Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Демографический взрыв и его последствия

Социология

На сегодняшний день большинство учёных считает, что вид Homo sapiens появился ок. 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. 35-40 тыс. лет назад на Земле насчитывалось всего ок. 1 млн. представителей этого вида. С тех пор численность человечества выросла в тысячи раз. В 1987 г. на планете появился 5-миллиардный житель.

Первая оценка численности населения мира была сделана в 1682 г. англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 в. численность проживающих на Земле людей составила 320 млн. человек (по современным демографическим оценкам она была в то время почти в два раза больше). Первые переписи населения стали проводиться в 18 в. (хотя существуют данные о проведении подобных мероприятий и в Древнеримской Империи). Побудительным мотивом было упорядочение налогообложения. В течение 19 в. впервые были получены официальные данные о численности населения в большинстве европейских и ряде латиноамериканских стран. В странах Азии первые переписи были проведены только после Второй Мировой войны (исключение составляют Индия 1867-1872 и Япония 1920). В большинстве африканских государств переписи были проведены на средства международных организаций в конце 50-х годов. В Чаде, ЦАР, Анголе эти переписи были первыми и последними. В Эфиопии первая перепись была проведена в 1982 году, однако её официальные результаты до сих пор не опубликованы.

Если в 1900 г. численность населения составила 1 млрд. 660 млн. человек, то к 2000-му году, по различным оценкам она превысит 6 млрд. чел. Именно поэтому термин «демографический взрыв», означающий быстрый рост численности населения появился в 20 веке.

При существующих темпах прироста населения его удвоение произойдёт через 70 лет. Но «зенит» демографического взрыва пройден, специалисты считают, что началось снижение относительного прироста. Предполагается, что стабилизация населения мира будет достигнута к середине 21 века и население не превысит 10 млрд. человек, т. е. будет примерно вдвое больше нынешнего. Всего через 25 лет удвоится население Африки, Ближнего и Среднего Востока (Бруней- 11 лет, ОАЭ и Катар- 13 лет), в то время как Европе для этого понадобится 282 года, а, например, Ирландии- 1000 лет. Если в 1900 году из 15 крупнейших стран по числу жителей 7 находились в Европе, 5 в Азии и 3 в Америке, то, согласно прогнозам, в 2000 году в этом списке не останется ни одной западно-европейской страны, но окажутся 9 азиатских (Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Япония, Вьетнам, Филлипины, Иран), две африканские (Нигерия, Египет), две латиноамериканские (Бразилия и Мексика), а также США и Россия. Но стоит помнить о Синдроме Приобретённого Иммуно Дефицита. В частности, Африка является наиболее зараженным континентом, поэтому продолжительность жизни там резко снижается. Это может сильно сказаться на численности населения, поэтому перспективы пока неясны. Проблемы развивающихся стран с бурно растущим населением достаточно наглядны. Новых людей надо кормить, учить, лечить, обеспечивать жильём, готовить для них рабочие места. Прирост населения означает необходимость новых затрат, так называемых «демографических инвестиций». В связи с этим темпы эк. роста снижаются: слишком большая часть прироста нац. дохода, а то и весь он уходит на поддержание жизненного уровня народа на уже достигнутом уровне. Поэтому быстрый рост численности населения стал причиной появления устрашающих прогнозов о вероятном перенаселении и гибели Земли.

Гипотеза Мальтуса.

Первая попытка оценить динамику численности населения и ответить на вопрос сможет ли Земля прокормить всех живущих на ней, связана с именем английского учёного Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834), который пришёл к мысли, что если рост населения ничем не сдерживается, то население будет удваиваться каждые 25-30 лет и что люди размножаются быстрее, чем растущие средства существования. Развивая эти идеи он пришёл к выводу, что плодовитость бедняков- главная причина их нищенского положения в обществе. Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 г. в работе «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества»

Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как ресурсы, необходимые для пропитания этого населения, - в арифметической. Поэтому рано или поздно эти графики пересекутся, и наступят голод, войны, болезни.

В действительности замеченная тенденция переходит на определённом этапе в прямо противоположную- повышение уровня жизни ведет к снижению рождаемости и не только к стабилизации численности населения но и к абсолютному его снижению.

Современные взгляды на динамику численности населения отражает

Теория демографического перехода,

в общем виде разработанная Фрэнком Ноутстайном в 1945 г. Теория связывает особенности демографического положения в связи с эк. ростом и соц. прогрессом в зависимости от четырёх стадий демографического перехода, которые страны и регионы мира проходят в разное время.

1 этап- высокая степень устойчивости- характерен для обществ с присваивающей экономикой. Ему свойственны одинаково высокие коэффициенты рождаемости и смертности и очень незначительный рост численности населения. Колебания коэффициентов связаны с периодами повышенной смертности, обусловленной отсутствием запасов продовольствия, необходимых для выживания в экстремальные годы, войнами, эпидемиями. Высокая рождаемость является естественной реакцией на высокую смертность.

Во второй половине 20 века подобная демографическая ситуация характерна для

племён охотников и собирателей, проживающих во влажных экваториальных лесах

Амазонии, бассейна р. Конго.

2 этап- начальный период роста- характеризуется сохраняющимся высоким

коэффициентом рождаемости, снижением коэффициента смертности, ростом продолжительности жизни и некоторым увеличением общей численности населения.

