Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

История предпринимательской деятельности в РФ

Предпринимательство

До петровская Русь

XVII в. принес на Русь Смутное время, подорвавшее хозяйство войнами и набегами, разбросавшими людей по «медвежьим углам», в которых можно было пересидеть лихолетье.

К середине XVII в. разруха и разорение - последствия польско-литовской интервенции - были в основном преодолены усилиями предприимчивых людей из купцов, крестьян, ремесленников, а также все сильнее заявлявших о себе иноземных коммерсантов. Их деятельность носила спонтанный характер и во многом повторяла опыт, как положительный, так и отрицательный, торгово-промышленной практики XVI в.

Основу экономики России составляло сельское хозяйство, в котором господствовали прежние экономические отношения. Более того, к этому времени относился дальнейший рост феодального земледелия.

В XVII в. наблюдалось повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство. Мелкотоварное производство подготовило базу для появления мануфактур, крупных предприятий, основанных на разделении труда и ручной ремесленной технике.

В наиболее развитых странах Западной Европы произошли буржуазные революции, а в России продолжали усиливаться феодально-крепостнические порядки, формировалась феодально-абсолютистская монархия. Соборное Уложение 1649 г. юридически оформило крепостное право.

Возрождаясь, Россия все чаще обращалась к опыту западно-европейских государств. На первых порах «заморские» новшества, плохо укладывавшиеся в общепринятые нормы жизни и поведения с трудом пробивали себе дорогу. Но постепенно они меняли мировоззрение русских людей, их отношение к жизни, формировали новый тип сознания, ориентированные на экономическую целесообразность.

К концу XVII в. формируется несколько видов предпринимателей: иностранные купцы и промышленники, российские купцы, казенные «дворцовые» предприниматели, монастыри.

Торговые люди усиленно действовали на внутреннем рынке, а наиболее активные устремлялись за его пределы. На Волге и на Севере московский торговый капитал встречал жестокую конкуренцию со стороны иноземных коммерсантов, прежде всего англичан и голландцев, появление которых здесь относится к событию 1553 г. - прибытию в Холмогоры английского судна под командованием капитана Ченстера. Так был открыт новый путь для европейских товаров - через Архангельск на Восток, путь хотя и более долгий, но менее опасный, чем через балтийское море, где шведы, немцы и поляки всячески затрудняли торговлю с Русью. В середине XVII в. в столице проживало уже довольно много иностранцев. В 1652 г. их выселили за пределы Москвы в особую слободу.

* * *

Первая предпринимательская «волна» подготовила почву для дальнейших преобразований. У россиян уже сложилось представление о таком явлении, как мануфактура, на их глазах возникали предприятия, продукция которых до тех пор являлась «немецкой диковинкой». Начался процесс формирования новой экономической среды, хозяйственная практика постепенно приучала русских к западно-европейским новшествам. Изменения экономических и социально-политических условий в стране подготовила формирование предпринимательского класса, который уже пытался влиять на принятие экономических решений. В 1635 г. по ходатайству торговых людей установили «рублевую пошлину»: теперь каждый купец, покупая товар на продажу, платил пять денег с рубля и мог везти свой товар куда угодно, доплачивая остальные пять денег там, где он товар продавал.

Но все же не смотря на определенные успехи в развитии хозяйства после Великой Смуты, страна оставалась на обочине европейской цивилизации, в стороне от главных торгово-промышленных путей, проложенных передовыми западными государствами.

Как показала история, не предпринимательство, а государство, в лице Петра I, взяло на себя решение этой труднейшей проблемы. При Петре I идеи бродившие в умах московских «западников» второй половины XVII в. и проверяемые хозяйственной практикой, облеклись в более ясные формы, а главное, наполнились необходимой «железной энергией» для воплощения в жизнь.

2. Реформы Петра I и развитие предпринимательства первой половины XVIII в.

Конец XVII - начало XVIII в. в России - время реформ, радикально изменивших уклад российского государства. Они явились непосредственным продолжением и углублением процессов, начатых в предшествующую эпоху.

Реформы первой четверти XVIII столетия, связанные с именем

Петра I, проводились «сверху», самодержавной монархией, с применением самого грубого принуждения и насилия. Указы Петра I «нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом», - писал А. С. Пушкин.

Первый российский император осуществлял широкомасштабные преобразования, охватывающие все стороны российской жизни: государственное устройство, быт, нравы, образование и в первую очередь экономику страны. Но при всей глубине и радикальности его реформаторская деятельность отличалась некоторой «традиционностью»: велась в русле апробированных в Западной Европе приемов, методов и направлений, но с истинно русским «размахом и своеволием».

Крупнейшим предпринимателем в петровскую эпоху, как и ранее, оставалось государство, сконцентрировавшее все свое внимание на создании отраслей, обслуживающих интересы армии. В дополнение к крупным металлургическим предприятиям, построенным во второй половине XVII в. в Тульско-Каширском, Московском и Олонецком районах и принадлежавшим русским и иностранным предпринимателям, в 20-е годы было сооружено крупнейшее для своего времени железоделательное и металлообрабатывающее предприятие в Екатеринбурге. Военные потребности ускорили создание крупнейших казенных предприятий в легкой промышленности. Строительство флота вызвало к жизни первую крупную парусную мануфактуру - Хамовный двор в Москве и канатные заводы.

Наряду с чисто «казенными» предприятиями, власти поощряли деятельность частных лиц по сооружению промышленных предприятий и выполнению государственных заказов. Совершенно уникальное в металлургической отрасли положение занял предприниматель Демидов, которому Петр I покровительствовал во всех его начинаниях и инициативах.

К концу царствования Петра I из 22 металлургических заводов России Демидовым принадлежало 8.

Большая часть производимого в России металла приходилось на долю «казенных» предпринимателей, среди которых Демидовы занимали особое место. Этот вывод подтверждается нижеприведенными данными:

Продукция металлопромышленности в 20-е годы XVIII в. (в пудах)

1724

1725

Государственные заводы Урала и Сибири

212 440

206 882

Заводы Демидова

247 717

369 220

Частные заводы центра

120 093

120 061

Очередной этап взаимоотношений власти и предпринимательства приходится на вторую половину царствования Петра I. 2 марта 1711 г. был обнародован царский указ предоставляющий право «людям всякого звания» заниматься торговлей «по своим именам и платежом всех обыкновенных пошлин».

