Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Судьба инноваций в среде обитанияЭкологическая безопасность
Пусть есть новый проект, результирующий эффект которого может изменить условия жизни некоторой обособленной популяции. Разумеется, к любому осмысленному проекту прилагают не оценку физической реализуемости, а экономическое обоснование и соответствующие бизнес-планы.
Однако, имеющийся скорбный опыт заставляет предполагать, что экономическая оценка является последующим этапом относительно всех иных аналитических действий. Понятно, что если предусмотренная проектом деятельность запрещена законодательно, разработка бизнес-плана будет пустой тратой времени и сил. Но, кроме законов декларированных, существуют (особенно в малоцивилизованных странах) и законы неписаные, которые имеют не меньшую значимость при очень малой возможности их обойти. Поэтому необходимо произвести вероятностную оценку не только гипотез развития проекта, но и (в первую очередь) среды, внутри которой вся деятельность и планируется. Определим проект как действие, повлекшее за собой любое изменение в способе функционирования любого элемента общественной системы. Средой будем называть то состояние системы, в котором реализуются проекты. Позволим себе рассмотреть множество всех реализованных проектов с точки зрения теории информации и безотносительно к содержанию каждого. При этом будут учитываться только проекты с некоторой инновационной составляющей т. к. реализация проекта по имеющемуся прототипу относится скорее к области тривиального бизнеса. Оставаясь в рамках формального подхода, можно выделить подмножества проектов конструктивных, деструктивных и нейтральных. Договоримся называть конструктивным тот проект, который повлек за собой любое (даже сколь угодно малое) развитие экономики данной страны или повышение продолжительности жизни населения или иные положительные гуманитарные последствия.
Типичным примером может быть разработка микропроцессоров на едином кристалле, что повлекло за собой удешевление, повышение надежности и массовое распространение персональных компьютеров. Это принесло, в первую очередь, Соединенным Штатам немыслимые ранее экономические, политические и военные дивиденды.
Несомненно, что конструктивным проектом была разработка Дженнером противооспенной вакцины, которая привело к полной ликвидации особо опасного заболевания. Можно упомянуть также множество полезных изобретений, новых технологий и т. п.
Нейтральным проектом будем считать деятельность, которая привела к несущественному перераспределению сил и средств из одной области в другую или выигрыш рынка какой-либо фирмой а также все виды стереотипной экономической деятельности в рамках устоявшейся экономики.
Например: совершенно неважно кто производит модную обувь - фирма А или фирма В, просто какая-то из них угадала тренд моды, а другая нет.
Значительно больший интерес представляют существенно деструктивные проекты, т. к. есть подозрение, что именно они и определяют образ жизни в значительной степени. Действительно, если считать начало войны типично деструктивным проектом, то приходится признать, что ему была подчинена гигантская по объему деятельность по производству вооружения, обучению армии, подготовке общественного мнения и т.д.
К одной из самых деструктивных можно также отнести деятельность по организации торговли наркотиками или сепаратисткие движения национального толка. Не будем также забывать о марксизме, породившем чудовищные тоталитарные режимы.
Разумеется, следует учитывать, что любой деструктивный проект не может существовать в неприкрытом виде, т. к. распростанение информации о нем по открытым каналам связи приводит к противодействию вследствие расхождения с существующими этическими нормами. Поэтому он должен быть либо ЗАМАСКИРОВАН, либо смещен в область, где этических норм нет, т. е. в криминальную (торговля наркотиками, например).
Наибольший интерес вследствие своих тяжелых последствий представляют именно замаскированные проекты. Причем иногда маска в виде идеологии заслуживает отдельного изучения. (Это выходит за рамки данного исследования и потому не рассматривается).
Необходимо также учитывать взаимодействие между проектами разных типов, т. к. между деструктивными и конструктивными явно существует интерференция: начало войны блокирует исследования в гуманитарных областях, а освобождение из тюрьмы бандитов уменьшает среднюю продолжительность жизни.
В этой связи можно рассматривать всю совокупность выполненных проектов (в предположении, что именно она формирует среду или основу для реализации последующих) и дать оценку среды, в которой заявленный проект и предполагается реализовать. С учетом интерференции, среду можно определять, как деструктивную, если она максимальна благоприятна для реализации проектов соответствующего типа, либо наоборот. При этом вследствие той же интерференции нейтральная среда будет временным состоянием, т. к. вся система становится нестабильной (она достаточно быстро перейдет в одно из крайних устойчивых состояний).
Разумеется, подобные ситуации относятся к области компетенции теории катастроф и требуют серьезного анализа с применением нешуточной математики. Тем не менее, есть возможность сформулировать достаточно простые следствия из вышеизложенного.
Среда не может быть деструктивной неограниченное время, т. к. суммарное действие реализованных проектов приведет к полному развалу экономики и последующие проекты лишатся базы паразитирования (если вирус уничтожает хозяина, он погибает и сам).
Среда не может быть абсолютно конструктивной вследствие стохастического процесса появления глубоко замаскированных деструктивных проектов (социалистические идеи развивались на благоприятной экономической почве).
Переходы от одного типа среды к другому должны происходить через катастрофу с полной сменой элиты общества (разгром Германии и смена правительства).
