Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Территориальная система обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования

Гражданское право

Происходящие в последние годы в Российской Федерации процессы демократизации общества находят свое отражение в развитии законодательно-нормативной базы обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.

Основными законодательно-нормативными актами, регулирующими процессы обеспечения и защиты прав граждан, являются:

Конституция Российской Федерации 1993 г.;

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г.;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г.;

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ в 1991 г., с изм. и доп. в ред. от 1993 г.;

Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» 1995г.

Правовые нормы, касающиеся защиты прав граждан, установлены также Законом РФ от 02. 07. 92 № 33 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Законом РФ от 22. 12. 92 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Законом РФ от 30. 03. 95 № 38 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека». Указом Президента РФ от 17. 02. 95 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».

Законодательными актами, определяющими гражданские правоотношения в Российской Федерации, являются также принятый в 1995 г. Гражданский кодекс РФ и введенный в действие с 1 января 1997 г. новый Уголовный кодекс РФ. Кроме того, при введении в действие Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» разработан ряд нормативных документов и методических рекомендаций по вопросам обеспечения и защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.

Если проанализировать состояние законодательной базы, регулирующей защиту прав граждан, то можно сделать вывод, что она позволяет решать эту задачу, однако у фондов и страховых медицинских организаций, а также у других органов и учреждений нет достаточной практики применения законов, не отработана методика организации защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.

Организацию защиты прав граждан при получении медицинской помощи в Российской Федерации можно проанализировать на примере этой деятельности в 1996-1999 гг. Анализ показал, что в 85 субъектах Российской Федерации территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации проводят работу по защите прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. В этот период отмечается интенсивный рост обращений граждан в территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации.

В структуре обращений граждан основными причинами являлись:

нарушение права на выбор лечебно-профилактического учреждения:

недостатки в лекарственном обеспечении;

обеспечение граждан страховыми медицинскими полисами;

взимание средств за оказанную медицинскую помощь.

Этот период характеризуется появлением совершенно нового аспекта в защите прав граждан при получении медицинской помощи - возмещение ущерба пациентам. При этом наиболее массовым является досудебный способ разрешения, т. к. судебная система еще не готова к массовым обращениям граждан.

Один из важнейших аспектов обеспечения прав граждан при получении медицинской помощи - организация экспертизы качества медицинской помощи. В период 1996-1999 гг. активно развивается организация экспертизы качества медицинской помощи как по количественному показателю в субъектах Российской Федерации, так и по объемам финансовых санкций,

Основными видами нарушений, выявленных при проведении экспертизы качества, являются:

медицинская помощь ненадлежащего качества;

завышение объема оказанной медицинской помощи;

действия, препятствующие проведению экспертизы;

несоответствие сроков госпитализации.

Таким образом, настоящий период характеризуется:

развитием законодательно-нормативной базы;

повышением активности пациентов по возмещению ущерба:

совершенствованием организации экспертизы качества медицинской помощи.

Сегодня можно констатировать, что в нашей стране сделан определенный шаг в защите прав пациентов. Существующие законодательно-нормативные акты отражают нормы международного права по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в области охраны здоровья. Вместе с тем необходимо говорить о совершенно новом подходе к вопросу защиты прав застрахованных. Необходима продуманная, основанная на нормах правого обеспечения, учитывающая особенности сферы медицинской помощи система защиты прав граждан в условиях проведения ОМС. Такое решение можно найти при введении территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях ОМС. Как и любая система, система обеспечения и защиты прав граждан характеризуется наличием подсистем: «субъект», «объект» и «связь» (рис. 1).

Объектом системы является право на медицинскую помощь, которое разделяется на социальное и индивидуальное право. Социальное право жителей субъекта Российской Федерации определяет объем бесплатной для жителя медицинской помощи и представлено в виде территориальной программы ОМС. Индивидуальное право определяет объем медицинской помощи конкретному пациенту и представлено в виде медико-экономического стандарта или протокола ведения больного при конкретном заболевании,

Таким образом, индивидуальное право пациента - это часть социального права жителя субъекта Российской Федерации. При этом социальное право жителя субъекта РФ должно быть равно социальному праву гражданина РФ либо превышать его.

