Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Оценка экономической устойчивости предприятий

Экономический анализ

Оценка экономической устойчивости предприятий

Севастьянов А. В., генеральный директор ЗАО «РОКЭСС», директор Научно- исследовательского института конверсионных и организационных технологий (НИИКОРТ)

Введение

В данном докладе изложены некоторые вопросы, связанные с оценкой экономической устойчивости предприятий. Оценка экономической состоятельности включена в технологию комплексной оценки соответствия предприятий, претендующих на участие в выполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ), и является одним из основополагающих элементов для принятия решения о допуске к конкурсам. Кроме того, эта оценка должна осуществляться и при сертификации систем управления качеством на предприятиях, поскольку соответствующие требования включены в стандарты ИСО и ужесточены в его новой редакции.

Следует отметить, что это очень обширная и глубокая тема. Но сегодня целесообразно обсудить только следующие аспекты:

Что включает в себя оценка экономической устойчивости предприятия в процессе формирования ГОЗ?

Каковы нормативно правовые основания для проведения такой оценки?

Что дает проведение оценки экономической устойчивости как в интересах государственного заказчика, так и в интересах участников выполнения заказа?

Качество продукции, экономическая состоятельность и успех на рынке.

I. Оценка экономической устойчивости предприятия

Оценка экономической устойчивости предприятия-участника ГОЗ - это комплекс действий, позволяющий выявить динамику и тенденции изменений во времени показателей, характеризующих результаты управленческой, кадровой и финансово-экономической деятельности. Эта оценка позволит снизить риск невыполнения заказа в срок, установленный государственным контрактом, если он будет заключен, а также риск получения в результате исполнения контракта продукции ненадлежащего качества.

Оценка экономической устойчивости предприятия имеет своей целью выяснить следующее.

Во-первых, имеются или нет у предприятия, претендующего на заключение государственного контракта, предпосылки для возбуждения дела о признании его не состоятельным (банкротом).

Во-вторых, насколько предприятием-претендентом соблюдаются обязательства в отношениях с государством, а именно: есть или нет просроченные задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней, обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, выполняются ли принятые на государственном уровне решения по реформированию предприятий всех форм собственности.

В-третьих, выяснить достаточность уровня платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия для своевременного и качественного выполнения ГОЗ, а также позволяет ли рентабельность деятельности поддерживать платежеспособность и пополнять необходимые для исполнения заказа оборотные средства.

В-четвертых, качество, полноту и достоверность бухгалтерского учета, как основу для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение своевременности выполнения ГОЗ.

И, наконец, в-пятых, готовность органов управления предприятием, его финансово-экономических и учетных служб оперативно и грамотно реагировать на возмущения рыночных факторов, используя расчет стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия за три года, предшествующие заключению государственного контракта.

Более коротко можно сказать, что в процессе оценки экономической устойчивости предприятия, претендующего на заключение государственного контракта, выясняется его способность стабильно функционировать в условиях рыночных отношений, или выясняется, что оно находится в процессе реформирования, или что предприятие не готово к успешной деятельности в динамично изменяющейся ситуации.

Следует подчеркнуть, что выяснение степени готовности предприятия к успешной работе в нестабильный период начальной стадии рынка продукции, товаров и услуг имеет важное значение не только для государственного заказчика. Каждому предприятию может принести пользу взгляд на него «со стороны». На многие характеристики своей финансово-хозяйственной деятельности многие предприятия обратят внимание впервые, поскольку до внутрифирменного анализа этих характеристики либо «не доходили руки», либо квалификация персонала бухгалтерских, финансовых и экономических подразделений, занятых текущей рутинной работой, не позволяет готовить и представлять руководству необходимую информацию и предложения для принятия решений.

К сожалению, значительная часть руководителей предприятий не знакомы с возможностями современных методов финансового и экономического анализа, как и с тем, как использовать во благо своим предприятиям результаты такого анализа. Поэтому перед соответствующими специалистами и службами аналитическая задача не ставится.

