Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Выборочный метод

Статистика

ВЫБОРКА И ЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

Чтобы получить исчерпывающую информацию о состоянии той или иной статистической совокупности, нужно учесть весь ее состав без исключения. Так иногда и поступают, например, при государственных переписях населения, при поголовном учете животных той или иной породы (вида) в стране, при полной регистрации больных в данной местности и в других случаях, когда возникает необходимость иметь точные данные о состоянии изучаемого явления.

Однако в силу разных обстоятельств, не всегда приходится прибегать к сплошному обследованию изучаемых совокупностей. Во-первых, потому, что эта работа сопряжена с большими затратами труда и времени, не говоря уже о больших затратах материальных средств, а во-вторых, ввиду практической невозможности или нецелесообразности полного учета всех членов совокупности. Естественные популяции, как правило, недоступны сплошному статистическому описанию. Невозможно, например, учесть все население фито- или зоопланктона даже небольшого водоема ввиду практически необозримого числа составляющих его организмов. Нецелесообразно высевать всю партию семян для того, чтобы определить их всхожесть и т. д.

Вследствие этого и в целях экономии времени и средств вместо сплошного учета всех членов изучаемой совокупности анализу подвергается обычно какая-то ее часть, по которой и судят о состоянии всей совокупности в целом. Отсюда идут понятия о генеральной (общей) и выборочной совокупности, исследуемых с точки зрения интересующего нас признака (или признаков). Совокупность, из которой отбираются варианты для совместного изучения, называется генеральной, а отобранная из генеральной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности. Объем генеральной совокупности обозначается символом N, а объем выборки - n.

Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам вариант-об их общей совокупности, которая иногда мыслится как совокупность неограниченно большого объема. Основу выборочного метода составляет та внутренняя связь, которая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.

Выборочный метод имеет очевидные преимущества перед сплошным изучением генеральной совокупности, так как сокращает объем работы (за счет уменьшения числа наблюдении) позволяет экономить силы и средства, получать информацию о таких совокупностях, полное обследование которых практически невозможно или нецелесообразно.

Опыт показал, что правильно произведенная выборка довольно хорошо представляет или репрезентирует (от лат. represento-представляю) структуру и состояние генеральной совокупности. Однако полного совпадения выборочных данных с данными обработки генеральной совокупности, как правило, не бывает. В этом и заключается недостаток выборочного метода, на фоне которого видны преимущества сплошного описания генеральной совокупности.

В виду неполного отображения выборкой статистических характеристик (параметров) генеральной совокупности перед исследователем возникает важная задача: во-первых, учитывать и соблюдать те условия, при которых выборка наилучшим образом репрезентирует генеральную совокупность, а во-вторых, в каждом конкретном случае устанавливать, с какой уверенностью можно перенести результаты выборочного наблюдения на всю генеральную совокупность, из которой выборка взята.

Репрезентативность выборки зависит от целого ряда условий и прежде всего от того, как она осуществляется-или планомерно (т. е. по заранее намеченной схеме), или путем непланомерного отбора вариант из генеральной совокупности. В любом случае выборка должна быть типичной и вполне объективной. Эти требования должны выполняться неукоснительно как наиболее существенные условия репрезентативности выборки. Прежде чем обрабатывать выборочный материал, его нужно тщательно проверить и освободить выборку от всего лишнего, что нарушает условия репрезентативности. В то же время при образовании выборки нельзя поступать по произволу, включать в ее состав только те варианты, которые кажутся типичными, а все остальные браковать. Доброкачественная выборка должна быть объективной, т. е. производиться без предвзятых побуждений, при исключении субъективных влияний на ее состав. Выполнению этого условия репрезентативности отвечает принцип рендомизации (от англ. rendom-случай), или случайного отбора вариант из генеральной совокупности. Этот принцип положен в основу теории выборочного метода и должен соблюдаться во всех случаях образования репрезентативной выборочной совокупности, не исключая и случаев планомерного или преднамеренного отбора.

Существуют различные способы отбора. В зависимости от способа отбора различают выборки следующих типов:

случайная выборка с возвратом;

случайная выборка без возврата;

механическая;

типическая;

серийная.

