропорции в системе воспроизводства, происходило падение ее эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, масштабный рост внутреннего и внешнего долга, но и слабостью системы государственного управления, а также невозможностью на протяжении последних лет принять реально сбалансированный бюджет. Негативные проявления были усилены резким падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, выручкой от экспорта которых практически покрывалась значительная часть спроса населения на продовольствие и готовую продукцию за счет их импорта, а также мировым финансовым кризисом.
В текущем году произошло ухудшение социально-экономической ситуации. Уже в первом полугодии наметились опасные тенденции, проявившиеся в ускорении роста неплатежей, сокращении поступлений от экспорта, обострении бюджетного кризиса, дестабилизации всех сегментов финансового рынка. Спад производства, наметившийся в апреле-мае, во второй половине года приобрел обвальный характер.
Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения Правительства и Центрального банка России 17 августа 1998 года. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений товарных ресурсов как по импорту, так и производимых внутри страны.
В краткосрочной перспективе на общеэкономическую ситуацию будут оказывать значительное воздействие следующие негативные тенденции и угрозы.
Сокращение поступления продовольственных и топливных ресурсов создало реальные проблемы функционирования ключевых систем жизнеобеспечения. По оперативным данным, месячный импорт продовольствия сократился в сентябре в 2, 5 раза. Запасы топлива в энергетике остаются ниже нормативного уровня.
Продолжает нарастать спад промышленного производства. Если в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он составлял 2.5%, то в августе - 11.5%, в сентябре - 14.5%. Развитие этого процесса обуславливает крайне негативные стартовые условия для развития экономики в следующем году.
Усилилось падение уровня жизни населения. Сокращение среднеобеспеченного слоя серьезно ухудшает социальную структуру общества. Рост товарооборота сменился его падением, которое может достичь в IV квартале 6-7%, а в следующем году, если не переломить сложившуюся тенденцию, 7-8%. Помимо обнищания значительной части населения это грозит увеличением разрыва в уровне жизни по регионам и регионализацией потребительского рынка.
Резко снизившийся уровень капитализации и ликвидности российских банков, падение доверия к ним является одним из главных препятствий нормализации денежного оборота, восстановления сбережений и общей стабилизации социально-экономического положения.
В настоящее время на первый план выходят социальные проблемы. В условиях острой фазы кризиса надежное предотвращение масштабного спада потребления и обнищания основной массы населения возможно только на основе консолидации усилий всех основных субъектов экономики.
Таким образом, острота нынешней кризисной ситуации требует немедленных и чрезвычайных действий Правительства и Центрального банка, органов государственной власти субъектов Федерации, всех ветвей государственной власти и всего российского общества. Это требует от власти и общества, всех политических сил, социальных слоев и групп высокой ответственности и консолидации.
В данном документе акцент делается на первоочередных мерах, призванных обеспечить выход страны из острого экономического кризиса. Эти меры в совокупности оцениваются как первый этап. Вместе с тем предполагается, что решение объективно стоящих перед страной задач потребует дополнительно времени и мер. Прежде всего нормализации обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами, что должно быть реализовано расширением налоговой базы государства, восстановлением организованных сбережений населения. Основными задачами второго этапа являются также снятие напряженности в платежном балансе страны при увеличении валютных резервов минимум до 18-20 млрд долларов, оздоровление предприятий и создание жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных). На этой базе необходимо добиться кардинального снижения трансакционных издержек, чрезмерный уровень которых стал важнейшим фактором недостаточной конкурентоспособности экономики России.
Дезорганизация системы расчетов проявляется в растущей натурализации хозяйственных связей и налоговых поступлений. На этой почве усилились проявления экономического сепаратизма регионов.
Резко обострился бюджетный кризис. Вследствие роста неплатежей и падения производства налоговые поступления снизились до уровня, недостаточного для покрытия минимально необходимых расходов государства. При сохранении сложившихся тенденций в IV квартале денежные поступления налогов в федеральный бюджет могут составить 6-7% ВВП, при том, что минимальная потребность в расходах бюджета (без учета процентных платежей) оценивается в 9-10% ВВП.
Остается критическим состояние платежного баланса страны. Несмотря на сокращение импорта, сальдо текущих операций в 1998 г. будет в четыре-пять раз меньше, чем в 1997 г., в то время как возможности поступления валюты за счет займов и инвестиций резко сократились.
Скачок инфляции и обострение финансовой ситуации создали критический разрыв между потребностями экономики в расширении денежной массы и возможностями инфляционно безопасной эмиссии. Наличие такого разрыва происходит на фоне высоких инфляционных ожиданий. В настоящее время основными факторами, которые могут обеспечить сдерживание инфляции, остаются регулирование цен на продукцию естественных монополий и недопущение резких скачков плавающего курса рубля. балансе страны при увеличении валютных резервов, оздоровление предприятий и создание жизнеспособных рыночных структур (банковских и производственных). На этой базе необходимо добиться кардинального снижения трансакционных издержек, чрезмерный уровень которых стал важнейшим фактором недостаточной конкурентоспособности экономики России.
Непременным условием кардинального оздоровления экономики станет повышение организующей роли государства в обеспечении эффективности производства при помощи, с одной стороны, объединения "проблемных" предприятий в крупные корпорации, в том числе с государственным участием. Ключевые функции указанных корпораций на данном этапе - улучшение менеджмента, упорядочение финансовых потоков, перепрофилирование незагруженных мощностей. Создание таких корпораций может резко изменить в лучшую сторону положение дел по налоговым платежам, гарантированию взаиморасчетов между предприятиями, своевременному погашению кредитов, поддержанию необходимого уровня ликвидности. С другой стороны, государство должно оказывать всемерную поддержку малому бизнесу, его развитию, созданию конкурентной среды. Рывок в экономике, как показывает мировой опыт, решение проблемы занятости населения в немалой степени связано с развитием малого и среднего бизнеса, и это должно стать заботой как центральных, так и местных властей.
МВФ: Это указывает на усиление прямого вмешательства государства в работу промышленности. Вместо этого Правительству следует сократить свое вмешательство в экономику и сосредоточиться на создании благоприятной среды для развития и роста частного сектора. Проблема убыточных компаний должна решаться с помощью процедуры банкротства..
Отработка технологии решения текущих социальных и экономических проблем должна осуществляться в рамках согласованной политики федерального центра и регионов.
Государственная структурная и производственная политика будет реализовываться в основном через программы развития. Их главные приоритеты:
* развитие производства в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
* повышение конкурентоспособности отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;
* повышение качественного уровня отечественного машиностроения, создающее основу технической реконструкции экономики, в основном на базе отечественных машин и оборудования.
МВФ: Не ясно, как будет осуществляться реализация этих целей. Как правило, предоставление средств должно осуществляться рынком, а не по указанию Правительства.
Как явствует из перечня мер по выходу из кризиса, а также подходов к последующему ходу развития экономики России, Правительство является сторонником усиления роли государства в процессе формирования и развития рынка и его социальной ориентации. Это необходимо и для наведения хозяйственного порядка: соблюдения реального бюджета, всех обязательств и контрактов, защиты прав всех форм собственности, проведения приватизации на цивилизованной основе, с ориентацией на экономическую и социальную эффективность, усиления контроля за управлением и использованием государственной собственности, строгой обязательности налоговых платежей, вытеснения теневого оборота и т.д.
МВФ: Чрезвычайно важно, чтобы государство продолжало укреплять роль права и институтов, необходимых для поддержки нормально функционирующей рыночной экономики. Это будет способствовать развитию здоровых и динамичных предприятий. В то же время необходимо принять меры к минимизации вмешательства или прямых интервенций со стороны государства при распределении ресурсов.
