Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Тренинг как зеркало российского бизнесаУправление персоналом
С точки зрения стороннего наблюдателя тренинг воспринимается как что-то среднее между традиционным семинаром, где четко поделены роли преподавателя и слушателей, и активным групповым обсуждением, где каждый может свободно высказать собственную точку зрения. Переход от директивного к демократическому стилю в бизнес-обучении, как нам кажется, отражает и некоторые закономерности российского бизнеса в целом.
«Мы хотим тренинг с использованием техник НЛП». Еще десять лет назад услышать такую фразу от руководителя российского предприятия было просто невозможно. Непонятное и загадочное слово тренинг (не говоря уже о техниках НЛП) вызывало лишь смутные неоформленные ассоциации. Более того, обучение сотрудников скорее использовалось для поддержания амбиций и интеллектуального тонуса руководства. Делать бизнес в России было легко. Почти каждый предприниматель, обладающий необходимой дозой активности, целеустремленности и здравого смысла, имел прибыльный или сверхприбыльный бизнес. Но... время шло, и конкуренция, о которой знали лишь понаслышке, становилась все более ощутимой и отражалась на размерах получаемой прибыли. Менялось и отношение к обучению. Привычные шутливые слова «пусть учатся те, у кого ничего не получается» уступили место размышлению, почесыванию головы и желанию попробовать. Руководители стали интенсивно повышать собственный профессиональный уровень и чуть менее интенсивно обучать своих сотрудников. Постепенно расширялся и рынок образовательных услуг, предлагая своим заказчикам все большее разнообразие лекционных и интерактивных семинаров. Загадочное слово «тренинг» потеряло таинственность и приобрело вполне определенный смысл. Более того, тренинг стал модным, популярным и наиболее продаваемым типом семинара.
В таком отношении, как нам кажется, отражаются несколько тенденций, характеризующих российский бизнес в целом.
Во-первых, изменилось отношение к обучению в целом. Установка, что «учиться - это хорошо», перестала быть стандартной фразой для поддержания разговора, а получила вполне понятный экономический смысл. Чем больше знают и умеют сотрудники компании, тем больше прибыль организации. Изменение отношения к идее обучения привело к закономерным изменениям внутри компании. Сегодня (ура, наконец-то!) крупные российские компании планируют обучение и закладывают в бюджет расходы на проведение семинарских и консультационных занятий. Если 10 лет назад потребителями на этом рынке выступали, в основном, крупные западные компании, то сегодня к ним присоединились крупные и средние российские компании. Причем приятным является тот факт, что обучение перестает быть хаотическим и авральным («сбыт падает, виноваты продавцы, давайте их обучать»), а становится все более обдуманным, системным и ориентированным на долгосрочные цели. Ресурсы, которые недостаточно используют российские компании, как нам кажется, лежат в следующих областях: налаживание тесной связи обучения со стратегическими задачами компании (для того, чтобы связать, их надо разработать); налаживание эффективной системы внедрения полученных знаний в реальную работу (мало знать, необходимо делать); а также построение системы обучения, использующей не только внешние, но и внутренние возможности (в любой компании есть люди, чьи знания являются уникальными для данной отрасли. Необходимо только организовать этот процесс передачи знаний всем остальным сотрудникам).
Во-вторых, повысилась избирательность к тем методам обучения, которые использует преподаватель или тренер в процессе обучения. Приобрели заслуженную популярность интерактивные формы обучения, к которым относится и тренинг. Сегодня очень часто руководители выбирают именно тренинговые формы обучения, позволяющие слушателям получить не только теоретические знания, но и навыки практической повседневной работы. Ведь только в этом случае обучение приносит запланированную прибыль. Следующим шагом, возможно, станет согласованное использование услуг нескольких компаний, предлагающих различные методы обучения. Лекционный вариант - когда высока потребность в информации; тренинговый - когда необходимо сформировать навык; самостоятельное обучение с использованием методических материалов - когда есть высокая мотивация и нет времени на групповую работу; консультационный режим - когда задача должна решаться с учетом специфики компании.
