Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Семья как социальный институт

Семейное право

В современной социологии семья понимается в двух значениях - как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. В своем докладе я постараюсь раскрыть сущность семьи как социального института. Рассмотрение же семьи как малой социальной группы является темой для отдельного доклада.

Прежде чем давать определение семьи как социального института, я хочу кратко остановиться на определении самого понятия «социальный институт». Отечественный социолог Альберт Иванович Кравченко считает, что это понятие широко используется для описания социальной практики, которая регулярно и продолжительное время повторяется, санкционирована и поддерживается специальными нормами. Подобно социальной роли, это понятие имеет отношение к установлению образцов поведения. Но институт рассматривается как единица более высокого порядка, куда входит множество ролей. Американский социолог Нейл Смелзер, в свою очередь, под социальным институтом понимает совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. В целом же понятие института используется в социологии часто без точного определения. Различные социологические школы трактуют его по разному. Функционалисты, например, могут рассматривать институт как удовлетворение «потребностей» индивидов или общества, в то время как феноменологи могут концентрировать внимание на способе, каким люди создают или адаптируют институты. Я же в своем докладе буду придерживаться точки зрения Альберта Ивановича Кравченко и характеризовать семью исходя из смыслового содержания понятия «социальный институт» данного именно этим ученым-социологом.

При анализе социального института обычно используются такие понятия, как цели института, функции института по отношению к личности, обществу и другим институтам, социальные нормы, поддерживаемые данным институтом, социальные санкции, которые применяются в случае невыполнения подобных норм, социальные нормы, которые выполняют индивиды в соответствии с их статусами и предписываемыми институтом образцами поведения. Социологов интересуют прежде всего образцы семейного поведения, распределение ролей и власти в семье, специфика формальных и неформальных норм, а также санкций, применяемых в сфере семейно-брачных отношений. Процесс формирования семьи, с институциональной точки зрения, предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Что же такое семья? Семья - это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и некоторые другие.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.

Поскольку юридические и культурные нормы брака изменяются во времени, социологи придают важное значение эволюции форм брака и семьи в различных обществах - начиная с первобытного времени и кончая современным индустриальным и постиндустриальным обществом. Исторический аспект лучше разработан этнографами и антропологами, у которых социологи позаимствовали типологии брака, семьи и родства. Так, например, понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру, нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других придуманы социологами.

Различие между браком и семьей социологи проводят следующим образом. Брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а семья - институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у человеческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15-18 лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа). Но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т. е. генеалогию. Никто и ничто помимо семьи не способны обеспечить молодому человеку признанную законом адресность - социальную «прописку» в данном обществе.

Семья, брак и родство - тесно связанные друг с другом понятия. Родством называется совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Антропологи, этнографы и социологи разработали несколько типологий, включающих описание всех трех понятий либо каждого из них отдельно. В типологии семей выделяют консангвинальные семьи (основаны на родстве) и конъюгальные семьи (основаны на браке), семью происхождения (родительская семья) и прокреационную семью (созданную взрослыми детьми), расширенную (многопоколенную) и нуклеарную (двупоколенную) семью. Ученые выделяют два типа родства - классификационную систему (первобытное общество) и описательную систему (современное родство).

Различают следующие типы брака. Моногамия - брак одного мужчины и одной женщины. Полигамия - означает много жен или много мужей. Если один мужчина женат на нескольких женщинах, такой брак называется полигинеей. Напротив, когда одна женщина имеет несколько мужей, подобный брак называется полиандрией. Групповой брак подразумевает брачный союз нескольких мужчин и женщин. Моногамия - самый распространенный и предпочтительный тип брака. Антропологам известны общества, где разрешены абсолютно все типы брака, но большинство людей почему-то выбрали моногамию. Ученые полагают, что поступить так их вынуждают экономические соображения.

Соотношение или взаимосвязь культурных ролей членов семьи по отношению друг к другу называются семейной системой. Важнейшую часть семейной системы составляют отношения субординации между супругами. В патернальной семье доминирует мужчина, в матернальной - женщина. Отсутствие доминирования того или другого, равновесие ролей формирует эквилитарную (эголитарную) семью.