Следует оговориться, что в интересах предприятий необходимо проводить более глубокий анализ, чем это требуется для выяснения способности предприятия удовлетворить требованиям заказчика. Такой углубленный анализ включает в себя использование не только внешней отчетности предприятия, но и данные аналитического бухгалтерского учета, т. е. внутренние материалы предприятия. На сегодняшний день в России очень мало подготовленных специалистов, способных квалифицированно интерпретировать числовые показатели результатов финансово- хозяйственной деятельности, а рынок консалтинговых услуг не развит. Те же фирмы, которые такие услуги оказывают, устанавливаю весьма высокие цены.

Что же представляет собой процедура оценки экономической состоятельности?

Производится анализ внешней отчетности предприятия за период не менее 3-х последних лет, что соответствует практике международного финансового менеджмента. По данным внешней квартальной и годовой бухгалтерской отчетности баланса (форма 1), отчета о прибылях и убытках (форма 2), а также отчета о движении капитала (форма 3), отчета о движении денежных средств (форма 4), приложения к балансу (форма 5), входящих в состав пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, производится расчет более чем 120 показателей за каждый квартал. О составе этих показателей сегодня говорить нет необходимости. Затем данные расчетов приводятся к нескольким обобщенным характеристикам, например таким, как:

рентабельность собственного капитала (ROE);

уровень собственного капитала;

коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом;

длительность оборота кредиторской задолженности;

длительность оборота чистого производственного капитала.

Для выявления динамики во времени и наглядности представления по результатам расчета строятся до 20 графиков.

Далее, на основании экспертной оценки, полученной в результате анализа информации, делается заключение об экономической состоятельности предприятия в том понимании, о котором говорилось выше.

Вся используемая совокупность вычисленных характеристик квалифицированному эксперту позволяет с высокой достоверностью отнести предприятие по финансово-экономическим показателям к одной из трех групп:

1 группа. К предприятиям, имеющим высокую рентабельность и финансовую устойчивость, платежеспособность которых не вызывает сомнений и отличающимся высоким качеством финансового и производственного менеджмента. Такие предприятия не только имеют отличные шансы для дальнейшего развития, но и, безусловно, привлекательны как для государственного заказчика, так и для инвесторов.

2 группа. Сюда относятся предприятия, имеющие удовлетворительный уровень рентабельности. Их платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели ниже рекомендуемых по данным российского и мирового опыта значений. Однако эти предприятия не достаточно устойчивы к колебаниям рыночных факторов и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с этими предприятиями требует взвешенного подхода, но еще может быть рекомендована государственному заказчику.

К этой группе также относятся финансово не устойчивые предприятий, имеющих низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такие предприятия имеет просроченную задолженность. Они находится на грани потери устойчивости. Для выведения предприятий этой группы из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности и методах управления. Заключение контрактов на исполнение заказов и инвестиции в эти предприятия связаны с повышенным риском.

3 группа. В эту группу входят предприятия, которые находятся в глубоком финансовом кризисе. Размер их кредиторской задолженности велик, они не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость этих предприятий практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельности собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность его улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока. Они не имеют инвестиционной привлекательности. Естественно, что привлечение предприятий, относящихся к этой группе, к участию в выполнению ГОЗ недопустимо.

Таким образом, оценка экономической устойчивости предприятий, претендующих на участие в исполнении ГОЗ, имеет важное значение не только в интересах государственного заказчика, позволяя снизить риск финансовых потерь или растягивания сроков исполнения заказа, но и является положительным фактором для исполнителей.

Особенно это необходимо в широких и глубоких кооперациях, когда головной исполнитель или подрядчик (как это определено в терминологии гражданского права) сможет отсеять ненадежных субподрядчиков по всей вертикали. Риск субподрядчика также уменьшается, поскольку у него появляется уверенность, что государственный заказчик достаточно объективно подошел к выбору головной организации или генерального подрядчика.

При подготовке специалистов экономических специальностей, финансовых управляющих, будущих управленцев или, как модно стало их называть, менеджеров в уважающих себя и озабоченных карьерой своих выпускников ВУЗах в настоящее время отводят не менее трети от всего объема учебного времени изучению финансового менеджмента, финансовой инженерии, особенностям оперативного управленческого и бухгалтерского учета, грамотной интерпретации показателей.

