Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Русский либерализм ХIХ в.: основные идеи и политические программыПолитология
ХIХ в для России фактически начался в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, когда в результате заговора был убит император Павел I. По официальному заявлению властей, император скончался от апоплексического удара, но в это мало кто верил, так как как слухи о возможности дворцового переворота уже давно витали в воздухе. Смерть императора вызвала всеобщую радость. К вечеру 12 марта в петербургских лавках уже не осталось ни одной бутылки шампанского, за сутки вернулись запрещенные прежде круглые шляпы, незнакомые люди поздравляли друг друга.
Взошедший на престол император Александр I был любимцем своей бабки императрицы Екатерины II и воспитывался под ее присмотром. Его наставником был швейцарец Лагарп, который, будучи противником рабства и либералом по убеждениям, внушал подобные мысли и своему ученику. Будущий император в юношеские годы увлекался идеями просветителей - Монтескье, Руссо, Вольтера -, но при этом теоретические мысли о свободе и равенстве не отделял от концепции самодержавной формы правления, что и послужило причиной во многом половинчатого характера преобразований, которые он внес в жизнь России.
Первые годы его царсвования характеризовались целым рядом либеральных начинаний. В 1801 г при нем сложился Негласный комитет, в который вошли его молодые друзья-аристократы - гр. Строганов, гр. Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский. В комитете обсуждались вопросы крепостничества, государственных преобразований, посвещения и др.
В 1803 г был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп.
В1804-1805 гг была начата крестьянская реформа в прибалтийских землях.
В 1803 г была установлена преемственность между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами. В дополнение к Московскому университету было создано еще 5, и в 1804 г все они получили значительные автономии.
В 1802 г созданные Петром I коллегии были заменены министерствами, в которых вводилось строгое единовластие министра, который отчитывался непосредственно перед императором. Для совместного обсуждения министерствами второстепенных дел был учрежден Комитет министров. Первоначально было образовано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции (оно вскоре было ликвидировано) и народного просвещения.
Единовластным начальником высшего церковного правительства - Синода - постепенно становится правительственный чиновник - обер-прокурор - который в ХVII в. лишь наблюдал за законностью решений Синода.
В 1810 г был учрежден высший законосовещательный орган при императоре - Государственный совет. Он централизовал законодательное дело, обеспечил единообразие юридических норм. Созданная при Александре I система государственных органов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 г.
Изменения в административной системе России все сильнее подчеркивали необходимость всеобъемлющей государственной реформы. Ее выработка была поручена М. М. Сперанскому (1772-1839).
Сын сельского священника, Сперанский, благодаря своим исключительным возможностям, сумел сделать головокружительную карьеру. При Павле он служил в канцелярии генерал-прокурора, а затем оказался на должности статс-секректаря в «Непременном» совете. К 1807 г Сперанский стал ближайшим советником императора, по его проектам было завершено в 1811 г преобразование министерской системы и создан Государственный совет.
В октябре 1809 г проект новой реформы («Введение к уложению государственных законов») был уже представлен государю. В нем, по существу, шла речь об ограничении самодержавия и введении в стране конституционной монархии. В основу реформы автор проекта предлагал положить принцип разделения властей. Законодательную власть он считал необходимым сконцентрировать в новом органе - Государственной Думе, судебную - в Сенате, а исполнительную - в министерствах. Ни один закон не мог быть издан без предварительного одобрения его выборным органом - Государственной Думой. Министров назначал царь, но они оказывались ответственными перед Думой. Предусматривалась стройная система выборных дум: Государственная, губернские, окружные, волостные. Губернские думы выбирали членов Сената, которому подчинялись независимые от администрации суды. Политическими правами наделялись все, кроме «поместных крестьян, мастеровых, их работников и домашних слуг». Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти болжен был стать Государственный совет - вершина новой государственной системы. В то же время сам император оставался средоточием всех властей.
Замыслы Сперанского вызвали резкую оппозицию в верхах общества. Знаменитый историк Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», в которой доказывал необходимость сохранения сугубо самодержавного строя в России. В то же время и сам император не был готов к подобным преобразованиям.
