Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ)Возрастная психология
Организационно-деятельностные игры как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыслидеятельности, нацеленной на решение проблем, возникла в 80-х годах и широко распространилась как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.
В «классическом» варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание «продукта игры» - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.
Процедуры игр синхронизируют и координируют творческую мыследеятельность большой группы специалистов, являющихся ее участниками и заинтересованных в решении проблемы. Таким образом во время игры возникает своеобразный временный научно-исследовательский коллектив, точнее временная творческая система (ТС), общий интеллектуальный потенциал которой значительно превосходит потенциал любого отдельно взятого специалиста. В целом творческий потенциал построенной таким образом ТС зависит и от квалификации участников, и от сочетания их состава по специальностям (специалисты разных профилей работают как сокооперанты), и от профессионализма игропрактиков, организующих и активизирующих коллективную работу.
Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов, сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области методологии, т. е. в проблемной организации поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.
ОДИ представляет собой, как уже отмечалось, поисковую деятельность. Многослойность этой деятельности предполагает разработку ряда относительно самостоятельных подпрограмм, реализуемых целостным образом, интегративно в ходе проведения игры.
Выделим следующие ведущие программы:
1. Подпрограмма работы руководителей игры (включает деятельность координаторов (ведущих), работу игропрактиков в группах, на пленарных заседаниях и во время рекреационных пауз).
2. Подпрограмма оперативного управления игрой (включает составление оргпроекта, планирование временных норм каждого игрового действия, осуществление воздействия на команды и отдельных игроков с помощью социально-психологических методов управления).
3. Подпрограмма организации коллективной мыследеятельности участников игры (включает предварительную разработку (отбор) средств и приемов сплочения группы, создания атмосферы, способствующей продуктивному протеканию творческой деятельности, методов стимулирования творческого процесса).
4. Подпрограмма релаксации (включает в себя отбор средств и форм компенсации энергетических затрат, снятия утомления и нервно-психического напряжения, формирования мажорного, приподнятого настроения).
5. Подпрограмма решения проблемы (она включает в себя предварительный анализ проблемы, путей ее решения, проектирования различных вариантов развертки проблемы во время игры, выдвижение альтернативных вариантов решения, выбор оптимального решения).
Выделение подпрограммы является достаточно условным. Понятно, что в рамках игры, являющейся многофункциональным коллективным действием одновременно осуществляется многоцелевая деятельность: идет поиск решения проблем, осуществляется интенсивное обучение, проводится коррекция психического состояния участников игры, ведется консультирование, осуществляется внедренческая деятельность, идет развитие творческих способностей участников, коррекция их установок и т.д.
Игра строится на широком проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены темой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются в условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому типу игры. Задача игропрактиков - расширение и поддержание максимально богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия темы и решения встающих проблем). Существование зоны неопределенности с позиций концепции интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин, 1986), является одной из важнейших объективных предпосылок осуществления творческого процесса, формирования индивидуального стиля деятельности.
Пониманию сущности ОДИ, как нам представляется, способствует рассмотрение некоторых ее аспектов с позиций рефлексивной психологии (И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, 1986, 1990). Творческое мышление осуществляется в пределах проблемно-конфликтной ситуации, существо которой в противоречии как объективно-содержательного, так и субъективно-смыслового характера. Активизация участников игры достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет. В этом случае преодоление интеллектуально-познавательных затруднений переживается человеком как личностная проблема. Это актуализирует потребность в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, активизирует процесс самомобилизации.
Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто 'игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью.
Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.
Итак, ОДИ - это способ (технология) решения проблемы и одновременно, социальная технология. Определить место ОДИ в социальных процессах можно следующим образом:
• игра может служить стартовым устройством для запуска различного рода социальных механизмов (создание команды, коллектива и т.д.);
• игра может служить вехой, ориентиром в ходе некоторого социального процесса, подводить его итоги, намечать перспективы;
• игра может задавать упорядоченные серии других активных методов,
сопровождающих реальную деятельность и нацеленных на комплексную детальную проработку сложной проблемы на разных этапах ее решения.
Отметим, что, кроме упомянутых уже концепций интегральной индивидуальности и рефлексивной психологии, ОДИ как педагогический феномен реализует интегративным образом концепции системного подхода как методологии анализа и решения проблем, концепцию взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики, социально-психологического тренинга, деятельностного подхода как основы личностной перестройки играющих, детерминации развития человека внешними и внутренними факторами и др.
Для достижения игровых целей в ОДИ делают чередование организационных форм деятельности: коллективных, групповых и др.
Приведем характеристики основных форм деятельности:
Общеколлективная деятельность. Это пленарные заседания, большие рекреационные паузы.
Пленарные заседания, в которых принимают участие все играющие, преследуют такие цели: а) обмен информацией между командами; б) координация конструктивной 'поисковой работы; в) отслеживание основных этапов движения к общей цели; г) стимулирование творческого процесса путем сопоставления степени продвинутости команд (обострения конфронтации); д) синтезирование идей и решений; е) коллективную рефлексию этапов и общих итогов игры и др.
Пленарное заседание проводится чаще всего методом дискуссии: одна из команд выступает в качестве докладчика, а все остальные в роли конструктивной оппозиции. Следует отметить, что пленарное заседание - наиболее энергоемкая и наименее продуктивная форма коллективной деятельности.
