Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Структура системы управления финансамиФинансовый менеджмент
Структура системы управления финансами.
Система управления финансами предприятия будет организована следующим образом:
Цели создания системы управления финансами предприятия.
Создаваемая система управления финансами предприятия (далее "Система") должна обеспечивать достижение следующей основной цели:
Основная цель: эффективное управление финансовыми и товарно-материальными потоками, обеспечивающее финансовую устойчивость, прибыльность и конкурентоспособное развитие предприятия.
Достижение основной цели Системы будет достигаться за счет обеспечения решения комплекса финансово-экономических задач предприятия, основными из которых являются:
Формирование финансово-экономических целей и стратегии;
прогнозирование деятельности предприятия и, как следствие, - возможность заблаговременно принять меры, позволяющие избежать потерь и увеличить прибыль;
наиболее эффективное использование оборотных средств и управление ассортиментом продукции;
оперативное управление финансовыми потоками;
обоснование объемов, сроков и целесообразности привлечения финансовых ресурсов;
управление издержками предприятия.
В целом, система управления финансами предприятия должна обеспечивать для руководства прозрачность финансового состояния и движения финансовых ресурсов, формирование наиболее выгодных вариантов финансовых планов, оперативный учет фактической информации, контроль отклонения от плана.
Необходимо обеспечить согласованную работу системы финансового планирования и бухгалтерского учета (единая политика бухгалтерского и управленческого учета, в будущем - возможность автоматизированного взаимодействия этих систем).
Финансовый план должен являться полным финансовым отображением всей планируемой деятельности предприятия. Это определяет комплексный подход к разработке системы финансового планирования: она должна охватывать все основные структурные элементы предприятия и все существенные (с точки зрения прибыльности и устойчивости функционирования) этапы идущих в них процессов.
В связи с этим, основой Системы являются:
согласованный анализ материальных потоков и финансовых потоков, как по отдельным товарным группам и подразделениям, так и по предприятию в целом;
сочетание планирования и контроля реализации планов на базе согласования плановых документов с системой бухгалтерского учета и отчетности.
Это дает возможность формирования согласованных финансовых планов как по предприятию в целом, так и по его подразделениям и направлениям деятельности.
Система финансового планирования по своему составу должна соответствовать принятой в мировой практике структуре и включать:
планы продаж и закупок;
план производства
планы движения товарно-материальных ресурсов;
планы движения платежных средств;
планы по расчету с поставщиками и покупателями (дебиторская/кредиторская задолженность);
бюджеты по затратам Центров финансового учета (ЦФУ);
планы по прибылям/убыткам;
агрегированный баланс.
Создаваемая система управления финансами предприятия должна давать возможность решать следующие задачи управления финансами:
оценка финансового состояния предприятия;
финансовая оценка основных направлений деятельности (затраты, прибыль, рентабельность и другие показатели по товарным группам, подразделениям, контрагентам);
выбор наиболее прибыльного варианта ассортиментной политики (состава ассортимента и объемов продаж по его позициям);
формирование бюджетов подразделений и контроль их выполнения;
планирование и контроль финансовых потоков;
проверка финансовой реализуемости планов продаж и планов закупок;
прогноз и предотвращение банкротства и форс - мажорных ситуаций;
определение сроков, объемов и целесообразности взятия кредитов;
анализ, планирование и контроль прибылей и убытков;
анализ, планирование и контроль изменения структуры баланса (структуры капитала и др.);
Эксплуатация создаваемой системы управления финансами, при условии дальнейшего развития и обучения персонала предприятия методам эффективного управления финансами и экономикой, должна обеспечить успешную реализацию финансово-экономической стратегии предприятия.
2.1. Элементы организационной структуры.
2.1.1. Должности, связанные с управлением финансами.
Для решения поставленных задач на предприятия необходимо определить целесообразность введения нового структурного подразделения - "Отдел финансового менеджмента".
На предприятия будут предусмотрены следующие штатные должности, связанные с управлением финансами.
Финансовый директор;
менеджер по финансам;
сотрудники финансового отдела и бухгалтерии, ответственные за сбор, обработку и представление руководству фирмы плановой и фактической информации (возможно совмещение с другими должностями).
Необходимо разработать дополнения к должностным инструкциям.
2.1.2. Центры финансового учета (ЦФУ ).
Для целей управления финансами на предприятия будут введены Центры финансового учета (ЦФУ) двух типов:
Центры затрат.
Центры прибыли.
Центры финансового учета характеризуют ответственность подразделения по отношению к образованию доходов и затрат предприятия.
Все подразделения предприятия должны быть отнесены к одному из этих двух типов.
При составлении финансового плана предприятия, для каждого ЦФУ должны составляться свои планы в соответствии с регламентом планирования.
Для анализа эффективности деятельности подразделений должны использоваться бюджеты подразделений.
2.2. Информационные технологии решения задач управления финансами.
Технологии (процедуры) решения задач управления финансами необходимы для того, чтобы дать возможность руководству и сотрудникам предприятия оперативно и методически правильно решать задачи планирования, контроля, анализа и управления финансами.
Технологии позволяют сделать процесс подготовки и принятия решений до определенной степени стандартным, сокращает время на принятие решений, что приводит к повышению эффективности управления. С их помощью, процесс составления финансового плана предприятия выполняется по установленной методике в заданное время.
Система управления финансами предприятия должна включать ряд взаимосвязанных технологий.
Технологии должны быть разработаны в следующем формате:
цель выполнения технологии;
подразделения и должности, участвующие в технологии;
последовательность шагов (этапов) решения задачи управления финансами;
исходная информация и формы ее представления;
выходная информация и формы ее представления.
Формат представления технологий может быть изменен в процессе работы на предприятии.
2.3. Регламенты, обеспечивающие исполнение технологии управления Системой в целом и технологий решения задач.
