Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Место религии в системе отношений человека и окружающего мира. Мировые религии

Религиоведение

Когда возникли первые зачаточные религиозные представления (или, как утверждают некоторые, они были всегда), вопрос сложный. Учёные предполагают, что уже у неандертальцев (60-100 тысяч лет назад) существовали самые примитивные верования. Почему возникла Религия? Из многих версий можно выделить два главных момента. Во-первых, люди пытались объяснить причины явлений, тайны рождения и смерти, удачи и неудачи, изобилия и голода и т. п. Во-вторых, считая всё это делом таинственных сил, стремились найти способы воздействия на них, чтобы предотвратить беду и получить пользу. Отсюда колдовство, магия и пр. Что такое религия? Ответ дать непросто. Можно считать, что это система представлений людей об окружающем мире, связанных с убеждением, что важную и решающую роль во всех событиях играют не материальные причины, а таинственные сверхъестественные духовные силы или существа. В развитых религиях всё объяснялось волей бога. Известны общества, где к религии относились просто как к необходимости вовремя выполнить какой-нибудь ритуал, чтобы не нажить беды. Зато в других она была центром жизни, морали и всё: от рождения до смерти, от еды до сна - находилось под контролем священнослужителя. Уже в дохристианский период религиозные представления стали основой литературы и искусства, были тесно связаны с философией и наукой. В религии с самого начала ясно выделялись две задачи: объяснить мир, положение в нём человека, общественные обычаи и устрашить тех, то не желал подчиняться. Недаром в первобытных обществах колдуны и шаманы внушали такой страх. Чем ближе к современности, тем более важной становится первая задача, оттесняя вторую. И сегодня угроза того, что человек попадает в ад, где его будут мучать, воспринимается гораздо слабее, чем в прежние времена. В мировых религиях ясно выделялись и другие задачи: утешение людей, которые постоянно сталкиваются со страданиями и лишениями в реальном мире. Этому служила идея справедливого воздаяния за добро и зло. И задача воспитательная. Религия теперь не только мучала, но становилась наставницей, учила, как поступать правильно, что есть добро и зло. Сегодня эти её роли особенно важны, чтобы противостоять насилию, захлестнувшему мир, чтобы люди не забывали, что не следует гнаться только за материальным, а надо думать и о духовных ценностях, что кроме денег, есть ещё любовь, дружба, верность, боль, сострадание и пр. В новых религиях и бог теперь выступал не страшным, злым и мстительным, а добрым, милосердным, готовым простить раскаявшегося грешника. Религия, конечно, была частным делом человека, а находилась под неусыпным контролем церкви. В её истории немало примеров подлинного героизма и самопожертвования, но много также жестокости, подавления инакомыслия, стяжательства, преступлений. Поэтому только с утверждением свободы совести, когда вера стала личной проблемой каждого, наступила орпеделённая гармония между обществом и церковью. С другой стороны, как только религия перестала навязывать себя силой, в ней гораздо ярче проявились гуманистические черты. Она не умерла без государственной поддержки (как предполагали некоторые), потому что у неё есть глубокие основы и корни в психике людей и она несёт огромную полезную нагрузку.

Мировыми религиями буддизм, христианство и мусульманство называют потому, что их приверженцы есть во многих странах. Национальные же религии обычно связывались лишь с конкретным народом и, по сути, разъединяли человечество. А мировые

• напротив, стали объединять. Они несли революционные мысли: люди всех наций и сословий перед богом равны; человек может добиться спасения независимо от того, богач он или раб. Самой древней из мировых религий является буддизм. В некоторых странах его называют ещё ламализмом («лама» - монах). Он распространён в Индокитае, Тибете, Монголии, частично в Китае. Возник в Индии на основе религии индусов. По традиции считается, что его основатель принц Гаутама бросил всё: трон, семью - и начал царствовать, пока не стал Буддой (просветлённым). Сам Будда не считал себя ни богом, ни пророком, а своё учение - особой религией, но ученики впоследствии объявили, что он стал богом. Суть буддизма (даже ещё ярче, чем в христианстве) в отрицании насилия. Человек должен стараться не наносить вреда не только людям, но даже и любым животным существам. Чем меньше он будет стремиться к земным благам, тем скорее достигнет просветления, в котором нет суетности, лжи, мелочности. А после смерти встанет рядом с Буддой.

