Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.
Семья и бракСемейное право
1. Обзорный анализ произведения Ф. ЭНГЕЛЬСА Происхождение семьи, частной собственности и государства; гл. 2 - Семья (К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС Избранные произведения в трех томах, Том 3. - М., 1970)
Рассматривая вопрос о происхождении государства, Ф. Энгельс закономерно углубился в вопросы становления рода и семьи. Поскольку именно семья была той первой социальной ячейкой, из которой затем развился род, клан и т. п., разросшиеся позднее в целые социальные слои образовавшие государство. И именно семья, являла и являет собою некую обобщенную модель действующего государственного строя.
Какие же этапы развития семьи выделяет Энгельс? Обозначим их коротко в виде схемы:
1. Дикость
Групповой брак:
1. Кровнородственная семья
2. Пуналуарная семья
2. Варварство
Парный брак
3. Парная семья
3. Цивилизация
Моногамный брак
4. Моногамная семья
В качестве пояснения к таблице, приведем цитату самого же Энгельса:
Итак, мы имеем три главные формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный брак, цивилизации - моногамия, дополняемая нарушением супружеской верности и проституцией. Между парным браком и моногамией на высшей ступени варварства вклинивается господство мужчин над рабынями и многоженство. (В качестве комментария надо подчеркнуть, что Фридрих Энгельс на протяжении почти всей главы выставляет мужчин как каких-то паразитирующих (в моральном плане) на семье рабовладельцев).
Разворачивая данную схему, поясним суть каждого вида семьи:
Групповой брак имел множество форм. Изначально он представлял собой некое человеческое стадо, в котором все женщины и все мужчины принадлежали друг другу, включая ближайших родственников (как-то братья и сестры, дети и родители). Далее возникла т. н. кровнородственная семья, где половые отношения допускались только в пределах своего поколения. Таким образом, было наложено частичное табу на инцест, однако братья и сестры по-прежнему являлись мужьями и женами друг для друга. Повинуясь естественному отбору, кровнородственная семья переродилась в пуналуарную семью, где табу было наложено так же и на браки между братьями и сестрами. Единственным моментом, не позволяющим говорить об исключении всякого инцеста, было то, что родство определялось только по материнской линии, т. к. только оно было очевидным (кстати, некоторые современные папуасские племена до сих пор не проводят параллели между половым актом и рождением ребенка).
Далее, на поздних этапах дикости и на ранних этапах варварства возникает следующая за пуналуарной, форма семьи - парная. Такая семья заложила основы для будущей моногамной формы брака. Вопреки своему названию, эта форма семьи допускала многоженство, однако предполагала верность со стороны женщины. Муж и жена жили в более-менее моногамной паре и имели равное право на расторжение брака. Т. е. мы видим, что основное отличие парной семьи от пуналуарной состояло в том, что здесь уже все девушки не могли принадлежать всем мужчинам, не являющимся им родственниками, и наоборот, а должны были образовывать моногамные пары.
Энгельс считает, что именно на этой стадии семьи зародилось понятие рода. Хотя, он по прежнему ведется по материнской линии и предполагает матриархат или близкий к нему общественный строй.
По мере развития цивилизации, происходило накопление богатств и возникновение частной собственности. Поскольку основным добытчиком этой собственности был мужчина, то он же автоматически и являлся ее хозяином. Таким образом, дети, будучи наследниками матери, не могли наследовать отца. В связи с этим появилась необходимость в возникновении моногамной семьи, которая предполагала господство мужа с целью рождения детей, происхождение которых не подлежит сомнению, для передачи им наследства. Так, отмечает Энгельс, мужчина превратил женщину в свою рабыню и главную служанку, и приводит в качестве доказательства положение жен в Древней Греции, Риме и т.д.
В качестве резюме хотелось бы привести следующий отрывок:
Таким образом, в бесчисленном множестве случаев заключение брака до самого конца средних веков оставалось тем, чем оно было с самого начала, - делом, которое решалось не самими вступающими в брак. Вначале люди появлялись на свет уже состоящими в браке - в браке с целой группой лиц другого пола. В позднейших формах группового брака сохранялось, вероятно, такое же положение, только при все большем сужении группы. При парном браке, как правило, матери договариваются относительно браков своих детей; и здесь также решающую роль играют соображения о новых родственных связях, которые должны обеспечить молодой паре более прочное положение в роде и племени. А когда с торжеством частной собственности над общей и с появлением заинтересованности в передаче имущества по наследству господствующее положение заняли отцовское право и моногамия, тогда заключение брака стало целиком зависеть от соображений экономического характера. Форма брака-купли исчезает, но по сути дела такой брак осуществляется во все возрастающих масштабах, так что не только на женщину, но и на мужчину устанавливается цена, причем не по их личным качествам, а по их имуществу. В практике господствующих классов с самого начала было неслыханным делом, чтобы взаимная склонность сторон преобладала над всеми другими соображениями. Нечто подобное встречалось разве только в мире романтики или у угнетенных классов, которые в счет не шли.
Эта цитата очень хорошо иллюстрирует взгляды Энгельса на становление и развитие брака, а так же его классовую предубежденность, которую дальше он развивает в полную юношеского максимализма утопию:
Полная свобода при заключении браков может, таким образом, стать общим достоянием только после того, как уничтожение капиталистического производства и созданных им отношений собственности устранит все побочные, экономические соображения, оказывающие теперь еще столь громадное влияние на выбор супруга. Тогда уже не останется больше никакого другого мотива, кроме взаимной склонности.