Под регламентами понимаются технологии управления финансами, привязанные к подразделениям, ответственным, срокам и утвержденным входным и выходным формам.
Регламенты должны быть разработаны в следующем формате:
назначение регламента;
утвержденные формы для входной информации (могут приводиться в описаниях технологий);
утвержденные формы для выходной информации (могут приводиться в описаниях технологий);
подразделения, участвующие в исполнении регламента;
ответственные за исполнение регламента;
сроки предоставления входной и выходной информации, ответственные;
последовательность шагов по выполнению регламента с указанием ответственных и сроков.
2.4. Программное обеспечение по управлению финансами.
Программный комплекс по управлению финансами является важной составной частью системы управления финансами.
По структуре программный комплекс должен включать:
базу данных по плановым и фактическим показателям деятельности предприятия (вариантов плана может быть несколько);
программную оболочку (- интерфейс пользователя), позволяющий вводить в базу данных плановую информацию, запускать алгоритмы ее обработки и получать необходимые выходные отчеты;
набор алгоритмов по обработке исходной плановой и фактической информации, и формированию отчетов, включающих как план, так и факт;
Программный комплекс должен являться многопользовательским, иметь возможность для работы в сетевом режиме.
2.5. Приказ "О системе управления финансами предприятия, включая дополнения к должностным инструкциям.
Приказом должен быть утвержден порядок решения задач планирования и управления финансами предприятия.
Данный приказ должен быть разработан и иметь следующую структуру:
Общее положение о системе управления финансами предприятия.
Регламенты управления финансами.
Дополнения к должностным инструкциям.
Сущность и функции финансов предприятий
Финансы предприятий занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства. Наряду с этим финансы предприятий являются и специфической частью финансов, поскольку наряду с чертами, характеризующими экономическую природу финансов в целом, им присущи некоторые особенности, обусловленные функционированием финансов в различных сферах общественного производства.
Финансы предприятия выполняют следующие функции:
распределительную (стимулирующую);
контрольную.
Распределительная функция финансов заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии. Выполняя распределительную функцию, финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, обеспечивая его непрерывность и оказывая влияние на все его стадии. Кроме того, правильное распределение денежных средств оказывает стимулирующее воздействие на улучшение работы предприятия.
Способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса позволяет контролировать его. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов как в фондовой, так и в нефондовой формах. Контрольная функция реализуется двояким образом - через:
финансовые показатели в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
финансовое воздействие.
Но если в период централизованной системы управления экономикой предприятиям устанавливались строгие границы деятельности по выпуску продукции, прибыли, себестоимости и другим показателям, то в настоящее время осуществляется воздействие с помощью экономических рычагов и стимулов (налоги, льготы и т. д.).
В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:
самостоятельность в области финансово-хозяйственной деятельности; самофинансирование;
заинтересованность в результатах работы; ответственность за эти результаты; образование финансовых резервов; разделение средств на собственные и заемные;
первоочередность выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
финансовый контроль за деятельностью предприятия.
В составе финансовых отношений выделяются следующие группы денежных отношений предприятий:
с контрагентами - по поводу формирования первичных доходов, образования и использования целевых фондов внутрихозяйственного назначения (уставного капитала, фонда развития производства, поощрительных фондов и др.);
с предприятиями - по поводу распределения финансов; при этом движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов при нарушении договорных обязательств, внесение различных паевых взносов, участие в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретение ценных бумаг других предприятий и государства, получение по ним дивидендов и др.);
с потребителями продукции, вступая в контакты с которыми, предприятия самостоятельно выбирают форму и вид договоров, определяют условия выполнения обязательств и порядок установления санкций, формируют цены на свою продукцию и услуги и оценивают обоснованность цен поставщиков. Перечисленные факторы существенно влияют на конечные финансовые результаты;
со страховыми организациями - по поводу различных видов обязательного и добровольного страхования;
с банковской системой - по поводу расчетно-кассового обслуживания в связи с получением и погашением ссуд, уплатой процентов, а также предоставлением банкам во временное пользование свободных денежных средств за определенную плату;
с государством - по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов. Эта группа денежных отношений реализуется через внесение в бюджет и внебюджетные фонды различных налогов, сборов, взносов и др. С другой стороны, осуществляется бюджетное финансирование непроизводственной сферы, целевых программ и др.;
с вышестоящими управленческими структурами - "вертикальные" и "горизонтальные" взаимосвязи по поводу внутриотраслевых перераспределений финансовых ресурсов.
Перечисленные виды денежных отношений составляют содержание финансов предприятий (организаций), которые могут быть определены как денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов. Вместе с тем у них есть черты, обусловленные особенностями производства. Так, на предприятиях, выступающих основным звеном хозяйствования, протекают главные экономические процессы, формируется фундамент экономической структуры общества. Финансовые отношения, складывающиеся в материальном производстве, оказывают большое влияние на всю систему финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве.
В материальном производстве теснейшим образом переплетаются все фазы воспроизводственного процесса - собственно производство, распределение, обмен и потребление. Для их обслуживания на предприятиях с помощью финансов формируется множество денежных фондов целевого назначения: производственных и для удовлетворения социальных и личных потребностей.
Материальной основой процесса производства выступают, как известно, производственные фонды. Для их приобретения предприятие должно иметь необходимые источники финансовых ресурсов и сформировать денежные фонды целевого назначения. Последние нужны не только на этапе создания производственных фондов, но и для их обновления и расширения.
Денежные фонды целевого назначения обслуживают кругооборот производственных фондов, обеспечивая его бесперебойность. Отсюда, вторая черта финансов материального производства состоит в опосредовании процессов формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов.
