Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Валютный контроль как регулятор внешнеэкономической деятельностиЭкономическая теория
Введение
В центре внимания данной работы будут находиться действующая в настоящее время в Российской Федерации система валютного контроля и механизм ее влияния на поведение экономических субъектов. В работе предпринята попытка рассмотреть основные черты сложившегося в РФ механизма валютного контроля, сравнить его с механизмами валютного контроля в других странах и проанализировать его влияние на эффективность внешнеэкономической деятельности предприятий.
Актуальность исследуемой темы определяется современными экономическими условиями в РФ, обусловившими активизацию внешнеэкономической деятельности предприятий, ростом ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.
Также немаловажное значение при рассмотрении исследуемой темы имеет наличие конфликта в отношении к валютному контролю, как инструменту государственного вмешательства в систему рыночных отношений
С одной стороны в этом конфликте выступает государство, которое, руководствуясь стратегическими целями по стабилизации макроэкономической ситуации, создает достаточно жесткую систему контроля над внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов и передвижением валютных ценностей, пытаясь избежать:
1. масштабного вывоза капитала из страны
2. превышения импорта товаров над экспортом,
3. дефицит иностранной валюты на внутреннем рынке страны, что, в свою очередь, приводит к:
падению курса национальной валюты
усилению процессов инфляции;
С другой стороны выступают хозяйствующие субъекты, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, которые, чаще всего, руководствуясь программами по повышению нормы прибыли от конкретных внешнеэкономических операций, стараются обойти действующее законодательство, регулирующее данную сферу экономических отношений.
Это реакция хозяйствующих субъектов на любое проявление государственного вмешательства в механизм рыночных отношений, будь то налоговые, ценовые, социальные, антимонопольные или иные программы, непосредственно снижающие экономический эффект от предпринимательской деятельности.
Таким образом, исходя из наличия такого конфликта следует сделать вывод о необходимости рассмотрения современной системы государственного валютного контроля, ее противоречий и недостатков, механизма ее действия и механизма ее воздействия на поведение хозяйствующих субъектов с двух точек зрения:
1) с позиций макроэкономических государственных интересов;
2) с позиций предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, интересы которых вступают в противоречие с государственными.
В данной работе сосредоточено внимание на рассмотрении проблем, возникающих в процессе отношений государства и хозяйствующих субъектов в сфере валютного контроля и регулирования и поставлены следующие задачи:
• рассмотреть основные черты современной системы валютного контроля в РФ, дать основные понятия, определить объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении, выявить достоинства, основные недостатки и противоречия российского метода валютного контроля;
• проанализировать механизм влияния системы валютного контроля на макроэкономическую ситуацию в государстве в целом и на поведение хозяйствующих субъектов в частности;
• рассмотреть наиболее типичные системы валютного контроля зарубежных стран и сравнить их с российским механизмом контроля над внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов.
Основные цели данной работы заключаются в следующем:
• дать характеристику современной системы валютного контроля, действующей на территории РФ; показать ее недостатки и сформулировать возможные пути ее совершенствования;
• выявить характер связи (прямая или косвенная) между применением государством мер по валютному контролю за осуществлением внешнеэкономической деятельности и нормой прибыли хозяйствующих субъектов от данного вида деятельности;
• показать разнохарактерность отношений к мерам валютного контроля государства, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, с другой.
Необходимо отметить, что данная дипломная работа, содержит информацию о недостатках и достоинствах функционирующей в настоящее время в РФ системы государственного валютного контроля. В работе предпринята попытка дать максимально возможный объем информации необходимой для избежания, часто непредумышленных, ошибок, влекущих за собой нарушение валютного законодательства.
Настоящая работа создавалась с учетом положений валютного, банковского и таможенного законодательства, которыми в совокупности и регулируется государством внешнеэкономическая деятельность предприятий. Процесс написания дипломной работы осложнялся постоянным изменением и ростом нормативной базы и достаточно малым количеством компетентных и профессиональных (как теоретических, так и практических) разработок и источников информации по исследуемой теме, большинство из которых носит чисто описательный характер.
Глава 1. Валютный контроль как регулятор
внешнеэкономической деятельности
В настоящее время многие страны, а Россия в особенности, сталкивается с проблемой приспособления к сложным экономическим ситуациям и устанавливает жесткий государственный контроль (в том числе валютный) над внешнеэкономическими отношениями страны.
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня - государственного контроля.
Из всех видов валютной политики наибольшее распространение получила практика валютного контроля, применяемая практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Правительства сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегают к поддержке фиксированных валютных курсов при помощи развитой системы государственного контроля, ограничивающего возможности резидентов покупать иностранные товары и услуги или предоставлять за границу кредиты и обязательства.
Государство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким причинам. Во-первых, такая политика гарантирует от дальнейшего увеличения затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты (кроме затрат на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля). Многие страны выравнивают платежный баланс путем использования валютного контроля. В такой ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а следовательно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксированы.
Использование валютного контроля оказывается сравнительно предпочтительным и в том плане, что предоставляет правительством большую гибкость и власть при осуществлении валютной политики, тогда как использование других видов поддержки курса национальной валюты регламентируется международными валютными соглашениями. Государственные власти также считают, что валютный контроль облегчает им осуществление регулирующей функции в отношении отечественных фирм посредством введения процедур подачи заявок на приобретение валюты и механизмов отслеживания процессов связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Государственный валютный контроль может быть классифицирован последующим критериям:
1. По степени жесткости:
1. 1. «Жесткий» валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;
1. 2. «Мягкий» валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.
2. По направлению товаро- и валютопотоков:
2. 1. Контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;
2. 2. Контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.
3. По национальной принадлежности валют:
3. 1. Контролю подвергается обращение валют определенных стран;
3. 2. Контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.
4. Обращение валют внутри страны:
4. 1. Обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;
4. 2. Обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.
5. По временному критерию:
5. 1. Разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;
5. 2. Независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.
6. По валютному объему сделок:
6. 1. Дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;
6. 2. Независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.
