Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
НалогиНалоговое право
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие.
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удволетворения общественных потребностей. В законе РФ от 27 лекабря 1991 г. N2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» дается следующее понятие налога: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами». В этом же законе дается определение и налоговой системы: «Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему». Налоговая система включает следующие элементы: субъект налогообложения (плательщик); объект налогобложения прибыль (доход), оборот или имущество налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога; ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения; налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:
• равнонапряженность налогового изъятия;
• однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
• стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
• заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.
Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
ВИДЫ НАЛОГОВ И ПЛАТЕЖЕЙ. В РФ впервые все налоги разделены на три группы: федеральные налоги; налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований; местные налоги.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог с биржевой деятельности (биржевой налог); налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина (все суммы поступлений от этих налогов зачисляются в федеральный бюджет); отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский, краевой, областной, местный в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами России; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); подоходный налог с физических лиц.
Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе России и бюджетов других уровней.
К федеральным налогам относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.
К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие: налог на имущество предприятий. Суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республиканский бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
К этой группе налогов относятся республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе России или решениями органов государственной власти краев и областей.
К местным налогам относятся:
• налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
• земельный налог. Порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор;
• сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местными органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;
• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;
• налог на рекламу. Этот налог уплачивают юридические и физические лица, но не более 5% от стоимости услуг по рекламе;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
• сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица;
• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
• сбор за выдачу ордера на квартиру вносят физические лица при получении права на заселение отдельной квартиры в размере, не превышающем 3/4 минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
• сбор за парковку автотранспорта в специальных местах вносят юридические и физические лица в размерах, установленных местными органами власти;
• сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0, 5% стоимости реализуемой продукции;
• сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением законодательно оформленных операций с ценными бумагами). Сбор вносят участники сделки в размере не более 0, 1% суммы сделки;
• сбор за право проведения кино- и телесъемок. Вносят коммерческие кино- и телеорганизации, проводящие съемки с осуществлением организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти;
• сбор за уборку территории населенных пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица (владельцы строений) в размере, установленном местными властями.
К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1, 5% от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования (1% фонда оплаты труда).
Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д.
Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.
В 1993 году в бюджетную систему РФ поступило налогов и других обязательных платежей более 38 трлн. руб. Кроме того, от налогоплательщиков, уплачивающих налоги в иностранной валюте, было полученно 340 млн. дол. США. Среднемесячный темп прироста налоговых сборов превысил в истекшем году 17%.
Основная масса доходов бюджетной системы была получена за счет налога на прибыль (16, 8 трлн. руб.) и косвенных налогов (12, 1 трлн. руб.), на долю которых суммарно пришлось свыше 75% всех поступлений. Из числа других федеральных налогов устойчивыми темпами в прошлом году поступал подоходный налог с физических лиц. Более заметную роль в формировании доходной части бюджета стали играть ресурсные платежи и имущественные налоги.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. Среди большого количества налогов, предусмотренных законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (федеральные налоги - 15 видов, республиканские - 4 вида, местные налоги - 23 вида), основными являются:
налог на прибыль предприятий и организаций; налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий; налог для образования дорожных фондов, налог для образования пенсионного фонда; государственные пошлины; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество физических лиц; регистрационные сборы с физических лиц; плата за землю.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Законодательство «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не распространяется на банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.
Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, преусмотренным законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:
• направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;
• в размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;
• затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;
• взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально-культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прыбыли.
Особые льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:
• исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;
• освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных, ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Важном моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.
Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ.
Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржы и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%.
Международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотворащению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспечении идентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.
Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.
Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере 0, 4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0, 03% от оборота.
Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе фонд социального страхования - 5, 4%, государственный фонд занятости населения - 2%, обязательное медицинское страхование - 3, 6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость.
Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.
Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью, индивидуальные (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридического лица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.
Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т. е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.
Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.
Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, а также соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия.
Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.
АКЦИЗЫ являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.
Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РФ предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом налогобложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.
Отдельные товары акцизами не облагаются.
Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИТИЙ. Важное место в налоговой системезанимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ. Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ.
Объектом налогообложения является имущество предпрития, находящееся на его балансе, в стоимостном выражении. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т. д.
При исчислении налога учитываются результаты переоценки валютных средств и основных фондов (средств).
Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.
Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ БАНКОВ. Среди налогов особое место занимает налогообложение, не связанное непосредственно с производственной или предпринимательской деятельностью. К этой категории относятся прежде всего налоги на доходы банков.
Согласно действующему законодательству плательщиками этого налога являются: коммерческие банки; кредитные учреждения, имеющие лицензию на осуществление отдельных банковских операций от Центрального банка России; Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, а также специальные банки, финансирующие отдельные программы. Плательщиками этого налога являются также банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального банка России.
Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщиками налога по законодательству.
Объектами налогообложения являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость. Эти доходы включают: начисленные и полученные проценты по ссудам; полученную плату за кредитные ресурсы; комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям; по гарантийным операциям; за услуги по корреспонденским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям; доходы от валютных операций; от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах; платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банков. В налогооблагаемую массу входят также проценты и комиссионные сборы; востребованные проценты за прошлые годы; плата за услуги, оказанные населению; платежи за инкассацию; средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка; денежные средства, материальные и нематериальные активы; товары народного потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит; прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок; иной хозяйственной деятельности, а также взысканные банком пени, штрафы и неустойки.
Доходы, полученные банками в иностранной валюте, также входят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли по курсу Центрального банка РФ на день получения дохода.
При определении налогооблагаемой массы с учетом перечисленных объектов налогообложения эта масса должна быть уменьшена с учетом расходов, определенных действующим законодательством.
Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообложения или имеют льготы по налогу. Так, например, от налогообложения освобождаются проценты по кредитам, предоставленным правительству Российской Федерации, Центральному банку России и Банку внешней торговли России или под их гарантии.
Освобождаются от налогообложения проценты и дивиденты, полученные по государственным облигациям или иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг.
Следует обратить внимание, что налоговые льготы при обложении доходов банков в целом не должны уменьшить фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50%.
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.
Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».
Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства.
Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу.
Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.
Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также другие виды в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экономических фондов, зарегистрированных в установленном порядке. Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.
Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждевенец).
Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.
Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения.
НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ. Согласно закону плательщиками являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата, ювелирные изделия.
Государственная пошлина занимает значительное место среди налоговых изъятий. Ее плательщиками являются юридические и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение.
Как показывает весь мировой опыт, пока существуют налоги, существует и стремление налогоплательщиков снизить размер уплачеваемых ими сумм.
Конечно, сегодня у налоговой службы еще не хватает возможностей проверить всех налогоплательщиков. Не всегда обеспечивается и высокое качество работы налоговых инспекторов, вследствие чего при проверках иногда не удается выявить все нарушения налогового законодательства. Но действующее законодательство обязывает налогоплательщиков хранить все бухгалтерские и налоговые документы за последние пять лет, не считая текущего года. И уже сегодня имеется немало фактов обнаружения нарушений налогового законодательства, допущенных еще в 1991 году.
Есть еще одна сторона этой проблемы. Не всегда налогоплательщик сознательно нарушает налоговое законодательство. В ряде случаев это объясняется низкой квалификацией экономических кадров предприятий и фирм, недостаточным знанием ими налогового законодательства, а также несовершенством отдельных нормативных актов, допускающих двойственное толкование некоторых положений. Поэтому Госналогслужба России постоянно работает над совершенствованием налогового законодательства, стремясь сделать его более простым и понятным для налогоплательщика. В этих же целях в прошлом году был принят Указ Президента России о налоговой амнистии. Смысл данного Указа заключался в том, чтобы дать налогоплательщикам, вольно и невольно нарушившим налоговое законодательство, возможность исправить свои ошибки.
Большие надежды возлагаются и на организацию совместной работы налоговых органов и органов налоговой полиции по контролю за выполнением обязательств перед бюджетом юридическими и физическими лицами. Это близкие, но вполне самостоятельные органы. Налоговая полиция призвана наряду с решением других задач заниматься особо крупными, разветвленными связями налогоплательщиков, делающих попытки утаивать огромные суммы налогов. Налоговая же служба занимается контролем за своевременностью и полнотой перечисления всех видов налогов в бюджет каждым налогоплательщиком, вне зависимости от размеров этих налогов и организационно-правовой формы деятельности налогоплательщика.
Стратегическая цель налогового законодательства - укрепить централизованные финансы страны и на этой основе придать финансовой стабилизации необратимый характер. Достижение этой цели обеспечивается двумя напрвлениями дальнейшего развития налоговой системы.
Во-первых, путем предоставления дополнительных льгот предприятиям и банкам, н апрвленных на стимулирование инвестиций в экономику страны, и через это - на увеличение объемов производства, намечено поднять прибыль и рентабельность и на этой основе пополнить доходы бюджета.
Второй путь - финансовая поддержка важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечение их устойчивой работы в целях развития экономики страны в целом. Дополнительные финансовые средства для этого будут обеспечены за счет перераспределения ресурсов между отраслями народного хозяйства.
Описание предмета: «Налоговое право»Предметом налогового права являются налоговые отношения как самостоятельный объект. Общая теория налогов,
система налогов, принципы налогообложения, порядок взимания налогов, проблемы правового регулирования налоговых
отношений - все эти вопросы рассматриваются в рамках налогового права.
Литература - Налог на прибыль организаций. – М.: Ось-89, 2002. – 464 с.
- Налог с продаж в 2002 году. – М.: Информцентр XXI века, 2002. – 236 с.
- С.И. Бакина. Налог с продаж. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 160 с.
- Налог на прибыль. 2000/2001. – М.: КОДЕКС, Проспект, 2000. – 144 с.
- Н.Д. Кочетова. Налог на прибыль в 2002 году. – М.: Бератор-Пресс, 2002. – 144 с.
- Налог на доходы физических лиц в 2012 году. – М.: Омега-Л, 2012. – 144 с.
- Единый социальный налог. Ответы на вопросы. Разъяснения и рекомендации. Нормативные документы. – М.: Учебно-методологический центр при Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, 2003. – 208 с.
- Л.Г. Ходов. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие. – М.: ТЕИС, 2003. – 254 с.
- В.Б. Гуккаев. Налог с продаж в 2003 году. – М.: Вершина, 2003. – 144 с.
- Ж.А. Морозова. Единый социальный налог: последние изменения. – М.: Бератор, 2003. – 224 с.
- Популярная экономика. Зарплата, пенсия, налоги. – М.: Мир книги, 2003. – 120 с.
- Под редакцией Н.С. Чамкиной. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. – М.: Статус-Кво 97, Налог Инфо, 2007. – 496 с.
- Под редакцией Н.С. Чамкиной. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. – М.: Налог Инфо, Статус-Кво 97, 2008. – 496 с.
- А.И. Бабкин. Библиотека Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Книга 1. Налоги. Применение арбитражными судами налогового законодательства. – М.: Деловой экспресс, 2002. – 720 с.
- Налоги. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 656 с.
- А.В. Брызгалин. Региональные налоги и законодательство субъектов РФ о налогах. – М.: Налоги и финансовое право, 2012. – 128 с.
- Финансы, налоги и кредит. – М.: РАГС, 2001. – 552 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|