Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и на период до 2005 года и основных характеристиках проекта федерального бюджета на 2003 год и на период до 2005 годаСоциология
Решения о «реструктуризации» государственного долга, 90-дневном моратории, девальвация рубля, отставка правительства привели к принципиально новой ситуации в стране, резкому обострению экономического кризиса, дестабилизации политической обстановки. Полная утрата доверия к государству как со стороны иностранных, так и отечественных инвесторов, девальвация национальной валюты, рост социальной напряженности - реальность, с которой придется считаться новому правительству. Степень дестабилизации финансовых рынков и негативных тенденций в реальном секторе можно охарактеризовать как начало тяжелого кризиса (см. Графики). Стабилизировать ситуацию в кратчайшее время - задача исключительной трудности.
Неопределенность ситуации в настоящее время существенно затрудняет количественную оценку итогов развития экономики в 1998 году и перспектив на 1999 год. Расчеты показывают, что девальвация номинального курса рубля до уровня ниже 14-16 рублей за доллар губительно скажется на экономике. Уровень цен в 14-16 рублей за доллар можно считать предельно допустимым для нынешнего состояния российской экономики. Однако уже в этих условиях можно ожидать примерно 100 процентной инфляции по итогам 1998 года (при условии недопущения необеспеченной рублевой эмиссии). По существу это означает, что по итогам 1998 года произойдет 25-30% девальвация (реального) курса рубля. В Приложении (таблица 1) представлены основные макроэкономические показатели, характеризующие развитие экономики страны при сценарии, определенном экономической ситуацией на 11 сентября. Расчеты показывают, что как в 1998, так и в 1999 годах страна столкнется с новой волной спада производства в реальном секторе. Снижение реального объема ВВП в 1998 году может превысить 6%, а в 1999 - 5%. Снижение конечного потребления домашних хозяйств составит как в 1998 - 1999 годах порядка 6% за каждый год.
При курсе ниже 14-16 рублей за доллар существенно возрастает опасность неконтролируемого роста цен, стремительного падения потребления и производства, дальнейшего обесценивания национальной валюты. Резкое сокращение импорта, резкий рост потребительских цен будет объективно требовать увеличения номинальных доходов населения, а следовательно и денежной массы (любое правительство вряд ли сможет противостоять этому давлению). В случае же значительного выпуска денег в обращение, погашения государственной задолженности (в т. ч. по зарплате) за счет необеспеченной резервами эмиссии, рост цен может оказаться неконтролируемым. Он будет подстегиваться стремительным падением курса рубля, который в условиях сложившейся крайне неравномерной структуры распределения доходов будет подвергаться все более сильному давлению со стороны увеличивающейся рублевой массы. Это, в свою очередь, будет подстегивать рост цен, снижение уровня жизни - появятся все условия для начала раскручивания спирали «зарплата-цены».
В настоящее время обсуждаются различные варианты выхода из кризиса: от введения мер прямого администрирования до режима жесточайшей экономии, сокращения государственных расходов, привязки курса рубля к корзине твердых валют, жесткой монетарной политики. Существует также точка зрения, что до перехода к жестким мерам в области государственных финансов и денежной политики необходимо насытить экономику деньгами, расплатившись с накопленным долгом за счет рублевой эмиссии.
Лучшее, на что можно рассчитывать в краткосрочном плане - приостановить дальнейшее ухудшение ситуации. Для этого надо в первую очередь определить равновесный курс национальной валюты, который более или менее соответствовал бы текущей экономической ситуации. Значение курсовой политики трудно переоценить - валютный курс и его динамика является одним из важнейших ориентиров для формирования ценовых ожиданий. Для решения этой задачи требуется продолжать регулярные торги на валютной бирже в течение как минимум двух-трех недель. При этом Центральный банк должен по возможности воздержаться от интервенций, полностью отпустив рубль в свободное плавание. В этот период особенно следует избегать рублевой эмиссии - кредитование банков в августе для повышения ликвидности банковской системы уже сыграло свою негативную роль в деле обесценивания рубля и истощения валютных резервов страны. Более того, официальным лицам следует категорически избегать каких-либо заявлений о возможности выплаты долгов за счет эмиссии. Одни лишь заявления подобного рода могут иметь катастрофические последствия. В этот период должны также сохраняться неизменными основные регулирующие параметры денежного обращения (нормы резервирования, в частности).