Реализация массы незамаскированных деструктивных проектов приводит к формированию преступного государства, которое рано или поздно придет в противоречие с этическими принципами остального мира (примеров много).
Попытка реализации проекта в среде с обратной полярностью приведет в лучшем случае к убыткам.
Последний вывод представляет практический интерес, поэтому имеет смысл остановиться именно на нем. Действительно, попытка реализовать деструктивный проект по продаже крепких высокотоксичных сигарет в цивилизованной стране или намерение провести всеобщую диспансеризацию с вакцинацией среди афганских моджахедов обречены на неудачу настолько явно, что доказательсва не нужны. А попытка получить прибыль в этих случаях может вызывать только смех или сомнения в психической состоятельности авторов проекта. Тем не менее, оба проекта реализуемы, если их поменять местами. И оба будут прибыльны.
В итоге можно сформулировать закономерность: проект может быть прибыльным только в том случае, когда он реализуется либо в нейтральной, либо в среде одной с ним полярности. Попытка обойти это положение требует серьезной МАСКИРОВКИ проекта на время, равное его существованию.
Пример: финансовая пирамида мгновенно разваливается в тот момент, когда в открытые каналы связи просачивается информация об истинном типе этого проекта. Однако, если примеров маскировки деструктивных проектов можно найти множество, то прецедентов успешной маскировки конструктивных крайне мало (чаще всего они реализовывались только методом административного прессинга и на краткое время).
Из этого следует и еще один печальный вывод - в устойчивой деструктивной среде никому невозможно помочь (т. е. реализовать гуманистические проекты), можно только ожидать самопроизвольной трансформации среды вследствие вымирания или принудительной смены элиты (элиту в данном случае рассматриваем как совокупность элементов общества, имеющих максимальную полезность или максимальную вредность т. к. элементы с малой полезностью/вредностью в элиту не попадают никогда).
Попробуем рассмотреть среду постсоветского государства в пределах вышеизложенных соображений. При этом будем учитывать, что мгновенный временной срез практически бесполезен и оценку можно получить только в виде интегрального показателя от предыдущих успешно реализованных проектов.
Приходится признать, что проект ликвидации СССР с разрушением существовавших худо-бедно экономических связей, изменением уклада жизни, лишением идеологии вместо ее смены, был существенно деструктивным и повлек за собой образование группы сатрапий с более или менее слабоумными (в стратегическом плане) режимами.
К сожалению, к одной из таких сатрапий и относится этот текст. И в ней с момента объявления независимости реализованы следующие проекты:
Блокировка свободного товарообмена с соседними государствами путем введения коррумпированных государственных таможенных структур (под МАСКОЙ независимости и территориальной целостности).
Нарушение коммуникации путем перевода делопроизводства на язык практически малознакомый большей части населения (под МАСКОЙ содействия национальным интересам).
Создание избыточных вооруженных сил и полицейских подразделений, которые ведут борьбу только с некоторыми преступными элементами в интересах других, но не населения (без МАСКИ, при дезинформации о численности, целях и задачах).
Организация практически беспошлинного импорта с подрывом базы собственного производства (под МАСКОЙ либерализации).
Разворовывание и уничтожение оставшейся производственной базы (под МАСКОЙ приватизации).
Разрушение системы образования и здравоохранения (под МАСКОЙ реформирования)
Разрушение собственного производства методом налогового прессинга: проводится без маскировки и не вызывает нарекания только ленивых.
Декларация сотрудничества с соперниками ближайшего соседа, что привело к потере оборонных заказов (под МАСКОЙ интеграции в мировое сообщество). Выгода здесь непонятна, похоже, проект полностью идиотский.
Государственное участие в прямом воровстве транзитных энергоносителей и образование откровенно преступных кланов на высоком государственном уровне (на поздних стадиях, после невозможности дальнейшего разграбления оставшегося наследства). Эта операция была бездарно выполнена без маскировки и вскрылась через короткое время.
Масса мелких, откровенно лоббированных деструктивных проектов (запрет ввоза автомобилей и т. п.)
Вышеуказанные действия повлекли следующие последствия:
Практически полное разрушение экономики, особенно в области производства (имеющиеся государственные заявления о промышленном росте являются не более чем МАСКОЙ очередного деструктивного проекта. Есть подозрение, что будет продано САМО НАСЕЛЕНИЕ (!) т. к. первые признаки в виде продажи платежей населения иностранным энергоРАСПРЕДЕЛЯЮЩИМ (не производящим NB!) компаниям уже есть).
Снижение продолжительности жизни, двукратное превышение смертности над рождаемостью, эпидемии туберкулеза, массовая эмиграция, сокращение количества населения и другие анизотропные гуманитарные последствия.
Утечка мозгов, исключающая возможность трансформации элиты - негативный прогноз по меньшей мере на два поколения.
Неучастие в международной гонке вооружений, что неизбежно приводит к остановке технического прогресса, если о таковом можно еще говорить.
Основной вывод: описанная выше деятельность привела к уменьшению количества путей выхода из кризиса (фатальной сингулярной воронке как результату сужения пространства решений) после реализации каждого из вышеописанных проектов. Прогноз, как всегда в подобном случае, - катастрофный (хотя и не обязательно катастрофический).
