Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Механизмы социального взаимодействия

Социальная психология

Механизмы социального взаимодействия

1. Введение: программы, программы....

За прошедшее десятилетие в России было разработано, многословно обсуждено и широко разрекламировано около сотни разного рода реформенных программ. Каждая из них объявлялась единственной, способной спасти Россию и в считанные дни (например, 500 дней) вывести страну в передовые капиталистические сверхдержавы. Большинство программ требовало на такую стратегию громадных бюджетных средств.

Лозунг «Давай программу - авось чего и выйдет» процветал в течение прошедшего десятилетия пышным бурьяном.

«Программатизация», к сожалению, наблюдается до сих пор. За звучным названием Программа социальных реформ в РФ (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г., № 222) помимо внутренней несостоятельности и обреченности на очередной провал опять же не стоит никакого более-менее рационального и работоспособного механизма (см. критику данной Программы в специальном разделе).

Констатируя, отметим, что в России существует достаточно хорошо отработанная процедура разработки программ. Однако, слабо поставлена работа по их экспертной оценке на разных стадиях существования со стороны независимых специалистов и по созданию работоспособных механизмов реализации, корректировки и контроля за исполнением. В данной работе мы акцентируем внимание на вопросах создания механизмов социального взаимодействия НКО с органами государственной власти, необходимых для проведения реалистичной социальной реформы.

2. Кратко о Третьем секторе

Некоммерческие, благотворительные и общественные организации, составляющие Третий сектор, являются одним из трех важных соучастников социального взаимодействия помимо органов государственной или местной власти, выступающей в роли заказчика, и населения или отдельных категорий жителей России, относящихся к благополучателям. Дадим краткую характеристику этому сектору.

Специфика развития Третьего сектора России состоит в том, что вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считались «вторичными» по отношению к основной деятельности НКО. Имеется много примеров, что именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии НКО погубили множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию НКО со стороны самих НКО идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к НКО новые требования (рис. 1).

РИС. 1. ПРОЦЕССЫ В РОССИИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НКО

трансформация целевых групп и их интересов

изменение правовой базы

появление новых форм взаимодействия с государством

развитие общественной экспертизы

судебно-правовая реформа

профессионализация третьего сектора

формирование рынка услуг и другие тенденции

Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов, изменение отношений между различными участниками демократических преобразований в стране выдвигают на первый план новые темы (рис. 2).

РИС. 2. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НКО

социальное партнерство как взаимодействие с государством, бизнесом и населением;

социальный маркетинги формирование общественного мнения;

укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;

развитие инфраструктуры третьего сектора;

подготовка в обучение сотрудников и добровольцев и др.

3. О ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕХАНИЗМАХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Механизмы социального взаимодействия государства с НКО должны строится исходя из следующих положений:

1. Четкая согласованная и недвусмысленная система правовых норм и регуляторов, обеспечивающих взаимодействие;

2. Открытые и контролируемые процедуры разработки и реализации программ социальных реформ;

3. Разнообразные формы и способы финансирования взаимодействия из разных источников на базе открытых конкурсов;

4. Фиксированные и согласованные правила оценки, осуществления и контроль отчетности за ходом исполнения.

Помимо Конституции и Гражданского Кодекса Российской Федерации многие нормативно-правовые аспекты создания работающих механизмов взаимодействия государства с НКО обозначены в «статусных» федеральных законах, к которым относятся:

• ФЗ «Об общественных объединениях» (принят Госдумой 14. 04. 95 г.),

• ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят Госдумой 28. 06. 95 г.),

• ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят Госдумой 11. 08. 95г.),

• ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (принят 8. 12. 95 г.),

• ФЗ «О некоммерческих организациях» (принят Госдумой 8. 12. 95 г.).

В этих нормативных документах закреплена идея создания комплексной системы поддержки активности юридически зарегистрированных гражданских инициатив по решению социально-значимых проблем, с которыми сталкивается российское общество. Российское государство, как другие цивилизованные страны, опирается на два взаимодополняющих подхода:

(а) различные формы и способы прямого финансирования работ по выполнению общественно-значимых программ (государственные гранты, долговременные субсидии, оплата работ и услуг по контрактам или договорам, целевое финансирование по заявкам и др.);

(б) разветвленная совокупность прямых и косвенных налоговых льгот, предоставляемых НКО, а также физическим и юридическим лицам, оказывающим денежную и материальную помощь НКО и благотворительным организациям (льготы при уплате налогов на прибыль, на собственность; льготы спонсорам при оплате подоходного налога, налога на наследство, льготные кредиты, гарантии при предоставлении кредитов и т. п., для физических лиц совокупный доход при налогообложении уменьшается на суммы, переданные в НКО)