Предприниматели выполняли государственные заказы, пользовались привилегированными пошлинами. Они обеспечивались беспроцентной ссудой, инструментами и необходимой рабочей силой. Государство, приступая к строительству промышленных предприятий, сознательно вступало на путь формирования этой группы «казенных» предпринимателей, ибо торговый потенциал оставался еще слишком слабым и инертным для участия в рискованном деле создания новой промышленности и без помощи власти и ее поощрения, дело обойтись не могло. На первых порах с этой целью использовались даже обращения к торговому населению столицы с призывом найти желающих на роль «содержателей» готовых мануфактур. При этом предпочтение отдавалось представителям крупного купеческого капитала - торговым людям Гостиной сотни.

Небольшая часть предпринимателей вышла из крестьян, что было естественно для феодальной эпохи, когда накопление крестьянами было весьма затруднено, так как их имущество всецело принадлежало помещику и могло быть отобрано по желанию и произволу последнего в любое время.

Для предпринимателей, бравших на себя тяжелое бремя создания мануфактур, промышленная деятельность становилась своеобразной «обязательной службой по наряду», превратилась в повинность. «Казенные предприниматели», привлеченные Петром для устройства новых заведений, с трудом осваивали новое дело и с неохотой вкладывали в него свои средства. Это вынуждало правительство несколько изменить форму проведения реформ, вновь обратившись к опыту западных европейских государств. По примеру последних оно встало на путь создания частного предпринимательства.

Для защиты российских предприятий от конкуренции иностранных предпринимателей правительство встало на путь ограждения нарождавшейся отечественной промышленности. Покровительственный высокий таможенный тариф 1724 г. устанавливал высокую пошлину на зарубежные товары, которые вырабатывались или могли вырабатываться в России русскими мануфактурами. Согласно тарифу пошлины устанавливались на шелк, парусину, крахмал, пергамент в размере 75% от их стоимости. Полотно, бархат, волоченное серебро и пр. облагались высокопокровительственными пошлинами в размере - 50% от стоимости товара.

Торговля начала XVIII в. развивалась, неся на себе груз старых болезней, но постепенно в ней начали появляться, не без помощи государства, ростки новых форм, которые с большим трудом пробивали себе дорогу в жизнь. Так, при деятельном участии ряда представителей купечества стали создаваться большие торговые кампании. Их предполагали создать в Архангельске, Астрахани и Новгороде.

Конкуренцию купцам сначала на внутреннем рынке, а потом и на внешнем, в правление Петра I начали составлять крестьяне. Указ 1699 г. разрешал дворцовым крестьянам, «торговым и пожиточным людям», записываться в города и посады, «кто где достоин быть». Крестьяне, записавшиеся в купеческое сословие, должны были обладать капиталом - от 300 рублей и выше для записи в городское купечество и от 500 рублей и выше - в купечество, имевшее право вести торговлю в портах.

Хозяйственная политика «царя-преобразователя», скорректированная опытом Западной Европы, продолжала оставаться политикой самодержавного государства, сохранявшего прежние крепостнические отношения.

Жесткий государственный курс вызывал недовольство народа, в том числе и части купечества, выливающееся в бунты и мятежи. Один из первых таких бунтов произошел летом 1705 г. на окраине империи - в Астрахани. Его зачинщиками стали съехавшиеся в город из разных мест торговые люди. Мятежники устроили казацкое правление и выбрали главным старшиною ярославского гостя Якова Носова, колесованного после подавления бунта фельдмаршалом Шереметьевым.

Важной вехой в экономической политике государства стало учреждение новых органов управления - коллегий, отвечавших за развитие различных отраслей государства. Торговая деятельность передавалась в ведение Коммерц-коллегии. Принятый в марте 1719 г. Регламент (устав) определил ее задачи следующим образом:

Оказание помощи купечеству и охрана его от «принуждения и притеснения» со стороны таможни.

Обеспечение свободной и беспрепятственной торговли для русских и иностранцев.

Пресечение монополизма.

Содержание в надлежащем состоянии магистратов, отвечавших за торговые порядки и правила.

Контроль за качеством товара и т. д.

Содействие торговле обязаны были оказывать городские магистраты. Регламент Главного магистрата, утвержденный в 1721 г. предписывал городским властям проявлять «старание» в развитии торговли, в умножении ярмарок и торгов.

Специальная глава Регламента посвящалась маклерам (брокерам). Их надлежало «выбрать Магистратом от купечества добрых и во всех торгах и вексельных переводах искусных людей», привести их к присяге и содержать на средства, выделенные купечеством.

Для поощрения развития отечественной промышленности Петром I была создана Мануфактур-коллегия - «Верховная дирекция над мануфактурами и фабриками». Коллегия должна была помочь «капиталом», в случае необходимости принуждать «нерадивых компанейщиков к порядочному содержанию мануфактур», а наиболее усердных освобождать от налогов.

Петровские реформы, тесно связанные с хозяйственной политикой предшествующего периода, вывели страну из экономической стагнации XVIII столетия и приобщили ее к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологиям. Они явились значительным сдвигом на пути экономического, культурного и государственного развития России. За первую четверть столетия было сооружено около 180 промышленных предприятий. Энергично поощряемое государством развитие промышленности способствовало преодолению экономической отсталости страны и укреплению ее военной мощи. На основе общественного разделения труда, связанного с развитием мелкого и крупного производства и специализацией районов, развился внутренний рынок.

В 1721 г. петровским указом «купеческие люди и разночинцы» наделялись правом покупать крестьян для фабрик и заводов «под такой кондицией, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно». Старый торговый капитал переходил в промышленность, составляя привилегированную группу этого класса, освобожденного от повинностей и пользовавшегося различными льготами. Именно им передавались казенные предприятия, и, главное, они получали право на владение крестьянами.

