Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Показатели уровня жизни

Социология

Показатели уровня жизни

Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни.

К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.

Продовольственная корзина - это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

Нормы потребления в России дифференцированы по восьми территориальным зонам. Так, например, Краснодарский и Ставропольский края отнесены к 1 зоне, Москва, Санкт-Петербург и ряд областей центральной России - к 4 зоне, Якутия, Магаданская область, Камчатка, Сахалин, север Тюменской области и Красноярского края - к 8 зоне.

Нормы дифференцированы также по социально-демографическим группам населения. За основу формирования минимальной продовольственной корзины для населения трудоспособного возраста принят набор продуктов питания работающего мужчины, который (набор продуктов) обеспечивает 2700 ккал в сутки.

Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

Стоимость минимального потребления непродовольственных товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Например, стоимость минимальной продовольственной корзины составила 350 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 71% от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит 0. 29 * 350 / 0. 71 = 143 руб. в месяц на 1 человека.

Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.

Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас и деления на срок службы. Например, мужская зимняя шапка стоит 200 руб., запас - 1 штука, срок службы - 3 года. Расход в расчете на месяц:

Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия.

Государство законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату. Теоретически их величины должны быть равноценны, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата в Российской Федерации существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в настоящее время.

Трудно определить относительный уровень экономического развития Российской Федерации. Основываясь на такой критерий, как валовый внутренний продукт на душу населения, можно сделать вывод, что Россия в 1994 г. достигла уровня экономического развития, составляющего примерно четверть американского и чуть менее трети от показателей передовых европейских стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - таких, как Австрия или Франция. Согласно определенному подобным образом уровню развития, Россия располагается среди беднейших членов ОЭСР и стран с переходной экономикой: несколько ниже, чем Чешская Республика и Венгрия, примерно на таком же уровне, как Словакия, и немного выше, чем Польша, Мексика и Турция. По социальным показателям, таким, как средняя продолжительность жизни и детская смертность, Россия по своему уровню развития отстает от упомянутых выше стран, за исключением Мексики и Турции.

Опросы общественного мнения свидетельствуют: большинство россиян придерживаются точки зрения, что их жизненный уровень до падения коммунизма был выше, чем сегодняшний; однако лишь четверть населения желала бы реставрации прежнего режима.

Показатели уровня жизни населения России представлены в таблице 4. Статистика средней продолжительности жизни и смертности отражает тот факт, что в период после 1992 г. происходило ухудшение социальных условий. Можно возразить, что возрастание уровня смертности имело место уже с конца 80-х годов и вплоть до 1992 г. отражало широко распространенное явление - демографическое эхо Второй мировой войны. Тем не менее, ухудшение показателя средней продолжительности жизни в период 1993 - 1994 гг. совпадает с социо-экономической разрухой, порожденной процессом реформ. Для значительного числа россиян либеральные реформы, начатые в первые месяцы 1992 г., обернулись снижением жизненного уровня.

Таблица 4

Показатели уровня жизни

1990

1991

1992

1993

1994

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении мужчины (лет)

женщины (лет)

Смертность (на 1000 жителей)

Детская смертность (на 1000 живорожденных)

Питание (ежедневное потребление калорий на душу населения)

% потребительских расходов, используемых на продукты питания

Количество автомобилей (на 1000 жителей)

Количество телефонов (на 1000 жителей)

63, 8

74, 3

11, 2

17, 4

2589

36, 1

56, 8

158

63, 5

74, 3

11, 4

17, 8

2527

38, 4

63, 5

164

62, 0

73, 8

12, 2

18, 0

2438

47, 1

68, 5

167

58, 9

71, 9

14, 5

19, 9

2552

46, 3

75, 7

172

57, 3

71, 1

15, 7

18, 6

2427

46, 8

84, 4

176

Источник: Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. 1995. С. 149.

Следует принять во внимание, что показатели, представленные в таблице 4, демонстрируют не единообразное падение уровня жизни: количество личных автомобилей и телефонов возрастало в период после 1991 года, а средний уровень потребления продуктов питания оставался практически постоянным. Однако ценой, заплаченной за либерализацию января 1992 г., стало падение реальных доходов большинства населения России, что отразилось в резком возрастании процента общих потребительских расходов, приходящегося на долю продуктов питания.

Большинство российских семей вынуждено вместо продуктов питания высокого качества (мясо, молоко, овощи и фрукты) потреблять более дешевые продукты (хлеб и картофель). Подобный тип поведения семей на рынке продуктов питания обычно является следствием процесса скатывания к бедности большинства населения. Рост бедности затронул различные группы населения в неравной степени; особенно уязвимыми оказались группы, включающие в себя многодетные семьи, семьи с маленькими детьми и одним родителем, одиноких пожилых людей с низкой пенсией, инвалидов и некоторые этнические меньшинства. Среди экономически активного населения промышленные рабочие, занятые в государственном секторе, и рабочие бывших совхозов и колхозов столкнулись с падением реальных доходов, в то время как занятые индивидуальной трудовой деятельностью и работающие в сфере финансовых услуг стали более состоятельными.


Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Литература

  1. Экономика стран мира. – М.: Издательство политической литературы, 1968. – 360 с.
  2. Международная статистика. – М.: Юрайт, 2012. – 704 с.
  3. В.М. Гусаров, Е.И. Кузнецова. Статистика. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 480 с.
  4. Под редакцией Б.И. Башкатова, А.Е. Суринова. Международная статистика. – М.: Юрайт, 2010. – 672 с.
  5. Статистика. – М.: Юрайт, 2012. – 558 с.
  6. Практикум по социальной статистике. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 368 с.
  7. Б.Н. Миронов. Благосостояние населения и революции в имперской России. XVIII - начало XX века. – М.: Весь Мир, 2012. – 848 с.
  8. В.А. Литвинов. Прожиточный минимум. История, методика, анализ. – М.: Ленанд, 2010. – 278 с.
  9. Ленинград и Ленинградская область в цифрах. – СпБ.: Лениздат, 1971. – 264 с.
  10. А.В. Сиденко, Б.И. Башкатов, В.М. Матвеева. Международная статистика. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 272 с.
  11. Под редакцией И.И. Елисеевой. Статистика. – М.: Юрайт, 2011. – 576 с.
  12. Статистика (+ CD). – СПб.: Питер, 2013. – 368 с.
  13. Анастасия Сергеевна Кичаева und Елена Ивановна Бережнова. Статистический анализ влияния доходов и расходов на уровень жизни. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 116 с.
  14. Анна Костенко und Анна Махова. Измерение уровня жизни населения Кубани. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
  15. Н.Н. Качанова, И.Ю. Глебкова, Т.А. Долбик-Воробей. Статистика уровня жизни населения. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 182 с.
  16. Качанова Н.Н., Глебкова И.Ю., Долбик-Воробей Т.А. Статистика уровня жизни населения. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2018. – 184 с.
  17. В.А. Черников, О.А. Соколов. Экологически безопасная продукция. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2018. – 864 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Индикаторы уровня жизни
Экономика
Курсовая работа
40 стр.
Качество жизни населения
Экономика
Курсовая работа
38 стр.
Финансовый механизм обеспечения социальных гарантий
Финансы и кредит
Реферат
181 стр.
Общая характеристика уровня и качества жизни в России
Социология
Реферат
21 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Ирина
Позвольте поздравить Вас с наступающим Новым годом, поблагодарить за хорошую, оперативную работу. Мне очень понравились консультации последнего специалиста. Хотела бы сделать еще несколько заказов