Субъектами системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях ОМС являются следующие органы и представители;

органы законодательной власти субъектов РФ;

органы исполнительной власти субъектов РФ;

страхователи:

территориальный фонд ОМС - отдел ЗПГ;

страховые медицинские организации (отделы ЗПГ) и их ассоциации;

органы управления здравоохранением;

профессиональные медицинские ассоциации;

лицензионно-аккредитационные комиссии:

лечебно-профилактические учреждения;

органы прокуратуры:

антимонопольные комитеты;

уполномоченный по правам человека:

профсоюзные органы;

общества защиты прав потребителей;

граждане;

третейские суды;

арбитражные суды;

суды общей юрисдикции.

Рис. 1. Территориальная система обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС

При этом, как следует из рис. 1, все субъекты обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС в зависимости от возложенных на них обязательств могут быть разделены на группы:

органы обеспечения прав;

органы государственного контроля;

субъекты общественного контроля;

субъекты ЭКМП;

субъекты досудебного и судебного разрешения споров.

Подсистема «связь» образует взаимоотношения между субъектами системы и влиянием субъектов на объект системы - право на оказание медицинской помощи (медицинских услуг).

Основные положения организации территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан в условиях ОМС включают в себя структурные преобразования и организационные мероприятия.

1. Структурные преобразования:

организация координирующего органа - Координационного совета по защите прав граждан, в состав которого должны войти представители всех заинтересованных организаций;

организация структурных подразделений по защите прав граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях;

организация третейского суда в системе ОМС.

2. Организационные мероприятия:

проведение экономической политики, направленной на увеличение доходной части территориального фонда ОМС и рациональное использование финансовых средств системы;

проведение мероприятий по стандартизации в здравоохранении и в системе ОМС;

создание условий для информационного обеспечения населения о его правах при предоставлении медицинской помощи (медицинских услуг);

проведение контроля качества медицинской помощи с применением финансовых санкций в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи;

введение в практику работы досудебного и судебного способов защиты прав граждан и организация деятельности третейского суда;

подготовка кадров по вопросам обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС;

рассмотрение состояния дел по защите прав граждан на заседаниях Координационного совета не реже 2 раз в год;

проведение ежегодного анализа состояния дел по защите прав граждан по специально разработанной методике, отражающей деятельность всех участников обеспечения и защиты прав граждан, и разработка плана мероприятий по устранению причин.

Формирование территориальной системы обусловлено прежде всего необходимостью обозначения функций всех участников обеспечения и защиты прав граждан и создания условий для их взаимодействия и контроля.

Учитывая большое количество субъектов системы, которые обеспечивают право и осуществляют защиту при его нарушении, возникает необходимость в координации деятельности этих субъектов. Необходимо отметить, что отсутствие координации обусловлено прежде всего разными уровнями подчиненности субъектов, состоящих из органов федерального, областного, муниципального подчинения, а также общественных организаций.

Координация деятельности возможна путем создания Координационного совета по обеспечению и защите прав граждан (далее - Совет), в состав которого должны войти представители всех субъектов системы. Предпочтительно поручить руководство Советом заместителю руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации, курирующему социальную сферу.

Совет должен 2 раза в год заслушивать доклад территориального фонда ОМС о состоянии обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС, который готовится на основе анализа статистической формы «ПГ» и других материалов. Советом делаются представления в адрес руководителей органов и учреждений, ответственных за реализацию того или иного элемента обеспечения и защиты прав граждан.

Контроль за исполнением осуществляют соответствующие органы и организации (табл. 1).

Например, исполнение закона органами исполнительной и законодательной власти осуществляют органы прокуратуры, а при нарушениях, допущенных органами управления здравоохранением или территориальным фондом ОМС, меры принимают органы исполнительной и законодательной власти. Таким образом, регулярный анализ состояния дел и взаимный контроль за исполнением возложенных законом обязанностей позволит более эффективно решать задачи по обеспечению и защите прав граждан в системе ОМС.

