Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Основные направления налоговой реформы

Налоговое право

Введение

Значительная часть исследований, проведенных в ИЭПП в 1999 году, посвящена налоговой политике. Это не случайно. Наряду со многими институциональными и макроэкономическими проблемами нерациональность налоговой системы лежит в основе современного кризисного состояния российской экономики.

Уже в самом начале проведения рыночных реформ стало ясно, что обеспечить в России сохранение традиционного для Советского Союза уровня обязательных налоговых изъятий в размере 45-50% ВВП не удастся. Это определяется целым набором причин.

Во-первых, сохранение политической нестабильности в стране ограничивает готовность и способность власти собирать налоги. В многочисленных работах ИЭПП было показано, что наиболее резкие скачки налоговых недоимок были в моменты резкого ослабления политических позиций федеральной исполнительной власти, а улучшение сбора налогов происходило тогда, когда власть временно консолидировалась.

Во-вторых, хроническая несбалансированность бюджета приводила к росту долгов федерального бюджета, что, в свою очередь, обусловливало быстрый рост в экономике общего уровня неплатежей, в том числе и налоговых.

В-третьих, важнейшим фактором, определяющим объем налоговых изъятий, является ограниченная возможность государства собирать налоги сверх определенного уровня. Опыт различных стран, обобщенный во многих эмпирических работах, показывает, что существует устойчивая связь между уровнем экономического развития той или иной страны и налоговой (точнее, бюджетной) нагрузкой на экономику. Экономически более развитые страны могут перераспределять через бюджет большую долю производимого в них продукта. Содержательно возможный уровень сбора налогов определяется такими факторами, зависящими от уровня экономического развития страны, как структура экономики, образовательный уровень населения, позволяющий использовать развитое налоговое законодательство и соответствующие правила бухгалтерского учета; уровень развития налоговой администрации; общий уровень законопослушности граждан и складывающиеся в обществе традиции уплаты налогов.

Разумеется, авторитарные режимы могут позволить себе концентрировать в руках государства гораздо большую долю ресурсов, чем это возможно при демократическом политическом устройстве.

Серьезное влияние на уровень налоговых доходов бюджета в постсоциалистических странах оказывают темпы экономических преобразований. Содержательно такая зависимость объясняется тем, что в условиях мягкой финансовой политики государства по отношению к предприятиям широкое распространение получает бартер, неплатежи, отрицательно воздействующие на величину сбора налогов. Одновременно у экономических агентов формируются стереотипы поведения, не совместимые с высоким уровнем налоговой дисциплины, и соответствующий набор приемов и методов легального и нелегального уклонения от налогов. Государство не проявляет должной твердости в борьбе с уклонением от налогов, с ростом налоговых недоимок и с разрастанием налоговых льгот, поскольку имеет возможность покрывать часть своих потребностей с помощью сеньоража, а также не полностью индексировать бюджетные расходы.

Из сказанного становится понятным, что попытки резкого повышения налоговых изъятий в России вряд ли возможны. Можно спорить о том, какой именно уровень налоговых поступлений в наибольшей степени соответствует уровню развития отечественной экономики, ее отраслевой структуре, уровню благосостояния граждан, структуре их потребления, традициям подчинения законодательству, степени его проработанности и многим другим факторам. Однако тот факт, что уровень возможного сбора налогов не превышает 30% ВВП плюс - минус несколько процентных пунктов является совершенно очевидным. Такая ситуация с доходной базой государственного бюджета предопределила кризис государственных финансов в условиях отсутствия политической воли и желания власти в России приводить свои обязательства в соответствие с имеющимися доходами.

Ключевым моментом балансирования бюджета в пореформенные годы должна была стать реструктуризация расходов, включая их сокращение, - вопрос исключительно болезненный как с политической, так и с социальной точек зрения. Анализ динамики государственных расходов показывает, что, во-первых, общий объем сокращения расходов государства проходил крайне медленно и явился совершенно недостаточным для установления бюджетного равновесия. Структура расходов государства, сложившаяся под давлением различных лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектора и др.), не способна обеспечивать условий ни для экономического роста, ни для поддержания достаточного уровня социально-политической стабильности. В то же время в краткосрочной перспективе большая часть конкретных видов расходов не поддается дальнейшему сжатию, т. к. сокращение расходов на управление, на оборону, на правоохранительные органы, на дотации региональным бюджетам и т.д. требует проведения радикальных реформ в соответствующих сферах, призванных повысить эффективность бюджетных расходов.

