Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Основные категории материальной культуры

Культурология

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная культура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень жизни общества, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения.

Материальная культура общества распадается на восемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культуры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т. п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного отбора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не все ручные животные, например, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т. к. не прошли процессов направленного скрещивания.

Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во времени (как, например, свиньи и кабаны) или быть только домашними.

2. Сорта растений выводятся путем селекции и направленного воспитания. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты все качества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции семян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, т. е. вести все виды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как многие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции могут быть соединены с распространением сортов в данной местности. Этим занимаются питомники и семеноводческие хозяйства.

3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материальной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между неорганическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, черви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы зависит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят: механическая обработка (переворот верхнего пласта, рыхление и переносы почвы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животноводства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовательностью культивирования на одном и том же участке различных растений, водным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).

Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объеме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодородие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деятельности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, определяющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохозяйственное и экономическое использование.

4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол «bauen» означает «строить» и «возделывать почву», а равно «заниматься любой культурообразующей деятельностью», он хорошо выражает смысл сочетания основных форм материально-культурного освоения местности).

Зданиями называются места обитания людей со всем разнообразием их занятий и быта, а сооружениями - результаты строительства, изменяющие условия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, плотины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружениями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - сооружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качествах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой культуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всегда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе связано, прежде всего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материальной культуры, обеспечивающая все виды физического и умственного труда. Они представляют собой движимое имущество и различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнообразных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номенклатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспособлений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифференциации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием состоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.

6. Пути сообщения и средства транспорта составляют единый комплекс, в котором совмещены признаки недвижимости, как у зданий и сооружений, и признаки движимости, как у инструментов и приспособлений.

Недвижимость представлена:

а) направлением транспортных путей (которые никогда не меняются);

б) сооружением самих путей, их основного (насыпи, выемки, мосты, тоннели) и верхнего строения (бетон, мощенные камнем рельсы, шпалы,

стрелочные переводы, и т. п.);

в) зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования транспорта.

Движимость представлена всеми видами колесного и неколесного гужевого транспорта, локомотивами и другим подвижным составом железнодорожного транспорта, самолетами и вертолетами воздушного транспорта, судами водного транспорта.

Движимое и недвижимое имущество транспорта различаются средой, в которой средства транспорта перемещаются и перемещают людей и грузы.

В соответствии с природой средств сообщения, культура определяется, с одной стороны, также как у зданий и сооружений, то есть путем совершенствования функций, с другой - в соответствии с движимостью, путем создания коллекций для музейного хранения.

7. Связь и средства связи - область материальной культуры, включающая почту, телеграф, радио и телевизионную связь, телефонные и спутниковые радиотелефонные системы. Самой старой формой связи являются посыльные. В области связи используются все виды материальной культуры, кроме культуры почв и сортов семян. Связь как материальная культура формирует проводящие линии интеллектуальной деятельности. К связи применимы признаки движимого и недвижимого имущества, признаки сетевого обслуживания. Соответственно этому различаются методы и типы формирования культуры: признак функционального совершенствования для недвижимости, признак музейного хранения и систематизации для движимого имущества, принцип сетевой организации для культуротворчества. Но связь дополнительно обладает еще одним свойством. Она требует персонала. Без персонала связь не может действовать.

8. Технологии - трудовое искусство во всех областях деятельности. Культура в технологиях выражается во всех видах материальной культуры и хранится сообразно их материальной природе, т. е. как их функциональная непрерывность, как коллекция, как сеть культуры, как организация. Но главным признаком технологической культуры является образование. Образование основано на человеческом представительстве. Поэтому признаком культуры являются научно-педагогические школы.

Виды материальной культуры соотносятся друг с другом по следующим признакам:

1. способность к самостоятельному перемещению;

2. способность сохраняться;

3. недвижимость;

4. природный живой субстат факторов культуры;

5. техногенный субстат факторов культуры;

6. потребность в социальных институтах для создания и существования данного вида культуры.


Описание предмета: «Культурология»

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а также памятники, явления и события материальной жизни людей.

Источниками культурологии являются: - исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история педагогики, история религии и др.; - прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.; - вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика, текстология и др.

Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и др.; характеризуют культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями общественной науки.

Литература

  1. Записки Института истории материальной культуры РАН № 2 / Под ред. Е. Н. Носова. – М.: Фонд истории Северо-Восточной Азии. Институт истории материальной культуры РАН, 2012. – 0 с.
  2. В.Ф. Старков, П.Ю. Черносвитов, Г.Е. Дубровин. Материальная культура русских поморов по данным исследований на архипелаге Шпицберген. Выпуск 1. Остатки судов. – М.: Научный мир, 2002. – 152 с.
  3. Наскальные изображения Центральной Азии. – М.: Фонд истории Северо-Восточной Азии. Институт истории материальной культуры РАН, 2007. – 356 с.
  4. И.Н. Смирнов. Очерк культурной истории южных славян. Введение. Развитие материальной культуры. – М.: Либроком, 2011. – 162 с.
  5. Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры. Разделы 1-3. – М.: , 2010. – 1461 с.
  6. Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры. Разделы 7-9. – М.: , 2010. – 772 с.
  7. Вейс Г. Энциклопедия материальной культуры. Разделы 4-6. – М.: , 2010. – 1197 с.
  8. В.Г. Богораз. Чукчи. Материальная культура. – М.: Либроком, 2012. – 264 с.
  9. Г.Е. Марков. История хозяйства и материальной культуры (в первобытном и раннеклассовом обществе). – М.: Издательство МГУ, 1979. – 304 с.
  10. Гравюра на дереве - В пяти выпусках в одной книге. – М.: Комитет популяризации художественных изданий при Государственной Академии Истории материальной культуры, 1927. – 240 с.
  11. Записки Института истории материальной культуры РАН, №7, 2012. – М.: Дмитрий Буланин, 2012. – 248 с.
  12. Петербург. Автолитографии А. П. Остроумовой. – М.: Издание Комитета популяризации художественных изданий при Российской Академии истории материальной культуры, 1922. – 15 с.
  13. Г.Е. Марков. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе. – М.: Красанд, 2014. – 304 с.
  14. Археологические вести. 10. – М.: Дмитрий Буланин, Институт истории материальной культуры, 2003. – 424 с.
  15. В.Г. Богораз. Чукчи. Материальная культура. – М.: Ленанд, 2016. – 264 с.
  16. В камне и в бронзе. Сборник статей в честь Анны Песковой. Труды ИИМК РАН. Том 48. – М.: Институт истории материальной культуры, 2017. – 650 с.
  17. К.Н. Гаврилов. Верхний палеолит бассейна Десны. Преемственность и вариабельность в развитии материальной культуры. – М.: Нестор-История, 2016. – 132 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Механизм эффективного использования трудового потенциала на рынке труда на примере Санкт-Петербурга
Социология труда
Диплом
74 стр.
Дисциплина труда на предприятии и меры по её укреплению
Менеджмент персонала
Диплом
104 стр.
Мотивация и стимулирование труда. Основные видымотивации.Формы и системы оплаты труда
Управление персоналом
Реферат
20 стр.
Анализ заработной платы
Экономика предприятия
Диплом
69 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Екатерина, 21.01
Марина, спасибо за профессиональную, качественную работу! Я защитила ее на отлично. Буду так же как и мне, рекомендовать вас своим знакомым студентам. Спасибо еще раз!