Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Отчет по дисциплине стратегический менеджментСтратегический менеджмент
Введение.
Завод «ГАЗ» был построен в 1932 году по фордовскому проекту с участием американских специалистов. Все годы своего существования завод был лидером отечественного автомобилестроения. Основной продукцией завода являлись тяжелые грузовики для армии и сельского хозяйства. Также завод производил легковые автомобили «Волга».
В 1992 году завод был преобразован в АО «ГАЗ». Сложившийся состав акционеров выглядит следующим образом:
Автобанк (13%);
банк «МЕНАТЕП» (10%);
инвестиционный фонд EEDF (10%);
иностранные инвесторы (23, 5%);
физические лица, среди которых немало работников завода.
После акционирования, в условиях реформирования российской экономики, завод столкнулся с резким сокращением государственного заказа и падением платежеспособности своих основных потребителей. В итоге производство грузовиков для армии и сельского хозяйства сократилось в 20 раз: с 300 тыс. до 15 тыс. шт.
В этих условиях АО «ГАЗ» было вынуждено искать новые стратегии развития.
Анализ но используемой ниже схеме используется в стратегическом маркетинговом управлении компанией.
Ситуационный анализ.
Производственная и сбытовая деятельность АО «ГАЗ» сосредоточена в отрасли автомобилестроение. В данной отрасли АО «ГАЗ» производило три вида продукции:
4, 5-тонные грузовики;
автобусы среднего класса;
легковые автомобили представительского и среднего класса (ГАЗ-31029).
С 1992 года в условиях реализации новой стратегии руководство АО «ГАЗ» приняло решение начать производство 1, 5-тонного грузовика «ГАЗель», начать разработку нового легкового автомобиля ГАЗ-3110 и приобрести лицензию на производство дизельных двигателей широкого спектра применения.
1, 5-тонный грузовик «ГАЗель» предназначен для использования мелкими частными компаниями и для создания на его базе семейства автомобилей, включающего в себя микроавтобусы, фургоны, рефрижераторы, геологоразведовательные машины, машины для фермеров и т.д. В момент выпуска грузовика (в 1994 г.) на рынке были грузовые автомобили с минимальной грузоподъемностью в 2, 5 т. Рынок настоятельно требовал более легкого и дешевого грузовика. Эту нишу и занял ГАЗ-3302 «ГАЗель» и его семейство. В результате рыночной апробации каждая из более чем 17 базовых модификаций семейства «ГАЗель» нашла своего покупателя: от предпринимателей до специальных государственных служб («Скорая помощь», милиция, аварийные службы и т. п.).
Новый легковой автомобиль ГАЗ-3110 будет предназначен для продолжения линии производства легковых автомобилей представительского и среднего классов и замены устаревшей модели ГАЗ-31029.
Дизельный двигатель «М-1» был закуплен в 1995 году у австрийской фирмы STEYER. Его планируется продавать российским автомобильным и автобусным заводам, а также для установить на новую модель завода - грузовик «Садко». В связи с отсутствием на российском рынке дешевых и неприхотливых дизельных двигателей, дизель «М-1» несомненно найдет своего потребителя.
В данной отрасли конкурентами АО «ГАЗ» являются многочисленные автомобильные заводы России (ЗИЛ, УАЗ, АЗЛК, ВАЗ и т.д.), а также зарубежные автомобильные компании, которые в результате либерализации внешней торговли получили выход на российский рынок.
Как уже было сказано выше, ниша 1, 5-тонных грузовиков была незанята и, таким образом, заняв ее с помощью грузовика ГАЗ-3302, АО «ГАЗ» вышло в сегмент рынка, в котором нет конкурентов. Следует отметить, что потенциальными конкурентами для некоторых базовых модификаций «Газели» могут стать зарубежные производители автомобилей аналогичного класса, а также российский завод УАЗ. Однако преимущество продукции АО «ГАЗ» перед первыми заключается в относительной дешевизне, а в отношении второго - в более высоких потребительских свойствах товара. Следует также сказать, что АО «ГАЗ» заключило соглашение о сотрудничестве с заводом ЗИЛ (ЗИЛ устанавливает газовские двигатели на некоторые свои модели, а ГАЗ не занимает класс 3-тонных грузовиков).
Легковой автомобиль ГАЗ-3110 с точки зрения конкуренции находится в значительно менее выгодном положении. Однако несмотря на высокую конкуренцию со стороны многочисленных российских (ВАЗ, АЗЛК и др.) и зарубежных компаний, модель ГАЗ-3110 несомненно найдет своего покупателя, так как он по прежнему считается престижным российским автомобилем.
Что касается дизельного двигателя «М-1», то он столкнется с серьезной конкуренцией со стороны отечественных производителей дизельных двигателей. Преимуществом данного двигателя является его относительная современность по сравнению с отечественными. Его потенциальными потребителями могут стать Ульяновский и Брянский автомобильные заводы, Павловский автобусный завод, и, несомненно, само АО «ГАЗ».
