Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Тепловой двигательФизика
Введение
Автомобильный двигатель прошел длительный путь развития и с технической точки зрения является совершенным. Однако до настоящего времени наибольшее внимание в процессе его совершенствования уделялось достижению максимальной мощности, малой массы и размеров двигателя, минимальных производственных затрат. Теперь на первый план как важнейший критерий оценки двигателя выступает минимизация потребления им топлива. Снижения потребления топлива достичь непросто, и, кроме того, оно может оказывать неблагоприятное влияние на ряд параметров двигателя.
Несмотря на постоянно сокращающиеся возможности совершенствования современных двигателей внутреннего сгорания, им по-прежнему уделяется большое внимание. Это связано, прежде всего, с трудностями перевооружения такой громадной отрасли как автомобилестроение. Тем не менее, выполнение выдвигаемых на перспективу жестких требований к чистоте отработавших газов и экономичности, к бензиновым и дизельным двигателям внутреннего сгорания не представляется возможным.
Поэтому целесообразно уделять внимание радикальному изменению силовых установок механических транспортных средств. Одним из вариантов такого радикального изменения силовой установки является двигатель с внешним подводом теплоты. Возможности совершенствования, такого двигателя еще не исчерпаны. Необходимо совершенствовать как его термодинамический цикл, так и саму силовую установку его использующую.
Перспективные разработки
По данным агенства экономических новостей, наиболее перспективными разработками в настоящее время являются термомагнитный двигатель и тепловой двигатель с внешним подводом теплоты.
Термомагнитный двигатель выгодно отличается простой конструкцией, в котором тепловая энергия горячих газов, получаемых от сгорания топлива, переходит в механическую энергию за счет фазового перехода материала ротора из магнитного состояния в немагнитное и обратно. Двигатель может иметь коэффициент полезного действия выше, чем у двигателей внутреннего сгорания и для своей работы может даже использовать низкотемпературные газы (порядка 100 град. С), которые другие двигатели не могут использовать совсем или использовать с меньшей эффективностью.
Используя горячие газы, полученные сжиганием жидкого или газообразного топлива, предложенный двигатель может заменять двигатели внутреннего сгорания. Однако новый двигатель гораздо проще по конструкции и работает без шума, что является его большим достоинством.
Новый двигатель может также работать используя горячие газы, являющиеся отходами при работе различных высокотемпературных агрегатов: металлургических печей, котельных установок и т. п.
Рассматриваемый ниже двигатель с внешним подводом теплоты предназначен для утилизации тепловой энергии горячих газов, являющихся отходами различных производств и процессов. Извлеченное тепло двигатель превращает в механическую работу, которая с помощью электрогенератора может быть превращена в электроэнергию. В современном производстве тепловых отходов в виде газов горячих очень много. Это горячие газы, выходящие из металлургических печей, котельных установок разного рода, газы в трубах систем отопления.
Наиболее перспективным применением двигателя является использование его в частных домах в районах с холодным климатом (Север РФ, Сибирь, Аляска, Канадский Север, Скандинавия). В этом случае тепло отходящих газов системы отопления будет использовано для обеспечения дома электроэнергией. Двигатель также может приводить в движение насос для подачи в дом воды из реки.
Рассматриваемый двигатель разработан в Екатеринбурге Конюховым Дмитрием Леонидовичем и не имеет зарубежных аналогов.
Термодинамика теплового двигателя
В настоящий момент для двигателей с внешним подводом теплоты наиболее известен термодинамический цикл Стирлинга, состоящий из двух изотерм и двух изохор. Но возможно применение и других термодинамических циклов в подобных двигателях.
Рассмотрим идеальный термодинамический цикл с изотермическим сжатием и адиабатическим расширением некого гипотетического двигателя. На рис. 1 приведен такой идеальный термодинамический цикл, показанный в pV- и sT-координатах.
Рис. 1. Идеальный термодинамический цикл
В цикле принят изохорический процесс подвода теплоты так как, его термический КПД больше изобарического. Для упрощения расчетов, изохорический процесс 2-3 показан прямой линией.
Термический КПД цикла по sT-диаграмме рис. 1а:
(1)
Термический КПД цикла по pV-диаграмме рис. 2б:
(2)
где:
P - степень повышения давления;
Q - показатель адиабаты;
T - степень сжатия.
Как видно из формулы (1) термический КПД такого цикла зависит от отношения температур холодильника и нагревателя, а формулы (2) - соответствия между необходимой производимой работой, степенью сжатия и количеством подводимой теплоты.
Например, при T3 = 1173K; T1 = 337K; ? = 6, 5; ? = 1, 6 и ? = 3, 5 термический КПД цикла составит 0, 55. Что, при прочих равных условиях, сопоставимо с термическим КПД цикла Стирлинга.