В 1811 г Сперанский предложил разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, причем последний должен был частично избираться дворянством, а частично назначаться императором. Это предложение, однако, не возымело силы закона, а вскоре Сперанский был отстранен от своих постов и сослан в Нижний Новгород.
Однако удаление Сперанского не означало оканчательного отказа императора от либеральной политики. В 1815 г АлександрI даровал конституцию Польше. Проект же российской конституции в глубокой тайне разрабатывал императорский комиссар при польском правительстве Н. Новосильцев. Его проект («Уставная грамота») предусматривал создание парламента, без одобрения которого монарх не мог издавать законы, предоставление свободы всем российским подданным, кроме крепостных, и федеративное устройство государства. Этот проект так никогда и не был обнародрван.
Разрабатывались и проекты отмены крепостного права, но на деле была проведена противоположная реформа - военные поселения, население которых ондовременно должно было заниматься и земледелием, и военной службой.
К началу же 20-х гг ХIХ в Александр I отказывается от коренных преобразований в политической сфере, и правительство переходит к реакции.
Чаадаев, западники и славянофилы???????????????????????????????????????
Описание предмета: «Политология»Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука -
буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике. [Пугачев В.П. , Соловьёв А.И.
Введение в политологию. Учеб.пос. для студентов ВУЗов. - М.:Аспект-Пресс, 1996]
Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает
политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно
воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на
повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти,
государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни
никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.
В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики,
наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами
и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной
мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.
Следовательно, политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических
отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах
политической деятельности.
Политология, как самостоятельная наука, имеет свой объект и предмет познания. Однако сфера политических
отношений значительно шире того, что можно было бы назвать чисто политическим и охватывает все объекты
политической деятельности. Поэтому политические отношения изучает не только политология, но и философия, право,
социология, история. Каждая из этих наук имеет предмет в изучении данного объекта.
Объектом политологии является политика, политическая жизнь общества в самых разнообразных её проявлениях.
Предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов,
взглядов и теорий, закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политических
отношений и политической деятельности, развития политического процесса.
Таким образом, в широком понимании, политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях,
включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию,
политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и
права.
Литература - Е.В. Невешкина, О.И. Соснаускене, Е.Г. Шредер. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 410 с.
- Е.В. Невешкина, О.И. Соснаускене, Е.Г. Шредер. Бухгалтерский учет в торговле. Практическое пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 410 с.
- М.К. Потапов, В.В. Александров, П.И. Пасиченко. Алгебра, тригонометрия и элементарные функции. – М.: Высшая школа, 2001. – 736 с.
- Г.И. Ермашкевич, В.К. Коршук, И.Ф. Романовский. История общественных движений и политических партий. Вопросы и ответы. – М.: ТетраСистемс, 2008. – 224 с.
- Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. Водные ресурсы и основы водного хозяйства. Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Корпачев В.П., Бабкина И.В., Пережилин А.И. и др. – СПб.: Лань, 2013. – 0 с.
- С.В. Воронкова, Н.И. Цимбаев. История России. 1801-1917. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 560 с.
- В.А. Вайнштейн, И.Е. Каухова. Двухфазная экстракция в получении лекарственных и косметических средств. – М.: Проспект Науки, 2010. – 104 с.
- Ю.В. Цвелев, Е.Ф. Кира, И.В. Берлев, Д.И. Гайворонских. Терминология в акушерстве, гинекологии и перинатологии. Учебное пособие. – М.: Н-Л, 2012. – 288 с.
- С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 64 с.
- С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 80 с.
- С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 80 с.
- С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 32 с.
- С.В. Ломакович, Л.И, Тимченко. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 32 с.
- В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. География. География материков и океанов. 7 класс. Методическое пособие. К учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева. – М.: ДРОФА, 2015. – 144 с.
- Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение. 9 класс. Методическое пособие к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И. С. Вышнепольского. – М.: Планета знаний,Астрель,АСТ, 2015. – 256 с.
- С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2018. – 80 с.
- С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2018. – 80 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|