Это, впрочем, удел публицистики и пророков, нас в данном случае может интересовать оценка реализованных проектов. Несомненно, они были деструктивными и почти все маскированными, а среда, в которой они были успешно реализованы, должна быть признана устойчиво деструктивной.
Для оценки априорной судьбы некоторого проекта попробуем проанализировать результат внедрения массовых инноваций в повседневную жизнедеятельность. Таких (действительно массовых) событий немного, рассмотрим наиболее известные.
Это либерализация средств массовой информации, сотовая связь, мелкий некриминальный бизнес, свободный импорт, компьютеризация. (Крупный бизнес как результат трансформации государственных монополий в этом ряду рассматривать нельзя, это не инновация). К сожалению, приходится признать, что все эти события были деструктивными.
О свободном импорте уже говорилось, свободные средства массовой информации кроме низкопробных фильмов рекламируют еще и экстрасенсов, сотовая связь не нужна для экономики и не по карману всему обществу (стоимость телефона равна годовому бюджету пенсионера), мелкий бизнес существует только в торгово-спекулятивной области, а вот с компьютеризацией стоит разобраться подробнее.
Как ни парадоксально, компьютеры, используемые вне рамок специализированных систем (типа билетных железнодорожных или медицинских в составе ЯМР комплексов) приносят существенный вред, отвлекая часть работоспособного населения на деятельность в качестве пользователей, отвлекая средства на закупку нового программного и аппаратного обеспечения за границей, смещая интересы из области продуктивной деятельности в бесплодное обсуждение достоинств очередной игры (чаще всего дебильной).
Разумеется, компьютер - замечательная вещь в условиях адекватной экономики, но в случаях эпидемии чумы во времена средневековья - бесполезен и вреден. Т. е. избыточное количество свободно закупленных компьютеров - проект, похоже, деструктивный, нисколько не способствующий ни развитию экономики (она в них просто не нуждается) ни поднятию уровня и качества жизни населения. Он принес доходы только компаниям-производителям за счет ухудшения качества жизни остального населения страны N.
Не следует ни в каком случае рассматривать вышеизложенное как банальную критику исполнительной или законодательной властей. Они, конечно, слишком ничтожны по своему влиянию, чтобы оказать значимое воздействие на процесс колебания количества энтропии в данном геобиоценозе. И злого умысла здесь тоже, конечно, нет, иначе злоумышленника придется признать гением всех времен и народов. А все, видимо, серьезнее - лемминги уговорам не поддаются, идут - и тонут.
Получается, что в условиях вышеописанной среды не может быть реализован ни один МАССОВЫЙ конструктивный проект, т. е. он все равно повлечет за собой тяжелые гуманитарные последствия и дорога в ад не может быть вымощена ничем, кроме благих намерений. Но гипотеза о возможности реализации ЕДИНИЧНЫХ нейтральных или конструктивных проектов пока не опровергнута (клинический оптимизм неистребим). Поэтому рассмотрим требования, которые могут быть предъявлены конструктивному проекту. Естественно, учитываем, что реализация планируется в устойчивой деструктивной среде (доказательств было достаточно?).
Он не может быть массовым, государственным и разрекламированным т. к. интересы любого клана по своим аппетитам превысят все ожидаемые доходы.
Он не может быть замаскирован т. к. «обратная» маска, противоречащая этическим требованиям, возможна только среди совсем уж диких племен.
Он не может опираться на бюджетное финансирование т. к. оно вполне контролируется коррумпированными группами и без участия в них финансирования не будет.
Он не может быть полностью частным, т. к. войдет в противоречие с кланами, владеющими контрольными государственными функциями и определяющими политику в производстве требуемой техники.
Он не может быть международным по причинам, изложенным в пункте 1. Кроме того, появится масса руководителей, которые захотят контролировать ситуацию. Руководители, понятное дело, будут со стороны государства N и ситуацию захотят контролировать в свой карман.
Эти требования являются взаимоисключающими, что само по себе определяет прогноз...
Весьма сомнительной возможностью инновации можно считать передачу гипотетических прибылей наиболее влиятельной государственно-коррумпированной группе при согласии лишь на доходы от производства требуемых изделий. Только при выполнении этого условия проект перестает быть конструктивным и может быть реализован в описанной выше среде. Тем более, что если в рамках стабильной и процветающей экономики повышение производительности труда, снижение затрат и инновации в области технологии имеют принципиальное значение, то в нашем случае необходимым является лишь предельная авторитарность, направленная вниз и соучастие в коррумпированных или бандитских группировках, направленное вверх.
Тем не менее, среда имеет локальные неоднородности, в ней встречаются заповедники и резервации, и не все идет к своему предсказанному концу. И он отнюдь не обязательно наступит.
В некоторых областях человеческой деятельности не наблюдается деградации, улучшается качество некоторых продуктов питания, развиваются средства связи т. п.
