Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Спортивные соревнования как деятельность в экстремальных условиях

Физическая культура

Введение.

Термин спортивное соревнование достаточно понятен большинству людей, как обозначающий явление с характерными признаками. Тем не менее, с научных психологических позиций он рассматривается далеко неоднозначно.

Спортивное соревнование служит предметом спортивной психологии как психическое явление, обладающее характерными свойствами, многогранными процессами и специфическими состояниями. Иногда соревнование рассматривается как специальный тип поведения, поведенческая установка (отношение) или ситуация.

Чаще всего в спортивной психологии в качестве синонима спортивного соревнования употребляется термин соперничество как борьба за первенство, достижение определенного результата, сравнение своего уровня подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине, соревновательном упражнении.

Не для кого не секрет, что соревновательная деятельность является мощным стимулом для развития уровня спортивной подготовки спортсмена. Но также известно, что соревнование любого уровня является также стрессом для спортсмена. И как любой стресс прохождение соревнования характеризуется определенными психо-физиологическими реакциями со стороны спортсмена.

Как любой стресс соревнование играет положительную роль, активизируя психические и физические резервы организма соревнующегося, а также отрицательную роль опосредованную физиологическими проявлениями астенических эмоций.

Как говорит нам общая психология, у человека, регулярно подверженного действию стресса, должны вырабатываться определенные черты и свойства психики, позволяющие с наименьшим вредом переносить соревнования.

Целью данной работы является определение стрессоустойчивости спортсменов, регулярно участвующих в соревнованиях посредством изучения общей и ситуативной тревожности.

Задачи данного исследования:

Дать характеристику соревновательной деятельности как деятельности в экстремальных условиях.

Отобрать нужную методику для исследования.

Провести исследование.

Оценить данные и сделать выводы.

Предмет исследования - состояние общей и ситуативной тревожности как выражение повышенной стрессоустойчивости, выработанной в ответ регулярно повторяющимся стрессовым ситуациям в спортивных соревнованиях.

Метод исследования: тестирование по личностной шкале самооценки С. Спилберга.

Гипотеза исследования: спортсмены обладают пониженной ситуативной и общей тревожностью как выражение повышенной стрессоустойчивостью, выработанной как способность адекватно участвовать в спортивных соревнованиях.

Характеристика спортивных соревнований как деятельности в экстремальных условиях.

Экстремальные условия и стресс.

В процессе эволюционного развития человек адаптировался к определенным условиям внешней среды, у него сложился некоторый круг относительно устойчивых физиологических параметров, отражающих оптимальное состояние организма. Такие условия воспринимаются обычно как комфорт и характеризуются установленным диапазоном интенсивности и продолжительности воздействия факторов внешней и внутренней среды, достаточно благоприятных для жизнедеятельности и труда человека.

Вместе с тем факторы обитания и деятельности, воздействие которых выходит за диапазон оптимальности, вызывают различные защитные реакции организма. Факторы, граничащие с диапазоном оптимальных условий, иногда называют параэкстремальными (от лат. «para»-«возле»); по мере усиления их воздействия они достигают уровня экстремальных (от лат. «exst-ra»-«сверх», «вне»); когда же экстремальные факторы становятся непереносимыми, угрожающими жизни, их называют паратерминальными (от лат. «terminus»- «конец»).

Большую роль играет индивидуальная мера адаптированности организма к тем или иным нагрузкам. Так, пробегание дистанции 3 км за 13-14 минут у тренированного бегуна вызовет реакции, не выходящие за диапазон экстремальности, а для человека, страдающего ожирением и атеросклерозом сосудов, эта нагрузка окажется паратерминальной.,

Экстремальность воздействий среды определяется как повышением, так и выраженным понижением ее параметров: физические нагрузки - гиподинамия (резкое ограничение усилий); чрезмерная двигательная активность-гипокинезия (ограничение движения); перегрузка-невесомость; шум-сенсорная депривация (ограничение звуковой информации); длительное избыточное потребление кислорода - его недостаток во вдыхаемом воздухе (гипоксия); избыток углекислоты (гиперкапння) -недостаток углекислоты (гипокапния) и др.

Экстремальные и паратерминальные условия могут являться причиной развития стресса как состояния особо высокого напряжения всех функций организма человека, его психики, эмоциональной сферы.

Опираясь на взгляды Г. Селье, стрессом следует считать такое состояние, которое характеризуется выраженным повышением гормональной активности по оси «гипофиз-кора надпочечников». Можно полагать, что при этом организм помимо обычного нейрорефлекторного управления как бы переходит на иной (аварийный, избыточный) уровень регуляции, используя скрытые функциональные резервы. Известно, что одновременно могут происходить и некоторые временные морфологические изменения: увеличение коркового слоя надпочечников, уменьшение размеров печени, селезенки, количества жировой ткани, нарушение белкового обмена и др. Косвенным показателем развития стресса служат также реакции в белой крови по типу лимфопении, эозинопении (падение числа лимфоцитов и эозинофилов-форм лейкоцитов). Особенно четким количественным критерием стрессовой реакции следует считать величину, выходящую за пределы 0, 7 среднего квадратического отклонения от исходных данных (иначе говоря, изменения, выходящие за пределы вероятного отклонения). Так, при проведении исследования в условиях психогенных стрессовых воздействий у испытуемых наблюдалось повышение выработки выделяемых корой надпочечников стероидных гормонов до 13, 5% и снижение ее за последующие сутки на 15, 5% от исходного уровня; при этом в день стрессогенной нагрузки отмечалось выраженное падение числа лимфоцитов и эозинофилов в белой крови более чем на 50% от исходного уровня (т. е. выход за пределы вероятного отклонения).