...Поэтому, как только отпадут экономические соображения, вследствие которых женщины мирились с этой обычной неверностью мужчин, - забота о своем собственном существовании и еще более о будущности детей, - так достигнутое благодаря этому равноправие женщины, судя по всему прежнему опыту, будет в бесконечно большей степени способствовать действительной моногамии мужчин, чем полиандрии женщин.
Мы теперь уже, спустя сто лет и пережив социалистические революции в ряде стран, можем отчетливо проследить, что Энгельс сделал черезмерный упор на социально-экономические факторы, при этом совершенно упустив индивидуально-психологические, духовные и культурные.
Выражение Моргана - «Семья - это активное начало. Она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей». - Энгельс весьма тонко переиначил под аргумент своей теории, всего-навсего упустив из виду, что под развитием общества нельзя понимать только его социально-экономическую структуру. Сюда так же относится и система ценностей, которая определяет духовность и культуру общества, и которая развивается совсем по другим законам.
Морган оказался прав усмотрев в дальнейшем развитии моногамной семьи приближение к полному равноправию полов, однако теперь стоит еще раз задаться вопросом, какие факторы оказали доминирующее влияние: социально-экономические или социально-психологические? И почему по сей день наряду со свободной западной женщиной существует ограниченная жесткими рамками восточная?
Описание предмета: «Семейное право»Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них
имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей
в семью на воспитание.
Семейная жизнь – исключительно особая, интимная область человеческих взаимоотношений, которые не в полном
объеме могут регулироваться нормами права. И все же развитие семьи, ее благополучие настолько важны для
стабильности общества и государства, что оно стремиться урегулировать семейные правоотношения. Новое российское
семейное законодательство имеет главной целью укрепление семьи и защиту прав всех членов семьи и каждого
отдельного ее члена. Семейный кодекс России гарантирует охрану семейных прав граждан, запрещает чье-либо
произвольное вмешательство в дела семьи, прописывает правовые механизмы выполнения гражданами семейных
обязанностей.
Основными принципами семейного права являются добровольность брачных отношений, единобрачие, равенство прав
супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а
также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.
В отличие от социологии, которая определяет семью как союз лиц, основанный на браке и родстве или принятии
детей на воспитание, и характеризуется общностью интересов, взаимной заботой друг о друге, юриспруденция
трактует семью исключительно как правовую связь членов семьи, которые являются субъектами семейных
правоотношений. К членам семьи относятся муж и жена, состоящие в браке, зарегистрированном в установленном
законом порядке, дети и другие родственники, имеющие, как правило, общих предков, усыновители и усыновленные,
мачехи, отчимы, падчерицы и пасынки и др.
Объектами семейных правоотношений являются действия членов семьи или вещи. Например, развод супругов или
лишение кого-либо из супругов, а равно обоих, родительских прав, или же вопрос о собственности
несовершеннолетнего на часть приватизируемого жилища и т.п.
Литература - В.Ю. Бельский, А.И. Кравченко, С.И. Курганов. Социология для юристов. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. – 400 с.
- В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2009. – 608 с.
- И.Е. Лукьянова, Э.М. Прохорова, Л.П. Шиповская. Семьеведение. – М.: Инфра-М, 2010. – 272 с.
- Ю.И. Семенов. На заре человеческой истории. – М.: Мысль, 1989. – 318 с.
- Александр и Юлия Свияш. Советы брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться. – М.: АСТ, Астрель, 2004. – 340 с.
- Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. Семейное воспитание и социальная работа. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 292 с.
- Ю.И. Семенов. Происхождение брака и семьи. – М.: Красанд, 2010. – 312 с.
- И.О. Абдуллаев. Супружество и интимная жизнь мусульман. Жизнь в браке. – М.: Диля, 2011. – 352 с.
- Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. Семейное воспитание и социальная работа. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.
- И.П. Удилова, И.И. Петрова. Как выйти замуж и остаться там. 21 шаг для привлечения достойного мужчины в свою жизнь!. – М.: ИГ "Весь", 2015. – 192 с.
- И.П. Удилова, И.И. Петрова. Как выйти замуж и остаться там. 21 шаг для привлечения достойного мужчины в свою жизнь! (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2015. – 384 с.
- И.Е. Лукьянова, Э.М. Прохорова, Л.П. Шиповская. Семьеведение. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.
- Семира и Виталий Веташ. Браки богов. Астропсихология любви (комплект из 2 книг). – М.: ИГ "Весь", 2016. – 544 с.
- Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. – М.: , 2017. – 310 с.
- Семира и Виталий Веташ. Браки богов. Астропсихология любви. – М.: ИГ "Весь", 2016. – 272 с.
- О.В. Сивочалова, О.И. Линева, М.А. Фесенко, Е.Ю. Громова. Охрана репродуктивного здоровья и планирование семьи. Учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 328 с.
- Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова, И.А. Можаровская, Е.Н. Юрасова. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 266 с.
Образцы работ
Задайте свой вопрос по вашей проблеме
Внимание!
Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные
только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать
указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация
сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения
на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.
Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности
и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов,
чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания
авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.
|