Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Быт и нравы провинциальной РФИстория России
Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел возможность
наблюдать русский провинциальный город, был в Курске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления преврвтились в образы, таинственные для всей россии времени Николая I. Любопытно, что это подтвердил сам Николай. На пути из Пензы в Томбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровив, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губерноскому предводителю дворянства: «Я их знаю». А затем прибавил по- французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».
Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд, сюжетному ходу, проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора - автор раскрывае быт и нравы не только провинциального штатного городка, но и всей России.
Какова же Россия миниатюре - город, из которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». ? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле сапожника,. наваленно на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «На которую назад тому пять лет была ассигнованна сумма,. начала строиться, но згорела». Удручающая картина.
А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держиморды; арестанты не кормлены, в больницах вонь, не чистота и больные «все как мухи выздоравливают».
А всему виной крайний цинизм поступков и самоуправство «столпов города»- тех кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть (заботиться) о благе горожан. Однако конический эффект в пьесе какраз и основывыается на несоответствии поступков героев их общественному призванию. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Почтмейстер, выслушав поручение: «всякое письмо этак немножко распечатать» наивно признается: «знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то штоб из предосторожности, а больше из любопытства: «смерть люблю узнать, что есть нового на свете».
Итак, полностью беспринципность, корыстный расчет, злоупотребление служебным положением - вот то, что составляет основу сознания и деятельности «хозяев жизни». Но главное Гоголем сдернут покров тайны со взяточничества - самого опасного и распространенного порока огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога Городничего «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» актер щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чепорный партер, где сидело немало прототипов Гоголевских героев, среди которых было, по словам самого Михаила Семеновича, половина «берещих», и половина «дающих».
И все же казнокрадство, взяточничество, грабеж населения - все эти ужастные по своей сути явления - показаны Гоголем повседневными и ивполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Антоновича, «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов», который пропустил бы то, «что плывет в руки».
И вот теперь в городе ревизор «инкогнито» - неожиданно нависшая опасность для всех чиновников, но особенно для Городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: «в руки плывут не только шубы и шали, да кули товаров от купцов, а и государственная козна, средства отпущенные на благоустройство города, социальные нужды. А это скорым распоряжением не поправиш: «не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное - не заставишь молчать всех обиженных».
Но все дело в том, что в гостинеце живет не ревизор, а жалкий «елистратишка», промотавший в Питербурге деньжонки. По законам конического Гоголь наделяет своего героя устрашающей фамилией, образованной от слова хлестать - бить на отмашьш. И чиновники трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам Городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Антонович воспринимает совсем в ином смысле. Однако все решило многократно испытанное средство - взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от вкусного угощения!
В конце концов события оборачиваются таким образом, что ревизор «фельдмаршал» уже зять Антона Антоновича и покровитель семейства. Зритель убеждается, что легкость в мыслях необыкновенная свойственна не одному Хлестакову. Она уносит Городничего с Городничехой в питербург, где Антон Антонович собирается «зашибить» генеральский чин, есть рябушку и корюшку, А У Анны Андреевны должно быто в комнете «такое амбре чтоб нельзя было войти «. И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие. Несмотря на то, что Городничий толькочто пережил панический страх, узнав что купцы жаловались на него, он безмерно счастлив. Ведь теперь этот страх будет пробирать других перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и угодничество высшим чинам - вот что положенно в основу взаимоотношений в чиновничьем мире. Поэтому сцена поздравления семьи Городничего с привалившим счастьем рисуется Гоголем как парад лицемерия, зависти и чванства.
Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет «смешнее черта», смех пронизывает каждый эпизод, сцену комедии. Однако показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Его веселое, но острое и суровое слово борется за высокое призвание человека, умную, благородную жизнь. Вспоминаются слова Чернышевского: Гоголь «первый представил нас нам в настоящем нашем виде. Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».
29 марта 1996 г.
Описание предмета: «История России»История России - это наука изучающая конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками
закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей в России
Литература - И.Н. Божерянов. Невский проспект: 1703 - 1903 (культурно-исторический очерк). – М.: Поставщик Двора Его Императорского Величества А. И. Вильборг, 1901. – 536 с.
- А.И. Свирский, С.В. Максимов. История нищенства на Руси. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.
- Мартин Хайдеггер, Н.А. Артеменко. Феноменологические интерпретации Аристотеля (экспозиция герменевтической ситуации). Хайдеггеровская "потерянная рукопись". На пути к "Бытию и времени" (комплект из 2 книг). – М.: Гуманитарная Академия, 2012. – 352 с.
- М.И. Пыляев. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. – М.: Паритет, 2007. – 480 с.
- М.И. Пыляев. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. – М.: Паритет, 2002. – 480 с.
- В.И. Даль (Казак Луганский). Об Уральском казачьем войске. – М.: Либроком, 2010. – 274 с.
- Николай Костомаров. Быт и нравы русского народа. – Смоленск: Русич, 2011. – 512 с.
- В.Г. Богораз. USA. Люди и нравы Америки. – М.: Либроком, 2011. – 222 с.
- Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: Русич, 2012. – 0 с.
- Сергей Глезеров. Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебряного века. – М.: Центрполиграф, 2012. – 544 с.
- А.А. Чекалова, В.П. Даркевич. Культура Византии. IV-XII вв. Быт и нравы. Прикладное искусство. – М.: Либроком, 2012. – 130 с.
- М.М. Богословский. Исследования по истории местного управления при Петре Великом. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века. – М.: Ленанд, 2015. – 160 с.
- Николой Костомаров. Быт и нравы русского народа. – М.: Эксмо, 2016. – 408 с.
- С.Е. Глезеров. Закат блистательного Петербурга. Быт и нравы Северной столицы Серебрянного века. – М.: Центрполиграф, 2014. – 544 с.
- Б.И. Липский, Б.В. Марков, Ю.Н. Солонин. Метафизика. Бытие и мышление. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 562 с.
- Н.И. Никитин. Землепроходец Семён Дежнёв и его время. Начало казачества Сибири. – М.: Академический проект, 2018. – 296 с.
- П.И. Гайденко. Быт и нравы архиереев и их паствы в Киевской Руси. XI-XIII веков. – М.: Издательство Олега Абышко, 2016. – 256 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|