Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Пенсионная реформа.

Трудовое право

Истоки кризиса пенсионной системы

Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет всех: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - из-за высоких страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФ); законодательную и исполнительную власти - потому что население недовольно низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы - поскольку одни из них (доноры) должны делиться с другими, которые считают, что выделяемые им дотации слишком малы; сам Пенсионный фонд - потому что он не в состоянии собрать необходимые ему средства (долги плательщиков неуклонно растут, только к середине 1998 г. они достигли 88 млрд рублей, что равно полугодовому его бюджету). Российская пенсионная система дает недопустимо мало, чересчур многим и слишком рано.

Отход от страховых идей

Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. задумывался как страховой с собственной, обособленной от госбюджета, финансовой основой - Пенсионным фондом. Суть положенных в его основу страховых идей:

каждый гражданин, работающий по найму, подлежит обязательному (принудительному) пенсионному страхованию независимо от его воли и работодателя;

все условия и нормы уплаты страховых взносов, условия и нормы пенсионного обеспечения определяются законом и не могут меняться по соглашению сторон трудового договора, по воле Президента РФ или решениями правительства;

реальный уровень пенсий находится в неразрывной связи со страховым стажем и размером заработка, из расчета которого уплачиваются страховые взносы;

средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей.

Это по замыслу. А по жизни закон недолго оставался страховым. С 1993 г. в него стали вносить поправки, изменившие его суть. В частности, Пенсионный фонд подчинили правительству и Минфину, его средства стали расходоваться на выплату нестраховых пенсий (инвалидам войны, семьям погибших военнослужащих и т. п.); на компенсационные выплаты трудоспособным лицам, которые ухаживают за нетрудоспособными; на подготовку к празднованию памятных дат Великой отечественной войны; на ритуальные пособия (погребение умерших пенсионеров и членов их семей); на доставку и пересылку пенсий и т. п.

Все они согласно закону должны выплачиваться за счет ассигнований из федерального бюджета, передаваемых в ПФ. Но эти деньги в установленные сроки и в полном объеме из бюджета не поступали и не поступают, поэтому пенсии выплачиваются за счет страховых взносов. В итоге расходы ПФ быстро растут, а доходы не только не увеличиваются, но даже сокращаются.

К тому же произошла подмена принципов социальных гарантий: вместо того чтобы ограничить число лиц, имеющих право на получение пенсии, замещающей утраченный заработок в связи с потерей трудоспособности, пенсионные средства распыляются безадресно и без учета реального вклада в пенсионную систему. В результате страдают прежде всего лица с высоким заработком и продолжительным стажем. За их счет выплачиваются пенсии нестрахового характера.

Превращение пенсии в льготу (существуют 250 привилегированных категорий пенсионеров) лишило ее первоначального смысла. Для многих льготников пенсия превратилась в существенный источник доходов, хотя прямое предназначение пенсионных выплат - компенсация человеку, утратившему трудоспособность по возрасту или по состоянию здоровья.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие несвойственные ей задачи, в частности привлечение работников в районы Крайнего Севера. Было создано законодательство, предусматривающее снижение пенсионного возраста на 5, 10 или 15 лет. Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет, которые назначаются трудоспособным лицам в возрасте около 40 лет. Многочисленные льготы по возрасту ставят трудящихся в неравные условия. Некоторые, независимо от срока уплаты взносов и их величины, получают более высокую пенсию в течение более длительного периода. Примерно половина пенсионных выплат вообще не увязана с уплатой страховых взносов.

Ориентация многих категорий работников и целых регионов на увеличение пенсионных льгот, похоже, неистребима. Законодатели (под напором лоббистов) продолжают вносить изменения в закон «О государственных пенсиях в РСФСР», значительно расширяющие круг лиц, пользующихся льготами при начислении пенсии. Подобные новации не только не побуждают работодателей и работников к регулярной и в полном объеме уплате страховых взносов в ПФ, но, напротив, способствуют уклонению от нее. Ведь пенсионное обеспечение работников все меньше зависит от размера страховых взносов. Отсюда сокрытие истинных размеров зарплаты, в частности с помощью бартера и «черного нала».

Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе страны, показал, что 80% респондентов считают государство полностью ответственным за обеспечение их в старости. Между тем в данной области произошли существенные сдвиги. С 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения, теперь только 6-8% всех пенсионных выплат составляют средства госбюджета (до 1991 г. - более 70%), а отчисления работодателей - около 90%. В итоге роли и функции государства, работодателей и работников кардинально изменились, чего не скажешь о сути самой пенсионной системы, по-прежнему опирающейся на «котловые» формы. Размер пенсии не зависит от страховых платежей. Хуже того, уравниловка усилилась, отражая нестраховой характер пенсионной системы и тормозя ее развитие.

Распределительный и накопительный принципы

Пенсионная система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Работающие поколения платят взносы в Пенсионный фонд. Аккумулированные таким образом деньги используются для финансирования выплат поколению, завершившему свой трудовой путь.

Такая система отражает принципы социальной справедливости в прежнем их понимании. Существует налог на фонд зарплаты, перечисляемый в ПФ, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии учитываются только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы (введенные коэффициенты осовременивания зарплаты проблемы не решают). Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Возможности такой государственной пенсионной системы практически исчерпаны. Работающие по объективным экономическим (требующиеся пенсионные выплаты превышают собираемые пенсионные взносы) и демографическим причинам (в связи с увеличением средней продолжительности жизни пенсионеров) все хуже и хуже справляются с этой своей обязанностью.

Судя по демографическим прогнозам, численность экономически активного населения снижается, а пенсионеров (включая досрочных) растет. Поэтому при сохранении пенсионной системы в неизменном виде нас ожидает неблагоприятная ситуация. Сейчас 100 эффективных плательщиков взносов в ПФ содержат 60 пенсионеров, к 2015 г. их будет 70, к 2023 г. - 80, к 2033 г. - 90, к 2056 г. - 108.

При таких демографических показателях к концу рассматриваемого периода поддержание средней пенсии на уровне свыше 35% средней зарплаты, как это было в 1995 г., в рамках распределительной системы станет практически невозможным. Ведь ПФ уже не справляется с пенсионными выплатами. Расходы ПФ, по оценкам экспертов, будут резко возрастать - вплоть до 10, 3% ВВП в 2056 г. по сравнению с 5, 0% в 1995 г. при условии неизменности доли зарплаты в ВВП (17, 8%) и соотношения средней пенсии и средней зарплаты на уровне 1995 г. в течение всего прогнозируемого периода.

Соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров, от которого зависит финансовая устойчивость распределительной пенсионной системы, в России менее благоприятное, чем в большинстве развитых стран (за исключением Франции и Италии), несмотря на то, что мы существенно отстаем от них по средней продолжительности жизни. На 100 работающих в некоторых из этих государств приходится 41-45 пенсионеров.

Низкое соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров обусловлено не только демографическими факторами и уровнем занятости, но и более низким (по сравнению с развитыми странами) возрастом выхода на пенсию; распространенной практикой досрочного (на 1, 5-2 и более лет ранее общеустановленного возраста) выхода на пенсию (доля пенсионеров, получающих пенсию досрочно, составляет 17-19%); возможностью получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста; притоком пенсионеров из республик бывшего СССР.

Во многих странах используется более прогрессивный накопительный принцип, когда работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.

Преимущества накопительной пенсионной системы:

не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;

обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;

позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;

сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование.

