Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
ЛомоносовИстория науки
Ломоносов Михаил Васильевич первый русский учёный-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском университете, а затем в университете города Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).
Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член Шведской (1760) и Болонской (1764) академий наук.
Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал план реорганизации управления Академией и проект её устава. По инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал «Штаты и регламенты» для университета и университетских гимназий. Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъютантов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт расширения фондов казённого содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношения гимназистов к учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то главная обязанность гимназистов - «к наукам простирать крайнее прилежание».
Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Изданная в 1748 году «Риторика» Ломоносова была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе «Риторики», отражающей многие теоретические вопросы развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - «Российская грамматике» (1755, опубликована 1757). Большую роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное и естественнонаучное творчество Ломоносова.
Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных пособий. Переведённая им с латинского языка «Волфианская экспериментальная физика» (1746) была первым учебником физики для высших школ на русском языке. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова по химии «Элементы математической химии» (1741), «Введение в истинную физическую химию» (1752), «Опыт физической химии, часть первая, экспериментальная» (1752-53) и другие.
Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками Академии Наук. Он предложил проект создания а Петербурге отдельного университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако главная роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных учёных. «За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, - что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали своё достоинство. «
Описание предмета: «История науки»История науки - дисциплина, которая изучает процессы возникновения, становления и развития науки как сферы
человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных
знаний о действительности. Более чем двухтысячелетняя история науки отчётливо обнаруживает ряд общих
закономерностей и тенденций её развития. Развитию науки свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом
этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит
неотъемлемой частью в её общий фонд, не перечёркиваясь последующими успехами познания, а лишь переосмысляясь и
уточняясь. Цель курса – показать роль научно-технического прогресса как движущей силы истории.
Развитие науки носит необратимый характер и на всем протяжении сохраняет черты преемственности, которые также
рассматривает история науки. В ней запечатлены все результаты этого особого вида «социальной памяти»
человечества, теоретически кристаллизующей прошлый опыт познания действительности и овладения её законами
Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции; освоение
всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению её на всё
более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение
в тенденции к интеграции науки.
Литература - Ломоносов М.В. Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года. – М.: , 2010. – 105 с.
- А.Г. Ломоносов. Время собирать мысли. – М.: Владимир Даль, 2010. – 384 с.
- Михаил Васильевич Ломоносов. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава первого, или до 1054 года. – М.: Гиперион, 2012. – 344 с.
- М.В. Ломоносов. М. В. Ломоносов. Избранные произведения. – СпБ.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1986. – 560 с.
- М.В. Ломоносов. Записки по русской истории. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. – 0 с.
- А.Г. Ломоносов. Время собирать мысли. – М.: Владимир Даль, 2010. – 384 с.
- Михаил Ломоносов. Древняя российская история. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. – 272 с.
- Ломоносов М.В. Размышления о причине теплоты и холода. Л. Эйлеру. Из "Древней российской истории". О размножении и сохранении российского народа и др. – М.: , 2008. – 146 с.
- Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. – М.: , 2010. – 199 с.
- М.В. Ломоносов. М. В. Ломоносов. Собрание сочинений в 4 томах (комплект). – М.: Книжный Клуб Книговек, 2012. – 2384 с.
- Александр Ломоносов. Возвращение к себе. – М.: Издательство СПбГУ, 2007. – 240 с.
- М.В. Ломоносов. М. В. Ломоносов. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747 - 1765 гг. Том 6. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. – 690 с.
- М.В. Ломоносов. Служебные документы. 1742-1765 гг. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1953. – 1020 с.
- Александр Ломоносов. Путь в Софию. – М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2014. – 230 с.
- Михаил Ломоносов. Государство Российское. – М.: Delibri, 2015. – 720 с.
- Михаил Ломоносов. Записки по русской истории. – М.: Эксмо, 2015. – 472 с.
- Михаил Ломоносов. Великий сын России. Гражданин и патриот. Научные труды и письма М. В. Ломоносова. – М.: Родная страна, 2018. – 512 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|