Рассмотрим образование случайных выборок с возвратом и без возврата. Если выборка производится из массы изделий (например, из ящика), то после тщательного перемешивания следует брать объекты случайно, т. е. так, что бы они все имели одинаковую вероятность попасть в выборку. Часто для образования случайной выборки элементы генеральной совокупности предварительно номеруются, а каждый номер записывается на отдельной карточке. В результате получается пачка карточек, число которых совпадает с объемом генеральной совокупности. После тщательного перемешивания из этой пачки берут по одной карточке. Объект, имеющий одинаковый номер с карточкой считается попавшим в выборку. При этом возможны два принципиально различных способа образования выборочной совокупности.

Первый способ - вынутая карточка после фиксации ее номера возвращается в пачку, после чего карточки снова тщательно перемешиваются. Повторяя такие выборки по одной карточке, можно образовать выборочную совокупность любого объема. Выборочная совокупность, образованная по такой схеме, получила название случайной выборки с возвратом.

Второй способ - каждая вынутая карточка после ее записи обратно не возвращается. Повторяя по такой схеме выборки по одной карточке, можно получить выборочную совокупность любого заданного объема. Выборочную совокупность, образованную по данной схеме называют случайной выборкой без возврата. Случайная выборка без возврата образуется в том случае, если из тщательно перемешанной пачки сразу берут нужное число карточек.

Однако при большом объеме генеральной совокупности описанный выше способ образования случайной выборки с возвратом и без возврата оказывается очень трудоемким. В этом случае пользуются таблицами случайных чисел, в которых числа расположены в случайном порядке. Доля того, что бы отобрать, например, 50 объектов из пронумерованной генеральной совокупности, открывают любую страницу таблицы случайных чисел и выписывают подряд 50 случайных чисел; в выборку попадают те объекты, номера которых совпадают с выписанными случайными числами, если случайное число таблицы окажется больше объема генеральной совокупности, то такое число пропускают.

Заметим, что различие между случайными выборками с возвратом и без возврата стирается, если они составляют незначительную часть большой генеральной совокупности.

При механическом способе образования выборочной совокупности, подлежащие обследованию элементы генеральной совокупности отбираются через определенный интервал. Так, например, если выборка должна составлять 50% генеральной совокупности, то отбирается каждый второй элемент генеральной совокупности. Если выборка десяти процентная, то отбирается каждый десятый ее элемент и т. д.

Следует отметить, что иногда механический отбор может не обеспечить репрезентативной выборки. Например, если отбирается каждый двенадцатый обтачиваемый валик, причем сразу же после отбора производят замену резца, то отобранными окажутся все валики, обточенные затупленными резцами. В таком случае необходимо устранить совпадение ритма отбора с ритмом замены резца, для чего следует отбирать хотя бы каждый десятый валик из двенадцати обточенных.

При большом количестве выпускаемой однородной продукции, когда в ее изготовлении принимают участие различные станки, и даже цеха, для образования репрезентативной выборки пользуются типическим способом отбора. В этом случае, генеральную совокупность предварительно разбивают на непересекающиеся группы. Затем из каждой группы, по схеме случайной выборки с возвратом или без возврата отбирают определенной число элементов. Они и образуют выборочную совокупность, которая называется типической.

Пусть, например, выборочным путем исследуется продукция цеха, в котором имеются 10 станков, производящих одну и ту же продукцию. Пользуясь схемой случайной выборки с возвратом или без возврата, отбирают изделия, сначала из продукции, сделанной на первом, затем на втором и т. д. станках. Такой способ отбора позволяет образовать типическую выборку.

Иногда на практике бывает целесообразно пользоваться серийным способом отбора, идея которого заключается в том, что генеральную совокупность разбивают на некоторое количество непересекающихся серий и по схеме случайной выборки с возвратом или без возврата контролируют все элементы лишь отобранных серий. Например, если изделия изготовляются большой группой станков-автоматов, то сплошному обследованию подвергают продукцию только нескольких станков. Серийным отбором пользуются в случае, если обследуемый признак колеблется в различных сериях незначительно.

О том, какому способу отбора следует отдать предпочтение в той или иной ситуации, следует судить, исходя из требований поставленной задачи и условий производства. Заметим, что на практике при составлении выборки часто используют одновременно несколько способов отбора в комплексе.

ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака), определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его величине.

Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных - это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Чтобы избежать ошибок наблюдения, предупредить, выявить и исправить их возникновение, необходимо:

обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить исследование;

организовать специальные, частичные или сплошные контрольные проверки правильности заполнения статистических формуляров;

провести логический и арифметический контроль полученных данных после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации - это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и при несплошном наблюдениях.

В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны только для несплошного наблюдения. Они возникают потому, что отобранная и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит (репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Для выявления и устранения допущенных при регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль собранного материала. Репрезентативности (так же, как и ошибки регистрации) могут быть случайными и систематическими.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении формуляров обследования.

Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы программы наблюдения путем их логического осмысления или путем сравнения полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Примером логического сопоставления могут служить листы переписи населения. Так, например, в переписном листе двухлетний мальчик показан женатым, а девятилетний ребенок - грамотным. Ясно, что полученные ответы на вопросы неверны. Подобные записи требуют уточнения сведений и исправления допущенных ошибок. Примером сравнения могут быть сведения о заработной плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам обращения.

После получения статистических формуляров следует прежде всего провести проверку полноты собранных данных, т. е. определить, все ли отчетные единицы заполнили статистические формуляры и значения всех ли показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности информации является арифметический контроль. Он основывается на использовании количественных связей между значениями различных показателей. Например, если среди собранных данных имеются сведения о численности промышленно-производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в программу статистического наблюдения целесообразно включать показатели, которые дают возможность провести арифметический контроль.

Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического контроля, требуется повторно обратиться к источнику сведений.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

ВЫБОРОЧНОГО МЕТОДА В ИССЛЕДОВАНИИ КЛИЕНТОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Структурные изменения в экономике оказали существенное влияние на занятость населения (увеличился уровень безработицы).

Куда же идут люди, оставшиеся без работы? Сначала каждый пытается устроиться на работу «своими силами». Многие сразу или после безуспешных поисков работы обращаются в органы службы занятости, основной задаче которых является трудоустройство обратившихся в них граждан по специальности с достаточной для каждого оплатой труда, удобно по месту расположения.

Для того чтобы предлагать подходящую работу, необходимо иметь информацию о каждом нуждающемся в трудоустройстве.

Следует отметить целесообразность анализа состава безработных, обратившихся в службу занятости. Результаты анализа будут не только интересны, но и полезны для работы.

Состав и численность обратившихся в службу занятости меняется от месяца к месяцу, от сезона к сезону. Для оценки ситуации и выявления пожеланий безработных можно проводить выборочные обследования. Бесспорным преимуществом выборочного метода являются минимальные затраты времени на получение репрезентативных данных.

Для формирования выборочной совокупности из общего числа обратившихся в службу занятости можно применить типическую выборку, которая предполагает предварительное разделение генеральной совокупности на однородные группы, которые образуются посредством специально проведенной типической, группировки единиц генеральной совокупности или использования имеющихся, естественно сложившихся явлений. В данном случае численность обратившихся за помощью в трудоустройстве можно разделить на мужчин и женщин, выделяя их по уровню образования, специальности, должности и другим признакам и в каждой полученной группе провести отбор, пропорциональный численности групп.

На стадии проектирования рассчитывается объем выборочной совокупности. При отборе единиц пропорционально численности типических групп число наблюдений по каждой группе определяется по формуле:

ni =n*Ni/N,

где

ni- объем выборки для i-й типической группе;

Ni- объем i-й типической группе;

n - общий объем выборки;

N - общих объем генеральной выборки.

После проведения выборочного наблюдения следует рассчитать ошибки выборочных показателей. Для определения предельной ошибки выборки средней величины количественного признака при бесповторном отборе использовании формула:

?x=t??x2/n* (1-n/N)

При этом коэффициент доверия t зависит от вероятности, с которой гарантируется величина предельной ошибки выборки. Рекомендуется принимать доверительную вероятность, равную 0, 997 (t=3). Доверительный уровень вероятности 0, 997 означает, что только в 3-х случаях из 1000 ошибка может выйти за установленные границы.