В одних государствах накопительная система является лишь незначительным «довеском» к распределительной, в других - накопительный механизм постепенно вытесняет распределительный. Те страны, которые решаются на коренное реформирование распределительной системы, должны осознавать, что обратного пути нет, если общество по каким-то причинам передумает реформироваться. Россия выбрала смешанный вариант и далеко не самый радикальный.

В Чили государственная пенсионная система, на поддержку которой уходило 2% ВВП, с 1981 г. полностью заменена частной. Было образовано несколько крупных контролируемых государством частных пенсионных фондов с жесткой политикой инвестирования пенсионных активов. Местные корпорации продали частным пенсионным фондам облигации более чем на 5 млрд долларов со сроком выплаты через 27 лет, создав таким образом один из немногих в Латинской Америке долгосрочных рынков долговых бумаг. И уже в 1994 г. частные пенсионные фонды собрали с населения и работодателей свыше 20 млрд долларов, или около половины ВНП Чили. Эти средства направлялись на выплату пенсий и долгосрочные инвестиции в экономику. Инвестиции пенсионных фондов во многом способствовали развитию фондового рынка этой страны.

Неблагоприятные экономические условия

Состояние российской государственной пенсионной системы напрямую зависит от внешних для нее условий, в частности от спада производства, возросшей (с учетом скрытых форм) безработицы, резкого расширения теневого рынка труда, существенного уменьшения реальной зарплаты, недопустимого сокращения ее доли по отношению к ВВП и совокупным доходам работников.

Это дает повод некоторым специалистам утверждать, будто у нас наблюдается кризис политики зарплаты, а не пенсионной системы. По их мнению, при повышении фиксируемой зарплаты до 27-30% ВВП (сейчас 17, 8%) или до 55-60% всех доходов населения пенсионная система могла бы функционировать без осложнений. Более того, в таком случае (при резком уменьшении теневой составляющей зарплаты) речь могла бы идти о сокращении страховых взносов работодателей в ПФ с 29 до 20% и увеличении взносов работников с 1 до 5-7% зарплаты. Вторую меру уже пытаются реализовать, чего не скажешь о первой.

Неблагоприятные экономические условия отражаются на пенсионных взносах. Наполняемость ПФ зависит от налогооблагаемой базы, обязательных отчислений и собираемости налогов. В последние несколько лет налогооблагаемая база, используемая для расчета отчислений в Пенсионный фонд, постоянно снижалась.

Во-первых, резко сократилась зарплата в производственной сфере, но и ее нередко не выплачивают по нескольку месяцев. Не только растет задолженность предприятий по зарплате, но они используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты труда и т. п., что также резко снижает поступление страховых взносов.

Во-вторых, сократилось число лиц, занятых в экономике и уплачивающих страховые взносы, возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов и обязательных сборов. Об этом косвенно свидетельствует неуклонное снижение доли зарплаты в структуре денежных доходов населения и рост «прочих» доходов. Поскольку снижается доля всех занятых и занятых по найму в общей численности трудоспособного населения, специалисты предлагают изменить формы пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Ставка обязательных отчислений в Пенсионный фонд достигла 29% фонда выплаченной зарплаты (на 1999 г. утверждена ставка 28%). Предприятия пытаются уклониться от уплаты взносов в ПФ, используя нелегальные пути. Расширить налогооблагаемую базу через увеличение зарплаты не удается из-за продолжающегося экономического спада и потому, что предприятия предпочитают минимизировать свои налоговые платежи. Значит, упор надо делать на повышение собираемости налогов.

Тарифы пенсионного страхования по старости, инвалидности, потере кормильца и пенсионный возраст по странам

Страны

Тарифы страховых взносов, % фонда оплаты труда

Пенсионный возраст, лет

застрахо-

ванный

работо-

датель

всего

мужчин

женщин

Швейцария

4, 90

4, 90

9, 80

65

62

США

6, 20

6, 20

12, 40

65

65

Исландия

4, 00

8, 50

12, 50

67

67

Люксембург

8, 00

8, 00

16, 00

65

65

Бельгия

7, 50

8, 86

16, 36

65

65

Япония

8, 25

8, 25

16, 50

65

65

Германия

9, 30

9, 30

18, 60

65

65

Ирландия

7, 75

12, 20

19, 95

65

65

Греция

6, 67

13, 33

20, 00

65

60

Турция

9, 00

11, 00

20, 00

60

55

Норвегия

7, 80

14, 20

22, 00

67

67

Швеция

1, 00

19, 03

20, 03

65

65

Англия

12, 00

10, 20

22, 20

65

60

Австрия

10, 25

12, 55

22, 80

65

60

Финляндия

5, 55

19, 00

24, 55

65

65

Испания

4, 70

23, 60

28, 30

65

65

Италия

8, 34

21, 30

29, 64

61

56

Россия

1, 00

29, 00

30, 00

60

55

Португалия

11, 00

23, 75

34, 75

65

65

Основной проблемой пенсионного обеспечения в России остается низкий уровень абсолютных и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов. В 1992 г. средний размер пенсии составил около 25% средней зарплаты, в 1993 г. - 34, в 1995 г. - 35%. С учетом падения собираемости взносов при попытке сохранить среднюю пенсию даже на уровне 1995 г. банкротство ПФ в долгосрочной перспективе, по мнению аналитиков, неизбежно. Достижение же бездефицитности ПФ при существующей ставке пенсионных взносов, по прогнозам, к 2056 г. обернется снижением средней пенсии, обеспеченной доходами ПФ, до 16, 5% средней зарплаты.

Ситуация с пенсионным обеспечением усугубляется тем, что зарплата не играет заметной роли при исчислении пенсии. Максимальная пенсия устанавливается всем работникам, которые имели заработки, превышавшие 55-65% средней зарплаты. Это связано с искусственным ограничением пенсии тремя минимальными ее размерами, а для лиц, работавших в неблагоприятных условиях, - 3, 5.

Попытки поднять уровень пенсионного обеспечения путем периодического (раз в три месяца) увеличения минимальной пенсии не дали желаемого результата, поскольку при существующем порядке индексации пенсий это влекло за собой кратное повышение всех пенсий (включая максимальные, которые равны 3-6, 3 минимальных). Таким образом, невозможно повысить минимальную пенсию, не увеличивая при этом еще больше максимальную.

«Осовременивание» прошлых заработков, исходя из которых исчислялись пенсии, также не привели к ожидаемым результатам. Повышение пенсий лицам, имевшим в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство пенсионеров, которые имели низкие заработки, но получили максимальные пенсии. Положение усугублялось тем, что росло число лиц, получавших максимальную и близкую к ним пенсию, поэтому постоянно уменьшалась дифференциация размеров основной массы пенсий. Но довести минимальную пенсию до прожиточного минимума и одновременно дифференцировать размеры пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада без реформирования системы просто невозможно.

Предложения по созданию страхового механизма пенсионного обеспечения. Нынешняя государственная распределительная пенсионная система по своей экономической природе (налоговый характер взносов и уравнительно-котловой способ их распределения) не соответствует новым экономическим реалиям. Высокая страховая нагрузка на работодателей, сокрытие ими истинных размеров зарплаты, недобор страховых платежей, финансовая неустойчивость пенсионной системы образуют порочный круг. Чтобы его разорвать, специалисты предлагают отказаться от единого собесовского принципа «котла» в формировании и расходовании пенсионных средств и перейти на модель социального страхования, которая позволит лучше сочетать личную ответственность и солидарность.

