Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Сравнение цивилизации, формации и культуры

Культурология

Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и культура.

Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т. е. противопроставляется культуре, как материальное, техническое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникальному и гуманному. О. Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. логическое следствие, завершение и исход культуры». Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультурное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных обществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире существует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.

Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глубинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - человека, способного воспроизводить условия цивилизации и развивать ее.

Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает наличия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменяет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные общественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации.

Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социокультурная.

Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам

собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен

сменой форм собственности на основные средства производства,

происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.

В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т. е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать «формационные»: капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т. п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т. е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных

структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед

в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.

Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.

Понятие «цивилизации» шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем утверждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами.

Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.

Используемая литература:

«Цивилизации» под редакцией М. А. Барг

1 и 2 выпуски


Описание предмета: «Культурология»

Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а также памятники, явления и события материальной жизни людей.

Источниками культурологии являются: - исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств, история педагогики, история религии и др.; - прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение, востоковедение и др.; - вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика, текстология и др.

Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и др.; характеризуют культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями общественной науки.

Литература

  1. А.В. Луков, И.Л. Владимирова, В.В. Холщевников. Комплексная оценка зданий-памятников истории и культуры на рынке недвижимости. – М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006. – 344 с.
  2. И.Б. Лобанов. Русский язык и культура речи. – М.: Академический проект, 2007. – 336 с.
  3. К.Д. Никольская, И.С. Клочков, О.В. Томашевич, Г.А. Ткаченко. История и культура Древнего Востока. Энциклопедический словарь. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. – 432 с.
  4. Д.А. Голованова, Р.И. Кудинова, Е.В. Михайлова. Русский язык и культура речи. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – 144 с.
  5. Г.Г. Арутюнов, Е.В. Латыева, А.И. Соколовская, Т.А Черкасова. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2006. – 108 с.
  6. Ю.О. Бронникова, А.П. Сдобнова, И.А. Тарасова. Русский язык и культура речи. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 176 с.
  7. Под редакцией В.И. Максимова, А.В. Голубевой. Русский язык и культура речи. – М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2010. – 368 с.
  8. И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 792 с.
  9. Под редакцией В.И. Максимова, А.В. Голубевой. Русский язык и культура речи. – М.: Златоуст, 2010. – 384 с.
  10. О.И. Глазунова. Русский язык и культура речи. – М.: КноРус, 2012. – 248 с.
  11. И.Е. Суриков, В.С. Ленская, Е.И. Соломатина, Л.И. Таруашвили. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 792 с.
  12. Правовая охрана памятников истории и культуры. – М.: ИНИОН РАН, 2005. – 176 с.
  13. К.Г. Доусон. Религия и культура. – СПб.: Алетейя, 2001. – 288 с.
  14. А.И. Колесников. Сасанидский Иран. История и культура. – М.: Нестор-История, 2012. – 520 с.
  15. А.И. Дунев, В.А. Ефремов, Е.В, Сергеева, К.П. Сидоренко. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь. Учебно-практическое пособие. – М.: Юрайт, 2014. – 526 с.
  16. Т.И. Сурикова, Н.И. Клушина, И.В. Анненкова. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 240 с.
  17. Свод памятников истории и культуры Свердловской области. В 2 томах (комплект из 2 книг). – М.: ИД "Сократ", 2008. – 1184 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Соотношение понятий: "общество", "культура", "цивилизация"
Культурология
Реферат
22 стр.
Формирование творческого воображения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга у детей младшего школьного возраста
Педагогика
Курсовая работа
30 стр.
Воспитание у дошкольников интереса и уважения к жизни и культуре народов разных национальностей
Педагогика
Курсовая работа
31 стр.
Политика и культура
Политология
Реферат
17 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Елена (Ленинск-Кузнецк)
Ирина! Здравствуйте, реферат подошел, спасибо. С Новым годом! Спасибо, что помогаете студентам.