Для получения дополнительных сведений о безработных в выборочной совокупности можно провести анкетирование. Определяя необходимый круг вопросов надо исходить из цели анкетирования - получения дополнительной информации для трудоустройства с учетом имеющейся профессии и желаний обратившегося в службу занятости. Таким образом, в анкету следует включить вопросы об образовании, профессии, стаже и последнем месте работы. Следует выяснить по результатам анкетирования численность желающих обучаться на курсах с целью повышения квалификации и приобретения новой профессии. Распространив результаты выборочного наблюдения на генеральную совокупность, можно определить численность будущих обучаться - это необходимо для принятия решения о целесообразности организации обучения на курсах и дальнейшем их трудоустройстве. Таким образом, принятие решения об организации учебы возможно на данных анкетирования минимального числа обратившихся в службу занятости.

Если включить в анкету вопрос о требованиях безработного к новой работе, то можно определить сферу, географию, режим работы и другие характеристики желаемой работы. Используя полученные данные, можно сопоставить численность безработных с имеющимися вакантными местами и определить возможность трудоустройства обратившихся в службу занятости.

Наиболее сложным и ответственным этапом составления анкеты является формулировка вопросов. Поэтому вопрос должен соответствовать теме и задачам исследования. Форма вопросов должна ориентироваться на сотрудничество.

Рассмотрим ряд вопросов, которые следует включить в анкету. Для определения уровня квалификации ставится вопрос об уровне специальной и общей подготовки, квалификационных разрядах и категориях, стаже работы. Для более подробной характеристики можно включить вопросы о владении иностранными языками, о навыках работы с ПЭВМ.

Анализ социальной структуры безработицы предлагает выявление структуры безработных по основным социальным слоям и группам, по уровню доходов.

Выбор нового места работы, помимо отмеченных факторов, зависит и от состояний здоровья. В этой связи ставится вопрос и о том, имеются ли ограничения к работе по состоянию здоровья.

Проведенный анкетный опрос обратившихся в службу занятости граждан позволил получить информацию о состоянии рынка рабочей силы в Чебоксарах.

Состав рынка рабочей силы

Наименование групп

Процент

1

Высвобожденные работники

24, 4

2

Уволенные по собственному желанию

39, 3

3

Выпускники общеобразовательных школ, вузов, средних специальных заведений, профтехучилищ

12, 4

4

Механический прирост населения

10, 8

5

Уволенные из рядов вооруженных сил

4, 6

6

Незанятое население

3, 8

Освобожденные из мест лишения свободы

1, 9

7

Женщины, вышедшие из трехлетнего отпуска по уходу за ребенком

2, 8

Итого

100

Основная доля выпадает на уволенных по собственному желанию и попавших под сокращение. Чаще всего причиной увольнение является очень низкая заработная плата, а также сокращение заработной платы. Вследствие длительного нахождения в отпусках без сохранения заработной платы (в административных отпусках).

Безусловно, информация о причинах безработицы необходима для эффективной работы органов службы занятости и в определенной мере мажет способствовать подбору работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого.

По результатам анкетирования выяснились некоторые различия по уровню образования среди мужчин и женщин.

Распределение респондентов по образованию и полу

Пол

Образование

Мужчины,

%

Женщины,

%

Высшее

10, 34

16, 2

Среднее специальное

15, 52

33, 1

Среднее общее

58, 62

47, 89

Неполное среднее

15, 52

2, 81

Итого

100

100

Основную часть безработных составляют лица с общим средним образованием, следовательно, возможности трудоустройства данной категории будут определятся и требованиями к образованию.

По данным опроса почти половина обратившихся в службу занятости (40, 5%) владеют двумя, а некоторые и большим количеством профессий. Вместе с тем на вопрос: «Хотите ли Вы иметь другую (дополнительную) специальность?» положительно ответили 61, 5% респондентов. В основном это молодые люди, средний возраст которых 29 лет, изъявившие желание обучаться новым профессиям на курсах по направлению службы занятости. При определении своего будущего места работы каждый человек сопоставляет свои физические возможности с фактической нагрузкой на предлагаемой работе. В связи с этим в нашей анкете ставился вопрос о состоянии здоровья, ответы на который представлены ниже:

Распределение респондентов по состоянию здоровья.