7. По продуктовому критерию:
7. 1. Установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);
7. 2. Отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок.
Выше выделены только основные критерии классификации видов государственного валютного контроля. Любое правительство может разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного контроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.
Государственный валютный контроль - это система мер, принимаемых правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации, посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.
Процесс государственного валютного контроля можно рассматривать с двух сторон:
Как механизм действия государственного валютного контроля;
Как механизм воздействия государственного валютного контроля на национальную экономику.
Что касается первого направления рассмотрения государственного валютного контроля, то в общем виде этот процесс выглядит следующим образом.
Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте (ведение валютных операций без наличия лицензий строго запрещено). Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, обычно, обязует резидентов сдавать иностранную валюту государству, но по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты. Однако, если объем ввоза иностранных валюты и долговых обязательств меньше, чем спрос на них на внутреннем рынке, то валютный контроль не только уменьшает объем капиталопотоков, но и приводит к искусственному завышению курса национальной валюты. Такая ситуация является достаточно опасной, так как завышенный курс национальной валюты действует только внутри государства и, чаще всего, не поддерживается на внешних валютных рынках. Это ведет к псевдостабилизации, носящей исключительно внутренний характер, что ограничивает возможности национальной экономики в сфере международной экономической интеграции.
Однако конкретные механизмы действия системы государственного контроля являются исключительно индивидуальными для каждой страны в отдельности, исключением могут быть валютные союзы и наднациональные объединения, в которых валютный контроль в отношении валют третьих стран строится на основании внутриорганизационных межгосударственных договоров.
В данной главе будут рассмотрены такие основные направления воздействия механизма государственного валютного контроля, как:
1) воздействие на макроэкономическую ситуацию;
2) влияние на поведение хозяйствующих субъектов;
3) социальные последствия применения государственного валютного контроля.
Механизм воздействия системы государственного валютного контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию на последнюю количественных ограничений импорта (квотирования). Последствия для национальной экономики в целом валютного контроля можно представить как последствия введения импортных квот, которые распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также негативна, как и импортный тариф не приходится, то же самое и с валютным контролем: валютные ограничения имеют отрицательный эффект, похожий на действие единого налога на все международные сделки.
Что касается влияния использования государством валютного контроля на поведение отдельных хозяйствующих субъектов, то можно отметить то, что в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут на нарушения государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранных партнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.
Относительно социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках.
Столкновение интересов государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:
А) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок - это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;
В) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства, особенно в условиях бюджетного кризиса, не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;
С) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.
В принципе, однотипные конфликтные ситуации возникают и при столкновении интересов государства и резидентов в сфере обращения иностранных валют внутри государства. Среди них можно выделить следующие:
А) формирование и распространение нелегальных сделок с валютами на «черных» валютных рынках ведет к снижению облагаемой базы (оборот наличной валюты) и, соответственно, к снижению поступлений в госбюджет, а ажиотажный спрос на иностранную валюту снижает курс национальной и подрывает доверие населения к последней;
В) в условиях функционирования кризисной экономики населения чаще всего осуществляет сбережения «в чулках», это не позволяет правительствам использовать валютные депозиты в национальных банках, как инструмент регулирования изменения курса национальной валюты;
С) так как, первоочередной задачей государственного валютного контроля является отслеживание нарушений валютного законодательства, то можно предположить, что государство проверяет правильность ведения операций с иностранной валютой резидентами именно для того, чтобы найти данные нарушения такое отношение к резидентам порождает ярко выраженную негативную реакцию со стороны последних на применение механизма валютного контроля в целом.
Валютный контроль уменьшает экономическую нестабильность посредством поддержания постоянной стоимости национальной валюты.
Валютный контроль применяется практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Некоторые страны усиливают валютный контроль, однако многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования и свободного курсообразованию, перейдя к полной конвертируемости валют и снятия ограничений при движении капитала. При этом неоднократно наблюдались возвраты к ужесточению валютного регулирования, особенно в трудные для страны периоды.
Основная цель валютного регулирования - устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентноспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и внешнеэкономической экспансии в высокотехнологичных отраслях при рациональном, управляемом в зависимости от складывающейся экономической ситуации платежном балансе страны, эффективном использовании имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшении оттока капитала за рубеж.
Для этого прежде всего необходимо обеспечение с помощью валютного контроля объема продажи валютной выручки без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической модернизацией и увеличением экспортоориентированного производства. Целесообразны и такие меры, как введение правил торговли на валютном и финансовом рынке, повышающие возможности их регулирования, прозрачности операции и предсказуемость; регулирования движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны; обеспечение притока иностранных прямых и портфельных инвестиций; привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для подъема производства. Кроме того, актуальны разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом и рациональной политики воздействия на курс рубля, восстановления рынка акций компании и государственных облигаций для уменьшения давления на валютный рынок, возрождение и развитие рынков срочных контрактов в целях управления валютными рисками.
Незаконный отток капитала правонарушения в валютной сфере и коррупция наносит столь значительный ущерб государству и гражданам, что его устранение и минимизация компенсирует некоторое неизбежное ущемление интересов отдельных экспортеров, импортеров и участников валютного рынка при ужесточении валютного регулирования.
Доля продажи валютной выручки экспортерами - важный управляющий параметр, который можно использовать для регулирования валютного рынка и проведение политики курсообразования. Импортные тарифы на отдельные группы товаров должны быть гибкими, чтобы наполнить внутренние рынки, создать конкурентную среду и в то же время защитить отечественных производителей отдельных видов продукции.
Во внешнеторговых операциях по большинству товарных групп целесообразно перейти на аккредитивную форму оплаты с раскрытием аккредитива после предъявления соответствующих таможенных документов либо на использование механизмов банковских гарантий. Значительная бартеризация внешнеэкономической деятельности и наличие разнообразных и иногда необоснованных льгот становится ощутимым препятствием для целенаправленного валютного регулирования.