К сожалению, большинство экономистов и специалистов учетных специальностей старшего поколения чрезвычайно слабо владеют современными методами финансового анализа и управления.

II. О нормативно правовой основе проведения оценки экономической устойчивости

Если рассматривать весь пакет законов, Указов Президента, постановлений Правительства, нормативных документов министерств, введенных в качестве обязательных к исполнению и в соответствии с делегированными им полномочиями, то можно придти к выводу о правомочности требований государственного заказчика осуществлять предварительную квалификацию организаций и предприятий для определения допуска их к конкурсам.

Основными из всего пакета документов, регулирующих отношения государственных заказчиков и исполнителей, определяющих из права и обязанности, являются:

федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе»;

федеральный закон от 6 мая 1999 года № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;

федеральный закон от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

федеральный закон от 10 июня 1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг»;

Указ Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»«;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года № 628 «Об утверждении порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей»;

постановление Правительства Российской Федерации 2 февраля 1998 года № 113 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».

Анализ правовой базы и правоприменительной практики выходит за рамки темы доклада и программы конференции, поэтому ограничусь цитатой из постановления Правительства от 26 июня 1995 года № 594 в действующей редакции, учитывающей все изменения и дополнения:

«8. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Государственный заказчик целевой программы:

а) осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

Поставщики самостоятельно приобретают материальные ресурсы, необходимые им для выполнения государственных контрактов. Включение в государственный контракт требований о материально-техническом обеспечении производства сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оборудованием, машинами и механизмами, а также о встречных поставках продукции, оказании каких-либо услуг и оплате поставок продукции в иностранной валюте не допускается.

16. Инженерно-технические условия государственного контракта должны содержать характеристики конечной продукции и инженерно-технические параметры его производства:

научно-технические и технологические требования, предъявляемые государственным заказчиком к условиям производства продукции в рамках заказа;

требования о соблюдении соответствующих государственных стандартов;

сведения о наличии сертификата системы качества и (или) лицензии на маркирование продукции знаком соответствия государственным стандартам.

«

И еще две короткие цитаты из стандартов ИСО (ГОСТ Р ИСО):

«4. 1. 2. 2 Ресурсы

Поставщик должен определить требования к ресурсам и обеспечить соответствующими ресурсами, в том числе назначить подготовленный персонал (см. п. 4. 18), для руководства, выполнения работы и проверок, включая внутренние проверки качества. «

«4. 6. 2 Оценка субподрядчиков

Поставщик должен:

а) оценивать и выбирать субподрядчиков на основе их способности выполнять требования контракта на субподряд, включая требования к системе качества и любые конкретные требования к обеспечению качества;

b) определять вид и степень управления, осуществляемого им в отношении субподрядчиков. Это должно зависеть от типа продукции, влияния продукции субподрядчика на качество конечной продукции и, там, где это уместно, от отчетов по проверке качества и (или) протоколов качества, ранее подтверждавших возможности и результаты деятельности субподрядчиков...».

Таким образом, можно констатировать, что имеются все правовые основания для введения в требования государственного заказчика к предприятиям, претендующим на участие в выполнении ГОЗ, оценки их экономической состоятельности. Более того, эти же требования распространяются и на субподрядчиков, то есть должны охватывать всю кооперацию предприятий по ширине и в глубину.

III. Преимущества проведения оценки экономической состоятельности как в интересах государственного заказчика, так и в интересах участников выполнения заказа

И сказанного ранее следует, что для успешного выполнения ГОЗ, определения направлений реформирования каждого конкретного предприятия с целью стабилизации его деятельности в условиях начального этапа все еще дикого рынка, проведение оценки экономической состоятельности принесет пользу всем участникам взаимоотношений. Снизит риск государственного заказчика, риск всех предприятий-подрядчиков по вертикалям и горизонталям.