Для этого целесообразно разделить финансы пенсионной системы на две части: примерно 20-25% всех собираемых средств расходовать на оказание солидарной страховой помощи лицам с низкими страховыми платежами, а 75-80% - на выплату страховых (заработанных) пенсий по принципу «выше страховые платежи за весь страховой период - больше пенсия». Другим способом, балансирующим две функции пенсионного обеспечения (социальную помощь и страховое накопление пенсионных прав), могло бы стать увеличение пропорции максимальной и минимальной пенсии (от существующей 1, 5: 1 к более социально справедливой 5: 1).

Кроме того, необходимо создать условия для легализации теневой (скрываемой) зарплаты: установить ее верхний предел, начиная с которого не должны взиматься страховые взносы; развивать альтернативные системы пенсионного обеспечения - дополнительные профессиональные пенсионные системы, личное и коллективное страхование пенсий; облегчить налоговое бремя на работодателей и работников; вовлечь трудовые коллективы и отдельных работников в финансирование пенсионного обеспечения; постепенно двигаться к паритету (50: 50) работодателей и работников в финансировании будущей пенсии, используя персонифицированный учет взносов в качестве базы для исчисления будущей пенсии.

Но прежде чем уменьшать долю работодателей и увеличивать долю работников, следовало бы повысить зарплату. В сочетании с персонифицированным учетом уплаты взносов и ростом периода, который берется за базу для начисления пенсий (с 2 до 5, а впоследствии и до 10 лет), это позволило бы повысить стимулы зарабатывать пенсии и не занижать истинные размеры зарплаты.

На практике процесс выработки правовых и организационных основ, форм и финансовых механизмов новой пенсионной системы оказался более сложным, чем виделось несколько лет назад.

Правительственная программа пенсионной реформы

Вариации трехуровневой пенсионной системы

Начало реформы пенсионного обеспечения датируется 7 августа 1995 г., когда вышло постановление правительства «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» № 790. В соответствии с «Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения» в нашей стране должна быть создана трехуровневая пенсионная система.

Первый уровень - базовая пенсия, предоставляемая всем гражданам при наступлении инвалидности или достижении установленного возраста независимо от трудового стажа, назначаемая в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера и степени трудоспособности. Предполагается, что работающим она не будет назначаться и выплачиваться.

Второй уровень - трудовая пенсия, размер которой зависит от трудового (страхового) стажа и заработка. Все будущие пенсионеры должны иметь одинаковые обязанности по ее финансированию и одинаковые права относительно условий ее назначения и размеров - без каких-либо исключений и льгот. Стаж должен влиять на величину трудовой пенсии только в связи с продолжительностью уплаты страховых взносов.

Третий уровень - негосударственная пенсия, которая рассматривается как дополнительная по отношению к первым двум и возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях. Однако становление и развитие дополнительных профессиональных пенсионных систем считается приоритетной задачей.

Часть намеченных в Концепции мероприятий реализована (введен персонифицированный учет в государственном пенсионном страховании), хотя трехуровневая система и центральное ее ядро в форме государственного страхования пенсий так и не созданы.

В первом полугодии 1997 г. была подготовлена «Концепция пенсионной реформы», которая вызвала бурную дискуссию, но официально так и не была утверждена. В ней три уровня смешанной (распределительно-накопительной) пенсионной системы сохранились, но были модифицированы и конкретизированы.

Первый уровень - социальная пенсия. Она унифицирована по размерам и условиям и должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования.

Второй уровень - обязательная накопительная пенсия, выплачиваемая всем работавшим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и за счет инвестиционного дохода. Размер этой пенсии ставится в зависимость от величины индивидуальных накоплений и инвестиционного дохода, полученного на протяжении трудовой жизни. Этот уровень должен стать ядром новой системы.

Третий уровень - дополнительные пенсионные системы, которые включают обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников, позволяющие достичь более высоких стандартов пенсионного обеспечения.

Разработчики этой трехуровневой системы со значительным накопительным элементом понимали, что переход на нее за счет дополнительных добровольных взносов граждан и работодателей, уплачиваемых сверх взносов в ПФ, был бы слишком медленным и затронул бы в обозримой перспективе лишь незначительную часть россиян. Поэтому предлагалось пойти на частичное перераспределение уплачиваемых в ПФ страховых взносов для установления второго накопительного уровня. Работнику предстояло выбрать, направить ли часть страхового взноса, ранее уплачиваемого в ПФ, на индивидуальный накопительный пенсионный счет и тем самым отказаться от получения пенсии распределительного типа или оставить все, как есть.

Данная Концепция предусматривала, что люди, которые не смогут обеспечить себе пенсию второго уровня, должны получать минимальную гарантированную государственную пенсию первого уровня (социальную), которая позволит удовлетворять лишь минимальные жизненные потребности. Для тех же, кто претендует на получение социальной пенсии, имея накопления на индивидуальных счетах, был бы установлен специальный режим закрытия пенсионных счетов. Достаточность накоплений на именных счетах в рамках второго уровня системы определялась бы как возможность приобрести за счет личных пенсионных накоплений аннуитет (пожизненную пенсию) в размере не ниже установленной законом минимальной трудовой пенсии.

Наряду с обязательным накопительным уровнем практиковались бы индивидуальные пенсионные схемы, реализуемые через негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, финансируемые за счет средств самих застрахованных либо совместно работодателями и наемными работниками в рамках коллективных договоров и индивидуальных контрактов. Однако, чтобы третий уровень пенсий стал реальностью, потребовалось бы предоставить налоговые льготы и преференции участникам добровольных пенсионных планов.

В рамках «Концепции пенсионной реформы» была предложена такая схема постепенного перехода на новую систему пенсионного обеспечения (которая так и осталась проектом). Граждане в возрасте от 30 до 40 лет получают право с 1999 г. перечислять часть страховых взносов (10-15% зарплаты) не в ПФ, а на индивидуальный накопительный пенсионный счет. Выбравшие накопительный вариант лишаются возможности получать государственную пенсию из ПФ (за исключением социальных пенсий, финансируемых из налоговых поступлений). Граждане старше 40 лет остаются за рамками реформы, их взносы продолжают перечисляться в Пенсионный фонд, чтобы в будущем они могли получать государственную пенсию в модернизированной распределительной системе.

Обязательно вступают в накопительную систему пенсионного страхования все работники младше 30 лет. С первого года перехода к новой системе они направляют на именные счета часть взносов, уплачиваемых ранее работодателями в ПФ, по ставке 11%. Большинство может сформировать себе пенсию, равную 30-35% зарплаты, получаемой в год выхода на пенсию.

Для работников в возрасте 31-40 лет переход на накопительную систему остается добровольным и лишь частичным. Они получают возможность направлять на именные счета взносы по ставке 5%. По достижении пенсионного возраста им выплачивается пенсия из распределительного источника на уровне 20% средней зарплаты по стране, а вместе с накопительным источником - 25-35% средней зарплаты, которую они имели в год выхода на пенсию. Возможно введение для них условных именных счетов в ПФ, на которых отражаются взносы, начисленные за них работодателями. При завершении трудовой жизни государственная трудовая пенсия таким работникам назначается в соответствии с величиной средств на их условных именных счетах.