Изменения в выделении стероидных гормонов, как и упомянутые реакции белой крови, представляются более характерными для стресса, нежели изменения в динамике выделения катехоламинов (гормонов, образующихся в мозговом слое надпочечников), которые, как часто упоминается в литературе, сопровождают развитие стрессового состояния (эти изменения могут проявляться и в обычных эмоциональные реакциях, характерных для относительно умеренного, нестрессового уровня регуляции).

Известен также ряд косвенных показателей стрессовых реакций, описанных в работах Д. Линдсли, Э. Гель-горна и Д. Луфборроу, А. В. Вальдмана, Г. И. Косицко-го и В. М. Смирнова, В. В. Суворовой, Ф. Д. Космолинского, В. Л. Марищука и др. Среди таких показателей- временное нарушение синергизма (синхронного взаимодействия) симпатического и парасимпатического отделов нервной системы (доминирование одного из них). резкое изменение (падение или увеличение) сахара в крови; резкое снижение корреляции между частотой сердечных сокращений и дыхания, длительное искажение ритмики н структуры дыхательных циклов; выраженное нарушение пульса на психогенной основе (при подсчете по 10 секунд на 3 и более удара); реакция артериального давления (без физических нагрузок) по гипертоническому или гипотоническому типу (вплоть до появления феномена бесконечного тона) при условии, что в обычном состоянии в ответ на дозированную нагрузку наблюдается нормотоническая реакция. Существуют и сугубо внешние показатели стрессовых реакций, о которых речь пойдет несколько позже.

Распространенное мнение о том, что стресс-это дезорганизация сложной профессиональной деятельности, едва ли оправданно. Более того, надо полагать, что именно в состоянии стресса, при мобилизации скрытых функциональных резервов организма, возможно достижение наивысших результатов в различных видах деятельности, особенно в спорте. Вопрос лишь в том, какая стадия, какая фаза стресса имеет место.

По классической схеме Г. Селье в стрессе выделяются три стадии, первая из которых, стадия тревоги, имеет две фазы. По-видимому, во второй стадии, стадии повышенной резистентности, следует ожидать общего или избирательного роста самых различных показателей, а в третьей стадии, стадии истощения, вероятна дезорганизация деятельности, в том числе и спортивной.

В стрессе нередко наблюдается определенная диссоциация физиологических и психологических показателей. Так, при обследовании летчиков в сложных ответственных полетах в условиях отсутствия физических нагрузок многократно регистрировались частота сердечных сокращений 150-180 ударов в минуту, дыхание до 30 и более циклов в минуту. После полета было выявлено повышение выделения стероидных гормонов и реакции белой крови, что характеризует выраженный стресс. В то же время свои профессиональные действия эти летчики выполняли на высоком уровне мастерства.

При обследовании спортсменов были зарегистрированы как подобные, так и противоположные явления. В целом ряде случаев отмечалось резкое понижение спортивных результатов на психогенной основе у квалифицированных гандболистов, боксеров, легкоатлетов, но при этом физиологических реакций как косвенных показателей стресса выявить не удавалось. Вместе с тем наблюдалась и другая картина. В одном из исследований проводились психологическое тестирование и оценка технических результатов в процессе тренировочных занятий лыжников-гонщиков и слаломистов. Тренировки в течение 10 дней были весьма нагрузочными и на фоне роста технических результатов вызвали у испытуемых существенные физиологические реакции, косвенно свидетельствующие о развитии стресса. У большинства обследованных лыжников к концу сбора на 15% 1 ухудшились показатели оперативной памяти (как индифферентного теста) и в то же время улучшились показатели двигательной памяти, точности движений, соразмерности усилий, т. е. показатели, включенные в структуру выполняемой деятельности. Особый интерес представляет то обстоятельство, что при этом понизились результаты других индифферентных тестов. Такое перераспределение на уровне и психологических и физиологических показателей наблюдалось у спортсменов неоднократно.

Это позволяет высказать мнение о том, что в стрессе стадию повышенной резистентности следует, в свою очередь, разделять на две относительно самостоятельные фазы. В фазе перекрестной резинстентности происходит общая мобилизация функциональных резервов, а в фазе перекрестной сенсибилизации-их перераспределение.

Такое явление мы называем «минимизацией». Его следует считать вполне целесообразным, целенаправленным (по минимуму затрат) расходованием ограниченных резервов организма. Это явление как особое перераспределение функциональных резервов организма и психических возможностей личности спортсмена в целях достижения наивысшего результата деятельности свидетельствует о наличии не только спортивного стресса, но и спортивной формы. Для тренера важно уловить «пик» этого состояния, характеризуемого наивысшим ростом наиболее важных компонентов структуры выполняемой спортивной деятельности, и не бояться понижения других, малозначимых компонентов.

Непонимание механизмов минимизации, нарушение закономерности перераспределения функциональных резервов ведут к понижению спортивных результатов. Так, весьма перспективный мастер спорта по плаванию Б. был привлечен к тренировкам по борьбе (некому было выступать за группу на первенство факультета). Пришлось «накачивать» мышцы рук, шеи, более месяца посещать секционные занятия борцов. Вскоре спортсмен выполнил второй разряд по борьбе, но. никогда больше не показывал перспективных результатов на соревнованиях по плаванию.

