Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Внутрибанковский контроль в системе регулирования деятельности российских банков Банковское и биржевое дело
В. Н. Вдовин, зам. зав. каф. Банковского дела ТИСБИ
Особенность функционирования банковской системы в рыночной экономике заключается в необходимости организации регулирования и надзора. Во всех развитых странах банковские системы являются объектом усиленного контроля и надзора со стороны государства, более строгого, чем в отношении большинства других систем экономики. Необходимость банковского регулирования и надзора обусловлена рядом причинам, многие из которых уходят в далекое прошлое.
Банковская система выполняет важную роль посредника, аккумулируя денежные средства государства, предприятий и организаций, частных лиц и предоставляя их государству, юридическим и физическим лицам. Банки являются одним из важнейших хранилищ общественных сбережений, и прежде всего сбережений частных лиц. Банковские кредиты поддерживают потребительские расходы и инвестиционные нужды. Процессы, происходящие в банковской системе, имеют значение для всей экономики. Банки способны создавать деньги путем перераспределения кредитов или собственной инвестиционной деятельности, а следовательно, влиять на объем и структуру денежной массы и воздействовать на экономическую жизнь страны. И наконец, банки являются доверительными организациями. В основе их деятельности лежит доверие со стороны общества. При отсутствии доверия в банковскую систему не может поступить достаточно средств, что отрицательно скажется на развитии экономики. Например, важной причиной невысокой кредитной активности отечественных банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов (средства, привлеченные на срок свыше одного года, составили по состоянию на начало декабря 1999 года примерно 8, 5% обязательств банков), что связано, прежде всего, с низким уровнем доверия к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) «Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций. Однако в процессе применения указанного закона в части надзорных и регулирующих функций возникают трудности в понимании терминологии и ее использования на практике.
Хотя термины «банковский надзор» и «банковское регулирование» часто используются попеременно, фактически они являются разными, но дополняющими друг друга.
По определению, содержащемуся в Банковской энциклопедии, регулировать - значит подчинять определенному порядку, правилу; упорядочивать; делать что-нибудь для получения нужных показателей.
В научной и учебной литературе под банковским регулированием понимается система мер, посредством которых государство обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в экономике. Регулирование банковской деятельности - разработка конкретных стандартов, правил, руководящих принципов и определенных инструкций путем издания законов и нормативных актов, которые определяют структуру и способы осуществления банковского дела.
Банковский надзор (или контроль) предполагает мониторинг, инспектирование и исследование банковских организаций для того, чтобы оценить их состояние и их соответствие банковским законам и инструкциям. Надзор предполагает также обеспечение деятельности каждого коммерческого банка в соответствии с денежно-кредитной политикой государства. В организации и осуществлении банковского надзора различают: внешний контроль и надзор (пруденциальный надзор, инспектирование, внешний аудит) и внутренний контроль и надзор (внутрибанковский контроль и внутренний аудит).
К банкам, нарушающим требования законов и нормативных актов, применяются меры предупредительного и принудительного характера: от предписаний по устранению выявленных нарушений до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Степень наказания определяется характером нарушений.
Главной целью надзорной деятельности Центрального банка Российской Федерации является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
В 1996-1998 годах Банк России много уделял внимания укреплению регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. В 1996 году в Центральном банке была проведена организационная реформа надзорного блока: разделены функции лицензирования и собственно надзора, создано специальное подразделение для контроля за деятельностью крупнейших банков (ОПЕРУ-2). Начался пересмотр действующей нормативной базы. В 1997-1998 годах система контроля за деятельностью кредитных организаций приведена в соответствие Базельским принципам эффективного банковского надзора - основополагающего мирового документа в этой области. В практику вошли пруденциальные нормативы, принятые в качестве эталонных Базельским комитетом, были ужесточены требования к созданию новых банков, повышены требования к размеру капиталов существующих банков. Разработаны основы внутреннего контроля. Начата работа по отслеживанию деятельности структур, аффилированных с кредитными организациями. С 1 января 1998 года были введены новые План счетов, Правила бухгалтерского учета в кредитных организациях, формы статистической отчетности банков, которые позволили сделать информацию о деятельности банков более полной и адекватной, чем ранее.
Однако развитие банковского кризиса летом 1998 года наглядно продемонстрировало, что Центральный банк Российской Федерации скорее следовал в своих действиях за событиями, нежели мог их предвидеть и предотвращать. В силу разных причин действия органов банковского надзора не смогли предотвратить кризис или локализовать его последствия. Среди них можно выделить следующие:
1. За несколько лет объективно невозможно создать полностью совершенную нормативную базу и тем более нельзя обеспечить ее адекватное применение. Должны сформироваться и определенные профессиональные навыки сотрудников как надзорных органов, так и контролируемых ими банков.