Увеличение числа промышленников при Петре I, пользовавшихся покровительством правительства и получавших от него льготы (привилегии, субсидии, пособия, право на покупку крестьян к промышленным предприятиям и многое другое), вызывало недовольство дворянства, и купечества, видевшего в промышленниках, самостоятельно выходивших со своими товарами на внутренний рынок, конкурентов. Купцы же стремились сохранить за собой монопольные права на торговлю. Как и в предшествующие годы, во второй трети XVIII в. государство сохранило казенную монополию на основные виды товаров, и в том числе на хлеб. Во время неурожая 1734 г. у всех купцов, торговавших зерном, власти отбирали весь их товар, запрещая торговать им без уплаты пошлины в казну. Казенные монополии таким образом ограничивали простор для деятельности русского купечества.

Серьезную конкуренцию купцам на внутреннем рынке составляли дворцовые крестьяне, которые все чаще переходили в купеческое сословие. Процесс перехода в купечество и мещанство приобрел широкий характер во второй половине XVIII в., когда правительство стало переводить дворцовые села и слободы в разряд городов. В конце 70-х - начале 80-х годов в купечество и мещанство записалось 842 крестьянина.

Из дворцовых крестьян вышло немало удачливых купцов. У братьев Мартьяновых, выходцев из села Лычного кижского погоста, ежегодный оборот составлял 20 тыс. рублей. В 40-х годах они на своих судах торговали со Швецией.

В процессе становления предпринимательского «класса», таким образом, крестьянство оставалось мощной социальной базой, из которой он черпал все новые и новые силы. Одна из первых полотняных мануфактур была основана дворцовыми крестьянами - братьями Лукиовскими во Владимирской слободе задолго до формального разрешения 1733 г. В начале 30-х годов полотно изготавливалось на 88 станках в 15 светлицах.

Все большее значение в хозяйственной жизни во второй трети XVIII столетия стали приобретать иностранцы. Первая волна их пришлась на период царствования Петра I. Привлеченные им иноземцы заняли привилегированное положение при дворе.

Пользуясь поддержкой при дворе, иностранные «деловые люди» повели борьбу за право провоза и оптовой продажи своих товаров внутри страны. В 1731 г., не без помощи всесильного тогда Остермана, был принят новый таможенный тариф, по которому ввозные пошлины сильно снижались. Теперь максимальная пошлина - 20% устанавливалась на писчую бумагу, парусину, пуговицы и стеклянную посуду.

Новый тариф сильно ударил по российским торговым кругам, которые понимали смысл этих распоряжений. Вокруг них развернулась длительная и ожесточенная борьба, закончившаяся победой протекционизма. Указ 1743 г. запретил иностранцам розничную продажу и обязал их продавать свои товары русским купцам только оптом.

К середине столетия правительство приняло ряд решений в области торговли и промышленности, имевших огромное хозяйственное значение. Крупнейшая реформа в области торговли - указы от 20 декабря 1753 г. об отмене внутренних пошлин, доставшихся в наследство от Московского государства, и от 23 января 1754 г. о введении единой внутренней пошлины. Эти законы послужили мощным импульсом для развития торговли, для дальнейшего становления предпринимательского сословия.

Огромное значения для улучшения рынка оказало введение в 1755 г. нового таможенного устава, по которому, русскому дворянству предоставлялось право свободно возить свои товары и изделия на продажу во все русские города и за границу.

Сенатский указ 1758 г., отметивший факт разорения ремесленников, разъяснял, что отныне правительство запрещает устройство крупных промышленных заведений и всемерно поддерживает развитие мелкого производства, в том числе ориентированного на производство различного военного снаряжения.

В 1754 г. в обеих столицах были учреждены при Коммерц-коллегии Дворянский и Купеческий банки. Оба они создавались для выдачи ссуд под залог драгоценных металлов, камней, помещичих имений и товаров.

* * *

Торгово-промышленная политика преемников Петра I велась в русле намеченных им преобразований, практически не затронув сложившегося хозяйственного механизма. Эта политика, шедшая по западноевропейскому прототипу, привела к смешению типов деловых людей.

Вложение организационного и творческого потенциала в «казенные» дела тормозило развитие не только самих свободных людей, но и формирование внутреннего рынка. Последнее вынудило правительство пойти на ограничение монопольных тенденций, развитие новых экономических институтов, связанных с денежным обращением и финансово-кредитными операциями.

Петровский меркантилизм вырождался и требовал новой теоретической базы.

3. Экономические реформы Екатерины II и предпринимательство начала XIX века

Основу экономического либерализма Екатерины II составляли идеи французских просветителей, но учитывался и отечественный опыт проведения экономических реформ, подсказывавший стратегию и тактику хозяйственных преобразований. В общественном сознании сложилось убеждение в необходимости изменения хозяйственного уклада страны, что находило выражение в требованиях продолжения реформ усиливавшегося торгового сословия и включавшегося в предпринимательство крестьянства.

Стремясь к развитию конкурентных дел в российской экономике, Екатерина II сделала ставку на нарождающееся «третье сословие», а не на «партикулярных» предпринимателей и казенный монополизм. Манифест 1775 г. закрепил право «всем и каждому. добровольно заводить всякого рода станы и производить на них рукоделия, не требуя на то уже иного позволения от вышнего или нижнего места».

Отличительной чертой XVIII века стало экономическое усиление купеческой мощи. Купечество приняло деятельное участие в создании новых предприятий и новейших видов производства. Купечество, оставаясь реальной хозяйственной силой, создало льяную промышленность, работавшую на внутренний рынок.

Увеличение «торгово-промышленного» сословия привело к необходимости его реорганизации. В 1775 г. вместо двух петровских гильдий были учреждены три гильдии. К первой относилось купечество, обладавшее капиталом более 10 тысяч рублей, ко второй - от 1 тысячи до 10 тысяч рублей, к третьей - от 500 рублей до 1 тысячи рублей. Городские жители доход которых не превышал 500 рублей, причислялись к мещанам.

По мере усиления национального, в первую очередь торгового, капитала, начал набирать силу процесс вытеснения зарубежных коммерсантов с внутреннего рынка. В промышленности наибольшую конкуренцию иностранцам, как, впрочем, и купеческим фабрикантам, стали составлять дворянские предприниматели, широко применявшие принудительный труд.