Подобных примеров более чем достаточно. В институтах физической культуры студенты занимаются разносторонней тренировкой, что для общего физического развития очень полезно, но высококвалифицированные спортсмены могут утрачивать при этом перспективы;

спортивного совершенствования. Далеко не всегда гимнастические упражнения (например, подъем переворотом на перекладине) с большим числом повторений безобидны для специализирующегося в настольном теннисе, где успех связан с тончайшим мышечным чувством и совершенной координацией движений. Мастеру спорта по гимнастике едва ли целесообразно добиваться в кроссе на 3 км результата третьего спортивного разряда (чтобы получить отличную оценку). Тренеру нужно об этом знать.

Известно также, что именно в состоянии спортивной формы спортсмен нередко становится подвержен самым различным инфекционным и простудным заболеваниям., В специальном эксперименте, проведенном в группе лыжников, достигших высоких личных результатов, было выявлено существенное понижение показателей гамма-глобулиновой фракции крови и фагоцитарного индекса, характеризующих иммунные (защитные) свойства организма.

Следовательно, минимизация в спорте может проходить в виде противостояния некоторых избирательно совершенствуемых физических качеств, функциональных проявлений отдельных органов и систем организма спортсмена, в том числе устойчивости к некоторым неблагоприятным факторам среды.

Все сказанное особенно относится к непосредственной предсоревновательной подготовке спортсмена. Действуя целенаправленно, ограждая спортсмена от ненужных физических и психических усилий, тренер помогает ему сконцентрировать силу и энергию на самых главных соревновательных действиях, выводя его тем самым на «пик» спортивной формы.

Экстремальные условия и напряженность.

Уже отмечалось, что исход деятельности, выполняемой в условиях стресса, далеко не всегда бывает благоприятным. Если нагрузки (воздействия) возрастают выше какой-то определенной меры, то кривая результатов начинает снижаться, и может случиться, что восстановление не достигнет исходного уровня. Это характерно для третьей стадии стресса - стадии истощения, и в этом ее отличие от первой стадии-стадии тревоги, в которой также возможна дезорганизация деятельности и понижение ее результативности, ввиду того что организму необходимо перестраиваться на новый уровень жизнедеятельности, но затем вероятностно следует подъем результативности. Отрицательную стрессовую реакцию в стадии истощения принято обозначать специальным термином - эмоциональной, психической напряженностью или дистрессом.

Возникновение и развитие этого состояния наблюдаются в различных видах сложной деятельности. Так, при воздействии экстремальных факторов у летчиков определяется состояние эмоциональной напряженности, характеризуемое резким понижением устойчивости психических и психомоторных процессов; у них отмечаются эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные, эмоционально-ассоциативные нарушения, дезорганизующие профессиональную деятельность.

Эмоциональная напряженность может проявляться у представителей различных операторских профессий, у молодых актеров и учителей, у студентов на экзаменах и др. Достаточно часто это состояние развивается и у спортсменов.

Эмоционально-сенсорные нарушения.

Характеризуются понижением внимания, точности восприятия, мышечного чувства. В состоянии напряженности объем внимания сужается, распределение и переключение его становятся затрудненными. В таком случае говорят о «прилипчивом» внимании, когда спортсмен с трудом переносит его на другой объект. Для этого состояния характерно падение тактильного чувства, что предопределяет резкое снижение координации и точности движений.

В состоянии сильной напряженности спортсмен не слышит иногда команды судьи, советов тренера, замечаний товарищей. Футболист К. вспоминает о том, как именно в таком состоянии он, находясь в положении вне игры, все же пытался наступать на ворота противника, несмотря на свистки стоящего рядом судьи.

Порою резко падает зрительное восприятие. Опытный баскетболист перестает «видеть поле»; случается, что. когда один из игроков выходит на чрезвычайно выгодную позицию, партнер не замечает его, не делает (нужной передачи, а пытается выполнить прием сам и теряет при этом мяч; не видит опасного противника и не слышит, когда вратарь, или партнер, или даже зрители громко кричат ему об этом.

Эмоционально-моторные нарушения.

Ведут к существенному падению эффективности выполняемых действий. Весьма характерным при этом является склонность к передозированию усилий. В экспериментах были выявлены случаи, когда испытуемые при выраженной напряженности вместо заданных 3-5 кг проявляли усилия более 50 кг. Иногда в таком состоянии отмечается и чрезмерная расслабленность, снижение силовых возможностей (мышцы становятся «ватными»). Главное же - резко ухудшаются согласованность и точность движений, соразмерность усилий. В состоянии сильной напряженности баскетболист высокого класса, выходя к самому щиту, не попадает в кольцо; волейболист в простой ситуации бьет мячом в сетку или посылает его далеко в аут; гимнаст падает со снаряда; футболист не может нанести точный удар и т. д.

При эмоционально-моторных нарушениях разрушаются сложившиеся координационные навыки, развивается непроизвольное напряжение мышц, скованность, поэтому в двигательном акте начинают участвовать «лишние» мышцы. Если сильно напрячь все мышцы руки и попытаться нарисовать какую-нибудь простейшую фигуру, не получится Мышцы, которые не должны участвовать в двигательном акте, будут мешать работающим, и воздействие суммарной их силы исказит планируемую структуру движений. А ведь в состоянии напряженности непроизвольно напрягаются все основные группы мышц, поскольку в связи с переживаниями из связанного с эмоциями очага возбуждения волны иррадиации перемещаются в двигательную зону коры больших полушарий головного мозга, возбуждают эту зону, и к множеству мышц посылаются центробежные импульсы.