Христианство. Возникло, очевидно, первоначально среди колоний евреев и на основе основе иудаизма, но совершенно преобразовало его. Главный смысл христианства в том, что хотя люди по своей природе грешны, но бог-сын Иисус Христос принял за них страдание и искупил грехи всех. Поэтому каждый человек может достичь царства небесного, если будет жить так, как велел Христос, учение которого записано в Евангелии («Новом Завете»). Основные заповеди христианства - возлюбить ближнего, как самого себя; не делать того, что не хотел бы, чтобы сделали тебе; прощать людей; не стремиться накапливать богатства, а, накопив, раздавать их (последнюю идею, конечно, сегодня не поддерживают). Как и буддизм, христианство утверждало, что чем меньше человек связан с миром, тем надёжнее он достигнет вечного блаженства. Грешники же отправятся в ад. Постепенно оно сделалось господствующей религией, а в руках церкви сосредоточилась огромная власть и богатства. Оно распространялось всё на новые земли. В XI веке произошёл наиболее крупный раскол (хотя их было много с самого начала) на православную (ныне в России) и католическую веры. А в XVI веке началась Реформация, в результате чего в ряде стран появилось множество различных протестантских религий (от слова протест, протест против власти Римского Папы). Протестантство гораздо больше католичества поощряло занятия бизнесом, что было одной из причин быстрого рывка таких стран, как Голландия и Англия.

Мусульманство (или Ислам) возникло в VII веке н. э. в Аравии (точнее, в торговых арабских городах Медине и Мекке). Его создатель - купец Мухаммед (Магомет), объявивший себя пророком единого бога Аллаха. Он много заимствовал из христианства, но в целом моральное учение мусульманства проще и легче воспринимается людьми. Оно не призывает подставить левую щёку, когда ударят по правой, а требует око за око, зуб за зуб. Рай мусульман также более земной. Ислам, в отличие от христианства, разрешает многожёнство.

Основные идеи мусульманства записаны учениками Магомета в Коране. Главные заповеди для правоверного: чтить Аллаха, молиться пять раз в день, соблюдать посты, жертвовать на бедных, не нарушать заповедей и хоть раз в жизни совершить путешевствие к священным местам в городе Мекке. Коран поощряет войну с неверными (немусульманами), погибшие воины сразу отправляются в рай. Это одна из причин фанатизма среди нынешних мусульманских фундаменталистов и террористов.

Каждая из мировых религий имеет свои достоинства и недостатки, но в целом учит хорошему. Поэтому (если, конечно, не слушать фанатиков и властолюбцев от веры) тот, кто следует духу этих учений, обычно живёт в ладу с моралью и совестью.


Описание предмета: «Религиоведение»

Религиоведение (от лат. religio - религия) - совокупность научных дисциплин, изучающих религию.

Как относительно самостоятельная отрасль знания религиоведение складывалось, начиная с XIX в., хотя соответствующие знания - философские, теологические, исторические - накапливались в течение веков.

Ныне предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры.

Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов - философию, социологию, психологию, феноменологию, историю религии и др.

Философия религии - совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, философии жизни, философской антропологии, прагматизма, феноменологии, герменевтики, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа и т.д.

Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на др. элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.

История религии обрисовывает движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий. Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиональное и внеконфессиональное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиональном (а нередко и в конфессиональном) религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала. [Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред.

проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.] Религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное иди сакральное, причем знания, учитывающего как внешние (социокультурные), так и внутренние (психологические) факты.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что история человечества (и предыстория) не знала абсолютно безрелигиозной стадии существования. Затрагивая предельные, общие для всех людей проблемы, самые глубинные и болезненные точки человеческой природы, религия органически связана с общественной психологией, настроениями и духовными движениями, а также с уровнем и типом экономической культуры. Активно функционируя в обществе, религия оказывает влияние на социальную реальность и, в свою очередь, формируется под влиянием этой социальной реальности.