Объяснением может быть порог процессов, определяющих судьбу инноваций. Если величина новизны является докритической, она может быть безразлично воспринята средой (качество майонеза улучшать не возбраняется). Если же инновация является надпороговой, что может привести к существенным возмущениям информационного поля, ее судьба предсказуема и описана выше.
Дополнение к основным выводам может быть сформулировано так: никакой надпороговый конструктивный проект не может быть реализован в описанной среде. До ее самопроизвольного изменения не будет ни серьезных открытий в области науки, ни существенных улучшений в повседневной жизни. Желающим делать что-либо по настоящему новое можно посоветовать работать в других географических координатах. Или медленно, очень медленно, улучшать качество майонеза.
И естественным кажется вопрос: как долго такое ужасное положение будет существовать на этом пространстве суши. Оно, впрочем, кажется таковым только более менее культурным людям, т. к. элементы антиэлиты (начальники) живут лучше, чем раньше и много лучше, чем плебс (дисбаланс резко возрос по сравнению с советскими временами).
Чернь живет много хуже, но возможность свободно гавкать, гадить под себя и грызть соседа во многом снижает требования к качеству жизни. Кроме того, повышение смертности (особенно людей пожилого возраста) решило жилищную проблему и продолжает воодушевлять остающихся.
Т. е. ситуация является стабильной на прогнозируемом временном интервале, намного превышающем длительность жизни одного поколения. При этом нет никаких признаков, что она перестанет быть стабильной в теоретически обозримом времени. Перемены ведь могут прийти только извне, т. к. вымирающие народы не бунтуют (критический момент пройден в 1991-1993). Но чудес не будет. И элита вследствие утечки мозгов самостоятельно не переменится (критическая масса умных людей формируется не в своей столице, а рассеивается по миру). Будет «вечная музыка».
Попробуем аргументировать такой обнадеживающий вывод. В мировой экономике нужны, как это ни печально, убогие государства. Иначе негде будет закупать кокосы, расплачиваясь кольцами, которыми дикари украшают свой нос. Это звучит оскорбительно, но перешагнем через эмоции и отложим на минуту свое собственное кольцо.
Спросим себя: как поступает мировой бизнес с дикарями? Ведь их не бьют, не обижают, с ними - торгуют. Они продают кокосы (копру, нефть, природные ресурсы) а покупают кольца в нос и дорогие машины для князька (несмотря на то, что на острове практически нет дорог). Все довольны.
Князек иногда ездит по Европе, заседает в международных организациях, дикари бегают с новенькими носовыми украшениями и о них периодически поднимают шум сердобольные и тоже международные организации. Им присылают гуманитарную помощь, списанные медикаменты и все, в общем, в порядке.
Заметим, что эта ситуация является СТАБИЛЬНОЙ. Дикари не могут перестать торговать т. к. они не монополисты в производстве кокосов (копры, нефти и т. п.). Они не могут сменить князька именно вследствие того, что они дикари, и они не хотят лишиться новых носовых украшений.
Да и зачем им что либо менять? Ведь все довольны. А недовольные уезжают учиться в цивилизованные страны, остаются работать там и воздух на острове не портят. Он остается первозданно чистым и диким. И НА ОСТРОВЕ НЕ БУДЕТ НИКАКИХ ИННОВАЦИЙ.
Теперь заменим понятие носового кольца на компакт-диски популярных рок-групп, на новые компьютерные игры или мордобойные фильмы. Не забудем секонд-хенд и гуманитарную помощь. Оставим князькам мерседесы и оборотимся на себя...
Да, аналогия - не доказательство. Но это не аналогия. Это, увы, общая закономерность, причем очень легко формализуемая.
Но Бог с ними, с дикарями. Нас ведь интересует прогноз внедрения инноваций у нас. Но его уже можно не делать, он совершенно очевиден.
Уже несущественно, является ли среда деструктивной. Мы уже необратимо прошли критическую точку провала в дикий мир. Мы входим в стабильное состояние острова со свежим воздухом. Мы не можем все одновременно спонтанно поумнеть, это генетически невозможно. Мы не можем вернуть тех, кто уехал, не можем воскресить старую элиту. Нас могут вывести из этого состояния только в результате некоторого общемирового катаклима, вероятность которого крайне мала.
В настоящее время основным содержанием программ социально-экономического развития Украины, как и большинства других стран Центральной и Восточной Европы, является замена идеи централизованного планирования экономической деятельности системой децентрализованных инициатив субъектов экономики. Объединение таких инициатив в единую программу является одной из первоочередных задач государства в переходный период. Кроме декларации этой идеи, сегодня необходимо вести очень большую организаторскую работу, которая предполагает создание социально-экономической реконструкции, содействие росту квалификации кадров, формирование социально-экономического контекста, при котором участие отдельных граждан и общественных групп в преобразованиях диктовались бы стремлением удовлетворить собственные интересы [1, с. 5].
С развитием рыночных отношений возрастает актуальность вопроса и о новых подходах в деле управления научно-техническим процессом.
И здесь вряд ли больших успехов можно достичь путем революционных изменений в этой сфере. Необходимо найти решение, как организовать управление наукой, чтобы как-то переориентировать, приспособить уже существующие наработки научных коллективов для подъема производства [2, с. 81].