2. Система банковского надзора в России децентрализована: основная работа по надзору осуществляется региональными подразделениями Банка России, центральный аппарат занимается вопросами создания нормативной базы, разработкой методологии надзора, анализом сводной информации. В такой ситуации региональные власти могут оказывать существенное «давление» на отношение Банка России к проблемам того или иного банка, на адекватность и беспристрастность оценок реального положения в банках. В силу организации надзора по принципу местонахождения головной конторы банка его филиалы и отделения могут находиться вне зоны внимания надзорного органа, если они расположены в других регионах страны.
3. Надзорные органы (особенно в регионах) испытывают острый недостаток квалифицированного персонала. Это объясняется и отсутствием опыта, и большим количеством новых направлений работы, неизбежно сопутствующих деятельности государственных органов стран с переходной экономикой и материальными факторами.
4. В России, как и во всем мире, существует проблема объективного противоречия интересов Центрального банка и коммерческих банков. Если Центральный банк заинтересован в развитии и укреплении системы надзора и контроля, то отдельные коммерческие банки считают, что это мешает успеху их бизнеса. В результате они целенаправленно дезинформируют надзорные органы, а при необходимости через органы государственной власти или средства массовой информации создают помехи работе Центрального банка.
5. Отсутствие в коммерческих банках системы внутреннего контроля, соответствующей характеру и масштабу проводимых банком операций. Несоответствие уровня банковского менеджмента постоянно растущим банковским рискам является также одной из основных причин российского банковского кризиса 1998 года.
Вслед за Базельским Комитетом в 1997 году Банк России предпринял попытку с помощью нормативных документов (Положение «Об организации внутреннего контроля в банках» и Указания «О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков») улучшить управление в кредитных организациях путем введения относительно автономной системы внутреннего контроля.
Появление указанных документов объясняется, во-первых, негативными тенденциями в банковском секторе российской экономики, во многом вызванными отсутствием высококачественной и высокоорганизованной системы управления в коммерческих банках, и, во-вторых, рекомендациями международных финансовых и правовых институтов.
В связи с выходом этих документов для всех коммерческих банков стали актуальны вопросы организации системы внутреннего контроля, создания и функционирования службы внутреннего контроля.
Контроль является неотъемлемой функцией менеджмента. Контроль очень важен, чтобы организация функционировала успешно. С помощью контроля удается определить, достигла ли организация своих целей, обнаружить ошибки руководства и ошибки персонала. Было бы заблуждением сводить контроль только к ограничениям, заставляющим каждого действовать в рамках, установленных законодательством, нормативными актами и стандартами профессиональной деятельности. Прежде всего, контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
По времени осуществления различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль осуществляется посредством реализации правил, процедур и линий поведения. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники организации. В рамках последующего контроля фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми, проверяются полнота, своевременность и правильность выполнения всех установленных процедур, осуществляется анализ и вносятся предложения по совершенствованию деятельности организации.
В процедуре контроля выделяют три различных этапа: 1) выработка стандартов; 2) сопоставление с ними реальных результатов; 3) принятие необходимых корректирующих действий.
Полная модель процесса контроля, применимая к любой организации, представлена на рисунке «Модель процесса контроля».
В американских руководствах по менеджменту подчеркивается, что эффективно функционирующий контроль должен обладать несколькими важными свойствами: стратегическая направленность контроля, ориентация на результаты, соответствие делу, своевременность, гибкость, простота и экономичность контроля.
Для банков жизненно важно иметь эффективный внутренний контроль для защиты интересов инвесторов, клиентов и своих собственных интересов.
В зарубежной терминологии для обозначения внутреннего контроля в банках применяется специальное собирательное понятие «комплайнс». В широком смысле слова под комплайнс понимается порядок осуществления операций в соответствии с действующим законодательством; в узком смысле, комплайнс - это система мер, основанных на солидарном и доверительном взаимодействии клиентов, банка и его сотрудников, обеспечивающая защиту их интересов в рамках принятых законов и других нормативных актов.
Внутренний контроль банка должен охватывать все стороны его деятельности. На практике внутренний контроль в коммерческом банке начинается с Наблюдательного Совета, Правления, Кредитного комитета. Помимо этого в банках формируются управления (отделы, службы) по внутреннему контролю, непосредственно подчиненные руководству. В небольших банках, ощущающих серьезные проблемы с кадрами для такой деятельности, функции внутреннего контроля выполняют службы внутреннего аудита.
Поскольку в коммерческих банках существуют широкие возможности обмена между сотрудниками нераскрытой информацией, которая может быть использована в корыстных целях, центральная функция службы контроля состоит в управлении потоками информации, в контроле за надлежащим поведением служащих, занятых операциями на финансовых рынках.
