Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Рождение Российского анархизма

Политология

Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.

Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников. Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунистских идей. М. А. Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге «Государственность и Анархия» - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза

«производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей»

По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. «Живой ток революционной мысли, воли и дела» должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию.

Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А. В. Долгушина вскоре предложили идею «хождение в народ» с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через «хождение в народ» прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.

Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П. А, Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению «чайковцев»м (членов кружка Н. В. Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест-»Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?» В этом документе идеалом будущего строя объявлялась

«анархия «- т. е. «союз вольных коммун», без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:

«Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех».

Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против революционеров (процессы «50-ти» и «193-х»), наиболее видные обвиняемые почитали за честь называть себя анархистами.

В 70-- 90-е годы прошлого века П. А. Крапоткин осуществил разработку концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гормонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал «мировоззрение основанное на механическом понимание явлений «, Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского анархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о создание анархической партии для «тихой подготовительной идейной работы «. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, «резким скачком вверх «, который должен привести к полному уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе революции. Кто же совершит эту великую революцию? «Ее могут сделать только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из интеллигенции», - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость революционного правительства, не признавал ни какой революционной диктатуры, так как при ней, по его мнению, «революция неизбежно вырождается в произвол и в деспотизм».

В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.

Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов «Группа русских анархистов за границей», издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу

анархистов-комунистов «Хлеб и Воля», принесшую известность Российскому анархизму. «Хлебовольцам» при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в томже году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - - газеты «Хлеб и Воля».

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г. Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны.

География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. «Столицами» движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.

Социальную основу анархического движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первой российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и представлявший, представлявший как правило демократические слои общества. Касаясь модного сегодня национального вопроса, заметим, что в анарходвижении преобладали евреи (по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до 41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения -

М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,

Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,

В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т. е. к моменту

революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы.

Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя.

А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра. Крапоткин отказался ответив: «Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в работе Государственного совещания в Москве, 15 августа 1917г.

Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил «и правых и левых», действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.

Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны.

Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.

Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке «буржуазных контрреволюционеров», в организации «пьяных погромов» до попыток формирования ими собственных отрядов.

17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию собственных вооруженных сил. «Вольные анархические дружины» нужны были анархистам «для организованного удара. по власти, для смертельной за социальную революцию». В публикации содержалась прямая угроза большевикам: «Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас». Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры «боевиков» предназначались для борьбы «за идеалы анархизма», с «контрреволюцией» в России, а также для подавления выступлений «германских белогвардейцев».

Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе.

Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.

Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой для анархистов?

Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.

В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны Кремля

был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.

Верхушка движения не имевшая после смерти

П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей.

Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП (б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.

Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях

ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.


Описание предмета: «Политология»

Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.

Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996] Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право, социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.

Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.

Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических отношений и политической деятельности, развития политического процесса.

Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права.

Литература

  1. Политология в российских регионах. 1991-2000. Сборник материалов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 238 с.
  2. В.Я. Гросул. Международные связи российской политической эмиграции во 2-й половине XIX века. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 408 с.
  3. Фонды Российского государственного военно-исторического архива: Краткий справочник (сост. Дмитроченкова Е.Н., Сает Л.Я.). – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 640 с.
  4. Мария Майофис. Воззвание к Европе. Литературное общество "Арзамас" и российский модернизационный проект 1815-1818 годов. – М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 800 с.
  5. Святослав Каспэ. Империя и модернизация. Общая модель и российская специфика. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 256 с.
  6. Путеводитель. Том 5. Личные фонды Государственного архива Российской Федерации (1917 - 2000 гг.). – М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 668 с.
  7. Д.М. Российский. Заразные заболевания и борьба с их распространителями. – М.: Типография К. Л. Меньшова, 1916. – 44 с.
  8. С.М. Соловьев. История России. Рождение Российской империи. – М.: Олма Медиа Групп, 2014. – 304 с.
  9. Елена Российская. Изучение вербального регулирования деятельности у детей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 108 с.
  10. Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Развитие речи. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) учреждений V вида. – М.: АРКТИ, 2014. – 240 с.
  11. Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Произношение. Мир звуков. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРКТИ, 2015. – 176 с.
  12. Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. Произношение. Мир звуков. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. – М.: АРКТИ, 2014. – 256 с.
  13. П.И. Талеров. Классический анархизм в теории и практике российского революционного движения. 1860-е - 1920-е гг. – М.: Институт иностранных языков, 2016. – 480 с.
  14. Прямухинские чтения 2013 года. – М.: Футурис, 2014. – 256 с.
  15. Н.И. Костомаров. Рождение Российской империи (подарочное издание). – М.: ООО Творческое объединение "Алькор", 2015. – 448 с.
  16. Н.И. Костомаров. Рождение Российской империи (подарочное издание). – М.: ООО Творческое объединение "Алькор", 2015. – 448 с.
  17. Н.И. Костомаров. Рождение Российской империи (подарочное издание). – М.: ООО Творческое объединение "Алькор", 2015. – 448 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Российские сми: между информацией и пропагандой
Журналистика
Диплом
60 стр.
Методы доходного подхода оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса) в российских условиях
Экономический анализ
Диплом
102 стр.
Влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность. Проблемы совершенствования российской налоговой системы
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
30 стр.
Идея, теоретические источники современного анархизма
Политология
Реферат
16 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Дима, 05.02
марин спасибо за дипломный проект