В результате в нашей стране начинает возникать целая совокупность механизмов социального взаимодействия государства и НКО при решении социально-значимых задач, включая такие формы как (см таблицу):

• Государственный социальный заказ

• Социальное обслуживание

• Государственное социальное спонсорство

• Лоббирование

• Стимулирование социальной активности прямым финансированием

• Социальное побуждение негосударственных спонсоров

Механизмы

Суть

Нормативно-правовая база

Государственный социальный заказ

Принципы, правила и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм

Законопроект «О государственном социальном заказе» (внесен к рассмотрению Госдумы депутатами А. Г. Головым, В. В. Борщевым)

Социальное обслуживание

Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицинское обслуживание, образование и т. п.)

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (ст. 24) (Дапее ФЗ «О НКО»)

Государственное социальное спонсорство

Предоставление льгот некоммерческим и благотворительным организациям, включая: льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом материально-техническое обеспечение и субсидирование деятельности благотворительных организаций отсутствие налогообложения грантов зарубежных организаций и фондов, а также безвозмездных целевых пожертвования, предоставляемых НКО, общественным объединениям и благотворительным организациям

ФЗ «О НКО» (ст. 31), ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 18), ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 17),

Ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и инструкций Госналогслужбы РФ.

Лоббирование

Легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами госвласти, а также для обеспечения большей гласности о работе этих органов.

Законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (внесен к рассмотрению Госдумы депутатом В. А. Лепехиным 31. 05. 95г.)

Стимулирование социальной активности прямым финансированием

Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ: осуществление целевого финансирования и поддержки социально-значимых программ общественных объединений по их заявкам в форме государственных грантов,

ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 17)

ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 18),

заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг, социальный заказ на выполнение государственных программ на конкурсной основе, - финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, реализуемых благотворительными организациями, размещение среди НКО государственных и муниципальных социальных заказов на конкурсной основе - льготные кредиты и гарантии по кредитам

ФЗ «О НКО» (ст. 31),

Социальное побуждение негосударственных спонсоров

Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов, включая: - льготы по уплате налогов - льготы по налогу на прибыль (уменьшается на сумму взносов, но не более, чем на 3% облагаемой налогом прибыли; может быть уменьшена на суммы до 5%, если отчисления сделаны творческим союзом в чернобыльские благотворительные организации и их фонды). - для физических лиц совокупный доход при налогообложении уменьшается на суммы, перечисленные на благотворительные цели.

ФЗ»О НКО» (ст. 31).

ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 18),

4. О ПУТЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Основные направления совершенствования механизмов социального взаимодействия включают:

1. Активная социальная политика взаимодействия

2. Равное социальное партнерство трех секторов

3. Открытый социальный заказ на реализацию приоритетных целевых задач

4. Комплексное социальное инвестирование

5. Рациональное соотношение ответственности за социальное реформирование и адресной помощи

6. Четкое разграничение между федеральными и местными (региональными,

территориальными и т. п.) сферами влияния и ответственности Дадим краткое пояснение по первым четырем из них.

1. Активная социальная политика взаимодействия

В отличие от доминирующего сейчас в России административно-номенклатурного манипулирования в сфере социальной проблематики, оставшегося в наследство от советской власти, но неподкрепленного партийной дисциплиной и действиями партконтроля, ситуации при которой доминировал принцип патернализма властей над гражданскими инициативами, мы выступаем за создание условий и предпосылок для реализации истинно активной социальной политики.

Суть такой политики состоит в том, чтобы пестовать, поощрять, развивать, создавать условия для расширения и культивирования, а также делать востребованными гражданские инициативы в различных секторах социальной сферы, с активизацией вовлечения в нее предпринимателей.

Власти должны осознать наконец, что благосостояние населения - это результат общих усилий всех слоев и секторов. Их задача - обеспечить действующие правовые условия и реальные финансовые стимулы для участия коммерческого сектора в разрешении социально-значимых проблем, с одной стороны, и процедуры поддержки гражданской активности - с Другой.

2. Равное социальное партнерство трех секторов

Термин «социальное партнерство» - новый для сегодняшней России. Его смысл состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны - государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями. Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для оказания социальной помощи. И наконец, у них разные представления о самой природе социальных проблем. Но, несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, сотрудничество секторов необходимо: ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут «в одиночку» преодолеть социальную несправедливость и конфликты.

