Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Исполнительные отношения: понятие и структураКонституционное право
Исполнительные отношения: понятие и структура
Принятие Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнитель-
ном производстве» явилось тем существенным правовым механизмом, с которым
связано восстановление прав и законных интересов граждан и организаций.
Одним из основных результатов судебной реформы за последние 10 лет стало
образование системы принудительного исполнения, в результате чего создана служба
судебных приставов1.
В общей части Модельного кодекса использованы ключевые понятия: «судеб-
ный пристав» и «исполнение судебных решений»2.
В юридической литературе высказаны различные точки зрения на место испол-
нительного законодательства в системе российского права, его взаимосвязь с процес-
суальным и административным правом.
В частности, В.В. Ярков считает, что если рассматривать исполнительное произ-
водство как составную часть гражданского и арбитражного процессов, то тогда можно
объяснить до сих пор сохраняющееся наличие ряда существенных гарантий прав дол-
жника и стадии исполнения. Если же исполнение - суть административная процедура,
то тогда главной его целью является обеспечение реализации положений судебного и
несудебного акта без соблюдения тех гарантий, которые свойственны судебной про-
цессуальной форме3.
Вместе с тем в пользу самостоятельного и внепроцессуального характера ис-
полнительного производства говорит наличие специфических черт, принципиальных
положений, специфика норм, регулирующих исполнительное производство. Испол-
нительное производство имеет сложный предмет правового регулирования4.
25
В.М. Шерстюк считает, что с принятием ФЗ «Об исполнительном производ-
стве» изменилось место исполнительного производства в системе российского права.
Теперь его правовые нормы и институты вряд ли могут быть включены в состав отрас-
ли гражданского процессуального права5.
Впервые на самостоятельность предмета правового регулирования исполни-
тельного права указал М.К. Юков6.
Н.А. Панкратова обратила внимание на то, что основу предмета исполнитель-
ного права составляет совокупность отношений, складывающихся между органами
принудительного исполнения, с одной стороны, и взыскателем, должником и иными
участниками исполнительного производства - с другой7.
О самостоятельности исполнительного производства высказывался и автор на-
стоящей статьи8.
Таким образом, проблема предмета исполнительного права становится акту-
альной.
Вряд ли подлежит сомнению то бесспорное обстоятельство, что объективное
существование исполнительных отношений и юридических норм, направленных на их
регулирование, требует системного расположения норм исполнительного права. Не-
сомненно и другое положение, что в процессе исследования исполнительного права
ясно обнаруживается сходство и различие между конкретными правовыми нормами,
связи и зависимости между ними.
Предмет правового регулирования исполнительного права, будучи однород-
ным по своей сущности и характеру, внутренне неоднороден в силу особенностей
фактического содержания, сфер регулирования, состава участников и их положения,
конкретных объектов, оснований возникновения и движения отношений. Поэтому един-
ство предмета правового регулирования не только не исключает, а, напротив, предпо-
лагает дифференциацию внутри его на отдельные группы, виды, подвиды, каждый из
которых требует регулирования обособленной группой правовых норм.
В.В. Ярков верно отмечает, что практически принудительное исполнение не
является единым производством, а выступает в качестве целой системы определенных
производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов и более правильно
характеризовать исполнительное производство вне рамок судебного процесса, судеб-
ной власти, как требующее целостного правового регулирования9.
По мнению М.К. Юкова, В.В. Яркова, Н.А. Панкратовой, исполнительное право
можно считать комплексной отраслью права.
С нашей точки зрения, необходимо различать периоды зарождения отрасли
права, ее формирования, становления, стабилизации, завершения этого процесса и
перспективы дальнейшего развития.
Рассматривая исполнительное право именно с этих позиций, остановимся на
плодотворных идеях, высказанных В.Д. Сорокиным по данному вопросу10. Сущность
его подхода заключается в том, что любая отрасль права должна пройти в своем сис-
темном формировании ряд стадий.
Во-первых, необходимо, чтобы определенная группа правовых норм была ка-
чественно обособлена и оформлена по степени своей организации в систему такого
порядка, который соответствовал бы ее положению как элемента системы права в целом.
Во-вторых, регулируемые данной группой правовых норм общественные отно-
шения должны приобрести устойчивые признаки (при этом количественный фактор
определяющей роли не играет, главное - характер связей между элементами).
26
В-третьих, нормы права должны объединяться в правовые институты, представ-
ляющие собой системы.
В-четвертых, дальнейшее развитие норм при наличии государственного инте-
реса должно привести к упрочению связей между ними, что, в конечном счете, приве-
дет к образованию структуры на один порядок выше, т.е. отрасли права.
В-пятых, образование отрасли права как системы высокого порядка связано со
значительным по времени и по масштабам процессом эволюционного развития.
Основным фактором, интегративным свойством, образующим исполнитель-
ное право как целостную сущность является предмет правового регулирования, т.е.