Сказанное нисколько не умаляет важнейшего значения и не отменяет необходимость проведения налоговой реформы в России. Однако ее цель заключается не в том, чтобы собирать больше налогов и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами), и одновременно повысить уровень ее нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между досугом и работой и т.д. и значит снизить административные издержки исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков). В полном объеме налоги платят не все предприятия и граждане, а только добросовестные налогоплательщики, соблюдающие налоговое законодательство, не имеющие налоговых льгот и недоимок по налоговым платежам. Для таких плательщиков уровень налогов в России является весьма высоким. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы, наращивает недоимку и (или) противозаконно уклоняется от налогов. Это приводит к несправедливости налоговой системы и низкому уровню ее нейтральности. Одновременно процесс снижения налоговых поступлений вследствие возникновения негативного отбора носит самоподдерживающийся характер. Это проявляется в том, что добросовестные налогоплательщики, выполняющие требования налогового законодательства, оказываются неконкурентоспособными и либо выталкиваются с рынка, либо начинают уклоняться от налогов.

Таким образом, нашей задачей является разработка предложений по совершенствованию налоговой системы, направленных на повышение уровня ее справедливости и нейтральности и тем самым на некоторый рост бюджетной эффективности налоговой системы. В ходе наших исследований, которые представлены в настоящем издании, мы опирались как на теоретические работы по оптимальному налогообложению, так и на практический опыт, накопленный различными странами. Важным источником представляемых Вашему вниманию предложений является анализ российской хозяйственной практики, как наш собственный, так и тот, который был нам доступен по публикациям. Ряд гипотез, на которых основываются выносимые на обсуждение предложения, нам удалось проверить с помощью эконометрических методов.

В предлагаемой работе мы сосредоточили внимание на некоторых вопросах налогового администрирования, а также на следующих основных блоках российской налоговой системы: налог на прибыль, НДС, подоходный налог, акцизы, налог на недвижимость, налог на сверхприбыль при добыче углеводородного сырья, единый сельскохозяйственный налог, налог на малый бизнес. В главах, посвященных этим вопросам, приводится теоретическое обоснование соответствующих налогов, анализ их преимуществ и недостатков, обсуждается мировая и российская практика их применения, а также обосновываются предложения по их реформированию.

В настоящем введении предпринята попытка дать общее представление о том направлении реформы налогового администрирования и техники взимания основных налогов, которое, по нашему мнению, является необходимым условием, преодоления фискального кризиса и начала экономического роста в России.

Налоговое администрирование.

Налоговое администрирование представляет собой неотъемлемую часть налоговой системы, без которой никакие налоги не могут эффективно работать. Принципы налогового администрирования должны быть направлены на максимально возможный сбор налогов при минимизации соответствующих затрат, включая административное бремя, возлагаемое на налогоплательщиков. Улучшение налогового администрирования в настоящее время является важнейшей задачей налоговой реформы.

Следует отметить один достаточно очевидный факт, определяющий важность мер по совершенствованию налогового администрирования, вытекающий из нашей работы по моделированию налоговых поступлений. Анализ построенных моделей динамики налоговых поступлений демонстрирует, что налоговыe обязательствa лучше объясняются динамикой ВВП и некоторыми другими факторами, чем фактическиe налоговыe поступления. Это указывает на то, что динамика недоимки в большей степени, чем динамика налоговых обязательств, определяется дискреционными решениями налоговой администрации и отражает налоговые усилия властей. На величину разрыва между налоговыми обязательствами и фактическими поступлениями помимо налоговых усилий воздействует также политическая обстановка (растущая неопределенность будущей экономической политики, например, в периоды отставки правительства или непосредственно перед выборами, приводит к сокращению платежей и увеличению недоимки). Таким образом, значительное необъясненное варьирование приростов недоимки указывает на то, что приближение поступлений к величине обязательств возможно за счет улучшения налогового администрирования.

