Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Конституция США Право зарубежных стран
Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом в Филадельфии (май-сентябрь 1787 г.). Участников конвента принято именовать в США «отцами-основателями».
Формулируя положения конституции, «отцы-основатели» ставили перед собой три главные политические цели: остановить дальнейшее развитие революции, создать прочное государство на федеративной основе, надежно оградить и гарантировать частнособственнические права.
В текст конститиуции, утвержденной конвентом 17 сентября 1787 г., не были включены положения, гарантирующие политические, личные и процессуальные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс был вынужден в 1789 г. принять проект Билля о правах - первые 10 поправок к конституции, провозглашавших ряд политических, личных и процессуальных прав граждан.
Конституция США вступила в силу 4 марта 1789 г.
Политико-правовые принципы
В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.
Принцип разделения властей, реализуемый через систему «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной - и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три «ветви» власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.
Федерализм - конституционный принцип, предпологающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав «суверенных» штатов передана федеральному правительству.
Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти. Высшим органом констутиционного надзора является Верховный суд США.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки осуществляется конгрессом США и законодательными собраниями (легислатурами) штатов.
Конгресс США
Состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре Вашингтона.
Палата представителей. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате по крайней мере одним членом.
Члены палаты представителей избираются на двухлетний срок, следовательно, каждые два года состав палаты представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего конгресса каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года.
Сенат. Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается на шестилетний срок. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.
Полномочия конгресса. Конституционные полномочия конгресса весьма широки. Самое важное место среди них занимают прерогативы в финансовой области - то, что в США принято называть «властью кошелька». Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и т.д.
Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учереждений и ведомств.
Конгресс имеет право объявлять войну, формировать вооруженные силы и выделять ассигнования на их содержание, издавать правила по управлению и организации сухопутных и морских сил.
Наряду с полномочиями, осуществляемыми совместно обеими палатами, существуют также такие, которые может осуществлять только одна из палат. По конституции все законопроекты о государственных доходах должны исходить от палаты представителей; сенат может предлагать к ним поправки и участвовать в их обсуждении.
Важнейшими полномочиями сената являются его участие в принятии Соединенными Штатами Америки международных обязательств в форме договоров и участие в назначении на высшие должности государственного аппарата.
Комитеты конгресса. Важную роль в деятельности играют постоянные и специальные комитеты. Они создаются в обеих палатах, каждый комитет специализируется в конкретной области государственного управления. В сенате 16 постоянных и 4 специальных комитета, в палате представителей 22 постянных и 5 специальных комитетов.
Партийные фракции. В конгрессе США представлены только две крупнейшие буржуазные партии страны - Демократическая и Республиканская. В каждой из палат конгресса образуются партийные фракции обеих партий: фракция большинства, т. е. фракция партии, имеющей большее количество мест в данной палате, и фракция меньшинства.
Партийные фракции каждй из палат выбирают лидера и его заместителя.
Лидер большинства в сенате является самой важной фигурой, влияющей на ход работы этой палаты. Лидер большинства в палате представителей занимает в партийной иерархии второе место после спикера палаты.
Роль лидеров меньшинства как в сенате, так и в палате представителей сводится в основном к формулированию политики оппозиции и организации поддержки в ее пользу.
Законодательные собрания (легислатуры) штатов
Как и на федеральном уровне, в штатах отмечается значительное усиление исполнительной власти губернатора за счет прерогатив законодательных органов.
По своей структуре и методам работы законодательные собрания штатов во многом копируют конгресс. Во всех штатах, кроме Небраски, они состоят из двух палат: палаты представителей и сената.
Как и в конгрессе, в законодательных собраниях штатов действует система комитетов; в некоторых штатах большую роль играют обьединенные комитеты обеих палат. Характерной особенностью большинства законодательных собраний является доминирующая роль спикера палаты представителей, пользующегося огромным влиянием не только в рамках законодательного собрания, но и вообще в штате.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Исполнительная власть в стране осуществляется президентом США, выполняющим возложенные на него конституцией полномочия с помощью разветвленного аппарата исполнительной власти.
Президент США
Высшим в стране должностным лицом, совмещающим полномочия главы государтва и главы правительства, является президент США. Он избирается на 4 года с возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.
С 1800г. официальной резиденцией президента является Белый Дом, находящийся в столице США Вашингтоне.
Полномочия президента США очень широки. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения и согласия сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти. Конституция редоставляет президенту право созыва черезвычайных сессий конгресса и переноса очередных сессий. При возникновении внутренних и внешних кризисных ситуаций президент может располагать черезвычайными полномочиями.
Велика роль президента в законодательном процессе. Формулируя законодательную программу администрации в серии посланий конгрессу, президент является фактическим лидером законодательной политики.
Вице-президент
Вместе с президентом на четырехлетний срок избирается вице-президент.
По конституции полномочия вице-президента ограничиваются председательством в сенате.
Принятая в 1933г. XX поправка к конституции США укрепила статус вице-президента, рассматривая его в качестве преемника главы исполнительной власти в случае смерти или недееспособности последнего.
Исполнительное управление президента
Не предусмотренным конституцией надведомственным органом при Белом доме является Исполнительное управление президента (ИУП). Основанное в 1939г., ИУП способствовало укреплению президентской власти, создав мощный аппарат, координирующий и контролирующий важнейшие аспекты деятельности государства.
Кабинет министров
Как совещательный орган при президенте, созданный помимо конституции, функционирует кабинет министров.