Скованность предопределяет также быстрое развитие утомления, так как работает много «лишних» мышц. Когда бежит скованный спортсмен, он не только перемещает свое тело в пространстве, но и, затрачивая огромные усилия, преодолевает сопротивление собственных мышц-антагонистов, которые должны быть расслаблены в соответствующий момент моторного акта. Когда же бежит высококвалифицированный спортсмен в состоянии оптимального возбуждения, он делает это легко, красиво, будто бы летит над беговой дорожкой. Боксер в состоянии скованности уже к концу первого раунда еле-еле передвигается по рингу, не получив сильных ударов от соперника, а опытный боксер, преодолевший скованность, напряженность, и в конце поединка все движения выполняет очень свободно, несмотря на естественную усталость после нескольких раундов боя.

Мастер спорта по легкой атлетике 3. вспоминает, t как во время заочных соревнований по легкой атлетике на приз журнала «Спортивная жизнь России» перед стартом он получил известие о том, что его основной соперник, выступавший накануне в другом городе, показал очень высокий результат. Это так сильно взволновало спортсмена, что он почувствовал общую скованность, напряженность и выступил гораздо ниже своих возможностей.

Эмоционально-ассоциативные нарушения.

Сопровождаются снижением критичности оценки своих действий, затруднением мыслительных операций, в частности ассоциативного мышления. В состоянии напряженности спортсмен склонен к неадекватным решениям, примитивным мыслительным актам. В отдельных случаях он может принимать решения, прямо противоположные тем, которые в данный момент наиболее целесообразны (так называемые действия наоборот), и это не случайные, а закономерные ошибки, объясняемые развитием особой, «парадоксальной», стадии состояния центральной нервной системы.

Мастер спорта по современному пятиборью Н. вспоминает, как в состоянии сильной напряженности, развившейся в связи с неожиданно возникшей вероятностью большого успеха в ответственном соревновании, перепутал очередность своих выходов на фехтовальные поединки, а когда товарищи напомнили ему, ответил грубостью. В итоге ему записали несколько поражений.

Мастер спорта по гимнастике Г., успешно выступая на первенстве Вооруженных Сил, перед выходом на последний снаряд из-за развившейся напряженности забыл комбинацию, которую удачно выполнял многие десятки раз.

Мастер спорта В. на соревнованиях по художественной гимнастике в сильном волнении перепутала начало комбинации и была уверена, что все делает правильно, несмотря на подсказки подруг и низкие оценки судей. Лишь успокоившись, она все вспомнила и долго не могла понять, «почему так все получилось».

А получилось так из-за состояния напряженности. Дело в том, что в нервной системе в связи с чрезмерными эмоциями возникает мощный очаг возбуждения - доминанта который по биологическому закону отрицательной индукции временно гасит окружающие конкурентные очаги возбуждения. Если обратиться к психологическим терминам, то в этом можно видеть элементы борьбы мотивов. Но это неравная борьба, так как все противостоящие мотивы гасятся тем из них, в основе которого лежит доминанта, подкрепленная эмоциональным фактором. Этот мотив (нередко ошибочный, категоричный под влиянием эмоций) становится сильной психологической установкой, с позиций которой оценивается поступающая информация. Оценка может быть (и даже должна быть) ошибочной, поскольку аргументы, отражающие знания, прошлый опыт, не участвуют в анализе информации, все рассматривается тенденциозно, совершаются неадекватные поступки, оплошности.

Ситуация осложняется еще и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как выявил А. А. Ухтомский, она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порою отбрасываются, а неадекватный ошибочный мотив торжествует.

Характерно, что, когда состояние напряженности проходит, человек осознает свои ошибки, видит неадекватность ранее принятых решений, горько сожалеет о допущенных грубостях, о своем ненужном упрямстве и не может понять, как это он не принимал очевидных доводов. Это значит, что доминанта ослабла, что она уже не гасит другие очаги возбуждения.

Факторы, влияющие на стрессовость соревнования.

Эмоциональные переживания во время соревнований отличаются значительной насыщенностью, быстротой смены состояний, интенсивностью протекания процессов.

Наиболее важными предпосылками динамики эмоций во время соревнований можно считать следующие:

1. масштаб соревнования. Крупные международные соревнования, олимпийские игры, чемпионаты стран и континентов характеризуются большим накалом страстей, командной и личной ответственности спортсменов за исход борьбы. Как правило, с участием в крупных по масштабу соревнованиях связаны высокие звания и титулы, порой разыгрывается весьма значительный призовой фонд, устанавливаются нормативы допуска к соревнованиям и т. п. Разумеется, масштаб соревнований играет роль не только сам по себе, объективно, но и в соотношении с уровнем подготовленности спортсмена;

2. личностная значимость. Почти всегда исход соревнования (особенно крупного масштаба) сильно затрагивает личные интересы спортсмена, имеет личностный смысл, влияет на ход спортивной карьеры, иногда порождает глубокие межличностные конфликты отдельных участников соревнований служит предпосылкой становления многолетнего соперничества. Удачи и неудачи выступлений вызывают бурные эмоции, которые у слабо подготовленных спортсменов не приводят к дезорганизации соревновательной деятельное у сильных спортсменов вызывают подъем настроения, уверенность в своих силах;

3. состав участников. Разные уровни компетентности участников соревнований (спортсменов, судей, тренеров) служат условием возникновения и динамики многочисленных эмоциональных переживаний.