В-третьих, повысился уровень профессионализма в своей области бизнеса. Еще 10 лет назад любое знание из области менеджмента и маркетинга было новым, а примеры из жизни западных компаний воспринимались как что-то святое и неприкосновенное. Сегодня слушатели часто говорят: «Да, это мы знаем, и это знаем, а поясните, пожалуйста, вот этот момент». Всеобщая волна обучения захватывает не только самых активных, но даже вялых, пассивных и равнодушных. При этом удивительно, что если занятие проходит успешно, то жажда профессионального роста вселяется и в ту часть аудитории, которая воспринимала необходимость обучения с прохладцей. Конечно же, уровень профессионализма резко колеблется в зависимости от корпоративной культуры фирмы. И одним из ресурсов любой организации является создание атмосферы, стимулирующей людей повышать свой профессиональный уровень.
В-четвертых, за последнее десятилетие изменилось отношение к бизнесу. В период становления российского бизнеса деятельность предпринимателя воспринималась как рискованная, опасная, но малоинтеллектуальная работа. Эти взгляды отражали реальную ситуацию. Отсутствие конкуренции и четких законодательных норм давали возможность добиваться успеха напористым, активным и стрессоустойчивым бизнесменам. Сегодня одного напора явно недостаточно, сегодня успех зависит, в том числе, и от умения системно воспринимать и анализировать ситуацию, умения эффективно принимать решения, умения формировать сплоченную команду и воздействовать на людей, работающих в этой команде. Скорее всего, пальму первенства смогут сохранить менеджеры, сочетающие в себе напор для достижения личных целей и умение понимать потребности других людей (деловых партнеров, подчиненных, клиентов).
В-пятых, изменилось отношение к собственной работе и карьере. Сильная зависимость подчиненных от начальства, эффективная в ситуациях несложной и привычной работы, но парализующая работу фирмы в кризисных ситуациях, сменилась большей активностью и ответственностью равноправных членов управленческой команды. Сегодня сформировалась прослойка менеджеров, умеющих развивать свой бизнес в рамках определенной компании. Сотрудников такого типа отличает четкое понимание собственных целей, высокий уровень активности, умение находить нетрадиционные решения и умение нести ответственность за их осуществление. Привычная российская мечта о том, что придет хороший дядя, и, наконец, все будет хорошо, сильно тормозит процесс становления зрелой личности в бизнесе. Вместе с тем развитие рынка медленно, но верно стимулирует позитивные личностные изменения - изменения в сторону взросления. Менеджер, обладающий зрелым отношением к жизни, способен быть активным, творческим, ответственным и, главное, получающим удовольствие от процесса работы. Получение удовольствия от процесса работы - еще неосвоенный ресурс для российского менеджмента. Но и этот рубеж не за горами. Мы знаем лишь одну компанию, которая провела у себя семинар «Как быть счастливым», но надеемся, что скоро таких компаний будут сотни и тысячи.
Популярность тренинга отражает потребности рынка - потребности в менеджерах, обладающих высоким уровнем профессионализма в своей отрасли, широким диапазоном знаний в общих вопросах менеджмента и зрелым отношением к жизни. В свою очередь тренинговые методики помогают двигаться в заданном направлении. Радикальные изменения еще впереди...
Описание предмета: «Управление персоналом»Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце
прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную революцию в традиционных формах кадровой работы. Если до этого
кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и
руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня
кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности
в системе современного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, который постепенно интегрирует и
трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали ассимиляция идей
системного подхода, разработка различных моделей организации как системы — не только функционирующей, но и
развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом менеджменте — управление человеческими
ресурсами.
В становлении кадрового менеджмента как профессиональной деятельности на протяжении ХХ столетия достаточно
четко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципиально новых идей, доктрин и подходов в кадровой
работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран
Запада, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом:
доктрине научного управления, или научной организации труда;
доктрине человеческих отношений.
Если первая доктрина акцентировала внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и
социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение
морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала
организаций.
Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для подходов, применявшихся в работе с персоналом во второй
половине ХХ в. Появление множества школ (в том числе национальных) в области кадрового менеджмента, взаимный
обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классификацию этих подходов. Скорее, можно говорить о
парадигмальной направленности происходящих «тектонических» cдвигов в доминирующих концептуальных схемах
управленческого мышления. Проникновение идей гуманистической психологии, образцы предпринимательского героизма,
максимальное вовлечение персонала в дела фирмы, демократизация стиля организационного поведения и делегирование
ответственности, качество продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирование в человеческий капитал,
многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключевых характеристик
упомянутых изменений. Их природа — в трансформации форм организации совместной деятельности в ХХ в.