Одним из важнейших конкурентных преимуществ АО «ГАЗ» является развитая фирменная дилерская сеть завода - компания «ГАЗ-автотехобслуживание», через которую продается большая часть выпускаемой продукции. Филиалы данной компании расположены в 170 городах России. Существует также огромное количество новых, самостоятельных дилерских фирм.
Другим серьезным конкурентным преимуществом АО «ГАЗ» является лоббирование интересов завода в государственном масштабе.
Немаловажным является и серьезная работа компании со своими поставщиками, которые объединены в ФПГ «Нижегородские автомобили».
Исходя из всего вышеизложенного можно выделить следующие опасности и слабые стороны АО «ГАЗ», а также противостоящие им сильные стороны и возможности (SWOT- анализ).
Табл. 1.
SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей.
Потенциальные внутренние сильные стороны
развитая фирменная дилерская сеть
известная торговая марка
наличие продуктовых новинок (разработки по грузовику «Садко», легковой автомобиль FIAT, переднеприводного шасси и основанного на нем автомобиля)
объединение поставщиков в ФПГ «Нижегородские автомобили»
высокая квалификация управленческого персонала
поддержка со стороны финансово-кредитных организаций (банки, инвестиционные фонды)
сохранившаяся престижность легковых автомобилей производства завода ГАЗ
относительная современность дизельного двигателя «М-1»
Потенциальные внутренние слабые стороны
высокая себестоимость дизеля «М-1»
относительно низкое качество по сравнению с зарубежными аналога
Потенциальные внешние возможности фирмы
свободная ниша «легких» 1, 5-тонных грузовиков
«плачевное» состояние предприятий в целом по отрасли, а следовательно конкурентов
возможности быстрого внедрения новых товаров на рынке вследствие их необходимости
возможность выйти на новый сегмент рынка с 4, 5-тонным грузовиком «Садко»
лоббирование интересов завода
соглашение о сотрудничестве с заводом ЗИЛ
отсутствие давления со стороны налоговых органов вследствие отсутствия задолженности перед бюджетом по налоговым платежам
Потенциальные внешние угрозы
выход на российский рынок зарубежных автомобилестроительных компаний
падение курса российской валюты
растущая требовательность покупателей и поставщиков
несовершенство налогового законодательства РФ
нестабильность политико- экономической ситуации в России
Маркетинговый синтез.
В изменившихся условиях функционирования АО «ГАЗ» было вынуждено искать новую стратегию развития.
Исходя из ситуационного анализа доминантной целью АО является вывод на рынок новых товаров завода. Данная цель видится главной, т. к. произошло мощное падение спроса на продукцию завода и исходя из этого руководство АО приняло решение модернизировать или заменить свою старую продукцию на новою.
Для достижения цели компания последовательно реализовывало стратегию продвижения новых товаров на старые рынки, т. е. стратегию нового продукта.
Для реализации стратегии АО необходимо решить ряд задач:
изменить маркетинговую политику;
повысить квалификацию персонала;
найти источники финансирования;
Стратегическое планирование.
Как было сказано выше, АО «ГАЗ» реализовывало стратегию нового товара.
Применительно к каждому новому товару компании данная стратегия выглядела следующим образом:
ГАЗ-3302 «ГАЗель» - стратегия развивающего маркетинга: применяется при наличии потенциального спроса на некий товар, который необходимо удовлетворить.
(как уже было указано, ниша 1, 5-тонных грузовиков на российском рынке была не освоена, и, таким образом, занимая данную нишу, АО «ГАЗ» удовлетворяет потребность рынка, делает потенциальный спрос реальным).
ГАЗ-3110 «Волга» - стратегия ремаркетинга, т. е. оживление спроса на основе придания товару рыночной новизны.
(автомобиль «Волга» считался престижным в дореформенное время. Однако изменившиеся условия жизни изменили представления людей о престижности и прежняя модель автомобиля «Волга» (ГАЗ-31029) перестала удовлетворять необходимым критериям. Для поддержания сектора легковых автомобилей было необходимо привести «облик» автомобиля в соответствие с современными представлениями о престижности).
Дизель «М-1» - стратегия стимулирующего маркетинга: применяется когда отношение потенциального потребителя к предлагаемому продукту безразличное, т. к. изделие неизвестно потребителю.
(дизельный двигатель «М-1» ранее не производился и не продавался в России, поэтому российские потребители подобной продукции ничего не знали о потребительских свойствах этого двигателя. Закупив лицензию и начав его производить, АО «ГАЗ» реализовало стратегию ремаркетинга, ознакомив потенциальных потребителей с данной моделью двигателя (разослало 500 первых образцов на некоторые российские автомобильные и автобусные заводы)).
Тактическое планирование.