Примерное равенство спортсменов и команд по уровню мастерства создает оптимальные предпосылки для интересной захватывающей спортивной борьбы. Явное превосходство одного или нескольких спортсменов вызывает отрицательные эмоции у менее компетентных соперников. А низкий уровень подготовленности всех участников чаще всего приводит к непредсказуемым результатам и аналогичным эмоциональным процессам;

4. наличие опыта. Опыт участия в соревнованиях данного ранга в данном составе, на данном стадионе или в сходных условиях порождает большую уверенность в своих силах, cnocобствует более эффективному контролю за протеканием эмоциональных процессов;

5. уровень тренированности. Хорошо тренированным cпopтсменам свойственны стенические (сильные, действенные) эмоции, создающие предпосылки для мобилизации сил в борьбе за победу, для использования резервов организма, в том и психики. Слабо тренированный спортсмен (даже имевший ранее высокие результаты) склонен к астеническим (слабым, пассивным) эмоциям, к «сберегательным технологиям» спортивной борьбы, к уходу от соперничества;

6. индивидуальные особенности. В процессе занятий спорт всей предшествовавшей жизни спортсмен вырабатывает особый почерк взаимоотношений с соперниками, ведения борьбы, находит свои неповторимые способы обеспечения мотивации деятельности, реализует присущим ему путем особенности своего темперамента, характера и способностей. Все это создает условия для богатых, содержательно насыщенных переживаний. Напротив, бедность индивидуальной эмоциональной жизни ведет к однообразию, стереотипности соревновательного поведения, что облегчает победу соперникам спортсмена. Чаще всего проблема традиционно трудного соперника лежит именно в плоскости индивидуализации.

Говоря о роли эмоциональных состояний в соревновательной деятельности, уместно напомнить о законах Йеркса - Додсона. Согласно первому из этих законов существует оптимум мотивации для качественного выполнения конкретного действия. Более низкий или более высокий уровень мотивации ухудшают результат. Согласно второму закону, чем выше сложность действия для данного субъекта, тем более низкий уровень мотивации является для него оптимальным. Повышение мотивации приводит к ошибкам даже в тех действиях, которые были ранее успешно освоены при обычных стимулах, в привычных условиях.

В практике спорта за рубежом гораздо чаще используется реализация законов Иеркса-Додсона в так называемой U-образной перевернутой (инвертированной) кривой, имеющей в итоге форму купола.

Спортивные соревнования как одна из основных составляющих спортивной деятельности отличаются не только высоким накалом эмоций и чувств, но и их значительным разнообразием. Чаще всего психологи спорта выделяют следующие эмоциональные переживания спортсменов:

• соревновательное возбуждение - характеризуется высокой общей активностью спортсмена и стеническими (действенными) эмоциями. Как правило, успешное выступление в соревнованиях сопряжено с оптимальным для данного спортсмена уровнем соревновательного возбуждения;

• боевой настрой - сопровождается уверенностью в победе, готовностью к энерготратам, высоким уровнем самоконтроля спортсмена за своими эмоциями;

• спортивная увлеченность - сопровождается яркими эмоциональными переживаниями, полной сосредоточенностью на спортивной борьбе; в большей мере характерна для игровых видов спорта;

• спортивный азарт - отрицательное эмоциональное состояние, когда увлеченность спортивной борьбой приобретает аффективные оттенки, частично нарушается самоконтроль действий;

• спортивная злость - чаще всего возникает как фрустрация - кратковременная реакция на ситуацию объективной или субъективной недосягаемости цели, которая казалось такой близкой; при этом имеется в виду, что злость направлена на себя, а не на противника;

• состязательность - представляется наиболее эффективным эмоциональным состоянием для борьбы с определенным соперником. Направленность состязательности на человека заставляет использовать оценку и самооценку множества различных факторов спортивной деятельности, хорошо знать и изучать соперника, претендующего на такой же результат; как правило сопровождается уважением к сопернику и его мастерству;

• агрессивность - отрицательная эмоция, также направленная на соперника, однако сопровождающаяся обостренной враждебностью, выходом действий спортсмена за рамки дозволенного правилами и этикой спорта; агрессивность часто искусственно подогревается болельщиками и менеджерами профессионального спорта, особенно в единоборствах; характер происхождения агрессивности (социальный или биологический) наукой до конца не установлен;

• спортивная честь - рассматривается как сложное нравственное чувство, порождаемое глубоким личностным участием спортсмена в решении принципиальных вопросов спортивной деятельности, культурных традиций спорта, знанием не только буквы, но и духа спортивных правил; сопровождается стремлением к объективности оценки соревновательных действий, высокой требовательностью к себе;

• чувство личного превосходства - проявляется в самолюбовании, зазнайстве, «звездной болезни», когда спортсмен не соотносит свои эмоции с эмоциями других участников соревнований, стараясь подавить соперников своими прошлыми заслугами, требует повышенного внимания к своей персоне, ставит превыше всего свои личные интересы;

• чувство долга и ответственности перед командой, коллективом, фирмой, страной, интересы которой спортсмен представляет на соревнованиях, - субъективно это чувство связано с благодарностью, признательностью за помощь в подготовке, за предоставленную возможность померяться силами с другими спортсменами; выражается в высокой самоотдаче, в готовности к борьбе, к преодолению трудностей, оправданному риску;

• чувство спортивной гордости - возникает в результате заслуженной победы в трудном спортивном поединке; характеризуется ощущением причастности к достижениям команды, коллектива, личного вклада в победу на соревнованиях, совпадением интересов команды и самого спортсмена. Все названные выше типы эмоциональных переживаний спортсменов редко могут быть проявлены изолированно, в «чистом виде». Как правило, они без заметных граней переходят из одного в другое, образуя органичное единство, усиливая или подавляя друг друга. Несомненным является факт их сильного, глубокого воздействия на личность спортсмена.