Вместе с тем вопрос сводится к выработке рациональных методов регулирования, создания оптимальных с точки зрения существующих условий его механизмов и инструментов. Методы административного запрета и различного вида ограничений могут иметь место, особенно при решении задачи вывода страны из кризиса, но в целом они не должны преобладать. Государственное регулирование будет опираться на законодательно-нормативную базу и систему действенного контроля.
МВФ: Действительно, ограничения и меры административного контроля должны быть сведены к минимуму, они не помогут выходу из кризиса в краткосрочный период и окажут негативное влияние в долгосрочной перспективе.
Задачи и действия Правительства и Центрального Банка на краткосрочную перспективу
В сложившихся условиях главным является преодоление острой фазы кризиса, стабилизация социально-экономической ситуации.
Основные меры, уже принятые или намеченные к осуществлению в этом плане, направлены на обеспечение функционирования систем жизнеобеспечения, снижение социальной напряженности, оздоровление государственных финансов, банковской системы, восстановление товарных потоков и рыночных механизмов реального сектора экономики.
Одновременное достижение устойчивой стабилизации рассматривается Правительством как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.
Это предполагает совершенствование рыночной системы хозяйствования, запуск механизмов структурной перестройки экономики, укрепление единой системы государственной власти и повышение финансово-экономической самостоятельности российских регионов в рамках единого федеративного государства, решительную борьбу против достигших огромных масштабов злоупотреблений и коррупции.
1. НОРМАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Сфера жизнеобеспечения
1. Для предотвращения угрозы нехватки жизненно необходимых товаров, включая топливо, а также отдельные виды продовольствия и медикаментов, обеспечивается оперативное создание их запасов.
МВФ: Главная проблема - распределительная сеть, а не объем запасов.
2. Приняты решения: о реструктуризации до 2005 года долга предприятий АПК перед бюджетом; о переносе срока возврата целевых бюджетных ссуд, предоставленных в 1997 году предприятиям ТЭКа; о выделении администрациям субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона сумм на компенсацию тарифов за электроэнергию в полном объеме; об обеспечении погашения задолженности по ссудам субъектам Российской Федерации, сельское хозяйство которых пострадало от засухи; о погашении части задолженности ряда стран СНГ по энергоносителям поставками продовольствия и других социально значимых товаров.
МВФ: Правительство должно избегать принятия на себя обязательств нерентабельных сельскохозяйственных предприятий или стимулирования (в форме увеличения федеральных трансфертов) регионов, не сумевших навести порядок в своих финансах. Более того, предоставление отсрочек по погашению налоговой задолженности федеральному бюджету будет иметь отрицательные последствия для бюджета и явится стимулом для неплатежей в будущем. Объемы сельскохозяйственных ссуд, предоставляемых регионам, должны соответствовать тем ограниченным средствам, которыми располагают макроэкономическая и налогово-бюджетная сферы в целом.
3. Осуществляется также государственная поддержка производителей критически важной для жизнеобеспечения регионов продукции, в особенности продовольствия и лекарственных средств.
МВФ: Главная проблема - распределительная сеть, а не объем запасов.
4. Предпринимаются меры по бесперебойному прохождению социально значимых импортных товаров (продовольствие и медикаменты; номенклатура устанавливается Минэкономики, Минторгом и Минздравом России) через таможенную границу.
Отменена 3-процентная дополнительная таможенная пошлина на импорт данных товаров.
Временно снижены таможенные пошлины по импорту отдельных видов критически значимых товаров (продовольствие и медикаменты).
МВФ: Все товары должны быстро и беспрепятственно проходить таможенное оформление сразу после уплаты соответствующих пошлин. Снижение таможенных пошлин является неэффективным способом удовлетворения спроса на эти товары со стороны бедных слоев населения и будет иметь отрицательные последствия для бюджета.
5. Временно снижен на 50% железнодорожный тариф на перевозки ограниченной номенклатуры жизнеобеспечивающих товаров.
МВФ: Данная мера представляет собой неэффективный способ удовлетворения спроса на эти товары со стороны бедных слоев населения и будет иметь отрицательные последствия для рентабельности железных дорог. Кроме того, это может привести к злоупотреблениям и коррупции.
6. Осуществляется частичное погашение субъектами Федерации и предприятиями АПК задолженности федеральному бюджету по ранее выданным им бюджетным ссудам поставками социально значимых продовольственных товаров организациям, финансируемым из средств федерального бюджета.
Будет использован метод целевого финансирования для содержания объектов социальной сферы и жилого фонда, переданного в ведение органов местного самоуправления в 1996-98 годах.
МВФ: Такие схемы равнозначны выполнению обязательств перед бюджетом в натуральной форме, и их применение следует сокращать. Следует также прекратить использование всех механизмов "целевого финансирования". В конечном счете такие схемы служат отрицательным стимулом для выполнения обязательств перед бюджетом в денежной форме и приведут к увеличению неплатежей и бартерных расчетов в экономике.
7. Придается особое значение антимонопольному регулированию, в том числе в сфере оптовой и розничной торговли.
МВФ: Не ясно, что это означает на практике.
8. Намечено оперативно разработать и реализовать меры по преодолению детской беспризорности. В проекте федерального бюджета на 1999 год будет предусмотрено финансирование приоритетных программ по защите детства на уровне не ниже объемов, предусмотренных законом о федеральным бюджете на 1998 год.
МВФ: Значимость таких социальных программ велика. Однако необходимо проанализировать их в свете ограниченности средств в налогово-бюджетной сфере в целом.
9. С целью сдерживания роста безработицы и создания условий для расширения занятости будет уделено особое внимание стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, дорожного строительства и различных видов общественных работ.
МВФ: Не ясно, какие меры экономической политики будут применяться для достижения этих целей. Однако крупномасштабные программы общественных работ, вероятно, окажутся невыполнимыми, принимая во внимание ограниченные возможности бюджетного финансирования в целом.
1.2. Поддержание доходов населения
1. Начиная с 1 октября 1998 года в полном объеме будет обеспечена текущая выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемой из федерального бюджета, денежного довольствия военнослужащим, работникам правоохранительных органов, а также пенсий и стипендий.
Перечисление поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации ставится в жесткую зависимость от своевременности и полноты текущих выплат работникам здравоохранения, образования, науки и культуры за счет собственных доходов.
МВФ: Очевидно, что выполнение обязательств бюджета в полном объеме является правильной целью, однако она может быть достигнута только в рамках реального бюджета с учетом ограниченности имеющихся средств в целом. Предоставление трансфертов через Фонд финансовой поддержки регионов должно сопровождаться выполнением определенным условий, однако перечень этих условий должен быть расширен по сравнению с перечнем, приведенным в данном документе, и соответствовать положениям, согласованным в июле в рамках усиленной программы расширенного финансирования.
2. Погашение задолженности из федерального бюджета по выплатам заработной платы и денежного довольствия, пенсий осуществляется в пределах объема, предусмотренного планом финансирования ассигнований из федерального бюджета в IV квартале 1998 года с переносом погашения неучтенной части задолженности на 1999 год.
Минфину России совместно с Минтрудом России даны указания выработать механизм и провести в 1999 году компенсацию наименее обеспеченньм слоям населения в связи с ростом цен. Предусмотреть в 1999 году дифференцированную индексацию пенсий, предусматривающую существенную поддержку малообеспеченных пенсионеров, а также поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы.
МВФ: Учитывая ограниченные возможности финансирования и недопоступление средств в бюджет Пенсионного фонда, индексацию пенсий и зарплаты работников бюджетных организаций следует проводить в пределах ограниченных средств, которыми располагает бюджет в целом.
3. Правительством Российской Федерации принят график погашения задолженности по выплатам заработной платы в связи с выполнением федерального государственного заказа.
4. Ужесточается ответственность предприятий, их должностных лиц и собственников за несвоевременную выплату заработной платы, нарушение условий трудовых соглашений и коллективных договоров. Соответствующие указания даны правоохранительным органам. Минтруду и Министерству юстиции даны указания подготовить необходимые правовые документы в IV квартале 1998 года.