К сожалению, вопросы совершенствования налогового администрирования не стали менее острыми после вступления в силу в начале 1999 года Общей части Налогового кодекса РФ, посвященной вопросам структуры налоговой системы и налогового администрирования. Это объясняется тем, что принятый вариант кодекса, содержит слишком много компромиссов и положений, принятых под давлением различных лоббирующих группировок. В настоящей книге, разумеется, не может быть сколько-нибудь подробно рассмотрен весь комплекс проблем, связанных с налоговым администрированием. В соответствующей главе мы сосредоточим свое внимание лишь на трех важных разделах, касающихся определения понятия налогоплательщика, принципов определения цен для целей налогообложения и соотношения прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов. Тем не менее здесь мы коротко остановимся на основных направлениях улучшения налогового администрирования, которые представляются нам наиболее важными. Среди мер по совершенствованию налогового администрирования следует выделить следующие группы:

1) Важнейшее значение в современных российских условиях имеет борьба с противозаконным уклонением от налогов, осуществляемым в том числе путем проведения ряда хозяйственных операций наличными деньгами, не учитываемыми в официальной бухгалтерии. Проведенный нами анализ показывает, в частности, наличие зависимости между величиной налоговых поступлений и долей наличных денег в денежном агрегате М2, характеризующей масштабы теневой экономической активности. В целях борьбы с так называемыми «короткоживущими предприятиями», которые специализируются на «обналичивании», т. е. оказании фиктивных услуг (возврате заказчику наличных денег за вычетом комиссионных вместо предоставления оговоренных в договоре услуг), через которые осуществляется нелегальный оборот наличных денег, следует, в первую очередь, предпринять ряд мер. Необходимо ужесточить правила государственной регистрации юридических лиц (наличие офисного помещения, проверка сведений о физических лицах-учредителях, повышение требований к уставному капиталу предприятий. Для борьбы с «обналичиванием» денег через заключение фиктивных сделок на оказание услуг (маркетинг, консалтинг, реклама, НИОКР и пр.) следует ввести процедуру специальной регистрации в налоговых органах поставщиков подобных услуг. Условиями такой регистрации могут быть: полная ответственность учредителей по долгам организации, либо наличие определенной налоговой истории, либо предоставление обеспечения исполнения налоговых обязательств (залог, банковская гарантия и пр.) При отсутствии у поставщика таких услуг лицензии налоговых органов условием принятия к вычету из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и зачета по НДС средств, потраченных заказчиком на их приобретение, должно быть внесение заказчиком авансового платежа по налогу на прибыль и по НДС за своего контрагента.

2) Следует расширить перечень случаев, когда налоговым органам предоставляется право доначислять налоговое обязательство сторон сделки исходя из рыночных цен.

3) Действующая налоговая система не обеспечивает поступление доходов от региональных и местных налогов в бюджеты тех регионов и муниципальных образований, где реально осуществляется хозяйственная деятельность. Поэтому необходимо уточнить порядок уплаты налогов филиалами предприятий и изменить определение места деятельности налогоплательщика.

4) Меры по обеспечению исполнения налогового обязательства должны строиться исходя из того, что, если основная сумма налоговой задолженности и пени исчислены налогоплательщиком самостоятельно, то они могут взыскиваться за счет его имущества в бесспорном порядке. Если налоговая задолженность исчислена по результатам проверки, то следует запретить бесспорное взыскание за счет имущества налогоплательщика. Необходимо отказаться от судебного порядка взыскания штрафов за нарушения налогового законодательства. Взимание штрафа должно производиться в судебном порядке, только, если налогоплательщик обжаловал требование о его уплате.

5) Следует отменить ввиду неэффективности Закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» и использовать альтернативные методы налогового контроля. Для этого имеющуюся у налоговых органов информацию о сверхкрупных расходах граждан на потребление, не соответствующих уровню их декларируемых доходов, следует использовать не для доказательства вины налогоплательщика, состоящей в попытке уклонения от налогов, а для альтернативной оценки налогооблагаемой базы и доначисления подоходного налога.

6) Следует предусмотреть в Кодексе четкое определение понятий благотворительности, религиозной деятельности и т.д. для целей налогообложения. В целях повышения нейтральности налоговой системы необходимо запретить установление налоговых льгот индивидуального характера.

Необходимо упрощение системы бухгалтерского учета, его приведение в вид, максимально близкий к международным стандартам. Следует еще раз отметить необходимость немедленного перехода на обязательное ведение бухгалтерского учета средними и крупными предприятиями реализованной продукции и прибыли по методу счетов (начислений) взамен применяющегося в настоящее время кассового метода учета при одновременном введении симметричного метода учета затрат, на основе возникновения обязательств. Данный метод учета должен применяться для исчисления налога на прибыль, НДС и акцизов. Применение кассового метода затрудняет борьбу с уклонением от налогов. Следует отметить, что достаточно очевидный факт о наличии отрицательной связи между налоговыми поступлениями и дебиторской задолженностью, говорящий о необходимости перехода к другому методу определения момента возникновения обязательств по налогам, подтверждается эконометрическими методами.