Есть и еще один существенный аспект влияния профессиональной оценки экономической состоятельности на устойчивость работы предприятий. Этот аспект связан с освоением эффективных методов управления финансами предприятий, например такими, как использование финансового и операционного рычага, методов финансовой инженерии. С другой стороны, необходимо будет стимулировать не формальную, а действительную работу по подготовке и переподготовке кадров управленцев, бухгалтеров, специалистов финансовых и экономических служб.

Кроме сказанного, важно также иметь ввиду и то, что обеспечение надлежащего качества, особенно при создании и производстве наукоемкой продукции и современных вооружения и военной техники, требует определенных затрат со стороны предприятий. Потенциальная способность предприятий обеспечить качество при разработке и производстве также проявляется через анализ его экономической состоятельности.

IY. Cвязь качества продукции и экономики

Вот мнение экспертов самой крупной консалтинговой группы России «Юникон МС», стоимость услуг которой, к сожалению, подавляющему большинству предприятий оборонного комплекса еще долго будет «не по карману»:

«Сертифицированная система качества прежде всего необходима предприятиям, которые претендуют на иностранные инвестиции или стремятся привлечь зарубежных заказчиков. По оценкам экспертов компании «EDS-Ланит» (входящей в состав «Юникон МС»), разница в закупочных ценах у поставщиков, имеющих таковую систему и не имеющих ее, может достигать 50%. Но дело не только и не столько во внешнем рынке. Согласно постановлению Правительства РФ № 113 от 02. 02. 1998 г., соблюдение требований ISO 9000 необходимое условие для получения госзаказа. И если сейчас это постановление затронет главным образом отечественный военно-промышленный комплекс, то в будущем дело дойдет и до медицинских учреждений, вузов и прочих организаций, выполняющих госзаказ».

По результатам анализа, главным образом, зарубежного и, отчасти, отечественного опыта специалисты Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) приходят к выводу, что политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и должна предусматривать улучшение экономического положения предприятия.

«Нужно минимизировать издержки производства. Не сделав этого, начинать борьбу за качество не стоит, так как предприятие может умереть от другой болезни. Почти каждое российское предприятие имеет огромные издержки. Они настолько велики, что предприятия вынуждены искажать отчетность. Нужно научиться управлять финансами, а это искусство, причем не простое».

И последнее. Очень часто можно слышать: «А кто даст деньги на создание систем качества, внедрение методов действительно оперативного управления предприятиями и грамотной подготовки проектов решений?». Думаю, что никто, кроме нас ничего в эти мероприятия вкладывать не будет. Мы с вами или способны или не способны эффективно руководить деятельностью своих предприятий. Хочу напомнить два высказывания. Одно из них звучит так: «Нужно прекратить выпускать брак (следовательно, ликвидировать очень большую часть издержек) вот и прямые средства для развития. Второе содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года № 1016, где, говоря о поддержке инвестиций, отмечено: «При этом принципиальное положение состоит в том, что государственная гарантия не должна покрывать 100 процентов риска, так как в этом случае исчезает ответственность банка (инвестора В. С.) за возврат выданного кредита». Не имеет ли это прямого отношения к вопросу о том, чьи должны быть деньги для реализации рассматриваемых мероприятий?

V. Выводы

1. Оценка экономической устойчивости предприятий с учетом ее динамики во времени за период от 3 до 5 лет, проводимая по данным внешней бухгалтерской отчетности предприятий и предусматриваемая государственным заказчиком в процессе предварительной квалификации или при проведении конкурсов, основана на действующих нормах права. Она, безусловно, окажет полезное влияние на сроки выполнения госзаказа и качество продукции.

2. Только тогда работы по оценке экономической устойчивости приведут к успеху, когда ею будут охвачены все предприятия, входящие в кооперацию по созданию, производству или обеспечению эксплуатации вооружения и военной техники.

3. Для обеспечения корректности, сравнение предприятий по их экономической состоятельности должно проводиться по единым подходам к интерпретации результатов расчета показателей финансовоэкономической деятельности.