МВФ: В то же время эффективное применение законодательства о банкротстве повысила бы степень ответственности предприятий.
5. Будут приняты решения с целью упорядочить систему социальных льгот и выплат, сконцентрировав государственную социальную помощь на малообеспеченных слоях населения. В течение первой половины 1999 года должна быть сформирована законодательная база для обеспечения адресности социальной помощи населению, включая выработку общих принципов, критериев и условий предоставления социальных выплат и льгот, разграничение источников их финансирования, усиления адресности стипендиального обеспечения студентов. Будет вестись работа по развитию образовательного кредита.
МВФ: Адресность предоставления социальной помощи из бюджета и социальных внебюджетных фондов будет способствовать выполнению Правительством задач социальной сфере в контексте реализации пакета налогово-бюджетных мер в целом.
6. С целью поиска эффективных способов обеспечения своевременной выплаты заработной платы на ряде предприятий различных отраслей реального сектора будет проведен эксперимент по предоставлению предприятиям права на резервирование 20% поступивших на счета средств для выплаты заработной платы и финансирования иных неотложных расходов.
МВФ: Предприятия, которые не в состоянии производить все свои расходы, включая уплату налогов, должны быть объявлены банкротами и закрыты.
7. Правительство до конца 1998 года представит в Государственную Думу пакет социальных законов, обеспечивающих:
* возможность индексации минимальной заработной платы, пенсий и социальных пособий на основе прожиточного минимума;
* перенос выплат в государственные внебюджетные фонды с работодателя на работника с соответствующим увеличением размера начисляемой заработной платы.
МВФ: Учитывая ограниченные возможности финансирования и неполную собираемость средств в бюджете Пенсионного фонда, индексацию пенсий и зарплаты работников бюджетных организаций следует проводить в пределах ограниченных средств, которыми располагает бюджет в целом..
1.3. Смягчение последствий финансового кризиса для населения
1. Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут приняты меры по регулированию себестоимости, цен и тарифов на продукцию естественных и локальных монополий, имея в виду их сохранение на предельно низком уровне на зимний период. Правительство внесет в Государственную Думу проект закона о механизме установления общего для всей страны предела таких тарифов и цен.
МВФ: Эта мера сократит объем полномочий государственных регулирующих органов. Эти органы должны сохранить полномочия по регулированию тарифов.
2. Правительством будут установлены предельные цены на ряд видов лекарств по списку, представленному Минздравом России. Будет повышена адресность существующей системы льгот по лекарственному обеспечению населения, что позволит полнее обеспечивать потребности в медикаментах малоимущих семей.
МВФ: Контроль за ценами является весьма неэффективным способом предоставления помощи бедным слоям населения, приводит к перекосам в предоставлении ресурсов экономике и к дефициту товаров.
3. Правительство совместно с субъектами Российской Федерации установит верхний предел торговой надбавки на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров, реализуемых в розничной сети, не выше 20% от оптовой цены (отпускной цены предприятия).
МВФ: Контроль за ценами является весьма неэффективным способом предоставления помощи бедным слоям населения, приводит к перекосам в предоставлении ресурсов экономике и к дефициту товаров.
4. И в настоящий момент, и в перспективе реформа жилищно-коммунальной сферы может быть осуществлена лишь в связи с ростом доходов населения. В нынешних кризисных условиях на основе позитивного опыта в развитии жилищно-коммунальной сферы, накопленного в ряде регионов, субъектам Федерации рекомендуется начислять плату за жилищно-коммунальные услуги населению в полном объеме с выделением дотируемой части. В случае снижения себестоимости услуг при обновлении используемого оборудования (установлении счетчиков, утеплении домов и т.д.) с использованием средств граждан сохранять дотируемую часть в полном объеме, осуществляя снижение цены услуг за счет снижения выплат граждан.
МВФ: Необходимо значительно повысить адресность предоставления жилищных и коммунальных субсидий с целью оказания помощи бедным слоям населения.
5. Будет запрещено установление тарифов в иностранной валюте и условных (учетных) единицах.
6. Будут введены ограничения по предельным размерам заработной платы государственных служащих и работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
7. В целях формирования трудовых отношений на основе баланса интересов работника и работодателя Правительство подготовит для внесения в Государственную думу проект нового Кодекса законов о труде".
МВФ: Следует внести изменения в Кодекс законов о труде, с тем, чтобы позволить предприятиям функционировать в соответствии с рыночными принципами, как это предусмотрено в программах расширенного кредитования МВФ (EFF) и займе ВБ на структурную перестройку (SAL3).
8. Правительство рассматривает функционирование социальной инфраструктуры как важный элемент сферы обеспечения жизнедеятельности населения. В качестве первоочередной меры в этой области принято постановление, отменяющее необоснованные ограничения в отношении внебюджетной деятельности и обеспечивающее возможность в создавшихся условиях работать учреждениям образования, здравоохранения, культуры, науки.
Будут предусмотрены меры, обеспечивающие сохранение качества образования и его доступности, а также общедоступности услуг в сфере культуры.
МВФ: Не ясно, какие шаги включает эта мера, однако важно установить порядок, в соответствии с которым все доходы и расходы бюджетных организаций, в том числе и внебюджетные источники, должны обслуживаться органами Федерального Казначейства.
2. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1. Стабилизация денежной системы и курс рубля
1. В связи с необходимостью более тесной координации фискальной и денежно-кредитной политики и решения задачи реструктуризации банковской системы в качестве стратегической цели, стоящей перед денежными властями в 1999 г., устанавливается удержание инфляции на уровне 25-30%. Это позволит поддержать реальные доходы населения и обеспечить выполнение государством своих обязательств. Существующие фундаментальные проблемы платежного баланса будут смягчаться в условиях плавающего курса рубля.
МВФ: Данные цели являются правильными, однако их достижение потребует усилий по реализации комплексной программы реформ, включая необходимое ужесточение налогово-бюджетной политики и проведение жесткой денежно-кредитной политики.
2. Устанавливается, что порядок рыночного формирования курса рубля к иностранным валютам основывается на режиме плавающего валютного курса. Основой динамики курса рубля будет взвешенная денежно-кредитная политика, строго обеспечивающая соблюдение установленных ориентиров роста денежного предложения.
МВФ: Банку России следует проводить интервенции для сглаживания краткосрочных колебаний обменного курса, но не следует пытаться нейтрализовать изменения курса, которые отражают фундаментальные экономические явления. Не должно быть возврата к административным мерам для оказания влияния на обменный курс.
3. Промежуточной целью денежно-кредитной политики устанавливается контроль за темпами роста денежной массы, адекватными достижению конечных целей денежно-кредитной политики. Центральный банк будет продолжать осуществление денежно-кредитной политики в рамках количественных ограничений. На определенных отрезках времени, особенно в ближайшие 5-6 месяцев, в качестве промежуточного индикатора денежно-кредитной политики может стать задача повышения уровня официальных золото-валютных резервов.
4. Центральному банку поручается подготовить денежную программу на период до конца 1998 года и до 1 декабря 1998 года завершить работу по подготовке денежной программы на 1999 г. Денежная программа на 1999 г. будет основана на установлении параметров роста внутреннего кредита банковской системы и его компонентов с учетом промежуточной цели роста денежной массы.
5. Правительство и Центральный банк осуществят комплекс мероприятий по увеличению официальных золото-валютных резервов Правительства и Центрального банка. Будет изменен порядок обязательной продажи экспортной выручки. Норматив обязательной продажи валютной выручки увеличивается до 75%. Активизируется закупка золота денежными властями для пополнения Государственного Фонда.
МВФ: Вместо этого, можно повысить эффективность реализации существующего требования обязательной продажи валютной выручки путем единообразного и справедливого его применения и путем отмены льгот.