По всем основным сегментам внешнеэкономической деятельности требуется перерегистрация участников рынка и их лицензирования. Лицензии надо выдавать с учетом истории внешнеэкономической деятельности предприятия.
Глава 2. Осуществление валютного контроля в различных странах
Структуризация валютного рынка каждой страны во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которые осуществляются через валютное регулирование, направленное на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса. Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.
Основными целями валютного контроля являются защиты экономики стран от резких колебаний денежно-кредитной системы и уменьшение валютных резервов, вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной (в т. ч. экономической) безопасности.
Одним из инструментов достижения целей валютного контроля до недавнего времени служили ограничения движения капитала. Развитие внутреннего финансового рынка промышленно развитых странах Западной Европы, США и Японии, а также укрепление связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами привели к осуществлению важнейших реформ денежно-кредитной политики и ослаблению валютного контроля (валютные ограничения в экономически развитых странах Западной Европы сохранялись до начала 60-х годов, кроме США, где они были отменены значительно раньше).
Особенности валютного контроля в промышленно развитых
странах
Механизм валютного контроля в промышленно развитых странах исторически складывался с учетом специфических условий развития каждой из этих стран. В следствии этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного контроля.
Италия. Система валютного и экспортного контроля Италии является одной из самых жестких в Европе.
В связи с тяжелым экономическим положением страны в 30-е годы была разработана система валютных ограничений, получившая название «монополия на обмен валют». По этой системе, просуществовавшей до 1955 г., экспорт итальянской валюты запрещался в любой форме. Получаемые экспортерами товаров и услуг выручка и доходы в иностранной валюте подлежали обязательной сдаче в Национальный институт по валютным операциям в объеме 100% в обмен на национальную валюту.
В 1955-1956 гг. в стране был принят так называемый рамочный Закон, основные положения сохраняются и в настоящее время. Так, законом от 1955 г. было отменено правило обязательной продажи резидентами иностранной валюты итальянскому валютному бюро. В уполномоченных банках - агентах для них были открыты специальные валютные счета, на которые зачислялась вся сумма выручки в иностранной валюте.
В 1963 г. итальянским юридическим и физическим лицам было разрешено свободно покупать и продавать акции и облигации за национальную валюту при условии, что все сделки такого рода будут осуществляться через банк Италии.
Постепенно стало происходить либерализация внешнеэкономической деятельности Италии. В конце 1989 г. в Италии был принят декрет о валютном регулировании, по сути разрешивший ведение любого рода валютной финансовой деятельности не противоречащей законам. Вместе тем основные принципы валютного регулирования (обязательное уведомление государственных органов о всех операциях в иностранной валюте, осуществляемых резидентами; запрет на хождение иностранной валюты на внутреннем рынке страны) подлежат неукоснительному выполнению.
Принято считать, что к 1988 г. Италия завершила мероприятия по либерализации внешнеэкономической деятельности.
Великобритания. Основной задачей органов валютного контроля Великобритании является сохранение национальных валютных резервов и обеспечение оптимальных пропорций платежного баланса.
Основы современной системы валютного контроля были заложены в довоенное время с принятием 1939 г. Предписаний об обороне и Закона об импорте, экспорте и полномочия таможен. В 1947 г. вступил в силу Закон о валютном контроле, в последствии дополненный положениями Закона о финансах от 1968 г. и 1977 г., а также более чем 40 нормативными документами, изданными Казначейством и Банком Англии.
Среди наиболее важных современных нормативных документов, регламентирующих валютный и экспортный контроль, следует упомянуть Закон об импорте и экспорте от 1990 г., Распоряжения о контроле за экспортом товаров от 1979 г., Закон об администрации Таможенного и акцизного управления от 1979 г.
Система органов валютного и экспортного контроля Великобритании включает Казначейство, Банк Англии и уполномоченные банки, имеющие валютную лицензию, а также органы таможни и акцизов. Британское Казначейство является главным органам, определяющим режим валютного регулирования, однако большую часть оно делегировало Банку Англии, который непосредственно осуществляет валютный контроль.
Одной из функций валютного контроля в Великобритании является обеспечение своевременного возвращения выручки за экспортом английских товаров из стран, не входящих в ОПТ, куда относится Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Нормандские острова и остров Мэн, Ирландия и Гибралтар.
В последнее время, несмотря на тенденцию к либерализации валютного и экспортного контроля в отношении традиционных валютных и внешнеторговых операций, правительство Великобритании уделяет серьезное внимание борьбе с легализацией преступных доходов, как внутри страны, так и в международном плане.
Франция. В начале 80-х годов правительство Франции приступило к осуществлению планомерной политики либерализации внешнеэкономической деятельности, в первую очередь валютного обращения. Такая политика явилась отражением общих тенденций в развитии экономических связей между странами Западной Европы.
Жесткая ограничительная система валютного контроля, установленная во Франции в конце 70-х годов, сыграла свою роль в ограничении темпов инфляции в стране, создании достаточных валютных резервов.
Усилия органов валютного контроля способствовали выхода Франции из-за затяжного экономического кризиса. Однако уже в начале 80-х годов стало очевидным, что всеобъемлющая система валютного контроля тормозит дальнейшее развитие французской экономики.
Либерализация экономических связей и ослабление системы валютного контроля в области импорта, экспорта и операций с ценными бумагами способствовали принципиальному улучшению динамики движения валютных средств и стабилизации экономики страны в целом.
Указом Президента № 89-938 от 29 декабря 1989 г. Франция официально декларировала свой отказ от проведения политики жесткого валютного контроля.
Япония. Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:
Сделки с иностранной валютой, совершаемые банками;
Платежи (включая перевод дивидендов) за границу и из-за границы;
Сделки связанные с движением капиталов (включая инвестиции);
Внешнеторговые сделки.
Основным средством валютного регулирования является лицензирование определенного рода операций либо обязательность предварительного уведомления. Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки.
Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютным обменом от 1980 г. Направление экспортного контроля:
Контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения;
Контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках;
Контроль экспорта товаров, оговоренных международными соглашениями;
Контроль товаров запрещенных к экспорту;
Контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране - импортере права третьих лиц, что чревато уплатой штрафов.
Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии.
2. 2. Валютный контроль РФ
2. 2. 1. Объекты и субъекты валютного контроля в РФ
Валютный контроль - это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнение хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезединтами на территории страны при операциях с валютными ценностями.
Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.
Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.
Под валютными ценностями понимается:
Иностранная валюта:
А) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении в других государствах;
Б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах.
Ценные бумаги - платежные документы (векселя, чеки, аккредитивы), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Драгоценные металлы - золото, серебро, платина, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий.
Природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий из этих камней.
К валютным ценностям относятся также облигации внутреннего государственного валютного займа, которые могут в стране покупаться и продаваться за рубли и иностранную валюту (и в безналичном порядке), но запрещен их свободный вывоз из России.
Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты.
Валютные операции - это все операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также с перемещением валютных ценностей через границу РФ.
Для определения характера операции принципиальное значение имеет период осуществления сделки.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим операциям относятся:
переводы в Россию и обратно валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием внешнеторговых операций на срок не более 180 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов;
переводы в Россию и из России процентов, дивидендов и других доходов по операциям, связанных с движением капитала;
переводы не торгового характера, т. е. зарплаты, пенсии, наследства, алименты.
Особенностью текущих операций является предельный срок, в течении которого возникает и прекращается обязательства, на основании которого происходит переход права собственности на валютные ценности. Такой срок определен как 180 дней, с момента возникновения обязательства передачи права на валютные ценности, в течении которого это обязательство должно быть выполнено.
В отличие от текущих валютных операций к валютным операциям, связанных с движением капитала, относится все обязательства, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, которые возникают и прекращаются в срок, превышающий 180 дней.
Данный тип валютных операций включает:
прямые инвестиции, т. е. вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;
портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
переводы и оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу.
На осуществление всех операциях, связанных с движением капитала необходима лицензия Центрального Банка РФ.
В последнее время следует отметить ужесточение политики ЦБ РФ в области лицензирования внешнеэкономической деятельности коммерческих банков. Довольно часто несоблюдавшейся у создаваемого банка срок работы в течении одного года с рублями стал неукоснительно соблюдаться. При выдаче валютных лицензий самое пристальное внимание стало обращаться на финансово-экономическое положение банка. Банкам со слабыми показателями практически был перекрыт доступ к валютным операциям. Банк России выпустил 19 апреля 1996 года нормативный акт № 276 «О требованиях к банкам, ходайствующим о получении лицензии на осуществлении банковских операций». Согласно этому документу в российской банковской системе применяются два вида лицензии. Первый вид лицензии дает право на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и в валюте, второй - на привлечение во вклады средств физических лиц.
Принципиально иным стал механизм выдачи лицензий на совершение валютных операций. До выхода этого акта существовало три вида валютных банковских лицензий, - внутренняя, расширенная и генеральная - получить которые банк мог лишь в последовательности по нарастающей по прошествии как минимум года работы на рублевом рынке. Теперь вновь создаваемые банки уже в момент подачи документов могут претендовать на получение валютной лицензии, дающей право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков. Требования к ним единственное - величина уставного капитала должна соответствовать Инструкции № 1 на соответствующей период. Банк, обладающий уставным капиталом в 5млн. экю, одновременно может претендовать на получение лицензии по работе с драг. металлами.
Новым нормативом сохранена особенность статуса генеральной банковской лицензии, но несколько изменено содержание самой лицензии. Теперь наличие такой лицензии не расширяет круг выполняемых банком операций. Генеральная лицензия призвана быть своего рода «фирменным знаком» российского банка за рубежом, позволяющим ему открывать свои филиалы за границей и приобретать акции банков - нерезидентов. Банк, претендующий на генеральную лицензию, должен иметь право на проведение всех видов банковских операций, иметь собственный капитал, эквивалентный 5 млн. экю., получить положительные заключения по результатам комплексной проверке не позднее чем за три месяца до предоставления документов.
По данным на 1 июля 1997 года насчитывались 273 кредитной организации, имеющие генеральные лицензии и 61 кредитная организация, получившая право на проведение операций с драгметаллами.
Среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.
В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» органами валютного контроля являются ЦБ РФ и Правительство РФ. Кроме того, после принятия Таможенного кодекса в 1993 году, Государственному Таможенному Комитету был присвоен статус органа валютного контроля.
ЦБ РФ является основным органом валютного контроля и валютного регулирования в РФ. ЦБ РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.
ЦБ, осуществляя от имени государства валютный контроль, вправе делегировать свои полномочия агентам валютного контроля, которыми являются уполномоченные банки.
Наделение полномочиями агентов валютного контроля производится посредством предоставления банкам лицензий на право осуществления банковских операций в иностранной валюте, которые с 1 июля 1994 года выдаются банкам, имеющим собственный капитал в размере, эквивалентом не менее чем 1 млн. экю. Уполномоченные банки выполняют такие валютные операции как:
покупка и продажа иностранной валюты;
ведение счетов физических и юридических лиц;
выдача кредитов в иностранной валюте;
депозитные операции и операции с иностранной валютой на валютной бирже;
открытие корреспондентских счетов иностранным банкам;
предоставление услуг иностранным фирмам и представительствам;
инкассирование валютной выручки;
операции с дорожными чеками и пластиковыми карточками;
прием платежей в иностранной валюте;
осуществление международных расчетов и платежей.
Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.
После принятия Таможенного Кодекса 1993 году Государственному Таможенному Комитету был присвоен статус органа валютного контроля, а иным таможенным органам - агентов валютного контроля. Необходимо отметить, что в отличие от ЦБ и Правительства РФ компетенция таможенных органов в области валютного контроля ограничена. Она распространяется лишь на валютные операции, связанные с перемещением валюты и валютных ценностей через границу, и внешнеторговую деятельность российских лиц.