Из истории послевоенного периода известно, что государственные органы промышленно развитых стран стремились содействовать ускорению научно-технического прогресса и, в первую очередь, использовать эти результаты во всех отраслях экономики. Именно тогда в США родилось самостоятельное направление государственной политики - «инновационная политика», призванная целенаправленно стимулировать нововведения (инновации).
К слову сказать, у истоков инновационной теории экономического развития стоял выдающийся украинский ученый, первый министр финансов Украинской Народной Республики Михаил Туган-Барановский, который на основе проведенного анализа сделал революционный вывод, противоречивший закону свободного рынка (потребление и спрос управляют производством), а именно: производство управляет потреблением, и это происходит из-за накопления капитала и его инвестирования в новые технологии и производство[3].
Инновация - это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные[4].
Отсюда основными типами инновационной деятельности являются:
производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами;
внедрение новых средств производства;
освоение нового рынка сбыта;
привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов;
введение новых организационных институционных форм (приватизация, новая система управления и пр.);
изменения инфраструктуры[3].
При характеристике инновации следует особо подчеркнуть две важнейшие характеристики. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера[5].
Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.
Механизм создания и распространения нововведений, имея существенные национальные особенности, предусматривает три общих составляющих: систему государственной поддержки фундаментальных и поисковых исследований, разнообразные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований, максимальное стимулирование инновационного предпринимательства и его поддержку. Государство, создавая необходимые условия для реализации инновационной политики, неизбежно влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности[6, с. 21].
В современном развитом, экономически независимом государстве научно-техническая политика приобретает черты стратегии всеобщего развития, подчиняя себе структурную и инвестиционную политику, с ориентацией экономической политики на формирование инновационной модели развития, когда рост эффективности общественного производства достигается за счет роста знаний. [5, стр. 21]
Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной быстро реагировать на неожиданные ситуации, поддерживать в том числе сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска, иными словами есть понимание того, что конкурентноспособность страны- это ее способность генерировать и быстро осваивать инновации.
Для успешного выстраивания цепочки «идея - разработка - производство - сбыт» в процессе инновационной деятельности важно:
обеспечить восприимчивость субъектов к инновациям и инвестициям;
«вывести» потенциальных инвесторов на действительно конкурентоспособный инвестиционный проект [7 ].
Одним из условий решения этих задач и успешного инновационного развития является создание необходимой инфраструктуры, позволяющей сформировать потребности в нововведении и обеспечивающей формирование соответствующего ранга предложений. Объективно рынок инновационных предложений всегда более насыщен, чем рынок спроса. Известно, что совсем малое число идей успешно реализуется через инновации. Исследования инновационных процессов свидетельствуют о том, что в лучшем случае только одна идея из сорока приводит к коммерческому успеху, но именно эти воплощенные идеи оказываются двигателями прогресса[2, с. 81].
Сейчас в мире существует около 400 технопарков и инкубаторов бизнеса. Научный или технологический парк (технопарк) - принятый в международной терминологии образ соответствующей интеллектуальной среды, обеспечивающей быстрый рост высоких технологий, малых предприятий, фирм, предпринимателей, объединяющей ученых, изобретателей, инженеров, технологов, студентов, промышленников и предпринимателей, банкиров и других заинтересованных лиц. У каждого из них свой интерес, но едины в одном - они пришли в парк, чтобы сделать свой бизнес в области высоких технологий, реализовать свои идеи в виде технологического продукта и быстро передать его на рынок научно-технической продукции. Другими словами, под технопарком понимается организация, имеющая тесные связи с одним или несколькими вузами, научно-исследовательскими институтами или центрами и осуществляющая на соответствующей территории формирование современной инновационной среды с целью развития предпринимательства в научно-технической сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий и фирм, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий, ускорения передачи технологий на рынок научно-технической продукции.
Начало созданию современных научных парков было положено в США в 1949 году, когда был организован научный парк Стэнфордского университета. Однако известность он получил только к в 80-е годы. В парке действовало уже 80 фирм с числом занятых около 30000 человек. Стэнфордский научный парк сыграл роль своеобразного центра кристаллизации высокого интеллекта и новейших технологий и положил начало формированию знаменитой Кремниевой долины, в которой сегодня насчитывается более 3000 «электронных» фирм и создано более 200 000 рабочих мест.
Около 200 инновационно-технологических центров насчитывается сегодня в Германии. В Китае, где уже более 10 лет реализуется программа инновационно-технологического развития страны, создано 52 технопарка, в каждом из которых функционирует до трех инновационных центров, создающих все условия для первоначальной поддержки инновационного предпринимательства [7 ].
Значение технопарков и иных инновационных структур особенно велико для государств бывшего Советского Союза, где существовавший экономический уклад не способствовал формированию национальной инновационной способности, то есть способности распространять новации в масштабе всей экономики и других сфер деятельности. В силу этого между наукой и производством образовался «тромб», который перекрыл поток технологий, полученных на основе реализации научных идей и достижений[8, с. 14].