Необходимым аспектом территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан является создание в территориальных фондах и страховых медицинских организациях отделов по защите прав граждан. При этом следует иметь в виду, что функции их совершенно различны: если в страховых медицинских организациях проводится текущая работа по контролю качества медицинской помощи, информированию населения и его правах, оказанию юридической помощи, то в территориальных фондах отделы должны работать над созданием нормативной базы, формировать структуры и проводить организационные мероприятия в соответствии с положениями территориальной системы. Важный раздел деятельности этих отделов - контроль за работой страховых медицинских организаций.

Таблица 1

Схема контроля обеспечения и защиты прав граждан в системе ОМС

№ п/п

Участники обеспечения и защит

прав граждан в системе ОМС

Органы и учреждения, осуществляющие контроль

1

Органы законодательной власти

Органы прокуратуры

Органы юстиции

2

Органы исполнительной власти

Органы прокуратуры

Органы юстиции

3

Страхователи

Фонды ОМС

СМО и их ассоциации

Профсоюзные органы

Органы прокуратуры

Органы юстиции

4

Органы управления здравоохранением

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Органы прокуратуры

Органы юстиции

5

Фонды ОМС

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Органы прокуратуры

Органы юстиции

6

СМО и их ассоциации

Страхователи

Фонды ОМС

Органы прокуратуры

Органы юстиции

Антимонопольные комитеты

7

Профессиональные медицинские ассоциации

Органы прокуратуры

Органы юстиции

8

Лечебно-профилактические учреждения

Органы управления здравоохранением

Фонды ОМС

СМО и их ассоциации

Органы прокуратуры

Органы юстиции

9

Органы надзора за страховой деятельностью

Органы прокуратуры

Органы юстиции

10

ЛАК

Органы исполнительной власти

Органы прокуратуры

Органы юстиции

11

Органы прокуратуры

Генеральная прокуратура

12

Органы юстиции

Суды более высокой инстанции

13

Антимонопольные комитеты

Органы исполнительной власти

Органы прокуратуры

Органы юстиции

14

Уполномоченный по правам человека

Органы прокуратуры

Органы юстиции

Не менее важным структурным преобразованием в территориальной системе обеспечения и защиты прав застрахованных является создание третейского суда как одной из форм досудебного разрешения споров. Третейский суд создается по согласию сторон, когда каждая сторона выдвигает своего судью, а они выбирают третьего. Возможно создание реестра третейских судей по аналогии с реестром внештатных врачей-экспертов. Создание третейских судов избавляет от взаимоотношений с органами юстиции, которые в настоящее время не готовы к разрешению таких споров, и дела рассматриваются длительное время.

Структурные преобразования необходимо проводить совместно с организационными мероприятиями.

Одно из важнейших организационных мероприятий - проведение рациональной экономической политики, которая заключается в комплексе мероприятий по увеличению доходной части территориальных фондов ОМС, а также рациональному расходованию финансовых средств системы. Это -организация учета плательщиков, контроль за полнотой и своевременностью перечисления финансовых средств плательщиками и банками, выбор рациональных способов оплаты медицинской помощи, проведение тендеров, реорганизация сети медицинских учреждений в соответствии с потребностями населения.

В последнее время все большее значение приобретает проведение стандартизации в здравоохранении и системе ОМС с целью повышения качества медицинской помощи.

Не менее важный аспект деятельности территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций на данном этапе - создание условий для информационного обеспечения населения о его правах при оказании медицинской помощи (медицинских услуг). Это прежде всего активная работа со средствами массовой информации и информационное обеспечение пациентов в лечебно-профилактических учреждениях. Особенно трудно решается вопрос по размещению информации о правах пациентов в ЛПУ. Это свидетельствует о неудовлетворительной работе страховых медицинских организаций и отсутствии должного контроля со стороны территориальных фондов ОМС.

Следующий важный аспект деятельности системы ОМС на территориальном уровне - введение в практику работы досудебного и судебного способов защиты прав граждан, проведение контроля качества медицинской помощи с применением финансовых санкций в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи. Опыт территорий показывает, что наиболее эффективной является модель, при которой осуществляется внутри- и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, при этом результаты внутриведомственного контроля могут запрашиваться страховщиками и по ним применяются соответствующие санкции. Кроме того, обязательно должны применяться финансовые санкции, т. к. эти средства направляются на устранение причин ненадлежащего качества медицинской помощи. Формирование целевых финансовых средств особенно актуально в сегодняшнее сложное с экономической точки зрения время, когда трудно изыскивать средства на устранение причин ненадлежащего качества медицинской помощи.