общественные отношения, которые непосредственно испытывают воздействие норм
исполнительного права и регулируются ими. Предмет правового регулирования - это
основной материальный признак, определяющий все остальные системные свойства
исполнительного права.
С.С. Алексеев справедливо подчеркивает, что в предмете заложена объективная
необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации общественных
отношений11.
Можно ли утверждать, что предмет исполнительного права в общем виде опре-
делен в Федеральном законе «Об исполнительном производстве»?
В ст.1 указанного закона говорится, что закон определяет условия и порядок
принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитраж-
ных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных
законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или
бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям
или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо соверше-
нию в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Думается, что ст.1 определяет не только сферу действия Федерального закона
«Об исполнительном производстве», но и указывает на круг тех отношений, которые
он регулирует.
Исполнительные отношения - это общественные отношения между различны-
ми субъектами в процессе их деятельности, связанные с исполнительным производ-
ством. Исполнительные отношения - это форма и результат этой деятельности.
В современной философской литературе общепризнанной является точка зре-
ния, согласно которой составными элементами общественного отношения являются,
во-первых, носители (субъекты) отношения; во-вторых, объект (предмет), по поводу
которого складываются отношения; в-третьих, социальная связь права и обязанности
как содержание отношений12.
Мы полагаем, что отношения, связанные с исполнительным производством,
соответствуют этим требованиям и они должны называться исполнительными отно-
шениями13.
Соотношение между системой законодательства и системой права есть соотно-
шение между внутренним строением права, группировкой его норм и внешней фор-
мой выражения права, которая характеризует состояние источника права. Между сис-
темой законодательства и системой права существует тесная связь, как связь содержа-
ния и формы14.
Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулиро-
вания и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений15.
27
Ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указывает, что
законодательство об исполнительном производстве состоит из настоящего Федераль-
ного закона, Федерального закона «О судебных приставах» и иных федеральных зако-
нов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и
актов других органов.
Таким образом, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Фе-
деральный закон «О судебных приставах» являются основными нормативными акта-
ми, регулирующими отношения, возникающие при принудительном исполнении су-
дебных актов и актов других органов16.
Интересно, что А.В.Закарлюка не оспаривает доводы ученых М.К.Юкова и
В.В. Яркова относительно комплексности законодательства об исполнительном произ-
водстве, считает необходимым разграничивать понятия исполнительного производ-
ства как отрасли права, с одной стороны, и законодательства о принудительном испол-
нении юрисдикционных актов, с другой стороны17.
Однако отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулиру-
ются не только названными актами, но и иными федеральными законами. Несомнен-
но, к ним относятся ГПК (раздел V), АПК (раздел IV), ГК РФ (нормы, регулирующие
порядок проведения торгов). К источникам исполнительного права относятся много-
численные нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты Министерства
юстиции РФ.
Заслуживает внимание предложение В.В. Яркова о том, что Федеральные зако-
ны «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» не решили многих
проблем принудительного исполнения. Система исполнения по-прежнему не связана
с иным законодательством, нет полноценных и развернутых исполнительных проце-
дур, позволяющих «в автоматическом режиме» осуществлять исполнительные дей-
ствия. Предлагается разработка Исполнительного кодекса РФ. При этом В.В. Ярков
исходит из понимания исполнительного законодательства как комплексного правово-
го образования, объединяющего в себе совокупность различных способов реализа-
ции исполнительных документов, разнообразные исполнительные процедуры, учиты-
вающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, зе-
мельного, жилищного и иного законодательства18.
В этой связи В.В. Ярковым выделяются пять групп исполнительных процедур,
которые, по нашему мнению, можно считать группами общественных отношений:
1) реализация исполнительных документов в отношении граждан как физических лиц;
2) реализация исполнительных документов в отношении государственных органов,
органов местного самоуправления и должностных лиц; 3) реализация исполнительных
документов в отношении коммерческих организаций; 4) реализация исполнительных
документов в отношении некоммерческих организаций; 5) реализация исполнитель-
ных документов по групповым искам, о защите неопределенного круга лиц.
Конечно, предмет исполнительного права включает в себя отношения, связан-
ные с органами исполнения, сроками исполнения, возбуждением исполнительного
производства, обращением взыскания на отдельные виды имущества и т.д.
И.В. Решетникова, например, справедливо выделяет следующие стадии испол-
нительного производства: 1) возбуждение исполнительного производства; 2) подго-
товка к осуществлению исполнительного производства; 3) осуществление исполни-
тельного производства и 4) окончание исполнительного производства19.
28
Следует признать, что структура исполнительных отношений может подвер-
гаться делению на виды и подвиды в зависимости от цели, которую преследует иссле-
дователь.
Примечания
1 См.: Ярков В.В. Будущее системы гражданской юрисдикции: попытка про-
гноза // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: современное состояние и
перспективы развития / Под ред. В.В. Яркова, И.А. Викута, Г.В. Жилина и др. Екатерин-
бург, 2000. С. 35.
