Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Понятие о бюджетеБюджетный процесс
Введение
На протяжении тысячелетий налог был неотъемлемой частью доходов разных государств. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения.
Прогрессивное налогообложение доходов - система изъятия доходов граждан в пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно возрастает по мере увеличения абсолютной величины дачных доходов гражданина.
Для решения проблемы суммарных доходов во всем мире давно применяется специальная процедура - ежегодное составление декларации о суммарных доходах. Заполнять этот документ должны все россияне, которые получали заработки в нескольких местах, и особенно если их суммарный заработок превысил установленный государством порог. Этот документ представляется в налоговую службу, и недостающая сумма (то есть недоплата) вносится гражданином в казну государства дополнительно.
В данном реферате рассмотрены понятия, а также приведены примеры разных стран и государств.
Понятие о бюджете.
(Несколько слов из истории) Бюджет - так называли портфель, в котором министр казначейства Англии носил деньги и свои отчеты. С течением времени это слово стало означать «отчет министра казначейства перед парламентом». Современное понятие «бюджет» означает: смета доходов и расходов.
Бюджет - оценка соотношения будущих доходов и расходов в течение определенного периода времени. Бюджеты обычно используются в случаях, когда необходимые и желательные расходы должны быть тщательно оценены в сравнении с предполагаемыми доходами. Бюджеты применяются для оценки состояния дел семей, деловых предприятий, государственных финансов. Теория и практика бюджета постоянно совершенствуются.
Например, в США с 1968 г. принята концепция унифицированного бюджета, который включает финансовые ресурсы федеральных и доверительных фондов. Федеральные фонды формируются главным образом за счет налогов и займов. При этом формирование федеральных фондов по закону не ограничено выполнением определенных задач. Доверительные фонды, например, фонд по безработице, формируются за счет определенной категории налогов и других поступлений; средства этих фондов расходуются на определенные цели или программы. Балансы доверительных фондов включают операции с министерством финансов и инвестиции в ценные бумаги США.
Основной источник поступлений в бюджеты промышленно развитых стран составляют налоги. Их доля в совокупных бюджетных поступлениях достигает 90%, а в валовом внутреннем продукте колеблется примерно от 30% в США до 50% в Дании. Для России эти показатели в 1 квартале 1996 г. составили соответственно 85 и 12%. При этом в России основное налоговое бремя ложится на прибыль предпринимателей, поскольку доходы подавляющей части населения настолько малы, что не обеспечивают общечеловеческие стандарты жизни. В странах с развитой рыночной экономикой основная тяжесть налогов приходится на население. Если принять всю сумму налоговых поступлений за 100%, то индивидуальный подоходный налог составил в США 36, 2%, в Японии - 24%, в Англии - 20, 6%, в Германии - 29%; налог на корпорации составил соответственно 8, 1: 22, 9; 10, 6: 5, 0%. Взносы в фонд социального обеспечения составляют: в США для служащих- 11, 1%, для предпринимателей - 16, 6%: в Японии - соответственно 10, 2 и 14, 8%; в Англии -8, 3 и 9, 4%: в Германии -16, 1 и 19, 1%. Помимо прямых налогов широко применяется система косвенного налогообложения.
Бюджет потребительский - баланс денежных доходов и расходов семьи, характеризующий сложившийся уровень жизни различных групп населения. Он показывает все доходы по источникам поступлений и расходы по их назначению, а также источники и размеры приобретения продовольственных и непродовольственных товаров и услуг.
Изучение динамики потребительского бюджета по различным категориям населения позволяет судить об изменении жизненного уровня. Для обоснования социальной политики государства (установления размеров пенсий, пособий, стипендий и т. п.) рассчитывается нормативный и фактический средний, а также минимальный потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для нормального воспроизводства населения.
Так что же такое бюджет ?
Бюджет бывает:
личный
семейный
предприятия
отрасли
города
государства
Государственный бюджет - это план и расписание государственных доходов и расходов, то есть план ведения хозяйства за текущий год. Бюджет имеет силу закона. Он утверждается законодательным органом и состоит из 2 частей: доходной и расходной.
Доходную часть бюджета мы уже рассмотрели (см. выше), теперь посмотрим что в себя заключает расходная часть:
содержание государственного аппарата управления;
развитие различных отраслей;
создание инфраструктуры;
содержание армии, внутренних войск, пограничных войск, служб госбезопасности;
оплата труда врачей, учителей, работников, создающих нерыночные товары;
выплата процентов по государственному долгу;
развитие науки;
развитие национальной культуры;
трансфертные расходы;
Понятие о налогах.