Групповая деятельность (работа в микрогруппах (МГ)). Это основная форма работы в ОДИ. Микрогруппы имеют постоянный состав (оптимально 7-12 человек). МГ комплектуются в зависимости от целей игры, на основе самоопределения, по формальным признакам или случайным образом. Отнюдь необязательно (даже нежелательно), чтобы это была уже сыгранная команда. Наличие устойчивых межличностных доигровых отношений снижает творческий потенциал команды. Человек, вынужденный тесно сотрудничать с незнакомыми людьми и в нестандартной обстановке, уже одним этим обстоятельством освобождается от многих стереотипов, актуализирует свой творческий потенциал.
В группе усилиями руководителя-игротехника создается особая атмосфера психологического комфорта, раскрепощенной творческой деятельности, защищенности личного достоинства каждого ее члена. В МГ принимаются специальные законы внутригруппового взаимодействия.
МГ - это основная форма групповой работы в ходе ОДИ, и в этом качестве выступает главным носителем творческого процесса, является тем реактором, в котором генерируются идеи и проекты, т. е. выполняют роль опорного элемента в конструкции игры.
Временные группы смешанного состава («коктель»-группы - КГ). Комплектуются на определенных этапах игры по принципу делегирования в каждую КГ представителя от каждой группы. Таким образом вместо МГ образуется «коктель»-группа - группа смешанного состава.
Цель их создания - обогащение поля общения, интенсификация информационного обмена «всех со всеми», что способствует взаимному обогащению разрабатываемых в МГ проектов, стимулирует творческие процессы.
Дубль-группы (ДГ). Это соединение МГ парами для взаимного оппонирования с целью улучшения качества разработок или совместного завершения их на основе слияния наиболее удачных и проработанных вариантов.
Подгруппы (ПГ). Получаются путем деления МГ на несколько локальных групп по тем или иным признакам с целью поиска альтернативных вариантов решения проблемы, взаимного оппонирования и др.
Группа экспертов (ГЭ). Образуется из делегируемых МГ лучших аналитиков для отслеживания конструктивных идей в ходе дискуссии, оценки действий команд и выступающих «спикеров» (лидеров МГ), экспертизы предлагаемых проектов, а также составления итогового текста и его редактирования.
Принцип построения ОДИ - это принцип высокого уровня организационного обеспечения игры. Здесь имеется в виду:
во-первых, тщательная предварительная подготовка - создание хорошо продуманного оргпроекта, подбор профессиональной команды игропрактиков;
во-вторых, необходимое материальное обеспечение: подготовка аудиторий, технических средств, реквизита, решение вопросов питания и пр.;
в-третьих, четкая работа ведущих, обеспечивающих, кроме прочего, синхронизацию действий команд и отдельных игроков;
и последнее - высокая игровая дисциплина, которую добровольно соблюдают участники.
Описание предмета: «Возрастная психология»Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных
возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться
с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и
геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда
под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития
геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических
вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному
изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.
Основными методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод «поперечных»
срезов и метод так называемого «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц
разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй
метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить
возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и
определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не
есть простая функция количества прожитых лет.
[Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1990.; БСЭ.]
Литература - А.П. Панфилова. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. – М.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. – 536 с.
- Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности. 5-9 классы. – М.: Учитель, 2007. – 94 с.
- Пенелопа Оди. Китайская медицина. Справочник по холистической медицине. – М.: Кладезь, 2015. – 400 с.
- Научно-практические семинары. Модернизация гуманитарного образования. – М.: Учитель, 2008. – 140 с.
- В.В. Гордеева. Правовое воспитание. 9-11классы. Разработки организационно-деятельностных игр. – М.: Учитель, 2007. – 208 с.
- Л.В. Красильникова. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.
- Уэнделл Одом. Официальное руководство Cisco по подготовке к сертификационным экзаменам CCENT/CCNA ICND1 100-101. – М.: Вильямс, 2015. – 912 с.
- Михаил Одит. Изотропный метаматериал на основе диэлектрических резонаторов. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 136 с.
- Уэнделл Одом. Официальное руководство Cisco по подготовке к сертификационным экзаменам CCNA ICND2 200-101. Маршрутизация и коммутация. – М.: Вильямс, 2015. – 736 с.
- Тодд Леммл, Шон Одом, Кевин Уоллес. CCNP. Маршрутизация. Учебное руководство. – М.: Лори, 2015. – 500 с.
- Игра как ведущая деятельность дошкольников. – М.: АРКТИ, 2016. – 240 с.
- Уэнделл Одом. Официальное руководство Cisco по подготовке к сертификационным экзаменам CCENT/CCNA ICND1 100-105. – М.: Вильямс, 2017. – 1088 с.
- Н.В. Маслова, Л.В. Мазурина. Учебные деятельностные игры для школ и вузов. – М.: Традиция, 2017. – 144 с.
- Елена Быстрицкая,Сергей Неверкович,Рамиля Арифулина. Интерактивные технологии подготовки кадров в сфере физической культуры. – М.: Спорт, 2018. – 288 с.
- Ода Титц. Домашние пироги. Новые рецепты. – М.: Мой Мир, ГмбХ & Ко. КГ, 2006. – 128 с.
- Ода Титц, Хельга Флориан. Украшения блюд из овощей и фруктов. – М.: Мой Мир, ГмбХ & Ко. КГ, 2006. – 128 с.
- Т.Лэммл, Ш.Одом, Р.Педжен. CCNP. Удаленный доступ. Учебное руководство. – М.: Лори, 2018. – 412 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|