Меры, касающиеся совершенствования структуры налоговой системы, должны включать в себя сокращение числа применяемых налогов за счет отмены в короткие сроки, а не поэтапно, как это предлагается сейчас, налогов, базой которых является оборот предприятия: на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы, на пользователей автодорог. Следует установить закрытый перечень региональных и местных налогов, не включающий налог с продаж, поскольку нам представляется нерациональным администрировать два сходных налога. Выпадающие доходы местных бюджетов должны быть компенсированы путем ускорения проведения жилищной реформы, реформы образования, здравоохранения, системы социальной поддержки населения и возможно за счет разрешения установления дополнительной местной ставки налога на прибыль и подоходного налога.

Подоходный налог.

Построенные модели динамики подоходного налога показывают, что в 1993-1996 гг. не денежные доходы населения, а выплаченная заработная плата лучше коррелировала с базой подоходного налога. Это подтверждает несправедливость существующей системы обложения дохода: основными плательщиками подоходного налога являются те, кто получает заработную плату, то есть лица, для которых малы возможности уклонения. Лица же с высокими доходами используют целый ряд возможностей для уклонения, например, трансформацию заработной платы в проценты и страховые выплаты, маскировку доходов под корпоративные издержки, осуществление оплаты труда неучтенными наличными деньгами и др. При использовании данных за последние годы ситуация несколько меняется: заработная плата лишь незначительно лучше объясняет динамику поступлений подоходного налога. По нашему мнению, это может означать, что обложение ранее не облагавшихся форм дохода приводит к применению иных схем уклонения, при которых получаемые средства не учитываются в статистике денежных доходов. Наиболее распространенной формой подобного уклонения является осуществление оплаты труда неучтенными наличными деньгами, что подтверждается отмеченной выше отрицательной зависимостью налоговых поступлений от доли наличных денег в экономике.

Таким образом, основными плательщиками подоходного налога являются те, кто получает заработную плату. В результате подоходное налогообложение носит регрессивный характер. Нам представляется, что преодолеть такое положение путем повышения степени прогрессивности шкалы подоходного налога невозможно. Рост предельных ставок налогообложения вызовет лишь интенсификацию дальнейшего уклонения от налога с помощью использования различных лазеек в законодательстве и противозаконных действий.

Для того чтобы налог был налогом на доход, а не на заработную плату, необходим ряд мер, которые должны привести к выравниванию налогового беремени, ложащегося на плательщиков: плоская шкала для уменьшения стимулов трансформации высоких доходов в незарплатные формы, шедулярное обложение всех видов доходов у источников их выплаты, совершенствование техники налогообложения (обложение процентных доходов, дивидендов, страховых выплат и т.д.). Налог с фиксированной ставкой резко сократит стимулы сокрытия доходов и повысит эффективную ставку налога для высокодоходных групп населения. Значительное увеличение необлагаемого минимума при этом приведет к прогрессивности подоходного налога.

Важным аспектом реформы должна быть гармонизация налогообложения доходов экономических агентов, заключающаяся в установлении равной предельной ставки налога на прибыль и подоходного налога в совокупности с отчислениями в социальные внебюджетные фонды. В результате согласованных шкал налогообложения доходы физических лиц должны облагаться по единой пропорциональной ставке, не изменяющейся в зависимости от величины или вида дохода. Фиксированная ставка подоходного налога должна составлять 12%, суммарная ставка начислений социального налога на доход для работников предприятий - 35, 4%, а для граждан, получающих доходы отличные от заработной платы - 23%. При таком подходе значительно снижается значение предельной ставки налогообложения, по которой облагаются высокие доходы (с 54%, а с 2000 г. почти с 60%, если учитывать только отчисления в социальные внебюджетные фонды, до 35%). Такое снижение может серьезно снизить мотивации сокрытия высоких доходов и тем самым действительно (в отличие от снижения ставки налога на прибыль и/или НДС) способствовать увеличению базы обложения подоходным налогом и социальными платежами. Одинаковая налоговая нагрузка на заработную плату и прибыль также уничтожает ряд стимулов уклонения от налогообложения. Важным макроэкономическим последствием снижения предельной ставки может стать увеличение предельной нормы сбережений, что является условием для обеспечения экономического роста. Равенство ставок налога на заработную плату, доход индивидуальных предпринимателей и налога на прибыль (при отсутствии двойного налогообложения дивидендов) обеспечивает нейтральность налоговой системы относительно организационной формы предпринимательской деятельности, способствующую эффективному экономическому развитию.