6. Пересматриваются в сторону сокращения сроки репатриации валютной выручки с дифференциацией по группам товаров.
МВФ: Дифференциация сроков может привести к возникновению практики множественных валютных курсов.
7. Вводится система принятых в международной практике валютного контроля механизмов гарантирования репатриации выручки по экспортным сделкам.
МВФ: Необходимо провести оценку действующих правил.
8. Центральному банку с привлечением Ассоциации российских банков поручается принять меры к восстановлению межбанковского кредитного рынка в целях более эффективного распределения кредитных ресурсов и повышения результативности денежно-кредитной политики.
2.2. Реструктуризация банковской системы
Преодоление негативных процессов в экономике в значительной степени будет определяться мерами разрешения системного банковского кризиса. При этом особое значение приобретают безотлагательные действия, направленные на формирование жизнеспособных банковских институтов, эффективно и устойчиво функционирующих в современной рыночной экономике и обеспечивающих кредитование реального сектора. Важнейшей проблемой является восстановление доверия к банковской системе и, на этой основе, расширение организованных сбережений населения.
МВФ: Необходимы безотлагательные действия.
В этой связи перед Центральным банком стоят следующие задачи:
1. Совместно с Правительством Российской Федерации до конца октября 1998 года доработать и принять программу неотложных мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации, которая обеспечивает по итогам ее реализации сохранение лицензий у банков, располагающих достаточным капиталом для обеспечения нормальной деятельности и соблюдения надзорных требований Центрального банка.
МВФ: Не ясно, как меры реструктуризации банков связаны с банками, находящимися в нормальном финансовом положении. В то же время необходимо разработать график прекращения деятельности несостоятельных банков.
2. Начиная с ноября 1998 г. усовершенствовать порядок контроля за соблюдением норм банками, которые по состоянию на 01.08.98 не испытывали финансовых трудностей. Данный порядок действует до середины 1999 г. и нацелен на обеспечение под контролем Центрального банка приведения их деятельности в соответствие с общеустановленными требованиями.
МВФ: Усиление контроля за выполнением банковских нормативов приветствуется. Однако ссылки на дату 1 августа 1998 года и на признаки наличия финансовых проблем неясны. Также неясна взаимосвязь с оценкой состояния банков в соответствии с указанием N 340-У.
3. До середины ноября 1998 г. определить перечень банков, подлежащих реструктуризации под контролем государства с учетом необходимости сохранения сети кредитных организаций, обеспечивающих предоставление базовых банковских услуг.
Совместно с Правительством определить стоимость реструктуризации данной группы банков и источники покрытия расходов.
МВФ: Необходимо конкретизировать критерии выявления таких банков. Количество входящих в эту группу банков должно соответствовать ограниченным возможностям, которыми располагает налогово-бюджетная сфера в целом.
4. Провести необходимые мероприятия по созданию Агентства по реструктуризации кредитных организаций и с декабря 1998 г. обеспечить начало его функционирования.
Совместно с Правительством обеспечить необходимое взаимодействие с Государственной Думой с целью принятия закона об Агентстве по реструктуризации кредитных организаций, который также определит правовые возможности по устранению неэффективных собственников от управления неплатежеспособными кредитными организациями.
МВФ: Необходимо, чтобы закон гарантировал Независимость Агентства по реструктуризации банков, наделил его разумными полномочиями и обеспечил адекватное финансирование. Кроме того, необходимо быстро принять этот закон, чтобы его деятельность могла начаться в декабре месяце. Существует также необходимость внесения поправок в закон о Банке России и принятия закона о банкротстве банков.
5. В ноябре-декабре 1998 г. ввести ограничения и запреты на осуществление отдельных банковских операций в отношении неплатежеспособных банков, не входящих в состав тех, реструктуризация которых проводится под контролем государства.
МВФ: Это необходимый шаг. При этом те банки, которые не подлежат реструктуризации, должны быть закрыты.
6. Отозвать лицензии у неплатежеспособных банков, которые не имеют реальной программы и возможностей восстановления нормальной банковской деятельности. В состав указанных банков не включаются банки, реструктуризация которых проводится под контролем государства.
МВФ: Несостоятельные банки, которые не подлежат реструктуризации, должны быть закрыты.
7. С ноября 1998 г. предоставлять стабилизационные кредиты ограниченному кругу банков при наличии у них реалистичных программ восстановления нормальной деятельности. Обеспечить контроль за использованием выделяемых средств и планом финансового оздоровления.
МВФ: Банк России должен предоставлять только временную поддержку ликвидности. Предоставление Банком России стабилизационных кредитов, в том числе с требованием целевого использования предоставленных Банком России средств, не является целесообразным. Предоставление таких кредитов возможно только после утверждения перечня банков, подлежащих реструктуризации под государственным контролем.
9. До конца декабря 1998 г. совместно с Правительством определить основные направления дальнейшей деятельности Сбербанка России.
МВФ: Это важный и необходимый шаг, который должен также подразумевать оценку финансового положения Сбербанка.
10. Не применять до 2001 г. принудительные Меры воздействия в отношении банков, собственные средства (капитал) которых ниже 1 млн. ЭКЮ, а также небанковских кредитных организаций с капиталом ниже 100 тыс. ЭКЮ.
МВФ: Банку России следует продолжать реализацию ранее разработанных планов по увеличению требований к минимальному размеру капитала в соответствии с первоначальным графиком и сократить количество малых и нежизнеспособных банков..
2.3. Реструктуризация государственного долга
1. Начался и продолжается пересмотр всех связанных с заявлением Правительства и Центрального банка от 17 августа 1998 года нормативных актов.
2. Правительство принимает постановление о реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 года, предусматривающее следующие основные принципы реструктуризации дальнейшего функционирования рынка ценных бумаг:
* организациям, которые в соответствии с действовавшими на 15 августа 1998 года нормативными актами были обязаны хранить активы в государственных ценных бумагах, осуществляется реструктуризация задолженности на приоритетной основе с учетом установленных этими нормативными актами пропорций;
* физическим лицам ГКО-ОФЗ погашаются деньгами;
* переоформляются принадлежащие Центральному банку государственные ценные бумаги и векселя Минфина России, а также процентные платежи по указанным государственным обязательствам со сроками погашения (выплаты) до 31 декабря 1999 года в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2013 по 2018 год с выплатой купонного дохода в размере 5% годовых;
* возобновляются вторичные торги государственными ценными бумагами, переоформленными в процессе реструктуризации, а также со сроками погашения после 31 декабря 1999 года.
МВФ: Существует настоятельная необходимость срочно разработать комплексный план конверсии ГКО/ОФЗ на равных условиях для резидентов и нерезидентов. В то же время необходимо разработать комплексную стратегию обслуживания государственного долга в соответствии с положением дел в налогово-бюджетной сфере и прогнозом платежного баланса, уделяя должное внимание обеспечению равных условий для кредиторов. Следует предпринимать усилия по погашению задолженности перед всеми кредиторами. Необходимы также срочные меры по урегулированию проблемы внешнего долга частного сектора, подпадающего под мораторий. Фиксированная ставка в размере 5% в год будет означать предоставление Банком России субсидии Правительству и приведет к декапитализации Банка России.
3. В ходе реструктуризации погашение задолженности по государственным ценным бумагам со сроками погашения до 31 декабря 1999 года частично осуществляется путем их обмена на государственные ценные бумаги, принимаемые в уплату просроченных налогов и платежей в федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды по состоянию на 1 июля 1998 года.
МВФ: Следует избегать таких операций взаимозачета. Не ясно, когда будет проводиться погашение ценных бумаг - при наступлении срока погашения или в другие сроки.
4. При реструктуризации государственных ценных бумаг со сроками погашения до 31 декабря 1999 года необходимо осуществлять в приоритетном порядке погашение основного долга (средств, вложенных инвесторами в покупку государственных ценных бумаг), а доходы по указанным государственным ценным бумагам переоформлять в долгосрочные инструменты, торгуемые на фондовом рынке.