ГТК РФ, как орган валютного контроля и иные таможенные органы, как агенты валютного контроля имеют право:
осуществлять проверки валютных операций экспортеров;
запрашивать у экспортеров и их банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;
не пропускать товары через таможенную границу в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушением валютного законодательства.
На сегодняшний день таможенно-банковским валютным контролем охвачено до 80% экспортных операций и большинство импортных (в том числе с 1996 года внешнеторговые бартерные сделки). Это единственная в стране система сплошного автоматизированного контроля, включающая 9 тыс. банков, 156 таможен, 750 постов. Действенность существующих технологий подтверждается снижением процента не поступления экспортно-валютной выручки (9% в 1995 году, 7% - 1996, 6% - 1997, 5% - 1998) .
В данное время на законодательном уровне снижены сроки текущих валютных операций (90 дней), в три раза снижены сроки проверок по фактам нарушения правил таможенного и валютного регулирования. Вводится контроль за сделками, предусматривающими расчеты в рублях, планируется введение контроля смешанных внешнеэкономических сделок.
В 1998 году таможенно-банковским контролем были охвачены операции экспортеров на сумму 49, 1 млрд. долларов, импортеров - 34, 5 млрд. долларов. Достигнутый уровень валютного контроля по экспортно-импортным сделками с товарами снижает возможность утечки капитала через этот канал, но остаются иные каналы ухода капитала за рубеж, в частности валютные операции при сделках, реализуемых с участием компании, зарегистрованных в оффшорных зонах.
Важным звеном валютного и экспортного контроля является федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю.
Она была создана в соответствии с Указом Президента РФ «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года, Постановлением Совета Министров и Правительства РФ «Об усилении валютного и экспортного контроля и развития валютного рынка» от 6 марта 1993 года.
Главной задачей ФСВК является поведение единой общегосударственной политики в области организации и надзора за соблюдением российского законодательства в сфере валютных экспортно-импортных и других внешнеэкономических операциях.
В функции данной службы входит:
контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского законодательства и ведомствами нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за исполнением резидентами обязательств перед государство в иностранной валюте;
контроль за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильность использования полученных квот и лицензий;
контроль эффективности использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Россией на основе международных договоров;
контроль за полнотой поступления средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в т. ч. в зарубежных странах, и представление предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ в этой сфере.
Федеральной службе по валютно-экспортному контролю Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 года «О мерах по усилению и развитию валютного контроля в РФ» предоставлено право принимать решение о предоставлении юридическим лицам рассрочки до 6 месяцев по уплате штрафов за нарушение валютного законодательства, ставить вопрос о приостановлении валютных, экспортно-импортных операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий других прав в области внешнеэкономической деятельности, получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы.
Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.
Согласно положению ЦБ и ГТК РФ от 22 декабря 1999 года «О применении Инструкции ЦБ и ГТК «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров» от 13 сентября 1999» резидентами являются:
физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории РФ.
Нерезидентами являются:
физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;
находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации.
Расчеты между резидентами на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме (наличными не более 2 млн. рублей). Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами - резидентами на территории России запрещается, за исключением таких случаев:
при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;
при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в отечественные морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;
за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;
при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции (работ, услуг) на экспорт из» валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте;
при переведении расчетов, связанных с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте или его погашением, а также при проведении операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).
Резиденты - юридические лица имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту за российские рубли на внутреннем валютном рынке страны в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка и продажа производятся через уполномоченные коммерческие банки, т. е. банки, получившие лицензию Банка России на совершение валютных операций. Указанные банки осуществляют сделки по поручению своей клиентуры на покупку (продажу) иностранной валюты либо через валютные биржи, либо производят подобные операции непосредственно между собой. Покупка (и продажа) иностранной валюты за российские рубли отечественными предприятиями и организациями, минуя уполномоченные банки, запрещается.
Расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами - нерезидентами на территории России могут осуществляться как в российских рублях, так и в иностранных валютах, но в порядке, устанавливаемом Банком России.
Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета и вклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России. С января 1996 г. российские резиденты могут открывать валютные счета и в иностранных (в смешанных с участием иностранного капитала) банках, работающих на территории страны на основе лицензии, полученной от Центрального банка РФ.
Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами России. Органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в России резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соблюдением ими валютного законодательства страны, а также проводят проверки осуществляемых в стране валютных операций.
2. 2. 2 Особенности осуществления валютного контроля в РФ
Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны, вставшей на путь рыночных реформ, стало развитие внешнеэкономических связей. Данное направление нашло воплощение в либерализации внешней торговли. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 года № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Этот указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществлении экспортно-импортных операций, долгое время игравших роль посредников между производителями экспортируемой продукции и их партнерами за рубежом. Этот указ разрешал всем зарегистрированным на территории РСФСР хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности осуществлении внешнеэкономической, в т. ч. посреднической деятельности. Этим указом положено начало первого периода в развитии операций с иностранной валютой.
Основополагающим документом стал Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 сентября 1992 года № 3615-1, который определил принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства. Этот закон упразднил монополию Внешэконом банка на проведение операции с иностранной валютой. Коммерческие банки получили право осуществлять валютные операции, регулируемые Минфином РФ и ЦБ РФ наряду с регулированием внешнеэкономической деятельности.
Основным принципом построения в РФ системы валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.
Создание эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж - важные задачи, стоящие перед ЦБ.
В системе государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления, это прежде всего:
контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров за пределы РФ;
контроль за поступлением оплаченных товаров по импортным операциям, согласно заключенных контрактов;
контроль над процессами обмена национальной валюты на иностранную, производимый населением внутри страны;
контроль над обращением на территории страны иных валютных ценностей.
Наиболее опасные для экономики страны нарушения валютного законодательства связанные с оттоком валютных средств за рубеж. Поэтому ЦБ РФ создал систему валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечением взаимодействия участвующих в нем органов и агентов валютного контроля.
По данным ГТК таможенно-банковским валютным контролем на сегодняшний день охвачено около 80% экспортных операций.