В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США секретарями, и генеральный атторней (глава министерства юстиции).
В практике последних президентов США использовалась форма дробления кабинета на целевые межведомственные советы, что дало возможность обсуждать тот или иной круг вопросов без привлечения всех членов кабинета.
Система министерств и ведомств
Громоздкий и разветвленный бюрократический аппарат исполнительной власти помимо помимо ИУП включает систему министерств (федеральных департаментов) и других административных ведомств. Руководители министерств подчинены непосредственно президенту. Распределение министерских портфелей - сложный политический процесс, в котором президенту приходится принимать во внимание интересы соперничающих монополистических группировок. Административные ведомства учереждаются по инициативе конгресса, конгресс же определяет круг их задач и полномочий.
Внешнеполитический механизм
Внешнеполитический механизм включает значительную часть государственного аппарата и конгесса, занимающуюся разработкой и осуществлением дипломатических, военных, экономических и идеологических акций на мировой арене.
Внешнеполитический механизм функционирует под непосредсвенным руководством президента и подчиненного ему ИУП.
Главную роль в проведении внешней политики играет государственный департамент. Он располагает разветвленной сетью зарубежных преставительств - посольств и консульств в иностранных государствах, специальных миссий при международных организациях.
Местное самоуправление
Местные органы создаются на основе законодательства штата и обладают правами, определенными этим законодательством. В то же время местной власти предоставляется право осуществлять свои определенные законом функции без формального контроля со стороны органов штата, на основе самоуправления. Бюджет местных органов складывается из местных налогов и целевых ассигнований штатов и федерального правительства.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система.
Согласно статье 3 конституции, судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учреждаемым конгрессом.
Судоустройство на федеральном уровне
Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные - во главе с Верховным судом.
Окружные суды США - федеральные суды общей юрисдикции; они по первой инстанции рассматриваютвсе дела, основанные на федеральном законодательстве.
Специальные суды первой инстанции - претензионный суд США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству США), суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе федеральных законов об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных налоговых ведомств).
К специальным апелляционным судам относятся аппеляционный суд США по федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда, суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных административных ведомств) и временный черезвычайный апелляционный суд; решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд.
Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию между федеральными судами первой инстанции и Верховным судом.
Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция.
В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и исключительно при исполнении служебных обязанностей.
Судоустройство в штатах
Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие сочтет нужным, однако сущесвуют типичные черты судоустройства, общие для всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.
БУРЖУАЗНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Важнейшей особенностью политического строя США является двухпартийная система, при которой у власти попеременно находятся две буржуазные партии - Демократическая и Республиканская. Двухпартийная система в современном виде сложилась в середине XIX в. Существенная черта этой системы заключается в том, что обе партии действуют в тесном единстве, представляя собой инструмент сохранения политического господства монополистической буржуазии. Политическое господство двухпартийной системы обеспечивается поддержкой правящего класса, особенностями избирательной системы и государственного устройства, порядком финансирования выборов, силой традиции.
Несмотря на политическую монополию двухпартийной системы, в США имеется целый ряд самостоятельных политических партий. История США знает многие десятки независимых политических партий: от крупных, объединявших мощные социальные движения и сыгравших важную историческую роль, до мелких, ориентированных на отдельные проблемы.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Кроме партий, в США существует множество общественно-политических движений, которые являются важным фактором в современной жизни США.
Среди большого количества движений можно отметить крупнейшие: антивоенное движение, движение в защиту прав и свобод, движение за рассовое равенство, движение безработных, женское движение, движение молодежи и студентов, фермерское движение, движение в защиту окружающей среды.
Описание предмета: «Право зарубежных стран»Право зарубежных стран - Наука занимающиеся вопросами формирования и развития норм права, содержания основных
институтов права в зарубежных странах
Литература - Э.Илиел, С.Вайлен, М.Дойл. Основы органической стереохимии. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 704 с.
- Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время. – М.: Зерцало-М, 2012. – 440 с.
- Владимир Лафитский. Конституционный строй США. – М.: Статут, 2011. – 352 с.
- Михаил Ф.Чудаков. Конституционное государственное право зарубежных стран. – Минск: Харвест, 1998. – 784 с.
- В.В. Маклаков. Конституции зарубежных государств. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония. – М.: Инфотропик Медиа, 2012. – 616 с.
- Американский ежегодник. 2007. – М.: Наука, 2009. – 464 с.
- 10 причин любить и не любить Америку. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – 416 с.
- Н.Н. Платошкин. История Мексиканской революции. Истоки и победа 1810-1917 гг. Том 1. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. – 432 с.
- В.М. Шумилов. Правовая система США. – М.: Международные отношения, 2016. – 408 с.
- Государственный строй Соединенных Штатов. – М.: Типография А. Розена, 1909. – 284 с.
- Маурицио Вироли. Свобода слуг. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2014. – 144 с.
- Владислав Михайлович Сологубов. Лукавое мнение. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
- Мария Васильева. Президентская власть РФ в новой системе международной безопасности. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 192 с.
- Владлена Кодина. История пропаганды США в середине XIX века. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 128 с.
- Гоник Л. История. Краткий курс в комиксах. Том 1. – М.: КоЛибри, 2017. – 272 с.
- Шарль Луи Монтескье. О духе законов. – М.: Рипол Классик, 2018. – 690 с.
- В.Н.Сафонов. Конституционное правотворчество в деятельности Верховного суда США. Историко-правовое исследование. – М.: Проспект, 2018. – 288 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|