Интересен опыт одного из крупнейших немецких банков - Дойче Банка - в организации контроля за информационными потоками. В банке используются специальные инструменты, препятствующие обращению сотрудников с нераскрытой информацией, а также направленные на вскрытие нарушений и наложение санкций вплоть до введения ограничений на проведение сотрудниками операций и дисциплинарных мер. К таким инструментам относятся реестр отслеживания и стоп-реестр. Кроме ведения реестров, задачей службы внутреннего контроля Дойче Банка является создание «доверительных зон», препятствующих бесконтрольному хождению нераскрытой информации внутри банка.
С принятием Банком России Положения «Об организации внутреннего контроля в банках» и Указаний «О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков» у российских коммерческих банков появились формализованные ориентиры для формирования системы внутреннего контроля.
Основной целью вводимой системы является защита интересов, прежде всего клиентов и инвесторов банков, а затем интересов банков. Интересы клиентов в случае возникновения конфликта интересов пользуются безусловным приоритетом.
Непосредственной организацией системы внутреннего контроля в банках должны заниматься специальные контрольные службы. Для этого они наделены исключительными правами и обязанностями.
Основная цель новой системы достигается путем организации контроля за соблюдением требований законодательства и нормативных актов, обеспечения контроля за банковскими рисками и надлежащего уровня надежности банка, а также путем разрешения возникающих в процессе деятельности банка конфликтов интересов.
Внутренний контроль за соблюдением требований действующего законодательства и нормативных актов может быть организован по следующим направлениям:
контроль требований при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации;
контроль за соблюдением порядка регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав кредитной организации, в состав ее участников и руководителей исполнительных органов;
выполнение порядка формирования уставного капитала;
контроль за выполнением установленных экономических нормативов;
контроль за соблюдением обязательных резервных требований;
контроль за порядком формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги;
контроль за проводимой кредитной политикой;
контроль за соблюдением правил ведения бухгалтерского учета;
контроль за выполнением порядка и сроков предоставления отчетности;
контроль за соблюдением правил осуществления расчетов, за осуществлением выплат по обязательствам;
контроль за выполнением порядка ведения кассовых операций;
контроль за соблюдением порядка привлечения вкладов физических лиц;
контроль за соблюдением установленных антимонопольных правил;
контроль за соблюдением лимитов и сублимитов ведения открытой валютной позиции;
контроль информационных потоков;
контроль за предотвращением манипулирования ценами;
контроль взаимоотношений банка и его сотрудников с клиентами;
контроль за предотвращением легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.
Последние четыре требования являются в определенном смысле новыми в российской банковской практике и заслуживают особого внимания при организации системы контроля в банках.
Следующим направлением организации внутреннего контроля в банках является контроль за рисками банковской деятельности. В рамках этого направления необходимо обеспечить ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, и такой порядок проведения операций и сделок, который способствовал бы достижению установленных банком целевых ориентиров деятельности.
Система внутреннего контроля за основными видами рисков банковской деятельности организуется на трех основных уровнях: индивидуальном, микроуроне и макроуровне. Контроль за рисками на каждом уровне осуществляется при помощи трех его разновидностей: предварительного, текущего и последующего контроля.
Организация системы внутреннего контроля, соответствующая характеру и масштабу проводимых банком операций, несомненно приведет к совершенствованию банковского регулирования и надзора, а также к положительному эффекту как для отдельных банков в виде доверия, хорошей репутации и связанных с этим деловых успехов, так и для всей банковской системы России.
Описание предмета: «Банковское и биржевое дело»Целью преподавания дисциплины «Банковское и биржевое дело» является изучение основ теории и практики
современного банковского дела, организации кредитно - финансового обслуживания клиентов коммерческими банками.
Основные задачи курса:
- раскрыть сущность банковской деятельности и структуры банковской системы России;
- показать сущность и специфику банка как коммерческой организации, его место и роль в финансово - кредитной
системе;
- раскрыть содержание и технологию основных банковских операций;
- дать представление об основных банковских документах и порядке их составления.
И вот это:
Сайт Университета Натальи Нестеровой
Дисциплина «Банковское и биржевое дело» рассматривает основополагающие вопросы теории и практики
функционирования и организации рационального управления банковской системой и коммерческими банками в условиях
современной России.
Цель изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: сформировать у студентов научно обоснованные
представления о природе кредитных организаций, вообще, и банков, в частности, о банковской системе и
закономерностях ее развития и функционирования, в том числе об основах эффективного взаимодействия
производственного предприятия (организации) и коммерческого банка, представления о механизмах управления
банковской деятельностью, послужить фундаментом для последующего более углубленного изучения ими различных
сторон реальной деятельности банков, проблем дальнейшего развития отечественной банковской системы и путей их
решения.