Налог как способ изъятия и перераспределения дохода возникает вместе с государством. Однако теоретическое обоснование государственного налогообложения началось лишь с середины XVIII в. в связи с потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности. Родоначальником науки о налогах считается английская классическая школа политической экономии. Эта школа раскрыла понятие налога, определила место налоговой политики государства в хозяйственной жизни и сформулировала основные принципы налогообложения, которые позднее были дополнены и развиты. Согласно теоретическим выкладкам английской классической школы налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона, который предусматривает его размер и порядок уплаты.
Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами: а) всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности, т. е. пропорционально доходу, которым он пользуется под покровительством государства); б) определенности (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа); в) удобства взимания налога для плательщика (удобным способом, в удобное время, когда плательщик располагает максимумом средств); г) дешевизны взимания (вводить налоги, сбор которых минимизирует издержки); д) выбора объектов обложения, которые в наибольшей степени способствуют развитию хозяйства (или в наименьшей степени его стесняют); е) справедливости обложения.
Важнейшие теоретические положения и принципы налогообложения получили законодательное, а зачастую и конституционное закрепление во многих странах Западной Европы. Устанавливая основы налогообложения, законодатель определял условия последующего налогового нормотворчества, ограничивая таким образом возможные налоговые притязания государства.
В России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»-Среди этих принципов следует выделить: а) всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы - ст. 57 Конституции); б) верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76, 105, 106 Конституции, ст. 1 Закона): в) прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции); г) однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения - ст. 6 Закона); д) очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени - ст. 22 Закона); е) временное ограничение налоговых притязаний (ст. 24 Закона); ж) определенность налогообложения (согласно ст. 11 Закона в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты о конкретных налогах устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется); з) приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 23 Закона).
Налоги выполняют две функции: фискальную и социально-экономическую.
Исторически первой была фискальная функция налогов, отражающая интересы государственной казны. Она состоит в формировании денежных доходов государства, которое, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач, в период становления буржуазного государства (в основном с полицейскими функциями) эта направленность налогов признавалась единственной.
К концу XIX в. в эпоху больших социальных потрясений формируется новая концепция теории налогов, рассматривающая их как социальный регулятор, орудие социальных реформ, направленных на постепенное выравнивание уровня доходов населения. Во второй половине 30-х гг. XX в. появляется концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики, обеспечения стабильного экономического роста и сглаживания социального напряжения - налоги выполняют социально-экономическую (вторую) функцию. С середины XX в. регулирующая функция налогов получает всеобщее признание и широкое применение. Таким образом, экономическая функция налогов состоит в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов развития общественного производства воздействии на политику капитальных вложений, платежеспособный спрос населения.
Мировой опыт свидетельствует о том, что функции налогов постоянно развиваются вместе с развитием государства. Обеспечивая поступление денежных средств в бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов.
Налоговая система России только формируется с учетом зарубежного опыта, поскольку отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной нет. Концепция ее построения базируется на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночного хозяйства.
«Обкатку» система проходит в сложных условиях спада производства, ослабления центральной власти, быстрого расслоения населения, борьбы между предпринимательскими группировками и прочих, которые подвергают ее опасности превращения в систему пособий, возложения на налоги не свойственных им функций, развала ее целостности. Опыт функционирования налоговой системы в 90-х гг. вскрыл существенные ее недостатки: многочисленность налогов, надуманность отдельных налогов (сбор за местную символику, три сбора с ипподромов, сбор за киносъемку и др.), нестабильность налогового законодательства, доминирование политики над экономикой, убийственную для экономического развития общую сумму налоговых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды.
Объединение налогов в систему предполагает возможность классификации по разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» все налоги подразделяются на виды (исходя из государственного устройства РФ): федеральные, налоги субъектов РФ (их все чаще называют региональными), местные. Такое деление позволяет, например, определить долю
налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее (через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня, а также степень централизации управления в стране.
В 1998 году государственная налоговая инспекция (ГНИ) была
преобразована в Министерство по налогам и сборам. Также имеется налоговая полиция, предназначенная для пересечения преступлений, в том числе с теневой экономикой (укрывательство доходов).
Кроме налогов и бюджета существуют внебюджетные фонды (места сосредоточения финансовых средств, предназначенных для строго определенных целей):
1) фонд заработной платы (ФЗП);
2) пенсионный (28% + 1% ФЗП);
3) обязательного медицинского страхования (5, 4% ФЗП);
4) занятости (2% ФЗП)
ФЗП - сумма всех начисленных затрат[V1].