МВФ: Не ясно, что имеется в виду.
5. Перечень банков-дилеров, через которые будет осуществляться погашение государственных ценных бумаг, определяется Центральным банком.
МВФ: Это было бы целесообразно.
6. Существует острая необходимость инвентаризировать внешние и внутренние заимствования, результаты их использования получателями. К числу приоритетных относятся также проблемы переговоров с государствами, имеющими задолженность перед Российской Федерацией по полученным ранее государственным кредитам и поставкам сырья и продукции, в целях ускорения возврата долгов преимущественно в денежной форме. Необходимо решительно навести порядок в этой области с целью в том числе и пресечения злоупотреблений. Координация в решении этих задач поручается Минфину России и Центральному банку России.
МВФ: Необходимо провести инвентаризацию таких заимствований.
2.4. Совершенствование бюджетного процесса
Для обеспечения устойчивого функционирования экономики и социальной стабилизации в стране необходимо увеличение доходов бюджета при минимизации неоправданных расходов. В этой связи Правительство считает необходимым обеспечить расширение налоговой базы бюджета, прежде всего за счет увеличения денежных платежей в хозяйственном обороте и снижения уровня неплатежей. Большое значение приобретает увеличение неналоговых доходов бюджета.
МВФ: Необходима безотлагательная консолидация бюджета.
С этой целью:
1. В Государственную Думу представлен проект закона "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", предусматривающий введение экспортных пошлин на ряд товаров сырьевой группы, а также порядок взимания, определения уровня ставок акцизов (кроме акцизов на нефть) и комплекс других мер, направленных на адаптацию налоговой и денежно-кредитной политики к функционированию экономики в изменившихся условиях.
МВФ: Введение временной экспортной пошлины в связи с непредвиденными доходами от обесценения рубля и индексация ставок акцизов - целесообразные меры.
2. Мингосимуществу России даны строгие указания кардинально изменить существующее положение, при котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляется в виде дивидендов прибыль (или часть прибыли), адекватная доле государственного участия в собственности предприятия.
МВФ: Правительство должно обеспечить получение в полном объеме всех дивидендов от тех предприятий, в которых государство имеет долю собственности.
3. С учетом необходимости приоритетного обеспечения финансирования расходов на осуществление выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, ряда социальных выплат и погашения части задолженности по ним в IV квартале 1998 года расходная часть бюджета будет реализовываться с использованием механизма целевого финансирования. При проведении текущих расчетов не будет допускаться сокращение объемов поступлений в федеральный бюджет налоговых платежей в денежной форме.
МВФ: Применение целевого финансирования привело бы к сокращению платежей в денежной форме и к быстрому возникновению дефицита денежных средств для осуществления социальных платежей.
4. Правительством будет рассмотрен вопрос о финансировании аппаратов федеральных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и зачисления сэкономленных сумм на функциональные задачи фондов.
МВФ: Несмотря на то, что сокращение административного аппарата приветствуется, решение серьезных финансовых проблем внебюджетных фондов потребует более значительных коррективных мер - таких, как повышение уровня собираемости налогов, ограничение социальных выплат.
5. Будет осуществлена централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства с переходом к единому счету федерального казначейства в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета и минимизации остатков на бюджетных счетах. При этом Минфином гарантируется в полном объеме целевое использование средств бюджетных фондов.
МВФ: Необходимо как можно быстрее продвигаться вперед в деле создания системы Казначейства - не только для того, чтобы обеспечить управление денежными средствами, но и для того, чтобы контролировать обязательства по расходам. Кроме того, все внебюджетные счета должны быть переведены под контроль Казначейства.
6. Минэкономики России и Минфину России поручается в течение 1998 г. провести ревизию перечня и объемов финансирования федеральных целевых программ с целью их оптимизации.
МВФ: Следует отказаться от практики целевого направления доходов на финансирование расходных статей бюджета и подвергать подобные программы тщательной проверке с целью сокращения расходных обязательств.
7. Правительство обеспечит соблюдение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции, вытеснение нелегального производителя с алкогольного рынка,
8. Создается единая система мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На основе этой системы необходимо разработать и принять программу погашения и обслуживания государственного долга на уровне Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, включив в нее нормативы, при несоответствии которым выпуск долговых обязательств автоматически приостанавливается.
Необходимо также обеспечить мониторинг внешней задолженности предприятий и банков.
МВФ: Создание новой системы мониторинга и управления государственным долгом явилось бы целесообразным шагом.
3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
3.1. Совершенствование налоговой системы
Для кардинального сокращения неплатежей в экономике, снижения уровня задолженности и налоговой нагрузки на товаропроизводителя, что имеет принципиальное значение в деле развития реального сектора экономики, предлагаются следующие меры:
1. Продолжить работу в Государственной Думе по подготовке и принятию еще до конца текущего года пакета налоговых законов, регулирующих режим уплаты конкретных налогов, рассматривая общую часть Налогового кодекса и этот документ в качестве основного инструмента по устранению недостатков существующей налоговой системы, снижению общего налогового бремени на реальных товаропроизводителей и созданию необходимых налоговых условий для начала экономического роста.
2. Обеспечить поэтапное снижение ставки налога на добавленную стоимость.
Не взимать с предприятий-экспортеров НДС с сумм авансовых платежей, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок продукции с производственным циклом более шести месяцев. Не взимать НДС по отгрузке продукции.
МВФ: В настоящее время нецелесообразно снижать ставку НДС. Прежде чем могут быть приняты меры по сокращению НДС, необходимо обеспечить устойчивое усовершенствование налоговой администрации и повышение собираемости налогов.
Вместо предоставления льгот по уплате НДС на экспорт необходимо сосредоточить усилия на создании работающего механизма возмещения НДС для экспортеров.
После введения надлежащих подготовительных мер, в среднесрочной перспективе необходимо перейти на уплату НДС по методу начислений по месту отгрузки, на основании уплаты или оформления счета-фактуры (в зависимости от того, что наступает раньше) с полным использованием счетов-фактур для целей НДС.
3. Снизить действующую предельную ставку налога на прибыль с 35 до 30%, в том числе: в федеральный бюджет - с 13 до 11%. в региональные - с 22 до 19%.
Уточнить перечень и порядок учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), имея в виду включение в издержки всех обоснованных и документально подтвержденных затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
Отменить существующее ограничение по применению льготы по выведению из-под налогообложения расходов предприятий и организаций на осуществление инвестиций по развитию производства, его модернизацию и внедрение новой техники. При этом усилить государственный контроль за использованием средств, выводимых из-под налогообложения.
МВФ: Любые снижения ставок налогов должны сопровождаться усовершенствованием системы принудительного взыскания законодательно установленных обязательств по уплате налогов.
Все затраты, связанные с хозяйственной деятельностью, должны быть выведены из-под налогообложения для целей налога на прибыль.
Необходимо противостоять распространению практики предоставления налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов исходя из налогово-бюджетных, административных интересов и соображений эффективности.
4. Обратить особое внимание на необходимость государственной поддержки, в том числе через предоставление товарных кредитов, предприятий, ориентирующихся на экспорт продукции или поставляющих на внутренний рынок продукцию, пользующуюся повышенным спросом.
МВФ: Государству не следует оказывать поддержку промышленности, в особенности экспортерам, получившим выгоду от недавней девальвации национальной валюты.
5. Разработать политику, предусматривающую возможность ускоренной амортизации основных производственных фондов предприятий.
6. Ввести начиная с 1 января 1999 г. новую, социально ориентированную шкалу налогообложения физических лиц с повышением необлагаемого минимума дохода и суммы дохода, превышение которого облагается по максимальной ставке.