воздействие чаще всего оказывает комплекс социально-психологических Полученные данные свидетельствуют о том, что наибольшее отрицательное влияний - первый фактор. Это такие стресс-ситуации, как: конфликты с тренером и товарищами по команде, упреки во время выступления, положение фаворита перед соревнованиями, завышенные требования, предыдущие неудачи, значительное превосходство соперника, незнакомый противник. В первый фактор вошел также суммарный показатель влияний стресс-ситуаций; это говорит о том, что неблагоприятные социально-психологические воздействия не только сами по себе ухудшают деятельность спортсмена, но и снижают его устойчивость по отношению ко всем другим стрессовым ситуациям.

Второй фактор по степени отрицательного воздействия, фактор влияний объективных соревновательных ситуаций, составили следующие показатели: плохое оснащение соревнований, отсрочка старта, длительный переезд к месту соревнований и т. д. Во второй фактор вошли также показатели стажа занятий спортом и возраста спортсмена. Следовательно, влияние на спортсмена объективных ситуаций не снижается с его возрастом и ростом стажа занятий спортом. Более того, чем старше спортсмен и чем больше его спортивный и соревновательный стаж, тем неблагоприятнее на него будут воздействовать стресс-факторы предсоревновательной и соревновательной обстановки.

Третий фактор, включающий ситуации «успеха-неудачи» и показатели стабильности вегетативных функций, составили следующие параметры: предшествующие поражения от данного противника, реакция зрителей, неудача на старте, необъективное судейство, чрезмерное волнение, плохой сон накануне старта и др.

Известно, что сильно волнуются не только новички. В этот фактор вошел и показатель спортивной квалификации, что указывает на обострение чувствительности психики спортсмена к ситуациям «успеха-неудачи» с ростом спортивного мастерства.

Таким образом, эмоциональная напряженность мешает многим спортсменам успешно выступать на соревнованиях самого различного ранга. Вероятность возникновения и развития неблагоприятных эмоциональных реакций не снижается с ростом спортивного мастерства, так как повышается ранг соревнований, чувство ответственности за возможные ошибки, за поражение, соревновательная деятельность все более усложняется, а значит, появляются все новые и более интенсивные стрессоры.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в условиях соревнований даже наиболее опытные и подготовленные спортсмены наряду с самоуправлением в определенных случаях нуждаются в управляющих воздействиях извне. Учитывая, что именно самым опытным специалистам чаще других приходится сталкиваться с экстремальными условиями деятельности, можно утверждать, что управляющие воздействия имеют для них большее значение, чем для специалистов среднего уровня.

Предстартовое и постстартовое психические состояния.

Управление подготовкой спортсменов требует учета не только соревновательных переживаний и состояний, но и тех, которые предшествуют соревнованиям и следуют за успехами или неудачами в спортивной борьбе. Практика психологической подготовки спортсменов убедительно показывает, что многие успехи и поражения могут быть объяснены с позиций необходимых воздействий тренеров и самих спортсменов на эмоциональные состояния перед стартом. Вряд ли можно сбрасывать со счетов и особенности психических состояний спортсменов и команд после соревнований, ибо на психику спортсмена глубоко воздействуют оценки проделанной работы. Различают следующие типы предстартовых состояний:

• стартовая лихорадка, характеризующаяся сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания). Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхностность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.

• стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаше всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании, У стартовой апатии есть особая разновидность - самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации.

» боевая готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, раскованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.

Постсоревновательные психические состояния в значительной мере зависят от исхода соревнования.

Победа, доставшаяся в трудной спортивной борьбе, а также достигнутый запланированный результат (победа над сильным соперником, улучшение личного рекорда, выполнение мастерского норматива) приводят к положительным эмоциональным реакциям: устойчивому чувству удовлетворенности собой, гордости своей командой, жизнерадостному настроению, уверенности в своих силах, желанию тренироваться. Если победа или относительный успех достигнуты легко, без особых усилий, то могут возникнуть переоценка своих спортивных способностей, зазнайство, излишняя самоуверенность, беспечность, пренебрежение тренировочной работой.

Поражение или относительная неудача, особенно, если спортсмен не сумел проявить свои бойцовские качества или столкнулся с вопиющей несправедливостью в оценке результата, может вызвать депрессию, неуверенность в своих силах, разочарование, зависть, нежелание тренироваться, а иногда и привести отказу от занятий спортом.

Эмоциональная реакция на поражение может быть и положительной: возникают стенические эмоции, критическое отношение к своим недостаткам, повышается работоспособность на тренировках, увеличивается число волевых проявлений, растет настойчивость в достижении цели. Формирование спортивного характера всегда сопряжено со стеническими эмоциями в ответ на неуспех в соревновании.

Практика спортивной деятельности показывает, что умелый выбор масштаба соревнований, уровня подготовленности соперников и других факторов соревновательной деятельности позволяет тренеру и участникам соревнований поддерживать оптимальное соотношение побед и поражений спортсмена или команды. У выдающихся спортсменов список побед явно перевешивает список поражений. Например, у борцов и боксеров международного класса поражения составляют не более 10-15 % от числа проведенных встреч. Численный перевес побед над поражениями дает основание для формирования бойцовских качеств, а очевидное преобладание неудач в соревнованиях приводит к формированию хронического неудачника, который готов к поражению даже на старте соревнований. В случае очередной неудачи он будет искать причины поражения в разных объективных факторах (щепки на льду, неудачная смазка лыж, несвоевременное усиление ветра, плохое качество газона, предвзятое судейство).