Долгие дебаты и согласования на правительственном уровне вылились в появление еще одной модификации двух изложенных Концепций, менее радикальной, с более осторожным и длительным внедрением накопительного пенсионного страхования, - «Программы пенсионной реформы в Российской Федерации», которую правительство одобрило 20 мая 1998 г. В ней приведена своя градация уровней смешанной системы, которая, возможно, станет реальностью в нашей стране в долгосрочной перспективе:

государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию. Оно должно финансироваться из федерального бюджета;

государственное пенсионное страхование (ведущий элемент системы), в рамках которого пенсии будут выплачиваться всем (за исключением категорий, попавших в первый уровень) в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Финансироваться этот уровень должен за счет, во-первых, текущих поступлений в ПФ, во-вторых, средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, в-третьих, инвестиционного дохода от размещения накапливаемых средств;

дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) - этот уровень предусмотрен сверх государственного пенсионного страхования и будет доступен не всем россиянам, а только тем, кто сам или работодатели добровольно отчисляли за него дополнительные взносы (в негосударственные пенсионные фонды). А в случаях, установленных законодательством (скажем, в профессиональных пенсионных системах), работодатели обязаны делать определенные страховые взносы.

Предложенная в Программе модель формирования государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением в нее накопительных элементов, по замыслу авторов, способна обеспечить сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда в течение переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в этот фонд.

Чтобы обеспечить стабилизацию финансового положения пенсионной системы в этот переходный период предусмотрено:

досрочный выход на пенсию заменить профессиональными пенсионными системами;

размер пенсионных выплат поставить в зависимость от величины поступлений в ПФ;

стимулировать более поздний выход на пенсию, используя условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета;

четко разграничить обязательства по финансированию пенсий между ПФ, федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

законодательно закрепить перечень нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, и определить принципы и размеры финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет федерального бюджета;

повысить собираемость страховых взносов благодаря условно-накопительным и именным накопительным пенсионным счетам;

с 2005 г. начать частично финансировать вновь назначаемые трудовые пенсии на накопительной основе.

Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции, а тарифная политика станет ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, которые трудятся в нормальных технологических и природно-климатических условиях.

Для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет (даже если они будут продолжать трудиться) станет направляться исключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использования именных накопительных счетов.

Для сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями признано целесообразным ввести для них дополнительный тариф страховых пенсионных взносов.

В Программе предлагается с 2000 г. установить, во-первых, суммарный тариф отчислений страховых взносов в ПФ, взимаемый с работодателя и работника, в размере 27%, из которых на именной пенсионный счет должен идти 1% зарплаты (дохода) работника; во-вторых, предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы; в-третьих, дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.

В Программе планируется накопительный элемент тарифа по государственному пенсионному страхованию повышать постепенно (при соответствующем сокращении распределительного элемента). В 2000 г. ставка взноса в накопительной системе (на именные пенсионные счета) составит 1%, в 2003 г. - 3, в 2006 г. - 5, в 2009 г. - 7, в 2010 г. - 8%. В долгосрочной перспективе предстоит довести соотношение между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий до 50: 50 при условии увеличения зарплаты в соответствии с повышением ставки взносов, уплачиваемых работником.

Персонифицированный учет

Для реализации «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения» было принято несколько законов. В соответствии законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. была создана информационная база обновляемой пенсионной системы, повышающая мотивы для уплаты страховых взносов всеми работающими. Был откорректирован порядок назначения и перерасчета пенсий на основе индивидуальных лицевых счетов, соответствующие изменения в мае 1997 г. внесены в закон «О государственных пенсиях в РСФСР». В июне 1997 г. при Пенсионном фонде был создан Информационный центр персонифицированного учета.

Законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 1 февраля 1998 г. предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий на базе индивидуального коэффициента для каждого пенсионера. Он задуман для того, чтобы исчислять пенсии и постоянно их индексировать в соответствии с ростом средней зарплаты в стране. Кроме того, закон теоретически позволяет объективнее дифференцировать пенсии в зависимости от трудового вклада и ограничить уравнительные тенденции. Он предусматривает гибкий порядок отказа от использования пенсионных льгот отдельными категориями пенсионеров при исчислении стажа. Пенсионеру предоставляется возможность сохранять все установленные льготы, но получать пенсию в пределах существующего максимального размера (3-3, 5 минимума) или рассчитать пенсию с применением индивидуального коэффициента без ограничения максимумом (косвенное ограничение пенсии задается предельным соотношением зарплат), однако без учета прежних льгот. Вот только реализовать новой порядок определения пенсий, исчисляемых с использованием индивидуальных коэффициентов (согласно закону с 1 февраля 1998 г.), практически невозможно из-за отсутствия денег.

Тем не менее персонифицированный учет уже позволяет собирать сведения о трудовом стаже и заработке, на который начисляются пенсионные взносы, о времени работы застрахованного в особых условиях труда, на Крайнем Севере и местностях, приравненных к нему, на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, и о нестраховых периодах. С 2000 г. персонифицированным учетом будет охвачено все население России.

На каждого застрахованного открыт индивидуальный лицевой счет. Чтобы внедрить условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета, в лицевой счет предстоит включить дополнительную информацию: сумму страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах, и сумму, направленную на накопление; начисленный инвестиционный доход, полученный от инвестирования взносов, направленных на накопление; страховые взносы, перечисленные через ПФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начисленный инвестиционный доход по этим накоплениям.

С 2000 г. в составе лицевого счета каждого застрахованного будут открыты:

условно-накопительный счет, на котором станут отражаться взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованному будет назначаться часть трудовой пенсии, финансируемая из распределительного источника;

именной накопительный пенсионный счет, где будут отражаться страховые взносы, идущие на накопление, и регистрироваться начисленный инвестиционный доход, полученный от их инвестирования;

профессиональный пенсионный счет для работников, участвующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. На нем будут отражаться дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инвестиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через профессиональные пенсионные системы.

По этим счетам пенсии будут назначаться и выплачиваться раздельно и независимо друг от друга по особым правилам.

Трудовые пенсии

Размер трудовых пенсий предполагается исчислять исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа (общая продолжительность трудовой деятельности человека в течение его жизни, когда уплачивались страховые взносы), страховых взносов, зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных.

Величина трудовой пенсии, финансируемая за счет накопительного источника, будет определяться на основе расчета аннуитета исходя из величины накоплений на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсии и ожидаемой продолжительности жизни застрахованных лиц на момент их выхода на пенсию.

С 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости будут назначаться в системе персонифицированного учета по данным условно-накопительных счетов. Поэтому часть трудовой пенсии, финансируемая на распределительной основе, будет определяться исходя из величины уплаченных страховых взносов. А финансироваться эта часть будет из текущих поступления в ПФ - за исключением страховых пенсионных резервов (т. е. страховых взносов, направленных на накопление) и доходов от их инвестирования.

Эти резервы Пенсионный фонд должен инвестировать (для прироста) обязательно через независимые управляющие компании. Расходовать страховые резервы разрешено только на выплату части трудовых пенсий лицам, которые имеют соответствующие накопления на именных накопительных счетах в ПФ.

Ресурсы накопительной системы начнут использоваться на финансирование пенсионных выплат после 2005 г. (до этого их величина будет слишком мала), трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе. По мере роста пенсионных накоплений застрахованных вторая часть должна постепенно нарастать (первая уменьшаться).

Чтобы не допустить чрезмерной дифференциации пенсий, назначаемых на основе условно-накопительных счетов и именных накопительных пенсионных счетов, и стимулировать работников к уплате страховых взносов, предложено ввести максимальный уровень индивидуальных доходов, выше которого не должны уплачиваться обязательные страховые взносы. Возможно, будет законодательно закреплено право наследования накопленных на именных накопительных счетах пенсионных резервов пережившим супругом и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного. Тем самым мы приблизимся к развитым странам, где это давно практикуется и значительно повышает у будущих пенсионеров желание своевременно и полно уплачивать страховые взносы. Пока остались нерешенными вопросы, связанные с применением накопительных элементов к тем, кто продолжит трудовую деятельность в пенсионном возрасте.