Налогообложение процентных доходов должно осуществляться у источника, причем ставка налога для рублевых доходов должна устанавливаться с учетом прогноза инфляции на год. Следует исключить двойное налогообложение дивидендов. Обложение дивидендов происходит у источника выплат доходов по ставке налога на прибыль. В дальнейшем получатель дивидендов - физическое лицо имеет право на зачет обязательств по подоходному налогу (без права возмещения из бюджета излишне заплаченного налога).

При уплате подоходного налога необлагаемый минимум дохода и вычеты на иждивенцев предоставляются для работающих по найму по основному месту работы, а в других случаях не учитываются при удержании налога, а предоставляются по итогам года с помощью декларирования.

Налог на прибыль.

Налог на прибыль следует сделать налогом максимально нейтральным. Для этого необходимо устранить двойное налогообложение дивидендов, разрешить вычет процентов (при некоторых ограничениях на величину итогового вычета), приблизить начисление амортизации к фактическому экономическому износу. Важной задачей является ликвидация большей части льгот и введение правил, препятствующих маскировке личных расходов под необходимые для бизнеса корпоративные расходы.

Следует сохранить разрешение суммировать убытки с прибылью, полученной в течение последующих пяти лет. Разрешение суммирования прибылей и убытков по основной деятельности и внереализационным операциям должно быть ограничено. Это необходимо для предотвращения уклонения от налога путем выделения в отдельные виды деятельности (с последующим уменьшением прибыли по основной деятельности на возникшие здесь убытки) той экономической активности, затраты по осуществлению которой не подлежат вычету из налогооблагаемой прибыли.

Точно также следует ограничить разрешение суммирования прироста капитальной стоимости непроизводственных активов с уменьшением их стоимости активами одного вида. Для производственных активов может быть разрешено суммирование прироста капитальной стоимости одних видов активов с уменьшением стоимости других видов.

Вследствие ограниченных возможностей налоговой администрации в определении целей ссуды целесообразно регламентировать вычет процента из налогооблагаемой прибыли. Следует сохранить ограничение по вычету процента по кредитам в размере, не большем ставки Центрального банка, увеличенной на 3 пункта. Однако в отличие от действующего порядка, следует относить на себестоимость уплачиваемые проценты независимо от целей, на которые получен кредит или ссуда. Но при этом для того, чтобы исключить практику недостаточной капитализации, необходимо ввести ограничение, в соответствии с которым расходы на выплату процентов могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли только в пределах дохода от процентов плюс 50% чистой прибыли, рассчитанной без учета доходов или расходов от процентов. В то же время следует позволить перенесение невычитаемой суммы расходов на уплату процентов на будущие налоговые периоды.

В целях уменьшения возможностей уклонения от налога на прибыль и подоходного налога путем маскировки личных расходов под расходы, необходимые для бизнеса, необходимо ограничить возможности амортизации автомобилей, предназначенных для отдыха транспортных средств, жилья, самолетов, судов.

Нам представляется целесообразным запретить вычет представительских расходов из налогооблагаемой прибыли. Расходы на деловые командировки должны приниматься к вычету, при ограничении величины транспортных расходов стоимостью проезда в экономическом классе, а расходов на проживание - стоимостью проживания в гостинице туристического класса.

Анализ динамики налоговых поступлений показывает существование резких пиков налоговых поступлений в месяцы перерасчета суммы налога по фактическим результатам деятельности за квартал. Корректировка по ставке рефинансирования ЦБ, а также льгота, позволяющая до вступления в действие штрафных санкций скорректировать размер предполагаемой прибыли, фактически предоставляют предприятиям возможность использовать занижение авансовых платежей в качестве кредита в течение квартала. Для более равномерного распределения платежей и предотвращения инфляционного обесценения налогов необходимо применять более жесткие меры к предприятиям, которые пользуются данной практикой.

В тех случаях, когда налоговая администрация имеет серьезные основания подозревать предприятие в занижении прибыли, подлежащей налогообложению, целесообразно разрешение использования минимального налога на прибыль, как альтернативы регулярному налогу. Минимальный налог должен определяться в соответствии с оборотом (объемом реализованной продукции) предприятия по ставке 2% - 3% или по некоторой ставке пропорционально затратам предприятия. Необходимо введение альтернативного обложения прибыли в финансовом секторе, основанного на оценке активов банков и страховых организаций.

Налог на добавленную стоимость.