Установить единую ставку подоходного налога в размере 20% для доходов, полученных в результате вторичной занятости, уплачиваемого у источника дохода, с возможностью по итогам года возврата из бюджета по желанию физического лица разницы между суммой удержанного налога и суммой налога, исчисленного по общей шкале налогообложения.
МВФ: Введение системы взимания подоходного налога на другие виды доходов (помимо заработной платы), уплачиваемого у источника дохода, а также расширение налогооблагаемой базы подоходного налога с физических лиц с целью сокращения механизмов уклонения от уплаты налогов являются важными инициативами. Однако, есть вероятность того, что налоговым органам потребуется определенное время, прежде чем они смогут обеспечить эффективное администрирование расширенной базы налогообложения физических лиц.
7. Установить с 1 января 1999 г. предельную ставку налогообложения имущества физических лиц в размере 0, 5% от зарегистрированной стоимости имущества с одновременным введением душевого необлагаемого минимума.
8. Подготовить и направить в Государственную Думу поправки в Первую (общую) часть Налогового кодекса Российской Федерации, а также в закон о его введении, направленные на устранение имеющегося в нем дисбаланса между объемом прав и обязанностей налогоплательщиков и контролирующих их органов, а также расширением полномочий налоговых органов по контролю за теневым оборотом и пресечению нарушений налогового законодательства.
МВФ: МВФ предложил несколько пакетов замечаний по ключевым поправкам, которые необходимо внести в Часть Первую Налогового кодекса. Необходимо в кратчайшие сроки, не позднее 1 января 1999 г., принять данные поправки.
9. Принять меры к ускорению реализации Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности" на всей территории Российской Федерации с учетом обеспечения единообразного подхода и исключения субъективизма и злоупотреблений при установлении сумм единого налога государственными органами.
МВФ: Введение любого налога на вмененный доход требует осторожного подхода, тщательной подготовки и ограничения сферы применения, по крайней мере, на первоначальной стадии, только малыми предприятиями торговли. По всей вероятности, в течение ближайших нескольких лет налог на вмененный доход не обеспечит значительных поступлений в бюджет.
10. Пересмотреть существующие налоговые льготы, имея в виду их сокращение. Уменьшить перечень льгот по уплате таможенных платежей, за исключением предусмотренных международными договорами.
МВФ: Необходима скорейшая отмена налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов.
11. Полностью снять административные ограничения и запретительное налогообложение по реализации на внутреннем рынке предприятиями и организациями продукции (работ, услуг) по цене ниже себестоимости и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.
12. Создать единый государственный реестр налогоплательщиков.
МВФ: Введение единой системы идентификации налогоплательщиков является важным шагом.
13. Разработать и реализовать комплекс мер по ужесточению налогового администрирования, включая внесение необходимых изменений в уголовное законодательство. Гражданский кодекс, законодательство о банках и другие нормативные правовые акты.
МВФ: Ужесточение налогового администрирования является важной мерой, однако неясно, какие конкретные шаги намечены в этом направлении.
14. Поручить МИДу, Минфину и Центральному банку провести переговоры со странами, на территории которых находятся оффшорные зоны и с которыми у Российской Федерации имеются договора об избежании двойного налогообложения, о пересмотре условий этих договоров.
МВФ: Действительно, необходимо ликвидировать налоговые договоры с оффшорными налоговыми гаванями.
15. Минфину России и Госналогслужбе России обеспечить реструктуризацию пеней и штрафов по состоянию на 1 января 1998 г. по платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, имея в виду их сокращение в 7 раз.
3.2. Обеспечение нормального функционирования предприятий и рынка
1. Необходимо обеспечить реализацию решения о проведении в IV квартале 1998 г. связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и иным получателям средств федерального бюджета, образовавшейся к 1 января и 1 октября 1998 года.
Одновременно следует подготовить предложения по поэтапной расшивке неплатежей между предприятиями на основании отраслевого, регионального, а затем и межотраслевого и межрегионального урегулирования.
МВФ: Необходимо прекратить практику использования всех механизмов зачетов и целевого финансирования.
2. Разработать схемы реструктуризации просроченной задолженности предприятий бюджетам и внебюджетным фондам.
Погашение долгов предприятий, не осуществивших реструктуризацию задолженности или не выполнивших условия реструктуризации, будет производиться путем переоформления прав собственности должников в соответствии с действующим законодательством. При этом соответствующие органы исполнительной власти принимают решение о банкротстве, санации или передаче контрольного пакета акций предприятий в государственную собственность с последующей передачей в доверительное управление или повторной приватизацией.
Будут разработаны меры по развитию рынка долговых обязательств предприятий под контролем государства.
МВФ: В отношении неплатежеспособных предприятий необходимо использовать процедуры банкротства. Государственные средства не должны использоваться в целях санации.
3. В целях расширения объема инвестиционных средств Правительство будет предпринимать меры по привлечению денег, находящихся на руках у населения или на счетах в зарубежных банках.
МВФ: Неясно, какие меры предусмотрены. Наилучший способ привлечения инвестиций - это создание рыночных условий для деловой активности.
4. Разрабатывается и будет реализована система мер по пресечению злоупотреблений монопольным положением, по формированию и развитию конкурентной среды в сфере производства и обращения. Особое внимание при этом Правительство уделит поддержке малого и среднего бизнеса в производстве. Такая форма предпринимательской деятельности позволяет успешно решать многие важные задачи, в том числе инновационного характера.
МВФ: Неясно, какие именно меры предусмотрены.
5. Будет обеспечено усиление роли государства в деле организации и контроля страхового рынка России и совершенствование законодательной базы страхования, в том числе в свете перспектив вступления России в ВТО.
Будет вестись работа по созданию единой резервной системы страхового рынка (Федерального страхового резерва) и усилению роли государственной страховой компании (Росгосстрах) в деле реализации обязательных видов страхования и видов страхования, имеющих высокую социальную значимость, в том числе в области здравоохранения и образования.
МВФ: Необходимо провести оценку данного предложения.
6. Необходимо поэтапное отделение средств текущего бюджета от финансового обеспечения государственной инвестиционной политики на основе Бюджета развития Российской Федерации.
С целью аккумулирования средств из внешних и внутренних источников для кредитования предприятий реального сектора экономики вне зависимости от формы собственности, а также высокоэффективных проектов, будет создан специализированный Российский банк развития. Его базой может стать ряд финансовых структур с государственным участием.
МВФ: Международный опыт свидетельствует о том, что банки развития являются неэффективными инструментами стимулирования инвестиций и роста. Распределение ресурсов в экономике необходимо осуществлять на рыночных принципах, а не посредством контроля со стороны государственных органов. Однако, если такой банк будет создан, он должен функционировать на сугубо коммерческой основе, а его обязательства и затраты должны быть полностью включены в федеральный бюджет на основе прозрачности.
7. Необходимо развивать страховую защиту внешнеэкономической деятельности и инвестиционного процесса. Для этого Правительство Российской Федерации в первой половине 1999 года примет постановление об определении институциональных основ и порядка участия государства в страховании рисков для защиты инвестиций, национального экспорта и реструктуризации промышленности.
Для активизации притока инвестиций намечено создание Агентства гарантий инвестиций от некоммерческих, в том числе политических рисков. Предоставляя дополнительную защиту инвесторам, Агентство станет эффективным инструментам инвестиционной политики Российской Федерации.
МВФ: Неясно, каким образом государственное агентство сможет предоставить надежное страхование политических рисков. В любом случае государству необходимо с большой осторожностью принимать на себя какие бы то ни было условные обязательства, вести их учет на основе прозрачности и создавать соответствующие резервы под них.
3.3. Меры внешнеэкономической политики
1. Привести таможенный тариф в соответствие с политикой развития производственной сферы, задачами расширения производства на действующих и вновь создаваемых мощностях.
