Написать рефераты, курсовые и дипломы самостоятельно.  Антиплагиат.
Студенточка.ru: на главную страницу. Написать самостоятельно рефераты, курсовые, дипломы  в кратчайшие сроки
Рефераты, курсовые, дипломные работы студентов: научиться писать  самостоятельно.
Контакты Образцы работ Бесплатные материалы
Консультации Специальности Банк рефератов
Карта сайта Статьи Подбор литературы
Научим писать рефераты, курсовые и дипломы.


Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Особенности развития речи на втором году жизни

Психолингвистика

Второй год жизни ребенка имеет свои особенности, вытекающие из объективных предпосылок возраста: малыш начинает ходить, говорить, овладевает способами действий с предметами. В его поведении все отчетливей прослеживаются элементы преднамеренности и осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы (к двум годам в 2, 5 раза увеличивается площадь коры головного мозга, регулирующей формирование произвольных действий, речи, мышления, памяти, воображения; в 5 раз увеличивается вес мозжечка, контролирующего координацию движений); к концу второго года жизни поведение ребенка начинает регулировать словом. Возможность самостоятельно перемещаться в пространстве создает предпосылки для дальнейшего активного ознакомления с окрыжающим и накопления собственного опыта. (Особенности первого полугодия второго года жизни заключаются именно в этом.) Интенсивно развивается понимание речи, т. е. пассивный словарь. В период от первого ко второму полугодию уже наблюдается качественный скачок от понимаемой речи к активной. Однако динамика нарастания активного словаря неравномерна. В начале второго года жизни ребенок говорит примерно десять простых слов («мама», «папа», «няня», «дядя», «гага», «дай-дай», «ам-ам», «на-на», «топ-топ», «тик-тик», «так-так», «бах!» и т. п.). Это так называемые лепетные слова. К двум годам словарь увеличивается до 300 и более слов т. е. в 30 раз. Но понимание значительно опережает активную речь, что вполне закономерно. Интенсивно развивающееся понимание речи, расширение практического опыта создают предпосылки для использования фольклорных произведений в педагогике раннего детства. Умело используемые произведения народного поэтического творчества способствуют развитию ориентировки в окружающем; иными словами, познавательно развивают ребенка. В исследовании Л. Павловой о изучении влияния фольклора на развитие ребенка проходило параллельно с ориентировочной активностью детей. Данные показали: начальные знания об окружающем, как бы ни был мал ребенок, в первую очередь связаны с познанием человека: человек и его действия, затем виды деятельности. Предметы окружающей действительности познаются непосредственно, усваивается функциональное назначение предметов, закрепленное общественно-исторической практикой. Именно поэтому ребенок спрашивает: «Что это?», «Что с этим (предметом) можно сделать?», «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Именно этот факт и объясняет уже в начале второго года жизни то обстоятельство, что ребенок накапливает впечатления не калейдоскопично, а в определенной системе. Сложный путь его познавательного развития лишь только начинается, и произведения народного поэтического творчества помогут ему в этом. Но если ребенок первого года жизни «идет» на речевой и эмоциональный контакт со взрослым, реагируя в основном ситуативно на интонционную выразительность фольклорного произведения, то на втором году жизни особую роль начинает играть понимание текста. Ведь художественное произведение рассчитано на образное восприятие читающего и слушающего. Произведение воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности. Описываемая ситуация создается в воображении посредством художественного слова. Если иметь в виду ребенка одного-двух лет, то ясно: у него еще не сформировалось такое восприятие. Следовательно, исследуя эту тематику, мы должны были четко определить, какие фольклорные произведения доступны восприятию малышей? Как они начинают понимать не только общее содержание по ситуации (что имеет место уже на первом году), но и текст первых песенок, потешек, стихав? Постановка не случайна. Дело в том, что возникновение такой способности у ребенка говорит о значительных успехах не только в развитии понимания речи взрослых, но и о том, что он начинает воспринимать речь в художественной форме. Второе направление экспериментальной работы Л. Павлова связывала непосредственно с фольклористикой, т. е. с анализом содержания народных произведений. Следовало провести параллели между конкретными возможностями детей этого возраста в познании окружающего и возможностью воспринять (или закрепить) эти знания через художественное слово. Как показали данные, эта способность формируется у ребенка на протяжении второго и даже третьего года жизни при условии соблюдения следующих