Предлагается установить единую ставку налога на добавленную стоимость и зафиксировать ее на уровне около 20%. Нулевая ставка НДС должна применяться только для экспорта.

Следует отметить, что сопоставление тренда обязательств по НДС с изменениями ставки в 1992-1994 годах (включая спецналог) показывает, что снижение ставки НДС почти пропорционально отразилось в снижении уровня обязательств по налогу. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что реализация предложений о снижении ставок НДС может привести лишь к снижению поступлений.

В целях повышения нейтральности налоговой системы, следует значительно расширить базу обложения налогом на добавленную стоимость, для чего необходимо резко сократить перечень услуг, освобождаемых от уплаты НДС.

Необходимо отметить, что для избежания возможного каскадного эффекта предоставлять освобождения от уплаты НДС имеет смысл только тем предприятиям и видам деятельности, продукция которых ближе всего находится к стадии конечного потребления. В действующем российском законодательстве этому критерию удовлетворяют такие льготы, как освобождение от НДС квартирной платы, услуг пассажирского транспорта, мероприятий в области культуры и искусства, платных медицинских услуг и т.д. Прочие льготы по уплате НДС должны быть либо отменены, либо, если они носят социальный характер, заменены дотациями из бюджета.

Важным вопросом являются правила территориальности при уплате НДС, в т. ч. при экспорте и импорте в страны СНГ. В настоящее время налог на добавленную стоимость при экспорте из России в страны ближнего зарубежья взимается в зависимости от заключенных с этими странами двусторонних соглашений. В большинстве случаев экспорт облагается в стране производителе, а импорт - в стране назначения обложению не подлежит.

Поскольку Россия имеет положительное сальдо торговли со странами СНГ и в российском импорте из этих стран большую долю составляет импорт продовольствия, облагаемого по пониженной ставке, то введение НДС на импорт при освобождении от налога российского экспорта может привести к существенным потерям бюджета. Следует также учитывать, что ложный экспорт в страны дальнего зарубежья в настоящее время является одним из распространенных методов уклонения от НДС. При переходе на режим освобождения от налога экспорта в страны СНГ возможности для злоупотреблений резко возрастут, вследствие отсутствия нормально оборудованных и функционирующих таможенных границ между странами СНГ и наличия внутри СНГ неоднородных таможенных режимов.

Исходя из сказанного и сложившихся политических реалий в области возможностей России координировать налоговую политику с другими странами СНГ, на наш взгляд, необходимо предусмотреть переход по странам СНГ на тот же порядок уплаты НДС, который существует во взаимоотношениях со странами дальнего зарубежья. Однако важнейшим условием при этом должно стать предварительное укрепление фискальных границ внутри СНГ.

Одним из важнейших вопросов, касающихся налога на добавленную стоимость в России, является распределение его поступлений между бюджетами различных уровней. Нам представляется рациональным переход на двухэтапную систему перераспределения НДС между федеральным и региональными бюджетами. Зачисление доли поступлений налога, закрепленной за бюджетами регионов в целом по стране, можно было бы осуществлять пропорционально численности населения. Такой метод зачисления НДС, используемый, например, в Германии, будет способствовать как более равномерному поступлению налога в региональные бюджеты, так и перераспределению бюджетных средств от высокообеспеченных регионов в пользу низкообеспеченных субъектов РФ.

Акцизы.

Следует сделать акцизные марки способом уплаты полной суммы налогового платежа вместо существующего на данный момент авансового метода. Представляется целесообразным ввести налогообложение литра произведенного или импортированного этилового спирта по ставке, равной ставке налога, применяемой к литру этилового спирта, содержащегося в конечном продукте, с последующим кредитованием при налогообложении конечного продукта. Одновременно следует установить шедулярное налогообложение готовой алкогольной продукции с применением дифференцированных акцизных марок для каждой группы алкогольных изделий. Кроме того, необходимо развивать систему гарантирования платежей по акцизу аккредитованными кредитными и страховыми учреждениями при предоставлении отсрочек по уплате налога, в случае использования давальческого сырья при изготовлении алкогольной продукции, а также в случае использования этилового спирта для производства неподакцизных товаров.

Следует ввести в число подакцизных товаров масла для двигателей и дизельного топлива. Момент уплаты акциза при налогообложение автомобилей предлагается перенести, и взимать налог в момент государственной регистрации автомобилей. Кроме того, акциз целесообразно сделать специфическим, с прогрессивной шкалой, изменяющейся в зависимости от мощности автомобиля.

Налог на недвижимость.