Созданная в производстве стоимость после ее реализации подвергается распределению. В ходе его возникают финансовые отношения по формированию фонда оплаты труда, распределению и использованию чистого дохода. Особенно сложные сочетания финансовых отношений возникают в процессе распределения чистого дохода, поскольку последний выступает источником формирования большинства денежных фондов, причем не только в отраслях материального производства, но и непроизводственной сферы. За счет чистого дохода, принявшего форму прибыли, в отраслях материального производства формируются: фонды производственного назначения, необходимые для расширения производства и совершенствования его материально-технической базы; фонды потребительского назначения, предназначенные для материального стимулирования работающих; запасные и резервные фонды.
В таких его формах, как налоговые платежи, отчисления на социальное страхование и другие, чистый доход служит источником образования общегосударственных денежных фондов - бюджетного, пенсионного, социального страхования и др.
Таким образом, формируемые в материальном производстве финансовые ресурсы используются для образования денежных фондов в других подразделениях народного хозяйства. Это предопределяет третью черту финансов материального производства, служащих исходной основой всей финансовой системы страны. Именно от состояния финансов материального производства зависят возможности удовлетворения разнообразных потребностей, общее финансовое положение страны.
В материальном производстве создание стоимости и ее распределение теснейшим образом взаимосвязаны: с одной стороны, величина созданной в производстве стоимости определяет количественные размеры финансовых ресурсов и формируемых на их основе денежных фондов, а с другой - денежные фонды, при соответствующем порядке их формирования и использования, выступают в качестве предпосылки для роста производства и увеличения масштабов создаваемой стоимости. Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах позволяет финансировать капитальные вложения, оснащать предприятия новой техникой, осуществлять экономическое стимулирование лучших результатов производства и т.д. То обстоятельство, что в материальном производстве финансы непосредственно обслуживают процесс создания стоимости, являются необходимым условием бесперебойного кругооборота производственных фондов, дает возможность активно влиять через финансы на сам процесс производства, совершенствовать его материальные факторы, улучшать их использование и т.д.
Вместе с тем, финансы могут воздействовать на обмен и потребление. Достигается это посредством целевых денежных фондов, размеры которых, порядок и условия формирования, принципы использования изменяются в соответствии с потребностями сферы обращения и потребления.
Теснейшая связь финансов со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает четвертую специфическую черту финансов материального производства - их потенциально высокую активность, широкие возможности воздействия на все стороны хозяйствования. Эта черта имеет огромное значение, являясь объективной основой использования финансов в качестве экономического стимула.
В непроизводственной сфере также возникают разнообразные по характеру финансовые отношения, которые можно разбить на следующие группы:
денежные отношения отрасли (в лице ее органа управления) или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды: просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. Организации, функционирующие на платных началах, могут перечислять в бюджет установленные платежи;
денежные отношения между отраслевыми органами управления и подведомственными учреждениями (организациями), а также внутри последних. Они сопровождаются использованием отраслевых фондов и формированием денежных фондов целевого назначения (например, заработной платы, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования, а также в связи с перераспределением денежных средств по целевому назначению;
денежные отношения между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов - социального страхования, пенсионного и др.;
денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Нематериальное производство (непроизводственная сфера) тоже влияет на организацию финансов. И первая особенность заключается в том, что финансы опосредуют процесс оказания услуг физическим и юридическим лицам. Разнообразие самих услуг, неоднородный характер их предоставления потребителям приводит к тому, что учреждения и организации непроизводственной сферы функционируют либо на платных, либо на бесплатных началах. Это сказывается на источниках и порядке формирования денежных фондов, направлениях и принципах их использования.
Материальной основой функционирования учреждений и организаций непроизводственной сферы являются фонды непроизводственного назначения, которые в условиях товарного производства имеют натурально-вещественную и стоимостную (денежную) форму.
Приобретение этих фондов, их возобновление, расширение и использование опосредуются финансовыми отношениями, на основе которых происходит образование и использование денежных фондов целевого назначения. В этом проявляется вторая особенность финансов нематериального производства.
Третья их особенность связана с тем, что между производством услуги и ее потреблением отсутствует стадия обмена. Услуга производится для конкретного потребителя и имеет индивидуальное назначение в отличие от товара, производимого в материальном производстве, покупатель которого обезличен. Поскольку услуга нематериальна по своей природе, она не подлежит накапливанию и должна отчуждаться по мере создания.
Это обусловливает особый характер движения денежных средств в непроизводственной сфере, особые условия и порядок формирования и использования денежных фондов целевого назначения.
В большинстве отраслей непроизводственной сферы используется труд работников высокой квалификации, как правило, имеющих высшее образование, - врачей, педагогов, работников науки, культуры, искусства, управления и др. Поэтому непроизводственная сфера отличается наибольшей концентрацией умственного труда, значительным объемом затрат на его оплату и высокой долей этих затрат в общем объеме расходов, связанных с оказанием услуг.
Отсюда четвертая особенность финансов непроизводственной сферы заключается в необходимости использования специфического финансового механизма, направленного на стимулирование умственного труда, повышение его результативности.
Таким образом, финансы предприятий, организаций, учреждений обслуживают основные звенья хозяйствования, где создаются материальные и нематериальные блага. Именно в рамках этих звеньев концентрируется преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающих процесс расширенного воспроизводства в обществе. При этом организация финансовых отношений на уровне субъекта хозяйствования должна быть построена таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности общественного производства.
Все предприятия материального производства, а также часть организаций непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности; его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат. В прибыли наиболее полно отражаются все стороны хозяйственной деятельности предприятия; она является одним из важных стоимостных показателей эффективности производства.
В отличие от хозяйственного расчета, нацеленного на выполнение плана, даже если оно достигалось отнюдь не с меньшими затратами (о чем свидетельствовало наличие большого числа планово-убыгочных и малорентабельных предприятий), коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности; в противном случае предприятие попросту разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.