В предпринимательскую деятельность стало все активнее вовлекаться неродовитое дворянство. Дворянство в России стало усиленно оттеснять купечество от предпринимательской деятельности и обнаружило настойчивое желание прибрать к рукам фабричное производство, особенно текстильную и винокуренную промышленность.

Заботившись о создании в России «среднего рода людей» императрица в первые годы своего правления не оставляла без внимания крестьянскую торговлю и мелкую кустарную промышленность, имевшую, по ее словам, даже преимущество перед крупной, поскольку крестьянин, занимающийся промыслами, приносит обществу пользу - работает для себя и государства.

Снятие многих запретов, которым подвергалось мелкое производство в угоду купечеству, способствовало быстрому росту кустарных производств и различных отхожих промыслов, являвшихся благоприятной средой для развития предпринимательства.

К концу XVIII века общественная мысль России все чаще обращалась к западноевропейскому опыту. Этот интерес проявлялся, в частности, в широкой публикации разнообразной экономической литературы. По указанию министра финансов графа Васильева в начале XVIII века на русский язык было переведено сочинение А. Смита, которое позже неоднократно переиздавалось. А сам автор в России получил звание «великого человека, постигнувшего великие тайны истины».

Несмотря на косность и узость взглядов, мысль о необходимости знаний и изучения передового зарубежного опыта все более овладевала умами наиболее прогрессивных деятелей торгово-промышленного мира. По подсчетам М. Д. Чулкова 150 московских капитальных купеческих домов обанкротилось большей частью, «от неразумения, от нерадения и от недержания купеческих книг или незнания генерально купеческой науки». В 1772 г. по проекту И. И. Бецкого в Москве было основано коммерческое училище, первое не только в России, но и в мире. Средства на его содержание предоставил П. А. Демидов, внук сподвижника Петра I. При Павле I училище было переведено в Петербург.

К числу важнейших факторов, влиявших на формирование новой предпринимательской Среды, относится учреждение Ассигнационного банка. Необходимость его организации обуславливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, как и при Петре I, с финансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами;

во-вторых, стремлением дать долговечный импульс хозяйственной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких денег.

В 1818 г. был открыт первый Коммерческий банк с отделениями в Архангельске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Риге и Москве. Банк принимал вклады и выдавал ссуды «под товары российского производства». С первых дней он испытывал сильнейшее давление со стороны «указных» промышленников, владельцев вотчинных предприятий и первогильдийных купцов.

В 20-е годы появились первые банкирские дома. Старейшим из них являлся основанный в 1818 г. в Москве «Юнкер и Ко». До середины столетия решающую роль в экономической деятельности страны играли придворные банкиры. Таким, например, был Штиглиц. В 1841 г. он выпустил первый русский государственный заем на 50 млн. рублей серебром для постройки железной дороги из Петербурга в Москву.

В 30 - 40 годы появились первые купеческие банки. Их количество постоянно увеличивалось и к 1857 г. насчитывалось 150.

Основным источником капитала оставалась внутренняя торговля. За 1818 - 1856 гг. ее размер вырос на 419%, достигнув почти 1 млрд. рублей. Среди купечества 40-х годов встречались крупные торговцы из бывших крестьян, обладавшие капиталом до 4-5 млн. рублей и являвшихся монополистами в торговле хлебом, выделке кожи и владевшие многими мануфактурами в отдельных районах страны.

Большое значение для развития русского предпринимательства имела направленная на поддержку русской промышленности таможенная политика, ведущаяся с начала XVIII века и сохранившаяся в последующие годы. Запретный тариф 1822 г., который подготовил граф Канкрин, действовал в России вплоть до середины XIX века. По нему запрещался ввоз сукна и ситца. Пошлина на чугун составляла 600%, а на железо - 250% от их стоимости.

Не меньшее влияние на развитие хозяйства и предпринимательских начал оказывали и пропагандистские акции правительства, объявившего, в частности, что забота о становлении промышленности является патриотическим долгом. Предпринимателей стали награждать почетными наградами и знаками отличия. Был учрежден особый стотысячный фонд для поощрения фабрикантов и выдачи им ссуд.

Но к началу XIX века хозяйственная политика Екатерины II начала давать «сбои», все чаще натыкаясь на непреодолимое препятствие - крепостничество.

Отечественная война 1812 г. оказала значительное влияние на становление предпринимательства. К ее началу, Москва представляла собой ядро центрального промышленного района, в котором особенно высокой степени развития достигла текстильная промышленность. Пожар в Москве и разрушение промышленного центра, перенесли предпринимательскую деятельность в провинцию - Кострому, Иваново, Владимир, получивших искусных мастеров из белокаменной.

Во второй половине 80-х годов появляется в промышленности новый сектор, отсутствовавший прежде - машиностроение, которое на первых порах состояло преимущественно из мелких предприятий, выпускавших сельскохозяйственную технику и оборудование для энергично развивающейся в те годы свеклосахарной и винокуренной промышленности.

По инициативе деловых кругов Петербурга и Москвы были учреждены Мануфактурный (1828 г.) и Коммерческий (1829 г.) советы. Важнейшей задачей советов стал сбор информации о состоянии промышленности и торговли.

Одним из направлений Мануфактурного совета являлась пропаганда нового технического опыта, изобретений и открытий.

Во второй четверти XIX века впервые для показа широкой публике Мануфактурный совет стал устраивать торгово-промышленные выставки, призванные продемонстрировать «торжество русской промышленности». Первая такая выставка открылась в 1829 г. в Петербурге.

Новым явлением хозяйственной деятельности 20-50 гг. стало появление акционерных обществ. Соединение отдельных частных капиталов в акционерных обществах позволяло более энергично вести промышленное или транспортное строительство и одновременно с этим свидетельствовало об укреплении предпринимательского слоя в стране. Первым акционерным обществом была Российско-Американская компания, увидевшая свет в 1799 году.

Членами первых акционерных обществ являлись преимущественно иностранцы и предприниматели двух столиц. Акционирование осуществлялось преимущественно в текстильной промышленности.

* * *

Основным итогом развития предпринимательства в дореформенной России стала борьба двух противоречивых тенденций: частной инициативы, предпринимательства и жесткой административно хозяйственной системы. Однако частное предпринимательство в лице «капиталистых» мужиков уверенно становилось на «ноги».