Объединение платы за землю и налогов на недвижимость, предлагаемого в качестве основополагающего принципа реформы, во-первых, существенно сократит расходы на администрирование налога, во-вторых, позволит с помощью методов оценки рыночной стоимости всей недвижимости в совокупности (земли и строений) устанавливать такое налоговое бремя, которое сделает объективно невыгодным неэффективное использование объектов недвижимости. При этом создание кадастра недвижимости является одним из важнейших этапов проведения реформы налогообложения недвижимости. Следующим этапом должна служить оценка стоимости недвижимости для целей налогообложения на основе методик, установленных в законодательном порядке.

Налогообложение добычи углеводородов.

Применяемый в настоящее время акциз на нефть по существу реализует функции, которые в мировой практике выполняют роялти. В то же время этот акциз не имеет под собой достаточного объективного механизма учета горно-геологических и экономических условий добычи, что допускает значительный субъективизм при установлении ставок, не реагирует на изменение горно-геологических условий в процессе эксплуатации месторождения, а также на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен).

Для новых месторождений целесообразна замена акциза на нефть налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), имеющим ряд существенных преимуществ. Автоматизм расчета данного налога существенно повышает объективность налогообложения. НДД учитывает горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов и их изменения в процессе эксплуатации месторождения, стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, а также реагирует на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен).

Для старых (разрабатываемых) месторождений целесообразна замена акциза на специальный адвалорный налог на добычу нефти. При этом данный налог следует рассчитывать не на основе фактической цены реализации нефти, а на основе ее мировой цены. Базовая ставка налога может быть установлена на уровне 4-5% от цены нефти Брент. Ставка налога должна быть прогрессивной, т. е. повышаться с ростом мировой цены на нефть. Введение такого адвалорного налога на добычу нефти должно сопровождаться совершенствованием механизма установления ставок роялти. Кроме того, целесообразно уменьшение отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с 10% до 2-4%, т. е. до размеров части, перечисляемой в государственный бюджет, с одновременным внедрением общепринятых в мировой практике механизмов компенсации затрат на геолого-разведочные работы.

Налог на добычу нефти должен играть роль федерального налога, а платежи за пользование недрами, как и в настоящее время, должны преимущественно направляться в региональные и местные бюджеты.

Малый бизнес.

В современной российской действительности разработка порядка налогообложения малого предпринимательства приобрела особую значимость. Предлагавшиеся ранее варианты налогообложения малого бизнеса, с одной стороны, оставляли возможность для маскировки крупного бизнеса под малый, а с другой стороны, являлись малопривлекательными для предприятий, действительно являющихся малыми (за исключением льгот). Предлагается порядок выделения трех групп предприятий, которые определены в данной работе как крупные, малые и особо малые. Критерием отнесения предприятий к особо малым должна служить выручка от реализации продукции, для таких предприятий предусмотрена возможность выхода из режима налогообложения НДС. Для особо малых предприятий предлагается применение чисто вмененных методов (фиксированной суммы платежа за период (аналога патента), дифференцированной по видам деятельности и зависящей для конкретного предприятия от ряда физических показателей). В силу особенностей российской экономической и политической структуры возникают проблемы с определением справедливых и достаточно точных критериев отнесения бизнеса к малому и установлением режимов, пригодных для применения в регионах с существенно различающимися условиями. Поэтому для особо малых предприятий предполагается разработка на федеральном уровне только общих рекомендаций по методике расчета вмененного налога, а конкретные детали его определения должны являться прерогативой региональных и местных властей.

Малыми мы предлагаем признавать предприятия в соответствии с оборотом по добавленной стоимости (альтернативный вариант - по выручке реализации продукции). Для малых предприятий наиболее рациональным мы считаем принятие одной из форм налогообложения потока денежных средств, а именно с полным списанием основных средств в момент их приобретения и без вычета процента из налогооблагаемой базы. При этом как малые, так и особо малые предприятия могут по желанию использовать обычный налоговый режим.

Налогообложение в сельском хозяйстве.