Назначение трудовых пенсий на основе условно-накопительных счетов. Суть условно-накопительного счета: взносы в ПФ регистрируются на индивидуальном лицевом счете работника так, как если бы они составляли реальные пенсионные накопления. В частности, эти взносы индексируются или на них условно начисляются проценты по согласованным ставкам.

Условно-накопительные счета для назначения трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе, начнут использоваться с 2001 г. после завершения внедрения персонифицированного учета по всей России. Для тех, кто выйдет на пенсию до этого срока, сохранится действующий порядок исчисления и увеличения государственных пенсий, закрепленный в законах «О государственных пенсиях в РСФСР» и «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997 г.

В течение переходного периода потребуется отразить на условно-накопительных счетах первоначальный условный капитал, сформированный работниками до 2000 г., а также ввести поправочные коэффициенты для частичной компенсации снижения средних размеров пенсий у женщин по сравнению с мужчинами в связи с переходом к определению пенсии с учетом ожидаемой продолжительности жизни после выхода на пенсию.

По завершении переходного периода величина пенсии для мужчин и женщин должна определяться путем деления суммы накопленных страховых взносов (включая величину условного капитала) на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста (с применением в случае необходимости поправочных коэффициентов). Это значит, что женщины, выходя на пенсию в 55 лет, станут получать существенно меньшую пенсию, чем мужчины в 60 лет. Таким образом, у женщин появится стимул выходить на пенсию в более позднем возрасте, фактически пенсионный возраст мужчин и женщин сблизится без законодательного изменения (законодатели вряд ли пойдут на эту непопулярную меру).

Чтобы избежать резкого единовременного снижения пенсий женщин, которые достигнут пенсионного возраста в 2001 г. или в последующие годы, предложен переходный механизм исчисления их пенсий, рассчитанный на 10 лет: в первый год - пенсия женщин в возрасте 55 лет должна определяться исходя из ожидаемой продолжительности их жизни в 60 лет, что приближает расчетную величину их пенсии к пенсии 60-летних мужчин. В течение последующих лет ожидаемая продолжительность жизни, используемая для назначения пенсии женщинам, выходящим на пенсию в 55 лет, будет ежегодно повышаться на 6 месяцев. В конце 10-летнего переходного периода пенсия у женщин, завершающих свою трудовую деятельность в 55 лет, будет определяться исходя из ожидаемой продолжительности жизни женщин в 55 лет.

Профессиональные пенсионные системы

Вместо льготного пенсионного обеспечения по условиям труда предложено ввести профессиональные пенсионные системы. Причем по профессиям и должностям, которые включены в списки № 1 и 2 и связаны с высоким профессиональным риском, такие профессиональные системы будут для работодателей обязательными, а в случаях относительно низкого профессионального риска - добровольными. За каждого застрахованного, работающего в особых условиях труда, работодатель будет уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу. Его введение должно быть синхронизировано с налоговой реформой, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф не должен повысить общий уровень налогообложения фонда оплаты труда. При этом предельное значение тарифа дополнительных взносов для предприятий нужно установить таким образом, чтобы суммарный объем страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда по обоим видам государственного пенсионного страхования не превышал действующий уровень. Страховые взносы по дополнительному тарифу планируется перечислять в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.

Согласно «Программе пенсионной реформы в РФ» с 1 января 1999 г. прекращается приобретение новых прав по досрочному выходу на пенсию в связи с переходом к формированию профессиональных пенсионных систем (они станут возможны только после того, как с 2000 г. в полном объеме начнет функционировать персонифицированный учет). Лица, которые по состоянию на 1 января 2000 г. будут иметь минимальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию, сохранят право на получение пенсии из ПФ. Если они продолжат работать на рабочих местах с особыми условиями труда, дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, будут поступать в ПФ и расходоваться на выплату досрочных пенсий.

Те, кто на 1 января 2000 г. будет иметь более половины требуемого стажа, приобретут право на получение пенсии на льготных условиях из ПФ. Однако период получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному до полного минимального стажа. Если человек продолжит трудиться на рабочих местах с особыми условиями, дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за него работодателем, должны поступать в соответствующую профессиональную пенсионную систему и формировать досрочную (льготную) пенсию на накопительной основе. С момента получения права на досрочную пенсию в соответствии с законодательством и до наступления возраста, когда ПФ начинает выплачивать льготную пенсию, пенсия должна выплачиваться исключительно через профессиональные пенсионные системы. В них следовало бы взносы работодателей относить к затратам на производство продукции (работ, услуг) и предоставлять льготы в налогообложении инвестиционного дохода.

Назначения пенсий за выслугу лет и работу на Крайнем Севере

С переходом на новый порядок определения размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера районный коэффициент в Прогрограмме намечено упразднить и ввести компенсационные надбавки к зарплате для лиц, работающих в экстремальных природно-климатических условиях.

За каждого застрахованного, работающего в местностях с особыми природно-климатическими условиями, работодатель должен уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу. Но, в отличие от досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда, этот тариф должен быть распространен на весь фонд оплаты труда работников, занятых в соответствующих местностях, и установлен таким образом, чтобы общий уровень налогообложения фонда оплаты труда не повысился.

С 1 января 2000 г. должно быть прекращено приобретение новых прав по государственным досрочным пенсиям в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Лица, которые на 1 января 1999 г. набрали минимальный стаж, необходимый для досрочного выхода на пенсию, сохранят право на получение пенсии из ПФ в соответствии с законодательством РФ. Если они продолжат работать в тех же регионах, то дополнительные страховые взносы, уплачиваемые за них работодателями, будут поступать в ПФ и расходоваться на выплату текущих льготных пенсий.

Те, кто на 1 января 2000 г. будет иметь более половины требуемого стажа, приобретут право на получение льготной пенсии из ПФ, но период получения льготной пенсии будет сокращаться в зависимости от того, сколько месяцев недостает застрахованному до полного минимального стажа. Если люди продолжат работать в этих регионах, дополнительные страховые взносы работодателей будут поступать в уполномоченные негосударственные пенсионные фонды и формировать дополнительную льготную пенсию на накопительной основе. Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответствии с законодательством РФ до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом, должна будет осуществляться исключительно через профессиональные пенсионные системы.

Льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию, должны формироваться только на накопительной основе через уполномоченные негосударственные пенсионные фонды.

Недоработки Программы

Далеко не все аналитики считают Программу удачной. Среди ее недоработок они называют то, что она не увязана с «Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения», в ней толком не сформулированы цели и задачи пенсионной реформы, не определены пенсионные модели, институциональные механизмы социальных гарантий и ответственности за обеспечение прав будущих пенсионеров. Финансовые механизмы пенсионной системы не привязаны к системам зарплаты, налогообложения и прогнозным оценкам развития экономики и рынка труда. Не названы источники ресурсов для перехода на новую пенсионную систему.

Кроме того, не охарактеризованы пенсионные технологии: простого их перечисления, указания на формы индивидуальных и условно-накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем явно недостаточно. Не обоснованы выбираемые пенсионные схемы, режимы страхования и перестрахования, статус страховых организаций. Не указано место в накопительной системе пенсий по инвалидности и при потере кормильца. Не учтены специфика и место самодеятельного населения (фермеров, представителей свободных профессий). Не прописаны механизмы разделения политических и финансовых рисков между накопительным и распределительным элементами пенсионной системы.

Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение

Как уже говорилось, наряду с государственным (обязательным) пенсионным обеспечением, возможно и дополнительное добровольное пенсионное обеспечение - из средств самих застрахованных или (и) работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Оно уже существует в России в рамках негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Их история началась с сентября 1992 г., когда был принят Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Без малого шесть лет они просуществовали в правовом вакууме, аккумулируя довольно большие средства без адекватной защиты прав будущих пенсионеров. Долгожданный закон «О негосударственных пенсионных фондах» был принят 7 мая 1998 г.

По данным Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социальной защиты населения, на начало 1998 г. в России действовали 275 таких фондов, в том числе в Москве - 111, Санкт-Петербурге - 21, Самарской и Нижегородской областях - по 10, Ростовской - 9. Суммарные активы всех НПФ составили 7, 3 млрд новых рублей, что вдвое больше, чем на начало 1997 г. Число участников (будущих пенсионеров) превысило 2 млн. В 1997 г. 139 фондов (53%) производили пенсионные выплаты, 187 тыс. человек получили дополнительную пенсию на общую сумму 240, 6 млн новых рублей. Средняя дополнительная пенсия составила 105, 9 рублей, максимальная - свыше 1000 рублей. При этом основные тенденции определяли 26 крупнейших НПФ (10%), на которые приходится свыше 86% всех средств, 81% пенсионных резервов, около 48% участников и 84% всех пенсионных выплат.

Ситуация в этой сфере существенно изменилась за три последних года. В конце 1995 г. большинство фондов представляли собой индивидуальные накопительные схемы - индивидуальные лицевые счета, открытые частными лицами в банках или иных финансовых учреждениях и не связанные с предприятиями. Профессиональных фондов, которые предприятия создали по месту труда, было примерно 10%. Практически не было корпоративных фондов, которые охватывали бы несколько предприятий в пределах одной отрасли или финансово-промышленной группы. Эта первая волна НПФ достигла приличных объемов пенсионных выплат, но затормозилась в приросте пенсионных взносов.

Фонды переориентировались с работы преимущественно с частными вкладчиками на работу в основном с юридическими лицами. Так, на конец 1996 г. 87% всех пенсионных взносов внесли 1, 5-2 тыс. вкладчиков - предприятий, фирм и организаций, а 13% взносов - 300 тыс. частных лиц. В 1998 г. основу негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) составляли корпоративные фонды, созданные финансово-промышленными группами, крупными предприятиями или предприятиями одной отрасли.

В десятку лидеров по величине совокупных активов в 1998 г. входили НПФ «Сургутнефтегаз» (1, 9 млрд новых рублей), «ЛУКойл-Гарант» (1, 5 млрд), «Газфонд» (1, 3 млрд), НПФ электроэнергетики (302 млн), «Уголь» (205 млн), «ГАЗ» (107 млн), «Интеррос-Достоинство» (64 млн), «Тепло» (60 млн), «Стимул-фонд» (58 млн), «АвтоВАЗ» (56 млн). Им отроду было по 2-3 года.

Такие фонды были закрыты для тех, кто не принадлежал к корпорации, не говоря уже о частных лицах. Скажем, НПФ «Интеррос-Достоинство» был ориентирован на работу внутри ФПГ «Интеррос». Среди его вкладчиков были «Онэксимбанк», «Роснефтеимпекс», «Союзтранзит», «Норильский никель» и др. Взносы в эти фонды в пользу своих работников чаще всего делало само предприятие. С помощью пенсии оно дополнительно стимулировало работников, привязывало их к себе.

До банковского кризиса пенсионные фонды создавались и крупными банками. Фонд был нужен банку для расширения банковских услуг, привлечения долговременных ресурсов и опять же для дополнительной социальной поддержки своих сотрудников. Пенсия рассматривалась как отложенное вознаграждение за труд, которое формировалось главным образом за счет банка, а не работника. Такие фонды закрыты для частных вкладчиков за немногими исключениями (например, НПФ Сбербанка, участником которого может стать любой гражданин, заключивший договор с фондом). Иметь банк в качестве учредителя фонду было выгодно, потому что услугам НПФ была клиентура банка и его филиальная сеть, облегчающая распространение пенсионных схем, содействие банковских департаментов в инвестировании пенсионных резервов.

Существуют также региональные НПФ. Их немного, и перспективы лучше у фондов из промышленно развитых регионов с сильной региональной властью. Особенность сферы деятельности таких фондов - скажем, в Волгоградской области - была в том, что наиболее устойчивые отрасли (газовая, нефтяная и электроэнергетическая) обслуживались не областными, а корпоративными фондами (РАО «ЕЭС», «ЛУКойл» и др.). Поэтому клиентами местных НПФ были предприятия из более депрессивных отраслей и немногочисленные граждане, которые отважились на такие вложения. Чтобы хоть часть пенсионных резервов осталась в Волгоградской области, местные власти освободили предприятия от уплаты областной доли налога на прибыль с пенсионных взносов в местные НПФ. Фонды ответили взаимопониманием и вкладывали пенсионные резервы не только в государственные ценные бумаги, но и в региональные облигации, в акции волгоградских предприятий, в инвестиционные проекты предприятий - учредителей и вкладчиков фонда. Вопрос в том, насколько доходными оказались для участников такие вложения.

Кроме Волгоградской области, еще в трех регионах (Сургут, Тула, Нижний Новгород) в 1998 г. действовали программы дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной (муниципальной) сферы. Эти программы финансировались преимущественно за счет средств городского бюджета, а также отчислений из зарплаты участников территориальных фондов.

Таким образом, накануне августовских событий 1998 г. в России лидировали НПФ, имевшие мощных учредителей, которые с самого начала наделили их немалыми средствами, поставляли участников и вкладчиков, избавляя от необходимости конкурировать за деньги клиентов, тем более - мелких, которые не проявляли особого интереса к дополнительному пенсионному обеспечению. Благополучие таких фондов напрямую зависело от положения учредителей и приближенных к ним клиентов, а вовсе не от ситуации, сложившейся на рынке пенсионных услуг.

К осени 1998 г. на дополнительное пенсионное обеспечение могли рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. А создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое облегчило бы нагрузку в целом на государственную пенсионную систему и обеспечило бы многим россиянам весомую прибавку к государственной пенсии, осталось затеей на будущее. Насколько приблизил это будущее закон «О негосударственных пенсионных фондах», который сориентирован на сложившуюся систему НПФ?

[http: //fiper. ru/spr/chapter-10-3. html - topНаверх ]

Надежность вложений в НПФ

Без защиты прав пенсионеров не повысится доверие к негосударственной пенсионной системе, она не станет солидным участником рынка. В свою очередь, рыночная стабильность, рост инвестиций и дополнительное пенсионное обеспечение в крупных масштабах появятся тогда, когда повысится доверие к НПФ и увеличатся вложения в них. Без защиты прав пенсионеров негосударственная пенсионная система не может отвечать и более общим социально-экономическим целям.

НПФ является некоммерческой организацией, его главная цель - сбор средств для выплаты дополнительной пенсии. Имея дело с «длинными» деньгами, он обязан заботиться об их сохранении и приросте. Узаконено важнейшее правило о том, что фонды обязаны инвестировать пенсионные резервы исключительно с целью их сохранения и прироста в интересах участников (будущих пенсионеров). Считается, что это правило нарушено, если фонд распоряжается этими резервами для каких-либо иных целей, неважно - личных целей управляющего или общественно полезных, скажем, дает заем Фонду обязательного медицинского страхования на льготных условиях.