Иностранные предприниматели, в отличие от петровских времен, снизили деловую активность. Исключение составляло лишь банковское дело.

Крымская война ускорила крах государственного сектора экономики, заставив правительство пойти на пересмотр всей экономической политики.

4. Великая реформа и рождение нового предпринимательства

Революция «сверху», проведенная Александром II, удержала имперский корабль на поверхности, придала ему устойчивость и надежность.

Основу экономической реформы составил манифест от 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права, выведший миллионы подданных страны из зависимого положения.

В новой экономической среде шло формирование торгово-промышленного класса. Предоставление ему прав и свобод в осуществлении всех видов деятельности закреплялось в «Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов» 1863 и 1865 гг. Согласно закону от 9 февраля 1865 г. приобретение прав купечества в полном объеме становилось доступным всем российским подданным, имевшим соответствующие капиталы. Число гильдий сокращалось до двух. К первой относилась оптовая торговля, ко второй - розничная торговля и фабрично-заводская промышленность. Новая юридическая база, подведенная под торгово-промышленный класс, дала мощный импульс к развитию предприятий.

К экономическим реформам правительство приступило с создания части акционерных банков, ликвидировав накануне реформы все прежние банковские учреждения и расчистив тем самым путь для становления новых финансово-кредитных структур.

Реформы в финансово-кредитной сфере опирались на западноевропейскую практику, подтверждавшей громадную роль кредита в промышленном развитии государства. В первые пореформенные годы в стране была сделана попытка создать кредитно-финансовое учреждение, подобное французскому акционерному банку Перейра, который был тесно связан с правлением Наполеона III. Это финансовое предприятие занималось кредитными операциями и грюндерством, широко участвуя в железнодорожном строительстве.

Появление железнодорожных магнатов - это естественный процесс формирования нового поколения предпринимателей. За короткий срок Россия покрылась сетью железных дорог, связавших в единое целое разрозненные прежде экономические районы страны. Уже в 1861-1865 гг. было построено больше двух тысяч верст. За 16-летний период - с 1861 по 1877 гг. - грузооборот железных дорог увеличился в 25 раз, в то время, как оборот речного транспорта лишь на 59%.

Новые экономические веяния активно влияли на состояние и положение экономических зон России. В старом Уральском промышленном районе произошел «распад» базовых отраслей экономики. Особенно пострадала казенная промышленность, рабочие которой бросали заводы и переселялись в другие губернии. В результате объемы производства в Уральском регионе значительно уменьшились, ряд заводов был закрыт, сократились объемы выпуска продукции.

Год

Количество выплавленного металла (тыс. пудов)

1860

14 513

1861

14 226

1862

10 467

1863

11 921

1865

12 329

1867

12 399

Спад производства на Уральских металлургических заводах

Гражданская война в 1861 - 1865 гг. в США, приостановила экспорт хлопка и поставила мировую хлопчатобумажную промышленность на грань разорения. За 1861 - 1864 гг. цены на хлопок-сырец возросли в 4 раза. Для выхода из кризисной ситуации российские предприниматели делали попытки выйти на американский рынок напрямую.

Не менее успешно в пореформенное время развивались отрасли народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива - углем и нефтью. Железнодорожное строительство вызвало «угольный» ажиотаж на Юге России. В 70-е годы в Донбассе началось бурное строительство новых шахт многочисленных горнопромышленных предприятий, которое привело к созданию большого числа компаний. За 10 лет - с 1870 по 1880 г. - добыча угля возросла в 5, 5 раз, составив 42, 5% общероссийской добычи угля.

В 80-е годы на смену железнодорожным королям пришли капиталисты тяжелой индустрии. Предпринимательская сила горнопромышленного Юга России формировалась из различных групп. На первых порах определенное значение имели помещики - И. Г. Иловайский, В. П. Рутченков, П. А. Карпов, на землях которых и велось строительство первых шахт. Среди горнопромышленников западной части России встречались и разбогатевшие крестьяне, например Древацкий.

В «золотое» десятилетие России - 90-е годы - именно предприниматели в сфере тяжелой индустрии ускорили экономическое развитие страны. На заграничных рынках акции новых российских гигантов стояли очень высоко.

Там, где предприятие уже «встало на ноги», правительство стесняло деятельность иностранных компаний и частных лиц, но в целом отношение к иностранным предпринимателям было весьма либеральным. В 1899 г. в докладе С. Ю. Витте обосновал правительственную политику привлечения деловых людей иностранного происхождения, их капиталов и знаний для развития страны.

К началу нынешнего столетия окончательно сформировалась разветвленная банковская система, состоящая из акционерно-коммерческих банков и разнообразных ссудно-сберегательных товариществ и обществ взаимного кредита.

Формирование предпринимательского «класса», расширение его торгово-промышленной деятельности неизбежно выдвигали вопрос о создании собственных представительственных организаций. Однако этот процесс растянулся во времени и шел в несколько этапов. Наиболее заметным событием в первые пореформенные годы являлись общественные съезды предпринимателей, собравшихся для обсуждения насущных хозяйственных вопросов. Старейшими представительственными организациями являлись Съезд представителей акционерных коммерческих банков (основан в 1873 г.) и Съезд горнопромышленников Юга России (основан в 1874 г.).

Отмечая особенности пореформенного предпринимательства, особо выделим его инициативу по созданию научных организаций. Правительство пошло навстречу пожеланиям предпринимательства в организации обществ, занимающихся изучением различных сторон экономического развития и состояния страны.

В апреле 1866 г. было учреждено русское техническое общество, целью которого являлась помощь техническому прогрессу России.

* * *

Этот период в развитии российской экономики был самым стремительным. Политика правительства, придерживавшегося курса реформ, дало сильнейший толчок к развитию различных отраслей, в том числе металлургической, горнодобывающей, транспортной. Внимание, которое правительство уделяло науке, позволяло внедрять в производство новые технологии наравне с западноевропейскими промышленниками. В начале нового века, акции российских горнопромышленников котировались очень высоко, стоило добавить к названию нового предприятия «донбасский» или «уральский», и можно было считать, что успех обеспечен.

Тем не менее начало века ознаменовалось великим кризисом, который начался в России и перекинулся на запад. От него Россия оправилась только к 1903 г. Дальнейшие события 1917 года резко затормозили начавшееся было процветание на многие годы.

