Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Банковская система РФБанковское и биржевое дело
Введение.
Современная кредитная система Российской Федерации сложолась в результате различных преобразований, произведенных в рамках банковской реформы, которая проводится в нашей стране с 1987 года. Наиболее крупные преобразования связаны с вступлением в силу Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года «О Центральном банке РСФСР (Банке России) «и Закона РСФСР от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
1 раздел
Банковская система РФ.
В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двухуровневая банковская сруктура. Двухуровневая структура (в различных формах) существует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.
1. Верхний уровень занимает государственный банк, который диктует кредитную политику, но не вмешивается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Государственный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей степени государственное регулирование кредитного сектора.
2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление
банковских операций). В Законе о банковской деятельности
они названы другими кредитными учреждения.
Банк - (в соответствии с Законом о банках и банковской деятелбности в РФ) коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещять их на условии возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Центральный банк Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение является главным банком РФ и находится в ее собственности. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом (ст. 2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст. 16-18). С другой стороны он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст. 5, 10-14, 19-33). Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу.
Органы управления Банка России.
Структура управления и другие организационные вопросы деятельности Банка России устанавливаются на основе Закона о Центральном банке и его Уставе.
В соответствии со ст. 12 Устава Центрального банка Российской Федерации, утвержденного постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1991 года, управление Банком России осуществляется председателем и Советом директоров Банка.
В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации председатель Банка России назначается и освобождается от должности Государственной думой. Совет директоров Банка России назначается высшим органом представительной власти. В состав Совета директоров Банка России входят: председатель Банка России, его заместитель, директора департаментов центрального аппарата, начальники главных центральных управлений Банка России, председатели национальных банков республик, входящих в состав Российской Федерации.
Председатель Банка России
без доверенности действует от имени Совета, представляет
интересы Банка во всех отечественных и иностранных банках,
на предприятиях, в учреждениях и организациях, распоряжается в пределах своих полномочий имуществом, фондами и другими средствами Банка, заключает договоры, открывает необходимые для хозяйственной деятельности расчетный и другие счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников банка и его учреждений, предприятий и организаций. Председатель Банка России может передавать отдельные полномочия членам совета директоров.
| Председатель банка |
\
| Совет директоров банка|
_____________
|
|
|
|
________________
|Территориальные
|гланые управл. |
----------------
_________________
Российское республиканское управление инкассации денежной выручки -----------------
___________________________
| |
| |
| |
| |
____________________ |
|Главный и террито- | |
|риальные вычисл. | |
| ценры. | |
---------------------- |
_______________________|
|Учебный центр по под- |
|готовке и переподго- |
|товке банковских |
|специалистов |
------------------------
__________
|
_____________________
__| Центральный аппарат|____
| ---------------------- |
| __________|___________ |
| |Главное управление | |
| |ЦБ РФ | |
| ---------------------- |
| |
|_____________ ____________|
|Главное эко-| |Главное уп-|
|номическое | |равление по|
|управление | |работе с |
-------------- |коммерчес- |
|кими банками
-------------
Расчетно-Кассовые -----------------
центры|
-------
2 раздел
Федеральная Резервная Система США.
Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трех уровней -
Совет управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет.
1. Совет управляющих ФРС состоит из 7 постоянных членов, назначаемых Президентом США с одобрения Сената. Обеспечивается равное представительство членов Совета Управляющих от различных округов ФРС.
Совет Управляющих (СУ) ФРС возглавляет председатель и его заместитель (вице-председатель). Президент США утверждает кандидатов на эти посты на четырехлетний срок.
Только СУ ФРС обладает необходимыми полномочиями для установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет с Федеральными Резервными Банками всю полноту ответственности по проведению операций на открытом рынке ценных бумаг и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.
За последние годы СУ ФРС расширил масштабы своей деятельности по регулированию денежно-кредитных отношений в США за счет принятия таких законов, посвященных финансовой деятельности, как Закон о предоставлении достоверной информации в кредитовании, Закон о правельном погашении кредита и Закон о реинвестировании.