В настоящее время как денежные власти, так и рынки (товарные и финансовые) полностью дезориентированы, что обусловливает паралич хозяйственной и финансовой деятельности - новый курс рубля послужил бы важнейшим сигналом для потребителей, производителей, финансовых агентов.
Курсовая политика будет оставаться одним из ключевых инструментов макроэкономической политики. После определения примерных рациональных границ колебаний рыночного курса национальной валюты, при которых начнут совершаться сделки на валютном и товарных рынках, появятся и признаки нормализации платежной системы. Вряд ли будет эффективным одно лишь административное давление на банки со стороны денежных властей не задерживать платежи до восстановления деловой активности на финансовом рынке (валютном его сегменте, как минимум). Для этого же необходима хотя бы относительная стабилизация динамики курса национальной валюты.
В долгосрочном плане перспективным является допуск иностранных банков для обслуживания российских частных вкладчиков, в том числе и населения, поскольку вряд ли российское государство сможет в обозримом будущем предложить привлекательные для инвесторов новые финансовые инструменты. Допуск иностранных банков к участию в реструктуризации банковской системы может помочь не только связыванию самой ликвидной части денежной массы, но и укреплению банковской системы в целом, укреплению платежной системы. С другой стороны эта мера, повысив уровень доверия к банкам, работающим на территории России, сможет ограничить вывоз капитала из страны, т. к. вряд ли иностранные банки, если таковые согласятся работать на территории России, будут нарушать действующие нормы регулирования банковской деятельности и способствовать вывозу капитала.
Важнейшей задачей является удержание курса в указанных выше пределах, для чего есть достаточно возможностей. Среди весьма своевременных мер следует особо отметить решение правительства об обязательной продаже 50% экспортной выручки на валютной бирже, что может послужить катализатором для начала регулярных торгов. Другим непременным условием является недопущение рублевой эмиссии. Учитывая, что месячные объемы российского экспорта превышают 6 миллиардов долларов, поступление на биржу хотя бы 2. 5-3 миллиардов долларов от экспортеров должно существенным образом повлиять на баланс спроса и предложения валюты.
Теоретически имеется возможность удержания курса рубля на уровне 10-12 рублей за доллар. Для этого, однако, требуется в кратчайшие сроки стабилизировать политическую ситуацию, и уже в ближайшие дни перейти к жесткой экономической политике. Не исключено, что в этих условиях на товарных рынках может обозначиться некоторое снижение цен (от текущего уровня), так что по итогам года инфляция может быть ограничена примерно 75 процентами. Это будет означать, что по итогам года рубль в реальном выражении девальвируется примерно на 15 процентов. Однако этот сценарий по всей видимости следует отнести к разряду маловероятных.
Прогнозируемое в конце года сокращение импорта значительно подкорректирует платежный баланс страны, так что сальдо по текущим операциям, хотя и останется отрицательным, однако не опустится ниже -2 миллиардов долларов. Следует ожидать, что при нормализации политической ситуации, повышении определенности в экономической политике ажиотажный спрос на валюту упадет. Снизится спрос на доллары как со стороны импортеров, так и населения.
В настоящее время широко обсуждается идея жесткой привязки курса рубля к твердым валютам, увязки эмиссии с валютными резервами. Очевидно, это должно сопровождаться политикой жесточайшей экономии государственных расходов. Различные варианты этой политики успешно применялись в Аргентине, Прибалтийских государствах. Однако существуют некоторые сомнения в возможности его успеха в России.
