Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Живописное искусство ГерманииКультурология
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на примиренческие позиции. Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение прогрессивные тенденции эпохи. Самые живые явления романтического искусства проявились в области портрета и пейзажа.
Портреты составляют лучшую часть художественного наследства Филиппа Отто Рунге (1777-1810), работавшего в Гамбурге. Близкий к кругу гамбургских романтиков-литераторов, сам видный теоретик живописи, уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата «Цветовой круг», Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению сложных, надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико- -музыкальной поэме в цикле композиций «Четыре времени суток», но действительно живые образы создал, обратившись непосредственно к натуре. В «Автопортрете» (1805), поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью взгляда аналитика, со строгим и точным мастерством рисунка.
С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен пейзаж, на фоне которого представлены старики-родители художника, около которых примостились их внуки, -«Портрет родителей» (1806, Гамбург, Кунстхалле). Сурово скорбны морщинестые лица встревоженных стариков, резким контрастом воспринемаются рялом с ним розовощекие дети, глядящие на мир широкооткрытыми глазами. Свое уважение перед человеком, озабоченность за егосудьбу, восхищение перед богатством и красотой родной природы передает Рунге в этом свое произведение.
Природа стала главным объектомом изображения Каспара Давида Фридриха (1774-1840), чья деятельность протекала главным образом в Дрездоне. В своих пейзажах художник выражает чувсто преклонение перед величием природы, а также переживание, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюбленные мотивы пейзажи Фридриха- пустынные скалистые громады, которые он пишет в различное время дня, любуясь их плавными очертаниями, игрой света, переливами красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они подчас утрачивают свое материальность, превращаясь в подобие миражей, -«Горный пейзаж».
В картинах Фридриха находит отражение и борьба немецкого рарода против наполеоновского завоевание -«Могила Арминия» (1813) и растущая реакция, сковывающая творческие силы нации, -«Гибель «Надежды» во льдах» (1822, обе - Гамбург, Кунстхалле). Человек в пейзажах Фридриха-маленькая одинокая фигура, затеренная в необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель, созерцащий туманные дали, уносящийся в мечту, -«Двое, созерцающие луну» (1812-1820, Дрезден, Картинная галерея).
Более радосным настроением отличаются картины природы родного Фридриху селения. Поэтично залитые солнцем «Луга Грейфсвальдом» (1820-18309, Гамбург, Кунстхалле), напоминающие чудесные описания природы у писателей и поэтов-романтиков.
Обращение к действительности и ее образам свойственно лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 в.
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов, Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом» (1845),
«Железная дорога Берлин-Потсдам» (1847, обе-Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод. В 1840г. он предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекает достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же художник, как и историк, не избежал черт идеализации в характеристике Фридриха, представленного в виде справедливого просвещенного монарха. К этой же теме Менцель обращается и в живописи. Самая живая из цикла картин, посвященных Фридриху 2, -«Круглый стол в Сан-Суси» (1850, не сохранилась). Художник рисует изысканное общество, окружающее Фридриха в его резиденции. Среди присутствующих - знаменитый французский философ Вольтер. Мастерски изображена обстановка дворца, свободно сгруппированы вокруг стола собравшиеся, и все же черты однообразно описательной манеры присутствуют и здесь.
Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес к современности во всем разнообразии проявлений. В его искусстве находят отражение события революции 1848г. Он пишет «Почести погибшим в Мартовские дни» (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая свои демократические настроения, сочувствия жертвам восстания. Он создает «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условия их тяжелого, изнурительного труда. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость живописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд индустриальных рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картинам, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров, исполненные углем и карандашом, пером и кистью.
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников». Однако творчеству Менцеля присущи черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается главное, а прославление реакционной силы гогенцоллерновской Пруссии, выдвигающейся среди кингломерата немецких государств.
После победы над Францией в войне 1870-1871гг. и образования Германской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в строне развертываются большие строительные работы. Офицеальное искусство, прословляющее монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в труднех условиях нарастающей реакции.
Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает Вильгельм Лейбль (1844-1900). Интерес к жизни людей труда, проблеме световоздушной среды и пространства приводит его к созданию картины: «мальчик савояр» (1869, Ленинград, Эрмитаж), «Общество за столом» (1870 - 1873, Кельн, Музей). Далекие от социальной заостренности, они правдиво изображают крестьян баварских деревушек, привлекая серебристой тональной живописью. В позних своих работах Лейбль переходит к импрессионистической манере живописи, распространяющейся в Германии.
Описание предмета: «Культурология»Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру
и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом
культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а
также памятники, явления и события материальной жизни людей.
Источниками культурологии являются:
- исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств,
история педагогики, история религии и др.;
- прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение,
востоковедение и др.;
- вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика,
текстология и др.
Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и
др.; характеризуют
культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями
общественной науки.
Литература - Соломон Эпштейн. – М.: Эйдос, 2010. – 128 с.
- Н.А. Шварцман. Грезы и миражи в садах Версаля. – М.: Воскресный день, 2013. – 448 с.
- Нидерландская живопись. XV век. – М.: Печатная слобода, Воскресный день, Белый город, 2014. – 128 с.
- Михаил Герман, Харолд ван де Перре, Анатолий Заславский. Анатолий Васильев. Живопись. Графика. Альбом. – М.: ДЕАН, 2017. – 216 с.
- Владимир Черняев. Живопись. Графика. – М.: Издательство Францисканцев, 2018. – 160 с.
- Астахов А.Ю. Иван Шишкин (эксклюзивное подарочное издание). – М.: Белый город,Воскресный день, 2017. – 640 с.
- Чурак Г.С. Владимир Никонов. – М.: Белый город,Воскресный день, 2018. – 240 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|