Инновационная триада - изобретение, нововведение, распространение - существовала всегда. Но отечественные ученые практически никогда не сталкивались с необходимостью финансирования, продажи и распространения своих разработок - за них это делали государственные структуры, а сегодня этим достаточно сложным процессом должен заниматься либо сам ученый, либо кто-то, кто сможет и призван это сделать на современном уровне, а именно новое образование - инновационная структура. Инновационная структура - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, которая создана согласно существующему законодательству, либо группа юридических и физических лиц, действующих на основе договора о совместной деятельности, ориентированная на создание и распространение наукоемкой конкурентоспособной продукции. Она-то и призвана ликвидировать пресловутый «тромб».
На территории СНГ инновационные структуры начали создаваться в начале 90-х годов в России, Беларуси, Узбекистане, Казахстане, Киргизии..
К примеру, создание и развитие технопарков в России уже породило целое движение, особенно в системе высшей школы. В 1995 году их число достигло 42. В их составе работали около 900 инновационных фирм, более 150 малых сервисных фирм. Российские технопарки создали более 7000 новых рабочих мест. Некоторые наиболее развитые технопарки, созданные в Томске, Уфе, Самаре, Саратове, Тюмени и др., стали эффективными центрами реализации государственной и региональной инновационной промышленной политики. Ряд технопарков стали настоящими инкубаторами малых инновационных фирм (например, в технопарке «Башкортостан» их создано более 2000) [8, с. 11].
Примечательно, что в последнее время основным постулатом государственной политики Украины в сфере реформирования экономики является тот, что научно-технический прогресс представляет собой важнейший фактор развития общества, его духовного и интеллектуального роста. Особенно важное значение придается созданию благоприятного инновационного климата. Кроме собственно финансирования, это - и целенаправленное развитие высшего образования, проведение соответствующей налоговой, амортизационной, кредито-денежной политики, введение антимонопольных правил, поддержка и развитие государственной системы научно-технической информации, стандартов, проведение патентно-лицензионной работы.
Поддерживая конкуренцию и предпринимательство в научно-технической сфере, государство постепенно идет к созданию и планомерному развитию цивилизованного рынка научно-технической продукции. При этом осуществляется поиск решений ряда проблем эффективного использования научно-технических результатов для реанимации общественного производства и удовлетворения жизненных потребностей граждан[11, с. 8].
Одной из таких проблем является активное вовлечение в сферу инновационных процессов научно-технического потенциала городов и регионов Украины, в том числе и на основе создания на их территории технопарков (агротехнопарков, инновационных парков, рекреационных парков, научно-исследовательских парков) и других локальных инновационных структур (инновационных и технологических инкубаторов; технологических, территориальных, научно-производственных центров; технополисов, курортополисов, а также инновационных венчурных фондов и консалтинговых фирм). Иными словами, речь идет о создании инфраструктуры инновационной деятельности, коммерциализации результатов научных исследований, создания развитой сети малого инновационного предпринимательства.
Опыт показывает, что с помощью инновационных структур удается решить следующие проблемы:
оказания содействия вузам и другим научным центрам в передаче технологий в производство (этим они выполняют функции усилителя влияния вуза на экономическое и социальное развитие региона);
развития предпринимательства в сфере науки и техники;
экономического возрождения и появления новых видов производств, структурной перестройки промышленности регионов;
создания новых рабочих мест, особенно в районах с большой безработицей.
Инновационные структуры станут эффективным механизмом решения вышеназванных проблем, если они будут иметь общерегиональное значение, и их деятельность будет ощущать целый регион или город. А это значит, что инновационная структура должна быть детищем не одного вуза, а всех субъектов, от которых зависит судьба региона. Инновационная структура - это совместное предприятие, в создании которого принимают участие, кроме ученых, промышленники и предприниматели, региональные и местные органы государственного управления, финансовые институты, общественные и иные организации.
В Украине этот процесс только получает развитие. Первым является экономико-технологический эксперимент по созданию территориального инновационного центра агропромышленной направленности в Бродовском районе Львовской области, проведенный по указу Президента Украины в 1994 году[9, с. 97]. В сентябре 1995 года подписано постановление Кабинета Министров Украины «О создании в Киеве инновационного технологического центра «Мотор- технология». В марте 1996 года по решению Исполкома Киевского горсовета создан Киевский инновационный бизнес-инкубатор [10 ].
Начало формированию нормативной базы инновационной деятельности в Украине положило Распоряжение Президента Украины от 23 января 1996 года «Вопросы создания технопарков и инновационных структур других типов» N 17/96-рп, за которым последовали Постановления Кабинета Министров от 29 апреля 1996 года «О межведомственном совете по координации деятельности создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов» N 471, от 22 мая 1996 года «Об утверждении Положения о порядке создания и функционирования технопарков и инновационных структур других типов» N 549 и от 4 марта 1997г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Кабинета Министров Украины N 471 от 22 мая 1996 г. «
Большую организаторскую и методическую работу по становлению в Украине инновационной деятельности проводит Министерство по науке и технологиям Украины. В частности, последовательно отстаивая требование времени о льготном налогообложении научно-технической деятельности, министерством инициировано внесение изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 г. N 283/97-вр, согласно которому (ст. 7 пункт 7. 14) продукция инновационных центров, зарегистрированных в Государственном реестре инновационных структур, по представлению Межведомственного Совета облагается половинной ставкой от действующей, сроком на три года. Это положение вступает в силу после принятия Закона об инновационной деятельности, рассмотрение которого в Верховной Раде Украины также инициирует Миннауки.