Важный раздел деятельности - подготовка кадров территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций по вопросам защиты прав застрахованных, технологии проведения экспертизы качества медицинской помощи.

И конечно, необходимым условием функционирования территориальной системы обеспечения и защиты прав граждан является проведение ежегодного анализа состояния дел по защите прав граждан с отражением деятельности всех участников обеспечения и защиты прав граждан.

Таким образом, только при совместной работе органов законодательной и исполнительной власти, органов управления здравоохранением, органов прокуратуры и юстиции, территориальных фондов ОМС, страховых медицинских организаций и других заинтересованных органов возможна полноценная организация защиты прав граждан при оказании медицинской помощи.


Описание предмета: «Гражданское право»

Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения участников гражданского оборота: граждан между собой, граждан и организаций и организаций между собой.

Литература

  1. И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. Маркетинг в коммерции. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 548 с.
  2. И.А. Баймакова, А.В. Новиков, А.И. Рогачев, А.Х. Хыдыров. Обеспечение защиты персональных данных (+ CD-ROM). – М.: 1С-Паблишинг, 2010. – 270 с.
  3. А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. Правовые основы государственного и муниципального управления. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
  4. И.П. Васильева, О.В. Хмыз. Мировая валютная система и курсы валют. – М.: МГИМО-Университет, 2008. – 128 с.
  5. А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. Правовые основы государственного и муниципального управления. – М.: Академия, 2009. – 336 с.
  6. Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: Инфра-М, 2012. – 336 с.
  7. И.Г. Иутин, Н.В. Кичигин, Г.В. Пахарева, М.В. Пономарев, А.С. Широбоков. Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Постатейный комментарий к Федеральному закону. – М.: Юстицинформ, 2011. – 296 с.
  8. И.А. Приходько, А.В. Бондаренко, В.М. Столяренко. Комментарий к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 г. № 54. – М.: Международные отношения, 2013. – 1120 с.
  9. И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. Маркетинг в коммерции. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 548 с.
  10. И.А. Приходько, А.В. Бондаренко, В.М. Столяренко. Комментарий практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. – М.: Международные отношения, 2015. – 768 с.
  11. И.А. Умнова, И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко. Конституционное право Российской Федерации. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2015. – 440 с.
  12. Е.Ю. Ляпина, И.А. Черновол, А.В. Трунова. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовое и информационно-образовательное обеспечение. – М.: Учитель, 2015. – 238 с.
  13. И.А. Подройкина, Е.В. Серегина. Уголовное право. Общая часть. Учебник. В 2 томах. Том 1. – М.: Юрайт, 2016. – 250 с.
  14. И.А. Умнова, И.А. Алешкова, Л.В. Андриченко. Конституционное право Российской Федерации. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 2. Особенная часть. – М.: Юрайт, 2017. – 440 с.
  15. И.С. Муравьев, Г.В. Коваленко. Методы обучения пилотов вертолетов навыкам безопасной посадки вне аэродрома в условиях неопределенности. – М.: Наука, 2017. – 144 с.
  16. И.А. Василенко, Е.В. Василенко Елена, А.Н. Люлько. "Умный город" XXI века: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге. – М.: Международные отношения, 2018. – 256 с.
  17. И.С. Белик,Н.В. Стародубец,Т.В. Майорова,А.И. Ячменева. Стимулирование перехода к низкоуглеродной экономике. – М.: Инфра-М, 2018. – 104 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Характеристика обязательного медицинского страхования
Страхование
Реферат
17 стр.
Обязательное страхование и его значение
Страхование
Курсовая работа
34 стр.
Проблемы развития системы омс в россии
Страхование
Диплом
71 стр.
Организация системы социальной защиты
Страхование
Курсовая работа
27 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
J.S.
Dear Alina, большое Вам спасибо. Это прямо диссертация! Придется ее немного упростить (надеюсь, Вы не обидитесь), хотя прочитал я с большим удовольствием.