Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького На днеЛитература
В ряду первых рассказов М. Горький показал ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя, бесчеловечные условия буржуазной России, «свинцовые
мерзости жизни». А пьеса «На дне» явилась наиболее сильным произведением о «бывших людях», ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала.
В сыром подвале, «похожем на
пещеру», в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу
условий, царящих в обществе.
Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась. мучилась. Всю жизнь в отрепьях ходила». У этих несчастных «обитателей дна» отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: «Работы нет. Силы нет. Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо. Вот она правда!»
И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действовать
волчьи капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям. Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: «Кожу сдеру, а вылезу», хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел, искренно верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.
Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это-то в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассиивносострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и
утешении. «Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха», - говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.
Против вредоносной лжи и философии рабской покорности и долготерпения выступает Сатин: «Кто слаб душой. и
кто живет чужими соками, тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ей. Ложь - религия рабов и хозяев. Правда - бог свободного человека».
В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть,. не унижать его жалостью,. уважать надо!» Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы!
«Человек свободен. Человек - вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!»
Пьеса имела огромный успех, потому что «принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к
буре звала».
Описание предмета: «Литература»Литература - любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным
значением. В более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Литература является одной из форм художественного освоения мира, представляет собой творческую деятельность,
которая принадлежит к искусству, но вместе с тем занимает в системе искусств особое место.
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), которые имеют
предметно-чувственную форму, творимую из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия
(движение тела, звучание струны), литература создаёт свою форму из слов, из языка, который требует не
чувственного, а интеллектуального понимания. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора,
повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия).
Литература насквозь пронизана духовностью. Предметом искусства слова является человек как носитель духовности.
Он становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил.
Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности.
Литература, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает др.
искусствам по силе чувственного воздействия, но «выигрывает» с точки зрения всеохватывающего проникновения в
«суть вещей». Главная сила литературного образа состоит не в «наглядности» или «изобразительности», а в особого
рода художественной диалектике - способности освещать одно через другое, соотносить, сопоставлять, «стягивать»
самые разнообразные явления, подчас далёкие и разобщённые, улавливать их потаённые взаимосвязи. Литература
требует активного сотворчества читателя.
Писатель не рассказывает и не размышляет о жизни, он творит, созидает художественный мир точно так же, как и
представитель любого искусства. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств
называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, -
художественной идеей.
Литература - Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М.: Наука, 1989. – 480 с.
- Современные проблемы изучения и сохранения биосферы (комплект из 3 книг). – М.: Гидрометеоиздат, 1992. – 1088 с.
- Горелов А.А. Истина и смысл. – М.: , 2010. – 147 с.
- Костылева Н.Н.; Крылева О.Д. Календарь Знаменательных И Памятных Дат По Кемеровской Области На 2006 Год. – М.: , 2005. – 74 с.
- Костылева Н.Н.; Крылева О.Д. Календарь Знаменательных И Памятных Дат По Кемеровской Области На 2007 Год. – М.: , 2006. – 88 с.
- Костылева Н.Н.; Крылева О.Д. Календарь Знаменательных И Памятных Дат По Кемеровской Области На 2008 Год. – М.: , 2007. – 92 с.
- Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти академика И. Д. Ковальченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. – 432 с.
- Составители Леонид Кроль, Елена Пуртова. Развитие организации и HR-менеджмент. – М.: Класс, 2004. – 368 с.
- М.В. Голованов. Истина и Вера. – М.: Ленанд, 2010. – 56 с.
- Выйди из памяти! Как забыть старую любовь и начать новую жизнь. Обретение истинной любви. Пошаговая программа по привлечению любящего и верного партнера в свою жизнь (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2012. – 240 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.: Либроком, 2013. – 232 с.
- Ю.Е. Семенов. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.: Либроком, 2015. – 232 с.
- Николай Трубецкой. Европа и Евразия. – М.: Алгоритм, 2015. – 304 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.: Ленанд, 2017. – 232 с.
- Г.С. Харатишвили. Афганистан, Англия и Россия в конце XIX века. Проблемы политических и культурных контактов по "Сирадж ат-таварих". – М.: Издательство СПбГУ, 2016. – 164 с.
- Ю.И. Семенов. Введение в науку философии. Книга 5. Проблема истины. Мышление, воля и мозг. – М.: Ленанд, 2017. – 232 с.
- И.В.Сталин ,А.М.Горький. "Если враг не сдается…" Опыт борьбы с "пятой колонной" в СССР. – М.: Алгоритм, 2018. – 224 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|