Возможность признания предприятия банкротом с последующей его ликвидаций в условиях рыночного хозяйства также необходима, как существование бюджетных дотаций хозрасчетным предприятиям при директивно-плановой системе руководства хозяйством. Вопросы о том, что производить, как производить, для кого производить и т.д., чрезвычайно важные в условиях директивного планирования, при переходе на рыночные основы хозяйствования заменяются для предприятий единственным ориентиром - прибылью, причем, чем в большем размере она может быть получена, тем лучше.
Коммерческий расчет оказывает огромное влияние на организацию финансов предприятий, обусловливая их специфику, которая заключается в следующем:
субъекты хозяйствования обладают подлинной, а не мнимой финансовой независимостью, выражающейся в их праве самостоятельно распределять полученную выручку от реализации продукции (и услуг), распоряжаться прибылью, формировать и использовать по своему усмотрению фонды производственного и потребительского назначения, самостоятельно изыскивать источники расширения производства продукции (и услуг), включая выпуск акций, облигаций, привлечение кредитных ресурсов и т.д. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Полная самостоятельность субъектов хозяйствования отнюдь не означает отсутствия любых правил поведения. Они есть и законодательно закреплены в соответствующих нормативных актах. Речь идет лишь о том, что в рамках действующих законов решения принимаются предприятием самостоятельно;
финансовые отношения предприятий свободны от мелочной регламентации со стороны государства. Последнее вправе лишь регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, причем не административными распоряжениями, а экономическими рычагами, проводя соответствующую налоговую, амортизационную, экспортно-импортную, валютную политику.
Ни государство, ни сохранившиеся еще отраслевые органы управления не вправе осуществлять перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями. Вмешательство государства и его органов в деятельность предприятия не допускается, кроме как в пределах их полномочий.
Причиненный предприятию ущерб, в том числе и упущенная выгода, в результате выполнения противоречащих закону указаний государственных органов и должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащего осуществления этими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию, подлежат возмещению этими органами;
субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение своих обязательств перед поставщиками, потребителями, государством, банками и т.д. В условиях рыночной экономики предприятие отвечает по своим обязательствам собственным имуществом; за невыполнение обязательств предприятия наказываются реальными штрафами; применяется обоснованная система финансовых санкций, а не символические неустойки и штрафы, использовавшиеся в условиях административно-командной системы управления экономикой. Поскольку предприятие обладает полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью, оно само, не надеясь ни на помощь вышестоящей организационной структуры, ни на поддержку государства (которое не несет ответственности по обязательствам предприятия), покрывает свои потери и убытки (от инновационной деятельности - за счет финансовых резервов и системы страхования, а убытки от бесхозяйственности - за счет прибыли). Источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются реально заработанные им доходы: от реализации продукции, получившей общественное признание, от операций на финансовом рынке и т.д. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и т.п. Экономическая ответственность настолько полная, что предприятие даже может быть объявлено банкротом и ликвидировано, если вместо предполагавшейся прибыли оно несет убытки и не в состоянии, поэтому исполнять свои обязательства перед кредиторами;
у предприятий складываются разнообразные взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, государством, причем все они направлены на упрочение коммерческих начал в организации их деятельности. Предприятия и банки - это равноправные партнеры, организующие финансовую сторону своих операций с ориентиром на прибыль: банки не предоставляют предприятиям ни бесплатных, ни бессрочных ссуд, а предприятия, в свою очередь, за хранение денежных средств на банковских счетах получают определенный процент. Страховые компании страхуют многообразные риски субъектов хозяйствования (в том числе предпринимательские), создавая определенные гарантии стабильности производства. Государство устанавливает налоговые платежи предприятиям на таком уровне, чтобы не подорвать заинтересованность субъектов хозяйствования в развитии производства и повышении его эффективности; бюджетные ассигнования предприятиям выделяются в виде целевых субсидий и субвенций, что исключает возможность иждивенчества за счет государственных средств.
В непроизводственной сфере наряду с предприятиями (организациями), функционирующими на коммерческих началах - коммунальными, бытового обслуживания, страховыми, банковскими и другими, - действует огромное число учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, т.е. такую, которая не преследует цель получения прибыли. Некоммерческая деятельность не исключает возможности получения учреждением определенных доходов; однако, последние используются на развитие самого учреждения.
Существование некоммерческих организаций жизненно необходимо для общества, поскольку сюда относятся: большая часть учреждений здравоохранения и образования, культуры и искусства, фундаментальная наука, охрана природы и т.п. Функционирование этих учреждений и организаций в принципе не может быть ориентировано на коммерческие критерии, а сами они должны составлять нерыночный сектор экономики.
В странах с развитой рыночной экономикой подобный нерыночный сектор не только существует, но и имеет значительный удельный вес. Нельзя забывать, что сразу после второй мировой войны правительства высокоразвитых стран начали постепенно "выводить" науку, образование, культуру и другие аналогичные отрасли и виды деятельности за пределы рыночных отношений и стали финансировать их из бюджета. При этом финансирование было очень щедрым и продолжало расти из года в год. В результате сегодня государственные и местные органы власти США затрачивают на перечисленные отрасли и виды деятельности более 600 млрд. долларов в год, что в два раза больше, чем на реализацию скромной оборонной программы.
Преобладающая часть учреждений и организаций нерыночного сектора экономики имеет социально-культурное назначение. Специфика их функционирования заключается в том, что, во-первых, благодаря им осуществляются важнейшие конституционные права граждан (на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.), а во-вторых, при потреблении социальных услуг используются как платные, так и бесплатные начала их предоставления. В результате при финансировании учреждений социально-культурного назначения используются разные источники - и бюджетные средства, и средства населения (в разной форме), и денежные отчисления различных коммерческих структур.