Налоги бывают:
1. На добавленную стоимость (10-20%)
2. На прибыль - НДС (35%)
3. На прибыль перекупщика (45%)
4. На прибыль банка (43%)
5. На тотализаторы
6. На имущество
7. Подоходный (на совокупный доход за год физического лица).
4. Взаимосвязь между бюджетом и налогами.
Для пополнения бюджета государство должно иметь постоянный источник доходов, то есть бюджета. По этой причине и создана налоговая инспекция.
Налог в основном создается за счет производственного сектора, то есть отчисления от производства является определенной частью бюджета.
А отчисления от сельского хозяйства является основной частью бюджета.
В любой экономике стремление к развитию государства есть ничто иное, как стремление к развитию производства и сельского хозяйства для того, чтобы все время увеличивать поступления в бюджет. Мы не можем расходную часть увеличить, пока не увеличим доходную часть. Поступления идут от производства, но основным источником является сельское хозяйство, так как это самый надежный и своевременный источник. А доходы от других элементов (банки, предприятия, лотереи, и т. п.) - это не стабильные доходы,
случайные доходы. При случаях упадка производства или сельского хозяйства, то идет моментальный спад налогов, спад экономического потенциала страны, падение бюджета, а бюджет строит основу всей экономики.
Из этого делаем вывод, что роль налогов очень велик, а также что между собой тесно связаны производство, налоги, бюджет[V2].
Используемая литература:
• 100 вопросов и ответов по экономике -«Экономика» Липсиц -«Введение» Райзберг
Описание предмета: «Бюджетный процесс»Бюджетный процесс- это регламентированный нормами процесс бюджетного права, деятельность государства и
муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а
также составление и утверждение отчета о его исполнении. Деятельность государства от начала составления бюджета
до утверждения отчета длится около 3 лет. этот срок называется бюджетным циклом. и делится на несколько стадий:
стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно. В основе бюджетного процесса лежат определенные
принципы: единая бюджетная система РФ. 2. Распределение доходов и расходов между другими бюджетными системами.
3. Самостоятельность бюджетов. 4. Полнота доходов и расходов бюджета. 5. Сбалансированность бюджета. 6.
Эффективность использования бюджетных средств. 7. Общественное покрытие расходов бюджета. 8. публичность и
гласность. 9. Достоверность бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. 11. Ежегодность
бюджета. 12. Принципы специализации показателей бюджета
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов
местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджеты,
проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).
Литература - Т.Б. Рубинштейн. Планирование и расчеты денежных средств фирм и компаний. – М.: Ось-89, 2001. – 608 с.
- А.З. Бобылева. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения. – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008. – 336 с.
- О.А. Миронов, Ф.Ф. Ханафеев. Налоговое администрирование (+ CD-ROM). – М.: Омега-Л, 2008. – 288 с.
- О.В. Болтинова. Бюджетное право. – М.: Норма, Инфра-М, 2010. – 288 с.
- Н.В. Говорова. Занятость в эпоху глобализации. – М.: Огни, 2003. – 60 с.
- Олег Михалевич. Вкус жизни. – М.: Библос, 2013. – 320 с.
- О.В. Болтинова. Бюджетное право. – М.: Норма, Инфра-М, 2013. – 320 с.
- Надежда Вычерова. Исполнение обязанности по уплате налогов в РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 124 с.
- О.Н. Чувилова, И.В. Романюта, Д.Д. Берсей, Ч.Х.-Б.Ионов, Ю.В. Рыбина. Региональные аспекты экономической безопасности страны в условиях глобализации. – М.: Проспект, 2016. – 94 с.
- Олег Михалевич. Как жить, не болея и не старясь. – М.: Библос, 2016. – 320 с.
- О.В. Болтинова. Бюджетное право. Учебное пособие. – М.: Норма,Инфра-М, 2018. – 256 с.
- Лиза Фельдман Барретт. Как рождаются эмоции. Революция в понимании мозга и управлении эмоциями. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 432 с.
- Толкачев Андрей. 1001 креативная идея. Придумать, продвинуть, продать. – М.: ИГ "Весь", 2018. – 400 с.
- О.Н. Чувилова, И.В. Романюта, Д.Д. Берсей, Ч.Х.-Б.Ионов, Ю.В. Рыбина. Региональные аспекты экономической безопасности страны в условиях глобализации. – М.: Проспект, 2017. – 94 с.
- О государственном пенсионном обеспечении в РФ. Федеральный закон N 166-ФЗ от 15.12.2001. – М.: , 2017. – 45 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|