Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Проблемы народонаселения

Экономическая география

Проблемы народонаселения, то есть населения Земли, увеличиваются с каждым годом. Этим взволнованы все люди, которым не все равно, в каком состоянии находится и будет находиться планета, на которой живут они и будут жить их дети. Поэтому специалистами всего мира - экологами, социологами, психологами, антропологами - проводится большое количество исследований, касающихся проблем народонаселения планеты, и от результатов можно прийти в ужас.

К подобного рода проблемам можно отнести рост численности населения, рост в геометрической прогрессии. Население Земли будет увеличиваться при условии превышения темпов смертности темпами рождаемости. В настоящее время все именно так и происходит. Ежегодный прирост населения, колеблющийся от 1 до 3%, может показаться небольшим, но такие экспоненциальные показатели означают огромное увеличение численности за столетний период. Например, при коэффициенте ежегодного прироста в 3%, через 100 лет численность населения возрастет на 922%.

Влияние экспоненциального роста населения на его численность намного значительнее в тех странах, где проживает больше людей. Например, Китай и Индия, население которых составляет 37% от численности всего населения планеты, в абсолютных цифрах обгоняют большинство стран.

Еще одна проблема - это то, что в основном рост населения идет за счет развивающихся стран, что создает нагрузки на природные и финансовые ресурсы, затрудняя подъем уровня жизни. К тому же, население этих стран испытывает недостаток продовольствия уже сейчас, а что будет, когда численность возрастет в два раза, трудно предугадать. Но в целом рост численности населения и в развивающихся, и в экономически развитых странах приводит к деградации и истощению ресурсов.

Тревогу вызывает и возрастная структура населения, которая показывает процент населения или число жителей обоих полов, находящихся в каждом определенном возрасте. Различают три возрастные категории: допродуктивная (0 - 14 лет), продуктивная (15 - 44 года) и постпродуктивная (старше 45 лет). Если рассмотреть диаграмму возрастных структур для стран с быстрым, медленным и нулевым коэффициентом прироста населения, то можно понять, что в развивающихся странах с быстрым коэффициентом прироста населения высока доля детей до 15 лет по сравнению с долей пожилых людей старше 65 лет. И напротив, в экономически развитых странах с небольшим или даже нулевым коэффициентом прироста населения доля детей очень мала, тогда как доля людей в возрасте свыше 65 довольно велика.

Экономически развитые государства, достигшие нулевого уровня прироста населения, имеют почти равное число жителей в каждой возрастной категории. Тогда как любая страна с количеством жителей в возрасте до 15 лет обладает мощным импульсом увеличения численности населения при условии, что не происходит быстрого роста коэффициента смертности. Число рождающихся постоянно увеличивается, даже если женщина имеет всего одного ребенка. Это происходит потому, что количество женщин, способных иметь детей, становится все большим по мере достижения девушками репродуктивного возраста. Население государства с большим числом людей в возрасте до 15 лет продолжает увеличиваться в течение примерно 60 - 70 лет. Это наблюдается и после того, как суммарный коэффициент фертильности женщин данной страны снижается до уровня простого воспроизводства и даже ниже. Значение такого серьезного фактора продолжающегося прироста населения в развивающихся странах может быть снижено только благодаря срочным программа по сокращению рождаемости или за счет катастрофического подъема коэффициента смертности.

На основании этих данных можно заключить, что решение проблемы бурного роста народонаселения на Земле кроется в контроле над рождаемостью, и даже если программы, целью которых будет снизить коэффициент рождаемости, будут разработаны, успешно внедрены и будут успешно выполнять свои функции, то и в этом случае у населения Земли буду большие проблемы со старым населением. В этом случае будет происходить сильное старение населения (в процентном отношении старое население Земли будет составлять все больше и больше от общего числа жителей планеты) за счет того, что новое молодого населения рождается мало (при соблюдении политики влияния на численность населения), тогда как остальная часть жителей будет подходить к постпродуктивному периоду своей жизни.

Это явление повлечет за собой появление новых проблем. Тяжелое экономическое бремя ляжет на молодое население планеты, которое будет вынуждено прокармливать большое количество людей пожилого возраста, что будет очень сложно, ведь работать пенсионеры не будут. Пенсионеры, которых будет очень много, смогут использовать политическое давление на работающих членов общества и вынудить их больше зарабатывать и платить более высокие налоги на пенсионное обеспечение. Хотя в то же время снизится конкуренция на рабочем рынке. Дефицит рабочих рук повысит уровень заработной платы. Хотя люди без образования будут испытывать экономические трудности. Понимание этого факта, в свою очередь, заставит молодых людей всерьез подумать об образовании, и таким образом возрастет количество образованного населения, что всегда хорошо для любого государства. Вместе с этим сократится и рождаемость, потому что среди факторов, влияющих на коэффициент рождаемости, находится и уровень образованности (и чем выше этот уровень, тем ниже коэффициент рождаемости).