В 1999 году Правительство Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и под государственным контролем будет предоставлять товаропроизводителям отсрочки и (или) рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость и(или) таможенных пошлин на ввезенное на территорию России технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, не изготавливаемые отечественной промышленностью.
МВФ: Тарифная система не должна использоваться в целях протекционизма.
Подобные система являются искажающими по своей сути, они приводят к отрицательным последствиям для налогово-бюджетной системы. Необходимо воздерживаться от их принятия.
2. Правительство обеспечит реализацию Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" в части применения специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер в отношении импортных товаров.
Присоединение России к ВТО должно содействовать созданию благоприятных условий (путем применения соответствующих положений пакета Соглашений ВТО) для расширения доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, проведения политики разумного протекционизма в отношении отечественных товаропроизводителей, достижения адекватного (сопоставимого с промышленно развитыми странами) уровня государственной поддержки аграрного сектора и тарифной защиты рынка сельхозпродукции и продовольствия.
МВФ: Тарифная системы не должна использоваться в целях протекционизма. Все меры внешнеторговой политики должны соответствовать положениям ВТО.
3. Импортные пошлины на ввоз комплектующих не могут быть выше пошлин на ввоз соответствующей готовой продукции, если аналогичные комплектующие не производятся или не будут производиться в России в ближайшее время.
4. Устанавливается жесткая финансовая ответственность:
* резидентов-экспортеров за неполное и (или) несвоевременное зачисление на счета в российские уполномоченные банки выручки от экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в установленный для текущих. валютных операций срок;
* резидентов за неполное или несвоевременное зачисление на счета в российские уполномоченные банки валютных средств, вырученных от приобретения (производства, добычи) и реализации товаров, работ, услуг вне таможенной территории и впоследствии не ввезенных в Российскую Федерацию, включая случаи, когда этому не предшествовал перевод средств за границу в иностранной валюте;
* резидентов за нарушение установленного порядка осуществления внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих обмен работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности.
5. Усиливается таможенный контроль на границах Российской Федерации с учетом имеющихся соглашений с Республикой Беларусь, со странами Таможенного союза, готовящегося соглашения о зоне свободной торговли и двусторонних соглашениях, подписанных Россией со странами СНГ.
3.4. Привлечение прямых иностранных инвестиций
1. Будет обеспечено необходимое взаимодействие с Государственной Думой с целью принятия в кратчайшие сроки основополагающих законов в сфере привлечения в реальный сектор прямых иностранных инвестиций. Среди них:
* проекты федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, на которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов". Ими будет введена стабилизационная оговорка, предусматривающая отсрочку действия нового федерального закона или нормативного акта, ухудшающего условия осуществления прямых инвестиций при реализации инвестиционных проектов, которые не окупились на момент принятия данного закона или нормативного акта;
* проекты федеральных законов "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", "О внесении в законодательные акты изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", определяющих условия доступа российских и иностранных инвесторов к проведению геологоразведочных работ и осуществлению добычи полезных ископаемых.
МВФ: Необходимо провести оценку содержания данных законов.
Отечественные и иностранные инвесторы будут иметь равные права и обязанности.
МВФ: Такой подход был бы целесообразным.
2. Будут предприняты усилия по ускорению принятия Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации инвестиционных соглашений, заключаемых Министерством экономики Российской Федерации с иностранными инвесторами". Правительство утвердит Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений с российскими и иностранными инвесторами и внесет в Государственную Думу законопроект "О внесении дополнения в раздел II Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" в целях привлечения крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.
МВФ: Необходимо провести оценку содержания данных законов. Необходимо не допускать меры поощрения инвесторов, являющиеся искажающими по сути и непрозрачными.
3. Будет активизирована работа Государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, обеспечено своевременное рассмотрение апелляций и жалоб отечественных и иностранных инвесторов о нарушении их прав со стороны органов государственной власти и принятие неотложных мер.
МВФ: Такой подход был бы целесообразным.
4. Правительство Российской Федерации упростит действующий порядок осуществления иностранными инвесторами инвестиционных проектов, регламентирует процедуру и количество согласований, лицензирования и выдачи технических условий на реализацию проектов. Госстрой России обеспечит методическое обеспечение данной работы.
МВФ: Такой подход был бы целесообразным.
5. Сфера деятельности Консультационного совета по иностранным инвестициям в России будет расширена, в том числе при помощи реализации на постоянной основе механизма консультаций Правительства Российской Федерации с правительствами и крупнейшими корпорациями зарубежных стран по вопросам привлечения прямых инвестиций и другим вопросам внешнеэкономического сотрудничества.
МИДу и Минторгу России провести переговоры с правительствами промышленно развитых стран и крупнейшими прямыми инвесторами о создании на многосторонней или двусторонней основе международного фонда (фондов) поддержки инвестиций в Россию.
МВФ: Такой подход был бы целесообразным.
6. С целью стимулирования иностранных инвестиций в российские предприятия будет реализована Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
МВФ: Такой подход был бы целесообразным.
3.5. Повышение эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом
1. Необходимо прежде всего изменить сам подход к приватизации, осуществлявшейся, как правило, исключительно в фискальных целях и достаточно часто в интересах отдельных лиц или групп лиц.
Процесс приватизации должен быть направлен на повышение эффективности экономики, привлечение прямых инвестиций в реальный сектор, расширение налогооблагаемой базы, сохранение и создание дополнительных рабочих мест. Часть средств, полученных от приватизации, будет направляться в Бюджет развития. Необходим и уже внедряется комплексный государственный контроль за процессом приватизации от подготовки государственного имущества к приватизации до проверки выполнения обязательств, взятых на себя новым собственником
МВФ: Меры по направлению средств в Бюджет развития противоречит принципу, согласно которому доходы не должны целевым способом направляться па финансирование расходных статей бюджета.
2. Мингосимуществу поручено:
* Провести инвентаризацию федеральной собственности и создать полный ее реестр, включающий пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности, государственные унитарные предприятия и объекты недвижимости, в том числе земельные участки и объекты незавершенного строительства, собственность за рубежом.
* Разграничить права собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления.
* Провести проверку эффективности управления всеми государственными унитарными предприятиями, пакетами акций, находящимися в государственной собственности, федеральной недвижимостью, включая объекты незавершенного строительства, а также собственностью, находящейся за рубежом.
* Разработать систему контроля и стимулирования работы руководителей государственных унитарных предприятий, представителей государства в акционерных обществах,
* Разработать базирующийся на основе сбалансированности интересов механизм передачи федеральных государственных унитарных предприятий и пакетов акций в собственность и управление субъектов Федерации.
* Создать систему доверительного управления государственными пакетами акций и иным имуществом. Установить четкое разграничение функций между отраслевыми министерствами и ведомствами и Мингосимуществом. Осуществлять передачу в доверительное управление пакетов акций и иного имущества, в первую очередь в случае неэффективного управления им, с обязательным нормативным закреплением критических параметров эффективности использования.
* Установить ответственность и стимулы для доверительного управляющего, предусматривающие обязательность изъятия переданного в доверительное управление пакета акций и имущества при невыполнении критических параметров и возможность в случае выполнения их последующей реализации пакетов акций и иного имущества, находящегося в доверительном управлении, доверительному управляющему.
МВФ: Данные предложения в основном целесообразны. Однако, передача предприятий, находящихся в федеральной собственности, и пакетов акций в собственность субъектов Федерации было бы нежелательным, поскольку есть вероятность того, что управление предприятиями, осуществляемое региональными структурами, ухудшится.
3. Отменить льготы, предоставленные предприятиям федерального железнодорожного транспорта, в части получения арендной платы за пользование федеральной недвижимостью.
МВФ: Такой подход был бы целесообразным.
4. Обеспечить подтверждение прав собственности Российской Федерации на собственность, находящуюся за рубежом.