Чтобы отделить риски, связанные с деятельностью самого НПФ (сбор пенсионных взносов, учет пенсионных обязательств, выплата пенсий и т. п.), от рисков инвестирования на финансовом рынке, в законе предусмотрено разделение функций. НПФ разрешено самостоятельно вкладывать пенсионные резервы только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов Федерации и помещать на банковские депозиты (заметим - такие объекты были названы до финансового кризиса), а в рисковые активы (корпоративные ценные бумаги и т. п.) - обязательно через управляющую компанию. Она несет ответственность перед фондом и участниками за надлежащее управление активами, но не за обязательства фонда.

Требования к составу и структуре пенсионных резервов определяет государственный уполномоченный орган (сейчас это Инспекция НПФ) в соответствии с правилами размещения этих резервов, которые утверждает правительство. Оно же определяет порядок размещения резервов и контроль за его соблюдением. На НПФ распространено правило фондового рынка - обязательное разделение хранения активов и управления ими. Хранить сертификаты ценных бумаг, учитывать переход прав на них и выполнять распоряжения клиентов доверено депозитарию.

Пенсионные взносы и накопления согласно закону являются собственностью фонда, а не вкладчика или участника (будущего пенсионера), что на первый взгляд вызывает недоверие. Но сделано это для защиты участников. Действительно, если бы взносы оставались в собственности предприятия-вкладчика, оно могло бы использовать их для своих финансовых нужд при банкротстве или просто для погашения долгов. Ведь предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом. При банкротстве вкладчика в соответствии с законодательством будущие пенсионеры должны были бы встать в единую очередь наряду со всеми его кредиторами. Вряд ли бы им что-нибудь досталось.

А если разорится сам фонд? На пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, управляющего и депозитария. Различными запретами ограничены и сами возможные долги. Перед вкладчиками и участниками пенсионный фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При ликвидации фонда пенсионные резервы направляются на удовлетворение требований вкладчиков и участников, а средства от реализации имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, - на удовлетворение требований всех кредиторов в соответствии с очередностью.

Передача пенсионных резервов в собственность НПФ нужна еще и потому, что иначе было бы трудно управлять ими как единым портфелем. По каждому инвестиционному решению пришлось бы спрашивать разрешения у многочисленных вкладчиков или заключать с ними трастовые договоры на управление, что хлопотно. Такая передача не означает, что вкладчики и участники теряют «текущие» права на эти средства до наступления пенсионного возраста участников.

Во-первых, если фонд внес без согласия участника или вкладчика изменения в свои правила, которые ущемляют его интересы, закон дает ему право расторгнуть пенсионный договор, получить выкупную сумму или перевести ее в другой НПФ. Такой подход должен способствовать развитию конкуренции на рынке пенсионных услуг и повысить доверие потенциальных вкладчиков к фондовому рынку и к самим фондам, если бы не одно «но». И до принятия закона переход вкладчиков и участников из одного НПФ в другой (скажем, при смене места работы) был формально не запрещен, но практически нереален из-за высоких штрафов, которые фактически конфисковывали накопления участников. Огражден ли перевод денег от штрафов с принятием закона, осталось неясным, поскольку в законе об этом ничего не сказано, как и о штрафных санкциях при изъятии участником средств из сферы пенсионного обеспечения до наступления пенсионного возраста. В других странах в первом случае штрафов нет, а во втором они неизбежны - для повышения стабильности самой системы.

Во-вторых, вкладчики и участники вправе получать информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов. Именной пенсионный счет отражает движение пенсионных взносов и выплат пенсий отдельному участнику, солидарный - всем участникам, в пользу которых вносит средства данный вкладчик. Снабжать вкладчиков и участников такими сведениями фонд обязан не реже одного раза в год. С такой же периодичностью он должен публиковать в периодической печати отчет о своей деятельности. Все это повышает информационную прозрачность пенсионных фондов, позволяет эффективнее их контролировать.

Чтобы пенсионные резервы не «проели» управленцы и сотрудники НПФ, законодатели оговорили источники средств на их содержание - это имущество, предназначенное на обеспечения уставной деятельности фонда, доход от его использования, а также часть дохода от инвестирования пенсионных резервов. Установлен верхний предел этой части - 20% первые три года и 15% в дальнейшем.

Для повышения надежности вложений в различные формы коллективного инвестирования, к которым отнесены и НПФ, законодатели в других странах и в нашей (в случае с паевыми инвестиционными фондами) стараются запретить или строго контролировать сделки с заинтересованными лицами, т. е. конфликт интересов. В законе «О негосударственных пенсионных фондах» эта тема даже не упоминается. Видимо, и в этом отразилась реальная ситуация в сфере НПО, когда недобросовестный администратор НПФ мог направлять активы фонда в инвестиционную компанию, которая принадлежит ему самому, жене или другим родственникам, назначить оплату за услуги по инвестированию, не соответствующую рыночной цене, не опасаясь последствий. Заинтересованными должны считаться все лица, предоставляющие услуги фонду, его администраторы и сотрудники, предприятие или работодатель участников фонда, профсоюз, владелец предприятия, корпорация или предприятие, аффилированные с работодателем.

[http: //fiper. ru/spr/chapter-10-3. html - topНаверх ]

Перспективы НПФ

С выходом «Программы пенсионной реформы в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005 г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется с существующими выплатами государственных пенсий, ему в помощь потребуются новые институты. Но времени на их создание «с нуля» не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.

Перспективы НПФ во многом зависят также от того, будут ли им предоставлены налоговые льготы и какие именно. Долгое время налоговый климат не способствовал развитию НПФ. В цепочке «предприятие - НПФ - компания по управлению активами» было тройное налогообложение. Допустим, директор предприятия захотел сотрудничать с НПФ. Для этого он должен показать прибыль и заплатить с нее налог. Затем составить список участников, из чистой прибыли перечислить деньги на их счета в НПФ. С этих денег брался 12-процентный подоходный налог. После всех отчислений (в местный бюджет и т. п.) оставалось 50, а то и 30%. То же и с инвестиционными доходами фондов: сначала с них взимались налоги в управляющей компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные счета - еще и подоходный налог.

Обновленная Инструкция Госналогслужбы № 35 по применению закона «О подоходном налоге с физических лиц» позволяет удерживать подоходный налог с сумм, выплаченных человеку (в данном случае - с пенсионных выплат), а не начисленных ему (т. е. не со взносов предприятия). Предприятиям разрешено частично (в размере 1% реализуемой продукции) относить на себестоимость взносы в НПФ, имеющие лицензию (постановление правительства № 509 от 27 мая 1998 г.). В «Программе пенсионной реформы в РФ» продекларирована необходимость освободить взносы на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива; полностью или частично освободить доходы от операций с пенсионными резервами от налога на прибыль и на прирост капитала; взимать подоходный налог не с пенсионных взносов, а с пенсионных выплат. Осталось воплотить эти пожелания в жизнь.

По негосударственным пенсионным фондам больно ударил дефолт, объявленный государством в августе 1998 г., поскольку их управляющие для снижения общего риска портфеля держали часть средств в госбумагах. НПФ (как паевым инвестиционным фондам и страховым компаниям) удалось добиться от Министерства финансов улучшенного режима: 30% их вложений в ГКО погашаются «живыми» деньгами, 20% - инвестиционными бумагами, 50% - доходными бумагами с ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых). Это вселяет надежду, что финансовое положение фондов улучшится.

Налоговые льготы стали мощным стимулом роста негосударственного пенсионного обеспечения в США. Предприятия вычитают из налогооблагаемой прибыли наравне с зарплатой взносы в лицензированные НПФ. Их инвестиционный доход не облагается налогом на прибыль в течение накопительного периода. Участники фондов освобождены от подоходного налога на пенсионные взносы также на весь накопительный период - до начала выплат пенсий.