Задачи изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: исходя из указанной выше цели, при изучении данного
курса решаются следующие основные задачи.
1. Формирование у студентов четкого понимания экономической природы, специфических особенностей коммерческих
банков как хозяйствующих субъектов, которые существенно отличают их от производственных предприятий и
нефинансовых организаций, а также от небанковских кредитных организаций.
2. Изучение важнейших аспектов и специфики организации внешнего и внутреннего управления коммерческими банками
в связи с природой и характером выполняемых ими операций.
3. Ознакомление студентов с механизмами централизованного регулирования банковской деятельности.
В программе курса рассматриваются российское банковское законодательство и нормативные акты Банка России.
Особое внимание уделяется формированию понимания студентами сущности и значения экономических нормативов
деятельности коммерческих банков, устанавливаемых для них Банком России. От того, насколько будет развито это
понимание, зависят, в частности, возможности менеджеров банков рационально и эффективно организовать
внутрибанковское управление и менеджера предприятия (организации) - оценивать реальное финансовое состояние
банка, своевременно получать и грамотно интерпретировать необходимую информацию об имеющихся у банка проблемах.
4. Обучение студентов основам анализа работы коммерческого банка.
Прослушав курс, студенты должны:
ЗНАТЬ:
- Структуру современной банковской системы РФ; сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков,
их классификацию; операции по формированию и размещению ресурсов банка (пассивные и активные операции).
- Структуру и основные элементы банковского законодательства РФ; законодательные основы деятельности банка,
основные нормативные документы ЦБР, регламентирующие банковскую деятельность.
- Функции и задачи Центрального банка РФ; инструменты, используемые ЦБР при проведении денежно-кредитной
политики.
- Организационные основы деятельности коммерческого банка.
- Действующие экономические нормативы банковской деятельности, установленные ЦБР.
- Принципы организации и инструменты безналичных расчетов.
- Сущность и классификацию банковских рисков.
- Способы антикризисного управления банком.
УМЕТЬ:
- Получать и грамотно интерпретировать информацию, как об отдельном коммерческом банке, так и банковской
системе РФ в целом.
- Оценивать реальное финансовое состояние банка.
- Аргументированно оценивать политику, проводимую ЦБР на денежном рынке и ее влияние на реальный сектор
экономики.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- По способам управления ликвидностью банка и банковскими рисками.
- По анализу финансовой деятельности банка.
- При работе с монографической литературой, а также с нормативными документами ЦБР.
По курсу предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.
Студенты также должны написать реферат и по итогам изучения дисциплины сдать экзамен.
http://www.nesterova.ru/univer/univer_ek2_12.shtml
Литература - Т.И. Кисилевич. Внутренний контроль в санитарно-курортных организациях. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 128 с.
- В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. Алгоритмы управления фирмой. – М.: Либроком, 2009. – 224 с.
- В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. Управление предприятием. Моделирование, анализ, управление. – М.: Либроком, 2010. – 272 с.
- А.А. Пересецкий. Экономические методы в дистанционном анализе деятельности российских банков. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2012. – 240 с.
- Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе. – М.: Юристъ, 1999. – 248 с.
- А.Н. Воронцова, Ю.Н. Полянчиков, А.Г. Схиртладзе. Управление контролем в системе менеджмента качества. – М.: ООО "ТНТ", 2012. – 300 с.
- Э.С. Карпов. Бюджетный контроль в Российской Федерации. – М.: Инфра-М, 2012. – 140 с.
- В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. Алгоритмы управления фирмой. – М.: Либроком, 2015. – 224 с.
- В.И. Ширяев, И.А. Баев, Е.В. Ширяев. Управление предприятием. Моделирование, анализ, управление. Учебное пособие. – М.: Либроком, 2015. – 272 с.
- В.В. Васильев. Теоретические проблемы детерминизма в системе гражданского права Российской Федерации. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 352 с.
- Мария Коханова. PR-коммуникации в системе управления репутационным капиталом. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 240 с.
- Сергей Братановский und Михаил Зеленов. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 400 с.
- Андрей Остроух, Никита Крупенский, Андрей Ивахненко. Оперативный контроль транспортно-экспедиционной деятельности. Процессный подход к агрегированию системы показателей деятельности транспортно-экспедиционного предприятия. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 220 с.
- Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Развитие речи. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений V вида. – М.: АРКТИ, 2014. – 240 с.
- Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Произношение. Мир звуков. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРКТИ, 2015. – 176 с.
- Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Произношение. Мир звуков. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРКТИ, 2014. – 256 с.
- Грабовой П.Г. (Ред.). Сервейинг: организация, эксТвердыйтиза, управление. Ч.2. ЭксТвердыйтиза недвижимости и строительный контроль в системе сервейинга. – М.: , 2015. – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|