2 См.: Лапин Б.Н. О концептуальных положениях Модельного кодекса граждан-
ского судопроизводства для стран Содружества независимых государств // Там же. С. 191.
3 См.: Ярков В.В. Принудительная реализация актов органов гражданской юрис-
дикции // Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в
современной России. М., 1999. С. 203.
4 Там же. С. 205.
5 См.: Комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном произ-
водстве» / Под ред. М.К. Юкова, В.М. Шерстюка. М., 1998. С. 9.
6 См.: Самостоятельность норм, регулирующих исполнительное производство //
Проблемы совершенствования ГПК РСФСР. Свердловск, 1975. С. 92-95.
7 См.: Панкратова Н.А. К вопросу об исполнительном праве: Теоретические и
прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции: Межвуз. сб. науч. тр. /
Под ред. В.В. Яркова, Г.А. Жилина и др. Екатеринбург, 1998. С. 204.
8 См.: Кузнецов В.Ф. Исполнительное производство. Челябинск, 1998; Он же.
Проблемы защиты частных и публичных интересов в исполнительном производстве //
Проблемы применения права: защита частных, общественных интересов / Под ред.
В.И. Попова. Челябинск, 1999. С. 136.
9 См.: Ярков В.В. Принудительная реализация актов ... С. 205.
10 См.: Сорокин В.Д. Метод правового регулирования: Теоретические пробле-
мы. М., 1976. С. 34.
11 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С. 170.
12 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2000. С. 27; Малинова И.П. Класси-
ческая философия права: Материал лекций. Екатеринбург, 1998. С. 18; Грибакин А.В.
Введение в философию права: Конспект лекций. Екатеринбург, 1999. С. 93.
13 См.: Кузнецов В.Ф. Предмет правового регулирования и субъекты исполни-
тельного права // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века: Современное
состояние и перспективы развития / Под ред. В.В. Яркова, И.А. Викута, Г.В. Жилина и
др. Екатеринбург, 2000. С. 485.
14 См.: Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Курс лекций. Екатеринбург,
1997. С. 112.
15 См.: Алексеев С.С. Философия права. М., 1997. С. 36.
16 См.: Комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном произ-
водстве». С. 10.
17 См.: Закарлюка А.В. Актуальные проблемы судебной юрисдикции в испол-
нительном производстве // Система гражданской юрисдикции в канун XXI века ... С. 35.
18 См.: Ярков В.В. Принудительная реализация актов ... С. 223.
19 См.: Пособие по исполнительному производству: Учеб. пособие / Под ред.
И.В. Решетниковой М., 2000. С. 129.
29
Е.В. Титова
Описание предмета: «Конституционное право»Конституционное право - отрасль права, система юридических норм, регламентирующих организацию государственной
власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина, а также и другие
отношения, которые закрепляются конституцией и нормативными актами, изданными в ее исполнение.
Литература - В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. – М.: Флинта, 2010. – 136 с.
- А.А. Сорокина, И.А. Самылина. Фармакогнозия. Понятия и термины. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 94 с.
- В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Г.П. Рябов. Словарь по межкультурной коммуникации. Понятия и персоналии. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 136 с.
- Р.И. Хасбулатов. Международные экономические отношения. – М.: Юрайт, 2011. – 912 с.
- А.И. Ильянков, Н.Ю. Марсов. Основные термины, понятия и определения в технологии машиностроения: Справочник. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
- Йозеф Лингарт. Процесс и структура человеческого учения. – М.: Прогресс, 1970. – 686 с.
- В.Б. Караулов, М.И. Никитина. Геология. Основные понятия и термины. – М.: Либроком, 2009. – 152 с.
- И.Г. Медведев. Комментарий к конвенциям в области имущественных отношений супругов и наследования. – М.: Wolters Kluwer, 2007. – 232 с.
- Д.И. Трубецков. Введение в синергетику. Хаос и структуры. – М.: Либроком, 2012. – 240 с.
- Д.И. Трубецков. Введение в синергетику. Хаос и структуры. – М.: Либроком, 2014. – 240 с.
- Р.И. Хасбулатов. Международные экономические отношения. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 912 с.
- А.И. Казанник. Научная организация управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2015. – 526 с.
- Н.И. Перцовский. Маркетинг. Краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 140 с.
- А.И. Казанник. Научная организация управленческого труда в исполнительных органах государственной и муниципальной власти России. – М.: Проспект, 2016. – 522 с.
- Р.И. Хасбулатов. Международные экономические отношения. Учебник. – М.: Юрайт, 2017. – 912 с.
- Д.И.Трубецков. Введение в синергетику. Хаос и структуры. – М.: Едиториал УРСС, 2018. – 240 с.
- В.Д. Мельгунов, К.Д. Горохов. Основы горного права. Учебное пособие. Часть 2. Понятие и структура горных правоотношений. Право пользования недрами как институт горного права России. – М.: Проспект, 2017. – 142 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|