Чтобы не открыть привилегированному клубу миллионеров лазейку для ухода от уплаты налогов, налоговые льготы ограничены по величине и в индивидуальных накопительных схемах, и в профессиональных пенсиях (корпоративных пенсионных фондах по месту труда). Индивидуальные схемы освобождены от налога лишь на взнос до 2 тыс. долларов в год и при условии, что вкладчик не является участником корпоративного пенсионного фонда. Участники таких фондов вкладывают по 2 тыс. долларов в год, а могли бы и больше при повышенной налоговой льготе. Корпоративным фондам разрешено принимать взносы, которые «выльются» в пенсию, не превышающую 200 тыс. долларов в год. На практике лишь немногие фонды приближаются к этому довольно высокому ограничению.

Для стимулирования создания и финансирования пенсионного обеспечения за счет предприятий корпоративным фондам предоставляются более щедрые льготы, чем индивидуальным накопительным схемам. Чтобы получить налоговые льготы, корпоративные фонды нельзя организовывать преимущественно для высокооплачиваемых работников или выделять каких-то сотрудников среди всех имеющих одинаковый стаж.

Предприятия (работодатели) не могут получить налоговые льготы без соблюдения всех правил дополнительного пенсионного обеспечения. Их соблюдение контролируют Госналогслужба и Министерство труда и жестко наказывают за нарушения. Провинившиеся предприятия и участники лишаются налоговых льгот за весь срок нарушения, т. е. налоги взимаются задним числом. Допустим, предприятие платит работнику зарплату 40 тыс. долларов в год и вкладывает 5 тыс. долларов в НПФ. Этот взнос предприятие вычитает из налогооблагаемой прибыли, а зачисления на счет работника подоходным налогом не облагаются. При нарушении фондом правил пенсионного обеспечения эти 5 тыс. долларов взноса включаются и в налогооблагаемый доход работника, и в прибыль предприятия.

Специалисты подсчитали, что охват негосударственным пенсионным обеспечением 10% работающего населения потребует эффективной работы 0, 8-1 тыс. НПФ, 20% - 1, 5-2 тыс., 30% - 2-2, 5 тыс. Сегодня эффективно действуют далеко не все из 275 фондов, а их услугами которых пользуются 2, 5-3% всех работников. Понятно, что нужно не просто много новых НПФ, а таких, которые могут способствовать распространению НПО.

Специалисты считают, что в этом отношении больше перспектив у корпоративных фондов. В ближайшем будущем ожидаются их активные попытки сблизить позиции с руководителями регионов и проникновения в сферу деятельности территориальных НПФ. Такое сближение вполне возможно, но по мере осознания региональными администрациями своих возможностей и приобретения опыта НПО не исключены конфликты между ними и фондами, размежевание или «поглощение» фондов территориями. Дело в том, что главная цель корпоративных фондо - вобеспечить выплату пенсий, для этого нужно надежно и выгодно вкладывать пенсионные резервы (куда именно - вопрос вторичный). Для администраций же приоритетной является задача финансирования экономических программ развития территорий (при этом проекты не всегда бывают надежными и выгодными), а потом уж выплаты пенсий. В любом случае крепкие корпоративные фонды необходимы.

Отраслевые НПФ будут развиваться «замкнуто», в рамках и интересах своей отрасли, незначительно влияния на территории. Межотраслевое слияние маловероятно. В дальнейшем они, скорее всего, будут специализироваться и займут ведущее место в профессиональных пенсионных системах, оставаясь придатком породившей их отрасли (проект закона «О профессиональных пенсионных системах», в котором четко проработана концепция разделения трудовых и льготных пенсий, застрял в Госдуме). Ожидается, что отраслевые фонды будут флагманами накопительной системы, но не станут играть решающей роли в будущей системе НПО.

Независимые (или свободные) НПФ по-прежнему будут занимать незначительное место, предоставляя всем желающим - гражданам, отдельным работодателям и предприятиям - возможность воспользоваться услугами негосударственного пенсионного обеспечения. Сегодня их потенциал невелик, в дальнейшем какие-то из них могут быть поглощены корпорациями или трансформируются в территориальные фонды.

Пока доля территориальных НПФ мала, их территориальность условна и определяется в основном согласием местных администраций участвовать в формальном учредительстве. Причины - в недостаточной профессиональной подготовке работников таких фондов, незнании руководителями регионов принципов НПО, попытках создать региональные пенсионные системы на основе перераспределения существующих денежных потоков и т. п.

Тем не менее специалисты именно с выходом на территории связывают перспективы НПФ, если фонды сами проявят инициативу и будут, во-первых, находить способы сближения с руководителями регионов и территорий для разработки и реализации территориальных программ НПО; во-вторых, проводить целенаправленную работу по информированию этих руководителей и депутатов местных законодательных собраний о необходимости, целях и возможностях НПО; в-третьих, сотрудничать с департаментами социальной защиты администраций и искать партнеров среди банков и страховых компаний.


Описание предмета: «Трудовое право»

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наемных работников на предприятиях, в учреждениях и организациях, регламентирующая отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения туда, администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; по рассмотрению трудовых споров; по охране труда и др.

Литература

  1. А.К. Соловьев. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.
  2. Социально-экономические процессы переходного периода. – М.: Едиториал УРСС, 1999. – 184 с.
  3. Л.Н. Минаева. Пенсии. Новые правила оформления и расчета. – М.: Рид Групп, 2011. – 256 с.
  4. Как экономическая наука помогает делать нашу жизнь лучше. – М.: Издательство Института Гайдара, 2011. – 432 с.
  5. А.И. Федотов. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М.: КомКнига, 2006. – 168 с.
  6. Д.Б. Гусаков. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России. – СпБ.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2010. – 260 с.
  7. А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. Комментарий к Федеральному Закону "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2012. – 152 с.
  8. С.А. Линева. Пенсионная реформа в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 128 с.
  9. А.Л. Благодир, А.А. Кирилловых. Комментарий к Федеральному Закону "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2012. – 152 с.
  10. В.С. Назаров. Актуальные проблемы пенсионной реформы. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2010. – 144 с.
  11. А.К. Соловьев. Пенсионная реформа. Иллюзии и реальность. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.
  12. Ярослав Волков. Неявный пенсионный долг. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 148 с.
  13. Александр Непп. Реформирование системы пенсионного обеспечения Германии и России. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 268 с.
  14. Оксана Дмитриева. Пенсионные системы и пенсионные реформы. – М.: Наука, 2015. – 304 с.
  15. И.В. Сивакова. Новое пенсионное законодательство в схемах. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 64 с.
  16. Е.В. Козлова. Основы социального и пенсионного страхования в России. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 с.
  17. А.К. Соловьев. Пенсионное страхование. Учебное пособие. – М.: Норма, 2011. – 400 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Общая характеристикка нормативных актов, регулирующих пенсионные отношения
Государственное и муниципальное управление
Курсовая работа
29 стр.
Новые формы пенсионного накопления и обеспечения
Финансы и кредит
Диплом
125 стр.
Внебюджетные фонды в РФ
Государственное и муниципальное управление
Диплом
99 стр.
Пенсионная реформа: правовые аспекты
Социальное обеспечение
Реферат
15 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Алина
Добрый день! Марина, хочу поблагодарить Вас и Вашу команду (особенно Юлию) за проделанную работу! Курсовая работа после вашего сопровождения принята и защищена с оценкой отлично. Спасибо Вам! Выражаю огромную благодарность за оперативную работу и понимание))