Существенным фактором налогообложения в сельском хозяйстве является сезонность и соответствующая нерегулярность поступления доходов. В российских условиях, как и во многих других переходных экономиках, последний фактор имеет особое значение. Либерализация цен привела к почти мгновенному исчезновению оборотного капитала в сельхозпредприятиях. Последующий кризис сбыта и отсутствие адекватной кредитной системы создали перманентный финансовый кризис в сельском хозяйстве. В этих условиях разновременность поступления доходов и возникновения налоговых обязательств играет важную роль. На наш взгляд, многие из названных проблем может решить введение интегрального налога. Под интегральным налогом мы понимаем все текущие налоги и платежи сельского хозяйства в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, сведенные в единый платеж. При этом сохраняются все ставки (если не пересматриваются в сторону уменьшения) и налогооблагаемые базы, а также принципиальные порядки расчета. Однако этот интегральный налог уплачивается единовременно, в конце года одним платежом в казначейство, которое уже распределяет эти поступления по назначению. Для сельхозпроизводителей данная схема упрощает процедуры выплаты налогов и платежей. Сроки уплаты интегрального налога можно установить после составления баланса предприятия, когда все финансовые результаты хозяйственного года подсчитаны. Интегральный налог также учитывает сезонность поступления доходов в аграрном секторе, стимулирует денежные формы реализации продукции. При этом не нарушается многофункциональность налоговой системы, не элиминируется нормальная система бухгалтерского учета. При введении интегрального налога не возникает проблем перераспределения налогового бремени между субъектами Федерации и отраслями сельского хозяйства.

В проекте Налогового кодекса предлагается и усиленно лоббируется аграрной фракцией использование единого налога на сельскохозяйственных производителей. Его применение возможно, по нашему мнению, только при соблюдении следующих принципов. Во-первых, единый сельскохозяйственный налог должен быть обязательным по всей стране, недопустимо право выбора самими субъектами налогообложения, какой тип налогов они будут платить. Во-вторых, базой исчисления единого налога должна быть не выручка, а земля (баллогектары), так как не должно быть множественности баз исчисления одного и того же налога, а также учитывая тот факт, что выручка - наиболее сложный для наблюдения показатель, особенно в аграрном производстве. В-третьих, в единый налог не должны включаться НДС, акцизы и платежи в фонд социального страхования, платежи за пользование природным ресурсами, лицензионные сборы. Безусловно, не включается в единый налог и подоходный налог с физических лиц. В-четвертых, единый налог должен уплачиваться исключительно в денежной форме.

Для целей налогообложения ключевым должно стать определение сельскохозяйственного производителя. В сложившейся российской законодательной практике сельскохозяйственным производителем признается предприятие или индивидуальный предприниматель, если в общем объеме реализации его продукции сельскохозяйственная продукция составляет не менее 70%. Это определение может быть применено и для целей введения единого налога. При введении единого налога должны быть сохранены существующие сегодня льготы для вновь создаваемых фермерских хозяйств на период их становления. Пять первых лет функционирования фермерские хозяйства должны быть освобождены от уплаты единого налога.

* * *

Реализация предлагаемых подходов будет, на наш взгляд, способствовать росту уровня справедливости и нейтральности налоговой системы и тем самым увеличению ее бюджетной эффективности. Сокращение масштабов уклонения от налогов при снижении налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков позволит увеличить доходы бюджета. Повышение уровня нейтральности налоговой системы будет содействовать созданию условий, необходимых для обеспечения экономического роста.


Описание предмета: «Налоговое право»

Предметом налогового права являются налоговые отношения как самостоятельный объект. Общая теория налогов, система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых отношений - все эти вопросы рассматриваются в рамках налогового права.

Литература

  1. Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой. – СПб.: Алетейя, 2011. – 392 с.
  2. Налоговое администрирование. – М.: КноРус, 2009. – 448 с.
  3. О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. Государственные и муниципальные финансы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 320 с.
  4. АРТУР МКРТЧЯН. Налоговые системы Республики Армения и Российской Федерации. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 196 с.
  5. Егор Гайдар. Долгое время. – М.: АСТ, 2015. – 736 с.
  6. Е.В. Ордынская. Трансформация налоговой системы в период кризиса. Российский и зарубежный опыт. – М.: Проспект, 2017. – 110 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Налог и прибыль. Налоговые теории
Налогообложение
Курсовая работа
34 стр.
Налоговые преступления и налоговые правонарушения в Российском законодательстве
Налоговое право
Диплом
97 стр.
Совершенствование государственного налогового регулирования деятельности организации
Налогообложение
Диплом
80 стр.
Расследование налоговых преступлений
Налоговое право
Диплом
80 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Александра
Ирина! Также хочу поздравить Вас с Новым Годом!!! Огромное спасибо за консультации по курсовому по статистике, мне все в нем понятно! Теперь если что-то понадобится, еще буду с удовольствием обращаться к Вам. Удачи и трудовых успехов Вам в Новом году, еще раз спасибо.