Таким образом, мы видим, что предмет религиоведения имеет сложный и многоаспектный характер. Для того чтобы соответствовать своему научному определению, религиоведение должно заниматься строго позитивным изучением фактов, социальных форм и структур религиозной жизни в их взаимоотношениях и связях со светскими структурами и группами. [С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. С. 5-10.]

Литература

  1. А.Н. Асаул, В.Н. Старинский, М.И. Кныш, М.К. Старовойтов. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности. – М.: АНО "ИПЭВ", 2011. – 304 с.
  2. В.А. Волконский, Т.И. Корягина. Современная многоярусная экономика и экономическая теория. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 100 с.
  3. П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда. – М.: Высшая школа, 2008. – 320 с.
  4. А.А. Дегтярев, В.А. Летягин, А.И. Погалов, С.В. Угольников. Метрология. – М.: Академический проект, 2006. – 256 с.
  5. С.С. Семенов, В.Н. Харчев, А.И. Иоффин. Оценка технического уровня образцов вооружения и военной техники. – М.: Радио и связь, 2004. – 552 с.
  6. В.М. Копылов, А.И. Фесечко, С.А. Яковлев. Ваше здоровье и секреты астрологии. – М.: Чистые Воды, 2003. – 288 с.
  7. В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации. К учебнику В. А. Самковой, Н. И Романовой. – М.: Русское слово - учебник, 2013. – 120 с.
  8. Лебедько В., Искрин М., Вельга И. Архетипическое исследование Рун Старшего Футарка. Лебедько В., Искрин М., Вельга И. – М.: Золотое Сечение, 2016. – 252 с.
  9. В.Ю, Ирхин, М.И. Кацнельсон. Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику. – М.: Издательство Уральского Университета, 2003. – 264 с.
  10. В.А. Самкова, Н.И. Романова, Д.Д. Назаренко. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1. К учебнику В. А. Самковой, Н. И. Романовой. – М.: Русское слово - учебник, 2015. – 96 с.
  11. В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир. 4 класс. В 2 частях. Часть 2. – М.: Русское слово - учебник, 2016. – 104 с.
  12. В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. – М.: Русское слово - учебник, 2016. – 136 с.
  13. В.А. Самкова, Н.И. Романова, Д.Д. Назаренко. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь к учебнику. В 2 частях. 1 часть. – М.: Русское слово, 2017. – 96 с.
  14. В.А Самкова, Н.И. Романова, Д.Д. Назаренко. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2. К учебнику В. А. Самковой, Н. И. Романовой. – М.: Русское слово - учебник, 2017. – 96 с.
  15. В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 1. – М.: Русское слово - учебник, 2017. – 112 с.
  16. В.А. Самкова, Н.И. Романова. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2 частях. Часть 2. – М.: Русское слово - учебник, 2017. – 104 с.
  17. В.Г. Антонов,А.И. Карпищенко,С.Н. Жерегеля,Л.В. Минаева. Водно-электролитный обмен и его нарушения. Руководство для врачей. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 208 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Бытие человека и бытие мира
Философия
Реферат
11 стр.
Миф как своеобразная интерпретация окружающего мира
Культурология
Реферат
16 стр.
Руководитель в системе управления персоналом
Управление персоналом
Реферат
17 стр.
Разработка предложений по созданию на предприятии эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации кадров
Управление персоналом
Диплом
120 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анна
Преподаватель оценил работу после вашего сопровождения - цитата: "Оценка: Отлично. Анна, у вас отличная работа, хорошо написана и по делу. Мне было приятно читать, хорошо, что вы вдались в материал и отлично систематизировали его. Надеюсь, вам было полезно разбирать сей труд. Приятно ставить адекватную оценку." Прошу передать эту оценку специалисту, и большое спасибо за труд. С уважением, Анна.