В настоящее время реальным путем решения проблемы перенаселения планеты видится регулирование численности населения. Правительства большинства развивающихся стран стремятся снизить рождаемость с помощью сочетания экономического развития и планирования семьи. По мере индустриализации страны наблюдается переход от быстрого роста населения к более медленному нулевому приросту или даже к сокращению численности населения. Однако без быстрого и устойчивого экономического развития многие развивающиеся страны будут не в состоянии осуществить демографический переход. Программы планирования семьи предполагают создание специальных консультаций и медицинских служб, помогающих супругам решить, сколько и когда иметь детей. Они явились важнейшим фактором снижения рождаемости в густонаселенном Китае и Индонезии и в ряде развивающихся стран, население которых не столь многочисленно. Но планирование семьи оказалось не столь эффективно в Индии и в некоторых других развивающихся странах, в том числе и в странах Африки и Латинской Америки.

Эксперты предлагают повысить роль экономических льгот и штрафов для снижения рождаемости, расширить права и возможности получения женщинами работы, а также повысить уровень их образования.

Эффективность программ планирования семьи в первую очередь зависит от обеспечения семейных пар информацией о различных способах контроля рождаемости, либо предупреждающих беременность, либо прерывающих ее перед родами. К четырем наиболее распространенным способам предотвращения беременности относятся стерилизация, внутриматочные противозачаточные средства, оральные контрацептивы и презервативы. Противозачаточные инъекции и гормональные имплантаторы также применяются в ряде стран. Одним из наиболее распространенных методов контроля рождаемости являются легальные и нелегальные аборты. В большинстве стран аборты разрешены в течение первых трех месяцев беременности.

Еще одна заметная проблема в ряду проблем, связанных с народонаселением, - это урбанизация и рост городов. Во всех станах мира рост городского населения продолжается. Растут также и темпы роста городов. Это особенно характерно для развивающихся стран, что является отражением высоких темпов естественного прироста населения и быстрой внутренней миграции из сельской местности в города. В результате многие города развивающихся стран перенаселены людьми, живущими в нищенских условиях трущоб. Города являются центрами экономического развития, сосредоточения населения и культуры. Но вместе с тем в них концентрируются твердые отходы, отмечаются высокие уровни шума, загрязнения воздуха и воды, стрессы и высокий процент заболеваемости. Городские системы - неустойчивы. Они зависят от внешних экосистем, поставляющих им воду, продовольствие, энергию и другие ресурсы и поглощающих некоторые накопившиеся городские отходы.

Широкое использование автомобилей является причиной большого количества людей, требует выделения значительных площадей под дороги и автостоянки, приводит к загрязнению и энергетически неэффективному использованию земли.

В большинстве городов используется планирование землепользования с целью найти оптимальный вариант использования каждого клочка земли. Задачей современного человечества применительно к экологии городов является экологическое планирование землепользование для превращения городов в более устойчивые, приемлемые и приятные для жизни места.

Так выглядят основные проблемы народонаселения на настоящем этапе развития нашей цивилизации на Земле. Они требуют решения, и как можно более скорого, иначе наша жизнь может стать намного хуже. Но, наиболее вероятно, что при решении этих проблем, перед человечеством появятся новые. И это будет повторяться до тех пор, пока мы не решим основную проблему (и самую сложную) - проблему количества населения, которое Земля может вынести. Тогда как уже сейчас планета задыхается, и человечество вместе с ней, то что будет дальше при росте населения в геометрической прогрессии, сказать трудно. И лучше не думать об этом. Лучше думать о том, как решить существующие проблемы, чем высчитывать, что же случится, если все пустить на самотек.


Описание предмета: «Экономическая география»

Экономическая география — отрасль науки, изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.

Подразделяется на общую экономическую географию, отраслевую, региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства.

В отраслевом плане экономическая география изучает пространственное распределение (размещение) отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др.), в региональном плане — территориальное разделение общественного труда в различных странах и районах с учетом экономических законов, влияние природных условий, культурного наследия прошлого и исторически сложившихся производственных навыков населения.