Помимо организаций и учреждений социально-культурного назначения, функционирующих на некоммерческих началах, к нерыночному сектору экономики относятся такие виды деятельности, как государственное управление, охрана общественного порядка, оборона. Их финансирование осуществляется полностью за счет бюджетных средств и предусматривается в соответствующих планово-финансовых документах - сметах расходов.
Нерыночный сектор экономики охватывает также все формы общественных объединений, они представлены различными добровольными организациями граждан, обладающими материальной и финансовой самостоятельностью. Источником средств у этих организаций являются вступительные и членские взносы; кроме того они могут владеть имуществом (в том числе на долевых началах), приносящим доходы.
По своей уставной деятельности общественные объединения, как правило, не имеют финансовых обязательств перед бюджетом. Однако их доходы, получаемые от хозяйственной деятельности, регулируются государством через налоговый механизм.
Имущество общественной организации не может служить источником доходов для ее членов. Все доходы любой формы общественного объединения используются на финансирование расходов, связанных с уставной деятельностью.
Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненным к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступлении денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (рис. 7.1).
Рисунок 7.1 - Схема формирования финансовых ресурсов предприятия
Первоначальное формирование финансовых ресурсов производится в момент учреждения предприятия путем образования уставного фонда.
Уставный фонд - совокупность денежных средств и имущества, необходимая для начала и ведения деятельности предприятия (организации). В него входят стоимость основных и оборотных средств. Он создается за счет учредительных паев (взносов), доходов от продажи акций (если предприятие - акционерное), государственных средств, частных вложений, части доходов предприятия.
Правовой режим формирования уставного фонда хозяйственного общества регламентируется статьями 12, 16, 38, 52 Закона "О хозяйственных обществах" и уставными документами самого общества. При этом следует учесть, что вклад в уставный фонд может выражаться не обязательно в денежной форме. Статья 13 этого Закона предусматривает, что вкладом могут быть здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности, а также ценные бумаги и другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность).
Таким образом, уставный фонд - не обязательно деньги на банковском счету, а оцененный в денежном выражении вклад участников (учредителей) в имущество хозяйствующего субъекта. Порядок оценки взносов участников определяется в учредительных документах, если другое не предусмотрено законодательством Украины.
При формировании уставного фонда предприятия запрещается использовать бюджетные средства, а также суммы, полученные в кредит или под залог.
Величина уставного фонда закрепляется в Уставе предприятия и Учредительном договоре. Поддержание определенного соотношения между объемами уставного фонда и общим объемом производственно-хозяйственной деятельности является признаком финансовой устойчивости предприятия.
Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств - основных и оборотных, которые инвестированы в процесс производства.
Уставный фонд (капитал) не является единственным финансовым фондом предприятия. Помимо него создается резервный фонд и другие фонды финансирования. Однако, уставный фонд занимает особое положение среди всех прочих фондов организации. В момент создания - это стартовый капитал предприятия, одно из важных условий ведения его деятельности и гарантия права на осуществление таковой.
Уставный фонд может иметь разные объемы и время от времени может увеличиваться или уменьшаться (но не ниже законодательно установленного минимума). Для ряда организационно-правовых форм предприятий-юридических лиц устанавливаются следующие его минимальные размеры:
для общества с ограниченной ответственностью - 625 минимальных зарплат;
для акционерного общества - 1250 минимальных зарплат;
для банка - эквивалент 3 млн. евро в национальной валюте;
для страховой компании - эквивалент 5000 долларов США в национальной валюте.
Финансовые ресурсы предприятия формируются преимущественно за счет прибыли, получаемой в результате реализации произведенной продукции (оказания услуг), и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов могут являться выручка от реализации или сдачи в аренду имущества предприятия, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п.), долгосрочные займы и др.
Значительная часть финансовых ресурсов может быть мобилизована на финансовом рынке путем продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, либо путем привлечения инвестиций.
В условиях рыночной экономики при ликвидации внутриотраслевого перераспределения денежных средств и существенном сокращении бюджетного финансирования все большее значение в составе финансовых средств, формируемых в порядке перераспределения, приобретают страховые выплаты и все меньшее - бюджетные и отраслевые финансовые источники.
Предприятия могут получать финансовые ресурсы от хозяйственных объединений, в которые они входят, только в случаях, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций - только при условии сохранения отраслевых структур; от органов государственного управления - только в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат.
Вместе с тем, в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, находящимся в портфеле данного предприятия, а также прибыль от проведения финансовых операций, в том числе и с ценными бумагами.
Финансовые ресурсы - это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.
Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненным к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступлении денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (рис. 7.1).
Рисунок 7.1 - Схема формирования финансовых ресурсов предприятия
Первоначальное формирование финансовых ресурсов производится в момент учреждения предприятия путем образования уставного фонда.
Уставный фонд - совокупность денежных средств и имущества, необходимая для начала и ведения деятельности предприятия (организации). В него входят стоимость основных и оборотных средств. Он создается за счет учредительных паев (взносов), доходов от продажи акций (если предприятие - акционерное), государственных средств, частных вложений, части доходов предприятия.
Правовой режим формирования уставного фонда хозяйственного общества регламентируется статьями 12, 16, 38, 52 Закона "О хозяйственных обществах" и уставными документами самого общества. При этом следует учесть, что вклад в уставный фонд может выражаться не обязательно в денежной форме. Статья 13 этого Закона предусматривает, что вкладом могут быть здания, сооружения, оборудование, другие материальные ценности, а также ценные бумаги и другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность).
Таким образом, уставный фонд - не обязательно деньги на банковском счету, а оцененный в денежном выражении вклад участников (учредителей) в имущество хозяйствующего субъекта. Порядок оценки взносов участников определяется в учредительных документах, если другое не предусмотрено законодательством Украины.