принципов. Во-первых, в содержании текста должны быть отражены стороны жизни, события, яркие впечатления, бывшие в опыте ребенка, или те, которые можно воспроизвести, с тем чтобы кокретизировать какие-то значимые стороны его жизни (что особенно важно для первого полугодия). Во-вторых, следует осуществлять системный подход в ознакомлении с окружающим с ориентировкой на человека, его действия в различной деятельности, например в быту (умывание, одевание, прием пищи), в труде (шитье, стирка), в художественном (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах). В-третьих, в методике необходимо сочетать чтение поэтапное и прослушивание текста с синхронным инсценированием - широкое применение принципа наглядности. В-четвертых, по возможности, активное, действенное участие детей в ходе инсценирования и прослушивания текста. 5. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ Что же доступно пониманию ребенка второго года жизни в окружающем, что могло бы найти затем отражение при прослушивании текста? Системный подход (через приоритетную ориентацию на первые знания о человеке) позволил высветить внутренние зависимости в развитии понимания и предметной деятельности, и животного, и растительного мира, явлений общественной жизни и природы. Дело в том, что на втором году жизни практическое взаимодействие с окружающим значительно расширяется, что создаем объективные предпосылки для более активного познания окружающего мира. Разумеется, эти первые знания еще элементарны и возникают на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Но здесь важно то, что они приходят к ребенку через познание человека. Так, например, малыш уже в начале второго года жизни сознательно называет окружающих взрослых по их социальному статусу в его бытовой жизни («мама», «папа», «баба», «деда», «тетя», «дядя»); во втором полугодии жизни он уже различает их в соответствии с возрастом и полом («тетя», «дядя», «бабушка», «дедушка», «девочка», «мальчик»). С помощью взрослых ребенок очень скоро усваивает особенности человека: все люди имеют глаза, ноги, руки, рот, уши. По сути дела, называя эти части тела, взрослый в элементарной форме знакомит ребенка со строением человека. Малыш запоминает названия частей тела и правильно их показывает. Как бы ни были просты первые знания, но они фундаментальны по своей непреходящей значимости. Малыш начинает осознавать эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался). Поэтому уже на втором году жизни необходимо обращать внимание на душевные проявления самого ребенка и окружающих его взрослых и сверстников, соотнося их с конкретной ситуацией, с результатом действий или событий. Постепенно к ребенку приходит и понимание физического состояния человека (боль, жажда, усталость, голод), суть его желаний (хочется есть, спать). Конечно, в этот период жизни они познаются через собственные ощущения комфорта или дискомфорта, вне связи с причиной и следствием. Следующий важнейший этап в освоении окружающего - понимание направленности действий человека. Представления эти возникают сначала в процессе наблюдений, затем и участия в различных видах деятельности, организуемой взрослым (бытовой, игровой, элементарной трудовой, художественной). Знакомясь с отдельными действиями людей, ребенок обязательно соприкасается с предметами, характерными для того или иного вида деятельности. Функциональная направленность окружающей предметной среды формирует социальный опыт, активизирует мышление, память. Продолжающееся ознакомление с окружающим миром происходит в сравнении и в первых наивных обобщениях на фоне начальных элементарных знаний о себе и людях. Так, например, все животные, оказывается, имеют как и люди, глаза, рот, уши. Они ходят, едят, пьют. Неслучайно в этот период жизни малыши любят игрушки, изображающие животных, которые стилизованы под человека (ребенка), - слоник в фартучке, мишка в штанишках, свинка в платьице и т. п. Анализ народных произведений для маленьких показал: их тематика в своей основе раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста. В произведениях описываются действия человека (ребенка), связанные с поддержанием его жизнедеятельности (прием пищи, сон, мытье), т. е. отражены фрагменты жизни самого ребенка, обращается внимание на заботу о ребенке, желание доставить ему удовольствие от приема пищи, акцентируется внимаение на вкусовых свойствах каши, оладушек, пряничков, калачей, бараночек, орешков и т. п. Это немаловажно в воспитании ребенка (начала второго года жизни), когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку, овладевает важнейшим навыком приема пищи. Ведь все связано с его здоровьем, его благополучным ростом, поэтому овеяно заботливой добротой. Уж я Танюшке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький. Или: Надо кашу варить, Сашу кашкой кормить. Овладевание бытовыми процессами также