Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Необходимость и сущность налогообложенияНалоги и налогообложение
1. 1. Необходимость и сущность налогообложения юридических лиц.
Важнейшим видом деятельности любого государства, как известно, является формирование (мобилизация) государственных доходов.
Государственный доход- это финансовые (денежные) ресурсы, поступившие из разных видов источников в распоряжение государства и используемые им для решения своих задач и осуществления функций. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости.
Источники государственных доходов обусловлены экономической системой государства, основанной на разных формах собственности на орудия и средства производства. Российское государство, осуществляя централизованное и развивая децентрализованное руководство экономикой, активно использует такие экономические рычаги как прибыль, доход, цена и другие.
Исходя из порядка формирования и использования государственные доходы формируются из таких видов источников: обязательные взносы (налоги), доходы от приватизации, доходы от кредитного метода, доходы от иной деятельности.
Важнейшим источником государственных доходов являются обязательные взносы, которые в налоговом праве можно определить как установленные законом способы изъятия у юридических и физических лиц в денежной форме части дохода (прибыли, имущества), полученного от предпринимательской деятельности и иных источников.
Все обязательные взносы в зависимости от порядка их формирования и взимания подразделяются на три основные группы: налоги, сборы, пошлины.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение известно еще с давних времен. Существует несколько мнений по этому вопросу. Согласно первому: критерием такого деления является «теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное. Прямые налоги при определенных обстоятельствах могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме переложены на потребителя, поскольку рынок необязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам».
Другая точка зрения: к прямым налогам относятся подоходные и поимущественные, а к косвенным- налоги на обращение и потребление.
Несмотря на различный подход к определению критериев деления налогов на прямые и косвенные, общим выводом для них является установление окончательного плательщика налога.
При рассмотрении исполнения бюджета РФ за 1995 год выявляется следующая тенденция: основными плательщиками налогов являются юридические лица. Это иллюстрируется следующими данными:
таблица 1. 1. 1. трлн. рублей
I утвержден- I фактическое I в % к утвержден-
I ный бюджет I исполнение I ному бюджету
I на 1995 годI на 1. 12. 95 I на 1995 год
ДОХОДЫ
в том числе:
налоговые до-
ходы
из них:
налог на при-
быль
подоходный на-
лог с физ. лиц
НДС
акцизы
неналоговые
доходы
из них:
от внешнеэко-
номической дея-
тельности от
продажи принад-
лежащего гос-ву
имущества
224, 4
175, 2
45, 2
3, 6
74, 2
14, 3
29, 5
4, 8
206, 2
155, 1
37, 3
2, 8
65, 5
15, 3
52, 2
1, 6
91, 9
88, 5
82, 5
77, 8
88, 3
107, 0
177, 0
33, 3
Этой тенденции способствуют исторические предпосылки развития экономики нашего государства. Более подробно этот вопрос будет освещен в следующем параграфе.
Необходимость налогообложения определяется теми функциями, которые вытекают из социально- экономической сущности и внутреннего содержания налогов.
То есть функции налогов- это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойства. Определим три основные функции налогов: фискальная, контрольная, распределительная. Каждая функция по своему показывает каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов- формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно- оборонительных, социальных, природоохранительных и др.).
В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли. Этот контроль осуществляется посредством контрольной функции. Контрольная функция налогов как экономическая категория состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция налогов, отражает сущность налогов как особого централизованного звена распределительных отношений. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые при умелом использовании могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Также налоги могут использоваться для регулирования производства- стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких- либо экономических процессов и т. п.
Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.
На современном этапе в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения - она существенно перестроена. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.
В условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность должен быть заменен преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важную роль призван играть механизм налогообложения. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
Описание предмета: «Налоги и налогообложение»Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый
обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной
власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность
законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных
законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. Порядок
исчисления и взимания налогов определяет основные аспекты налогообложения.
Литература - С.В. Ендовицкий. Аудит. – Харьков: ИнФолио, 2008. – 176 с.
- Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2014. – 542 с.
- Анна Сергеевна Лебедева und Елена Геннадиевна Пустовалова. Налогообложение транспортного предприятия. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 192 с.
- Маргарита Макей. Управленческий анализ платных образовательных услуг в ВУЗах. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 104 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|