Экономическая география дает научное обоснование хозяйственной политики в области размещения производительных сил и территориальной организации народного хозяйства. Эта отрасль науки непосредственно связана с физической географией, но между ними существует принципиальное различие. Физическая география — наука естественная, ее объект — изучение законов природы, а объектом экономической географии служат законы общественного развития.

Экономическая география связана с другими науками. Она использует их методы и выводы для своего развития и одновременно обогащает их своими исследованиями. К таким наукам прежде всего относятся: экономическая теория, статистика, геология, экология, медицина и др.

Основной метод экономической географии — диалектика. Она определяет общий подход, а также служит базой научных методов, применяемых экономической географией для конкретного исследования и решения вопросов рационального размещения отраслевых комплексов и организации территориального разделения труда.

Специфическим методом в экономической географии является балансовый метод. Отраслевые и территориальные балансы позволяют выбрать оптимальные пропорции между специализирующимися и обслуживающими отраслями, а также определить рациональные межрайонные связи.

В экономико-географических исследованиях большое значение имеют математические методы. Они дают возможность экономить время при обработке статистических данных, находить экономически эффективный вариант в соответствии с поставленной целью.

Экономическая география немыслима без картографического метода. Это составление карт, картосхем, диаграмм и графиков. Карта позволяет наглядно представить особенности размещения отраслей народного хозяйства.

Экономическая география в своих исследованиях использует также статистический, сравнительный, выборочный и другие методы изучения. [Видяпина В. И. Бакалавр экономики. http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0024.asp ] Предмет социально-экономической географии изучает процессы формирования, функционирования и развития территориальных социально-экономических систем и управления ими. Задачи социально-экономической географии: обоснование путей совершенствования территориальной организации общества обоснование наиболее рационального размещения хозяйства обоснование перспектив повышения эффективности развития отдельного региона и страны в целом Методы социально-экономической географии: программно-целевой метод метод системного анализа балансовый метод статистический метод картографический метод метод экономико-математического моделирования сравнительно-географический метод исторический метод

Литература

  1. Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А. Овсянников. Население и глобализация. – М.: Наука, 2004. – 328 с.
  2. В.В. Братков, Н.И. Овдиенко. Геоэкология. – М.: Высшая школа, 2006. – 272 с.
  3. Б.В. Поленов. Защита жизни и здоровья человека в XXI веке. Восемь основных источников опасности для человечества. – М.: Группа ИДТ, 2008. – 720 с.
  4. Демография. – М.: Логос, 2010. – 280 с.
  5. В.И. Бутов. Демография. – М.: Издательский центр "МарТ", 2003. – 592 с.
  6. Демографический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 608 с.
  7. Генофонд и геногеография народонаселения. Том 2. Геногеографический атлас населения России и сопредельных стран. – М.: Наука, 2000. – 672 с.
  8. Алан Карлсон. Шведский эксперимент в демографической политике. – М.: ИРИСЭН, Мысль, 2009. – 312 с.
  9. В.И. Жуков. Демографический потенциал России. – М.: РГСУ, 2010. – 464 с.
  10. Т.Г. Рунова. Демография. – М.: МГИУ, 2007. – 136 с.
  11. Н.А. Рожков. Обзор русской истории с социологической точки зрения. Киевская Русь (с VI до конца XII века). – М.: Либроком, 2011. – 178 с.
  12. М.С. Клочкова. Демография. – М.: РИОР, 2011. – 192 с.
  13. Виктор Муравьев. Культурные факторы динамики населения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 272 с.
  14. Рожков Н.А. Обзор русской истории с социологической точки зрения. В 2 частях (в одной книге). – М.: Издание И. К. Шамова, 1905. – 570 с.
  15. Экология человека. Учебник. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 744 с.
  16. Тетельмин В.В., Сибагатуллин Ф.С. Экология жизненной среды. Курс лекций. – М.: Ленанд, 2017. – 256 с.
  17. А.И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе, А.Д. Назаров, Е.А. Назарова. Демография. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 216 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Проблемы беженцев и переселенцев в России и пути ее решения: экономика
Макроэкономика
Курсовая работа
34 стр.
Взаимосвязь темпов роста населения и экономического развития как одна из глобальных проблем человечества. Демографическая политика.
Мировая экономика
Курсовая работа
32 стр.
Демографическая проблема, её сущность и разные проявления в отдельных странах. Пути решения демографической проблемы
Управление персоналом
Реферат
19 стр.
Региональные особенности демографической ситуации в мире
Управление персоналом
Курсовая работа
32 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
София
Спасибо большое