При формировании уставного фонда предприятия запрещается использовать бюджетные средства, а также суммы, полученные в кредит или под залог.
Величина уставного фонда закрепляется в Уставе предприятия и Учредительном договоре. Поддержание определенного соотношения между объемами уставного фонда и общим объемом производственно-хозяйственной деятельности является признаком финансовой устойчивости предприятия.
Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств - основных и оборотных, которые инвестированы в процесс производства.
Уставный фонд (капитал) не является единственным финансовым фондом предприятия. Помимо него создается резервный фонд и другие фонды финансирования. Однако, уставный фонд занимает особое положение среди всех прочих фондов организации. В момент создания - это стартовый капитал предприятия, одно из важных условий ведения его деятельности и гарантия права на осуществление таковой.
Уставный фонд может иметь разные объемы и время от времени может увеличиваться или уменьшаться (но не ниже законодательно установленного минимума). Для ряда организационно-правовых форм предприятий-юридических лиц устанавливаются следующие его минимальные размеры:
для общества с ограниченной ответственностью - 625 минимальных зарплат;
для акционерного общества - 1250 минимальных зарплат;
для банка - эквивалент 3 млн. евро в национальной валюте;
для страховой компании - эквивалент 5000 долларов США в национальной валюте.
Финансовые ресурсы предприятия формируются преимущественно за счет прибыли, получаемой в результате реализации произведенной продукции (оказания услуг), и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов могут являться выручка от реализации или сдачи в аренду имущества предприятия, различные целевые поступления (плата за содержание детей в дошкольных учреждениях и т.п.), долгосрочные займы и др.
Значительная часть финансовых ресурсов может быть мобилизована на финансовом рынке путем продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием, либо путем привлечения инвестиций.
В условиях рыночной экономики при ликвидации внутриотраслевого перераспределения денежных средств и существенном сокращении бюджетного финансирования все большее значение в составе финансовых средств, формируемых в порядке перераспределения, приобретают страховые выплаты и все меньшее - бюджетные и отраслевые финансовые источники.
Предприятия могут получать финансовые ресурсы от хозяйственных объединений, в которые они входят, только в случаях, если это предусмотрено механизмом использования соответствующих денежных фондов; от вышестоящих организаций - только при условии сохранения отраслевых структур; от органов государственного управления - только в виде бюджетных субсидий на строго ограниченный перечень затрат.
Вместе с тем, в условиях функционирования рынка ценных бумаг появляются такие виды финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, находящимся в портфеле данного предприятия, а также прибыль от проведения финансовых операций, в том числе и с ценными бумагами.
Содержание финансового планирования
Финансовое планирование - широкое понятие, включающее планирование объема реализации и прибыли, составление финансового плана, расчет плановой структуры баланса, определение уровня платежеспособности предприятия на планируемый период. Планирование является важнейшей частью хозяйственной деятельности предприятия. "Планировать или быть планируемым" - афоризм, кратко отражающий важность планирования. Смысл его заключается в том, что предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, в том числе финансовую, само оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.
Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы предприятия (фирмы). "Планирование деятельности фирмы" как понятие имеет два смысла.
Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы. В этом случае планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок, фирма как субъект рыночной системы подчиняется ценовому механизму, закону спроса и предложения. В рамках этой системы главным координатором действий ее участников являются цены, и именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров и услуг. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными и авторитетными действиями руководителей, которые определяют основные направления внутрифирменной деятельности. Внутренняя природа предприятия основывается на системе плановых решений.
Второй смысл - конкретно-управленческий. Здесь планирование является естественной частью менеджмента. Это умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать" - отмечал один из отцов современного менеджмента А.Файоль.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. финансовое планирование является важнейшей составной частью внутрифирменного планирования.
Для предприятия (фирмы) значение финансового планирования определяется тем, что оно:
выработанные стратегические цели превращает в форму конкретных финансовых показателей;
устанавливает стандарты для организации финансовой информации;
показывает приемлемые границы затрат, необходимых для реализации всей совокупности планов Фирмы;
в части оперативного финансового планирования дает необходимую информацию для разработки и корректировки общефирменной стратегии.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде. Процесс финансового планирования состоит из нескольких этапов.
Анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период. Расчет показателей производится на базе основных финансовых документов предприятия - баланса, отчета о прибылях и убытках (в Украине - "Отчет о финансовых результатах и их использовании"), отчета о движении наличности (денежных средств).
Долгосрочное финансовое планирование.
Оперативное финансовое планирование.
Финансовое планирование, как и всякий другой процесс, завершается практическим внедрением планов и контролем за их внедрением.
На предприятии финансовое планирование способствует выявлению внутренних резервов, соблюдению режима экономии. Это проявляется в том, что оно, во-первых, нацеливает на эффективное использование производственных мощностей, повышение качества продукции; во-вторых, выполнение планов по прибыли и иных финансовых показателей (например, размер амортизационных отчислений на полное обновление основных фондов) возможно при реализации плановых норм затрат труда и материальных ресурсов; в-третьих, объем финансовых ресурсов, определенный планом, не дает возможности предприятию создавать излишние запасы материальных ресурсов, делать внеплановые капитальные вложения.
Основные задачи финансового планирования в масштабах государства:
определение источников и объемов денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, их разделение между производственными и непроизводственными сферами;
сосредоточение в руках государства централизованного фонда денежных средств, необходимых для успешного исполнения государственных функций;
обеспечение необходимых пропорций при разделении и использовании денежных ресурсов;
стимулирование наиболее элективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, снижение себестоимости продукции и выявление внутрипроизводственных резервов.