закрепляет и уточняет знания ребенка о человеке и его действиях (умывание, одевание). Для малыша второго года жизни эти процессы представляют значительный интерес, так как он впервые овладевает ими. Взрослый передаем ребенку радость и бодрость, которые дарит человеку вода, эмоционально обыгрывая самые простые, обыденные ситуации. Водичка, водичка, Умой Тане (Маше) личико, Чтобы щечки краснели, Чтобы глазоньки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Или: Вода текучая, Дитя растучее. C гуся вода, С дитя худоба! Вода книзу, А дитя кверху. Чтение вначале следует приурочить к процессу умывания самого ребенка, а затем повторить с показом уьывания куклы («ляли»), а по прочтении спросить: «Где у ляли глазки? А у тебя где глазки?» И здесь неоценимую помощь окажут потешки, присказки, прибаутки, в которых обращается внимание ребенка к собственной персоне. Вот, например: Глазки, глазки, что вы делали? - Смотрели! А, вы, ушки, что делали? - Слушали! А, вы, ножки, ножки, что делали? - Ходили! Овладение ходьбой - эпохальное событие в жизни ребенка. Вот почему так важно оценить действия малыша, скажем, такими стихами. Катя, Катя, маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой. Или: Заинька, походи, Серенький, походи, Вот так, вот сяк походи Вот так, вот сяк походи! Чтение стихов, прибауток («Большие ноги - шли по дороге, маленькие ножки - бежали по дорожке») можно соединить не только с реальной ситуацией хождения, но и разыграть ее с двумя разными по величине куклами. Полезны потешки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание сопричастности со всем, что его окружает. Вот, например: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька хороший. Коленька пригожий. Он по лугу едет Луга зеленеют. К садам подъезжает Сады расцветают и т.д. Или: В светлом теремочке Выросла Лизуша! Люди ее любят, Все ее голубят. Потешки помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности. Особенно это важно в условиях общественного воспитания. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя. У него обязательно возникнет желание обнять его, погладить, поцеловать. Взрослому следует высоко ценить такие душевные порывы и с горячностью откликаться на них, потому что доверие к старшему свидетельствует о глубинных чувствах, которые врспитателю посчастливилось взлелеять в малышке. Все окружающие ребенка предметы уже на втором году его жизни выступают перед ним в связи с человеком и его деятельностью. Так малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Вот почему полезно подбирать произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек: Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухари толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках Избушку метет. Заметим: ребенок не знает о месте и роли животных в жизни человека; животные действуют в произведениях на равных, как люди, кисонька-мурысенька едет на меленку, котик идет на торжок, курочка метет избушку или идет за водичкой, сорока варит кашу и т. п. Так, постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне («Вот и люди спят, вот и звери спят»; «Вот и ночь пришла, темноту привела. Заснул петушок, запел сверчок»). Обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту, ласку. Что значит заботиться о животном, малыши еще не понимают, но эмоционально чувствуют общий колорит гуманного отношения человека ко всему живому: Уж как я свою коровушку люблю, Свежей травкой я Буренушку кормлю, Ты иди, моя коровушка, домой, Напою тебя водою ключевой. Несколько слов о потешках на тему о явлениях природы, растениях, временах года. Малышам еще недоступно осознание смены времен года с погодными явлениями. Природа как особая область познания еще не выступает во всем ее многообразии. Взаимосвязь между явлениями природы возникает чисто зрительно. Но тем не менее ребенок ситуативно познает метаморфозы вчерашнего и сегодняшнего дня, откливается «сиюминутно» на солнышко, на ветер, снег, дождь («Радуга-дуга! Высока и туга»; «Ах, ты, зимушка-зима! Ты с морозами пришла»; «Травка-муравка со дна поднялась»; «Закатилось красное солнышко за темные леса»; «Вот и ночь пришла, темноту привела»). Однако олицетворение природы, наделение ее человеческими чертами помогает самым маленьким, правда, еще очень условно, выстаивать часто видимые явления в ряд. Закономерность их осознается значительно позже («Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще!»). К концу второго года необходимо учить малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки откроют новую страницу эмоциональной жизни ребенка. При этом важно учитывать: на втором году малыш не дифференцирует реальное и сказочное. (Может быть, поэтому впечатления детства особенно ярки и остаются на всю жизнь). Знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают разностороннее воздействие на воспитание ребенка.