5. Современные тенденции и перспективы

В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. Экономика США учла важные элементы истины в критике рыночной системы. Рыночная система американского капитализма отличается от конкурентной рыночной системы тем, что первую характеризуют: а) малочисленность конкурентов и наличие барьеров на пути вступления на некоторые рынки и б) правительственное вмешательство в экономику, ставящее целью исправить крупные дефекты рыночной системы. Американскую экономику можно охарактеризовать как смешанный капитализм.

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями, т. к. правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой. Американский капитализм породил могущественные экономический организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. Югославской экономике рыночного социализма были свойственны общественная собственность на ресурсы и одновременно возрастающая опора на свободные рынки, преследовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то что свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено там в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь японская экономика отличается весьма развитым планированием и «координацией» экономической деятельности правительства и частного сектора.

В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, «перепрыгнув» реформы М. С. Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, хочется привести следующий тезис из учебника С. Л. Брю, К. Р. Макконела «Экономикс»: «Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития. Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим. сторонникам.

Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок. «Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?

Кризис экономики России «переплюнул американскую «великую депрессию» 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба - это кризисы методов регулирования экономики. «Великая депрессия» ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством «встроенных» регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис - кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления.

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.

Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину огосударствленной экономики, появились обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. «Освобождение цен», жесткая финансовая и кредитная политика («монетаристские меры», «шоковая терапия») повлияли на всю атмосферу экономической жизни, повернули людей к реальному экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного дефицита на потребительском рынке.

Вместе с тем действие экономических реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен «съедается» излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно старшего поколения. В начале второго полугодия 1993г. темпы инфляции вновь возросли. В июле темп роста потребительских цен составил 122%, в августе - 126%, осенью темпы роста цен замедлились и составили в сентябре 123%, октябре - 120%, ноябре - 116%, декабре - 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Отсюда - растущее напряжение в обществе, разочарование в реформах, потеря веры в перспективу улучшения жизни, что заметно повлияло на результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.

Великая миссия монетаристских мер - устранение диктаторской роли государства в «регулировании» цен, зарплат, сбыто-снабженческих операций. Но они лишь подготавливают условия для перехода к эффективной рыночной экономике, но сами по себе они не способны превратить, и негде в мире не превратили, монопольно-бюрократическую, планово-распределительную экономику в свободную, конкурентную, рыночную. В обстановке «дефицита денег», особенно в условиях огосударствленного хозяйства «ничейной» собственности, всевластия коррумпированного чиновничества, да тем более - фискальной налоговой политики, они толкают к жажде «быстрой наживы» - главным образом путем госимуществ, паразитирования на них, экспорта сырья, валютных операций, перепродаж.

Поскольку сами по себе монетаристские меры не обеспечивают функционирования и тем более реформирования всей экономики и ее сердцевины - производства, возникает соблазн (а порой и острая необходимость) все же использовать государственные рычаги для решения экономических задач. Теперь уже - путем предоставления тем или иным хозяйствующим субъектам денежных ресурсов из государственного бюджета, льготных кредитов. Государственная власть в таких условиях из «распределителя материалов и сырья» превращается в «распределителя денег и кредитов». И бюрократическая мощь государства сохраняется в полной мере, а в чем-то становится более изощренной, утонченной и, понятно, не менее склонной к авторитаризму и коррупции.

Нигде на «Западе», да вообще нигде в мире, рыночная экономика не формировалась в условиях, когда в ней доминирует государственная, казенная собственность. Опыт совершенно иной: казенные предприятия ряда западно-европейских и азиатских стран порой включаются в экономические отношения, но - наравне с предприятиями - частными собственниками, притом в условиях, когда рыночная экономика уже сложилась и безотказно функционирует, а казенные предприятия заведомо котируются как убыточные, бременем лежащие на налогоплательщиках. Прямое же вмешательство власти в экономику, хотя и может дать известный, подчас впечатляющий эффект (в особенности если формируется значительная государственная собственность), неизбежно нарушает естественные связи в самой основе товарно-рыночных отношений, сопряжено с усилением бюрократии, ее мощи. Следует обратить внимание на следующие моменты: во-первых, бюрократическая государственная собственность, сложившаяся в советском обществе, неотделима от тоталитарного режима; во-вторых, «корректировка» реформ, направленная на усиление государственных начал в экономике, неизбежно ведет к их разрушению, а в историческом измерении - к утрате перспективы перехода к развитой рыночной экономике.

Проводимые в России с 1992 года экономические реформы объявлены радикальными. Но никакого «радикализма» в самих реформах, призванных сформировать и «запустить» современное рыночное хозяйство, не состоялось, его попросту не было. Ибо вместо государственных рычагов, ранее управлявших хозяйством, ничего не было «дано» взамен. Образовался вакуум, пустота, где во всю развернулась вакханалия номенклатурного захвата госимуществ партхозноменклатурой, рыночная стихия хищнического раннекапиталистического первоначального накопления, устремившаяся в сбыт за рубеж природного сырья и дефицитных материалов, в хитроумные валютные операции, в спекулятивные перепродажи. Что же должно было заменить государственный диктат в экономике, запустить современное рыночное хозяйство? Здесь есть только одна созидательная сила. Это частная собственность, охватывающая в условиях свободной конкуренции, свободного рынка сердцевину экономики - производство.

Можно было ожидать что вместе с порядком «свободных» цен и даже опережая его будет создана обстановка свободной конкуренции, проведена радикальная приватизация - устранен чудовищный монстр монопольной государственной собственности и вступит в действие частная собственность, охватывающая на конкурентной основе свободного рынка все сферы экономики, прежде всего - производство. Но шанс в относительно короткие сроки сформировать и «запустить» эффективную товарно-рыночную экономику оказался упущенным. Официально проводимая приватизация, основой которой стал принцип ваучерного дележа государственных имуществ «на равных» между всеми согражданами, в действительности вылилась в тотальный захват госимущества партхозноменклатурой и не привела к сколько-нибудь существенным преобразованиям собственности в России.