Многими идея социального партнерства сводится к взаимодействию работодателей, наемных работников и профсоюзов. Такое «тред-юнионистское» понимание сильно искажает суть идеи.

За прошедшее десятилетие в России произошли существенные изменения, связанные с оформлением трех самостоятельных секторов.

Произошло различение трех ветвей государственной власти - исполнительной, законодательной и судебной. Изменился характер деятельности государственных учреждений и организаций. Состоялся бурный рост коммерческих структур. Возникло множество новых общественно-политических движений, общественных объединений и некоммерческих организаций.

На рис. 3 приведены данные о динамике роста числа НКО и общественных организаций в России за период с 1991 по 1996 гг. включительно.

Рис. 3. Число НКО и ОО в РФ

За Период 1991-1996 гг.

Всего за указанный период по данным Министерства юстиции РФ было зарегистрировано 58 075 НКО, общественных объединений и благотворительных организаций. Интересно отметить, что в это число входят 2701 политическая партии (5%) и 2262 общественных движения (4%). Наблюдаемый на рисунке всплеск числа организаций, зарегистрированных в 1996 г. (около трети от общего количества), объясняется несколькими причинами. Одной из них является то, что в 1995 г. были приняты важные «статусные» законы.

Учитывая наличие важных нормативно-правовых актов, взаимодействие общественных организаций, государства и бизнеса стало теперь возможным де-юре. Требуется только добиться, чтобы стало возможным реализовать эти условия де-факто в форме социального партнерства.

Идеализированно социальное партнерство понимается как конструктивное взаимодействие организаций трех секторов для решения социальных проблем, «выгодное» каждой из сторон в отдельности и всем в целом. Жизненные реалии нынешней России таковы, что достичь подобного «благоденствия» не всегда удается. Чаще на практике реализуются краткосрочные «социальные альянсы», когда усилия и ресурсы организаций любых двух секторов объединяются для достижения некой конкретной цели. Локальный характер социального партнерства обусловлен, прежде всего, кризисным состоянием экономики и отсутствием ясных, понятных и реалистичных стратегических ориентиров преобразований в стране. Не менее значимы и другие препятствия:

• Отсутствие представлений об устройстве социальной сферы, о направлениях и моделях ее реформы.

• «Неравномощность» организаций трех секторов, их неравные возможности.

• Недостаточная информированность организаций одного сектора о возможностях, сильных сторонах и проблемах других.

• Взаимное недоверие, предвзятость оценок (часто в сочетании с неадекватной самооценкой). У каждого сектора есть своя «Ахиллесова пята» (закрытость механизмов принятия решений и распределения ресурсов в первом секторе, «коммерческая тайна» во втором секторе, недостаточно высокий уровень профессионализма третьего сектора), что препятствует партнерству.

• Низкий уровень проектной культуры, особенно в первом секторе.

• Неразвитость правовой среды, низкий уровень правосознания, несоблюдение законов.

Важно, чтобы общественные инициативы третьего сектора, осознав свою гражданскую ответственность, имели четкие и конкретные планы организации социального партнерства со своей стороны. Без этого легко попасть в «капкан»:

• упустив возможность интегрировать свои интересы в законодательство и другие нормативные акты на федеральном и местном уровнях, стать «добровольным» и низкооплачиваемым придатком государственных ведомств, отвечающих за социальную сферу.

• неадекватно оценив потенциального партнера-коммерсанта, оказаться орудием отмывания преступных денег.

3. Открытый социальный заказ на реализацию приоритетных целевых задач

(данный раздел инкорпорирован из М. Либоракина. М. Флямер, В. Якимец «Социальное партнерство», М. 1996)

По мнению авторов законопроекта «О государственном социальном заказе» при этом появляется организационно-правовой механизм, который позволит проводить действительно эффективную социальную политику на основе поддержки конструктивной инициативы граждан. Роль государства состоит в определении приоритетов социальной политики, формировании пакета социальных заказов, их размещении на конкурсной основе и контроле за выполнением государственного контракта. Контракт будет заключаться между заказчиком, выступающим от имени государства, и организацией, победившей в конкурсе. Критерии выбора -подготовленность, организационная состоятельность, профессионализм организации, независимо от формы собственности. Таким образом часть функций государства в социальной сфере передается «третьему сектору» и бизнесу, что снижает административные издержки и позволяет более экономно использовать ресурсы. При этом требуется укрепление договорной основы взаимоотношений и создание механизма контроля за качеством выполнения заказа с привлечением клиентов, пользующихся услугами.