2. Федеральные Резервные Банки (ФРБ) имеют в общей сложности
24 филиала в важнейших промышленных и деловых центрах США. ФРС по сравнению с центральными эмиссионными банками других стран сильно деценрализова, что отражает сильнейшее противодействие любой концентрации экономической власти в едином центре в то время, когда закладывались основы ФРС.
ФРБ оказывают решающее влияние на управление всей банковской сферой США. Эти функции включают в себя контроль и инспекцию деятельности 1000 банков-членов ФРС, 6000 банковских холдинг-компаний, корпораций, чья деятельность подпала под юрисдикцию Закона Эджа, филиалов и представительств иностранных банков в США. Кроме того, ФРБ предоставляют кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения. Цель подобных мероприятий состоит в обеспечении стабильного финансового окружения и изоляции банков, испытывающих трудности, дабы предотвратить возможный в этих обстаятельствах кризис доверия.
Последней областью ответственности ФРБ является обеспечение целого ряда финансовых услуг. Они включают в себя обработку чеков, выпуск в обращение и прием наличных денег, продажу и хранение ценных бумаг федерального правительства США, телеграфные переводы денежных средств. Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением от 1980 года предписывает ФРБ взыскивать стоимость оказанных ими услуг, однако эти услуги ныне распространяются не только на банки-члены ФРС, но и на все остальные депозитные учреждения.
3. Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет процессы купли-продажы ценных бумаг Федерального правительства США Федеральными Резервными Банками, то есть контролирует наиболее важный инструмент осуществления денежнокредитной политики. ФКОР состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих ФРС и пять президентов ФРБ.
3. 1 Федеральный Консультационный Совет.
Закон о ФРС предусмотрел образование некого координационного органа для обеспечения связи между всей банковской сферой и ФРС.
Этот орган получил название Федеральный Консультационный Совет.
Он состоит из 12 членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный Банк.
3 раздел
Банковская система России и ФРС США.
Описание предмета: «Банковское и биржевое дело»Целью преподавания дисциплины «Банковское и биржевое дело» является изучение основ теории и практики
современного банковского дела, организации кредитно - финансового обслуживания клиентов коммерческими банками.
Основные задачи курса:
- раскрыть сущность банковской деятельности и структуры банковской системы России;
- показать сущность и специфику банка как коммерческой организации, его место и роль в финансово - кредитной
системе;
- раскрыть содержание и технологию основных банковских операций;
- дать представление об основных банковских документах и порядке их составления.
И вот это:
Сайт Университета Натальи Нестеровой
Дисциплина «Банковское и биржевое дело» рассматривает основополагающие вопросы теории и практики
функционирования и организации рационального управления банковской системой и коммерческими банками в условиях
современной России.
Цель изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: сформировать у студентов научно обоснованные
представления о природе кредитных организаций, вообще, и банков, в частности, о банковской системе и
закономерностях ее развития и функционирования, в том числе об основах эффективного взаимодействия
производственного предприятия (организации) и коммерческого банка, представления о механизмах управления
банковской деятельностью, послужить фундаментом для последующего более углубленного изучения ими различных
сторон реальной деятельности банков, проблем дальнейшего развития отечественной банковской системы и путей их
решения.
Задачи изучения дисциплины «Банковское и биржевое дело»: исходя из указанной выше цели, при изучении данного
курса решаются следующие основные задачи.
1. Формирование у студентов четкого понимания экономической природы, специфических особенностей коммерческих
банков как хозяйствующих субъектов, которые существенно отличают их от производственных предприятий и
нефинансовых организаций, а также от небанковских кредитных организаций.
2. Изучение важнейших аспектов и специфики организации внешнего и внутреннего управления коммерческими банками
в связи с природой и характером выполняемых ими операций.
3. Ознакомление студентов с механизмами централизованного регулирования банковской деятельности.
В программе курса рассматриваются российское банковское законодательство и нормативные акты Банка России.