Тем не менее, даже до принятия этого Закона в целом по Украине идет интенсивный процесс создания инновационных структур. Создаются и разворачивают свою деятельность такие структуры в Киеве, Донецке, Львове, Днепропетровске, Харькове, Запорожье, Одессе, Трускавцах и других городах.
Есть все предпосылки для создания инновационных структур и в Крыму. Мощный научный потенциал республики, наличие высокотехнологичных производств и квалифицированных кадров, источники минеральных ресурсов и развитая инфраструктура связи и транспорта, близость к восточным рынкам, уникальные климатические условия потенциально способствуют этому.
К благоприятным предпосылкам следует отнести и то, что в Украине и в Крыму уже произошло накопление капитала в отдельных негосударственных структурах, и к Крыму проявляют интерес зарубежные предприниматели и финансисты. Важную роль в развитии инновационной деятельности должны сыграть и зарождающиеся на Украине различные финансово-промышленные группы.
Все это вместе взятое может и должно быть востребовано для развития инновационной деятельности в Крыму, в конечном итоге, направленной на решение приоритетных социально-экономических задач региона.
Вопросы развития инновационной деятельности рассматриваются в Совете Министров Автономной Республики Крым как важнейшие. На проведенном в декабре 1996 года совместно с Крымской Академией наук республиканском научно-практическом совещании они были обсуждены с учеными Крыма. Заслушанные инновационные предложения рекомендовано развивать до уровня проектов. Наиболее значимые из них, пройдя инстанции экспертиз, имеют реальный шанс получить государственную поддержку. В данном сборнике представлены наиболее характерные инновационные предложения крымских ученых и специалистов, отражающие, как правило, точку зрения авторов и мнение их коллег. Для окончательного принятия решения о целесообразности продолжения работ требуется выполнение технико-экономических обоснований и маркетинговых исследований. Ввиду того, что Временное положение о Типовом проекте деятельности инновационных структур появилось совсем недавно, в представленных предложениях наблюдается некоторый неотструктуированный подход к подаче материала. В дальнейшем Комитет по науке и региональному развитию при Совете Министров Автономной Республики Крым, обеспечивающий координацию и методическое руководство инновационной деятельности в Крыму, рекомендует при составлении инновационных проектов руководствоваться этим положением, а для изложения инновационных предложений, база данных которых формируется в Комитете, придерживаться следующей схемы:
Автор (ы) предложения (ФИО, адрес, место работы, телефон);
инновационный продукт, отрасль применения;
краткое описание и функции инновации, сроки реализации, ориентировочные затраты, использование ноу-хау, степень готовности конструкторской, технологической и рабочей документации;
аналоги инновации, планируемый коммерческий эффект, рынки сбыта;
результаты маркетинговых исследований (если проводились), кем выполнялись;
проблемность и социальная значимость инновации;
экологические аспекты нововведения;
наличие на территории Крыма и Украины ресурсов и производственных мощностей, необходимых для реализации инновационного предложения;
аналичие технико-экономического обоснования, бизнес-плана;
где обсуждалась инновация, кем одобрена;
ожидаемые источники финансирования;
необходимость специальной подготовки кадров для реализации инновации;
на базе какой организации планируется создание инновационной структуры.
Инновационный процесс должен и может являться объектом планирования и управления. Каждая инновация, в конечном счете, должна обеспечивать определенный технический, экономический или социальный эффект. При этом важно интегрировать все составляющие инновационного механизма в единую систему, способную не только поглощать ресурсы, но и выдавать конечный конкурентоспособный продукт.
В сегодняшних условиях процесс востребования инноваций, их развития и воплощения в жизнь сталкивается со множеством препятствий. Это и дефицит собственных средств у субъектов инновационной деятельности, и неприемлемые условия предоставления инвестиций и кредитов, отсутствие законодательных гарантий инвестиций и жесткая налоговая и таможенная политика, правовая неопределенность интеллектуальной собственности и низкий уровень маркетинга. Помочь в преодолении этих препятствий безусловно должно государство. А поскольку одновременно всем помочь невозможно, избирательный вектор должен основываться на главном - инновация должна решать или способствовать решению приоритетных проблем, вытекающих из республиканской Комплексной долгосрочной программы социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым. Прежде всего, именно такие инновации должны представляться в Межведомственный Совет при Кабинете Министров Украины и в Миннауки Украины на получение соответствующего статуса.
В данной схеме, при сложности финансирования инновационного процесса в целом, очень узким местом является предпроектное финансирование инновационных разработок (составление ТЭО и бизнес-планов), поиск средств на которое, опять-таки, без участия государственных структур маловероятен. Причем говоря о непосредственном государственном участии, речь должна идти, прежде всего, о стимулировании, а не о частичной оплате выполняемых работ. Для этого, в частности, необходимо уже существующим структурам по поддержке инноваций придать больше гибкости. Должны быть разработаны критерии привлекательности финансирования этих процессов и создания венчурных компаний, в первую очередь, для местных внебюджетных источников. Инновационная структура должна иметь финансовую возможность поддержки начинающих предпринимателей в научно-технической сфере.