В проекте закона социальный заказ определяется как механизм реализации задач, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального, регионального и уровня местного самоуправления, определяемых социальными программами. Регламентируется процедура формирования социального заказа, порядок его разработки и реализации. Проекты социальных заказов готовятся государственными заказчиками, определяемыми органами исполнительной власти соответствующих уровней на основе утвержденных целевых программ и с учетом установленных в бюджете расходов на эти цели. Целевые программы утверждаются органами представительной власти соответствующих уровней. Финансирование социального заказа осуществляется за счет соответствующих бюджетов, а также внебюджетных источников.

Размещение социального заказа проводится на конкурсной основе; победители конкурса подписывают государственный контракт и получают статус подрядчиков.

Государственный заказчик определяется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Всю полноту ответственности за исполнение социального заказа несет именно он.

4. Комплексное социальное инвестирование

Термин «социальное инвестирование» принадлежит Нодару Хананишвили. Для того, чтобы он стал конструктивным, его определение должно учитывать кто и какие ВЛОЖЕНИЯ делает в проведение социальной реформы.

Субъекты любого социального взаимодействия помимо прочего отличаются тем, какими ресурсами они располагают и как вкладывают их в общее социальное действие (акцию).

Гражданские инициативы - это в основном ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС и через него выход на дополнительные негосударственные источники финансирования, а также на резервы общества, неподвластные ни капиталу (интеллект), ни властям (свобода творчества).

Коммерческие организации - это ДЕНЬГИ и УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ.

Госструктуры - это ГОСБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА и УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ и РЕСУРСЫ. Отсюда:

СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ - это процедура аккумулирования и комплексного вовлечения названных выше ресурсов в решение острых приоритетных проблем для получения требуемого СОЧЕТАННОГО ЭФФЕКТА.


Описание предмета: «Социальная психология»

Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе. В большей мере, чем в социологическом подходе, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического отличается тем, что социальная психология рассматривает поведение и деятельность «социально-детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.

Литература

  1. GR-связи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. – 408 с.
  2. К.Э. Оксинойд, Е.В. Розина. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации. – М.: Проспект, 2012. – 64 с.
  3. Н.А. Проданова. Совершенствование механизма управления эколого-экономическими противоречиями в региональных социо-природохозяйственных системах. – М.: Содействие - XXI век, 2011. – 224 с.
  4. Л.В. Сафонова. Социальные технологии в сфере сервиса и туризма. – М.: Академия, 2009. – 128 с.
  5. Т.Н. Тихомирова. Интеллект и креативность в условиях социальной среды. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 232 с.
  6. Елена Алехина. Социальное страхование в России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 272 с.
  7. Марина Якушкина. Взаимодействие социальных институтов в воспитательном пространстве. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 320 с.
  8. Г.Безродная und С.Колпаков. Управление развитием социальных объектов на примере медицинского вуза. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 344 с.
  9. Александр Царёв. Социально-управленческий механизм совершенствования образования. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2010. – 184 с.
  10. Филипп Розанов. Социальное взаимодействие как информационный обмен. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 156 с.
  11. Мариям Минигалиева. Социальные представления: структуры и характеристики. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 256 с.
  12. Виктор Ермолаев. Философско-методологические аспекты социального управления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 236 с.
  13. Екатерина Сидорова. Межсекторное взаимодействие в регионах России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 172 с.
  14. В.И. Чупров, В.В. Михеева. Доверие в саморегуляции социальных взаимодействий в условиях неопределенности. Почему нет мира в Украине?. – М.: Норма, 2015. – 160 с.
  15. А.В Каменец. Введение в теорию социального взаимодействия. – М.: РГСУ, 2015. – 464 с.
  16. Значение Совета Европы для развития права и юридической практики государств-членов в сфере частных и публичных институтов на примере Российской Федерации. Преимущества и противоречия механизма правового взаимодействия Совета Европы и государств-членов. – М.: Инфра-М, 2016. – 300 с.
  17. Е.М.Осипов. Социальное партнерство и российский малый бизнес. Состояние и тенденции развития. – М.: Академический проект, 2018. – 236 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения г. Москвы
Право социального обеспечения
Диплом
97 стр.
Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения г. Москвы
Право социального обеспечения
Диплом
99 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальная психология
Диплом
158 стр.
Совершенствование методов и технологий социальной работы
Социальное обеспечение
Диплом
118 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Нина (Москва)
Здравствуйте Ирина! Огромное Вам спасибо!!! Работу после вашего сопровождения защитила на отлично!!! Еще раз большое спасибо!!!