Но в реальном двигателе добиться, чтобы он работал по такому циклу конечно трудно, поэтому обобщенный термодинамический цикл реального двигателя будет выглядеть так, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Реальный термодинамический цикл
Работа двигателя
Для объяснения принципа работы ДВПТ по циклу с изохорическим сжатием и адиабатическим расширением воспользуемся рис. 3.
Рис. 3. Принцип работы ДВПТ
Такт впуска (рис. 3а).
В верхней мертвой точке (ВМТ) открывается клапан расположенный в поршне и при движении поршня к нижней мертвой точке (НМТ) рабочее тело, с давлением p1 и температурой T1, поступает в цилиндр. В НМТ клапан в поршне закрывается.
Такт сжатия (рис. 3б).
При движении поршня к верхней мертвой точке (ВМТ) происходит сжатие рабочего тела, при этом выделяющаяся в процессе сжатия теплота Q1 (см. рис. 1) рассеивается в окружающей среде, вследствие этого температура стенки цилиндра, а, следовательно, и температура рабочего тела поддерживается постоянной и равной T1. Давление рабочего тела возрастает и достигает значения p2.
Такт расширения (рис. 3в).
В процессе нагревания теплота через стенку цилиндра передается рабочему телу. При мгновенном подводе теплоты Q2 к рабочему телу давление и температура в цилиндре возрастают, соответственно до p3 и T3. Рабочее тело воздействует на поршень и перемещает его к НМТ. В процессе адиабатного расширения рабочее тело производит полезную работу, а давление и температура уменьшаются до p1 и T1.
Такт выпуска (рис. 3г).
При движении поршня к ВМТ в цилиндре открывается клапан и через него осуществляется выпуск рабочего тела из цилиндра, с давлением p1 и температурой T1. В НМТ клапан в цилиндре закрывается.
Цикл замыкается.
Схема двигателя
Упрощенная схема двигателя представлена на рис. 4.
Рис. 4. Схема работы ДВПТ
В двигателе такты сжатия и расширения осуществляются в разных цилиндрах, соответственно компрессионном 1 и расширительном 2. Цилиндры 1 и 2 связаны между собой через компрессионную 3 и расширительную 4 магистрали. В компрессионной магистрали 3 находится охладитель 5, а в расширительной магистрали 4 находится нагреватель 6. Компрессионная магистраль 3 подключена к компрессионному цилиндру 1 через выпускной клапан 7, а к расширительному цилиндру 2 через впускной клапан 8. Расширительная магистраль 4 подключена к расширительному цилиндру 2 через выпускной клапан 9, а к компрессионному цилиндру 1 через впускной клапан 10. Поршни 11 и 12 цилиндров 1 и 2 связаны с валом двигателя 13 через механизм преобразования движения 14.
Заключение
Главный вопрос - как технически реализовать рассмотренный выше цикл на реальном устройстве. Без сомнения существует несколько вариантов.
Автор предложил вариант реализации цикла в двигателе, содержащем компрессионные и расширительные цилиндры расположенные вокруг оси приводного вала с наклонной шайбой. Причем впускной орган компрессионных и выпускной орган расширительных цилиндров выполнены в поршнях.
Принятое автором техническое решение позволит сделать геометрические характеристики впускных и выпускных органов максимально возможных размеров, и вследствие чего, максимально уменьшить сопротивление при впуске и выпуске рабочего тела. Впускные и выпускные органы компрессионных и расширительных цилиндров управляются электроникой. В качестве источника тепла применен тепловой аккумулятор. К тепловому аккумулятору подключена камера сгорания, которая автоматически поддерживает в нем постоянную температуру.
Совокупность выше названных технических решений, по мнению автора, позволит:
достичь высокого КПД двигателя;
осуществлять беспринудительный запуск двигателя;
возвращать теплоту обратно в тепловой аккумулятор в режиме торможения двигателем;
при запуске выбирать направление вращения вала двигателя в любую сторону;
использовать практически все виды топлива;
обеспечить минимальное содержание вредных веществ в отработанных газах.
Список литературы
Двигатели Стирлинга: Сборник статей / Перевод с англ. Б. В. Сутугина; под ред. д. т. н., проф. В. М. Бродянского. - М.: «Мир», 1975.
Двигатели Стирлинга / [В. Н. Даниличев, С. И. Ефимов, В. А. Звонок и др. ]; под ред. М. Г. Круглова. - М.: «Машиностроение», 1977.
@Двигатель с внешним подводом теплоты». Патент № 2105156 от 23 июня 1995 г., РФ
Двигатель с внешним подводом теплоты. Заявка № 99110725 от 31 мая 1999 г., РФ
Описание предмета: «Физика»Физика (От греч.Physis – природа) - наука, изучающая наиболее общие свойства материального мира.