Эмоциональное возбуждение и тревожность.

Соревнования по многим видам спорта связаны со значительным риском и опасностью. Однако многократное выполнение этих действий на тренировке и притупляет чувство опасности, и вырабатывает привычку к риску. В связи с этим следует сказать, что не сами по себе объективно существующая опасность или непредвиденное стечение обстоятельств вызывают сильные эмоции в условиях соревновании. Дело в том, что физические параметры соревновательных действий гораздо легче контролировать, чем невидимые психические изменения. Разумеется, существуют определенные признаки динамики эмоций, однако мы можем судить о них лишь по результатам действий спортсмена, как о своеобразных «вложениях» в продукты деятельности.

Отсюда следует, что, во-первых, по мере роста спортивного мастерства доля непредсказуемости в соревновательной деятельности остается гораздо большей для психических проявлений и меньшей для физических параметров движения; во-вторых, в случае потери контроля над психическими процессами спортсмен может столкнуться с весьма существенным разрастанием нежелательных эмоций. Простое чувство разумной осторожности приковывает к себе внимание спортсмена, не позволяет ему сосредоточиться на других важных факторах соревнований, заставляет ошибаться даже в стандартных ситуациях. В результате спортсмен теряет уверенность в своих силах, начинает следить за каждым своим движением, теряет автоматизм, а вместе с ним и высокую скорость реакций и движений.

Еще одна важная причина возникновения тревожности в соревновательной деятельности - неадекватная оценка собственных действий и действий соперника. Несколько удачных попыток соперника - и новичок заранее отдает ему победу. Опытный игрок сумеет взвесить и оценить вероятность таких действий соперника в дальнейшем ходе поединка и сумеет преодолеть собственную неуверенность и тревожность.

Если же спортивные способности спортсмена оказываются явно выше способностей соперников, то у него может формироваться завышенная самооценка, которая также доставит немало хлопот самому спортсмену и его тренеру. Завышенная самооценка позволяет значительно снизить тревожность и неуверенность, однако она сопряжена с низкой критичностью, не позволяющей успешно решать так называемую проблему неудачного старта. Случайное или неслучайное преимущество соперника в самом начале соревнования для человека с высокой критичностью служит предметом анализа, в то время как спортсмен с завышенной самооценкой не станет искать причины, и тем самым усугубит свою неудачу.

Как правило, мотивация самокритично настроенных спортсменов испытывает гораздо меньше колебаний, особенно в сторону снижения притязаний. В то же время спортсмен, соревнующийся под впечатлением своего недавнего звездного выступления и имеющий высокие требованиями к самому себе, может существенно завысить себе задание. Необходимо понимать, что даже самые талантливые спортсмены после пика достижений нуждаются в некоторой стабилизации или даже снижении результата в соревнованиях.

В современном спорте высоких достижений постоянно наращиваются объем и интенсивность вмешательства различных общественных, информационных государственных структур в течение тренировочного и соревновательного процессов, а, следовательно, вносится дополнительная непредсказуемость и эмоциогенность в соревновательную ситуацию.

Естественным выводом из сказанного выше является необходимость повышения психологической культуры соревновательной деятельности, освоения методов психологической подготовки (психорегуляции, психотренинга), приобретения опыта психологического анализа спортивной деятельности по ходу соревнований, обеспечения спортсменам благоприятного информационного климата.

Исследование ситуативной и общей тревожности спортсменов регулярно участвующих в соревнованиях.

Данное исследование посвящено выявлению двух разновидностей тревожности у трёх групп испытуемых: боксёров (секция бокса ср. шк. № 17), фигуристов (фигурное катание, дворец спорта) и танцоров (секция спортивного танца, обл. дворец культуры Пролетарка).

Все испытуемые регулярно участвуют в соревнованиях разного масштаба. Три группы взяты для большей целесообразности - это попытка исключить зависимость уровня тревожности от вида спорта. В каждой группе - 15 спортсменов и спортсменок, которым был предложен опросник, состоящий из 20 вопросов, приведённый ниже. Затем результаты были статистически обработаны и на основе обработки сделаны соответствующие выводы.

При исследовании была использована методика С. Спилберга. Она позволяет определить уровень тревожности личности, как индивидуальной чувствительности к стрессу и как черту личности, характеризующуюся склонностью испытуемого в той или иной степени испытывать в большинстве ситуаций страх, опасения и т. д.

Сам опросник состоит из 2-х подшкал: изменение тревожности как свойства личности и как эмоционального состояния.

Опросник: Личностная шкала самооценки С. Спилберга.

Испытуемый, получив бланк выбирает в последних 4-х графах соответствующий ответ и отмечает только один вариант ответа.

Обработка: Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 (суммируются баллы от 1 до 4 - в зависимости от ответа). К полученной разности прибавляется число 35. Суммарный показатель по шкале Спилберга: до 30 баллов - низкий уровень тревожности; от 30 до 45 - средний; выше 45 - высокий уровень тревожности.

Результаты исследования.

После статистической обработки данных, были получены следующие результаты:

Вид тревожности

Группа 1:

Боксёры

Группа 2:

Фигуристы

Группа 3

Танцоры

Личностная тревожность (сред-ний показатель)

32, 93

36, 76

35, 29

Ситуативная тревожность (средний показатель)

Ситуация: соревнование.