4. Экономическая состоятельность предприятия определяет возможности предприятия не только по чисто плановым или экономическим параметрам, но и отражает способность предприятия обеспечить выполнение работ с надлежащим качеством, его способность выполнить требования потребителя, который в настоящее время становится главным действующим лицом на рынке.

5. Предприятиям целесообразно заблаговременно выявить имеющиеся у них резервы, начать реализовывать эффективные методы управления финансами и экономическими процессами. Это потребует определенного психологического перелома как у руководителей предприятий, так и у специалистов соответствующих служб. Важно незамедлительно начать профессиональную переподготовку бухгалтеров, экономистов и финансовых работников предприятий.

6. Для подготовки предприятий к новым условиям участия в конкурсах на выполнение ГОЗ предприятиям целесообразно заранее посмотреть на себя «со стороны» глазами заказчика или, при необходимости, потенциального инвестора, провести анализ результатов своей финансово-экономической деятельности, деятельности своих поставщиков и соисполнителей. По результатам такой оценки принять своевременные меры для повышения своих шансов на победу в конкурсе.


Описание предмета: «Экономический анализ»

Экономический анализ - выявление экономических закономерностей из фактов экономической действительности.

Экономический анализ предполагает раскладывание экономики на отдельные части (экономические категории).

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа определяет стоящие перед ним задачи. Среди основных выделим: · повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки; · объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов; · определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов; · контроль за осуществлением требований коммерческого расчета; · выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; · проверка оптимальности управленческих решений.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. [Грищенко О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000]

Литература

  1. С.А. Жданов. Методы и рыночная технология экономического управления. – М.: Дело и Сервис, 1999. – 272 с.
  2. В.Г. Артеменко, Н.В. Анисимова. Экономический анализ. – М.: КноРус, 2011. – 288 с.
  3. В.И. Новосельцев, Б.В. Тарасов. Системная теория конфликта. – М.: Майор, 2011. – 336 с.
  4. Д.А. Абрютин, М.С. Абрютина, А.В. Грачев. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Дело и Сервис, 2000. – 256 с.
  5. Аркадий Иванов. Деловая репутация и устойчивость предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 316 с.
  6. Гульмира Нурлихина und Жомарт Пралиев. Экономическая безопасность предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 288 с.
  7. Татьяна Кособуко und Анастасия Шаропатова. Устойчивое развитие молочного скотоводства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 156 с.
  8. Элисо Отаровна Иремадзе, Раиса Мухаметовна Даминева und Тамара Владимировна Григорьева. Математические методы моделирования финансового состояния предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 140 с.
  9. Ирина Окольнишникова und Евгений Каточков. Риск-менеджмент предпринимательских структур. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 172 с.
  10. Татьяна Гусева. Реструктуризация предприятий. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 164 с.
  11. Наталья Лобахина. Управление устойчивостью малых и средних предпринимательских структур:. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 140 с.
  12. Ирина Ковова. Повышение экономической устойчивости малого предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 76 с.
  13. Андрей Шмидт und Татьяна Худякова. Моделирование управления развитием промышленного предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 200 с.
  14. А.Н. Жилкина. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 286 с.
  15. Файруза Ахмедзянова. Методика и результаты управления финансовой устойчивостью предприятия. – М.: , 2015. – 96 с.
  16. А.В. Асонкова. Экономический анализ предприятий рыбной промышленности. – М.: Моркнига, 2016. – 222 с.
  17. И.Г. Кукукина, С.В. Климова. Методы экономической оценки устойчивости развития предприятия. – М.: Инфра-М, 2018. – 202 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Роль и значение экономического анализа в повышении эффективности экономической деятельности предприятия
Экономический анализ
Курсовая работа
41 стр.
Финансовые результаты деятельности предприятия
Экономика предприятия
Диплом
70 стр.
Финансовая устойчивость
Экономика предприятия
Диплом
137 стр.
Экономическая стратегия предприятия: принципы и механизмы
Экономика предприятия
Диплом
59 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Madina
Спасибо. Научному работа понравилась. Спасибо за доклад. Надеюсь, на защите получу оценку отлично.