Выявить и доказать права собственности Российской Федерации на имущество СССР и Российской империи.
Принять меры к повышению эффективности использования собственности Российской Федерации за рубежом, на первом этапе организовать постоянный мониторинг ее состава и состояния.
5. Особое значение приобретают меры, направленные на оздоровление и развитие инфраструктуры рынка, что невозможно без преодоления криминализации экономики. Правительство начало и будет продолжать координацию деятельности правоохранительных органов с целью решительной борьбы с преступностью и коррупцией, охватившими практически все поле экономической активности в России. Без наведения должного и свойственного цивилизованному рынку порядка нам не обойтись.
МВФ: Меры по борьбе с коррупцией и криминализацией будут содействовать созданию благоприятных условий для хозяйственной деятельности.
4. УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК РЕСУРСА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ
Правительство полностью осознает необходимость координации своей деятельности по принятию важнейших решений в сфере экономической политики и вывода страны из кризиса с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления, профсоюзов и объединений товаропроизводителей.
Считается необходимым:
1. Привести в соответствие нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов в части разграничения полномочий и ответственности по управлению государственной собственностью, природопользованию, развитию экономики и социальной сферы, осуществлению внешнеэкономической и инвестиционной деятельности и др.
Заключенные договоры и соглашения Российской Федерации с субъектами Российской Федерации привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Активизировать процесс передачи функций и полномочий оперативно-исполнительского характера по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации.
3. Федеральным органам государственной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством принять все меры по предотвращению нарушений федерального законодательства, влекущих за собой разрушение единого экономического пространства и денежного обращения.
4. Будут уточнены расходные полномочия федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления с последующей оптимизацией распределения между ними доходной базы.
Описание предмета: «Макроэкономика»Макроэкономика - наука, изучающая функционирование рынка в целом (общий обьем производства, уровень цен,
процентные ставки, уровень безработицы).
Макроэкономика. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в
широком плане. Она изучает факторы и результаты развития экономики страны и ее крупных районов. Объектами
макроэкономики. являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста. Макроэкономика
изучает влияние рынка как целого на все другие элементы экономики.
Макроэкономический подход исходит из того, что условия эффективного функционирования отдельного предприятия
отнюдь не тождественны условиям эффективного функционирования экономики в целом[12].
Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование
экономической активности. Исходным импульсом развития М. явились экономические идеи английского ученого Джона
Мейнарда Кейнса (1883-1946).
Макроанализ, по Кейнсу, охватывает следующие проблемы: 1 ) чем определяется общий уровень занятости в
экономике? 2) в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень?
В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики находится на стороне
потребительского и инвестиционного спроса, а исходным пунктом является проблема занятости населения.
Макроэкономика преследует конкретные цели и обладает соответствующими инструментами, с помощью которых можно
обеспечить их реализацию.
Американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» выделяют следующие цели и
инструменты макроэкономики
К целям макроэкономики они относят: 1 ) объем производства, который является основным показателем
экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства,
по их мнению, является валовой национальный продукт (ВНП), 2) занятость и безработица, ибо обеспечение полной
занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку
безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам; 3) цены и инфляция. Стабильные цены
обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских
цен (ИПЦ); 4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего
дефицита — одна из главных целей государства.
В число инструментов макроэкономики включают: 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов
выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на
изменение реального ВНП. Что касается налогов, то их роль в макроэкономике двойственна. С одной стороны, они,
сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВНП. С другой
стороны, налоги могут влиять на рост ВНП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что
стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежная политика. Представляет собой второй
главный инструмент макроэкономики. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает
повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВНП и
смягчению инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в
свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3)
политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода
политика «зарплаты—цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4)
внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над
экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя
стабилизации внешней торговли.
Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели
макроэкономики. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их
реализация нередко действуют в противоположных направлениях. Так, невозможно одновременно наращивать объем и
уровень потребления и обеспечить высокие темпы экономического роста. Подобные противоречия отмечаются между
инфляцией и безработицей. Уменьшение инфляции может протекать в условиях роста безработицы. Однако наблюдается
ситуация, когда одновременно растет безработица и усиливается инфляция.
До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому макроэкономика
является категорией буржуазной политической экономии. Однако даже в таких условиях отдельные ученые исследовали
макроэкономическую проблематику. Значительный вклад в разработку теории экономического роста — составной части
макроэкономики — внесли Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, А. И. Анчишкин и
др. Советские ученые и исследователи макроэкономической теории нерыночной экономики успешно использовали
экономико-статистический аппарат производственной функции, широко применяли метод «затраты—выпуск», именуемый в
нашей стране межотраслевым балансом народного хозяйства, сочетали балансовые методы с эконометрическими.
Попытку осуществить сравнительный анализ макроэкономики. плановой (нерыночной) и предпринимательской (рыночной)
систем предпринял В. К. Фальцман.
Советская макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает периоде 30-х до 50-х годов. На
этом этапе в макроэкономической науке наблюдалось полное господство взглядов, согласно которым высокие темпы
экономического роста характерны исключительно для плановой системы. Второй этап — начало 60-х и первая половина
80-х годов - отмечался тем, что в этот период в нашей стране сформировались основы теории интенсификации и
эффективности производства. Утвердилось суждение, что только на основе углубления интенсификации и повышения
эффективности производства возможно ускорение экономического роста. Третий этап начался со второй половины 80-х
годов. Он характеризуется тем, что была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой
проблема экономического роста не может быть сведена лишь к ее количественной стороне.
Изучение макроэкономики в настоящее время исключительно актуально по многим причинам. Здесь выделим две из них.
Во-первых, явления макроэкономики имеют определяющее значение в успехах и неуспехах нации, страны. Во-вторых,
нация может воздействовать на собственное экономическое положение посредством макроэкономической политики.
Литература - О.Г. Мотовилин, И.А. Мотовилина. Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии. Профессиография. Организационная диагностика. – М.: Высшая школа психологии, Институт консультирования и системных решений, 2009. – 392 с.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. – М.: Академия, 2013. – 208 с.
- Алексеенко В.А.,Булаков О.Н., Зыкова И.В., и др. Правоведение. – М.: КноРус, 2007. – 440 с.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
- В.А. Алексеенко, О.Н. Булаков, И.В. Зыкова. Правоведение (+ электронный учебник). – М.: КноРус, 2011. – 472 с.
- О.А. Жирнов, И.К. Шереметьев. "Левый поворот" в Латинской Америке. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – 130 с.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия для профессий и специальностей технического профиля. – М.: Academia, 2011. – 256 с.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. 10 класс. Углубленный уровень. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. Остроумова, С. Ю. Пономарева. – М.: ДРОФА, 2013. – 208 с.
- С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. 1 класс. Комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 272 с.
- В.Л.Попов, А.В. Ковалев, О.Д. Ягмуров, И.А. Толмачев. Судебная медицина. Учебник. – М.: Юридический Центр, 2016. – 512 с.
- Д.О. Чураков, А.И. Вдовин, А.С. Барсенков. История России XX – начала XXI века. В 2 томах. Том 2. 1941-2015. Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 368 с.
- Г.И. Бубнова, О.Д. Денисова, И.В. Морозова, О.Д. Ратникова. Готовимся к олимпиаде по французскому языку. Школьный и муниципальный этапы. Выпуск 2. Учебное пособие. – М.: Люмьер, 2016. – 60 с.
- О.А. Жирнов, И.К. Шереметьев. "Левый поворот" в Латинской Америке. – М.: ИНИОН РАН, 2008. – 130 с.
- В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев. Первые русские цари. Иван Грозный, Борис Годунов. – М.: АСТ, 2017. – 384 с.
- М.О. Чичина, М.И. Беленкова. Россия и мир. Не только о нефти и газе. Учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. – М.: МГИМО, 2018. – 278 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|