С 1 января 1996 года таможенно-банковский контроль был распространен на операции, связанные с импортом товара. Это позволило минимизировать возможность использования участниками внешнеэкономической деятельности такого канала утечки капитала, как авансовые платежи, не подтвержденные поставками товаров в сроки, установленные законодательством. По данным ГТК сумма импортных операций, охваченных 1997 году системой контроля, составила 30, 5 млрд. долларов или 67% от общего объема импорта. При этом резидентами был авансирован импорт товаров на сумму 12, 4 млрд. долларов.
Несмотря на возросшую эффективность таможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли. Если в предшествующие годы утечка капитала из России, ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов, то она хотя бы отчасти компенсировалась притоком иностранных инвестиционных и кредитных ресурсов. Сейчас же в условиях резкого сокращения иностранных инвестиций и кредитов ситуация иная: бегство капиталов «съедает» половину экспортной валютной выручки и в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу, заложенные в федеральном бюджете на 1999 год. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты. Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки, как база стабильного и прогнозируемого предложения валюты на внутреннем валютном рынке и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.
Реализация принятых ЦБ РФ жестких регулирующих мер (изменение системы торгов на межбанковских валютных биржах с отделением торговли валютой по внешнеторговым сделкам от спекулятивных операций, введение нового механизма регулирования и контроля операций покупки валюты на рынке и контроля за ее дальнейшим целевым использованием) позволила вывести объемы поступления экспортной валютной выручки и, соответственно ее предложения на валютном рынке на докризисный уровень.
Были созданы предпосылки для увеличения предложения валюты на внутреннем рынке. Большую роль в этом сыграло повышение с 1 января 1999 года норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки с 50% до 75% и усиление контроля за ее возвратом в страну. Принятие этого решения позволило стабилизировать ситуацию на валютном рынке в самый сложный период, который является начало каждого года, и улучшить наполнение валютного рынка ресурсами на протяжении всего 1999 года. Несмотря на сезонное сокращение более чем на 30% поступления экспортной валютной выручки в январе 1999 (до 3, 3 млрд. долларов) по сравнению с декабрем 1998, среднедневные объемы ее предложения на специальных торговых сессиях выросли за этот период на четверть. Падение курса рубля не произошло, а ЦБ в первые за последние годы удалось избежать проведения массированных интервенций на валютном рынке и сохранить свои валютные резервы. Подводя итоги в целом за 1999 г., следует отметить, что невозврат валютной выручки от экспорта товаров, охваченных системой банковско-таможенного контроля, оценивается на самом минимальном за все годы уровне - 3%.
Золотовалютные резервы ЦБ с 1998 г. выросли с 13 млрд. долларов до 13, 1 млрд. долларов. Это произошло без поддержки МВФ и это показывает, что ЦБ мобилизовал внутренние ресурсы. Большую часть суммы ЦБ смог купить у экспортеров на внутреннем валютном рынке. Экспортеры продали валюту ЦБ лишь потому что ЦБ установил курс доллара в 28, 5 рублей. Экспортеры получили возможность продать свою выручку по более высокой цене.
Если ЦБ установит 100% обязательную продажу валютной выручки на внутреннем валютном рынке, то экспортеры согласятся только в том случае, если ЦБ не будет искусственно сдерживать рост курса доллара.
В начале 1999 г. наиболее актуальной стала проблема утечки капитала в оффшорные зоны по импортным контрактам, значительная часть которых имеет фиктивный характер. В первом квартале 1999 г. в оффшоры уходило более 1/3 от всей продаваемой экспортерами валютной выручки. Реакция государства на сложившуюся критическую ситуацию явилось принятие Банком России пакета нормативных решений в области валютного регулирования и валютного контроля. Из принятых мер следует выделить введение требования открытия рублевых депозитов при авансировании товаров, запрет на покупку валюты на специальных торговых сессиях под выплаты по вкладам физических лиц и конверсию рублей в иностранную валюту через корреспондентские счета банков - нерезидентов, а также определение признаков подозрительности валютных операций и начало создания системы контроля уполномоченными банками за сделками клиентов, обладающих такими признаками.
Основными принятыми решениями по противодействию утечке капитала является:
Избирательность подхода к регулированию внутреннего валютного рынка. Это предполагает, с одной стороны, создание благоприятных условий для деятельности добросовестных участников внешнеторговой деятельности, а с другой - затруднение реализации спекулятивного спроса на валютные ресурсы.
Комплексность регулирующего воздействия на разные сегменты валютного рынка - операции резидентов и нерезидентов, операции и расчеты в наличной и безналичной форме.
Оперативность разработке и принятие регулирующих мер.
Таким образом, практика 1999 г. показала высокую эффективность инструментов валютного регулирования и валютного контроля по обеспечению стабильности внутреннего валютного рынка и противодействие утечки капитала за границу. Однако, несмотря на позитивные сдвиги, положение дел с утечкой капитала за границу остается сложной, т. к. в современных условиях повышения эффективности, противодействия государства такому явлению, как утечка капитала, зависит от совершенствования существующей законодательной базы.
2. 2. 3. Валютный контроль экспортных операций
«Невозврат» валютной выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что из страны выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в том, что оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране идет обратный процесс.
Превышение вывоза капитала над ввозом капитала в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций, которое может трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей инвестирования этих средств во внутренней экономике, по оценкам экспертов центрального банка России, опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 г., более 4 млрд долл. ежегодно.
Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров, распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:
А) расчеты между резидентами РФ и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
Б) хотя бы часть требований российского экспортера к иностранному покупателю будет удовлетворена платежами в иностранной валюте, то есть контракт предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров либо платежами в рублях.
Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на сделки, связанные с экспортом работ и услуг, а также на сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ, в таможенном режиме экспорта, по которым:
А) расчеты осуществляются в соответствии с законодательством РФ только в валюте РФ;
Б) не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (товарообменные, «бартерные» и подобные операции).
Согласно положению о валютном контроле экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ, при этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.
Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами. [
С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:
1) оформление паспорта сделки;
2) таможенное оформление экспортных товаров;
3) передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
4) контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
5) передача уполномоченными банками в ГТК РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;
6) конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров ГТК РФ, Федеральной службой Валютного и экспортного контроля и другими органами валютного контроля.
Введена в действие совместная инструкция ЦБ РФ и ГТК «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров».
Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.
Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.
Для оформления ПС экспортер предъявляет контракт (оригинал или копию с печатью, заверенную первым лицом) в банк, где находится его валютный счет, на который должна поступить выручка от экспорта товаров. Экспортер вместе с этим банком оформляет ПС, в котором приводится краткое содержание условий контракта. По каждому заключенному контракту оформляется один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором должна поступить выручка от импортера - нерезидента.
Одновременно с заполненными подписанным паспортом сделки экспортер представляет в банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи по счету экспортера, скрепленную печатью экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС.
С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:
полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;
зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет экспортера в банке, в который он представляет ПС для оформления.
Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет соответствие данных паспорта сделки условиям контракта, соответствие подписи на паспорте сделки образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету экспортера) и подписывает представленные экспортером экземпляры паспорта сделки.
Первый экземпляр паспорта сделки возвращается экспортеру, второй экземпляр служит основанием для открытия банком досье (формируется по каждому паспорту сделки подборка документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, досье формируется уполномоченными банками по каждому паспорту сделки, в которое он помещается для хранения).
С подписанием паспорта сделки банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выражает согласие на выполнение функций по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту.
Банк имеет право отказать в подписании паспорта сделки, если имеется:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, внесенным в ПС;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего российского законодательства;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке;
отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки в установленном порядке.
После подписания паспорта сделки уполномоченный банк возвращает экспортеру первый экземпляр паспорта сделки вместе с оригиналом или копией контракта, второй экземпляр хранится в банке.
Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к другим документам, предусмотренным российским законодательством, ксерокопии ПС, заверенной ответственным лицом банка и с банковской печатью, а также копии с грузовой таможенной декларации (ГТД) на оформляемый груз.
Таможенные органы контролируют соответствие данных ПС и данных, заявленных в ГТД, и при отсутствии расхождений заверяют ПС. На основании ГТД составляется учетная карточка (далее УК) таможенно-банковского контроля (документ валютного контроля, составленный по установленной данной инструкцией форме и содержащей необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом, экспортируемом по контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях выручки). На основе УК в календарной последовательности оформляется реестр ожидаемого поступления на транзитные счета экспортеров валютной выручки от экспорта товаров.
Экспортер после поступления на его валютный транзитный счет выручки от экспорта товаров, оформляя поручения о переводе части выручки на свой текущий валютный счет и обязательной продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке, отдельной строкой указывает номер и дату ПС и УК, по которым поступила экспортная выручка (если поступил аванс, то указываются реквизиты только ПС).
Инструкцией предусматривается ответственность как экспортера за несвоевременное предоставление необходимой документации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции.
28 декабря 1999 г. Минюст РФ зарегистрировал совместное Положение Банка России и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. «О применении Инструкции Банка России и ГТК «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров» от 13 октября 1999 г».
В Положении дано определение «резидент», отличное от закрепленного в Законе РФ от 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с Положением к резидентам относятся только юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. А в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» резидент - это физические и юридические лица и филиалы, представительства за пределами РФ. Таким образом, определяя понятие экспортер только через понятие резидент, новая Инструкция допускала заключение внешнеторговых контрактов от лица структурных подразделений юридических лиц, не признаваемых между тем субъектами не гражданских, не валютных правоотношений. Однако более серьезным последствием могло бы стать выпадение из сферы экспортного валютного контроля толлинговых операций, т. е. сделок, в соответствии с которыми иностранное лицо за иностранную валюту приобретает сырье у российского лица и передает его другому российскому лицу для переработки и последующему вывозу переработанного товара за границу. Подобные сделки составляют 1/3 всех экспортных операций, осуществляемых в РФ. Следовательно, отсутствие контроля за ними может привести к огромным валютным потерям.
2. 2. 4. Валютный контроль по импортным операциям
Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.
Некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.
Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.
Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров.
Действие системы валютного контроля распространяется на:
А) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;
Б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.
Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), которая оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.
С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне.
В случае невыполнения условий поставок товаров или возврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров, однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорных обстоятельства документально подтверждены.
Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.
Банк вправе выдавать импортеру, по его просьбе, гарантию валютного контроля (далее ГВК) - обязательство, в силу которого банк обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате при привлечении импортера к финансовой ответственности, возникающей при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.
Гарантия валютного контроля направляется банком импортера в территориальное учреждение ЦБ РФ не позднее третьего рабочего дня со дня переводы суммы предоплаты за импортируемые товары.
Основной принцип действия механизмов контроля над обоснованностью платежей по импорту заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, осуществляющим платежи за импорт, вменено в обязанность следить за поступлением оплаченных товаров на территорию РФ или за возвратом средств в случае непоставки товаров. При этом контроль за обоснованностью платежей по импорту осуществляется с помощью тех же механизмов, что и контроль за поступлением выручки от экспорта.
В целях валютного контроля способы расчетов за импортируемые товары подразделяются на три вида:
1) оплата ввезенных и растаможенных товаров;
2) предоплата;
3) оплата отгруженных в пользу получателя, но не растаможенных товаров.
Наиболее распространенным ранее способом вывоза валюты по фиктивному импорту была именно предоплата. Механизм данной операции выглядит следующие, образом:
контракт (со своей же фирмой- нерезидентом) заключен;
деньги по нему перечислены на счет в иностранном банке;
товар не поставлен в силу форс-мажорных обстоятельств.
При этом органам валютного контроля совершенно бесполезно предъявлять какие-либо санкции к «импортеру» - вполне возможно, что это была фирма однодневка.