Особое внимание уделяется формированию понимания студентами сущности и значения экономических нормативов
деятельности коммерческих банков, устанавливаемых для них Банком России. От того, насколько будет развито это
понимание, зависят, в частности, возможности менеджеров банков рационально и эффективно организовать
внутрибанковское управление и менеджера предприятия (организации) - оценивать реальное финансовое состояние
банка, своевременно получать и грамотно интерпретировать необходимую информацию об имеющихся у банка проблемах.
4. Обучение студентов основам анализа работы коммерческого банка.
Прослушав курс, студенты должны:
ЗНАТЬ:
- Структуру современной банковской системы РФ; сущность, функции и принципы деятельности коммерческих банков,
их классификацию; операции по формированию и размещению ресурсов банка (пассивные и активные операции).
- Структуру и основные элементы банковского законодательства РФ; законодательные основы деятельности банка,
основные нормативные документы ЦБР, регламентирующие банковскую деятельность.
- Функции и задачи Центрального банка РФ; инструменты, используемые ЦБР при проведении денежно-кредитной
политики.
- Организационные основы деятельности коммерческого банка.
- Действующие экономические нормативы банковской деятельности, установленные ЦБР.
- Принципы организации и инструменты безналичных расчетов.
- Сущность и классификацию банковских рисков.
- Способы антикризисного управления банком.
УМЕТЬ:
- Получать и грамотно интерпретировать информацию, как об отдельном коммерческом банке, так и банковской
системе РФ в целом.
- Оценивать реальное финансовое состояние банка.
- Аргументированно оценивать политику, проводимую ЦБР на денежном рынке и ее влияние на реальный сектор
экономики.
ИМЕТЬ НАВЫКИ:
- По способам управления ликвидностью банка и банковскими рисками.
- По анализу финансовой деятельности банка.
- При работе с монографической литературой, а также с нормативными документами ЦБР.
По курсу предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.
Студенты также должны написать реферат и по итогам изучения дисциплины сдать экзамен.
http://www.nesterova.ru/univer/univer_ek2_12.shtml
Литература - М.Э. Дмитриев, С.М. Дробышевский, С.С. Наркевич, П.В. Трунин. Российская банковская система в условиях кризиса. – М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2012. – 128 с.
- М.Г. Акинфиева, Н.И. Царева. Добро пожаловать в мир делового общения / Bienvenidos al Mundo de Negocios. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, 2008. – 80 с.
- Банковское право. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. – 368 с.
- А.А. Уваров. Банковское право (для экономистов). В 2 томах. Том 2. – М.: МПСИ, 2010. – 480 с.
- А.М. Тавасиев, В.Д. Мехряков, Н.Д. Эриашвили. Банковское дело. Управление и технологии. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 664 с.
- Е.М. Ашмарина, Ф.К. Гизатуллин, Г.Ф. Ручкина. Банковское право. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 544 с.
- О.В. Мотовилов, С.А. Белозеров. Банковское дело. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 408 с.
- Банковское право. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 320 с.
- Ирина Бессарабова. Коммерческие банки в экономике РК, РФ и США. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 80 с.
- Алексей Борисович Леонтьев und Валентина Андреевна Савинова. Устойчивость банковской системы РФ в условиях концентрации капитала. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 196 с.
- Алексей Захаров. Институциональные условия роста эффективности банковской системы РФ. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 248 с.
- Нина Стародубова. Влияние банковской системы на социально-экономическое развитие региона. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 116 с.
- Наталья Посыпайко. Банковская система как фактор экономической безопасности страны. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 148 с.
- Е.М. Ашмарина, Ф.К. Гизатуллин, Г.Ф. Ручкина. Банковское право. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 404 с.
- О.В. Мотовилов, С.А. Белозеров. Банковское дело. Учебник. – М.: Проспект, 2016. – 416 с.
- Модернизация банковской системы РФ. Тренды и инструменты развития. – М.: Финансы и статистика, 2015. – с.
- Валентин Катасонов. "Черные дыры" банковской системы. Как банкиры минируют Россию. – М.: Книжный мир, 2018. – 384 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|