Таковы основы классификации семьи и брака, принятой в современной науке

Функции семьи

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья - это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

В настоящее время семья как социальный институт теряет свои позиции. Это происходит, вследствие, эволюционного развития социума и появления очень большого количества новых социальных институтов. Если в первобытном человеческом стаде такими институтами были семья, род и религия, то в современном информационном обществе их насчитывается десятки и даже сотни. Многие из этих социальных институтов стали выполнять традиционные функции семьи. В связи с этим ученые забеспокоились, что в будущем семья как социальный институт может вообще исчезнуть. На мой взгляд, семье как одному из древнейших социальных институтов в современном обществе приходится «делиться» частью своего функционального назначения, что присуще и другим таким институтам, например, религии. Это же вовсе не значит, что семья потеряла свою значимость для человека. Происходит нормальный процесс её адаптации к современным условиям путём изменения и трансформации некоторых, ранее только ей присущих, функций. Следует заметить, что семья по-прежнему остаётся тем «местом», где человек начинает и заканчивает свою жизнь, где он делится своим счастьем и находит поддержку в случае неудачи, здесь он воспитывает детей и отдыхает, вместе с другими членами семьи зарабатывает деньги и вмести с ними он их тратит. Несмотря ни на что семья продолжает оставаться основной ячейкой общества.


Описание предмета: «Семейное право»

Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Семейная жизнь – исключительно особая, интимная область человеческих взаимоотношений, которые не в полном объеме могут регулироваться нормами права. И все же развитие семьи, ее благополучие настолько важны для стабильности общества и государства, что оно стремиться урегулировать семейные правоотношения. Новое российское семейное законодательство имеет главной целью укрепление семьи и защиту прав всех членов семьи и каждого отдельного ее члена. Семейный кодекс России гарантирует охрану семейных прав граждан, запрещает чье-либо произвольное вмешательство в дела семьи, прописывает правовые механизмы выполнения гражданами семейных обязанностей.

Основными принципами семейного права являются добровольность брачных отношений, единобрачие, равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

В отличие от социологии, которая определяет семью как союз лиц, основанный на браке и родстве или принятии детей на воспитание, и характеризуется общностью интересов, взаимной заботой друг о друге, юриспруденция трактует семью исключительно как правовую связь членов семьи, которые являются субъектами семейных правоотношений. К членам семьи относятся муж и жена, состоящие в браке, зарегистрированном в установленном законом порядке, дети и другие родственники, имеющие, как правило, общих предков, усыновители и усыновленные, мачехи, отчимы, падчерицы и пасынки и др.

Объектами семейных правоотношений являются действия членов семьи или вещи. Например, развод супругов или лишение кого-либо из супругов, а равно обоих, родительских прав, или же вопрос о собственности несовершеннолетнего на часть приватизируемого жилища и т.п.

Литература

  1. Е.И. Зритнева. Социология семьи. – М.: Владос, 2006. – 152 с.
  2. Лекции по социологии. – М.: ИДДК, 2008. – 0 с.
  3. В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  4. Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 292 с.
  5. Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров. Модернизация института семьи. Макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. – М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. – 352 с.
  6. А.М. Яковлев. Социальная структура общества и право. – М.: Норма, 2009. – 368 с.
  7. О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2009. – 256 с.
  8. С.С. Комиссаренко. Формирование личности. Концепции, институты, технологии. – М.: Петрополис, 2013. – 298 с.
  9. Э.И. Тюрина. Технологии социокультурной работы с семьей. Учебное пособие. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012. – 162 с.
  10. Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.
  11. В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. Социальная работа с детьми и подростками. Учебное пособие. – М.: Academia, 2015. – 256 с.
  12. Наталия Мелешко. Семьеведение. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 100 с.
  13. Анна Верещагина. Институциональные изменения в семейной сфере. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 256 с.
  14. Валерия Иванченко. Подростки из неполных семей. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 164 с.
  15. Наталия Шок. Семейная политика в современной России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 132 с.
  16. Мария Гришина. Кластерный анализ к изучению современной семьи. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 56 с.
  17. В.В. Афанасьев. Социальные институты. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2016. – 182 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Субъекты социального воспитания, современной концепции социального воспитания молодежи
Социальная педагогика
Курсовая работа
25 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальная психология
Диплом
158 стр.
Деятельность социального работника по профилактике самоубийств
Социальное обеспечение
Диплом
103 стр.
Социальная работа с неблагополучными семьями
Социальное обеспечение
Курсовая работа
31 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Elina, 21.12
Это Лина из Израиля, я Вам в августе месяце заказывала работу по экономике и хочу сказать Вам большое спасибо. Я защитилась и получила диплом!