26, 57

27, 31

26, 48

Выводы и анализ результатов.

Из таблицы видно, что показатель личностной тревожности во всех 3-х группах колеблется в пределах среднего уровня, а показатель ситуативной тревожности - достаточно низкий. Следовательно, мы можем сделать вывод, что стрессоустойчивость спортсменов достаточно высока, причем не только в ситуации соревнования, но и как свойство личности. Скорее всего это вызвано часто повторяющимися стрессовыми ситуациями, поиском адекватных решений в них и как следствие- привыкание, которое влечет за собой адаптацию к стрессу.

Значит, наша гипотеза подтверждается - спортсмены действительно обладают пониженной ситуативной и общей тревожностью.

Список используемой литературы:

1. Вальдман А. В., Козловская М. Н., Медведев О. С. «Физиологическая регуляция эмоционального стресса». М., 1979.

2. Вяткин Б. А. «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях». М., 1981.

3. Гельгорн Э., Луфборроу Д. «Эмоции и эмоциональные расстройства». М., 1966.

Космолинский Ф. П. «Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях». М., 1976.

Кретти Б. Дж. «Психология в современном спорте». М., 1978.

Наенко Н. И. «Психологическая напряженность». М., 1976.

Найдиффер Р. М. «Психология соревнующегося спортсмена». М., 1979.

Черникова О. А. «Эмоции в спорте». М., 1962.


Описание предмета: «Физическая культура»

Физическая культура и спорт. Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов, является одной из наиболее массовых форм дружеских интернациональных связей.

Современный спорт состоит из множества видов, каждый из которых характеризуется предметом, особым составом действий и способами ведения спортивной борьбы (как правило, с максимальным проявлением волевых и моральных качеств). Виды спорта, получившие международное признание, условно подразделяются на 5 основных групп по характеру деятельности спортсменов: 1) имеющие в основе активную двигательную деятельность (лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание, гребной, конькобежный, лыжный спорт, спортивные единоборства = бокс, борьба, фехтование, спортивные игры и др.); 2) основу которых составляет мастерство управления средствами передвижения = спортивными аппаратами (мотоцикл, автомобиль, самолёт, планёр, яхта, буер и т.д.); 3) связанные с использованием специального оружия для поражения цели (стрельба пулевая, стендовая, из лука); 4) в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности и умение управлять созданными моделями в испытаниях (авиа-, авто-, судомодельный спорт); 5) игровые единоборства, в основе которых = абстрактно-логическое композиционное мышление соперников (шахматы, шашки).[БсЭ]

Литература

  1. Экономические основы культурной деятельности. Индивидуальные предпочтения и общественный интерес. В 3 томах. Том III. Цифровая версия культурной деятельности: в конце столетия. – СПб.: Алетейя, 2002. – 704 с.
  2. Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополова. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – М.: Гуманитарный центр, 2007. – 276 с.
  3. В.Н. Смирнов. Психология управления персоналом в экстремальных условиях. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
  4. Психология деятельности в экстремальных условиях. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
  5. А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. – 248 с.
  6. Джерри Спенс. Как побеждать в споре. Самоучитель. – М.: АСТ, 2003. – 368 с.
  7. М.В. Зотов. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса. – СПб.: Речь, 2011. – 312 с.
  8. Ю.Р. Дордин, Л.И. Аргунов, О.О. Филиппов. Повышение качества электроснабжения в экстремальных условиях Севера. – М.: Дани Алмас, 2010. – 160 с.
  9. Ю.В. Байковский. Психодинамика, как фактор выживаемости малой группы в экстремальных условиях горной среды. – М.: Дивизион, 2010. – 280 с.
  10. Крис Макнаб. Как выжить в экстремальных условиях. – М.: Hemiro Ltd., Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Белгород, Книжный клуб "Клуб семейного досуга". Харьков, 2015. – 320 с.
  11. Игорь Наприев und Евгений Луценко. Образ-я и стилевые особенности личности в экстремальных условиях. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 264 с.
  12. И.В. Черныш. Выживание в экстремальных ситуациях. Учебное пособие. – М.: Физическая культура, 2009. – 160 с.
  13. Б.Ф. Ширшиков, В.В. Акулич. Особенности разработки организационно-технологических решений при выполнении строительно-восстановительных работ в чрезвычайных условиях. – М.: МГСУ, 2015. – 116 с.
  14. И.И. Гончаров, А.Е. Захаров, Г.А. Волков, С.И. Донец. Выживание человека в экстремальных условиях. Учебное пособие. – М.: Аврора, 2015. – 264 с.
  15. Р.А. Андриевский. Наноматериалы на металлической основе в экстремальных условиях. Учебное пособие. – М.: Лаборатория знаний, 2016. – 104 с.
  16. С.Д. Варфоломеев. Жизнь молекул в экстремальных условиях. Горячий микромир Камчатки. – М.: Красанд, 2017. – 480 с.
  17. Молодан Игорь. Автономное выживание и медицина в экстремальных условиях. – М.: Эксмо, 2018. – 704 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Формирование личности подростка средствами туристско-краеведческой деятельности
Педагогика
Диплом
80 стр.
Психологические особенности лиц, увлекающихся экстремальными видами спорта
Психология
Диплом
56 стр.
Психологическая нагрузка в спортивной деятельности
Психология
Диплом
65 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Светлана
Мариночка, материалы для диплома получила. Работа после вашего сопровождения замечательная, спасибо большое!