Исходя из понимания того, что инновационная система не может полностью находиться в руках государства, и в то же время, экономические механизмы инноваций не могут являться чисто рыночными, следует подумать и о технологии управления и сопровождения инноваций, о критериях отбора претендентов в инновационную структуру, создании инновационного аудита и маркетинговых центров, а также рассмотреть вопрос о подготовке специалистов в сфере трансферта технологий и его коммерциализации.
Литература
Соловьев В. П. Проблема формирования организацинно- правового механизма инновационного развития экономики// Киев: Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, 1996. -69с.
Соловьев В. П. Проблемы создания инновационных структур: методология и опыт// Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей. - Симферополь: Таврия, 1997. -с. 80-84.
Павловский М. П. Вспомним Тугай-Барановского, или кое-что об инновационной идеологии реформ// Голос Украины, 5 августа 1997г.
Коренной А. А. Современные проблемы инновационного менеджмента// Киев: Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, 1997. -20с.
Петренко Н. И. Организация и механизм финансирования инновационных проектов в сфере малого предпринимательства// Киев: Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, 1997. -67с.
Андрощук Г. А. Основные принципы государственной политики в инновационной сфере// Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей. - Симферополь, -1997. -с. 19-25.
Сергеев Д. В. Высокие технологии обеспечат экономический рост// «Независимая газета», 15 августа 1997 г.
Шукшунов В. Е. Российские технопарки: вчера, сегодня, завтра// Санкт-Петербург: Ассоциация «Технопарк», 1995. -52с.
Яворский М. С. Развитие инновационной инфраструктуры в западном регионе Украины// Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей. - Симферополь, 1997. -с. 97-98.
Галенко И. В. Организация и механизмы финансирования инновационных структур// Центр исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины: 1996. -69.
Семиноженко В. П. Без ефективно функцЁонуючо(c) науки Укра(c)на не матиме майбутнього// Проблемы формирования и реализации региональной научно-технической политики в Украине: сб. статей. -Симферополь, 1997. -с. 5-11.
Описание предмета: «Экологическая безопасность»Экологическая безопасность - комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на
Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технологически и
политически готово человечество.
Литература - Т.В. Лукьянова, С.И. Ярцева, В.Г. Коновалова, С.В. Баранчеев. Управление инновациями в кадровой работе. – М.: Проспект, 2012. – 72 с.
- С.В. Федотова. Создание Windows-приложений в среде Delphi (+ CD-ROM). – М.: Солон-Пресс, 2004. – 224 с.
- В.В. Самсонов, Г.А. Красильникова. Автоматизация конструкторских работ в среде Компас-3D. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
- В.С. Новиков. Инновации в туризме. – М.: Академия, 2010. – 208 с.
- А.К. Смолич, В.В. Бурлов. Химическая стойкость материалов в средах нефтехимии и нефтепереработки. В 2 томах (комплект). – М.: Научные основы и технологии, 2012. – 776 с.
- В.М. Черепов, Ю.В. Новиков. Эколого-гигиенические проблемы среды обитания человека. – М.: РГСУ, 2007. – 1076 с.
- В.Г. Потемкин. Вычисления в среде MATLAB. – М.: Диалог-МИФИ, 2004. – 720 с.
- Л.А. Демидова, В.В. Кираковский, А.Н. Пылькин. Алгоритмы и системы нечеткого вывода при решении задач диагностики городских инженерных коммуникаций в среде Matlab. – М.: Радио и связь, Горячая Линия - Телеком, 2005. – 368 с.
- В.С. Новиков. Инновации в туризме. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
- Н.Г. Никифорова, Р.А. Федоровская, А.В. Никифоров. Работа в среде Macromedia Flash 5. – М.: ИВЭСЭП, 2008. – 72 с.
- В.А. Астапенко. Электромагнитные процессы в среде, наноплазмоника и метаматериалы. – М.: Интеллект, 2012. – 584 с.
- Д.А. Кривошеин, В.П. Дмитренко, Н.В. Федотова. Системы защиты среды обитания. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. – М.: Academia, 2014. – 368 с.
- Д.А. Кривошеин, В.П. Дмитренко, Н.В. Федотова. Системы защиты среды обитания. Учебное пособие. В 2 томах. Том 1. – М.: Academia, 2014. – 352 с.
- Е.В. Сотникова, В.П. Дмитренко, В.С. Сотников. Теоретические основы процессов защиты среды обитания. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2014. – 576 с.
- Светлана В.Клейн, Нина В.Зайцева und Ирина В.Май. Здоровье населения и среда обитания. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 216 с.
- В.Н. Шакин, А.В. Загвоздкина, Г.К. Сосновиков. Объектно-ориентированное программирование на Visual Basic в среде Visual Studio .Net. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, Форум, 2015. – 400 с.
- В.Н. Шакин. Базовые средства программирования на Visual Basic в среде Visual Studio. Net. – М.: Форум, Инфра-М, 2015. – 288 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|