Описание предмета: «Психолингвистика»

Психолингвистика, наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний. Возникла в 50-х гг. 19 в. как реакция на появление практических задач, для решения которых оказался недостаточным аппарат лингвистики и традиционной психологии (социальное воздействие при помощи речи, инженерно-психологические задачи, интенсификация обучения неродному языку и т.п.).

Психолингвистика (иногда называемая также теорией речевой деятельности) рассматривает речь как один из видов целенаправленной деятельности человека, подчиняющейся общим закономерностям организации деятельности. Основные направления исследования - модели грамматического порождения высказываний (А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова, И. А.

Зимняя, Е. М. Верещагин), механизмы восприятия и понимания семантической стороны речи, а также вообще закономерности семантической организации языковой способности человека (А. А. Брудный, А. П. Клименко и др.); вероятностная организация восприятия речи (P. М. Фрумкина и др.). Интенсивно разрабатываются проблемы психологии общения, закономерностей строения цельного и связного текста. Основные области практического применения - обучение иностранному языку, инженерная и космическая психология, детская речь, проблемы речевого воздействия (радио, ораторская речь и т.д.).

В зарубежной психолингвистике представлено несколько направлений: а) необихевиористическое, лидером которого в США является Ч. Осгуд; б) основанное на теории порождающих грамматик Н. Хомского и возглавляемое американским психологом Дж. Миллером; в) направление, ответвившееся от предыдущего и стремящееся к синтезу достижений - миллеровской П. и классической европейской психологии - Р. Румметвейт (Норвегия), Дж. Флорес д 'Арке (Италия), В. Левелт (Нидерланды), Дж. Мортон (Англия). П. интенсивно развивается также в Канаде, ФРГ, Австрии, Японии.

[БСЭ]

Литература

  1. О.А. Красильникова. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. – М.: КАРО, 2005. – 176 с.
  2. Н.В. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л`]. – М.: Академия Развития, 2006. – 64 с.
  3. Ежегодник газеты "Речь" на 1915 год. – М.: Редакция газеты "Речь", 1915. – 606 с.
  4. М.И. Шишкова. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2013. – 88 с.
  5. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2014. – 272 с.
  6. Г.Я. Затулина. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.
  7. Г.Я. Затулина. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 160 с.
  8. А.Далидович, Т.Мазаник, Н.Цивилько. Годовой курс занятий для детей 1-2 лет. – М.: Эксмо, 2014. – 224 с.
  9. А.Г. Зикеев. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи. – М.: Владос, 2014. – 432 с.
  10. Виталий Деревцов. Последствия анемии беременных у новорожденных на первом году жизни. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 108 с.
  11. Гульфира Гареева. Особенности развития башкирской прозы второй половины ХХ века. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 140 с.
  12. А.С. Матвеева, Н.Н. Яковлева. Развитие речи. 3-4 года. Учусь говорить. – М.: АСТ, 2016. – 80 с.
  13. Елена Бурак. Развитие речи. – М.: Проф-Пресс, 2016. – 16 с.
  14. Елена Бурак. Я учусь! Развитие речи (+ наклейки). – М.: Проф-Пресс, 2017. – 20 с.
  15. О.А. Новиковская. Малыш учится говорить. Раннее развитие речи от 1 года до 3 лет. – М.: АСТ, 2017. – 128 с.
  16. Елена Бурак. Развитие речи. Для детей от 4 до 5 лет. – М.: Проф-Пресс, 2018. – 16 с.
  17. Елена Бурак. Развитие речи (+ наклейки). – М.: Проф-Пресс, 2016. –  с.


Образцы работ

Тема и предметТип и объем работы
Формирование навыков самообслуживания у младших школьников с нарушенным слухом
Педагогика
Диплом
88 стр.
Экологическое воспитание умственно отсталых учащихся
Педагогика
Диплом
114 стр.
Развитие семьи и семейная политика в современной России
Гражданская оборона
Диплом
128 стр.
Механизмы эффективного руководства образовательной организацией используя потенциал лидерства
Муниципальное право
Другое
165 стр.



Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.

Внимание!

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Контакты
marina@studentochka.ru
+7 911 822-56-12
с 9 до 21 ч. по Москве.
Поделиться
Мы в социальных сетях
Реклама



Отзывы
Слава
Добрый вечер! Спасибо Вам за консультацию на тему "Групповая правовая жизнь" ! Замечательная работа после вашего сопровождения, никаких претензий не возникло! Лилия, не подскажите, сколько будет стоить сопровождение работы с теми же требованиями по теме, указанной в теме письма? Объем страниц другой - 30-35 страниц. Жду от Вас ответа, и еще раз благодарю за консультацию на тему "Групповая правовая жизнь"!