В эволюции теории и практики зарубежного кадрового менеджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как
новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой
работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление
системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента —
управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций. Изменился и характер
кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной
морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским
идеям конца ХIХ — начала ХХ вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины
человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк,
имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям
проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В
больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление
административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных
перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций
требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий
статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и
реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную
когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет
подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами - это трансформация кадрового
менеджмента, которая нашла свое выражение в следующих основных тенденциях:
все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых
служб;
повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав
правления и даже в состав советов директоров;
резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от
общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет о консолидации вокруг управленческой «вертикали» всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в
появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления
персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и
ключевые цели ее кадровой политики.
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна
обеспечить:
организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработанную и
хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами как «свою собственную» и реализуют ее в
своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;
высокий уровень ответственности всех работников корпорации, который подразумевает как идентификацию с базовыми
ценностями организации, так и настойчивую, инициативную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной
практической работе;
функциональную — вариабельность функциональных задач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого
разграничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых
контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к
непрерывным организационным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость
организационно-кадрового потенциала;
высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы,
удовлетворенность трудом, а также самой рабочей силы.
Указанные целевые установки можно рассматривать как конкретизацию императивов совместно-творческой деятельности
в практике современного кадрового менеджмента. Действительно, практически в каждой из установок обнаруживаются
импульсы не только социального, но и культурного, индивидуального и морального творчества. Если императивы
совместно-творческой деятельности воплощаются в жизнь современных (точнее, постсовременных) организаций, то
организационные системы обретают совершенно уникальные черты. В идеологии менеджмента 90-х гг. у этих —
открытых к постоянным новациям — организационных систем появились, пока еще во многом метафорические названия —
«глобальные организации», «организации без границ», «научающиеся организации», организации — «открытая книга».
[БСЭ]
Литература - Роберт Каплан, Дейвид Нортон. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. – М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 416 с.
- Даррен Тодд. Цифровое пиратство. Как пиратство меняет бизнес, общество и культуру. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 320 с.
- Ирина Венщикова. Технология организации и ведения бизнес-тренинга. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
- Владимир Гаков. Жизнь удалась?. – М.: Добрая книга, 2007. – 392 с.
- Игорь Иванилов. Тренинг "Эмоциональная компетентность в бизнесе". – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Константин Бакшт. Как загубить собственный бизнес. Вредные советы российским предпринимателям. – СПб.: Питер, 2012. – 336 с.
- Константин Бакшт. Как загубить собственный бизнес. Вредные советы российским предпринимателям (аудиокнига MP3). – М.: Студия АРДИС, Питер, 2009. – 0 с.
- Пол Сперри, Беатрис Митчелл. Как продать ваш бизнес. Руководство к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2010. – 224 с.
- А.С. Пелих. Бизнес-план, или Как организовать собственный бизнес. Анализ. Методика. Практикум. – М.: Ось-89, 2001. – 96 с.
- Дэвид Гейдж. Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 264 с.
- Хейфец Б.А. Российский бизнес в странах ЕврАзЭС. Модернизационный аспект. – М.: Экономика, 2011. – 298 с.
- Олег Арин. Россия в стратегическом капкане. – М.: Алгоритм, 2003. – 352 с.
- Елена Макота. Игра стоит свеч. Как оценить эффективность бизнес-тренинга?. – М.: Грифон, 2013. – 208 с.
- Константин Бакшт. Как загубить собственный бизнес. Вредные советы предпринимателям. – СПб.: Питер, 2015. – 384 с.
- А.Г. Эфендиев, Е.С. Балабанова, А.В. Ребров. Человеческие ресурсы российских бизнес-организаций. Проблемы формирования и управления. – М.: Инфра-М, 2016. – 192 с.
- XVIII век как зеркало других эпох. XVIII век в зеркале других эпох. – СПб.: Алетейя, 2016. – 758 с.
- BI TO BE. Консалтинг в зеркале российского бизнеса. – М.: , . – с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|