Выполнение задач реализуется через:
основной финансовый план государства - Государственный бюджет и бюджеты всех уровней;
кредитный и кассовый план Национального банка и коммерческих банков;
балансы и отчеты государственных предприятий и организаций, а также коллективных владельцев;
финансовые планы частных предприятий, кооперативов и др.;
сметы учреждений, которые финансируются из бюджета.
Методы и виды финансового планирования
Формирование финансовых планов и прогнозов базируется на принципе научного обоснования и предметно-целевом подходе. Научное обоснование планирования предусматривает экономическое обоснование финансовых показателей, отображение реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированность финансовых ресурсов.
Предметно-целевой подход предусматривает конкретно-целевое назначение финансирования (заработная плата, питание, медикаменты, строительство конкретных объектов или их капитальный ремонт и т.п.).
При финансовом планировании используются специальные методы, среди которых: метод коэффициентов, нормативный и балансовый.
Метод коэффициентов базируется на использовании соответствующих коэффициентов относительно результатов определенного промежутка времени: год, квартал, месяц. Например, индексация заработной платы проводится с применением коэффициентов, которые определяются статистическими органами согласно индексу повышения цен.
Главным недостатком этого метода является то, что он не стимулирует выявление резервов и не способствует внедрению режима экономии средств.
Нормативный метод основан на использовании прогрессивных норм и нормативов, при этом учитываются особенности отраслей производственной и непроизводственной сфер, а также соответствующие изменения в предыдущем периоде.
Этот метод дает возможность объективно оценить потребности отраслей в финансовых ресурсах, создать реальные условия заинтересованности и ответственности в экономном и эффективном использовании финансовых ресурсов. В условиях перехода к рыночной экономике именно нормативный метод планирования дает возможность предвидеть стратегические потребности в финансовых ресурсах.
Однако нормативный метод планирования не является панацеей, его эффективность зависит от:
согласованности методик определения норм и нормативов на всех уровнях в разные годы;
комплексности планирования по всем разделам, параграфам и статьям бюджетной классификации и по отраслям народного хозяйства;
своевременного определения норм и нормативов (например, при либерализации цен), обоснования методов их расчета;
эффективности нормирования и использования норм и нормативов.
Наряду с нормативным методом в условиях перехода к рыночной экономике применяется балансовый метод, который помогает сбалансировать источники ресурсов с запланированными расходами, установить взаимосвязь производственных и финансовых показателей, создать финансовые резервы.
Для наших условий наиболее оптимальным является соединение нормативного и балансового методов. На предприятиях практически вся система финансового планирования строится по балансовому методу. Каждый финансовый план разрабатывается в виде баланса расходов и доходов. То есть пропорции определяются через сопоставление и увязку потребностей в финансовых ресурсах с источниками их формирования.
Несмотря на предполагаемую самостоятельность отдельных финансовых планов и движений финансовых ресурсов на различных уровнях хозяйствования, все они взаимосвязаны, так как являются обобщениями разных сторон создания, распределения и использования части стоимости суммарного внутреннего продукта.
На государственных и приватизированных предприятиях функция планирования является традиционной, однако, их опыт планирования относится в основном к периоду централизовано управлявшейся экономики. Планирование на них носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровне, а, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.
Современный рынок предъявляет особые требования к предприятиям, которые осваивают опыт внутрифирменного планирования.
Финансовое планирование на предприятии включает три основных вида:
прогнозирование финансовой деятельности;
текущее планирование финансовой деятельности;
оперативное планирование финансовой деятельности.
Каждому из этих видов финансового планирования соответствуют определенные формы представления его результатов (табл. 8.1 )
Таблица 8.1 - Виды финансового планирования и формы представления его результатов
Виды финансового планирования
Форма представления результатов планирования
Период планирования
1 Прогнозирование финансовой деятельности
Общая финансовая стратегия и финансовая политика по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия
3..5 лет
2. Текущее планирование финансовой деятельности
Финансовые планы по отдельным аспектам финансовой деятельности
1 год
3. Оперативное планирование финансовой деятельности
Бюджеты
Месяц, квартал
Все три вида финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Первоначальным этапом финансового планирования является прогнозирование финансовой деятельности, которое определяет задачи ее текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование финансовой деятельности создает основу для эффективного оперативного планирования.
Финансовое прогнозирование на промышленном предприятии устанавливает связь расходов с доходами и важнейшими производственными показателями, а также отображает движение денежных средств с момента приобретения материалов, сырья, оборудования до получения выручки от реализации продукции. Это требует четкого обоснования составленного баланса доходов и расходов, а также организации, контроля за его выполнением, что, в конечном счете, должно оптимизировать использование денежных средств.
Объективность финансового прогнозирования зависит от уровня организации производства и управления и является обязательным условием успешной работы предприятия.
Текущее планирование финансовой деятельности состоит в разработке системы финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовых планов играет важную роль в реализации стратегии предприятия. Это планирование позволяет определить на предстоящий период все источники финансирования деятельности предприятия, сформировать систему его доходов и расходов, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его пассивов и активов на конец планируемого периода.
Разработка финансовых планов является также одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависит стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Система финансовых планов включает в себя следующие элементы:
Прогноз баланса.
Прогноз отчета о прибылях и убытках.
Прогноз финансовых бюджетов.
Прогноз ключевых финансовых показателей.
Письменное изложение результатов финансового планирования.
Прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках относят к долгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовое бюджетирование имеет оперативный характер.
Исходными предпосылками для разработки финансового плана предприятия являются:
финансовая стратегия предприятия и целевые финансовые нормативы, установленные на предстоящий период;
финансовая политика по отдельным аспектам деятельности предприятия;
планируемые объемы производственной и инвестиционной деятельности предприятия;
показатели, характеризующие развитие конъюнктуры денежного и финансового рынков;
результаты финансового анализа за предшествующий период.
