Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Сексуальная символика в культуреКультурология
Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.
Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и мужской стиль жизни являются преимущественно «Инструментальными», а женские «экспрессивными». Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей тогда как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло. Радикальное изменение этой структуры по Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает коренится прежде всего во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье - обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию. Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью изгладилась». Теория «взаимодополнительности» мужских и женских ролей подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки (инструментальность мужских и экспрессивность женских ролей) широко распространен в обществах разного типа
Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике. Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольно близка к теории В. А. Геодокяна по которой мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.
Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически соподчиненные. Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет важную роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в женщину.
В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и женское начало, хотя в женщине больше представлено «Инь», а в мужчине «ЯН»; на разделение органов по этому принципу покоится вся китайская медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «Душа» анима персонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.
Религиозно - философский половой символизм оперирует глобальными космическими образами, претендующими на невременное и внепространственное бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное культурное начало, а женщина - как пассивное природная сила.
С точки зрения социологии сексуальное поведение - лишь определенный аспект социального поведения человека. Однако сексуальность обладает известной автономией от прочих полоролевых свойств.
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры человечества. Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов. Например, крест во многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения и жизни «Анх». Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женского начал.
Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их семиотический анализ показывает, что на ряду с культурно-специфическими в них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы имеют более емкий не только физиологический смысл.
Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активность, субъектное начало, а также инструмент средство деятельности. Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начала вообще.
Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу, могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.
Изучение полового символизма убедительно показывает его полисемантичность, причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном, расширительном смысле. В древних шумерских текстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии совмещались. В этом не было ничего эротического: гениталии как самый характерный признак пола становится социальным знаком, элементом культуры.
Человечество наследовало от своих животных предков не только фаллическую символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с подчиненным, а маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в отношениях между мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов.
Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать» и «совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи оральных и сексуальных ощущений.
Для изучения семантики полового символизма большой интерес представляет инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.
Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.
Намек на то, что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.
Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских ругательствах)
Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение ругаемого в женскую сексуальную позицию.
Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-иерархические отношения или притязания.
В итоге, можно сказать что вся культура была и есть пропитана сексуальной символикой.
Литература
И. С. Кон Введение в сексологию
Описание предмета: «Культурология»Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру
и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Предметом
культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, а
также памятники, явления и события материальной жизни людей.
Источниками культурологии являются:
- исторические науки: гражданская история, история конкретных наук, история искусства и отдельных искусств,
история педагогики, история религии и др.;
- прикладные исторические дисциплины: архивоведение, музееведение, библиотековедение, краеведение,
востоковедение и др.;
- вспомогательные культурологические дисциплины: археология, геральдика, палеография, нумизматика, сфрагистика,
текстология и др.
Основные понятия культурологии описывают внутреннее строение культуры: культурные ценности, субъект культуры и
др.; характеризуют
культурный процесс: культурное наследие, культурные традиции и др.; связывают культуру с другими ответвлениями
общественной науки.
Литература - Кадры в культуре. Образцы должностных инструкций служащим культурно-просветительных учреждений (+ CD-ROM). – М.: Дикта, 2009. – 212 с.
- Даниил Андреев в культуре XX века. – М.: Мир Урании, 2000. – 320 с.
- С.О. Шмидт. Памятники письменности в культуре познания истории России. Том 2. От Карамзина до "арбатства" Окуджавы. Книга 1. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 576 с.
- Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.: , 1994. – 451 с.
- С.О. Шмидт. Памятники письменности в культуре познания истории России. Том 2. От Карамзина до "арбатства" Окуджавы. Книга 1. – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 576 с.
- От Средних веков к Возрождению. – СПб.: Алетейя, 2003. – 368 с.
- Михаил Ямпольский. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 616 с.
- В.Ж. Келле. Интеллектуальное и духовное начала в культуре. – М.: ИФРАН, 2011. – 224 с.
- Загребинские чтения. Выпуск 4. Нил Сорский в культуре и книжности Древней Руси. – М.: Российская национальная библиотека, 2008. – 100 с.
- На переломе. Образ России прошлой и современной в культуре, литературе Европы и Америки (конец XX - начало XXI вв.). – М.: Новый хронограф, 2011. – 696 с.
- О.А. Ботякова. Картотека сюжетных картинок. Выпуск 20. Часть 2. Традиционный костюм в культуре народов России. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 32 с.
- О.А. Ботякова. Картотека сюжетных картинок. Выпуск 20. Часть 1. Традиционный костюм в культуре народов России. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 32 с.
- Ирина Ратиани. Синтез искусств в культуре Грузии 1920-1980-х годов. Взаимовязь и взаимовлияние. – М.: Совпадение, 2012. – 144 с.
- Георгий Гачев. Образы Божества в культуре. Национальные варианты. – М.: Академический проект, Культура, 2016. – 896 с.
- Альфред Робитсек. Котильон. Вклад в сексуальную символику. – М.: ERGO, 2013. – 72 с.
- Котильон. Вклад в сексуальную символику. – М.: , . – с.
- А.Л. Бойко, Д.В. Сень. Война и воинские традиции в культурах народов Юга России (V Токаревские чтения). Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Антей лимитед, 2016. – 232 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|