Снижение смертности связано с переходом от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, т. е. к производящему хозяйству, что позволило создавать запасы продовольствия для экстремальных ситуаций- засух, наводнений. Улучшение продовольственного обеспечения создало условия для прироста населения.

Демографические показатели 2-го этапа характерны сегодня для ряда стран Африки и Латинской Америки, которые пока не достигли уровня эк. развития, когда коэффициент рождаемости начнёт снижаться.

3 этап- современный период роста- характеризуется стабилизацией коэффициента смертности на низком уровне и некоторым снижением коэффициента рождаемости. Последнее связано с индустриализацией и урбанизацией, повышением уровня жизни, ростом расходов на воспитание детей, включением женщин в общественное производство, а также распространением медицинских средств регулирования рождаемости. Тем не менее в этот период тенденция роста численности населения сохраняется. Она связана со вступлением в детородный возраст поколений, родившихся при высоком коэффициенте рождаемости.

В конце 20 века на 3-ем этапе находятся главным образом страны Лат. Америки.

4 этап- низкая степень устойчивости- характеризуется снижением и стабилизацией рождаемости, и смертности, и численности населения.

Первым регионом, вступившим в этот этап демографического перехода, была Европа. В 90-е годы к ней присоединились США, Канада, Австралия, Нов. Зеландия, а также Аргентина и Уругвай. Страны Юго-Восточной Азии, в которых проводится успешная демографическая политика, в ближайшие годы будут иметь аналогичные тенденции.

1. Ежегодно в мире рождается ок. 140 млн. человек, т. е. каждую секунду на свет появляются трое, каждую минуту 175, а каждые сутки 250 тыс. новых «землян»

2. Самой многодетной матерью в мире в 80-х годах была одна из жительниц Чили, которая в общей сложности родила 55 детей. У неё всегда были двойни и тройни.

Литература.

В. П. Максаковский «География»

В. Н. Холина «География человеческой деятельности»

А. П. Кузнецов «Страны, хозяйство, люди»

Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров «Эк. и соц. география мира»


Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Литература

  1. В.А. Исупов. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине XX века. – М.: Сибирский хронограф, 2000. – 244 с.
  2. В.И. Рабинович. Вслед Радищеву... Ф. В. Каржавин и его окружение. – М.: Мысль, 1986. – 224 с.
  3. И.Т. Турбович. Метод близких систем и его применение для создания инженерных методов расчета линейных и нелинейных радиотехнических систем. – М.: Академия наук СССР, 1961. – 252 с.
  4. Макс Штирнер. Единственный и его собственность (комплект из 2 книг). – М.: "Центральная" Типо-литография М. Я. Минкова, 1907. – 370 с.
  5. Р.А. Будагов. Человек и его язык. – М.: Издательство МГУ, 1976. – 430 с.
  6. С.Н. Ушаков. Поливиниловый спирт и его производные (комплект из 2 книг). – М.: Академия наук СССР, 1960. – 866 с.
  7. Л.А. Гильди. Судьба "социально-опасного" народа. Засекреченный геноцид финнов в России и его последствия. 1930-2002 гг. – М.: ДЕАН, 2003. – 504 с.
  8. Фридрих Ницше. Странник и его тень. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – 224 с.
  9. Е.А. Кошкина, Ш.И. Спектор, В.Г. Сенцов, С.И. Богданов. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 288 с.
  10. О.И. Озерецковский. Действие взрыва на подводные объекты. – М.: ЦНИИХМ, 2007. – 264 с.
  11. Бакач Тибор. Охрана окружающей среды. – М.: Медицина, 1980. – 216 с.
  12. Зигмунд Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. – М.: АСТ, 1997. – 320 с.
  13. Валентина Световид, Олег Световид. Приворот и его последствия. – М.: Алма-Линк, 2003. – 256 с.
  14. Н.И. Зибер. Карл Родбертус-Ягецов и его экономические исследования. Теория государственного социализма. – М.: Либроком, 2012. – 176 с.
  15. Ю.И. Мусийчук, А.Н. Гребенюк, А.Ю. Широков. Фтор и его соединения. – М.: Фолиант, 2012. – 104 с.
  16. А.А., А.А. и А.А. Пионтковские. Смертная казнь в Европе. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Публицистика на уголовно-политические темы. – М.: Зерцало, 2013. – 544 с.
  17. Т.И. Колесникова. Психологический мир личности и его безопасность. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 176 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Государственный бюджет и его структура. Бюджетная политика и бюджетный дефицит. Государственный бюджет России
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
27 стр.
Кредит и его роль в становлении рыночных отношений
Финансы и кредит
Курсовая работа
30 стр.
Потребительский кредит и перспективы его развития
Финансы и кредит
Диплом
80 стр.
Договор финансовой аренды (лизинг) и его место в современных рыночных отношениях в Российской Федерации
Теория и история кооперативного движения
Другое
75 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Анастасия, 26.01
Хотела бы выразить Вам свою благодарность за проделанную работу. Комиссии очень понравилась диссертация! Вы мне очень помогли!!! Спасибо за терпение и ответственность. Желаю Вам успехов в вашей деятельности!