Одна из глобальных проблем российской рыночной системы - теневая экономика, которая существовала и существует всегда и во всех государствах. У нас в России она приобрела особый характер и проявляется в таких значительных размерах благодаря тому, что в течение многих десятилетий действовал принцип «все запрещено». После 1986-89 годов наша традиционная теневая экономика раздвоилась: частично, меньшей своей частью она стала заниматься наркобизнесом, торговлей оружием, игорным бизнесом. Но большая часть теневой экономики как бы перешла в легальную сферу. Сегодня не существует чистой, легальной, «белой» экономики. Произошла тотальная криминализация всей экономики. В сфере бизнеса невозможно работать не нарушая закон: долги приходится «выбивать»; взятки давать по любым случаям - всегда при получении в аренду помещения, при получении разрешения на эксплуатацию этих помещений, а также - таможенной службе, для получения льготного кредита в банке и т. д. Другой вид преступной деятельности, без которой не обойтись - это сокрытие доходов. При сегодняшних налоговых ставках до 80-85 %, а иногда и выше, ни одно предприятие, ни один бизнесмен не может работать, не укрывая налоги. Причем эта уголовно наказуемая деятельность обязательно сочетается с дачей взяток налоговой инспекции, потому что налоговая инспекция прекрасно знает об укрывательстве доходов, а предприниматели знают, что налоговая инспекция об этом знает.

Но это еще не все. Сегодня практически все коммерческие и большинство государственных структур в сфере бизнеса, торговли, производства и т. д. находятся «под крышей» преступных организаций мафиозного типа. Многие предприниматели говорили о том, что находиться под такой опекой гораздо надежнее, чем под защитой правоохранительных органов.

Сегодняшний рэкет тоже представлен как минимум на двух уровнях. Во-первых, это обычный «черный рэкет», который собирает дань с мелких торговцев. Но существуют более сложные формы рэкета в отношении солидных предпринимателей, когда с мафиозными структурами заключаются договоры на обслуживание, на охрану, на оказание маркетинговых услуг, на совместную деятельность. Здесь представители «крыши» официально вводятся в руководящие органы коммерческих структур, включая банковскую систему.

На сегодняшний день все процессы приватизации «схвачены» преступными организациями. Сегодня можно говорить о тотальной криминализации всей экономики в нашей стране.

Наконец, наша «пестрая» экономика основана на фальсификации всего и вся. На фальсификации товаров, услуг, фальсификации денег и ценных бумаг. Это начинается с продажи фальсифицированной водки, или французского «Наполеона», который производится в Польше, или прекрасной пшеничной водки, которая в Петербурге производится на свиноферме.

Большинство субъектов экономики частично, на различном уровне охвачены очагами организованной преступности. Фактически сейчас постоянно действует около 150 крупных мафиозных группировок (эти данные открытые) во всех регионах страны. Во-первых, это - «лжепредприниматели», то есть предприятия, созданные для отмывания преступно нажитых денег, предприятия, служащие «крышей» для различных бандитских структур, созданные для перекачки государственных средств, ресурсов, сырья госпредприятий для продажи в основном за рубеж. Следующая структура - классические госворы, или расхитители, в основном связанные с директорским корпусом, которые являются фактически владельцами, распорядителями огромных фондов, сырья, денежных ресурсов и с помощью структур лжепредпринимателей перекачивают их для своего обогащения. Еще одна группа - гангстерские структуры, бандформирования, вымогатели, структуры, контролирующие наркобизнес, игорный бизнес. Доход мафиозных структур России от махинаций в сфере наркобизнеса, включающих как производство, так и транзит через территорию страны, в совокупности составляет также около одного триллиона рублей. Перекачано валютных средств за счет легальной и нелегальной продажи сырья - а легальная продажа все равно основана на системе коррупции, - по данным Международного валютного фонда, эти данные совпадают с оценками специалистов МВД РФ, порядка 40 миллиардов долларов, которые находятся на депозитах зарубежных банков.

Несовершенное законодательство - это камень преткновения для успешного развития нашей экономики. При проведении экономических реформ необходимо обновить всю законодательную базу, которая полностью соответствовала бы сложившимся экономическим отношениям в нашей стране.

В постановлении от 9. 03. 94 нр. 192 от 9 марта 1994г. «О положении российской экономики и перспективах ее развития на 1994 год» Правительство Российской Федерации отметило, что в 1994 году необходимо продолжить реализацию выработанного курса экономических преобразований; был утвержден План первоочередных мер Правительства подлежащих реализации в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики) «. В 1994 году, Правительство намерено обеспечить выполнение программы Совета Министров - Правительства РФ на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» осуществить разработку и реализацию мер, направленных на: повышение уровня жизни населения, усиление социальной политики; своевременную выплату заработной платы; снижение темпов инфляции; решение проблемы неплатежей; стабилизацию и рост промышленного и сельскохозяйственного производства; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и укрепление СНГ; стимулирование инвестиционной активности и привлечения иностранных инвестиций; развитие конкурентной среды; ускорение институциональных преобразований, совершенствование структуры народного хозяйства и системы государственного управления; проведение разумной, умеренно-жесткой финансовой политики; существенные изменения в политике приватизации с тем, чтобы нацелить ее не просто на распределение государственной собственности, а на повышение эффективности производства.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановлением от 16 марта 1994 г нр 70-1 ГД «О примерной программе законопроектной работы комитетов ГД ФС РФ на текущую сессию» наметила к рассмотрению на I сессии следующие законопроекты: о платежах и системе расчетов, о валютном регулировании и валютном контроле, об основах ценовой политики, о малых предприятиях, о поддержке малого предпринимательства, об акционерных обществах, о государственном (казенном) предприятии, об ипотеке, об основных направлениях экономической реформы, земельный кодекс, о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ; о внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ, о внешнеэкономической деятельности; а также внесении изменений и дополнений в законы РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «Об акцизах». Среди законопроектов, которые намерен внести в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Президент РФ, он ставит на первое место новый Гражданский кодекс, первую часть которого юристы называют кодексом рыночной экономики. Новый свод законов специалисты гражданского права ставят по значению на второе место после Конституции РФ, ибо «он призван заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране, переживающей реформу во всех областях жизни». Он должен заменить фактически утративший свое значение Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Группа юристов Центра частного права, Минюста, ряда институтов, Высшего арбитражного суда как авторы проекта «исходят из конституционных положений о гражданском законодательстве как предмете ведения Российской Федерации, о единстве экономического пространства на всей ее территории, о свободном перемещении товаров, услуг и финансов». Признание и защита равным образом частной, государственной и муниципальной собственности, свобода экономической деятельности - важнейшее положение документа. Принятие Гражданского кодекса «обеспечит стабильность гражданского законодательства, без которой не может нормально развиваться экономика. «Принятие нового ГК и федеральных законов, регулирующих экономические отношения в обществе - одна из основных задач представительных органов власти на период становления рыночной системы в России.