Валютным законодательством предусмотрено, что в случае непоступления оплаченных товаров на территорию РФ или невозврата платежа импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей суммы оплаты. Поскольку возможность взыскать что-либо с фирмы однодневки невозможно, в случае осуществления импортером полной или частичной предоплаты (аванса) банк, проводящий платеж обязан выдать своему клиенту гарантию банковского контроля. Несомненно, что использование этой гарантии сведет до минимума махинации импортеров по контрактам на условиях предоплаты, поскольку банки будут относиться к проведению авансовых платежей по импорту более внимательно, требовать соответствующие гарантии, обеспечение или же вообще отказывать в оплате.
Однако есть также и третий, промежуточный, вариант расчетов оплата товаров после их отгрузки в адрес получателя. Согласно валютному законодательству банк до осуществления платежа должен получить счет-фактуру и транспортный документ, подтверждающий факт отправки товара. Этим документом может быть авианакладная, почтовая квитанция, курьерская расписка и другие документы, принятые в международной практике. После получения документов об отгрузке товара, банк исполняет платежные поручения клиента, причем никаких гарантий от него не требуется. Данный пункт представляет собой серьезное упущение, на которое органам валютного контроля необходимо обратить внимание.
2. 2. 5. Основание ответственности за нарушение
валютного законодательства
Система валютного контроля РФ предусматривает ответственность за нарушение валютного законодательства и нормативных правовых актов.
В соответствии с Инструкцией от 13 октября 1999 г. № 86-И /01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров» экспортеры несут ответственность, установленную Таможенном Кодексом РФ, Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными нормативно-правовыми актами РФ, за нарушение требований валютного законодательства и иных нормативных правовых актов.
Уполномоченные банки, при осуществлении ими функций агентов валютного контроля, за нарушение требований валютного законодательства и нормативно-правовых актов Банка РФ несут ответственность в соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке РФ» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в порядке, устанавливаемом Банка России.
Также предусмотрена ответственность резидентов за нарушение ими требований валютного законодательства. Применение санкций за нарушение валютного законодательства осуществляется органами валютного контроля, по представлению агентов валютного контроля.
Основанием ответственности резидентов являются:
Совершение сделок, связанных с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, с нарушением требований валютного законодательства;
Приобретение валютных ценностей не по сделке, а в результате незаконнных действий. В указанной ситуации в доход государства взыскивается все незаконнно приобретенное;
Отсутствие учета валютных операций и ведение учета валютных операций с нарушением требований валютного законодательства. В данном случае органами валютного контроля взыскивается штраф в размере и в пределах сумм, которые не были учтены или учтены ненадлежащем образом или по которым документация или информация не были представлены надлежащим образом;
Совершение резидентом всех вышеизложенных нарушений повторно, а также невыполнение предписаний органов валютного контроля, влечет за собой взыскание в доход государства сумм, неосновательно приобретенных по сделке, неосновательно полученных в результате незаконных действий или неучтенных. В этом случае к хозяйствующему субъекту, имеющему лицензию, выданную органами валютного контроля, могут быть применены меры, связанные с приостановлением действия лицензии, либо ее лишением.
Взыскание упомянутных сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
Исключение составляют сделки купли - продажи валюты, совершенные с нарушением требованием валютного законодательства, взыскание неосновательно полученного дохода по которым, осуществляется органами валютного контроля в претензионном - исковом порядке.
Основные усилия государства в области валютного контроля направлены на жесткую регламентацию экспортно-импортных операций резидентов.
Список использованной литературы
Описание предмета: «Экономическая теория»Существуют различные определения экономической теории:
1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов
(земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства
различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между
членами общества в целях потребления.
3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к
существованию и использовании этих средств.
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления
и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
В современном обществе экономическая теория понимается как наука о том, какие из редких производительных
ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства
различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и
группами общества.
Курс Общей Экономической Теории включает в себя изучение экономических категорий и явлений, присущих
общественному производству независимо от общественно экономической формации, а также изучает эти экономические
закономерности человеческого общества и общественного производства в общечеловеческом плане.
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные
экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти
исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной
науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она
возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для
удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
Предметом общей экономической теории являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие
между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации
общества.
Литература - Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
- О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008. – 424 с.
- Н.А. Кизим, В.А. Зинченко. Качество жизни населения и внешнеэкономическая деятельность предприятий. – М.: ИНЖЭК, 2009. – 184 с.
- Р.Г. Каспина, Л.А. Плотникова. Бухгалтерский учет, аудит и анализ внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: Рид Групп, 2012. – 608 с.
- И.А. Еремеева. Финансы и кредит во внешнеэкономической деятельности. – М.: Вышэйшая школа, 2012. – 288 с.
- А.Г. Кайгородов, В.И. Колибаба. Внешнеэкономическая деятельность корпораций. – М.: ООО "ТНТ", 2012. – 224 с.
- Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
- Внешнеэкономическая деятельность. Вспомогательные операции и государственное регулирование. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 640 с.
- М.Ф. Овсийчук, И.Д. Демина. Бухгалтерский учет и контроль внешнеэкономической деятельности организаций. – М.: КноРус, 2009. – 208 с.
- Внешнеэкономическая деятельность. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
- В.И. Черенков. Внешнеэкономическая деятельность. Основные операции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 544 с.
- Е.В. Лупикова, Н.К. Пашук. Учет и аудит внешнеэкономической деятельности (+ электронный учебник). – М.: КноРус, 2009. – 256 с.
- Павленко Ирина Владимировна. Бухгалтерский Учет, Анализ И Аудит Внешнеэкономической Деятельности: Курс Лекций. – М.: , 2011. – 86 с.
- Н.М. Артемов, С.О. Шохин, А.А. Ситник. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. Учебник для магистратуры. – М.: Проспект, 2015. – 368 с.
- Учет и аудит внешнеэкономической деятельности. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 318 с.
- А.С. Нечаев, А.В. Прокопьева. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности. Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 368 с.
- Башлуева М.И. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Монография. – М.: КноРус, 2016. – 96 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|