Необходимо значительное увеличение валютных резервов государства (в настоящее время, как минимум на 13-15 миллиардов долларов), получение которых крайне проблематично. По оценке, для проведения того или иного варианта указанной выше экономической политики потребуется как минимум 25 миллиардов долларов валютных резервов (в этом случае курс может быть удержан на уровне 14-16 рублей за доллар). В противном случае потребуется пойти на дальнейшую устойчивую девальвацию национальной валюты, что может привести к качественным политико-экономическим изменениям в стране. Теоретически источником увеличения валютных резервов может стать покупка валюты денежными властями на рынке. Для этого необходимо на начальном этапе категорически не допускать рублевой эмиссии, вынуждая держателей валюты перейти к ее продаже, поскольку сложившийся уровень цен будет требовать большего количества рублей в обороте. В этих условиях расширение денежной массы будет компенсироваться увеличением валютных резервов денежных властей.
Существенным представляется и то обстоятельство, что долларовая денежная масса в России, находящаяся на руках у населения и на счетах в банках, при нынешнем курсе национальной валюты превышает рублевую. Исключительно высокая степень долларизации экономики и неподконтрольность денежным властям оборота наличных долларов могут существенно осложнить ситуацию. До начала реализации этой политики потребуется так или иначе определиться в отношении замороженного в настоящее время государственного долга.
Следует учитывать, что по всей видимости, в ближайшие месяцы государство не сможет приступить к решению проблемы выплаты государственного долга, аккумулированного в виде государственных ценных бумаг. Потенциальная возможность монетизации государственного долга, изменение структуры денежной массы в результате повышения удельного веса наиболее ликвидной ее части (наличных денег) за счет оттока вкладов населения объективно будет оказывать инфляционное давление на экономику. Эту проблему рано или поздно придется решать. Для некоторой нейтрализации негативных последствий возможного расширения денежной массы необходимо найти способы ее связывания (возврат ее в банковскую систему на депозиты, перевод в новые финансовые инструменты и т. п.).
Наконец, обязательным условием решения острых проблем финансового кризиса является необходимость сильной власти в стране, консолидация политических сил, готовность к крайне жестким и непопулярным мерам.
Описание предмета: «Социология»Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе,
отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных
общностях людей.
Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль,
по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об
обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления,
функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»
определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных
процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между
общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это
наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция
развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом
социологии есть общество или определенные общественные явления.
Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.
Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии
открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей,
интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду,
общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную
систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как
переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти
пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление
цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на
глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений,
социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство
абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Литература - Социально-экономические процессы переходного периода. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – 184 с.
- Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Взгляд глазами студентов. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 244 с.
- Налоговая политика в социально-экономическом развитии стран с переходной экономикой. – СПб.: Алетейя, 2011. – 392 с.
- В.Д. Фурасов, Д.В. Фурасов. Динамический анализ статистики социально-экономического развития. Пики-2008. – М.: Компания Спутник +, 2012. – 168 с.
- В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 2. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 856 с.
- В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. Муниципальная Россия. Социально-экономическая ситуация, право, статистика. Том 3. – М.: Едиториал УРСС, 2000. – 992 с.
- О.А. Борзунова. Налоговый кодекс Российской Федерации. Генезис, история принятия и тенденции совершенствования. – М.: Юстицинформ, 2010. – 296 с.
- Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". – М.: Рид Групп, 2011. – 32 с.
- Энергетика России. Взгляд в будущее. – М.: Энергия, 2012. – 612 с.
- Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований. – М.: Инфра-М, 2013. – 316 с.
- Вера Докальская. Управление социально-экономическим развитием регионов. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2014. – 308 с.
- Василий Ковалев. Формирование и развитие системы бизнес-образования в России. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. – 404 с.
- Дмитрий Махнёв. Совершенствование программы социально-экономического развития региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 84 с.
- Эдуард Понуждаев und Маргарита Понуждаева. Настольная книга для среднего класса России и не только. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 276 с.
- А.В. Белицкая. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2014 №473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". – М.: Юстицинформ, 2016. – 156 с.
- Д.В. Дементьев. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 332 с.
- Н.Н. Лысенко, А.Ю. Живага. Анализ факторов социально-экономического развития муниципального образования. На примере МО "Томаринский ГО". – М.: Инфра-М, 2015. – 232 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|