Отдельные виды финансовых планов предприятия составляют обычно на год с разбивкой по кварталам.
Поскольку ряд исходных предпосылок разработки финансовых планов предприятия имеет вероятностный характер и "разброс" их параметров в условиях нынешней экономической нестабильности развития страны довольно высок, отдельные показатели этих планов должны содержать в себе определенные резервы (именуемые "надбавками безопасности"), а в необходимых случаях рассчитываются в нескольких вариантах.
В процессе текущего финансового планирования на предприятиях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:
план доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности;
план поступления и расходования денежных средств;
балансовый план;
план формирования и использования финансовых ресурсов.
Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности, а также действующей практики организации и управленческого опыта.
Разработка плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является определение суммы чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия в планируемом периоде. Основными показателями этого плана являются:
объем производства продукции (товаров, услуг);
сумма и уровень доходов от реализации продукции;
сумма постоянных издержек;
сумма и уровень переменных издержек;
ставки и суммы основных налоговых платежей;
сумма балансовой и чистой прибыли предприятия.
Описание предмета: «Финансовый менеджмент»Финансовый менеджмент понятие широкое, и каждый автор определяет его по-своему
Финансовый менеджмент наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и
тактических целей, наука об управлении отношениями, формирующимися в процессе производства, это вид
профессиональный деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе
современных методов. В процессе производства у организации формируются отношения, обычно в денежной форме
(называемые финансами), включающие формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота
средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками,
страховыми организациями и др. Финансовый менеджмент наука об управлении всеми этими процессами. Это управление
предполагает разработку методов, которые выбирает предприятие для достижения определенных целей, конечной из
которых является обеспечение прочного и устойчивого финансового состояния. Финансовый менеджмент имеет целью
активное и рациональное управление финансами предприятия. Он воздействует на все стороны его деятельности, так
как выбор критериев для принятия правильных финансовых решений вызывает необходимость изменения во многих
сферах функционирования предприятия.
Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы,
имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов и
т.д. В российской практике финансовый менеджмент рассматривается шире. В его рамках определяются методы,
которые выбирает предприятие для достижения поставленных им целей. Но нельзя не признать, что основные
принципы, методы носят универсальный характер и поэтому требуют лишь адаптации к российским особенностям рынка.
Главными задачами финансового менеджмента являются: 1) финансирование деятельности предприятия определение
рациональной структуры пассивов предприятия (соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом
допустимого уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении собственного капитала
и/или изменении заимствований; разработка дивидендной политики (распределение чистой прибыли на вознаграждение
инвесторов, самофинансирование и наращивание собственных средств); формирование наилучшей структуры заемных
средств по форме, срокам и стоимости; 2) финансовая сторона эксплуатации активов определение основных
направлений расходования средств, соответствующих стратегическим и тактическим целям предприятия; формирование
наилучшей структуры активов; регулирование массы и динамики финансовых результатов с учетом приемлемого уровня
предпринимательского риска; 3) осуществление стратегии финансового менеджмента проведение инвестиционной
политики (анализ инвестиционных проектов хозяйственного и финансового характера, отбор наилучших); 4)
осуществление тактики финансового менеджмента комплексное оперативное управление оборотными активами и
краткосрочными обязательствами предприятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и
готовой продукции, кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами); ценовые и прочие маркетинговые
решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты; 5) сочетание стратегии и тактики финансовое
прогнозирование и планирование (финансовые перспективы развития предприятия, а также тактические шаги по
обеспечению каждодневной деятельности и предупреждению неблагоприятных тенденций); 6) внутренний финансовый
контроль анализ данных бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности предприятия. Их можно
использовать: а) как материал для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений; б) как
информационную базу для принятия финансовых решений. Исходя из этого, можно сформулировать следующее.
Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов,
методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения
конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы
профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса финансовые менеджеры (финансовые
директора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая опыт, вырабатывая у себя
интуицию и чутьё рынка становится ключевой фигурой бизнеса.
Литература - Т.П. Барановская, В.И. Лойко, М.И. Семенов, А.И. Трубилин. Информационные системы и технологии в экономике 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.
- Под редакцией С.И. Лушина и В.А. Слепова. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Экономистъ, 2006. – 763 с.
- Ю.С. Васильев, В.В. Глухов, М.П. Федоров. Экономика и организация управления вузом. – СПб.: Лань, 2004. – 608 с.
- Индикативное планирование и проведение региональной политики. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368 с.
- Н.А. Рыхтикова. Анализ и управление рисками организации. – М.: Форум, 2009. – 240 с.
- Финансы. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
- В.А. Алешин, А.И. Зотова. Финансы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 352 с.
- С.В. Барулин. Финансы. – М.: КноРус, 2011. – 640 с.
- В.С. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин. Системный анализ в управлении. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
- В.А. Перепелица, Д.А. Тамбиева. Системы с иерархической структурой управления. Разработка экономико-математических и инструментальных методов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 272 с.
- Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. Основы управления финансами и финансовое планирование. – М.: Издательство Вернера Регена, 2006. – 256 с.
- В.И. Ширяев. Модели финансовых рынков. Оптимальные портфели, управление финансами и рисками. Учебное пособие. – М.: Либроком, 2015. – 216 с.
- Ш.Мухамедина und А.Дегтярев. Государственное управление финансами. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 292 с.
- Анна Овечкина. Управление денежными потоками дочерних компаний. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 156 с.
- Татьяна Калашникова. Бюджетирование в системе финансового управления. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 176 с.
- С.Е. Барыкин. Логистическая система управления финансами корпоративных структур. – М.: Инфра-М, 2016. – 172 с.
- А.В. Царегородцев, М.М. Тараскин. Методы и средства защиты информации в государственном управлении. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 208 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|