По изучаемым объектам физика подразделяется:
- на физику элементарных частиц;
- на физику атомных ядер;
- на физику твердого тела;
- на физику плазмы и т.д.
В физике различают несколько разделов:
Атомная физика - раздел физики, в котором изучают строение и состояние атомов. Теоретической основой атомной
физики является квантовая механика. Основными разделами атомной физики являются: теория атома, атомная
спектроскопия, рентгеновская спектроскопия, радиоспектроскопия, физика атомных и ионных столкновений.
Биофизика - научная дисциплина, изучающая:
- физические и физико-химические процессы в живых организмах; а также
- физическую структуру биологических систем на всех уровнях их организации.
Геофизика (Geophysics от греч.Ge - земля + Physice - основы естествознания) - комплекс наук о Земле, изучающих
внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в ее геосферах. Соответственно в составе
геофизики выделяют физику твердой Земли, физику атмосферы, гидрофизику.
Агрофизика - раздел физики, изучающий:
- процессы в почве и растениях;
- методы и средства регулирования физических условий жизни сельскохозяйственных культур для ускорения их
созревания и повышения урожайности.
Гидрофизика - наука, изучающая физические свойства и процессы, происходящие в гидросфере
Метафизика - противоположный диалектике метод мышления и познания рассматривающий предметы и явления в
состоянии покоя.
Молекулярная физика - раздел физики, изучающий физические свойства тел, особенности агрегатных состояний
вещества и процессы фазовых переходов в зависимости от молекулярного строения тел, сил межмолекулярного
взаимодействия и характера теплового движения частиц.
Радиофизика - раздел физики, изучающий физические процессы, происходящие в элементах и системах
радиоэлектроники:
- колебания и волны в электрических цепях;
- электронные процессы в различных средах;
- распространение радиоволн.
Социальная физика - направление в социальной философии, рассматривающее общество как часть природы, а законы
социального мира как аналоги законов естествознания.
Статистическая физика - раздел физики, изучающий поведение систем с очень большим числом частиц в состоянии
локального равновесия.
Статистическая физика:
- изучает закономерности, присущие всей совокупности частиц, с помощью вероятностных методов;
- истолковывает физические свойства макросистем, непосредственно наблюдаемые на опыте и проявляющиеся как
усредненный результат действия отдельных частиц;
- базируется на основных положениях молекулярно-кинетической теории.
Физика атмосферы - наука, изучающая физические свойства и процессы, происходящие в атмосфере.
Физика твердой Земли - наука, изучающая физические свойства и процессы, происходящие в литосфере, мантии и ядре
Земли.
Ядерная физика - раздел физики, изучающий структуру и свойства атомных ядер, а также их столкновения (ядерные
реакции).
Литература - Автомобильные двигатели. Курсовое проектирование. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
- Н.И. Прокопенко. Термодинамический расчет идеализированного цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 144 с.
- Основы теории тепловых процессов и машин. Часть 2. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. – 576 с.
- Н.И. Прокопенко. Термодинамический расчет идеализированного цикла поршневого двигателя внутреннего сгорания. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 144 с.
- В.А. Кириллин, В.В. Сычев, А.Е. Шейндлин. Техническая термодинамика. – М.: МЭИ, 2008. – 496 с.
- М.В. Смирнова. Теоретические основы теплотехники. – Харьков: ИнФолио, 2010. – 272 с.
- А.Ф. Дрегалин, А.С. Черенков. Общие методы теории высокотемпературных процессов в тепловых двигателях. – М.: Янус-К, 1997. – 328 с.
- К.П. Агафонов. Новое учение о теплоте и проблема вечного двигателя. – М.: Издатель не указан, 2001. – 32 с.
- А.В. Квасников. Теория жидкостных ракетных двигателей. Часть первая. – М.: Государственное союзное издательство судостроительной промышленности, 1959. – 542 с.
- А.Н. Дядик, В.В. Замуков, В.А. Дядик. Корабельные воздухонезависимые энергетические установки. – М.: Судостроение, 2006. – 414 с.
- Александр Моравский, Матвей Файн. Судьбы необыкновенных двигателей. – М.: Энергоатомиздат, 2004. – 176 с.
- В.И. Ляшков. Тепловые двигатели и нагнетатели. – М.: Абрис, 2012. – 168 с.
- Вадим Некрасов. Перспективы создания роторно-поршневого двигателя глубокого расширения. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 292 с.
- Надежда Протасова, Татьяна Захарова und Светлана Теплова. Повреждаемость и регенерация структурного состояния турбинных лопаток. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 92 с.
- П.К.Томский. Размышления о тепловом вечном двигателе. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 72 с.
- Владимир Кукис. Термодинамика и рабочие процессы поршневых двигателей. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 384 с.
- В.И. Ляшков. Нагнетатели, тепловые двигатели и термотрансформаторы в системах энергообеспечения предприятий. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 220 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|