Для реализации выбранной стратегии руководство АО «ГАЗ» разработало следующий план действий:
в целях повышения квалификации персонала старшие менеджеры компании прошли специальные курсы в Германии в «Autohausakademie». Параллельно курсы повышения квалификации проводились в Нижнем Новгороде для сотрудником, рангом поменьше;
для решения задачи поиска финансовых ресурсов АО были выпущены облигации автомобильного займа на 200 млрд. руб., привлечено 85 млн. $ со стороны иностранных инвесторов, получены инвестиционные налоговые кредиты, заимствованы средства у ЕБРР, швейцарского банка Warburg и Автобанка.
После реализации данного плана произошли следующие изменения:
после прохождения курсов по повышению квалификации маркетинговая политика компании резко изменилась: появились бизнес-планы, где детально расписывался механизм продажи продукции, причем сбыт начали заметно корректировать в зависимости от спроса. Создана дирекция по реализации и маркетингу;
в результате привлечения источников финансирования были найдены необходимые средства для реализации внедрения в производство грузовика ГАЗ-3302 и разработки легкового автомобиля ГАЗ-3110.
Маркетинговый контроль.
В результате реализации выбранной стратегии нового продукта к 1997 г. завод разрешил трудности с производством и сбытом своей продукции - заказы от потребителей целиком покрывают всю производственную программу, ежегодный прирост производства составляет 4%.
На сегодняшний день доля газовских грузовиков на рынке России составляет 66%, микроавтобусов на базе «ГАЗели» - 8, 5%, легковых автомобилей - 14%.
Грузовой автомобиль «ГАЗель» был запущен в производство в 1994 г. стал главной номенклатурной единицей АО «ГАЗ», поэтому завод выпускает более 17 базовых модификаций этого грузовика.
Легковой автомобиль ГАЗ-3110 запущен в производство летом 1997 г. В это же время прекращен выпуск устаревшей модели ГАЗ-31029.
500 дизельных двигателей «М-1» в 1997 г. были разосланы на Ульяновский и Брянские автозаводы, а также Павловский завод для испытаний.
Т. о. главная стратегическая цель АО «ГАЗ» - внедрение новых товаров - практически достигнута.
В перспективных планах АО «ГАЗ» - увеличение «легкового сегмента» производства:
к 1999 г. планируется разработать принципиально новый переднеприводной автомобиль;
создание совместно с одной из европейских автомобилестроительных фирм универсального переднеприводного шасси, в результате чего «ГАЗ» будет в состоянии к 2005 г. ежегодно предлагать новый кузов, установленный на это шасси;
наладить сборку в 1998 г. зарубежного автомобиля FIAT.
Все это должно будет привести, как минимум, к удвоению выпуска легковых автомобилей к 2000 г.
«ГАЗ» также планирует внедрить в производство новый 4, 5-тонный грузовик «Садко», оснащенный газовским двигателем «М-1».
Новые задачи, стоящие перед «ГАЗ»ом на пороге нового тысячелетия увязка увеличения производства автомобилей с обеспечением их надлежащего качества и приемлемой цены.
Описание предмета: «Стратегический менеджмент»Стратегический менеджмент – обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его
конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих
достижение намеченных целей.
Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин
фирмы, которому могут помогать референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов уступить место
другому лицу, фактически выполняющему данные функции.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом,
участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более
индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы
появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях
целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы
управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент – основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения
определяет задачи всех видов менеджмента.
Литература - Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 368 с.
- Дж. Пирс II, Р.Робинсон. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2013. – 560 с.
- С.А. Ефимова. Стратегический менеджмент. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2012. – 112 с.
- С.П. Бараненко, М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. Стратегический менеджмент. – М.: Центрполиграф, 2010. – 320 с.
- А.Н. Фомичев. Стратегический менеджмент. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 468 с.
- А.П. Егоршин. Стратегический менеджмент. – М.: НИМБ, 2010. – 192 с.
- Ю.А. Маленков. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2011. – 224 с.
- А.П. Егоршин. Стратегический менеджмент. – М.: НИМБ, 2009. – 592 с.
- Кузнецова. Стратегический Менеджмент (Лекции, Задачи, Ситуации, Контрольные Вопросы). – М.: , 2006. – 108 с.
- Стратегический менеджмент. Шпаргалка. – М.: РИОР, 2010. – 80 с.
- Н.А. Казакова, А.В. Александрова, Н.Н. Кондрашева, С.А. Курашова. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, 2013. – 320 с.
- А.В. Курлыкова. Стратегический менеджмент. – М.: Инфра-М, РИОР, 2013. – 176 с.
- Ю.Н. Лапыгин. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с.
- Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 366 с.
- Стратегический менеджмент. Шпаргалка. – М.: РИОР, 2012. – 24 с.
- А.П. Егоршин, И.В. Гуськова. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 292 с.
- Н.С. Отварухина, Ю.Ю. Отварухина, А.Н. Мыльникова. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2018. – 88 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|