Наряду с отсутствием приемлемой правовой базы существуют и иные объективные причины тормозящие эффективное развитие отечественной экономики.

Существует множество альтернативных правительственной программ по реформированию нашей экономики. Вот позиция С. Алексеева, члена корреспондента РАН.

Альтернативой осуществляемой с 1992 г. политике реформ должна быть не их «корректировка», а придание реформам действительно радикального характера, а в этой связи изменение самой идеологии производимого в России реформаторского курса.

Во-первых, это - придание реального и действенного характера приватизации, с таким расчетом, чтобы в народном хозяйстве в максимально короткие сроки доминирующее значение приобрели действующие на конкурентной основе под защитой единого гражданского права частные собственники-производители;

во-вторых, это распространение приватизации непосредственно на производство; именно в сфере производства, в которой частная собственность призвана выполнить свою основную созидательную миссию стать импульсом, побуждающим к ответственности за дело, к инвестициям, к «вложениям» доходов в развитие, структурную перестройку и модернизацию производства;

в-третьих, это - принятие жестких мер для того, чтобы положить конец вакханалии произвольного хищнического захвата госимуществ;

в-четвертых, это вовлечение в отношения собственности непосредственно производителей, осуществление «приватизации рабочих мест». Приватизация способна обеспечить быстрое включение рыночных механизмов связанных с мотивацией труда, повышением его производительности, ростом товарной массы; обеспечить синхронный рост доходов и уровень жизни людей;

в-пятых, это-приведение в действие позитивных российских традиций - вольный крестьянский труд, который может стать личностно-социальной предпосылкой для развития экономических отношений.

Много данных свидетельствуют в пользу того, что приобщение самих производителей к отношениям собственности, способное основательно повлиять на мотивацию труда, резко изменило бы ситуацию в народном хозяйстве, быть может, стало поворотным пунктом в затянувшемся процессе реформирования российского общества.

Необходимо видеть правду и прекратить лгать. О том, что будто бы российское общество идет не к «капитализму», а к некоему «просто цивилизованному обществу», к «рынку». Что этот рынок будто бы уже создан. Что приватизация в России одержала решительные победы.

Если наше Отечество встает на путь формирования здоровой естественной основы функционирования и развития общества, источником силы которого является человек, его интересы, частная собственность, то надо твердо знать, что капитализм - стадия неизбежная, единственно способная при всех противоречиях и сложностях дать простор естественным силам людей, направить их на напряженный труд, на инвестиции, раскрыть потенциал частной собственности, со всеми плюсами и - увы - минусами с этим связанными.

Нужно твердо знать, что капитализм многолик и наше общество - разрушенное, уничтоженное поражением в мировом состязании - очень легко может соскользнуть к жутким и тупиковым ответвлениям капитализма - к коррумпированному госкапитализму, или - к элитарному, выросшему на распродаже сырья авторитарному капитализму латиноамериканского типа, или - к капитализму слаборазвитых стран - сырьевых придатков немногих богатых капиталистических держав.

Как показывает практика передовых демократических стран, идущих к правовому гражданскому обществу, сердцевину экономики этих стран образует модернизированный постиндустриальный капитализм, для которого характерно широкое распространение мелкого и среднего бизнеса, свободная конкуренция и экономическая состязательность, все большее включение в отношения собственности самих работников. На данной стадии и сами - то капиталистические отношения все более теряют самодовлеющее значение, втягиваются во всю систему либерально-демократических социальных, духовных, нравственных отношений целостно гражданского общества, где право, основанное на неотъемлемых правах и свободах человека, и независимое правосудие приобретают безусловное верховенство в обществе.

Правовое гражданское общество и согласуется в полной мере с интересами, ожиданиями и надеждами граждан России, выстраданными ее сложной драматической Историей.

Литература

1. «Отечественное предпринимательство. Очерки истории» Кузьмичев, Шапкин, Прогресс-академия, Москва, 1995 г.

2. «История российского предпринимательства», Галаган А. А., Москва, 1993 г.

3. С. Л. Брю, К. Р. Макконелл, учебник «Экономикс» т. 1

4. П. Хейне «Экономический образ мышления», 1991г.

5. Известия от 12. 05. 94г. N 88, Финансовые известия N 21 (82), «Финансово-экономические показатели».


Описание предмета: «Предпринимательство»

Предпринимательство - наука о правилах организации и ведения предпринимательской деятельности

Литература

  1. В.В. Орлова. Право на обозначения, индивидуализирующие товары, работы, услуги юридических лиц и предприятия. – М.: Книжный мир, 2011. – 168 с.
  2. Орлова В.В. Право На Обозначения, Индивидуализирующие Товары, Работы, Услуги, Юридических Лиц И Предприятия. – М.: , 2011. – 168 с.
  3. С.А. Хохлов. С. А. Хохлов. Избранное. – М.: Статут, 2012. – 280 с.
  4. Валерий Валентинович Котилко und Дазмира Васильевна Орлова. Эволюция российского предпринимательства. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 376 с.
  5. С.Т. Хохлов. Избранное. – М.: Статут, 2017. – 304 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Анализ и направления повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО "***"
Анализ хозяйственной деятельности
Диплом
130 стр.
Анализ и направления повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на примере жилищной организации
Анализ хозяйственной деятельности
Диплом
132 стр.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия в сфере услуг
Анализ хозяйственной деятельности
Диплом
110 стр.
Государственная поддержка малого предпринимательства
Анализ хозяйственной деятельности
Другое
102 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Владимир, 06.06
Проверил, все нормально.