Пол

Оценки здоровья

Все респонденты,

%

в том числе

мужчины

женщины

Здоров

71

79, 3

67, 6

Практически здоров

10, 5

3, 5

13, 4

Имеют ограничения к некоторым видам работ

18, 5

17, 2

19, 0

Итого

100

100

100

Данные о состоянии здоровья - это еще один из многочисленных факторов, который определяет выбор места работы.

Таким образом, выборочный метод, и в частности анкетирования безработных, позволяет получать самую разнообразную информацию в короткие сроки и с наименьшими затратами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Математическая статистика. Учебник для техникумов. /Под ред. А. М. Длина, - М.: «Высш. школоа», 1975.

Лакин Г. Ф. Биометрия. Учебное пособие для университетеов и педагогических институтов, - М.: «Высш. школоа», 1973.

Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. Учебное пособие для университетеов, - М., 1979.

Румянцев Д. Московская коллекция REFERATS (SD ROM), - М., 1997.


Описание предмета: «Статистика»

СТАТИСТИКА (от итал. stato, позднелат. status — государство) -1 ) вид общественной деятельности, нацеленной на получение, обработку и анализ информации, отражающей количественные закономерности жизни общества во всем ее многообразии в органической связи с ее качественным содержанием; 2) важная отрасль общественных наук, в которой рассматриваются общие вопросы измерения и анализа массовых количественных отношений и взаимосвязей[5]. В узком смысле слова статистика. трактуется как совокупность сведений о каком-либо явлении или процессе. В естественных науках понятие статистики означает анализ массовых явлений, базирующийся на использовании методов теории вероятностей. Статистическая практика зародилась с возникновением государства. Но как наука статистика появилась позже. Ее истоки заложены в политической арифметике английских ученых У. Петти и Дж. Граунта. Однако в тот период статистика. не отделялась от политической экономии и других социально-экономических наук.

Предметом статистической науки являются количественные закономерности, количественная сторона массовых общественных процессов и явлений, которые она изучает в неразрывной связи с их качественной стороной, в конкретных условиях места и времени.

Литература

  1. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 480 с.
  2. А.М. Годин. Статистика. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 460 с.
  3. Е.М. Четыркин, Н.Е. Васильева. Выборочные методы в аудите. – М.: КноРус, 2010. – 136 с.
  4. Ю.Н. Орлов, К.П. Осминин. Нестационарные временные ряды. Методы прогнозирования с примерами анализа финансовых и сырьевых рынков. – М.: Либроком, 2011. – 384 с.
  5. А.М. Годин. Статистика. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 460 с.
  6. В.М. Гусаров, С.М. Проява. Общая теория статистики. – М.: Юнити-Дана, 2008. – 208 с.
  7. Е.И. Куликов. Прикладной статистический анализ. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2008. – 464 с.
  8. Дмитрий Письменный. Конспект лекций по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – 288 с.
  9. Э.К. Васильева, М.М. Юзбашев. Выборочный метод в социально-экономической статистике. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2010. – 256 с.
  10. А.М. Годин. Статистика. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 452 с.
  11. Т.Ю. Ковалева. Практикум по теории статистики. – М.: КноРус, 2012. – 376 с.
  12. Ю.Н. Орлов, К.П. Осминин. Методы статистического анализа литературных текстов. – М.: Либроком, 2012. – 312 с.
  13. Владимир Яковлев. Методы биометрической обработки данных в Microsoft Excel. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 252 с.
  14. Н.Е. Васильева, Е.М. Четыркин. Выборочные методы в аудите. Учебно-практическое пособие. – М.: КноРус, 2016. – 132 с.
  15. Т.Е. Зерчанинова. Социология. Методы прикладных исследований. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 208 с.
  16. Т.Е. Зерчанинова. Социология. Методы прикладных исследований. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2017. – 208 с.
  17. Е.Л. Могильчак. Методика социологического исследования. Выборочный метод. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 118 с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Математические методы в психологии
Психология
Реферат
11 стр.
Сущность выборочного метода. средняя ошибка выборки и методы ее расчета
Статистика
Реферат
10 стр.
Диагностика воспитательной работы в классе как функция классного руководителя
Педагогика
Курсовая работа
38 стр.
Сущность выборочного метода. средняя ошибка выборки и методы ее расчета
Статистика
Реферат
11 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Елена, 26.05
Вчера защитилась на оценку хорошо! Спасибо Вам за оказанную помощь!